История кадастра в России

Кадастровое деление территорий


Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Кадастровое деление территорий

Для присвоения объектам недвижимого имущества кадастровых номеров важное значение имеет структура деления территории Российской Федерации на кадастровые единицы. Деление на кадастровые единицы позволяет реализовать на практике единую систему нумерации участков земли и непосредственно связанных с ними имущественных комплексов, обеспечить прозрачность и открытость основных сведений об объектах кадастрового учета.

Кадастровое деление подразумевает административное деление территории РФ в соответствие с принципами, определенными федеральным законодательством. В нашей стране единицами кадастрового деления являются кадастровые округа, районы и кварталы, каждый из которых имеет собственные земельные кадастры, включенные в единую информационную систему РФ.

Принципы административного деления территории РФ для этих целей определены Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2000 года № 660, которым утверждены Правила кадастрового деления. Ведение государственного земельного кадастра также осуществляется с привязкой к кадастровому делению по территориальным единицам.

Непосредственно кадастровое деление подразумевает закрепление прохождения границ кадастровых единиц, которое проводят органы, осуществляющие кадастровую деятельность.

Состав единиц кадастрового деления

Каждая единица кадастрового деления имеет свое описание и порядок образования, предусмотренные Постановлением № 660.

Кадастровый округ представляет из себя часть территории РФ, в пределах которой ведется реестр земель кадастрового округа. На практике, по административному делению кадастровый округ совпадает с сухопутными границами субъекта РФ, а также включает в себя поверхность внутренних вод и территориальных морей, прилегающих к сухопутной части субъекта РФ.

Кадастровый округ делится на кадастровые районы, который территориально совпадает с границами административно-территориальных единиц субъекта РФ. В пределах кадастрового округа также ведется соответствующий реестр земель. Законодательство предусматривает, что водная поверхность в пределах границ субъекта РФ может образовывать отдельные самостоятельные кадастровые районы.

Кадастровый район делится на более мелкие единицы — кадастровые кварталы. Квартал является наименьшей единицей иерархии кадастрового деления, на которую ведется дежурная кадастровая карта. По территории кадастровый квартал совпадает с границами мелких населенных пунктов либо кварталами городов и поселков.

Так как кадастровое деление территории РФ является иерархичным, номер низшего звена этой системы (кадастрового квартала) содержит в себе цифровые коды вышестоящих звеньев (округа и района).

Реестры земель каждой единицы кадастрового деления являются неотъемлемой частью единого государственного реестра.

Деление территории РФ на округа осуществляют федеральные органы власти. Деление территории кадастровых округов на районы и кварталы осуществляют территориальные органы Росземкадастра. Границы каждой единицы кадастрового деления можно увидеть на публичной карте Росреестра.

Присвоение кадастровых номеров конкретным объектам осуществляется по результатам формирования земельных участков в процессе государственного кадастрового учета земель. Благодаря четкой системе кадастрового деления процесс присвоения государственных учетных номеров максимально формализован, три численных показателя будущего кадастрового номера известны еще на стадии формирования объекта недвижимости.

Основная деятельность по кадастровому учету участков земли осуществляется на уровне кадастровых кварталов, как единицах, максимально приближенных к конкретным земельным участкам. С этой целью происходит инвентаризация земель, мероприятия по межеванию и зонированию территорий, оформление землеустроительных дел и, как итог, кадастровый учет объекта и присвоение ему уникального кадастрового номера.

В границах низшей кадастровой единицы, квартала, осуществляют свою деятельность кадастровые инженеры. В случае проведения комплексных кадастровых работ (ККР) они работают одновременно с несколькими смежными кадастровыми кварталами.

Данные, сформированные в результате кадастровых работ в границах квартала, обобщаются и систематизируются как в локальном земельном реестре, так и в реестрах более высоких кадастровых единиц. Актуализация кадастровых сведений также происходит одновременно во всех реестрах единиц кадастрового деления.

Отображение единиц кадастрового деления в кадастровом номере объекта

Каждая единица кадастрового деления содержит свой номер. Также цифровое обозначение каждой единицы деления содержится в кадастровом номере конкретного объекта недвижимости.

Публичная карта Росреестра содержит сведения о кадастровом номере каждого объекта, расшифровка которого позволит определить территориальную принадлежность объекта в зависимости от единицы кадастрового деления с точностью до границ кадастрового квартала.

В качестве примера рассмотрим конкретный кадастровый номер с публичной карты Росреестра (карта доступна по адресу: https://pkk5.rosreestr.ru) – 86:10:0000000:20021

В данном кадастровом номере:

  • числовой код 86 соответствует кадастровому округу субъекта РФ Ханты-Мансийского автономного округа;
  • числовой код 10 соответствует кадастровому району, совпадающего с границами города Сургут;
  • числовой код 20021 соответствует одному из кадастровых кварталов.

Аналогичным образом можно расшифровать любой кадастровый номер, содержащийся на публичной карте Росреестра.

Привязка государственного учетного номера к единицам кадастрового деления позволяет увидеть, к компетенции какого территориального органа Росреестра относится регистрация юридических действий с объектом недвижимости.

«

Перечислите виды и структуру кадастрового деления

«

Альбина17.09.2018 08:47

Здравствуйте! Кадастровое деление — административное деление территории на иерархические соподчиненные кадастровые единицы и их нумерация в целях формирования кадастровых номеров земельных участков. Первые две цифры номера соответствуют кадастровому округу субъекта РФ, вторые две цифры соответствуют кадастровому району, последние 5 цифр соответствуют одному из кадастровых кварталов.

В результате деления производится: Деление всей территории РФ административными границами ее субъектов на кадастровые округа, кадастро­вые номера которых устанавливаются в соответствии с перечнем субъектов РФ и Конституцией РФ.

Деление территории каждого субъекта РФ административными границами муниципальных образований на ка­дастровые районы, номера которым присваиваются на основе соответствующих нормам актов субъектов РФ (Постанов­ление главы администрации Омской области). Деление территории каждого муниципального образования на кадастровые кварталы, границы и номера кото­рых устанавливаются на основе муниципальных нормативных правовых актов.

При этом допускается объединение ка­дастровых кварталов в кадастровые блоки и массивы. Деление территории каждого квартала на земельные участки, кадастровые номера которых устанавливаются уполномоченными территориальными органами в муниципальном образовании.

Федорова Любовь Петровна18.09.2018 22:01

Задать дополнительный вопрос

Да, верно, согласен с коллегой

Царюк Владимир Ростиславович19.09.2018 06:22

Задать дополнительный вопрос

Приказ Минэкономразвития России об утверждении Порядка кадастрового деления территории РФ

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 мая 2011 г. Регистрационный N 20746

2602; N 26, ст. 3350; N 40, ст. 5068; N 41, ст. 5240; N 45, ст. 5860; N 52, ст. 7104; 2011, N 6, ст. 888, N 9, ст. 1251; N 12, ст. 1640), приказываю:

1. Утвердить:

Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации (приложение N 1);

Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров (приложение N 2).

2. Кадастровое деление, установленное на дату вступления в силу настоящего приказа, применяется в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров и действует до его изменения в соответствии с Порядком кадастрового деления территории Российской Федерации.

3. Кадастровые номера, присвоенные земельным участкам до вступления в силу настоящего приказа, сохраняются, если иное не предусмотрено Порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров.

Признать утратившим силу приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г. N П/117 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (зарегистрирован в Минюсте России 2 июля 2001 г., регистрационный N 2776).

5. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 37, ст. 3726).

Министр Э. Набиуллина

Приложение N 1

Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации

1. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — орган кадастрового учета) осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации, устанавливая и изменяя кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее также — единицы кадастрового деления).

2. Территория Российской Федерации делится на кадастровые округа. Каждому кадастровому округу присваиваются уникальные учетный номер и наименование.

3. Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Каждому кадастровому району присваиваются уникальные учетный номер и наименование.

Учетный номер кадастрового района состоит из учетного номера кадастрового округа, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового района в кадастровом округе (например, 24:11).

Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Каждому кадастровому кварталу присваивается уникальный учетный номер, который состоит из учетного номера кадастрового района, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового квартала в кадастровом районе (например, 24:5:111213).

5. При присвоении учетных номеров единиц кадастрового деления применяются десятичные числа, записанные арабскими цифрами.

Максимальное количество знаков в учетных и порядковых номерах единиц кадастрового деления не ограничивается.

6. В целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых округов, создается кадастровый округ с учетным номером «0» и наименованием «Общероссийский», границы которого совпадают с Государственной границей Российской Федерации.

В кадастровом округе «Общероссийский» создается один кадастровый район с учетным номером «0:0» и наименованием «Условный», в котором соответственно — один кадастровый квартал с учетным номером «0:0:0», границы которого совпадают с границами кадастрового округа «Общероссийский».

7. В целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых районов соответствующего кадастрового округа, в каждом кадастровом округе создается один кадастровый район с порядковым номером «0» и наименованием «Условный», в котором соответственно — один кадастровый квартал с порядковым номером «0», границы которых совпадают с границами соответствующего кадастрового округа.

8. В целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых кварталов соответствующего кадастрового района, в каждом кадастровом районе создается один кадастровый квартал с порядковым номером «0», границы которого совпадают с границами соответствующего кадастрового района.

9. Местоположение границ единиц кадастрового деления устанавливается по координатам характерных точек границ, определяемых в системе координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости на соответствующей территории.

Местоположение отдельных частей границ единиц кадастрового деления, расположенных между двумя характерными точками, может быть установлено посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения.

Точность определения координат характерных точек границ единиц кадастрового деления соответствует точности дежурной кадастровой карты, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.

10. При осуществлении кадастрового деления соблюдаются следующие требования:

1) единицы каждого из уровней кадастрового деления должны покрывать соответствующую территорию без наложений и разрывов;

2) границы единиц кадастрового деления представляют собой замкнутый контур;

3) части границ единиц кадастрового деления, являющиеся общими одновременно для кадастровых округов, кадастровых районов и кадастровых кварталов имеют одинаковое описание местоположения границ (координаты характерных точек границ);

4) в случае прекращения существования кадастрового округа, кадастрового района либо кадастрового квартала присвоенный соответствующей единице кадастрового деления учетный номер не используется повторно.

11. Изменение описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований и населенных пунктов, а также прекращение существования, образование новых и изменение субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов не влечет изменения кадастрового деления.

Приложение N 2

Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров

1. Настоящий порядок (далее — Порядок) определяет правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам, зданиям, сооружениям, объектам незавершенного строительства и помещениям (далее — объекты недвижимости).

2. Кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором включаются в государственный кадастр недвижимости:

1) при постановке на государственный кадастровый учет;

2) при включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном частями 3 и 7 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»1 .

3. Кадастровый номер присваивается объекту недвижимости в кадастровом квартале, в границах которого такой объект располагается целиком.

В случае если объект недвижимости располагается одновременно на территории нескольких кадастровых округов, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с учетным номером «0:0:0», границы которого совпадают с границами кадастрового округа «Общероссийский».

В случае если объект недвижимости располагается одновременно на территории нескольких кадастровых районов одного кадастрового округа или нескольких кадастровых кварталов одного кадастрового района, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с порядковым номером «0», границы которого совпадают соответственно либо с границами кадастрового округа либо с границами кадастрового района.

Если при включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, здании, сооружении, помещении, объекте незавершенного строительства невозможно определить кадастровый квартал или кадастровый район, в котором располагается такой объект недвижимости, кадастровый номер указанному земельному участку, зданию, сооружению, помещению, объекту незавершенного строительства присваивается в кадастровом квартале с порядковым номером «0», границы которого совпадают с границами соответствующего кадастрового района либо в кадастровом квартале с порядковым номером «0», границы которого совпадают с границами соответствующего кадастрового округа.

5. Кадастровый номер объекта недвижимости состоит из учетного номера кадастрового квартала, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в реестре объектов недвижимости.

При присвоении кадастровых номеров объектам недвижимости применяются десятичные числа, записанные арабскими цифрами.

6. В случае снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости либо в случае аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости не допускается повторное использование кадастрового номера такого объекта недвижимости в целях присвоения указанного номера иным объектам недвижимости.

7. Кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с настоящим Порядком, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления.

При включении сведений о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости, ранее присвоенный такому земельному участку кадастровый номер сохраняется, если указанный номер соответствует требованиям настоящего Порядка.

Типы земельных участков при кадастровом делении

Под объектами недвижимого имущества (недвижимости) в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ понимаются земельные участки, участки недр и объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в частности здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Лекция 10

Система кадастрового деления территории РФ призвана обеспечить присвоение кадастровых номеров земельным участкам в соответствии с их месторасположением.

Поэтому при разработке проекта необходимо особо обратить внимание на использование для описания границ кадастровых кварталов однозначно понима­емых и отражаемых на плановых материалах элементов местности (базисов кадастрового деления).

К таким элементам местности необходимо относить крупные природные линейные объекты (живые урочища), просеки в лесу, а также созданные трудом человека линейные объекты, имеющие сплошную полосу отвода (железные и автомобильные дороги, наземные трубопроводы и т. д.).

В число используемых элементов, местности включают и границы поселе­ний (закрепленные на местности), а также улицы, проезды общего пользования и иные объекты, являющиеся планировочной осно­вой застроенной территории. В качестве базисов можно использовать и строящиеся объекты, строительство которых находится в стадии завершения либо под строительство которых в установлен­ном порядке осуществлен отвод земельных участков.

Кадастровое деление территории

7. В целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых районов соответствующего кадастрового округа, в каждом кадастровом округе создается один кадастровый район с порядковым номером «0» и наименованием «Условный», в котором соответственно — один кадастровый квартал с порядковым номером «0», границы которых совпадают с границами соответствующего кадастрового округа.

Читать еще —> Качества для резюме торгового представителя

Порядок составления описания границ

Присвоение кадастрового номера земельному участку осуществляется в процессе государственного кадастрового учета после проверки представленных документов о его межевании, материалов о ранее учтенных земельных участков, анализа дежурной кадастровой карты квартала.

Кадастровое деление

Кадастровое деление территории кадастрового района на кварталы рекомендуется осуществлять в две стадии. На первой стадии приказом утверждается только схема расположения кадастровых кварталов, а на второй составляются и утверждаются описания прохождения их границ.

Правила кадастрового деления территории российской федерации

3. Кадастровым округом является часть территории Российской Федерации, в границах которой осуществляется ведение государственного реестра земель кадастрового округа. Государственный реестр земель кадастрового округа является составной частью Единого государственного реестра земель.

Кадастровый округ включает в себя территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории. Установление границ кадастровых округов и присвоение им кадастровых номеров осуществляет Федеральная служба земельного кадастра России.

Основой для издания приказов о кадастровом делении территории конкретного кадастрового района является «Проект кадастрового деления». Указанный проект на стадии разработки согласовывают с соответствующими рай(гор)комземами, ФГУ ЗКП и организацией, ответственной за внедрение АС ГЗК на территориикадастрового округа. Проект должен содержать:

Земельно-кадастровое деление территории города и оформление документов на земельный участок — Курсовая работа — Материалы для студентов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

Инженерно-экономический факультет

Кафедра «Управление проектами и программами»

Курсовая работа по дисциплине:

«Экономика и управление земельным фондом»

на тему:

«Земельно-кадастровое деление территории города

Выполнил:

Студент 3 курса ИЭФа

Группы 7362-3

Демин Иван Денисович

Научный руководитель:

Доктор экономических наук, профессор

Носов С.И.

Москва 2012

Введение………………………………………………………………………………………….3§1. Основные понятия о государственном земельном кадастре……………………………………………………………………………………………4

Определение и принципы государственного земельного кадастра…………………………………..……………………………………………………4Формирование и использование баз данных государственного земельного кадастра…………………………………………………………..……………………………7Полномочия и функции земельно-кадастровых палат……………………………………………………………………………………………8

§2. Документы государственного земельного кадастра…………………………………………………………………………………………..9

Состав документов государственного земельного кадастра……………….………………9Ведение государственного земельного кадастра………………………………………….11Порядок проведения государственного кадастрового учета….………………………….12

§3. Кадастровое деление территории РФ………………………………………………………15

Общие правила кадастрового деления территории РФ……………………………………15Формирование кадастрового номера…….…………………………………………………………………………………….16Межевание земель на территории РФ………………………………….…………………..17Кадастровое деление города Лобня Московской области………………………………………………………………………………………..19

§4. Агроклиматическое зонирование территории РФ………………………………………………………………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………………………………….27

Приложение №1….…………………………………………………………….……………….28

Приложение №2….…………………………………………………………….……………….29

Приложение №3….…………………………………………………………….……………….31

Список используемой литературы…..…………………………………………………………32

Введение.

Курсовая работа на тему «Земельно-кадастровое деление территории города и оформление документов на земельный участок» направлена на изучение принципов формирования территориальной структуры населенных пунктов, технических и экономических аспектов их функционирования, управления земельным фондом на основе ведения кадастра земель.

Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве. Рациональное её использование является широкой комплексной программой, которая касается всех сторон организации сельскохозяйственного производства.

Разработка этой проблемы требует тщательного изучения имеющихся земельных ресурсов, обоснования системы показателей и методов объективного анализа фактического уровня использования земель и планирования его на перспективу, определения на этой основе общих направлений и разработки системы конкретных мероприятий повышения плодородия почвы улучшения использования земель применительно к местным природно-климатическим и экономическим условиям.

Для обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведётся государственный земельный кадастр, содержащий совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Земельный кадастр включает регистрацию землепользований, учёт количества и качества земельных угодий, бонитировку почв и экономическую оценку земель.

Земельный кадастр позволяет вести целенаправленный учет сведений о природном, хозяйственном и правовом использовании всех элементов и объектов в городской среде во времени и пространстве, что позволяет применять эти сведения для решения различных государственных задач по рациональному использованию ресурсов, создавать предпосылки для формирования базы данных рынка земли и недвижимости.

Данная курсовая работа на тему «Земельно-кадастровое деление территории города и оформление документов на земельный участок» направлена на изучение кадастрового деления земель и решение ряда задач:

формирование кадастровых зон, массивов, кварталов и составление кадастрового номера документально оформленного земельного участка;проведение работ по земельно-кадастровому делению территории города;оформление земельно-правовых документов: свидетельство на право собственности на землю и плана на участок земли;

Целью курсовой работы является изучение принципов формирования территориальной структуры населенных пунктов, изучение особенностей управления земельным фондом на основе ведения кадастра земель.

§1. Основные понятия о государственном земельном кадастре.

Определение и принципы государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр (ГЗК) (согласно Федеральному закону № 28-ФЗ от 02.01.2000 «О государственном земельном кадастре») – это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в процессе кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель; территориальных зонах и наличии на земельном участке прочно связанных с ним объектов (здания, сооружения, строения и др.).

Слово «кадастр» происходит от лат. «caput», что означает «податный предмет» и возникло во времена римского императора Августа (27 г. до н.э. – 14 г. до н.э.). В этот период была утверждена единица учета сбора дани за землю – «caputidum». В дальнейшем это слово трансформировалось в «catastrum», позднее – «cadastre» (франц.) дословно «книга-реестр» . Исторически земельный кадастр возник по объективной необходимости получения сведений о земле как о первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения.

Так, началу землеописания земель положил в VI в. до н.э. в Др. Риме Сервий Тулий. Землеописания имели не только значение для учета земель – они представляли собой определенное юридическое действие. Данные землеописаний (книги) подлежали длительному хранению, как правило, в государственных, судебных или храмовых архивах. По существу, они служили основой для регистрации землевладений и землепользований, что обеспечивало реализацию соответствующих прав их обладателям, а также более эффективный сбор земельной ренты и налога .

Первый римский кадастр назывался «Табулес Цензуалес» — это был специальный государственный кадастр, в который заносились сведенья о размере, качестве, способе обработки земельных участков и доходности земель. Римский кадастр времен Императора Августа содержал обширные сведенья по описи земельного имущества. Октавиан Август ввел новую систему измерения земель с составлением их описаний, карт и определением качества.

Исторически земельный кадастр включал в себя учет, описание и оценку земель. Так, учет земель представлял собой действия по определению пространственного положения и размера земельных участков, массивов и землепользований, а также состав земельных угодий и их качественное состояние. Описание земель содержало в себе естественные, исторические и экономические характеристики земель. Оценка земель предусматривала установление средних величин норм урожайности и доходности земель, на основании чего определялась ценность земли как средства производства.

В России первые описания земель появились в IX в. и касались монастырских и церковных земель, а первая оценка земли начала формироваться с конца XV в., когда появилось поместье как специфическая разновидность частно-феодальной условной земельной собственности (в то время земельная собственность определяла социальный статус человека и распределяла владельцев поместий на службу по военному, гражданскому и придворному ведомствам исходя из оценки земель и ее точного учета).

Для описания и оценки земель в XVI в. было создано специальное центральное государственное учреждение – Поместный приказ, который объединил межевые, кадастровые и крепостные работы. Главной отличительной особенностью оценки земельной собственности в России, вплоть до середины XIX в., была оценка земли с прикрепленным к ней зависимым крестьянством. Описание земель проводилось писцами, выполнявшими роль первых оценщиков. Количество земли исчислялось приблизительно. Сведенья о землях отражались в писцовых книгах, выполнявших функции первых земельных кадастров и имевших юридический и правовой характер.

В XVII в. оценка частновладельческой земельной собственности (вотчин и поместий) имела элементы системного подхода и производилась по нескольким параметрам: во-первых, учитывался правовой статус земельных владений (вотчина или поместье, причем у вотчин родовая, выслуженная или купленная); во-вторых, подсчитывалось количество крестьянских дворов (жилых и пустых); в-третьих, анализировалась структура земельных угодий (пашня, сенокос, лес, поросшие земли и т.п.); в-четвертых, изучалось качество земель («лучшие», «средние», «худшие») .

В XVIII в. на основании Указа Екатерины II (1765 г.) проводилось межевание земель (система измерения территории). Межевание имело две формы: генеральное и специальное. Генеральное межевание это обязательное размежевание всех владений какой-либо области на дачи генерального межевания, то есть на территории вокруг данного селения исторически используемые его жителями. Все, что находилось внутри генеральной межи, считалось принадлежащим населению этого селения. Генеральная межа обозначалась канавами просеками курганами и знаменитыми межевыми столбами с надписью «Будь каждый при своем». Специальное межевание это размежевание генеральной дачи на отдельные участки и владения.

Межевание земель, проводимое при Екатерине II, производилось следующим образом: Правительство отказалось от проверки владельческих прав на землю, основой межевания являлось действительное состояние земельной собственности в границах 1765 г., законность землевладения признавалась без документальных свидетельств, лишь бы оно было бесспорным до 1765 г.

В начале XIX в. произошли существенные изменения в земельном законодательстве. Вышел Указ от 12 декабря 1801 г., который предоставлял право лицам всех свободных состояний (купцам, мещанам и казенным крестьянам) приобретать вне городов в собственность земельные участки без крестьян.

Во второй половине XIX в. отмена крепостного права в России (Реформа 1861 г.) освободила крестьян от крепостной зависимости и повлекла переход платежей с «крестьянских душ» на землю, что, в свою очередь, выявило необходимость в земельно-оценочных работах и определение доходности земли. Кадастровые работы проводились до 1917 г. и включали в себя учет, изучение, описание и оценку земель как объекта налогообложения. Новым в оценке земель стало определение стоимости крестьянского землевладения по установленной цене выкупного платежа.

Реформа 1864 г. получила название земской, т.к. проведенная с целью организации местного самоуправления «для заведования делами относящимися к местным, хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда», оценочная деятельность была отнесена к компетенции земских губернских и уездных учреждений.

С началом земской оценочной деятельности связывают зарождение земской оценочной статистики, которая включает в себя статистические работы по обследованию земель сельскохозяйственного назначения в целях налогообложения. Для земской статистики были определены характерные статистические параметры для массовой оценки по которым происходил сбор и анализ массовых оценочных данных. Основным способом сбора оценочных сведений были опросные листы, рассылаемые по уездам, волостям и отдельным домовладениям. А экспедиционный способ сбора оценочных сведений вошел в практику с 1874 г. Земская статистика показывала плательщику налога конкретную цифру оценки земли, обосновывала правильность и объективность оценочных выводов.

Закон «Об оценке» от 18 января 1899 г. способствовал дальнейшему совершенствованию организационной структуры и порядка проведения в России оценочных работ.

С принятием закона от 18 января 1899 г. конкретная оценка земель каждого землевладения осуществлялась с применением некоторых общих методических принципов:

1. стоимость земли ставилась в зависимость от доходности земельной собственности; основным элементом определения доходности земли считалось установление ее производительности; производительность земельных угодий характеризовалась как результат воздействия технических факторов почвы и ее обработки;

2. доходность рассматривалась как экономическое понятие, которое определялось соотношением в данном производстве земли, труда и капитала, зависящим от целого ряда сложных и разнообразных социально-экономических и культурных условий;

3. обязательному анализу при конкретной оценке подлежали: характер почв и климатические условия, структура сельскохозяйственных угодий и способы ведения хозяйства, близость транспортных коммуникаций и рынков сбыта, особенности эксплуатации земли ее последним владельцем;

4. чистый доход землевладения процент на капитал, вложенный в землю, определялся исходя из общего дохода с земельной собственности и учета необходимых рисков на эксплуатацию земли .

Таким образом, характерной чертой методик оценки земли конца XIX – начала XX вв. являлась оценка земельных угодий одновременно как источника дохода и предмета сделки купли-продажи.

С точки зрения методологии и общей организации оценки Россия, в конце XIX – начале XX вв., была одной из передовых стран. В этот период были разработаны экономико-статистические методы сбора и обработки исходных данных необходимых для выработки основополагающих критериев и нормативов оценки для различных назначений, будь-то налогообложение или страхование, ипотека или купля-продажа. Как вид профессиональной деятельности оценка стояла на таком уровне, который Европа и Америка достигли только в 60-70 гг. XX в. Концептуальные положения оценки заложенные создателями русской оценочной статистики, повторяются в современных подходах к вопросам оценки культивируемых в развитых странах рыночной экономики.

Данные исторические факты показывают, что стараниями своих выдающихся ученых Россия была одной из ведущих стран в области оценки. Тем не менее, при рассмотрении оценки, как системы действующей в интересах государства, можно сказать о ее недостатках, которые рассматриваются как функция историко-географических особенностей России. Основными причинами сдерживавшие успешное завершение работ по оценке недвижимости для целей налогообложения были причины систематического и несистематического характера.

Причины систематического характера: отсутствие единого планирования оценочной деятельности и централизованного финансирования, а также специального государственного органа для руководства оценкой, неэффективная структура губернских и уездных оценочных комиссий и отсутствие единообразия в методических подходах к оценке, неэффективность распределения исполнителей оценки по видам работ и незаинтересованность земств в оценке недвижимости.

Причинами несистематического характера явились общественно-политические события начала XX в., а именно крестьянские волнения в ряде губерний в 1901-1902 гг., русско-японская война 1904-1905 гг., революционные события 1905-1906 гг.

Сразу после Октябрьской революции земельные отношения в России коренным образом изменились в результате национализации земли, когда она стала всенародным достоянием и государственной собственностью и перестала быть объектом налогообложения.

В первые годы советской власти оценено было огромное количество земель частного, государственного и общественного владения, а также других видов недвижимости. И если с конца 20-х гг. XX в. прекратилась оценка земли, находящейся в частной собственности, то оценка земель государственной и корпоративно-колхозной собственности продолжала оставаться на высоком уровне. С 1970-х годов получили развитие массовые оценочные работы не только земель сельскохозяйственного назначения и др. природных ресурсов, но и городских территорий .

К сожалению, за десятилетия социализма, эволюция рыночных методических приемов была прервана, свое продолжение она получила за рубежем.

С началом развития рыночных отношений в России (90-е годы XX века) исследования связанные с оценкой земельных участков стали более актуальными. Некоторые авторы пошли по пути прямого переноса опыта массовой оценки применяемой в США. Однако, данный опыт не увенчался успехом, – привезенное американскими экспертами программное обеспечение не учитывало условий российского рынка земли середины 90-х годов и оказалось не готовым к выполнению задачи.

25 августа 1999 года Правительство Российской Федерации принимает Постановление № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», а 8 апреля 2000 года Постановление № 316 «Об утверждении правил проведения Государственной кадастровой оценке земель». С этого момента в России начинается новый этап в экономической оценке земель .

Анализ истории развития методологии и методики проведения оценки земель в России начиная с конца XV в., позволяет выделить три этапа формирования земельного кадастра:

· I этап. Земельный кадастр представляет простые действия по учету земель, которые используются в земледелии и скотоводстве. Земельно-кадастровые сведенья регистрируются в специальных документах (реестрах, земельных книгах), в которых фиксировались сведенья о земле. В дальнейшем сведенья о земле стали фиксироваться не только в текстовых документах, но и на планово-картографических материалах. Земли стали подразделяться на группы и классы в зависимости от качества.

· II этап. Земельный кадастр в условиях рыночных отношений представляет собой сложные мероприятия осуществляемые специально организованной государственной службой. Поскольку основным назначением земельного кадастра было обеспечение сведениями для налогообложения, то земельно-кадастровые службы находились в основном в ведении финансовых органов.

· III этап. Земельный кадастр продолжает носить фискальный характер и играет важную роль в развитии общественно-экономических формаций. Развиваются и совершенствуются методы и способы изучения, учета, оценки и классификаций земель по видам угодий и качеству; применяются более совершенные технические средства и технологии, — все это повышает точность и достоверность земельно-кадастровой информации, совершенствуются ее формы и содержание.

Библиографический список:

1. В.А. Захаров, Л.П. Лобанова. Возникновение и развитие земельного кадастра. Кадастровый вестник № 2 – 2006 г. С.49-53.

3. Становление оценочной деятельности в России – М.: Институт оценки природных ресурсов, — 446 с.

История кадастра насчитывает несколько тысячелетий. Происхождение термина «кадастр» историки связывают с римским правителем Августом. Считают, что он утвердил единицу учета сбора дани за землю, названную capitiqum, и ввел перепись населения capitiqum registrum. Со временем эти слова трансформировались в одно слово– «catаstrum». По другим источникам термин «кадастр» произошёл от греческого «catastichon» (тетрадь для записей, лист, реестр), или латинского «capitastum», что означает опись податных предметов — предметов, которые облагаются налогом.

Первые сведения о кадастровых работах, проводимых с целью учета земель, относятся к 3000 г. до н. э. — Месопотамия, Вавилон, Древний Египт, Древний Рим . Кадастр в этих древних государствах представлял собой реестр, в котором отображался перечень земель с указанием площади участков, вида использования земель, их принадлежности.

О развитии земельного кадастра в период средневековья свидетельствуетвизантийская сельскохозяйственная энциклопедия «Геопоника». К наиболее прогрессивным средневековым земельным кадастрам относят:

* земельный кадастр короля франков Карла Великого (742–814 гг.);

* английский земельный кадастр времен Вильгельма Завоевателя (1066–1087 гг.);

* сицилийский кадастр Фридриха II (1194–1250 гг.);

* поземельная книга курфюршества Бранденбургского (1375 г.).

Эти кадастры содержали сведения о местоположении, принадлежности земель, их качественных и количественных характеристиках.

До 18-го века содержание кадастровых съемок и основные принципы ведения земельного кадастра практически не изменялись. Лишь в начале 18-го века (1718 г.) Джованни Джакомо Мариони разработал кадастр на основе соблюдения научных методов. В этом кадастре определение границ участков выполнялось путем строгих геометрических построений: методом триангуляции и полигонометрии.

Кадастр в царской России.

Фактически, российский земельный кадастр берет своё начало с древнерусского государства – Киевская Русь. В то время проводился качественный учет земель, который имел упрощенный характер. Описание земель проводилось только по видам угодий – дворовые, пахотные, пустопорожние, охотничьи угодья (без указания почвенных различий).

Считается, что в 12-м веке появились первые переписи земель с характеристикой их качества и количества . К старейшим кадастровым

документам относятся описания земель времен татаро-монгольского ига. В этот период для учета и сбора дани проводилась перепись жителей и их имущества. Первая (татарская) перепись была проведена в 1245 г., а повсеместная перепись русских земель – в 1273 г. Первое упоминание о ведении работ по межевому картографированию для отвода земель относится к 1483 году.

Фактически картографический материал земельного кадастра России того времени содержался в описаниях земель, собранных в писцовых, межевых и дозорных книгах. Этот материал составлялся по результатам натурных землемерных работ, которые заключались в измерении длин граничных линий «мерной вервью» (веревкой длиной в 20, 40, 80 саженей, 1 сажень равна 2,1336 м).

В 16-ом веке для описания земель было создано специальное учреждение «Поместный приказ». Первым в истории Российского государства органом, ведающим землеустройством, была «Поместная изба». Поместная изба выполняла наблюдения за проведением землеустройства и землемерными описаниями. Необходимость осуществления землеустройства была вызвана решением царя Ивана Грозного разделить все поместья между неимущими. В связи с этим царь Иван Грозный издал соответствующий приказ (20.09. 1556 г.). При Иване Грозном были описаны почти все земли России.

В 1714 году по приказу царя Петра I деление на поместья было отменено. Взамен были введены новые понятия «недвижимая собственность» или «имение». Прогрессивным нововведением царя Петра I было «геометрическое межевание»: площадь земельного участка определялась путем расчета площади различных геометрических фигур, к форме которых приближена форма соответствующего земельного участка.

Очередной этап в развитии земельного кадастра российского государства связан с отменой в 1861 году крепостного права (царь Александр II). До этого времени земельный кадастр подразумевал только ведение кадастрового учета земель и межевание.

В 1861 г. с провозглашением Манифеста об отмене крепостного права, был осуществлен переход к платежам на землю с «крестьянских душ». В связи с этим, возникла необходимость в земельно-оценочных работах и определении доходности земель. Так возник земский земельный кадастр, работы по которому проводились до 1917 года.

Кадастр в Советском Союзе. В Советском Союзе кадастра как токового не было. Земля принадлежала государству, и, этот факт определял всё. После Октябрьской революции 1917 г. в России (РСФСР) Декретом «О земле» 1917 года была отменена частная собственность на землю и была провозглашена абсолютная государственная собственность на землю. Земельный кодекс РСФСР определил порядок коллективизации земель. В 1935-1938 гг. колхозам были выданы государственные акты на вечное пользование землей. Председатели колхозов затем, в сундуках, десятилетиями хранили эти акты. Некоторые из них ставили акты на самое видное место

Кадастровым документом, где отражались сведения о землях колхозов, была Земельная шнуровая книга, а в административных районах — Государственная земельная книга регистрации земель.

Справедливости ради необходимо отметить, что Правительством СССР принимались постановления и решения о создании кадастра (1962 г, 1968г, 1977г). Определённую роль в этом сыграла и экономическая реформа 1965 года. Учет осуществлялся по планово-картографическим материалам, на которых отображались границы территориального и внутрихозяйственного землеустройства. В каждом районе был землеустроитель, который из года в год сдавал, фактически, одну и ту же отчётность.

Кадастр в современной России. В современной России кадастр берёт свое начало 90-х годах 20-го века. В апреле 1991 года был принят Земельный кодекс РСФСР, который узаконил частную собственность на землю и определил механизм передачи в собственность земельных участков. Если в начале это был земельный кадастр, то в настоящее время это кадастр объектов недвижимости.

За последние двадцать с небольшим лет ведомство, занимающееся кадастром претерпело ряд изменений и трансформаций:

1. В 1993 г. был создан Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем, ПП РФ № 91). В его функции входила обязанность по ведению землеустроительных и кадастровых работ.

2. В июле 1999 г Роскомзем упразднен (ПП РФ № 744). В замену ему создан Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике (Госкомзем, ПП РФ № 1056). Госкомзем просуществовал менее года и был упразднен в мае 2000г.

3. В июле 2000 г. Постановлением Правительства Российской Федерации была официально утверждена Федеральная служба земельного кадастра, или Росземкадастр.

4. В 2004 г. федеральная служба земельного кадастра была упразднена, создано Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости

(Роснедвижимость), которое просуществовало до 2008 г.

5. В декабре 2008 г. на основании Указа № 1847 Президента РФ была создана федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), объединяющая три ведомства: Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию.

С начала создания и развития кадастра в РФ субъектом кадастровой деятельности являлось юридическое лицо (организация). Кадастровая деятельность лицензировалась. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» кадастровая деятельность не относится к лицензируемым видам деятельности.

В соответствии с федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (№ 221-ФЗ, от 24.07.2007) субъектом кадастровой деятельности является кадастровый инженер.

NATURAL SCIENCE. 2016. No. 4

DOI 10.18522/0321-3005-2016-4-73-77

ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

УДК 528.4=161.1(045)»+»(1-41)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА © 2016 г. Н.Р. Камынина, И.А. Успенский CADASTRAL ACTIVITIES DATA CAPTURING

N.R. Kamynina, I.A. Uspenskiy

Камынина Надежда Ростиславовна — кандидат технических наук, заведующая кафедрой земельного права и государственной регистрации недвижимости, Московский государственный университет геодезии и картографии, пер. Гороховский, 4, г. Москва, 105064, e-mail: kamyninan@gmail.com

Успенский Иван Александрович — старший преподаватель, кафедра земельного права и государственной регистрации недвижимости, Московский государственный университет геодезии и картографии, пер. Гороховский, 4, г. Москва, 105064, e-mail: uspenskiy.ivan@gmail.com

Рассматриваются и анализируются отечественные и зарубежные кадастровые системы. Показано, что в зарубежных системах, в отличие от отечественных, преобладают данные о землях сельскохозяйственного назначения, а не об объектах городской инфраструктуры. Большинство земельно-информационных систем кадастрового учёта созданы на основе цифровых кадастровых карт, при этом исследуемые их модели содержат широкий диапазон информации различного характера в виде пространственно ориентированных данных. Предлагается концептуальная модель информационного обеспечения кадастрового учёта, которая соответствует и концепции развития Единой федеральной системы недвижимости.

Ключевые слова: кадастр недвижимости, карты, данные, информационная система, регистрация недвижимости.

Keywords: read estate, cadastre, mapping, data, information system, registration of real estate.

Организационная структура зарубежных кадастровых органов отличается от государства к государству, но при этом содержит общую логику построения для большинства европейских стран. Очевидная тенденция интеграции земельных и кадастровых информационных систем нашла выражение в пилотном проекте Европейского союза по созданию Единой европейской информационной системы (EULIS). В проекте EULIS отражена система интеграции, приведенная на рис. 1.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что потребности пользователей кадастровой информации значительно превышают существующий потенциал кадастровых систем. Статистика показывает устойчивый спрос на пространственные (картографические) данные, включающие не только информацию о границах участков, но и топографические данные в виде карт или ортофотос-

нимков. Определился спрос на расширение представления данных о разрешенных видах использования и ограничениях в виде пространственных объектов .

Большинство зарубежных кадастровых систем отличаются отсутствием данных об объектах городской инфраструктуры и преобладанием данных о землях сельскохозяйственного назначения.

Сравнительный анализ информационного обеспечения кадастрового учёта показывает, что в основном земельно-информационные системы создаются на базе цифровых кадастровых карт, при этом исследуемые модели информационного обеспечения содержат широкий диапазон информации социально-экономического, технического, экологического и другого характера, представленной пространственно ориентированными данными.

ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

NATURAL SCIENCE.

2016. No. 4

Рис. 1. Модель интегрированной европейской земельной информационной системы. Проект EULIS / Fig. 1. Model of integrated European land information system. Project EULIS

Кадастровый учет большинства стран Западной Европы, США и Канады служит основой для построения и поддержания различных видов реестров (недвижимости, лесного, водного, природоохранного, градостроительного и т.д.) и базируется на сведениях о земельных участках, что обеспечивает информационное взаимодействие всех видов реестров, оперативные экспорт и импорт данных об объектах учета, эффективность кадастровых систем и их минимально необходимое число .

Наиболее эффективными являются информационные системы в тех государствах, где регистраци-онно-учетные системы интегрированы в рамках одной организации. Это свойственно таким странам, как Австралия, Швеция, Финляндия, Нидерланды и др.

В экономически развитых зарубежных странах принято единство судьбы земельного участка и объектов недвижимого имущества, прочно связанных с землей. Земельный кадастр превращается в этих государствах в «кадастр недвижимости». Этот положительный опыт характерен в первую очередь для Швеции, Франции, Австралии. Он позволяет пользователям земельных информационных систем экономить время и средства в ходе передачи прав собственности на недвижимое имущество, а государству — эффективнее управлять этими процессами .

Мы полагаем, что кадастровый учет целесообразно рассматривать как совокупность информационных, технических, экономических и юридических отношений, связанных как с созданием новых

объектов недвижимости, так и с оборотом и эксплуатацией уже существующих объектов .

Спектр запросов, обрабатываемых Росреестром и его территориальными органами ежедневно, выявляет проблемы, связанные, прежде всего, с большим количеством неучтенных объектов недвижимости (рис. 2).

Одним из путей развития института кадастрового учета недвижимости является комплексная интеграция государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав.

Для формирования концептуальной модели информационного обеспечения кадастрового учета недвижимости необходимо учитывать следующие аспекты: информационный, организационно-управленческий, экономический, правовой .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совокупность этих аспектов представлена на схеме ГКН, показанной на рис. 3.

Исходными предпосылками к созданию концептуальной модели информационного обеспечения кадастрового учета недвижимости, по мнению автора, являются возможность поэтапного внедрения модели; гармонизация и оптимизация перечня реквизитов, подлежащих включению в реестр; минимизация и последующее исключение информационного дублирования, а также укрепление межведомственного информационного взаимодействия и защита информации ; непрерывность процесса кадастрового учета недвижимости.

Непрерывность процесса кадастрового учета недвижимости в существующем виде иллюстрируется схемой, представленной на рис. 4.

ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

NATURAL SCIENCE.

2016. No. 4

400ВССЮС

£

«г £

0 Поступило Выдано Выдано Выдано Отказано в Выдано

запросов., выписок, выписок. выписок. предоставлени уведомлении

заявлении справок из справок из справок из и информации об отсутствии в

ЕГРП в течение ЕГРП в течение ЕГРП с ЕГРП

срока. срока. нарушением запрашиваемых

установленного установленного срока. сведений

Законом иными законами установленного Законом и иными законами

|Количество обращений 35947622 16183075 12736S 5290 250312 19S39576

Рис. 2. Запросы, обработанные Росреестром и его территориальными органами в 2015 г. / Fig. 2. Requests analyzed by Rosreestr and it’s territorial branches in 2015

Управление Росреестра по г. Москве

Управление ФНС России по г. Москве

Органы государственной власти

ФГБУ «ФКП» по г. Москве

-Учётные сведения о местопол. ЗУ; Кадастровый номер участка

•Отчёт о наличии и распределении земель; •Кадастровые карты; Копии правоуст. документов по ранее учтённым ЗУ

ДЗР г. Москвы

Оценка и учётные характеристики зданий

-Материалы градостроительного зонирования;

Архивные документы

ГУП МосгорБТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юридические и физические лица

Москомархитектура

Рис. 3. Система ГКН (институциональная схема) / Fig. 3. System of the state real estate cadastre (Institutional scheme)

ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

NATURAL SCIENCE. 2016. No. 4

Рис. 4. Функциональная схема государственного кадастрового учета (ГКУ) недвижимости / Fig. 4. Functional scheme of the state real estate cadastre

Потенциал существующей системы государственного ГКУ недвижимости, по данным Росреестра, характеризуется параметрами учетно-регистрационной деятельности (рис. 5).

Анализ практики применения ISO 19152:2012 «Географическая информация. Административная модель земельных угодий. LADM» показывает, что предлагаемая концептуальная модель соответствует и концепции развития Единой федеральной информационной системы недвижимости.

Полагаем целесообразным внесение изменений в действующее зако-

Рис. 5. Технические параметры предлагаемой концептуальной модели / Fig. 5. Technical parameters of the developed conceptual model

ISSN 0321-3005 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

нодательство в части организации кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (рис. 5).

Предлагаемая концептуальная модель информационного обеспечения кадастрового учета недвижимости является совокупностью мер по структурному реформированию учетно-регистрационной деятельности и предполагает консолидированное объединение ГКН и ЕГРП, основанное на унификации данных — создание Единого государственного реестра объектов недвижимости, а также оптимизацию полномочий государственных органов по оказанию государственных услуг в сфере кадастрового учета недвижимости.

Литература

2. Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии. М., 2011. 228 с.

3. Камынина Н.Р. Система информационного обеспечения кадастрового учета // Бизнес в законе. 2013. № 5. С. 126-131.

Поступила в редакцию /Received

NATURAL SCIENCE. 2016. No. 4

4. Камынина Н.Р. Предпосылки развития системы информационного обеспечения кадастрового учета и регистрации прав // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2013. № 5. С. 44-47.

5. Варламов A.A. Основы кадастра недвижимости. М., 2013. С. 77-94.

Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации, № 4(04), 2011 г.

УДК 332.2(091)

И. Ю. Г ончарова, Е. Ю. Кривоконева (ФГБОУ ВПО «НГМА»)

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР В РОССИИ — ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В историческом аспекте дано развитие учета земель в России, отмечена значимость современного земельного кадастра при планировании и управлении земельными ресурсами.

Ключевые слова: земельный кадастр, земельные ресурсы, кадастровый учет, управление.

I. Y. Goncharova, E. Y. Krivokoneva (FSBEE HPE «NSMA»)

LAND CADASTRE IN RUSSIA — HISTORY AND THE PRESENT

Keywords: land cadastre, land resources, the cadastral registration, management.

Становление земельного кадастра России характеризуется длинной историей развития . Объединение двух крупнейших политических центров древних славян, Киевского и Новгородского, под властью Киева, произошедшее в 882 году, положило начало существованию могущественного древнерусского государства — Киевской Руси. Проводившийся в это время качественный учет земель имел упрощенный характер, при котором описание земель проводилось только по видам угодий — дворовые, пахотные, пустопорожние, охотничьи угодья (без указания почвенных различий). Первые переписи земель с характеристикой их качества и количества относятся к XII веку.

К старейшим кадастровым документам относятся описания земель периода татаро-монгольского ига. Для верного учета и сбора дани в этот период проводилась перепись жителей и их имущества, а поскольку главной доходной статьей являлась земля, то при раскладе дани учитывалось ее количество и качество, т.е. проводился своеобразный кадастровый учет. Учитывались пространства целых княжеств и поземельное владение каждого частного лица. Первая татарская перепись была проведена в 1245 г., а повсеместная перепись русских земель — в 1273 г. Переписи не были все-

общими, так как они не включали привилегированную часть населения, освобожденную от обложения.

Наряду с татарскими переписями описания земель вели русские князья, и земельно-кадастровыми документами в этот период являлись «Писцовые книги». Запись в писцовой книге была эквивалентом современной государственной регистрации земельного владения.

Первое упоминание о ведении работ по межевому (кадастровому) картографированию для отвода земель относится к 1483 г. Картографический материал земельного кадастра России содержался в описаниях земель, собранных в писцовых, смотровых, дозорных, межевых книгах, и составлялся по результатам натурных землемерных работ, которые заключались в измерении длин граничных линий «мерной вервью» (веревкой длиной в 80, 40, 20 саженей, 1 сажень равна 2,1336 м). Граничные линии разделяли землю по угодьям и различались по «добротности» на «добрую», «среднюю» и «худую».

Наиболее полное описание земельных владений в России относится к периоду ликвидации феодальной раздробленности и возникновения централизованного государства. В описаниях приводились сведения о количестве земель во владениях, давалась оценка этих земель путем приведения их к определенным условным единицам. Основной единицей податного обложения считалась соха. В связи с этим система переписи земель получила название сошного письма. Кроме налоговых целей описание земель по сошному письму имело большое значение для определения количества ратников, лошадей и продовольствия, необходимых для обороны. Раздача земель за службу и необходимость приведения вотчинных и поместных земель в соответствие с отправляемой службой стали одной из основных причин частых переписей земель в ХУ-ХУ1 вв.

В XVI веке для описания земель было создано специальное учреждение «Поместный приказ». А первым в истории Российского государства органом, ведающим землеустройством, была «Поместная изба». Поместная

изба проводила наблюдения за проведением землеустройства и землемерными описаниями. Необходимость осуществления землеустройства была вызвана решением царя Ивана Г розного разделить все поместья между неимущими, в связи с чем 20 сентября 1556 г. Иван Грозный издал соответствующий приказ. При Иване Грозном были описаны почти все земли России, а некоторые из них — даже по несколько раз.

В 1714 г. по приказу царя Петра I деление на поместья было отменено, и взамен введены новые понятия «недвижимая собственность» или «имение».

Также Петр I упраздняет поместный приказ и распределяет его функции между многими учреждениями. Одним из нововведений Петра стало «геометрическое межевание» — определение площади земельных участков путем расчета площади различных геометрических фигур, к форме которых приближена форма соответствующего земельного участка.

В 1861 г. с провозглашением Манифеста об отмене крепостного права, утвержденного Александром II, и переходом платежей с «крестьянских душ» на землю возникла необходимость в земельно-оценочных работах и определении доходности земель. До этого времени земельный кадастр подразумевал только ведение кадастрового учета земель и межевание. Так возник земский земельный кадастр, работы по которому проводились до 1917 года.

После 1917 года земельные отношения в России резко изменились. В стране была осуществлена массовая коллективизация земель. Декретом «О земле» 1917 года была провозглашена абсолютная государственная собственность на землю. В 1919 г. положения «О социалистическом землеустройстве» и «О мерах перехода к социалистическому землепользованию» закрепили две основные формы: государственную и коллективную. Одновременно с этим земля фактически перестала являться объектом налогообложения. В то же время государство нуждалось в сведениях о земле. Эта потребность определила состав сведений земельного кадастра и порядок его ведения.

Кадастр представлял собой сведенные в единую книгу регистрационные сведения по землепользователям, а также количественные и качественные характеристики земель. Регистрацию проводили в государственных земельно-кадастровых книгах районов (городов) и именовали государственной регистрацией землепользований. Начиная с 1955 года, был введен государственный учет наличия и распределение земель по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе.

За годы советской власти были созданы три основные вида кадастров: сельскохозяйственных территорий, водный и лесной. Все основные учетные и отчетные кадастровые документы создавались в виде государственных актов на право пользования землей, списков землепользователей, земельно-кадастровых книг предприятий и организаций и др., а также в виде планово-картографических документов.

К началу земельных реформ (1990 г.) в России сформировался многоцелевой Государственный земельный кадастр, как единая интегрированная система сведений о правовом, природном и экономическом положении земель, направленный на решение задач управления в различных сферах экономики.

В период с ноября 1989 г. по март 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты законы об аренде, о собственности и земле. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 г. узаконил частную собственность на землю и определил механизм передачи в собственность земельных участков.

В 1991-2001 годы система земельного кадастра начинает автоматизироваться. Разрабатывается специальная федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (1996-2002 годы)». Быстрыми темпами развивается государственная кадастровая оценка земель. Принимается федеральный закон «О государственном земельном кадастре» и Земельный Кодекс Российской

Федерации, определившие составные части государственного земельного кадастра и порядок его ведения .

Земельный кадастр сегодня приобрел большую значимость на разных уровнях экономического планирования и управления земельными ресурсами. В настоящее время Г осударственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения всех заинтересованных органов государственного управления и землепользователей для организации наиболее полного рационального и эффективного использования земель и их охраны, планирования размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель, а также проведения других мероприятий, связанных с использованием земель.

Список использованных источников

1 Комов, Н. В. Земельные отношения и землеустройство в России / Н. В. Комов . — М., 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Интересное о земельном кадастре . — Режим доступа: http://www.fccland.ru/page.aspx?id=904, 2011.

5 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ: по состоянию на 21 июля 2011 г. // Гарант Эксперт 2011 . — НПП «Г арант-Сервис», 2011.

Г ончарова Ирина Юрьевна — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Новочеркасская государственная мелиоративная академия», соискатель.

Контактный телефон: 8(863-52) 7-96-30. E-mail: irina.goncharova.2012@gmail.com

Contact telephone number: 8(863-52) 7-96-30. E-mail: irina.goncharova.2012@gmail.com

Кривоконева Елена Юрьевна — кандидат биологических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Новочеркасская государственная мелиоративная академия», доцент. Контактный телефон: 89034629094. E-mail: elena.krivokoneva.2012@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *