Из федерального бюджета финансируются социальные расходы

6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета

В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

3) функционирование федеральной судебной системы;

4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

5) фундаментальные исследования и содействие научно—техническому прогрессу;

6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) финансовая поддержка субъектов РФ;

12) статистический учет;

13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;

14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

16) проведение выборов и референдумов в РФ;

17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного назначения.

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

О. А. Гришанова, Н. Ю. Смольницкая

Ивановский государственный университет, г. Иваново

В настоящее время остро стоит вопрос о разграничении расходных полномочий в бюджетной системе и источниках их финансирования. Преобладающая часть социальных выплат и льгот устанавливается на федеральном уровне, в то время как средства на реализацию более половины из них выделяются из региональных бюджетов. Характерно, что из тридцати «вопросов местного значения”, отнесенных статьей 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к предметам ведения органов местного самоуправления, 19 направлены на непосредственное исполнение социальных обязательств государства, а еще 6 это исполнение обеспечивают. В настоящее время через муниципальные бюджеты финансируется 65% расходов консолидированного бюджета на образование, более 60% – на жилищно-коммунальное хозяйство, 58 и 50% соответственно на здравоохранение и социальную политику, т.е. в них сосредоточена основная часть бюджетных расходов на социальную сферу.

Вопросы регулирования межбюджетных отношений в социальной сфере, в условиях, когда основные социальные функции передаются с федерального уровня на региональный и далее в ведение муниципалитетов, приобретают особенно важное значение, так как передача на нижестоящий уровень расходных полномочий и ответственности не подкрепляется соответствующей финансово-бюджетной базой. Поэтому система социальной защиты в настоящее время не может нормально функционировать – налицо явный дефицит средств в местных бюджетах для ее реализации.

Самостоятельность бюджета характеризуется способностью субъекта власти самому мобилизовать финансовые ресурсы в бюджет, не прибегая к финансовой помощи. Показатель для ее оценки – соотношение собственных доходов бюджета и его расходов. Однако о какой самостоятельности региональных бюджетов можно говорить, если ни региональные органы государственной власти, ни органы местного самоуправления не могут устанавливать себе большую часть даже собственных доходов, не говоря о регулирующих. Их доходы определяет вышестоящий орган власти, от которого и зависит наполняемость бюджета реальными доходными источниками.

Необходимо определить, какую часть расходов консолидированного бюджета субъекта Федерации покрывают собственные доходы – текущие или капитальные; что финансируется за счет финансовой помощи? Покрывают ли собственные доходы все социальные расходы или только текущие расходы в них?

Существующая в настоящее время структура элементов социального блока, как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Федерации не сведена в единую финансовую «подсистему”, что приводит к уменьшению управляемости бюджетного регулирования социального развития.

По мнению многих специалистов, которое мы поддерживаем, следует разрабатывать в составе федерального и региональных бюджетов относительно обособленную их часть в виде «социального бюджета”, в который целесообразно включать следующие статьи расходов по функциональной классификации: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура, искусство и кинематография, здравоохранение и физическая культура, социальная политика. Данная мера повысила бы ответственность за исполнение бюджетных заданий и способствовала совершенствованию модели перераспределительной политики с учетом региональных особенностей.

Необходимо обеспечить приоритетное финансирование социальных расходов, недопущение секвестрования соответствующих статей бюджетов, а также усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе использования системы ГМСС.

Проанализировав отчеты об исполнении бюджетов субъектов Федерации трех областей (Владимирской, Костромской и Ивановской) за 2000 и 2001 гг., можно сделать вывод, что собственные доходы консолидированных бюджетов Владимирской и Костромской областей покрывали лишь текущие расходы на социальные нужды, в то время как на капитальные расходы собственных средств не хватало. А в Ивановской области собственных доходов было недостаточно даже на покрытие текущих социальных расходов. Данный период выбран для анализа в связи с тем, что в отчетах расходы по функциональной бюджетной классификации распределялись на текущие и капитальные, в то время как в последующие годы такое деление отсутствует.

Соотношение социальных расходов и собственных доходов и безвозмездных перечислений представлено в таблице 1.

Таблица 1

Области

Социальные расходы

Собственные доходы

Безвозмездные перечисления

2000 г.

Владимирская

3872470

3846954

1121378

Ивановская

2695071

1831228

1642168

Костромская

1947111

1919194

678935

2001 г.

Владимирская

5508578

5285921

2060272

Ивановская

4005227

2671444

2683861

Костромская

2564775

2482381

1169236

Как видно из таблицы 1, наибольшие темпы роста социальных расходов в 2000 и 2001 гг. наблюдаются в Ивановской области (149%), наименьшие – в Костромской (132%). Во всех анализируемых регионах темпы роста социальных расходов опережают темпы роста собственных доходов: во Владимирской области – 142 и 137% соответственно; в Ивановской области – 149 и 146%; в Костромской – 132 и 129%.

Безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов наибольшими темпами возрастали во Владимирской области, что составило 184%. В Ивановской и Костромской областях данный показатель равен 163 и 172% соответственно. При этом следует отметить, что наиболее дефицитным бюджетом является бюджет Ивановской области.

Эти данные свидетельствуют о неравном финансировании социальных расходов из федерального бюджета в Ивановской и Костромской областях по отношению к Владимирской. В таком контексте становится еще более актуальным внедрение системы государственных минимальных социальных стандартов при планировании социальных бюджетов и финансировании социальных расходов на местах.

обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
функционирование федеральной судебной системы;
осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
фундаментальные исследования и содействие научно — техническому прогрессу;
государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
государственная поддержка атомной энергетики;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
исследование и использование космического пространства;
содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
федеральная инвестиционная программа;
обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
официальный статистический учет;
прочие расходы.

Следующая статья «
К тексту закона «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *