Источники терминов права

Экономические источники права

Определение 1

Под таким определением, как экономические источники права, подразумеваются самые разносторонние формы, которые используются с целью выражения определенных правовых норм. Эти правовые нормы позволяют регулировать правовые отношения, которые происходят между различными субъектами экономического и торгового сотрудничества.

Стоит отметить, что экономическими источниками права являются следующие аспекты:

  • Международный договор.
  • Общие принципы российского права.
  • Международные обычаи.
  • Межправительственные конференции, а также их решения.
  • Межправительственные организации, а также их решения.

На территории Российской Федерации основными экономическими источниками права являются двусторонние и многосторонние договоры, позволяющие регламентировать не только различные экономические права, но и экономические отношения. Соответственно, отношения могут формироваться внутри и за пределами государства. Договоры же могут быть направлены на решение инвестиционных, торговых, кредитных, таможенных и прочих прав.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Экономические источники права 470 руб.
  • Реферат Экономические источники права 230 руб.
  • Контрольная работа Экономические источники права 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Нормы экономических источников права

Нормы экономического права, прежде всего, направлены на определенные этапы содействия. Данное содействие выражено следующими правовыми основами:

  • Беспрепятственное осуществление различными государственными структурами определенных суверенных экономических отношений.
  • Экономический рост на территории всего земного шара.
  • Равноправное сотрудничество всех государств и территории земного шара.

Для современных экономических источников права характерны три основных принципа:

  • во-первых, это принцип международного права;
  • во-вторых, это принципы международного права на общем уровне;
  • в-третьих, это специальные международные экономические права.

Что касается специальных международных экономических источников права, то они характеризуются следующими особенностями:

  1. Неотъемлемый суверенитет определенного государства над различными национальными ресурсами и богатствами определенной страны.
  2. Особенность, которая касается свободы выбора и процессов организации определенных и применяемых внешнеэкономических связей.
  3. Взаимная выгода и установленное равенство.
  4. Особенность, которая выражается в процессах сотрудничества в сфере науки, торговли, техники и экономики, а также их непосредственное развитие.

Замечание 1

Современные нормы экономических источников права на территории Российской Федерации также определяются установленными договорными принципами. Такие принципы действуют в отношении взаимоотношений между государством и теми гражданами, которые взяли на себя договорные обязательства.

Субъекты норм экономического права

Субъектами норм экономического права, которые существуют и являются признанными на территории Российской Федерации, можно считать два направления:

  • Государство.
  • Международные организации.

Довольно часто в таких отношениях могут быть использованы как публичные лица, так и само государство и его государственные образования. Нормы экономического права образуются в результате исторических аспектов, общественного мнения и под воздействие внешних и внутренних факторов. Довольно часто изменениям подвергаются именно источники экономического права в результате внешнего давления со стороны: политического, экономического и культурного направления. Внутренние изменения могут происходить в результате выборного процесса, политического переворота и прочих формальностей, которые включают в себя общественные отношения.

А. Т. Кашенов. Нормативный договор как источник конституционного права.

Глава XVII устанавливает особенности заключения и расторжения соглашения о сервитуте, регламентирует отношения сторон по сделке. По смыслу ст. 274 сервитут может устанавливаться не только для прохода и проезда, но и для прокладки (строительства) трубопроводов, линий электропередачи, связи. Ст. 274 закрепляет принцип платности осуществления права сервитута. Если иное не будет установлено в специальных актах земельного законодательства, то цена соглашения о сервитуте должна определяться по правилам ч.З ст. 424.

В настоящее время для строительства магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи земля изымается во временное пользование. По окончании строительства использование земельных участков в форме проезда, прохода осуществляется в силу прямого указания в нормативных актах. Плата за использование земли в период строительства происходит в форме возмещения убытков. По окончании строительства плата за дальнейшее использование участка, как правило, не вносится, ввиду отсутствия убытков.

6. Изменен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В настоящее время решение об изъятии принимается местной администрацией или исполнительным орга-

ном субъекта РФ, собственник земельного участка заблаговременно не извещается о принятом решении об изъятии.

По смыслу ст. 279 решение об изъятии должно приниматься федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предшествующего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Решение должно пройти государственную регистрацию, собственник должен быть извещен о произведенной регистрации. Вышеуказанный вариант правового регулирования представляется наиболее оптимальным: он более адекватно соответствует принципу гражданского права о неприкосновенности собственности.

Таким образом, глава XVII ГК РФ радикально изменяет регулирование земельных отношений и является важным элементом земельного законодательства. Требуется дальнейшее совершенствование норм земельного законодательства, регулирующих владение, пользование, распоряжение землей. Внесение изменений в «мертвые» нормы — явление исключительное. Тем не менее имеет смысл до введения в действие главы XVII ГК РФ внести в нее поправки.

Литература

2. Доктор юридических наук И.Ф.Понкратов, анализируя нормы ГК РФ, приходит к выводу, что право хозяйственного ведения и оперативного управления не применимы к земле. Такая позиция высказана им в книге «Земля и право». Пособие для российских землевладельцев / Под ред. С.А. Боголюбова.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*, 1998.- С.25.

А.Т. Кашенов

НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский государственный педагогический университет

Одной из важнейших проблем современного российского права является проблема источников права. Советская правовая система признавала один единственный вид — нормативный акт, т.е. понятие «система источников права» было тождественно понятию «система нормативно-правовых актов». При регулировании общественных отношений приоритет отдавался императивным нормам, установленным государством в законах и подзаконных актах, в отношении которых провозглашалось, что они выражают

волю всего народа, руководимого коммунистической партией. Фактически же нормативно-правовые акты (значительную часть их составляли различные приказы, инструкции и т.д.) выражали главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата. В условиях отказа от командно-административного метода управления экономикой и перехода к рынку, крушения монополии КПСС на власть и стремления к построению подлинно правового государства, обязывающие нормы все более уступают ме-

сто договорному регулированию юридического положения субъектов права. Тенденция отказа от чрезмерной централизации привела к развитию регионального права и нормативной саморегуляции, одним из важнейших элементов которой являются договоры, в том числе и нормативные .

Среди прочих источников конституционного права выделяются международные и внутригосударственные договоры. В конституционном праве РФ внутригосударственные договоры представляют собой особый, специфический вид, что обусловлено федеративным устройством государства. Историческими примерами договора нормативного содержания в советском государственном (конституционном) праве могут служить Договор об образовании Закавказской советской республики (1922), Договор об образовании СССР (1922), Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, 1992). В условиях тоталитарного режима и превращения СССР из федеративного государства, по сути, в унитарное, использовать договорные отношения между республиками и между республикой и центром не представлялось возможным. В соответствии с действующей Конституцией Россия относится к числу федераций смешанного типа — конституционно-договорных, так как основа ее федеративного устройства установлена Конституцией, но отдельные вопросы разграничения предметов ведения и полномочий могут решаться Федеративным и иными договорами (ст. 5 и 11). Необходимость заключения подобных договоров объясняется федеративным устройством России, так как Конституция не может учесть особенности всех ее субъектов (географические, экономические, демографические и др.). Как указывалось выше, ч. 3 ст. 11 Конституции РФ устанавливает два способа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов — конституционный и договорный. Используя право, предоставленное Конституцией, субъекты Федерации заключают договоры как с Федерацией, так и между собой. Статья 15 Конституции РФ устанавливает высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации, однако на практике многие договоры противоречат данному принци-

пу .

В настоящее время договорные отношения, складывающиеся между Российской Федерацией и ее субъектами, являются тем механизмом, который позволяют сохранить ее единство. Но, с другой стороны, возникает опасность «договорной эйфории»; многие регионы, пользуясь более развитой экономикой, нестабильностью политической обстановки, навязывают свои «правила игры». В результате — нарушения

конституционных норм, которые политики пытаются объяснить политической целесообразностью.

В отечественной правовой науке договор рассматривался как частно-правовая категория. В гражданском праве под договором понимается соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Следовательно, договор — юридический факг, который находится в основе обязательственного правоотношения , т.е. договор является основанием для возникновения конкретных правоотношений. Для цивилистов это аксиома.

В конституционном праве внутригосударственный договор имеет свои особенности. И одна из них заключается в том, что он является одновременно и источником права и юридическим фактом. Использование договора в отраслях публичного права (в частности конституционного) требует определения их природы и сущности.

Не определена и терминология. В специальной литературе предлагаются два основных термина -нормативный публично-правовой и нормативный договор (или договор нормативного содержания )

Если исходить из традиционного деления права на частное и публичное, то употребление термина публично-правовой представляется обоснованным Нормативный договор должен заключаться в публичных интересах, т.е. в интересах общества и государства. Например, преамбула договора «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края» фиксирует те принципы, которыми руководствовались стороны при заключении договора: «…в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Алтайского края, обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны…» . В то же время ст. 426 ГК РФ вводит понятие публичного договора — договора, который коммерческая организация по характеру своей деятельности должна заключать с каждым, кто к ней обратится. Соотношение нормативного и публичного договоров в настоящей работе сознательно не рассматривается.

Использование термина нормативный договор представляется более удачным, так как договор, заключенный между субъектами публичного права, содержит нормы, т.е. общеобязательные правила поведения и выступает как результат нормотворческой деятельности субъектов права.

Нормативность положений договоров своеобразна, отлична от нормативности других нормативно-правовых актов, именно потому, что нормы адресованы только договаривающимся сторонам. Например, п. а ст. 4 договора «О разграничении предметов ве-

А.Т. Кашенов. Нормативный договор как источник конституционного права..

дения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» в целях выполнения положений договора на органы Российской Федерации возложена обязанность разработать совместно с органами государственной власти Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и принять федеральные законы и иные нормативные акты по предметам, отнесенным договором к совместному ведению Российской Федерации и Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа .

Нормы права, установленные договором, в то же время можно рассматривать и как юридический факт, т.е. как основание для возникновения между Российской Федерацией и ее субъектами иных правоотношений (административных, гражданских и т.д.). Например, п. д ст. 5 договора «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края» устанавливает, что органы государственной власти Алтайского края участвуют в решении кадровых вопросов при назначении руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Алтайского края.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.B. Демин определяет нормативный договор как договорный акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения .

На наш взгляд данное определение для договоров в конституционном праве (в частности внутригосударственных) требует определенной корректировки.

Во-первых, более уместным представляется использование термина соглашение , а не договорный акт. Употребление данного термина позволяет говорить о нормативном договоре и как о юридическом факте, и как об источнике права. Кроме того, под понятием «соглашение» можно понимать и само обязательство, и документ, в котором выражены эти обязательства.

Во-вторых, спорным представляется характеристика норм договора, которые, по мнению A.B. Демина, обязательны для многочисленного и формально неопределенного круга лиц. Любой договор это соглашение конкретных лиц (двух, трех и более) о взаимных правах и обязанностях. О своеобразии норм договора указывалось выше. И, следовательно, действие норм права рассчитано именно на субъектов договора. Далее, нормы права всегда рассчитаны на неоднократное применение. Именно это отличает нормативный акт от акта применения права. Поэтому нор-

мативный договор всегда рассчитан на неоднократное применение.

В-третьих, требуется уточнить — кто является субъектами нормативных договоров. Если исходить из современного понимания права как социального, а не государственного институга, то в процесс правотворчества можно включать и негосударственные организации и отдельных лиц. Следовательно, субъектами нормативных договоров будет являться широкий круг субъектов права (например общественные организации, коллектив работников и т.д.). В конституционном праве этого не происходит, так как предметом регулирования данной отрасли права являются отношения властвования, и, следовательно, сторонами нормативного договора в конституционно-правовых отношениях являются субъекты, обладающие государственно-властными полномочиями (в том числе и органы местного самоуправления ).

В-четвертых, очень важным представляется то, что обязательства, предусмотренные соглашением сторон, могут содержаться в нескольких актах. Наглядным примером является Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, 1992 г.), который фактически состоит из трех частей. Этот момент необходимо обязательно отметить, давая легальное определение нормативного договора При этом можно основываться на понятии «международный договор», легальное определение которого дано в ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.: «»международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» .

В-пятых, вопросом, требующим уточнения, является вопрос о форме договора. В данном случае за основу можно использовать ст. 2 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», т.е. договор должен быть заключен в письменной форме.

Таким образом, нормативный договор в конституционном праве можно определить как соглашение, заключенное между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления РФ, устанавливающее правовые нормы различной отраслевой принадлежности независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах.

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 3(13). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ПРАВОВЕДЕНИЕ)

Не менее важны и такие, например, вопросы: кем из должностных лиц подписывается договор, необходима ли его ратификация и опубликование.

Исходя из принципа разделения властей подписание договора должно возлагаться либо на президента как на главу государства (или главу субъекта Федерации), либо на главу администрации субъекта Федерации как представителя исполнительной власти. Ратификация внутрифедеральных договоров представительными органами власти также представляется необходимым, так как это создает дополнительный барьер для тех договоров, которые противоречат нормам Конституции. Однако данное положение не должно распространяться нате соглашения, которые заключаются на основе договоров.

Все внутригосударственные договоры должны быть опубликованы в «Российской газете» и в «Собрании законодательства», а также в официальных изданиях субъектов Федерации.

В Российской Федерации приняты Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу

федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.94 г. , Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.96 г. , но представляется, что этого недостаточно. Назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных источниках права. В этом акте необходимо подчеркнуть, что сведение источников права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецеденту, обычаю и нормативному договору как к источникам права. В связи с этим возникает необходимость дать легальное определение понятия «нормативный договор». Установить основные принципы его заключения, определить содержание, формы и другие не менее важные вопросы.

Литература

2. Исторически российская правовая система была близка к континентальной правовой семье, где основным источником права являлся нормативный акт. В последнее время происходит проникновение отдельных институтов континентального права в англосаксонскую систему и наоборот.

3. Например, Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» //Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий,- М. 1997,- С. 212-218,

4. Кроме того, под договором понимается и само обязательство, а также и документ, в котором зафиксирован факт возникновения обязательства.

5. Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник,- М., 1995 — С. 45.

6. Демин A.B. Нормативный договор как источник административного права //Государство и право.- 1998.- №2.

7. Общая теория права: Учебник для юридич. вузов / Под ред. A.C. Пиголкина,- М.. 1996 — С. 167.

8. Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. С. 313.

9. Там же. С. 399.

10. Там же. С. 316,

11. Демин A.B. Указ. соч. С. 18.

12. Термины «соглашение» и «договор» в научной литературе обычно используются как синонимы. Однако в законодательстве эти понятия являются относительно самостоятельными категориями с точки зрения специального использования. Соглашения заключаются по какому-либо узкому вопросу, в то время как договор может быть заключен по самому широкому кругу вопросов Например, согласно ст. 7 Федерального закона РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъектов Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами //Российская газета.-1999.-16 янв,- №8.

13. Необходимо отметить, что по Конституции РФ органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти. Но при этом они наделены необходимыми властными полномочиями для решения поставленных перед ними задач.

14. Российская газета — 1995,-21 июля.-№140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Собрание законодательства Российской Федерации,- 1994,- №8,- Ст. 801.

16. Собрание законодательства Российской Федерации,- 1996 — №22,- Ст. 2663.

Право 10 класс. Тренировочные задания формата ЕГЭ. Тема: Понятие права. Система права. Источники права.

Часть 1

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: указы

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

классификация правовых норм, материальное право, процессуальное право управомочивающие нормы, обязывающие нормы.

Ответ: классификация правовых норм

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к принципам права современных правовых систем.

1) равенство перед законом; 2) солидарность; 3) справедливость; 4) тотальность; 5) зависимость.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 45

4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: прецедент

5. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Конституция РФ, общефедеральные законы, федеральные конституционные законы, нормативно-правовые акты, подзаконные акты.

Ответ: нормативно-правовые акты

6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны; 5) законодательный орган; 6) правовой обычай.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 25

7. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: закон

8. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

норма права, нормативный правовой акт, судебный прецедент, источник права, система права.

Ответ: система права

9. Ниже перечислен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) судебный прецедент; 2) естественное право; 3) правовая культура; 4) правовой обычай; 5) нормативно-правовой акт; 6) санкция.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 36

10. Установите соответствие между характерной чертой нормы и ее видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

А) устанавливаются государством

Б) представляют собой совокупность одобряемых обществом правил

В) появляются задолго до возникновения государства

Г) имеют общеобязательный характер

Д) основными понятиями являются понятия о добре и зле

ВИДЫ НОРМ

1) мораль

2) право

Ответ: 21121

11. Ученица 11 класса, сравнивая нормы права, возникшие при разложении первобытного общества, и нормы обычая, игравшие в эпоху первобытности основную роль в обществе, назвала ряд особенностей правовой нормы, отличающие ее от норм обычая. Какие из перечисленных признаков относятся только к правовым нормам? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) являются регулятором общественных отношений

2) гарантируются применением мер государственного принуждения

3) содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты

4) возникшие противоречия разрешает суд

5) поддерживаются авторитетом вождя

6) фиксируются в письменных источниках

Ответ: 2346

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

1) источники

2) Конституция РФ

3) Семейный кодекс РФ

4) Трудовой кодекс РФ

5) объекты

6) юридические лица

7) собственность

8) отрасль

9) субъекты

Ответ: 896712

13. Найдите в приведенном ниже списке источники права, относящиеся к отраслям частного права.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Трудовой кодекс РФ

2) Гражданский процессуальный кодекс РФ

3) Кодекс РФ об административных правонарушениях

4) Земельный кодекс РФ

5) Уголовно-процессуальный кодекс РФ

6) Семейный кодекс РФ

Ответ: 16

14. Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЗАКОНА

А) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства

Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона

В) заслушивание доклада о внесенном законопроекте

Г) чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа

Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта

СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕ-

СКОГО ПРОЦЕССА

1) законодательная инициатива

2) обсуждение законопроекта

Ответ: 11221

15. Найдите в приведённом списке черты, отличающие нормы морали от норм права, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) закреплены в формальных актах

2) носят неформальный характер

3) обеспечены государственным принуждением

4) соответствуют представлениям о добре и зле

5) обеспечиваются общественным мнением

Ответ: 245

16. Найдите в перечне положения, которые могут быть использованы для характеристики законотворческого процесса в РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Законы РФ принимаются постановлениями Правительства РФ.

2) Законы РФ принимаются Государственной думой РФ.

3) Федеральные конституционные законы одобряются Советом Федерации РФ.

4) Законы подписываются Президентом РФ.

5) Федеральные законы одобряются Верховным судом РФ.

6) Федеральные законы подписываются председателем Конституционного суда РФ.

Ответ: 234

17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Административное ***(А) представляет собой одну из сложнейших отраслей российского законодательства. Это обусловлено широтой и глубиной отношений, которые регулируют его ***(Б). Административное право обеспечивает правовую ***(В) прав и свобод как физических, так и юридических лиц. Она необходима как от действий, так и ***(Г) административных органов. Публичную административную власть осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные органы. В предмете административного права России выделяются три группы общественных ***(Д), возникающих при осуществлении регулятивной, охранительной деятельности администрации и административного судопроизводства. Вся деятельность публичной администрации направлена на исполнение законов, международных ***(Е) и актов правосудия.

1) право

2) норма

3) закон

4) договор

5) охрана

6) бездействие

7) отношения

8) преступление

9) защита

Ответ: 129674

18. Найдите в приведённом ниже списке названия публичных отраслей права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционное право

2) гражданское право

3) семейное право

4) экологическое право

5) финансовое право

6) трудовое право

Ответ: 145

19. Найдите в приведённом ниже списке примеры гражданского правонарушения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) невыполнение издательством условий договора с автором романа

2) захват заложников в здании школы

3) курение студентов в здании университета

4) нарушение правил пожарной безопасности

5) сброс отходов производства в реку

6) невыплата кредита банку

Ответ: 16

20. Установите соответствие между проступками и отраслью права, регулирующей данное правоотношение: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 12122

21. Найдите в приведённом ниже списке отрасли публичного права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гражданское

2) административное

3) финансовое

4)торговое

5) конституционное

6) предпринимательское

Ответ:235

22. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Ответ: 436815

23. Найдите в приведенном ниже списке источники права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приказ директора школы

2) воспоминания министра обороны РФ

3) обращение к Президенту РФ

4) постановление Правительства РФ

5) газетная статья о введении нового вида налогообложения

6) Закон «Об образовании»

Ответ: 146

24. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Конституционное право является основной ***(А) права любого современного государства, поскольку представляет собой совокупность юридических норм, определяющих форму правления, ***(Б) устройства, структуру ***(В), права и обязанности граждан. Основным ***(Г) конституционного права России является Конституция РФ 1993 года. Россия провозглашена ***(Д) федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти является ***(Е) России».

1) государственная власть

2) многонациональный народ

3) правительство

4) демократическим

5) источником

6) национальное

7) отраслью

8) закон

9) государственно-территориальное

Ответ: 791542

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21 — 24.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА

Вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникают после его принятия.

Под обратной силой закона понимается распространение его на действия лиц, совершивших правонарушение или преступление до его принятия. Общее правило гласит, что закон обратной силы не имеет.

Однако из этого правила есть исключения: когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия.

В части 1 ст. 54 Конституции РФ декларируется, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, а в ч. 2 той же статьи указывается, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Эти конституционные положения конкретизируются в ст. 10 Уголовного кодекса РФ.

В УК РФ обратная сила уголовного закона является исключением из правила, по которому применяется закон времени совершения преступления. Статья 10 УК РФ содержит возможность применения нового закона к деяниям, совершенным до его издания или вступления в силу. При этом решение принимается в пользу правонарушителя. Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, заключенного государствами под эгидой ООН.

21. Что понимается под обратной силой закона?

22. Назовите случаи-исключения, когда действие нового нормативно-правового акта распространяется на общественные отношения, возникшие до его вступления в силу. Приведите пример.

23. Соответствует ли такой порядок применения новых законов нормам международного права?

24. Опираясь на знания и жизненный опыт, выскажите свое мнение об ограничении применения обратной силы закона, а также предположите, какой принцип в развитии российской системы права реализуется через соблюдение данного правила.

21. Ответ:

Под обратной силой закона понимается распространение его на действия лиц, совершивших правонарушение или преступление до его принятия.

22. Ответ:

1. Когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия.

2. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Например:

Гражданин был осужден за совершение преступления, суд назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года. Через два месяца вступает в силу закон, смягчающий наказание за данный вид преступлений до двух лет. Данный закон улучшает положение осужденного, поэтому решение суда будет изменено в соответствии с новым законом в пользу осужденного.

23. Ответ:

Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, заключенного государствами под эгидой ООН.

24. Ответ:

Я считаю, что принцип «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» является проявлением гуманности современного права. Общество является динамической системой, постоянно развивающейся и совершенствующейся, и законодательство не стоит на месте, развивается вместе с ним. Человек не должен страдать от этих перемен, даже если он совершил в жизни ошибку.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «право как социальный регулятор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаке права как социального регулятора, и одно предложение, раскрывающее любую функцию права.

25. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Право как социальный регулятор — это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства»;

2) могут быть приведены следующие предложения:

— «С помощью права государственная власть регулирует поведение людей и их коллективов, оказывает юридическое, т.е. предусмотренное нормами права, воздействие на развитие общественных (социальных) отношений в масштабах всего общества»;

— «Право должно одинаково защищать и оберегать интересы всех членов общества».

26. Конституционное право является основополагающей отраслью в системе российского права. Приведите три примера действия норм конституционного права.

26. В ответе должны быть приведены примеры, допустим:

1) проведение выборов в Государственную думу РФ;

2) организация предвыборной агитации партии в средствах массовой информации;

3) наделение главы правительства президентскими полномочиями в случае болезни Президента.

27. Подтвердите или опровергните следующую точку зрения: «Правовой обычай является наиболее эффективным по сравнению с другими источниками права, поскольку в большинстве случаев исполняется добровольно, так как основан на привычках». Приведите два аргумента в защиту своей позиции.

27. Ответ:

В случае согласия с представленной точкой зрения могут быть приведены следующие аргументы:

— возникает «снизу», а не «сверху», а поэтому способен полнее, нежели другие источники права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

— доводится до субъектов права в устной форме, простым и доступным языком.

В случае несогласия с представленной точкой зрения могут быть приведены следующие аргументы:

— относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;

— неопределённость, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется.

Могут быть приведены другие аргументы

28. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Нормативно-правовой акт и законотворческий процесс в РФ».

28.Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Определение нормативно-правового акта как источника права.

2) Типы нормативных актов:

а) конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные);

б) подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).

3) Юридическая сила правовых актов:

а) Конституция РФ и законы имеют высшую юридическую силу;

б) все другие правовые акты обязаны носить строго подзаконный характер, т.е. издаваться только в соответствии с законом.

4) Иерархия подзаконных правовых актов в РФ:

а) указы Президента РФ;

б) нормативные акты Правительства РФ;

в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств) и др.

5) Стадии законотворческого процесса в РФ:

а) законодательная инициатива;

б) обсуждение законопроекта;

в) принятие законопроекта;

г) утверждение законопроекта;

д) промульгация (подписание и опубликование) закона.

6) Роль и значение нормативно-правовых актов в российском праве.

1. Абрамян А. Г. Административная практика как источник права // Право и государство: теория и практика. — 2012. — № 3 (87). — С. 103-106.

2. Алексеев С. С. Общая теория права : курс в 2 т. — М. : Юрид. лит., 1981. — Т. 1.

4. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. — 7-е изд. — Киев-Пг : Н. Я. Оглоблин, 1915. — 715 с.

5. Гук П. А. Судебный прецедент как источник права / науч. ред. Н. И. Матузов. — Пенза, 2003. — 176 с.

8. Иванов В. В. К вопросу об общей теории договора // Государство и право. — 2000. — № 12. — С. 73-79.

9. Кельзен Г. Чистое учение о праве. 2-е изд. / пер. с нем. М. В. Антонова и С. В. Лёзова. — СПб. : Алеф-Пресс, 2015. — 542 с.

10. Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. — М. : Мысль, 1986. — 332 с.

13. Лучин В. О., Мазуров А. В. Указы Президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики. — М. : Юнити-Дана, 2000. — 303 с.

15. Марченко М. Н. Источники права : учеб. пособие. — М. : ТК Велби ; Проспект, 2005. — 760 с.

16. Морозова Л. А. Еще раз о судебной практике как источнике права // Государство и право. — 2004. — № 1. — С. 19-23.

17. Проблемы теории государства и права : учебник / под ред. А. В. Малько. — М. : Юрлитинформ, 2012. — 592 с.

19. Судебная практика в советской правовой системе / отв. ред. С. Н. Братусь. — М. : Юрид. лит., 1975. — 328 с.

21. Теория государства и права : учебник / под ред. А. В. Малько и А. Ю. Саломатина. 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Юридический центр, 2015.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *