Как найти хозяина заброшенного земельного участка

Как найти собственника земельного участка по кадастровому номеру

Если вы задались целью приобрести бесхозный участок, для начала вам потребуется убедиться, что у него нет собственника. Если же собственник есть – придется договариваться с ним.

Данная статья написана давно, с 01.01.2017 произошло объединение баз данных ЕГРП и Кадастрой палаты, сейчас вся информация из них хранится в базе данных ЕГРН и всю информацию о собственниках или информацию о обременениях на недвижимость можно узнать по ссылкам ниже:

Как узнать, наложен ли арест на земельный участок?

Как узнать, кому принадлежит квартира по адресу через интернет?

Найти собственника земельного участка по кадастровому номеру не трудно – для этого необходимо составить запрос и подать его в ГРП по недвижимости. Есть и другой вариант, относящийся к участкам, принадлежащим к садовым товариществам. Если выбранная вами земля относиться именно к этому типу участков – мело обращайтесь с вопросом о ее кадастровом номере к председателю правления садовым товариществом. В учетной книге правления должны содержаться сведения обо всех кадастровых номерах.

Важно! Председатель не сможет вам помочь, если вы планируете искать собственника по адресу – владелец не обязан сообщать в правление о смене хозяина дачной земли.

Если вам известен адрес строения, существующего или существовавшего на интересующей вас территории, и эта территория не относится к садово-дачному кооперативу, попробуйте найти кадастровый номер, в этом может помочь публичная карта кадастра.

Самый эффективный способ узнать владельца участка, попавшего в поле ваших интересов – обратиться в Единый реестр правообладания недвижимостью. Заявка состоит из:

  1. Квитанции, подтверждающей внесение суммы госпошлины за предоставление данных из реестра, (реквизиты выдаются по требованию в Регистрационной палате – в любом удобном для вас отделении);
  2. Заявление, содержащее информацию о:
  • Просителе (ФИО);
  • Земельном участке – кадастровый номер, или, как вариант, адрес
  • территории;
  • Если нет необходимых сведений – описать местоположение интересующего вас объекта максимально подробно и точно.

В течение пяти дней вам будет выдана на руки соответствующая справка, в которой указывается наименование собственника запрашиваемой земли, а также сведения по праву собственности, связанные арестом, залогом, иными земельными спорами или зональными ограничениями.

Чтобы не обращаться в Госреестр и не выстаивать очереди, можно узнать собственника земельного участка онлайн. Выписка также формируется через пять дней от подачи. Отсчет начинается со дня подачи заявки.

Важно! Для взаимодействия с ЕГРП вам потребуется личная электронно-цифровая подпись. Без нее запрос будет недействителен!

Если вы подаете запрос через сайт Федеральной регслужбы (сделать это можно через специальный портал по оказанию государственных услуг Реестра — portal.rosreestr.ru) – необходимо внести данные в специальную форму и указать ЭЦП. Еще один вариант получения сведений через интернет – направить электронное письмо в на почту Единого Госреестра. В нем должны содержаться отсканированное заявление и нотариально подтвержденные копии документов, с проставлением личной подписи. Все это заверяется электронно-цифровой подписью, отправка осуществляется в формате электронного документа.

Либо вы можете воспользоваться обычным почтовым отправлением. Срок выдачи информации будет увеличен на срок доставки почты. При этом ответ вам придет на указанный обратный адрес. Все документы также заверяются с помощью нотариуса.

Как узнать собственника земельного участка по адресу

Как найти собственника земельного участка по адресу, если нет информации о кадастровом номере? Также – с помощью подачи запроса в Российский Государственный Реестр. После получения выписки следующим шагом станет обращение в Федеральную регистрационную палату.

Сотрудники регпалаты попросят вас предъявить:

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Выписку из Росреестра;
  • Банковский документ, подтверждающий проведение оплаты государственной пошлины на выдачу информации.

В течение пяти суток вам предоставят интересующую вас информацию. Если территория, интересующая вас, является бесхозной, и вы получили сведения об этом в госреестре – обратитесь в администрацию по месту расположения земли. Там можно бесплатно взять справку из архива.

После того, как вам стал известен владелец выбранной территории, обратитесь в Федеральную Налоговую службу, для получения большей информации – возможно, там содержатся контактные данные собственника. Не забудьте предъявить выписку из реестра.

Итак, для того чтобы получить информацию о собственнике участка, необходимо оплатить пошлину на сведения, узнать адрес или кадастровый номер, получить выписку в Едином госреестре.

Дорогие читатели! Если у вас остались вопросы по теме «Как найти собственника земельного участка» или возникли другие вопросы, задайте их прямо сейчас — обращайтесь в форму онлайн-консультанта или позвоните нам по телефону 8(800)-350-30-02 (звонок и консультация бесплатны для всех регионов России)! Была ли Запись полезна? 158 из 286 читателей считают Запись полезной.

Признание права муниципальной собственности на бесхозяйные земельные участки

Поляков Д.С., аспирант Московской государственной юридической академии.

В современной правовой науке вопрос о возможности признания бесхозяйным такой разновидности имущества, как земельные участки, стал предметом множества публикаций и теоретических изысканий.

До принятия действующего Земельного кодекса в отечественной юридической науке не существовало единого мнения относительно возможности применения к земельным участкам режима бесхозяйного имущества и, как следствие, — возможности приобретения муниципальным образованием права собственности на такие земельные участки.

Многие авторы утверждали, что к земле такой режим не может быть применен, так как, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса, земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью <1>. Согласно указанному мнению делался вывод, что в Российской Федерации не существует бесхозяйной земли <2>. Однако справедливым представляется мнение, высказанное Н.В. Карловой, в соответствии с которым указанная норма дает лишь определение государственных земель и не является основанием возникновения права государственной собственности на землю <3>. Пункт 2 ст. 214 ГК РФ лишь констатирует, что на момент принятия Гражданского кодекса РФ в государственной собственности находятся земельные участки, не переданные в собственность граждан, юридических лиц и муниципальных образований.

<1> Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. М., 2000. С. 562. См. также: Сборник статей памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 285.
<2> См.: Козырь О.М. Недвижимость в новом Гражданском кодексе России: Проблемы. Теория. Практика / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Исследовательский центр частного права. М., 1998. С. 285.
<3> См.: Карлова Н.В. Возникновение, изменение и прекращение прав на землю в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 99.

С момента вступления в силу Земельного кодекса РФ было установлено, что при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством <4>.

<4> См.: ст. 53 ЗК РФ.

Также, согласно ст. 25, ЗК РФ признает возможность возникновения прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным Гражданским законодательством. Таким образом, Земельный кодекс в настоящее время дает все основания применять ст. 225 ГК РФ к возникновению права собственности на бесхозяйные земельные участки.

Итак, ст. 225 ГК РФ предусматривает три основания признания вещи бесхозяйной. В первом случае бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, во втором — вещь, собственник которой не известен, и в третьем — вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

Также невозможны и случаи, когда собственник имущества был бы неизвестен, поскольку если право на земельный участок когда-либо возникло, то оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке, а если право не зарегистрировано, то оно не могло возникнуть.

Таким образом, Земельный кодекс РФ предусмотрел лишь одно из названных в ст. 225 ГК РФ оснований признания земельного участка бесхозяйным — отказ собственника от прав на земельный участок <5>. Необходимо отметить, что таким собственником может выступать лишь физическое или юридическое лицо, так как законодательством не предусмотрена возможность отказа от права собственности на землю публичными образованиями.

<5> См.: ст. 53 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса отказ гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащий ему земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этого участка до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно ст. 43 ЗК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, таких как:

  • использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством;
  • осуществление мероприятий по охране земель, соблюдение порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами;
  • своевременное начало использования земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
  • своевременное внесение платежей за землю;
  • соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
  • иные обязанности, предусмотренные законом.

Однако надлежащее выполнение собственником всего комплекса возложенных на него обязанностей, особенно в отношении земель сельскохозяйственного назначения, является достаточно обременительным для собственника, заявившего об отказе от своего права на земельный участок, тем более что мотивом отказа чаще всего является именно непосильность бремени содержания земельного участка для конкретного собственника.

В этой связи на практике имеют место случаи, когда собственник или владелец земли отказывается от прав на нее не посредством подачи соответствующего заявления в уполномоченные органы власти, а именно устраняясь от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Таким образом, создается ситуация, когда юридически собственник у таких земель есть, но фактически земли являются брошенными, бесхозяйными.

В соответствии с действующим законодательством данная ситуация имеет два варианта развития: либо эти земли могут быть приобретены в собственность на основании приобретательной давности, либо должны быть принудительно изъяты как не используемые по назначению на основании ст. 284 ГК РФ.

Для применения первого варианта необходимо наличие лица, которое бы добросовестно, открыто, непрерывно владело земельным участком как своим собственным в течение установленного законом срока.

Второй вариант распространяется лишь на земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства или жилищного или иного строительства и не используемые по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование). Кроме того, ст. 286 ГК РФ, закрепляющая порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, предусматривает обязательное заблаговременное предупреждение собственника участка о допущенных нарушениях. А для этого необходимо установить его местонахождение, что зачастую сделать затруднительно или невозможно, поскольку местонахождение собственника может быть неизвестно. Кроме того, в соответствии со ст. 286 Гражданского кодекса РФ собственник участка должен изъявить свое согласие с решением об изъятии земельного участка. В противном случае возникший спор подлежит передаче на рассмотрение в суд. Если же местонахождение собственника неизвестно, то привлечь его в качестве ответчика в судебное заседание, надлежащим образом известив о месте и времени его проведения, будет также невозможно. Согласно п. 2 ст. 364 Гражданского процессуального кодекса РФ такой факт является безусловным основанием к отмене судебного решения. Таким образом, неиспользуемый земельный участок выбывает из оборота, поскольку собственнику он не нужен, а государство или муниципалитет не имеют правовых оснований изъять такой участок, не извещая об этом его собственника.

Итак, с установлением того, что земельный участок является бесхозяйным, на основании ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ такой участок может быть приобретен в муниципальную собственность.

Согласно нормам вышеуказанной статьи бесхозяйный земельный участок принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.

Порядок постановки на учет бесхозяйных земельных участков регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (далее — Положение) <6>. Согласно п. 5 Положения к заявлению уполномоченного органа местного самоуправления должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

<6> Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (ред. от 12 ноября 2004 г.) «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

В дальнейшем, по истечении года со дня постановки такого участка на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой бесхозяйный земельный участок.

Необходимо отметить, что речь здесь идет именно о праве, а не обязанности органа местного самоуправления заявить о намерении приобрести земельный участок в муниципальную собственность. Это право может быть либо реализовано муниципалитетом, либо приобретение такого земельного участка в собственность может быть признано нецелесообразным.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство не содержит норм, согласно которым муниципальные образования приобретали бы право собственности или иные права на земельные участки, находящиеся на их территории, автоматически после признания таких участков бесхозяйными.

Кроме того, рассматриваемые судом дела о признании имущества бесхозяйным и признании права муниципальной собственности на такое имущество имеют ряд особенностей, в том числе направленность действий суда на обнаружение отсутствующего собственника (лица, обладающего иным правом на вещь) с целью предоставления ему возможности заявить о своем праве, а в случае неявки — создание предположения об утрате им права собственности и признание права за заявителем <7>.

<7> Минаева А.А. Правоотношение собственности как основной и обязательный элемент правового режима земельного участка // Экологическое право. 2005. N 6.

Указанным целям служит и публичное оповещение о переводе бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, предусматриваемое нормативными актами органов местного самоуправления. Представляется, что такое оповещение должно осуществляться путем публикаций в местных СМИ с целью информирования наиболее широкого круга лиц.

Учитывая вышеизложенное, к периоду времени, в течение которого земельный участок фактически не использовался собственником, добавляется срок, необходимый для признания земельного участка бесхозяйным, а также время, затрачиваемое на обращения в регистрационные и судебные органы, необходимое указанным органам для рассмотрения данного вопроса и принятия соответствующего мотивированного решения.

Таким образом, земельный участок фактически не используется и выбывает из хозяйственного оборота на длительный срок, а также не получает должной охраны в качестве природного ресурса, что никак нельзя признать соответствующим основным принципам земельного права и интересам муниципального сообщества.

Как было отмечено на заседании Государственной Думы, посвященном обсуждению хода реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и готовности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период 2006 — 2007 гг., наличие на территории муниципальных образований бесхозных земель и необходимость проведения работ по закреплению их в пользовании или в собственности являются одной из причин уменьшения поступлений от земельного налога в местные бюджеты <8>.

<8> См.: Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 октября 2006 г. // «Правительственный час» в государственной думе РФ «О ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; о готовности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период 2006 — 2007 гг.

Изложенные выводы также находят выражение в рекомендациях, разработанных участниками Круглого стола, проведенного 19 октября 2006 г. в Москве с участием представителей Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» и Сообщества финансистов России на тему: «О проблемах и перспективах укрепления финансовых основ местного самоуправления».

Согласно указанным рекомендациям Правительству Российской Федерации предлагается разработать и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие проведение работ по закреплению бесхозяйных земель в пользование или в собственность муниципальных образований <9>.

<9> Круглый стол с участием представителей Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления», Сообщества финансистов России на тему «О проблемах и перспективах укрепления финансовых основ местного самоуправления».

Обращая внимание на необходимость решения указанных проблем, автору представляется возможным внести определенные законодательные усовершенствования в существующее регулирование порядка использования бесхозяйных земельных участков и их передачи в муниципальную собственность.

Итак, основной задачей здесь является вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных земельных участков в соответствии с такими принципами земельного права, как обязательное использование земельного участка согласно его целевому назначению.

Для этого следует наделить органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится бесхозяйный земельный участок, ограниченным правом передавать такой участок в срочное пользование заинтересованным лицам.

Указанное право должно возникать у соответствующих муниципальных образований с даты регистрации земельного участка в качестве бесхозяйного уполномоченным органом по регистрации недвижимого имущества.

Предполагается, что такие земельные участки могут использоваться в соответствии с предусмотренным для них целевым назначением, в том числе для огородничества, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д. Кроме того, использование земельных участков не должно создавать каких-либо обременений земельного имущества по истечении срока пользования (например, недопустимым следует считать возведение построек на земельном участке, хотя бы для такого земельного участка это не противоречило его разрешенному использованию).

Заинтересованные в использовании бесхозяйных земельных участков лица будут приобретать право безвозмездного срочного пользования на соответствующие земельные участки и получат возможность использовать их в течение определенного срока (представляется целесообразным, что такой срок не должен устанавливаться короче, чем период сельскохозяйственной активности в соответствующем регионе).

Указанное право пользования может возникать на основании заявления заинтересованных лиц (граждан или юридических лиц) при условии последующего использования указанных земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

На время пользования бесхозяйными земельными участками землепользователь должен нести все обязанности, предусмотренные ст. 42 ЗК РФ.

Платежи за землю, перечисляемые землепользователем за отчетный период, должны поступать в местные бюджеты. Кроме того, реализация предложенного проекта позволит обеспечить надлежащую охрану бесхозяйных земель и минимизировать риск загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв соответствующих земельных участков.

Люди, сталкиваясь с брошенным земельным наделом, часто задумываются над тем, чтобы оформить бесхозный земельный участок в собственность. Кому-то хочется расширить собственные владения, а кто-то просто не желает видеть рядом с собой горы мусора и сорняки. Данная статья поможет разобраться, как можно получить права на такой участок.

Как найти информацию по бесхозному земельному участку

Для начала поиска информации по заброшенному участку используйте электронную публичную кадастровую карту Российской Федерации. Для этого достаточно зайти на официальный сайт Росреестра. С её помощью можно отследить формировался ли ранее брошенный участок.

Найдите на электронной карте собственный надел. Сделать это достаточно просто. В левом верхнем углу на открывшейся странице необходимо ввести кадастровый номер собственной земли. Найти его можно в основном документе или в свидетельстве о гос. регистрации.

После того, как будет найден собственный надел, остается найти и рассмотреть бесхозный участок на электронной карте. Красные контуры, которыми очерчивается площадь земли, говорят о том, что земля была ранее учтена. А это уже значительно облегчает процесс приобретения. Если не удалось увидеть очертаний брошенного участка, значит, его еще нужно будет сформировать из городских или государственных земель.

Важно понимать, что на законодательном уровне земельные участки относят к объектам недвижимости. Право собственности возникнет только после осуществления регистрационной записи в едином государственном реестре недвижимости. Для её осуществления необходимо предоставить пакет документов в Росреестр.

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание, это то, что законодательство Российской Федерации не признает земли бесхозными. ГК РФ регламентирует тот факт, что природные ресурсы и земли, не находящиеся в собственности граждан, муниципальных образований и юридических лиц, признаются государственной собственностью.

Поэтому первое, что необходимо сделать, это нужно установить, кому принадлежит интересующий земельный участок. Обратите внимание, что земли, которые являются собственностью муниципалитета или государства, передаются во владение граждан за плату. Происходит это посредством проведения аукциона (торгов).

Найти хозяина бесхозного участка земли?

Итак, если Вы решили купить бесхозный земельный участок, для начала необходимо найти того, кому он принадлежит.

Для этого необходимо обратиться в Росреестр, и запросить выписку из ЕГРН.

Для получения этой информации можно воспользоваться несколькими способами:

    • Обратиться в регистрационный орган лично. Прибыв в соответствующий государственный орган, возьмите талон, чтобы попасть к специалисту. Желательно до общения с работником организации произвести уплату государственной пошлины. Реквизиты, как правило, располагаются на стендах или на стойке у консультанта. Терминалы для оплаты установлены в холлах. Размер госпошлины, составляет двести рублей, не включая комиссию Банка. С помощью работника заполняется заявление. Документы предоставляются по истечению пяти рабочих дней.
    • Обращение возможно путем почтамта России или электронной почты в тот же государственный орган. Для этого необходимо заполнить утвержденную форму заявления и оплатить пошлину установленную государством. Подпись заявителя в обязательном порядке заверяется у нотариуса при отправке обращения посредством почтамта. При отправке запроса с помощью электронной почты необходимо обладать электронной цифровой подписью. Срок получения сведений те же пять рабочих дней. Такой способ подходит тем, кто не желает стоять в очередях и имеет достаточные знания для безошибочного заполнения заявления.
    • Существует возможность запросить информацию через сайт Росреестра. Здесь все очень легко. Нужно выбрать раздел «Электронные услуги», в нем можно оформить запрос на получение сведений из ЕГРН. Затем на указанный Е-мэйл поступит инструкция об оплате. По истечении пяти дней на электронную почту придет сообщение. В нем будет ссылка и ключ, предназначенный для просмотра и скачивания электронного документа.

    Потребуется получение информации от административных органов и архитектуры. Придется потратиться на топографическую съёмку земли.

    Заказав топосъёмку, Вы закрываете несколько вопросов одновременно:

    • Во-первых, если земля является государственной собственностью или принадлежит муниципалитету, то для конструктивного общения представителю государственного или муниципального органа необходимо иметь представление о том, что расположено на участке. Топосъёмка помогает отследить все объекты, расположенные на земле. А это в свою очередь гарантирует, что в частную собственность не выделят какой-нибудь отрезок дороги или заводь.
    • Во-вторых, наличие этого документа имеет непосредственное отношение к формированию схемы участка. Она понадобиться при выделе участка из городских или государственных земель.
    • В-третьих, топосъёмка поможет Вам принять окончательное решение, нужно ли приобретать земельный участок. Ведь существует вероятность того, что по участку проходят какие-либо коммуникации. Их наличие может осложнить или и вовсе сделать невозможным любое строительство на нем. И тогда получается, что на этом участке, кроме как посадить цветочки или овощи ничего больше сделать нельзя. Так что результаты топосъёмки могут изменить Ваше решение о приобретении земли.

    Способы получения права собственности на брошенный земельный участок

    Будем исходить из того, что интересующий участок принадлежит физическому лицу:

    • Первое, что нужно сделать, это найти хозяина. После этого можно договориться о купле-продаже с ним или его наследниками.
    • Второе, это обязательное фиксирование всех достигнутых договорённостей путем подписания Предварительного договора купли-продажи. В нём подробно пропишите права и обязанности, как продавца, так и покупателя. Этот нюанс не позволит продавцу вносить изменяя в достигнутые договоренности в одностороннем порядке. Следовательно, он уже не сможет изменить стоимость участка или отказаться от каких-либо устных обещаний.

    Если розыск ничего не дал. И не получилось найти хозяина или его наследников. Способ получить желаемую землю есть. И он совершенно легитимный. Законодательством предусмотрено такое понятие как «приобретательная давность». Это одно из оснований возникновения права собственности.

    Опираясь на него гражданин, не будучи собственником объекта, имеет возможность получить право собственности на недвижимое имущество, в случае, если владел им добросовестно, непрерывно и открыто, как своим собственным на протяжении пятнадцати лет. Исходя из формулировки закона, владение в данном случае должно быть непрерывным.

    Законом не установлены конкретные обстоятельства, при которых срок исковой давности в отношении недвижимого имущества может быть остановлен. Нужно понимать, что виндикационный иск не может служить основанием для приостановления срока. Добросовестность владения подразумевает, что лицо не знало, и не должно было знать, о незаконности своего владения.

    Немаловажным фактором является открытость владения. Это значит, что гражданин — давностный владелец не должен утаивать от общественности пользование и владение подобным имуществом.

    Помимо всего, владение объектом недвижимости должно осуществляться как своим собственным. Подразумевается, что владелец по давности должен обладать имуществом не по договору. Учитывая все выше изложенное, признание за гражданином права собственности на основании приобретательной давности возможно только при наличии данных факторов.

    От какого момента необходимо начинать отчет пятнадцатилетнего срока?

  • Его течение начнется, не раньше, чем истечет срок исковой давности. По закону РФ срок исковой давности составляет три года. В течение этого периода наследники хозяина могли бы предъявить виндикационный иск. Проще говоря, требовать возврат участка. По прошествии трех лет нужно обращаться в местную администрацию. Подавайте заявление по поводу предоставления в собственность данного заброшенного участка. При положительном решении Вам выдадут на руки акт о передачи земли в собственность. Следующим шагом будет получение кадастрового паспорта на земельный участок. Получить этот документ можно в отделении ФГУ «Земельная кадастровая палата». Для его получения необходимо обратиться в Кадастровую палату лично. По прибытию в государственный орган, возьмите талон или займите место в живой очереди, чтобы попасть к специалисту. Воспользуйтесь помощью консультанта для получения реквизитов, чтобы произвести оплату государственной пошлины за изготовление документа. С помощью работника заполняется заявление. К нему необходимо приложить ксерокопию акта о передачи земли в собственность и платежный документ подтверждающий оплату государственной пошлины. Кадастровый паспорт предоставляется заявителю по истечению четырнадцати календарных дней. Завершающим этапом будет государственная регистрация права на земельный участок. В Росреестр нужно идти с актом из администрации и кадастровым паспортом. Перед подачей документов в регистрационную палату нужно оплатить государственную пошлину. Размер пошлины зависит от назначения земельного участка. Получить информацию о размере государственной пошлины можно у консультанта. Срок регистрации составит около четырнадцати календарных дней. Сроки по проведению процедуры во многом зависят от региона. Если же администрация откажет, Вы вправе обратиться в суд.На вопросы, связанные со сферой земельного права, почти невозможно дать однозначный ответ. Его грамотное трактование требует немалого опыта и глубоких познаний. В нем имеется большое количество нюансов и «подводных камней». Решая земельные вопросы, не стоит, надеется на собственные силы. Рекомендуем обращаться к профессиональным юристам. С их помощью сориентироваться в этой весьма сложной сфере законодательства будет гораздо легче. И вероятность решения вопроса в Вашу пользу значительно возрастет.
  • Видео сюжет, как купить земельный участок — советы арбитражного судьи

Заброшенные участки не нравятся никому. Соседям, так как от них разносятся сорняки, председателям садоводческих товариществ, поскольку их владельцы не платят взносы.

Председатель садоводческого товарищества может продавать заброшенные участки, но только в двух случаях:

1. Председатель является собственником участка.

2. Собственник участка выдал нотариальную доверенность председателю с правом продажи участка.

Во всех других случаях, действия председателя садоводческого товарищества будут незаконными.

Заброшенные земельные участки можно условно поделить на две категории: те, которые официально выделялись гражданам, но потом ими перестали пользоваться, и те участки, которые никому никогда не выделялись и которые находятся в муниципальной собственности.

Собственность на земельный участок подтверждается правоустанавливающими документами или Выпиской из ЕГРН. Членская книжка, любые виды справок не могут подтвердить право собственности на землю. Поэтому, если у председателя садоводческого товарищества нет документов на тот участок, который он продает, то его действия незаконны и даже могут быть расценены как мошенничество.

Планируя купить заброшенный земельный участок, надо узнать, кто является его собственником. Если этот участок находится на территории садоводческого товарищества, информацией о его прежнем владельце может обладать председатель.

Если право на земельный участок было оформлено после 1998 года, то сведения о его правообладателе хранится в Росреестре. Получить информацию из Росреестра можно на официальном сайте — запросив выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Если земельный участок раньше выделялся в собственность или в пользование гражданина, но его найти не удается, занимать чужую землю нельзя, это будет самозахват.

Искать собственника заброшенного земельного участка, прежде чем занять его, надо обязательно. В противном случае, действия по пользованию земельным участком, который вам не принадлежит, могут быть расценены как самозахват. Последствие самозахвата одно — участок придется вернуть владельцу или его наследникам.

В результате поиска владельца земельного участка можно выяснить, что:

1. Участок официально никому не выделялся.

2. Участок имеет владельца, который им не пользуется.

В первом случае, для оформления прав на земельный участок надо обращаться в местную администрацию.

При втором варианте, придется искать владельцев участка и договариваться с ним об оформлении договора купли-продажи. Ведь рано или поздно этот гражданин вспомнит о своем имуществе и заявит на него права, а может это сделают его наследники.

Адвокат Светлана Евгеньевна Жмурко

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

Садоводческие и дачные объединения
Последние публикации в прессе (Все публикации)

  • Общий водопровод – за пределы участка

    6 Соток


  • Новый закон – новый устав

    6 Соток


  • «Соседи оттяпали кусок нашей земли. Что делать?»: решаем дачные споры

    Комсомольская правда


  • Верховный суд встал на защиту собственника, у которого хотели отобрать землю и дом

    Комсомольская правда


  • Как говорит закон: избрание председателя правления СНТ

    6 Соток

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *