Изменение вида исправительного учреждения

УДК 343 .8 СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛАТЫНИН,

ББК 67.409.13 соискатель

Л27 (Академия ФСИН России),

e-mail: editor62@yandex.ru © Латынин С. Н., 2015

ОСНОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ИЗМЕНЕНИЯ ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Реферат: в статье выделяются четыре основания изменения вида исправительного учреждения (ИУ): 1) поведение осужденного; 2) необходимость решения уголовно-процессуальных вопросов; 3) достижение осужденным определенного возраста в период отбывания наказания в воспитательной колонии (ВК); 4) состояние здоровья осужденного. Между тем только поведение осужденного в той или иной степени учитывается при всех способах изменения вида исправительного учреждения.

Необходимо (в ст. 78 и других статьях УИК РФ) предусмотреть максимальное число способов изменения вида исправительного учреждения (это будет стимулировать правопослушное поведение осужденных под «угрозой» ухудшения условия отбывания наказания или ввиду «стремления» их улучшить) и конкретизировать критерии, позволяющие отнести осужденного к требующему перевода в исправительное учреждение другого вида.

В статье сформулирован ряд предложений по улучшению регулирования изменения вида исправительного учреждения:

целесообразно предусмотреть четкие критерии перевода осужденных из исправительных колоний (ИК) в колонии-поселения, а также из лечебно-профилактических учреждений в другие исправительные учреждения;

следует закрепить, что осужденные, ранее переведенные из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима, в случае отрицательного поведения могут быть возвращены обратно;

необходимо ввести четкий запрет на перевод в колонии-поселения осужденных, к которым применяются принудительные меры медицинского характера или обязательное лечение.

На наш взгляд, в отношении положительно характеризующихся осужденных изменение вида исправительного учреждения целесообразно только тогда, когда имеющиеся средства облегчения условий отбывания наказания в данном учреждении исчерпаны, то есть такие осужденные должны иметь поощрения, не иметь взысканий, а также находиться на облегченных условиях отбывания наказания. В отношении осужденных, признанных злостными нарушителями, изменение вида исправительного учреждения целесообразно после их перевода в строгие условия.

Таким образом, очевидна необходимость дальнейшего улучшения правовой регламентации оснований и критериев изменения вида исправительного учреждения.

Ключевые слова: осужденный, исправительное учреждение, изменение вида исправительного учреждения, основания изменения вида исправительного учреждения, поведение осужденного.

Изменение вида исправительного учреждения — перевод осужденного из ИУ одного вида в другой, влекущий за собой изменения нормативно предусмотренных условий отбывания наказания, правового положения осужденного и применения к нему средств исправления, в целях его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений. В соответствии с этим определением можно выделить ряд способов изменения вида ИУ: перевод положительно характеризующихся осужденных из исправительной колонии общего или строгого режима в колонию-поселение; перевод положительно характеризующихся осужденных из тюрьмы в ИК; перевод положительно характеризующихся осуж-

денных из ИК особого режима в ИК строгого режима; перевод осужденных, являющихся злостными нарушителями, из колонии-поселения в ИК, вид которой был ранее определен судом; перевод осужденных, являющихся злостными нарушителями, из ИК общего, строгого и особого режимов в тюрьму; перевод осужденных из ИК, воспитательной колонии или тюрьмы в следственный изолятор (СИЗО) для участия в процессуальных мероприятиях; перевод осужденных из ВК в изолированный участок ВК, функционирующий как ИК общего режима, при его наличии или в ИК общего режима; перевод больных осужденных, требующих стационарного лечения, в лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) из других ИУ и обратно;

перевод осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, для амбулаторного лечения в лечебное исправительное учреждение (ЛИУ) из других ИУ и обратно и др.

Изучение ст. 78 УИК РФ показывает, что основанием изменения вида ИУ является поведение осужденного. В этой норме закона описываются отдельные из вышеупомянутых способов изменения вида ИУ, в которых поведение осужденного (положительное или отрицательное) является основанием перевода в ИУ другого вида.

Другие нормы закона также ориентируют правоприменителя на учет поведения осужденного как основания изменения вида ИУ. Так, положительно характеризующиеся осужденные могут быть оставлены для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО или тюрем.

Представляется, что предусмотрение максимального числа способов изменения вида ИУ будет стимулировать правопослушное поведение осужденных под «угрозой» ухудшения условий отбывания наказания или ввиду «стремления» их улучшить (иные способы совершенствования данного правового института описываются в литературе ), и перевода в ЛПУ или ЛИУ (ст. 101 УИК РФ) и обратно. В данном случае определенное значение имеет поведение осужденного. Так, согласно п. 138 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ), утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205, осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, могут быть выписаны из ЛПУ (это же распространяется и на ЛИУ) и возвращены по прежнему месту содержания при отсутствии медицинских противопоказаний.

Таким образом, можно выделить четыре основания изменения вида ИУ: 1) поведение осужденного; 2) необходимость решения уголовно-процессуальных вопросов; 3) достижение осужденным определенного возраста в период отбывания наказания в ВК; 4) состояние его здоровья. Однако только первое — поведение осужденного -в той или иной степени учитывается при всех способах изменения вида ИУ. На наш взгляд, в ст. 78 и других статьях УИК РФ следует четко закрепить не только способы изменения вида ИУ, но и основания таких переводов осужденных.

Между тем иногда расплывчаты критерии, позволяющие отнести осужденного к требующему перевода в ИУ другого вида. Так, в соответствии с п. 204 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 18 августа 2010 г. № 640 и Минюста России от 17 октября 2005 г. № 190 (Порядок организации медицинской помощи), обратный перевод в ИУ из ЛПУ ставится в зависимость от поведения осужденного: лица, систематически или злостно нарушающие больничный режим, а также отказывающиеся от лечения, могут быть выписаны из больницы по месту отбывания наказания в определенных случаях. При этом поведение осужденного становится дополнительным критерием (кроме основного — состояния здоровья) обратного перевода в ИУ осужденного, содержащегося в ЛПУ.

В п. 138 ПВР ИУ также указывается дополнительный критерий обратного перевода осужденных из ЛПУ в ИУ: осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, могут быть выписаны из ЛПУ и возвращены

по прежнему месту содержания при отсутствии медицинских противопоказаний.

Перечень злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания дан в ч. 1 ст. 116 УИК РФ, однако среди них нет систематического или злостного нарушения больничного режима, а также отказа от лечения. В связи с этим критерии перевода осужденных-нарушителей из ЛПУ в другие ИУ отличаются друг от друга в разных подзаконных актах — Порядке организации медицинской помощи и ПВР ИУ.

Однако главным основанием изменения вида ИУ по-прежнему является поведение осужденного. Оценка этого поведения должна быть основана на конкретных критериях, которые в ст. 78 УИК РФ прописаны недостаточно. Так, согласно данной статье осужденные условно делятся на положительно характеризующихся и злостных нарушителей. Между этими двумя категориями имеется несколько промежуточных оценок поведения осужденных: имеющие поощрения и взыскания и содержащиеся в облегченных условиях содержания; не имеющие ни поощрений, ни взысканий и содержащиеся в обычных условиях содержания; не имеющие поощрений, имеющие взыскания и содержащиеся в обычных условиях содержания и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашему мнению, изменение вида ИУ в отношении положительно характеризующихся осужденных целесообразно только тогда, когда имеющиеся средства облегчения условий отбывания наказания в данном учреждении исчерпаны. Подразумевается, что такие осужденные должны иметь поощрения, не иметь взысканий, а также находиться в ИК общего, строгого и особого режимов на облегченных условиях отбывания наказания.

В отношении осужденных, признанных злостными нарушителями (по аналогии с положительно характеризующимися, которые должны быть переведены в облегченные условия), изменение вида ИУ целесообразно после их перевода в строгие

условия (а не после, например, перевода осужденного, признанного злостным нарушителем, из облегченных в обычные условия).

Иная ситуация — по отношению к колониям-поселениям. Так, представляется расплывчатым критерием запрет перевода в колонии-поселения осужденных, не прошедших обязательного лечения, а также требующих специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа. В последних проходят лечение значительное количество осужденных, имеющих как заболевания, требующие применения принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения, так и иные болезни.

Отдельные заболевания законодатель объединил в группу, требующую обязательного лечения: алкоголизм, наркомания, токсикомания, ВИЧ-инфекция, открытая форма туберкулеза или венерические заболевания (ст. 18 УИК РФ). Не меньшее значение в отношении осужденных с психическими расстройствами имеют принудительные меры медицинского характера. Полагаем, что в ст. 78 УИК РФ следует закрепить положение о запрете переводить в колонии-поселения (где режим существенно ослаблен по сравнению с ИК общего, строгого и особого режимов) осужденных, к которым применяются принудительные меры медицинского характера или обязательное лечение.

Между тем, как указывают исследователи , в колониях-поселениях все же содержатся осужденные, больные открытой формой туберкулеза, которые должны проходить лечение в ЛИУ, ведь ограничения, указанные в ст. 78 УИК РФ, отсутствуют в ст. 58 УК РФ (на другие недостатки уголовно-правового и уголовно-исполнительного регулирования межотраслевых институтов указывается в юридической литературе ).

Таким образом, очевидна необходимость дальнейшего улучшения правовой регламентации оснований и критериев изменения вида ИУ.

Список литературы

2. Воронин Р. М. Основные направления медицинской психологии в исправительных учреждениях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 112-117.

SERGEJ NIKOLAEVICH LATYNIN,

сompetitor

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: editor62@yandex.ru © Latynin S. N., 2015

GROUNDS AND CRITERIA OF CHANGING THE TYPE OF A CORRECTION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пока центральные власти только разрабатывают планы и сверяют сроки выхода из карантина, объявленного для противодействия и предупреждения распространения коронавирусной болезни, органы местного самоуправления на местах уже ослабляют введенные изначально меры. У каждого горсовета свои мотивы. В одних регионах митингуют предприниматели, дескать, портятся ранние овощи или больше нет запасов средств, чтобы содержать свои семьи и наемных работников. Другие не видят смысла в простоях предприятий городов с населением в несколько сотен тысяч граждан, в которых подтвержденных заражений COVID-19 несколько десятков. Третьи устали бороться с нарушителями, которые находят способы обойти либо просто игнорируют правительственные ограничения, апеллируя к их необоснованности. Для местных властей это не просто нарушители, а более глобальная проблема — тенизация экономики и недополученные в связи с этим налоги в местные бюджеты.

С другой стороны, риски продления пандемии или нового витка ее развития еще остаются высокими, поэтому понятны заявления Министерства здравоохранения Украины относительно недопустимости неоправданно раннего и резкого сворачивания карантинных мер.

Попробуем разобраться, кто и какие меры в связи с карантином может вводить и где пределы полномочий местных и центральных властей.­

Особенности местности

Как пояснил адвокат ЮК «АМБЕР» Андрей Валенко, согласно положениям Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» (Закон) единственным органом, который наделен полномочиями устанавливать карантин на территории Украины, является Кабинет Министров Украины (КМУ). В своем решении об установлении карантина КМУ указывает обстоятельства, приведшие к принятию такого решения, определяет границы территории карантина, утверждает необходимые профилактические, противоэпидемические и другие мероприятия, их исполнителей и сроки проведения, устанавливает временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, возлагаемые на них, основания и порядок обязательной самоизоляции, пребывания лица в обсерваторе (обсервации), госпитализации во временных учреждениях здравоохранения (специализированных госпиталях).

Органы государственной власти на местах и органы местного самоуправления осуществляют организацию и контроль соблюдения установленного на территории карантина правового режима, своевременного и полного проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Этим же Законом установлены полномочия органов местной власти и местного самоуправления относительно принятия решений в условиях карантина, среди которых возможность устанавливать медико-санитарные и административные (ограничительные) меры для борьбы с эпидемией на подведомственных им территориях. Полный же перечень полномочий во время карантина определен в статьях 30–32 этого Закона.

«Решения о применении таких противоэпидемических мер, согласно положениям Законов Украины «О местном самоуправлении в Украине» и «О местных государственных администрациях», в зависимости от того, в чью сферу управления входит соответствующая территория, могут приниматься сельскими, поселковыми, местными, районными и областными советами, а также районными и областными государственными администрациями», — уточняет г-н Валенко.

Как отметил министр здравоохранения Украины Максим Степанов, с постепенным послаблением правил карантина КМУ в некоторых регионах, где высокая заболеваемость, меры останутся строгими. По его словам, местные власти могут, исходя их общей эпидемиологической ситуации в отдельно взятом населенном пункте, районе или области, установить более жесткие условия карантина, чем предусмотрено правительством, однако не имеют права ослаблять их.

Алина Боровец, юрист практики разрешения споров MITRAX, также считает, что Закон не позволяет муниципалитетам выходить за рамки (снижать уровень) мер, установленных КМУ.

Так, юрист напоминает, что Конституция Украины обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены законодательством. Поскольку в соответствии со статьей 29 Закона карантин устанавливается и отменяется КМУ, следовательно, принятие такого решения не входит в компетенцию органов местного самоуправления.

В силу полномочий в условиях карантина, предоставленных органам местного самоуправления статьей 30 Закона, они могут лишь дополнять общегосударственные меры. «Ограничения, которые могут вводить органы местного самоуправления, по своей сути являются дополняющими к уже определенным и принятым мерам Кабинета Министров Украины. В свою очередь, эти полномочия не предусматривают принятия органами местного самоуправления решений, которыми можно было бы ослабить или вообще отменить карантин», — комментирует г-жа Боровец. Она также напоминает, что местные власти обязаны контролировать соблюдение мер, введенных в связи с карантином, на местах. «Исходя из этого, необходимо отметить, что в каждой отдельной ситуации полномочия органов местного самоуправления по установлению запретов или отмене запретов, установленных правительством, определяются положениями нормативных актов, регулирующих конкретные правоотношения», — считает Алина Боровец.

Ответственный момент

В любом случае, разные правила, установленные муниципалитетом и правительством, могут стать причиной того, что будет нарушено одно из двух или оба предписания. Точно так же возникает вопрос, может ли орган местного самоуправления, принявший решение об ослаблении условий карантина, или его должностные лица нести ответственность за нарушение правил.

Отметим, что статья 41 Закона хоть и называется «Ответственность за нарушение законодательства о защите населения от инфекционных болезней», конкретных видов ответственности не предусматривает, а лишь уточняет, что виновные в таком нарушении лица привлекаются к ответственности, установленной законами Украины. Такими законами применительно к условиям карантина являются Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) и Уголовный кодекс (УК) Украины.

Статья 325 УК Украины предусматривает ответственность за нарушение правил и норм, установленных с целью предотвращения эпидемических и других инфекционных болезней и борьбы с ними, если такие действия повлекли или заведомо могли повлечь распространение этих заболеваний, и не выделяет специальных субъектов ответственности. Нарушителями таких правил не могут быть юридические лица, поэтому если должностное лицо органа местного самоуправления лично не допустило нарушения таких правил и норм, привлечь его к ответственности по статье 325 УК Украины нет оснований. Другое дело, если ослабление условий карантина по решению муниципалитета приведет к гибели людей вследствие заражения инфекционной болезнью и будет установлена причинно-следственная связь между такими деяниями. Тогда актуальным станет вопрос о возможности признания таких последствий «тяжелыми» и, соответственно, о привлечении должностных лиц органов власти на местах и местного самоуправления к уголовной ответственности по части 2 статьи 367 УК Украины за служебную халатность. Или даже по статье 119 УК за убийство по неосторожности.

Что касается административной ответственности, то диспозиция статьи 443 КУоАП предполагает, что наказуемыми являются действия по нарушению правил карантина людей, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических правил и норм, а не порядка установления таких правил. В этой связи говорить о возможности привлечения мэра города или главы местной государственной администрации к административной ответственности за установление иных правил карантина по указанной статье нет оснований.

Рисунок: С.Рябоконь

Полицейский участок

Таким образом, поскольку муниципальные меры карантина могут отличаться от общегосударственных, жителям соответствующих территорий необходимо соблюдать и те, и другие. Учитывать все акты должны и сотрудники полиции, уполномоченные составлять протоколы о нарушении условий карантина.

«Статья 443 КУоАП предусматривает санкции за нарушение карантинных мер, предусмотренных Законом Украины «О защите населения от инфекционных болезней», другими законодательными актами, решениями органов местного самоуправления», — уточняет юрист практики разрешения споров MITRAX Анна Олейник. Поэтому если полицией зафиксировано нарушение постановления КМУ, в то время как согласно решению местного самоуправления действие разрешено, полиция все равно должна составлять протоколы. Это, по словам юриста, объясняется тем, что решение КМУ действует на всей территории Украины, в связи с чем все граждане без исключений по территориальному принципу обязаны придерживаться его норм. Также, если в действиях есть нарушение правил, установленных решением местного самоуправления, протокол также должен составляться, поскольку это прямо предусмотрено статьей 443 КУоАП.

«При этом согласно статье 29 Закона карантин на территории Украины вводится КМУ, а полномочия местного самоуправления не включают право при наличии определенных обстоятельств отменять запреты, установленные правительством на отдельной территории. Исходя из этого, подобные решения муниципалитетов в вопросах карантина противоречат не только постановлению КМУ, но и специальному Закону», — отмечает г-жа Олейник.

В любом случае, окончательное решение относительно наличия в действиях состава нарушения и наложения взыскания на нарушителя принимает суд. И его задача будет усложнена, если решения местных органов и центральной власти будут противоречить друг другу. С одной стороны, приоритет нормативно-правовых актов понятен. С другой, такое национальное правовое регулирование не будет соответствовать критерию правовой определенности. Поэтому судам надо будет опираться на международные акты, в частности гарантии прав человека, установленные Конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод, а также практикой Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). ЕСПЧ, в свою очередь, неоднократно в решениях относительно различных правоотношений высказывался о том, что любые разночтения регулирования должны применяться в пользу лица и что гражданин не может нести ответственность за нарушения или неправомерные, незаконные действия органов власти. Таким образом, если муниципалитеты и органы государственной власти не согласуют свои действия, мы можем получить довольно непростые судебные дела по вопросам нарушения правил карантина уже в ближайшем будущем.

СТ 78 УИК РФ

1. В зависимости от поведения и отношения к труду в течение всего периода отбывания наказания осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения.

2. Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда, за исключением осужденных за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.3, частью первой статьи 205.4, статьей 205.5, частями второй — четвертой статьи 206, статьей 208, частями второй — четвертой статьи 211, статьями 277 — 279, 281, 317, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима — по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания;

г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, — по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений — по отбытии не менее двух третей срока наказания.

2.1. Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.

2.2. Осужденный, которому может быть изменен вид исправительного учреждения, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения. Ходатайство об изменении вида исправительного учреждения осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором он отбывает наказание в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса. Администрация такого учреждения или органа не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об изменении вида исправительного учреждения направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. В характеристике на лицо, которое на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы признано страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, должны также содержаться данные о примененных к осужденному принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с ходатайством такого осужденного в суд направляется заключение его лечащего врача.

2.3. Администрация учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, в соответствии с частью второй настоящей статьи вносит в суд представление об изменении вида исправительного учреждения в отношении положительно характеризующегося осужденного. В представлении об изменении вида исправительного учреждения должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. В представлении об изменении вида исправительного учреждения на лицо, которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и признано на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, должны также содержаться данные о примененных к нему принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с представлением на такого осужденного в суд направляется заключение его лечащего врача.

2.4. В случае перевода осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое администрация исправительного учреждения, в которое переведен осужденный, незамедлительно уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя, если в личном деле осужденного имеется копия определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

3. Не подлежат переводу в колонию-поселение:

а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

4. Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;

б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

в) из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

4.1. Осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившимся от получения предписания, предусмотренного частью первой статьи 75.1 настоящего Кодекса, или не прибывшим к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, вид исправительного учреждения может быть изменен на исправительную колонию общего режима.

5. Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом.

Комментарий к Ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Изменение вида исправительного учреждения является частью прогрессивной системы исполнения наказания в виде лишения свободы и имеет своей целью стимулирование правопослушного поведения осужденного и исправление его личности.

2. Часть 1 комментируемой статьи 78 УИК РФ предусматривает возможность изменения вида исправительного учреждения в зависимости от поведения и отношения к труду осужденного, что должно стимулировать стремление к исправлению.

3. Основными критериями отнесения осужденного к категории положительно характеризующихся осужденных являются:

— правопослушное поведение, заключающееся в соблюдении режима содержания;

— положительное реагирование на применяемые к осужденному исправительные меры.

4. В качестве положительного отношения к мерам исправительного воздействия следует назвать активное участие в проводимых воспитательных мероприятиях, участие в самодеятельных организациях осужденных, добросовестное отношение к труду.

5. Изменение вида исправительного учреждения может выступать в качестве поощрения осужденного в его стремлении к исправлению или являться мерой противодействия, мерой сдерживания негативного поведения.

6. В целях стимулирования правопослушного поведения положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда.

7. Перевод из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима предусмотрен по отбытии 1/2 срока наказания.

Из исправительной колонии общего и строгого видов режима осужденные могут быть переведены в колонию-поселение — по отбытии не менее 1/3 срока наказания, а осужденные за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно досрочно освободившиеся и совершившие новые преступления — не менее 2/3 срока наказания. Однако ч. 3 статьи 78 УИК РФ определяет круг осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение. Здесь учитывается общественная опасность личности осужденного.

8. Закон выделяет следующие категории осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение:

1) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

2) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

3) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

4) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

5) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

9. Вопрос о переводе в колонию-поселение осужденных, больных алкоголизмом и наркоманией, венерическими заболеваниями, может быть решен только при наличии медицинского заключения о завершении полного курса соответствующего лечения и наличии постановления суда о прекращении принудительного лечения.

10. Согласно статье 78 УИК России, осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в колонии-поселении, могут быть переведены в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом, или в исправительную колонию общего режима, если они были направлены в колонию-поселение по приговору суда.

11. Осужденные мужчины, являющиеся злостными нарушителями режима, могут быть переведены из исправительных колоний общего и строго режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с последующим отбыванием оставшейся части срока наказания в исправительной колонии того вида режима, который им был определен ранее.

12. Изменение вида исправительного учреждения существенно изменяет правовой статус осужденного. Администрация исправительного учреждения направляет в суд представление, где подробно излагает мотивы перевода осужденного.

13. Объем кары в данном случае может существенно изменяться, в силу этого изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом. Осужденный в установленном порядке имеет право обжаловать решение суда.

Вопросы изменения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения регулируются статьёй 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ).

Одной из целей наказания, определенной ст. 43 УК РФ, является исправление осужденного. Это означает, что результатом воздействия наказания должно стать изменение личности осужденного, его антисоциальных установок, правопослушное поведение в период и после отбытия наказания. Достижению этой цели служат многие методы и средства. К ним, в частности, относятся стимулирование позитивного поведения осужденных и отрицательная оценка, наличие негативных последствий при противоправном поведении. Решению данной задачи служит и комментируемая статья УИК РФ. Другой, но связанной с первой, задачей этой нормы является реализация принципа дифференциации и индивидуализации наказания. Изменение вида исправительного учреждения может быть осуществлено как в сторону улучшения условий отбывания наказания, расширения прав осужденного, так и в сторону их ужесточения, сокращения круга прав. Таким образом, поощряется правопослушное поведение и ухудшается положение осужденных при нарушении ими условий и порядка отбывания наказания.

В период отбывания наказания именно поведение осужденного служит основным критерием оценки его личности, поэтому изменение вида исправительного учреждения закон соотносит в первую очередь с поведением. В то же время изменение вида исправительного учреждения связано и с отбытием осужденным определенной части срока наказания, назначенного судом. Таким образом, применение рассматриваемой статьи обусловлено двумя критериями: материальным (поведение в период отбывания наказания) и формальным (отбытие установленной законом части срока наказания). При этом наличие формального критерия необходимо только в случае изменения вида исправительного учреждения на учреждение с более мягкими условиями отбывания наказания.

Поведение осужденного подлежит оценке со стороны администрации исправительного учреждения и суда. Принимаются во внимание все показатели, характеризующие поведение осужденного: наличие поощрений и взысканий, отношение к труду и выполнение норм выработки, стремление приобрести профессию, повысить квалификацию, отношение к учебе и т.п.

Срок наказания после отбытия которого возможно изменение вида исправительного учреждения установлен пп. «а, б, в, г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ в соответствии с которыми осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима — по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания;

г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, — по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений — по отбытии не менее двух третей срока наказания.

При этом в силу ч. 2.1 ст. 78 УИК РФ срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.

Исходя из ряда факторов, свидетельствующих о повышенной общественной опасности личности осужденного, совершенного им преступления, отношения осужденного к возможному переводу законом определены обстоятельства, при наличии которых перевод в колонию-поселение запрещается.

К числу этих обстоятельств относятся: а) осуждение при особо опасном рецидиве преступлений; б) осуждение к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; в) осуждение к смертной казни, которая впоследствии в порядке помилования заменена лишением свободы. В колонию-поселение не могут быть переведены также осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа, и осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

Возможность изменения вида исправительного учреждения на вид учреждения с более строгими условиями отбывания наказания установлена законом (ч. 4 ст. 78 УИК РФ) в отношении осужденных, являющихся злостными нарушителями порядка отбывания наказания. Наличие злостности закон (ст. 116 УИК РФ) связывает с характером совершенного правонарушения (употребление наркотиков, мелкое хулиганство и др.), повторностью совершения нарушения и видом примененного к осужденному.

Признание осужденного злостным нарушителем осуществляется постановлением начальника исправительного учреждения. При этом на осужденного, совершившего нарушение, налагается взыскание.

Злостные нарушители могут быть переведены: а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом; б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима; в) из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

Изменения вида исправительного учреждения согласно ч. 4.1 ст. 78 УИК РФ может иметь место и в случае, когда осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении уклонился от получения предписания, предусмотренного ч. 1 ст. 75.1 УИК РФ, или не прибыл к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок. В таких случаях вид исправительного учреждения может быть изменен на исправительную колонию общего режима.

Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом по месту отбывания наказания. Оно производится по представлению администрации исправительного учреждения либо по ходатайству осужденного.

Федеральным законом от 01.12.2012 N 208-ФЗ статья 78 УИК РФ дополнена частями 2.2, 2.3, регулирующими вопросы порядка подачи таких ходатайств или внесения представлений, сроки их направления в суд, а также сведений, которые должны содержаться в характеризующих материалах.

В соответствии с требованиями данных правовых норм осужденный, которому может быть изменен вид исправительного учреждения, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения. Ходатайство об изменении вида исправительного учреждения осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об изменении вида исправительного учреждения направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного.

Администрация учреждения, исполняющего наказание, в соответствии с ч. 2 ст. 78 УИК РФ вносит в суд представление об изменении вида исправительного учреждения в отношении положительно характеризующегося осужденного.

В характеристике или представлении должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления.

Кроме того, в характеристике или представлении на лицо, которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и признано на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, должны также содержаться данные о примененных к нему принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с ходатайством такого осужденного в суд направляется заключение его лечащего врача.

Возврат к списку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *