Как правильно нарисовать схему ДТП в извещении?

Привет всем читателям автоблога!

Сегодня я расскажу вам как рисовать схему ДТП, чтобы ни страховщики, ни ГИБДД не могли придраться к вашему графическому отображению случившегося происшествия.

В современных условиях интенсивного движения от риска попасть в аварию не застрахованы даже опытные водители. Поэтому навыки правильного составления схемы, отображающей события связанные с ДТП пригодятся каждому.

Прочитав эту статью, вы подстрахуете себя, ведь неверно составленная схема аварии может прямо повлиять на точность и справедливость определения вины участников, на меру взыскания, суммы штрафов и компенсаций, включая возмещение по ОСАГО.

С вами как всегда Илья Кулик, поехали.

Схема дорожно-транспортного происшествия – что это такое?

Схема ДТП (далее СДТП) – это один из основных документов, который составляется при аварии. Он представляет собой графический план всего того, что имеет отношение к происшествию: отображение местности с ее инфраструктурой, транспортных средств (далее ТС), различных объектов, следов ДТП. В этот план также вносится дополнительные сведения: дорожная обстановка, связанные с ней условия, данные по участникам, свидетелям и т. п.

Информация, изложенная в СДТП обязана быть как можно более полна и достоверна – от этого во многих случаях прямо зависит юридическая ценность подобного документа.

Кто должен рисовать схему ДТП?

В отношении того, кто должен или имеет право составлять СДТП однозначного ответа нет – тут все зависит от следующих факторов:

  • Обстоятельств происшествия.
  • Целей составления документа.

В зависимости от обстоятельств происшествия и целей применения документа, схему ДТП могут составлять как его участники, так и должностные лица. К подобным обстоятельствам относится тяжесть последствий аварии, ее классификация, сложность определения степени вины, уровень разногласий и др. Если же единственной целью составления схемы является получение возмещения от страховой компании (далее СК) по ОСАГО или КАСКО, то можно обойтись и без привлечения сотрудников ДПС.

Если обобщить, то СДТП может составляться в двух целях:

  1. Для ГИБДД.
  2. Для страховой компании.

При этом для каждого пункта имеются свои нюансы, которые водителю нужно знать.

Схема дорожно-транспортного происшествия для ГИБДД

Существует расхожее мнение, что СДТП для ГИБДД составляется только должным лицом. Но это справедливо лишь отчасти. Действительно, при прибытии на место происшествия экипажа ДПС, схема составляется полицейскими (инспектором или следователем, в зависимости от классификации ДТП), в соответствии с пунктом 154 Админрегламента (Приказ № 664 от 23.08.17, далее Регламент). При этом водители могут сфотографировать для себя готовый документ.

Но, в соответствии с пунктами 285 и 287 Регламента, в зависимости от обстоятельств происшествия (или других объективных причин – занятость экипажей ДПС, труднодоступность места ДТП и т. п.), дежурный оператор ГИБДД может предложить участникам самостоятельно собрать материалы, включая составление СДТП, а также фото- и видеосъемку. А после этого приехать на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД.

Здесь водители должны понимать, что они составляют лишь черновой вариант схемы, имеющий статус материала. Схему, имеющую юридическую силу, составят должностные лица, которым будут переданы все собранные материалы.

Статья в тему:

Как действовать при ДТП: подробная пошаговая инструкция + образцы объяснения и встречного иска + видеобонус: как отличить недобросовестных автоюристов

Как составлять схему ДТП для ГИБДД?

Для схемы, предназначенной в ГИБДД (или ГАИ, как многие привыкли называют эту организацию) можно использовать стандартный лист бумаги формата А4, но подойдет и простой двойной лист школьной тетради – лучше в клеточку: так нарисовать все в соответствии с масштабами будет проще. Далее следует соблюдать простые правила – отобразить на схеме сведения, подразделяемые на пять основных групп.

Согласно п. 280 Регламента, они следующие:

  1. Административные координаты места ДТП с полными названиями (район, населенный пункт, улица, километр и т. д.).
  2. Дополнительные подробности описания места происшествия.
  3. Особенности дорожной разметки и дорожных знаков.
  4. Особенности дорожной инфраструктуры, включая прилегающие к полотну движения объекты.
  5. Подробности последствий ДТП в привязке к описанному месту.

Вот список того, что необходимо отразить в СДТП:

  • Озаглавить лист: «Схема ДТП».
  • Указывается дата и время происшествия, названия местности.
  • Наносится расположение улиц с их названиями.
  • Обязательно обозначаются: перекрестки, трамвайные пути, светофоры с указанием цвета на момент аварии, дорожная разметка, дорожные знаки, островки безопасности и т. п.
  • Указываются объекты, прилегающие к дороге: сооружения, ограждения, столбы, газоны и т. п.
  • Обозначаются машины – буквами «А», «Б», «В» (их нужно представить их в виде простых геометрических фигур, с указанием ориентации).
  • Рисуется расположение авто в момент происшествия.
  • Указывается направление, в котором двигались ТС участников аварии – стрелочками.
  • Обозначается место удара (или ударов) – крестиком.
  • Обозначается другой транспорт, если он препятствовал движению или как-либо был причастен к ДТП.
  • Изображаются другие важные детали – следы торможения, заноса, место разлета осколков, частей авто и прочие факторы или объекты.
  • Внизу расшифровываются обозначения: под какой буквой, какой марки машина и какому госномеру она соответствует.
  • Указывается фамилия составителя схемы.
  • Указывается ФИО каждого участника ДТП и проставляются подписи.
  • Собираются подписи свидетелей под схемой, если таковые имеются.
  • Желательно фраза: «с составленной схемой согласны» от каждого участника ДТП.

В некоторых случаях, для более детальной фиксации происшествия, на схеме нужно указать две точки расположение машин:

  1. В момент столкновения.
  2. В момент прекращения инерционного движения.

Дополнительно к схеме прилагается:

  • Описание условий движения на момент аварии – погодные, дорожные, суточные и т. д. (можно написать на обороте листа схемы).
  • Показания свидетелей ДТП (при наличии) – желательно на отдельных листах, с указанием паспортных данных.
  • Фото- и видеозаписи, включая записи с автомобильных видеорегистраторов.

Внимание! Если один из участников в чем-то не согласен со схемой, то он должен написать об этом в пояснениях или составить свой вариант графического отображения событий.

Статьи в тему:

Как составляется протокол осмотра места ДТП и когда он нужен: подробная информация + образец заполнения

Как зафиксировать свидетелей при ДТП и как найти их потом: самый полный список методов поиска

Как рисовать машины для СДТП

Я уже писал, что автомобили изображаются в виде геометрических фигур и маркируются заглавными буквами. В пояснении каждой букве должен соответствовать госномер ТС. Обязательно здесь то, чтобы у машин-фигур имелось обозначение фронтальной стороны (можно с указанием места водителя).

Из приведенной ниже картинки и тех, которые будут приводиться по ходу рассказа, видно, что большинство условно обозначает машину в виде прямоугольника с закругленными углами. Впрочем, детали геометрических форм не имеют особенного значения – лишь бы на схеме в отношении авто все было понятно с исчерпывающей ясностью.

Вот пример СДТП, составленной участниками аварии для ГИБДД:

Заполненная в условиях улицы и нервного напряжения схема вряд ли будет образцом графического искусства. Но это не главное – важно, чтобы на ней все было как можно детальнее и понятней с минимумом исправлений.

Но сегодня, не имея способностей к рисованию, можно легко создать высококачественную СДТП при помощи компьютера и специальных сервисов сети интернет. Для этого данные собранные на месте аварии переносятся в специальный редактор, где и формируется документ.

Внимание! Составленную водителями схему для ГИБДД желательно сфотографировать, чтобы ни один из участников позже не смог туда что-либо дорисовать.

Как нарисовать схему ДТП для страховой компании

СДТП для страховой компании составляется лишь водителями, или же ими, но с участием аварийного комиссара, если он прибыл на место происшествия. Оформление аварии в рамках европротокола (согласно п. 284 Регламента) или при участии ДПС тут особой роли не играет – извещать своего страховщика о страховом случае прямая обязанность страхователей.

Схема для страховой на извещении мало чем отличается от той, которую водители рисуют для ГИБДД – принципы и набор условий те же. Но она выполняется не на отдельном листе, а в предназначенном для этого поле специального бланка – извещения о ДТП в страховую компанию. Несколько экземпляров таких бланков выдаются страхователю вместе с полисом ОСАГО, но их можно всегда скачать из сети самому, как это и делают все обладатели электронной автогражданки, к примеру.

Схема в извещении рисуется почти произвольно, но с соблюдением требований инструкции, которая имеется на сайте РСА (ее также выдают при заключении договора ОСАГО) и требования пункта 281 Регламента: «Схема выполняется с правильным начертанием соответствующих линий, нанесением аккуратных и разборчивых записей и обозначений»).

Пояснение от сотрудника ДПС

На вопрос по отличию заполнения СДТП для СК и ГИБДД дал ответ один наш постоянный читатель – Михаил Андреевич, работающий в составе экипажа ДПС и имеющий звание капитана:

– Михаил Андреевич, а схемы ДТП для страховой компании и для ГИБДД чем-нибудь отличаются?

– Принципиально нет – требования, примерно, одинаковые. Просто для извещения в СК можно обойтись меньшим объемом графических и пояснительных подробностей т. к. их часть указывается проставлением соответствующих галочек в форме извещения. Сама схема рисуется в произвольном, но аккуратном стиле – кто как сумеет. При этом исправлений и помарок нужно избегать. Водителей мы так и инструктируем: «Оформляйте схемы, пишите объяснения, как же, как и для ГИБДД». При этом в извещении важна не столько сама схема, сколько общая совокупность информации. К примеру, внимательно нужно отнестись к заполнению оборотной части, а особенно п. 2 («Обстоятельства»).

Дополнительные сведения

От себя добавлю: описание обстоятельств на обороте извещения должно соответствовать изображению, которое вам удалось нарисовать, и обстоятельствам, отмеченным галочками в п. 16.

А вот чего не нужно указывать в схеме для страховой компании:

  • Фразу о согласии, так как она внесена в бланк типографским способом.
  • Все места повреждений (в п. 13 извещения указывается только место первоначального удара, а перечень дефектов приводится ниже, в следующем пункте).

Под полем для СДТП расположен блок, в котором водители проставляют свои подписи под тем, что у них нет разногласий, а справа и слева – подписи за достоверность информации о полисах и транспортных средствах.

При этом:

  • Если оба участника ДТП согласны с нарисованной схемой, то лицевая сторона заполняется совместно, ставятся подписи, и после этого бланк разъединяется на две части. Оборотную сторону каждый участник заполняет и подписывает самостоятельно
  • Если участники ДТП к согласию не пришли, то каждый заполняет и подписывает свой бланк.

При наличии пострадавших людей на лицевой стороне указывается их количество, а на обороте, в п. 15 «Замечания» желательно занести данные о потерпевших. Это нужно для того, чтобы страховщик произвел выплаты по ОСАГО за вред здоровью.

Внимание! Если оба участника согласны со схемой ДТП, которую составил полицейский, они могут ее сфотографировать, чтобы в дальнейшем перенести рисунок на извещение для страховой компании.

Статья в тему:

Как правильно заполнить Извещение о ДТП: подробная инструкция + образец заполнения и схемы аварий

Если в ДТП больше двух участников

А что делать, если в ДТП участвовало более двух машин? В этом случае играет роль очередность столкновения ТС. Например, если имела место т. н. «колбаса», а чье-то авто оказалось в ее средине, то его водитель может быть виновником и потерпевшим одновременно.

Ему придется заполнять не один, а два бланка извещения со схемами, более подробно характеризующими свою область столкновения, но не упускающих общей картины. Первый экземпляр заполняется с водителем той машины, которая оказалась спереди, а второй с тем, машина которого была сзади.

Как скачать бланк извещения о ДТП

Бланк извещения о ДТП для СК предлагает скачать множество автосайтов. Но лучше всего это делать с официального портала РСА – ведь в форму бланка могут быть внесены изменения, а не все сайты, в отличие от РСА, обновляют свои ссылки вовремя.

Для скачивания бланка нужно:

  • Зайти на страницу ОСАГО портала РСА – в раздел «Бланки» по этому адресу.
  • Вам откроется небольшое меню, дающее возможность скачать не только бланк извещения, но и инструкцию по его заполнению.

Внимание! В машине желательно иметь несколько бланков извещений – на случай неправильного заполнения и если у другого участника ДТП своего экземпляра не окажется.

Пример схемы ДТП на заполненном извещении

На приведенной для примера картинке видно, как заполняется шапка извещения, как описываются оба транспортных средства. В центральной части для каждого из автомобилей галочками указываются типичные обстоятельства, которые подходят к вашему случаю.

Но обратите внимание, что приведенный образец извещения о ДТП по ОСАГО заполнен не совсем корректно. В извещении, по обеим сторонам от схемы, имеются поля для описания полученных повреждений. При этом, в образце имеется лишь перечисление пострадавших деталей. Правильнее же будет описать все повреждения (скол, вмятина, царапина и т. п.), а не только перечислить их.

Если СДТП выполняется для ГИБДД, то при возможности желательно провести основные замеры и отразить их на схеме или на отдельном листе.

Типовые схемы

Для облегчения графического отображения ДТП при его оформлении без участия сотрудников полиции был разработан пакет типовых схем, отражающих наиболее часто встречающиеся варианты ДТП. О целесообразности применения типовых схем на практике имеются разные суждения. В нашем же случае консультативную помощь опять оказал Михаил Андреевич:

– Михаил Андреевич, скажите, в вашей практике типовые схемы применяются?

– Они существуют, обновляются, но действовать по-настоящему, оказывая реальную практическую помощь, эти шаблоны не могут, несмотря на то, что они являются серьезным и фундаментальным трудом. Обычно каждое происшествие имеет лишком много индивидуальных нюансов, сильно затрудняющих графическую стандартизацию. Другое дело, что типовые схемы имеют ценный обучающий потенциал – ознакомиться с ними заранее полезно каждому водителю.

От себя добавлю, что типовые схемы не применяются при:

  • Бесконтактных дорожно-транспортных происшествиях.
  • ДТП, оформленных с нарушением п. 2.6 и пп. 2.6.1 ПДД РФ, а также и ст. 11.1 «Закона об ОСАГО».
  • Неправильно заполненных 16-м или 17-м пунктах извещения или отсутствии в нем подписей участников ДТП о согласии.
  • Нестандартных ситуациях.

Как устроены типовые схемы ДТП

Все типовые схемы ДТП поделены на категории по типу происшествия в зависимости от того, как автомобили передвигались перед аварией:

  1. В попутном направлении.
  2. Во встречном направлении.
  3. Под углом относительно друг друга.
  4. Задним ходом.
  5. Одно из ТС стояло.

Типовые схемы отражаются в таблицах:

  • В первой графе размещается картинка.
  • Во второй дается краткое описание происшествия.
  • В третьей цифрой обозначается степень вины первого автомобиля.
  • В четвертой – второго автомобиля.

Вот пример одной из типовых схем:

Хотя типовые схемы не нашли широкого применения при оформлении происшествий, их полезно возить с собой в бардачке, чтобы иметь характерный пример оформления ДТП. Скачать пакет таких схем можно на сайте РСА в разделе «В помощь страхователю».

А вот прямая ссылка на скачивание (PDF).

Как рисовать схему при происшествии во дворе или на парковке

Обратите внимание, что часть происшествий относится к маневрированию на парковке, стоянке или во дворе. Изначально правила ОСАГО рассматривали ДТП на закрытых территориях как не страховой случай, но сейчас поступили разъяснения, что жилые дворы, парковки и стоянки относятся к области страхового покрытия по ОСАГО.

Статья 1, абз. 2 ФЗ № 40 распространяет понятие использования ТС не только на обычные дороги, но и на дворы жилмассивов, стоянки, территории предприятий и т. п. В случае возникновения ДТП на такой территории графическая схема составляется по общим правилам как для обычного происшествия.

Подведем итоги

Нарисовать схему ДТП не так уж сложно. Итоговые рекомендации, которых следует придерживаться при ее составлении главным образом сводятся к четырем правилам:

  1. Достоверности информации.
  2. Понятности отображения.
  3. Соответствию установленным требованиям.
  4. Отсутствию противоречий с другими материалами и документами.

Надеюсь, материал данной статьи окажется полезен тем, кому выпадет оказаться участником ДТП.

Чтобы отвлечься от не очень веселой темы, предлагаю посмотреть видео про 5 случаев жести во время видеоигр:

Время чтения: 4 минуты Дата обновления: 2 декабря 2019 г. Евгения Иванова, юрист Развернуть

В сети интернет на данный момент можно найти множество программ для заполнения бланков ОСАГО. Сегодня мы рассмотрим как выглядит страховой полис ОСАГО 2020 года на машину, правила его заполнения и другие соответствующие нюансы.

Образец заполнения страхового полиса ОСАГО 2020 года

Когда вы впервые видите какой-либо документ, сразу же закрадываются сомнения по поводу правильности его заполнения. Чтобы вы не сомневались, предлагаю вам посмотреть на фото страхового полиса ОСАГО.

За все время существования страховки, было всего три вида серии: ВВВ, ССС и ЕЕЕ. В нашем случае мы будем рассматривать последний.

Бланк ОСАГО содержит в номере, который располагается рядом с серией, 10 цифр.

Далее указывается срок страхования. В верхней части заполняется время и дата обращения, а в нижней срок окончания.

Ниже обязательно надо указать период использования транспортного средства, в течение которого будет распространяться страхование.

В пункте 1 для физических лиц это ФИО. Для юридических лиц – полное наименование юр. лица. В этом же пункте, только ниже, необходимо указать собственника транспортного средства, так как именно на основании регистрации собственника и будет высчитываться коэффициент территории.

В следующей строчке отмечаем используется ли ТС с прицепом или нет.

Далее идут три окошка, в которые вписываются, согласно последовательности: марка, модель транспортного средства, его идентификационный номер и гос. номер.

На основании предоставленного документа (ПТС, СТС или аналогичный документ) вписывается вид документа, его серия и номер.

Также следует указать цель использования ТС. В зависимости от вида применения будет меняться величина коэффициента.

В 3 пункте, если полис является ограниченным, галочка ставится в нижнем окошке и в таблице ниже указывается ФИО каждого водителя, а также серия и номер их водительского удостоверения. Если полис без ограничений, то галочку ставим в верхнем окошке, а в таблице ниже ставим прочерки.

В пункте 7 указывается размер страховой премии, то есть итоговой стоимости ОСАГО.

В особых отметках оператор проставляет соответствующие данные.

Стоит отметить, что в верхнем левом углу должна стоять печать страховщика. В нижнем правом углу также ставится печать. Если были внесены данные в пункт 8, там также необходимо наличие печати.

К полису обязательно выдается квитанция о получении денежных средств страховщиком от страхователя.

В итоге у вас должен быть вот такой заполненный полис.

Сейчас мы рассмотрели, как правильно заполнить страховой бланк полиса ОСАГО на компьютере. Ниже мы поговорим о других способах.

Можно ли заполнять страховой полис ОСАГО от руки в 2020 году

Согласно:

Бланк страхового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территории Российской Федерации.

Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П)

Ни в одном законодательстве не указано, каким именно способом может заполняться страховка ОСАГО, следовательно, он может быть как пропечатан, так и заполнен от руки.

Важно!

При заполнении необходимых данных при помощи ручки, бланк должен быть двухслойным. Если вас смущает сей факт, то вы всегда можете позвонить в страховую компанию и уточнить, вносились ли данные вашего полиса в единую базу или нет. Также актуальный образец договора ОСАГО вы всегда можете посмотреть на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков.

Однако, шагая в ногу со временем, полисы заполненные от руки уходят в прошлое. В настоящий момент ОСАГО заполняется при помощи компьютера или же в электронном виде.

Программа для заполнения страховых полисов ОСАГО

Интернет не перестает развиваться, а ОСАГО настолько популярная тема, что обойти ее стороной было бы глупо. Различные сайты пестрят разнообразными программами для оформления страховых полисов.

Программы разрабатывались с тем учетом, чтобы можно было произвести расчет различных коэффициентов, страховой премии, а также для хранения всей необходимой информации.

Однако мы вам не советуем пользоваться такими программами, зачастую в итоге вы сможете только распечатать шаблон для заполнения ОСАГО в word или заявление для оформления страховки.

Но и это еще не все. Для того чтобы вы могли напечатать макет полиса, с вас потребуют номер телефона, с которого в дальнейшем, будет списана определенная сумма денег.

Не поддавайтесь данному разводу, а оформляйте «честные» полисы, так как управление ТС с поддельным ОСАГО – это административная ответственность.

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди! Вам понравилась статья? x

Автовладельцы, которые сталкивались с необходимостью обращаться в страховую компанию, из-за повреждений их машины, знают, что в ряде случаев страховщик отказывается оплачивать повреждения автомобиля, мотивируя свой отказ «отсутствием страхового случая». Происходит это, в ряде случаев, из-за того, что приехавшее в офис страховой компании застрахованное лицо подаёт заявление, которое оформлено неточно.

По роду занятий мне часто приходится консультировать клиентов страховых компаний, которые не знают, как правильно оформлять заявление, иными словами – как заставить страховщика платить? Сейчас я расскажу, как избежать двух самых распространённых ошибок.
Итак, например, утром, выйдя из дома, намереваясь сесть в машину и ехать по своим делам, вы увидели царапины на капоте. Вы выкраиваете время на работе, отыскиваете ближайший офис вашего СК, и пишете заявление. В нем вы пишете так:
«Сегодня, 20.09.2013 в 8:30, я вышел из дома по такому-то адресу и обнаружил царапину на капоте»
С такой формулировкой, как ни прискорбно, вы, скорее всего, получите отказ, так как сотрудник страховой компании истолкует данную фразу как отсутствие страхового события. Неясно, когда это произошло? При каких обстоятельствах?
Так писать нельзя, потому что вы сами даёте страховщику повод отказать вам в выплате.
Рекомендую писать следующим образом:
«Вчера, 19.09.2013 в 21:30, я припарковал свой автомобиль марка/модель около дома такого-то. Сегодня, 20.09.2013 в 8:30, я вышел из дома и обнаружил царапину на капоте своего автомобиля, предположительно, нанесенную третьими лицами…».
С таким заявлением получить отказ вы практически не сможете. Так как отказ по основному казуистическому пункту – «отсутствие страхового события» – не получится.
Если произошло более значительное повреждение, и вам необходимо вызвать сотрудников ОВД/УВД, и в справке из полиции вы подписались под фразой сотрудника полиции «ущерб для меня не значительный. Претензий не имею» – скорее всего, вы также получите отказ.
Всё дело в том, что для оценки значительности понесённого вами ущерба, сотрудник полиции, на самом-то деле, должен обладать огромным количеством информации – количество людей в вашей семье, средний уровень заработка вас и каждого члена вашей семьи, наличие иждивенцев и т.д., что выяснять ему, скорее всего, лень, да и с делом вашим возиться тоже лень.
Вам должны выдать бумаги и завести уголовное дело по факту противоправного действия третьих лиц, либо дать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Тогда вы сделаете всё по договору со страховщиком, а откажут вам в полиции, скорее всего с формулировкой «Найти злоумышленников не представляется возможным».
Итак, теперь вы знаете, как ни в коем случае не стоит писать заявление в страховую компанию. В ближайшем будущем я буду рассказывать о подобных полезных мелочах, которые нужны и важны российскому автовладельцу.
Подписывайтесь на наши обновления, оставляйте свои комментарии под этим видео, заходите на наш сайт sravni.ru и следите за нашими новостями в социальных сетях.
Счастливого пути и удачи на дорогах!

Подробную схему на месте происшествия составляют, чтобы разобрать обстоятельства случившегося.

Но не все водители знают, как правильно и четко нарисовать схему ДТП.

Рассмотрим, в каких случаях необходимо рисовать схему, какие факты должны быть в ней отражены.

Оформление

Оформление ДТП в 2020 году может производиться:

  1. Самостоятельно участниками аварии. Составляется, если есть условия для оформления ДТП по Европротоколу.
  2. Сотрудниками ГИБДД. Если ДТП нельзя оформить вышеназванным способом, участники должны вызвать инспектора ГИБДД.

Европротокол — процедура оформления документов о ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Заполняется специальный бланк Извещения.

Если он будет заполнен правильно, на его основании можно получить денежную компенсацию по страховому полису.

Оформление аварии по правилам Европротокола — возможность самостоятельно задокументировать произошедшее и продолжить свой путь в кратчайшие сроки, не создавать пробок и заторов на дороге.

Регламентируется законом Об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г., статья 11.1.

Условия для оформления аварии по Европротоколу:

  • в аварии пострадали только два автотранспортных средства, и их гражданская ответственность застрахована;
  • нет пострадавших, погибших, другому имуществу вред также не причинен;
  • отсутствуют разногласия в связи с повреждениями автомобилей;
  • размер ущерба составляет не более 50 000 рублей.

Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют подобным условиям, оформлять аварию нужно в общем порядке.

Получают бланк извещения в страховой компании при оформлении страхового полиса ОСАГО или КАСКО. Также за бланком можно обратиться в офис страховой компании или поискать на официальном сайте страховщика. Также могут помочь справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант».

Схема нужна для:

  • разбора обстоятельств ДТП;
  • получения денежной компенсации от страховщика;
  • получения доказательств для суда и установления виновности участников аварии.

Как рисовать схему ДТП в Европротоколе? Для начала узнаем, какие сведения должна содержать схема.

Участники аварии должны отразить в документе:

  • месторасположение машин перед ДТП, направление их движения;
  • были ли или нет препятствия на проезжей части;
  • есть ли на данном участке дороги знаки светофоров, разметка;
  • были ли другие автотранспортные средства помехой при совершении маневра;
  • нужно отразить ширину дороги, количество полос в одном направлении;
  • место первого столкновения;
  • расположение автотранспортных средств после аварии.

Разберем, как самостоятельно оформить схему ДТП.

Правила составления

Единых и строгих правил, которым нужно следовать, нет. Но изображение должно быть четким, понятным, не должно вызывать дополнительных вопросов у сотрудников страховой компании.

Лучше воспользоваться образцами или типовыми схемами, речь о которых пойдет ниже.

Основные рекомендации по методу составления, которых стоит придерживаться:

  • необходимо корректно отразить все существующие факторы, которые привели к аварии и которые помогут в определении виновности или степени виновности участника;
  • согласовать место расположения автотранспортных средств до и после ДТП;
  • обязательно отметить разметку, дорожные знаки, сигналы светофора;
  • в документе должны быть подписи сторон;
  • если схему составляет сотрудник ГИБДД, схема подписывается ответственным лицом экипажа;
  • в документе не должно быть исправлений (если в схеме есть неточность, изображение следует полностью переделать, или незначительные изменения подписываются обоими участниками аварии);
  • заполняют бланк простой шариковой ручкой, разборчиво;
  • заполняют все графы и поля.

Если по составленному изображению не представляется возможным определить существенные обстоятельства, документ не будут учитывать при разборе аварии.

Отражать все объекты следует схематично. Лучше не тратить время на прорисовывание мелких деталей (цвет авто, наличие багажного отдела и прочее), если эти факторы не имеют важного значения для определения обстоятельств случившегося.

Предметы, связанные с аварией, нужно отображать в горизонтальной проекции (если машины не перевернуты на бок).

Для исключения возможного возникновения противоречий между участниками желательно:

  • сначала составить схему каждому из участников отдельно;
  • исправить противоречия;
  • вместе составить черновой вариант, затем перенести его на бумагу.

Следует дополнительно сфотографировать место ДТП с нескольких ракурсов.

Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой?

Методика составления схемы

Схему можно нарисовать на отдельном листе А4 (если аварию фиксируют сотрудники ГИБДД) или в пункте 17 Европротокола.

Если схема составляется самостоятельно водителями, ее нужно рисовать в бланке «Извещение о дорожно-транспортном происшествии», который состоит из основного листа и вкладыша.

На него копируются данные, вносимые на первый лист. Оба листа обладают равной юридической силой.

На бумагу наносят положение участка, где произошло столкновение, указывают названия соседних улиц, номеров домов, расположенных поблизости, или торговых центров и других возможных ориентиров, светофоров, знаков, разметок и так далее.

На бумагу схематично наносится положение автомобилей в момент столкновения (обычно ТС изображаются в виде прямоугольников), обозначаются «А», «В».

Для изображения направлений движения рисуют стрелки. Место столкновения — Х. Под изображением дается расшифровка условных обозначений.

В Извещении указывают следующие сведения:

  • место (если столкновение произошло на трассе, фиксируют ее название, километр), дату, точное время до минуты;
  • количество поврежденных автомобилей (2 при Европротоколе), есть ли пострадавшие (нужно указать «0» при Европротоколе, если Вы вносите другие данные, значит, необходимо вызвать ГИБДД);
  • свидетелей ДТП и их показания, если есть;
  • точную информацию о поврежденных машинах, владельцах ТС, лицах, которые управляли автомобилем в момент ДТП;
  • сведения о страховой компании участников, номер действующего полиса, срок его действия;
  • перечень повреждений автомобиля;
  • проводилось ли оформление ДТП сотрудником ГИБДД (нужно указать номер нагрудного знака в пункте 8);
  • в пунктах 9-15 водители указывают свои данные, данные своих ТС, повреждений, данные документов, страховщика;
  • в пункте 16 участники должны отметить одно из 23 предоставленных обстоятельств ДТП или описывают другое обстоятельство;
  • схема аварии (пункт 17).

Могут понадобиться следующие условные обозначения:

  • автомобили обозначают прямоугольниками, подписывают их как А, Б;
  • внизу документа должна быть ссылка, которая указывает на обозначение (например, А — ТС марки Nissan Qashqai, и его регистрационный номер;
  • обязательно отмечаются ссылки на обозначенную в схеме аварию, знаки и сигнал светофора.

Нужно обратить внимание, что:

  1. Стоянка — не остановка. Не отмечайте позицию «На стоянке», если машина остановилась на красный сигнал светофора. Нужно отметить, что «Остановился на запрещающий сигнал светофора».
  2. При обгоне одного ТС другим, если автомобиль при этом перестраивался, нужно отметить «Обгонял», «Менял полосу».

Для упрощения процедуры составления схем и оказания помощи участникам ДТП можно применять типовые схемы аварий. Как они рисуются?

Это совокупность данных о примерных обстоятельствах аварии, заполненных пунктах бланка о ДТП, рекомендаций о распределении ответственности за причиненный ущерб между участниками столкновения, а также графического изображения обстоятельств случившегося (расположение автотранспортных средств на дороге в момент аварии, место контакта, месторасположение знаков, разметки).

Всего в документе 31 пример типовых схем, описание обстоятельств, заключение.

Схема ДТП — Образец (Пример)

Типовые схемы ДТП применяются в следующих случаях:

  1. При оформлении Европротокола, т.е. участники не привлекали к процессу сотрудников полиции.
  2. Применение таких схем целесообразно, если нет пострадавших, а также участники согласны с оценкой обстоятельств произошедшего. Из данного пункта очевидно, кто подписывает схему ДТП: оба участника.

Типовые схемы не составляются:

  • при нарушениях порядка и условий оформления ДТП, которые предусмотрены законом «об ОСАГО»;
  • при бесконтактном ДТП;
  • столкновение произошло вне процесса движения;
  • никакая из типовых схем не отражает обстоятельств случившегося;
  • нельзя установить механизм происшествия по документам, которые были предоставлены участниками;
  • на Извещении нет подписи сторон, которые удостоверяют факт согласия с обстоятельствами ДТП, или неправильно заполнены пункты 16,17.

Форма бланка есть в Приложении к Положению Банка России №431-П от 19.09.2014 года. Также по этой же ссылке можно найти подробную и актуальную инструкцию по заполнению бланка.

Заполненный бланк участники ДТП в течение пяти дней направляют в страховую компанию. Затем предоставляют свои автотранспортные средства на осмотр независимой технической экспертизы.

Оформление и подписание Извещения о ДТП — не акт, который признает виновность или невиновность участника аварии. Но правильно заполненный документ ускорит работу страховщика и позволит сократить сроки получения компенсации.

При составлении схемы учитывают всю информацию о случившемся, об участниках и свидетелях. Два комплекта бланков выдается при приобретении страхового полиса. Его стоит хранить в автомобиле.

Нужно следить за тем, что заполняет другой участник. В схеме не должно быть противоречий и несогласованных пунктов.

Если в Извещении не указаны какие-либо сведения, записи внесены неразборчиво, страховая компания будет вынуждена самостоятельно собирать недостающую информацию, что может повлиять на срок выплаты компенсации и на возможность признания случая страховым.

Извещение о ДТП заполняется печатными буквами, без ошибок. Необходимые ячейки отмечаются крестиком или галочкой. Если в графах нет сведений, нужно нарисовать длинный прочерк или «Z».

Если документ испорчен, трудно читаем, его необходимо переоформить. Вносить какие-либо изменения или дополнения после подписания и разъединения документа нельзя.

Если второй участник не желает подписывать бланк или заполнять его вместе, то обстоятельства не попадают под закон «об ОСАГО», оформить ДТП в упрощенном порядке не представляется возможным, необходимо вызывать ГИБДД.

Рекомендации:

  1. Исправления или дополнения заверяются подписями сторон.
  2. Не следует оставлять незаполненных граф.
  3. При наличии свидетелей и их согласии подтвердить обстоятельства их показания нужно обязательно зафиксировать.
  4. Следует указать общее количество заполненных клеток.
  5. В схеме укажите названия улиц, направление движения, положение ТС и другие детали. Можно воспользоваться типовыми схемами.
  6. Нужно постараться избежать противоречий, иначе в страховой выплате может быть отказано.
  7. Нужно обязательно подписать Извещение с двух сторон. Этим участники подтверждают, что разногласий нет.

После ознакомления с подробной инструкцией, указанной в статье, трудностей по составлению схемы ДТП возникнуть не должно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *