Изъятие земельного участка

1. Для государственных или муниципальных нужд.
2. Изъятие в целях комплексного развития территории.
3. Изъятие при ненадлежащем использовании участка.
4. Изъятие земельного участка в порядке реквизиции.
5. Конфискация земельного участка.
6. Пример из практики.

Заключение

1. Для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статье 49 ЗК РФ, земельные участки изымаются для государственных или муниципальных нужд в исключительных случаях.

Решения об изъятии участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления. В данном случае, должен быть осуществлен выкуп имущества. Выкуп производится за счет Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Зависит это от того, для чьих нужд изымается земельный участок.

Орган, принявший такое решение обязан уведомить правообладателя земельного участка в письменном виде, не менее чем за год, до предполагаемого изъятия Данное решение, обычно, выносится в форме постановления. В течение этого времени, собственник сохраняет право на владение, продажу, сдачу в аренду и любое другое разрешенное использование участка.

При наличии согласия правообладателя, в соглашении об изъятии, в порядке, которые определены законодательством, может быть предусмотрено предоставление ему другого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества, с зачетом стоимости такого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый участок.

Размер возмещения зависит от рыночной стоимости земельного участка, а также включает в себя убытки, причиненные изъятием такого участка, в том числе упущенную выгоду.

Отметим, что если одновременно с изъятием земельного участка изымаются расположенные на нем и принадлежащие правообладателю данного участка объекты недвижимости, то в возмещение включается и рыночная стоимость таких объектов.

Условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии такого участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Если же соглашение об изъятии земли не достигнуто — производится принудительное изъятие. Для государственных или муниципальных нужд принудительное изъятие допускается, если соблюдено условие предварительного и равноценного возмещения. Но при этом сроки, размер возмещения и другие условия уже определяются судом.

Необходимо отметить, что право собственности на изымаемый земельный участок у собственника прекращается.

2. Изъятие в целях комплексного развития территории.

Такое изъятие участка может быть произведено, если он расположен в пределах территории, в отношении которой было принято решение о комплексном развитии и заключен договор о комплексном развитии территории. В таком случае решение об изъятии принимает орган местного самоуправления. Основанием будет являться утверждённый проект планировки территории и проект межевания территории.

Орган местного самоуправления в течении 7 рабочих дней с даты принятия такого решения направляет его копию и проект соглашения об изъятии правообладателю такого участка. Соглашение должно содержать выкупную цену изымаемого имущества и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с таким изъятием.

Если же правообладатель не заключает соглашение в течение месяца со дня предоставления проекта соглашения, изъятие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости происходит в принудительном порядке через суд. В этом случае денежные средства в счет возмещения за изымаемый участок и расположенные на нем объекты, в течение семи дней со дня вынесения решения суда, перечисляются лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, на банковский счет правообладателя земли.

Решение суда об изъятии земли в целях комплексного развития территории подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано только в части размера возмещения за изымаемый участок.

3. Изъятие при ненадлежащем использовании земельного участка.

Кроме изъятия для государственных нужд, земельный участок может быть изъят, если Вы используете его не по целевому назначению или использования с нарушениями законодательства.

Например, если использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо причиняет вред окружающей среде. Или изъять участок могут, если он предназначен для жилищного или иного строительства и не используется для этих целей в течение трех лет.

Согласно статье 286 ГрК РФ, орган государственной власти или местного самоуправления, который уполномочен на принятие решения об изъятии земельного участка и порядок обязательного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Если собственник участка письменно уведомляет принявший решение об изъятии земельного участка орган, о своем согласии исполнить такое решение, то участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если же собственник земли не согласен с решением об изъятии, то орган, который принимает решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже такого земельного участка в суд.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника регулируется статьей 5 № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением участка, который является предметом ипотеки и участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, также принудительно может быть изъят в случае, если в течение трех и более лет подряд (с момента выявления неиспользования участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства), такой участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

4. Изъятие земельного участка в порядке реквизиции.

Еще одной причиной возможного изъятия является изъятие в порядке реквизиции. Это означает изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости имущества.

Это возможно только в чрезвычайных случаях — стихийных бедствий, эпидемий, аварийных ситуаций, эпизоотий и при иных обстоятельствах.

Стоит отметить, что в таком случае, изъятие будет временным, а если изъятый участок будет невозможно вернуть, то собственнику выплатят его рыночную стоимость или по его желанию предоставят равноценный участок в другом месте.

Регулируется такое изъятие статьей 51 Земельного кодекса РФ.

Факт реквизиции участка должен быть подтвержден документально. Исполнительный орган государственной власти, который принимает такое решение о реквизиции участка должен выдать документ, который имеет важное значение. Он гарантирует собственнику реквизированного участка право требовать возврата ему этого участка или выплат. Юридическим основанием иска в таких случаях могут служить ст.301 ГК РФ (истребование имущества из чужого незаконного владения).

5. Конфискация земельного участка.

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления, то есть конфискован.

Принудительно забрать земельный участок могут только у физического либо юридического лица, являющихся собственниками данной территории. Конфискация в одной ситуации является основной мерой наказания, а в других случаях дополнительной санкцией в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Конфисковать могут землю в случае:

1. взыскание на участок по имеющимся обязательствам;
2. отчуждение участка в том случае, если он не принадлежит гражданину на законных основаниях;
3. нарушение закона;
4. использование не по целевому назначению;
5. эксплуатация земли без необходимых агротехнических процедур.

Конфискация участка может быть осуществлена только после принятия судебного решения. Данная мера против: хищения, мошенничества, незаконной коммерческой деятельности, в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса РФ.

После официального изъятия участка, площадь будет продана на торгах. В рамках передачи земли другому собственнику осуществляется процедура переоформления всех прав.

6. Пример из практики.

Рассмотрим межевой план, который подготовила наша Компания с целью постановки на учет изымаемого земельного участка. Он был подготовлен в результате образованием земельного участка путём раздела земельного участка. (в связи последующим изъятием земельного участка для нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами), на основании Приказа об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователей.

Среди документов, обязательным приложением является, в данном случае, Постановление органов местного самоуправления.

Заключение

Изъятие земли начинается с выявления собственника или правообладателя такого земельного участка. Для этих целей орган, который принимает решение об изъятии участка, направляет запрос в Росреестр, для получения необходимых сведений. Если запрос не имеет результатов, то направляют запрос в архивы, органы государственной власти или органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться необходимые сведения, а также к возможным, предполагаемым правообладателям изымаемых участков.

Кроме этого, поиски собственников ведутся посредствам размещения объявлений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах. Публикуются такие объявления не менее, чем за 60 дней до принятия решения.

Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: правообладатели земельных участков, которые не были выявлены до процедуры изъятия, смогут потребовать только компенсацию за свой участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, в пользу которой он был изъят и передан. Согласно пункту 11 статьи 56.5 Земельного кодекса РФ, возможность возврата земли при этом исключена.

Если правообладатели изымаемого земельного участка не был найден, то уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, которые расположены на изымаемом земельном участке.

Если у вас есть вопросы или Вам необходимо подготовить межевой план для постановки на государственный кадастровый учет изымаемого участка, Вы можете обратиться в «Региональный кадастровый центр». Мы постараемся Вам помочь.

В соответствии с частью первой статьи 73 Кодекса Республики Беларусь о земле при изъятии земельных участков для государственных нужд кроме возмещения убытков землепользователям государственными органами, осуществляющими государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, в зависимости от местных условий и особенностей (в том числе обусловленных градостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов, утвержденными в соответствии с законодательством) и волеизъявления землепользователей могут быть предоставлены равноценные земельные участки, которые предоставляются землепользователям в соответствии с абзацем одиннадцатым части первой пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков» без проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 58 ”О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд» (далее – Указ № 58) местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, обязаны до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд предложить и обеспечить по выбору собственника жилого дома или квартиры в блокированном или многоквартирном жилом доме (далее, если не установлено иное, – квартира) (доли в праве общей собственности на жилое помещение) реализацию одного из его прав на получение:

  • в собственность квартиры типовых потребительских качеств, а также в случае, если рыночная стоимость предоставляемой квартиры меньше рыночной стоимости подлежащих сносу жилого дома или квартиры, строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), – денежной компенсации в размере данной разницы;
  • денежной компенсации за сносимые жилой дом или квартиру, строения, сооружения и насаждения при них (за прекращение права собственности на долю в общей собственности) в размере их рыночной стоимости, но не менее размера затрат, необходимых для строительства равноценных жилого дома или квартиры, строений, сооружений.

Частью первой пункта 5 Указа № 58 предусмотрено, что местный исполнительный комитет при наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, обязан предложить собственнику жилого дома дополнительно к правам, предусмотренным в пункте 4 Указа № 58, реализацию одного из его прав на:

  • строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем, равноценных по благоустройству и общей площади сносимым;
  • перенос и восстановление сносимых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.

При этом в установленном порядке решаются вопросы о предоставлении землепользователю другого земельного участка взамен изымаемого.
Дополнительно отмечаем, что Минский горисполком до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд обязан предложить собственнику сносимого жилого дома (доли в праве общей собственности на жилое помещение), находящегося на земельном участке в г. Минске, дополнительно к правам, перечисленным в пункте 4 и части первой пункта 5 Указа № 58, реализацию права на предоставление ему вне очереди и без проведения аукциона земельного участка на вещных правах, предусмотренных законодательством, для строительства и обслуживания жилого дома в любом ином населенном пункте Республики Беларусь с выплатой денежной компенсации за сносимые жилой дом или квартиру, строения, сооружения и насаждения при них (за прекращение права собственности на долю в общей собственности) в размере их рыночной стоимости, но не менее размера затрат, необходимых для строительства равноценных жилого дома или квартиры, строений, сооружений.

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Обзор изменений».

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы «Тимофеев/Черепнов/Калашников» Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Партнер юридической фирмы «АВЕЛАН» Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. «Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии», – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании «Сити-XXI век» Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года , могут возникнуть проблемы. «Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника», – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании «Найдем Адвоката» Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. «Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже», – предостерегает Сергей Казинец.

Проблема изъятия земель как никогда актуальна сегодня. В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» (Февраль 2008г.) главой нашего государства охарактеризована неблагополучная обстановка в сфере распределения и перераспределения земель. «Надо прекратить практику непрозрачных схем распределения земель. Все земли должны распределяться через открытые аукционы. Исключением будут только целевые земельные участки, предназначенные для деятельности СПК.

Проверки, проведенные Правительством, показали, что земли вокруг Астаны и областных центров заранее закуплены на подставные фирмы и лица. И теперь, продавая эти земли по рыночной цене, некоторые люди, среди которых немало чиновников, богатеют за счет государства, ничего не вложив.

Надо предложить им вернуть эти земли государству добровольно, или правоохранительные органы обязаны определить законность этих действий и ответственность таких лиц» . В сложившейся ситуации конечно же возникнет необходимость в использовании изъятия земель и как основания принудительного прекращения прав на земельный участок, и как меры ответственности.

Согласно ст.12 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 года под изъятием понимается действие государственных органов, направленное на прекращение у частного собственника или землепользователя права собственности или права землепользования на земельный участок в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Данное определение является достаточно емким и охватывающим практически все случаи прекращения права собственности, права землепользования и иных вещных прав на земельный участок. В самом деле: даже в отчуждении земельного участка собственником или права землепользования землепользователем другим лицам, которое осуществляется в гражданско-правовом порядке, можно углядеть действие государственных органов, направленное на прекращение у частного собственника или землепользователя права собственности или права землепользования на земельный участок, например, действие органов юстиции по регистрации права на земельный участок.

Но должно ли определение изъятия земель нести такую сложную смысловую нагрузку? Ведь судя по определению изъятия по Земельному кодексу РК, оно тождественно понятию «прекращение права собственности, права землепользования и иных вещных прав на земельный участок».

Традиционно изъятие земель являлось административно-правовом актом, решение принималось соответствующим органом государственного управления. Этого было достаточно, так как земля находилась в исключительной собственности государства и оно забирало назад то, что принадлежало ему.

В настоящее время ситуация изменилась в связи с появлением частных собственников на землю. Одного принятия административно-правового акта уже недостаточно, необходимо добиться договоренности с собственником земельного участка. «Если решение об изъятии представляет собой административный публично-правовой акт, то изъятие в форме выкупа характеризуется наличием сложного юридического состава: а) актом об изъятии и б) двусторонней сделкой о выкупе (договор купли-продажи) .

Выкуп земельного участка осуществляется в соответствии с правилами, установленными ст.85 Земельного кодекса РК.

Собственник земельного участка или негосударственный землепользователь должен быть не позднее чем за год до предстоящего выкупа такого участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение о выкупе, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником или негосударственным землепользователем такого уведомления допускается только с согласия собственника или негосударственного землепользователя, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

В статью 86 внесены изменения в соответствии с Собственник или негосударственный землепользователь земельного участка, при принудительном отчуждении для государственных нужд, с момента получения уведомления о принятии решения о выкупе до достижения соглашения о цене или принятия судом решения о выкупе такого участка может осуществлять принадлежащее ему право на земельный участок и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование данного участка в соответствии с его целевым назначением.

Если собственник земельного участка или негосударственный землепользователь после принудительного отчуждения для государственных нужд части земельного участка не может использовать по прежнему целевому назначению оставшуюся часть, то выкупается весь земельный участок.

В статью 87 внесены изменения в соответствии с Цена за земельный участок, выкупаемый при принудительном отчуждении для государственных нужд, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником земельного участка или негосударственным землепользователем.

Цена за земельный участок сельскохозяйственного назначения (без учета убытков), приобретенный собственником земельного участка у государства и выкупаемый при принудительном отчуждении для государственных нужд, определяется в размере суммы, уплаченной государству.

При определении цены за выкупаемый земельный участок при принудительном отчуждении для государственных нужд в нее включаются рыночная стоимость земельного участка или прав на него и находящегося на нем недвижимого имущества на момент прекращения права собственности или землепользования, а также все убытки в полном объеме, причиненные собственнику земельного участка или негосударственному землепользователю в связи с принудительным отчуждением земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Рыночная стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.

Пункт 3 изложен в редакции По соглашению с собственником земельного участка или негосударственным землепользователем ему может быть предоставлен взамен земельного участка, выкупаемого при принудительном отчуждении для государственных нужд, другой земельный участок с зачетом стоимости предоставляемого земельного участка или права на него в стоимость выкупаемого земельного участка или права на него в рыночной стоимости на момент прекращения права собственности или землепользования.

При, казалось бы, гражданско-правовой природе заключаемой сделки выкуп земельного участка в данном случае все равно носит принудительный характер, так как согласно ст.88 ЗК РК если собственник или негосударственный землепользователь не согласен с решением о выкупе у него земельного участка для государственных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о цене за выкупаемый земельный участок или других условиях выкупа, местный исполнительный орган, принявший решение о выкупе, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка.

Собственник земельного участка или негосударственный землепользователь вправе оспорить в суде решение местного исполнительного органа о выкупе у него земельного участка (права землепользования).

В настоящее время законодатель трактует принудительный выкуп земельного участка как принудительное отчуждение земельных участков для государственных нужд в порядке выкупа, приравнивая административно-правовой акт к гражданско-правовой сделке. На наш взгляд, не следует смешивать эти два различных вида действий. Изъятие осуществляется государственными органами в административно-правовом порядке, а в выкупе участвуют две юридически равные стороны в порядке, установленном нормами гражданского права. Тем не менее некоторые авторы считают, что такого рода выкуп все равно является изъятием. Так, по мнению А.Л. Корнеева, «в ряде работ цивилистического характера почему-то забывается, что выкуп, производимый в целях изъятия для государственных или муниципальных нужд, в силу добровольности последующей процедуры не перестает быть именно изъятием» . Мы же считаем, что нужно разграничивать понятие «изъятие» и «выкуп», так как у них различная правовая природа, регулирование осуществляется в первом случае нормами публичного права, во втором — частного права, с использованием противоположных методов. При принудительном выкупе отсутствует элемент добровольности, диспозитивности, поэтому некоторые авторы, видимо, и считают, что такой выкуп по сути является изъятием. Тем не менее процедура прекращения права собственности на земельный участок в этом случае распадается на два самостоятельных действия — акт об изъятии земли и договор купли-продажи земельного участка.

Исходя из таких соображений, определение изъятия, даваемое в Земельном кодексе РК, является чрезмерно обширным и не совсем точным.

Во-первых, в определении говорится о действии государственных органов в единственном числе, хотя процедура изъятия распадается на несколько действий.

Во-вторых, под это определение подпадает не только изъятие в своем первоначальном смысле, но и выкуп, имеющий другую правовую природу.

По сути, такое определение изъятия заменяет понятие «прекращение права собственности или права землепользования на земельный участок».

По нашему мнению, такую трактовку изъятия следует сузить.

Суть изъятия заключается в принудительном воздействии на субъекта земельных отношений. Осуществляется оно в административно-правовом порядке.

В п.2 ст.81 ЗК РК перечислены случаи принудительного изъятия земель:

1) обращение взыскания на земельный участок или право землепользования по обязательствам собственника или землепользователя;

Подпункт 2 изложен в редакции )

2) принудительное отчуждение, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд;

3) принудительное изъятие у собственника или землепользователя земельного участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства Республики Казахстан;

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с )

4) принудительное отчуждение у собственника или землепользователя земельного участка, подвергшегося радиоактивному загрязнению, с предоставлением равноценного земельного участка;

5) конфискация.

Согласно ст. 83 ЗК РК при обращении взыскания на земельный участок или на право землепользования по обязательствам собственника или землепользователя право собственности на земельный участок или право землепользования прекращается у собственника или землепользователя с момента возникновения права собственности на изъятый земельный участок или права землепользования у лица, к которому право собственности или право землепользования переходит в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. Обращение взыскания на земельный участок и на право постоянного и долгосрочного временного землепользования производится в порядке, установленном гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Республики Казахстан, и регистрируется в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Статья 84 ЗК РК устанавливает правила принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд.

Земельный участок в исключительных случаях может быть принудительно отчужден для государственных нужд по решению суда при невозможности иного способа удовлетворения этих нужд и при условии равноценного возмещения имущества.

Исключительными случаями для принудительного отчуждения земельных участков для государственных нужд являются:

1) международное обязательство;

2) предоставление земель для нужд обороны, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, создание и функционирование специальных экономических зон;

3) обнаружение и разработка месторождения полезных ископаемых (кроме общераспространенных);

4) строительство дорог, линий электропередачи, линий связи, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей общего пользования населенных пунктов, а также других объектов, имеющих государственное значение;

5) снос аварийного и ветхого жилья, грозящего обвалом (обрушением);

6) исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов, подпадающих под перечень исключительных случаев, установленных настоящей статьей, а также строительства объектов, предусмотренных государственными и региональными программами, и инвестиционных проектов, обеспечивающих государственные интересы и достижение общественно значимых целей.

Законами Республики Казахстан могут предусматриваться другие исключительные случаи принудительного отчуждения земельных участков для государственных нужд.

Временное изъятие земельного участка при чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии со ст.91 ЗК РК.

В случае стихийных бедствий, режима военного положения, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных чрезвычайных ситуациях земельный участок в интересах общества по решению местных исполнительных органов может быть временно изъят у собственника или землепользователя с возмещением ему убытков. Оценка, по которой собственнику или землепользователю компенсируются убытки, может быть оспорена в судебном порядке.

При прекращении действия чрезвычайной ситуации земельный участок подлежит возврату собственнику (землепользователю), и при наличии спора он вправе требовать его возврата в судебном порядке.

В случае невозможности возврата земельного участка собственнику или землепользователю возмещается стоимость земельного участка или права землепользования.

Еще один случай изъятия — это принудительное изъятие у собственника и землепользователя земельного участка, не используемого по назначению.

В случаях, если земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, не используется в соответствующих целях в течение двух лет (если более длительный срок не предусмотрен законами Республики Казахстан), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию у собственника и землепользователя. В этот период не включается время, необходимое для освоения такого участка, а также время, в течение которого данный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Условия и сроки освоения земельных участков устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Принудительное изъятие земельных участков у собственников и землепользователей производится в судебном порядке по иску территориального органа по управлению земельными ресурсами области (города республиканского значения, столицы) по месту нахождения земельного участка. Такая же процедура характерна для принудительного изъятия у собственника и землепользователя земельного участка, используемого с нарушением законодательства Республики Казахстан

В случаях если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных настоящим Кодексом или иными законами Республики Казахстан, в частности, если земельный участок используется не в соответствии с целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо к значительному ухудшению экологической обстановки, то после применения мер взыскания, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, такой земельный участок подлежит принудительному изъятию у собственника или землепользователя.

Еще один случай изъятия — конфискация.

В соответствии со ст.95 ЗК РК в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, земельный участок может быть безвозмездно изъят у собственника или землепользователя в судебном порядке в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения.

Не подлежат конфискации необходимые для осужденного и лиц, находящихся на его иждивении, земельные участки, принадлежащие осужденному на праве частной собственности или являющиеся его долей в общей собственности, на которых расположены дом и хозяйственные постройки, а также земельные участки, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан.

Конфискованные земельные участки возвращаются в государственную собственность. Реализация или дальнейшее использование таких земельных участков либо права землепользования, являющегося объектом конфискации, может быть произведена в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Первая и основная характеристика изъятия — это его принудительный характер. При этом по Земельному кодексу РК изъятие представлено в статьях кодекса неоднозначно.

По мнению Б.Ж. Абдраимова и С.А. Бололюбова, изъятие земель рассматривается в земельно-правовой литературе в различных аспектах:

1) как институт земельного права;

2) как функция государственного управления земельным фондом;

3) как основание принудительного прекращения прав на земельный участок;

4) как мера ответственности за нарушение земельного законодательства .

В Земельном кодексе РК изъятие можно рассматривать как основание принудительного прекращения прав на земельный участок и как меру ответственности за нарушение земельного законодательства.

Итак, изъятие — это действия государственных органов публично-правового характера, направленные на принудительное отчуждение права собственности на земельный участок у частного собственника или права землепользования у землепользователя в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *