Как признать постройку самовольной

В _________ федеральный суд
Г. ___________

Истица: _____________________, прож.,
___________________________

Ответчик : Администрация г. ___________
__________________________

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
О признании права собственности
на самовольную постройку

Мне на праве собственности принадлежит земельный участок площадью _____ кв.м. по ул. __________ в г, __________ .
На указанном земельном участке находилось домовладение, которое мною снесено и в пределах своего земельного участка мною возведено строение согласно проектно-сметной документации и с разрешения на проведение строительно-монтажных работ.
Однако мною вместо мансардного этажа построен 4 этаж дома не предусмотренный проектом ,в связи с чем, согласно ст. 222 ГК РФ ч.1 строение является самовольным .
Возведенное на принадлежащем мне земельном участке 4-этажное строение угрозу жизни и здоровью граждан не представляет, интересов других лиц не затрагивает и нет препятствий в узаконении за мной самовольного строения .
Инженерных коммуникаций под домом нет, электросети на участке не проходят, споров по дому или участку не имеется.
На основании ст. 222 ГК РФ Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном порядке, за лицом,в собственности, пожизненном наследуемом владении,постоянном бессрочном пользовании которого находится земельный участок , где осуществлена постройка.
Право собственности не может быть признано за указанным лицом,если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан лицом.
Земельный участок мне принадлежит на основании постановления Администрации г.

Самовольная постройка

___________ за № _____ от ___________ года, свидетельства о госрегистрации права собственности от ____________ года .
О том, что земельный участок предоставлен под застройку индивидуального дома подтверждается постановлением Администрации города и проектом жилого дома по _____________ от ______ года, разрешением инспекции городского архитектурно-строительного надзора по г. _________ на выполнение строительно-монтажных работ от ____________ года .
Соседи по дому также дали мне нотариально заверенное согласие на строительство дома.
На основании изложенного

ПРОШУ :

Признать за мной право собственности на домовладение Литер «Б», расположенное по ул.___________ в г. __________ площадью ______ кв.м., состоящее из 4-х этажей .

Приложение :

Свидетельство о госрегистрации права
Постановление Администрации г. ___________
Проект дома
Разрешение на строительно-монтажные работы
Согласие соседей
Согласие соседей
Копия технического паспорта
Заключение эксперта
Справка МСЭ об инвалидности (2 группа)
Копия искового заявления

_____________ _______________

"Иной" (внесудебный) порядок признания права собственности на самовольную постройку

Президентом РФ 30 июня 2006 г. был подписан и вступил в силу с 1 сентября 2006 г. Федеральный закон N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" <1> (далее — Закон N 93-ФЗ), получивший в народе название закон "дачной амнистии". Принятие Закона N 93-ФЗ было обусловлено необходимостью упростить процедуру государственной регистрации сделок с принадлежащими гражданам объектами недвижимости, на значительную часть которых правоустанавливающие документы отсутствуют либо не соответствуют требованиям действующего законодательства.

<1> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2881.

Законом N 93-ФЗ наряду с другими законодательными актами были внесены изменения и в п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

В новой редакции п. 3 ст. 222 ГК РФ сказано, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях — в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Таким образом, в новой редакции п. 3 ст. 222 ГК РФ признать право собственности на самовольную постройку возможно не только через суд, но и в ином установленном законом порядке, а также только при наличии у лица, осуществившего самовольную постройку, вещных прав на земельный участок.

В старой редакции п. 3 ст. 222 ГК РФ, действовавшей до вступления в силу Закона N 93-ФЗ, признать право собственности на самовольную постройку было возможно только в судебном порядке.

Новая редакция п. 3 сама собой поставила вопрос о том, как должен и как может осуществляться иной порядок признания права собственности и кто правомочен признавать право собственности на самовольную постройку, кроме суда. Указывая на иной порядок, законодатель, по-видимому, стремился указать на установленную Законом N 93-ФЗ возможность признания прав граждан на самовольные постройки в административном порядке.

Однако позитивное стремление законодателя по упрощению процедуры признания гражданами права собственности на самовольные постройки оставило без внимания тот факт, что изменение нормы во благо скорейшей реализации одного закона оставило без внимания процедуру практического применения измененного закона субъектами гражданских правоотношений в целом.

Однозначного понимания того, кто правомочен и должен осуществлять иной порядок признания права собственности (административный порядок), до сих пор нет. Некоторые считают, что правомочны и должны это делать органы местного самоуправления (государственной власти), другие придерживаются мнения, что это могут и должны делать органы Росрегистрации.

Если согласится с мнением, что иным порядком признания права собственности на самовольную постройку является регистрация права в органах регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то возникает вопрос: какие для этого необходимо представить документы и как орган регистрации может проверить и устранить самовольность строения?

Законодательством не определяется состав документов, которые необходимо представить физическому лицу в органы регистрации для оформления прав собственности на вновь возведенный объект. Статья 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. от 1 февраля 2008 г.) <2> носит рамочный характер и гласит, что право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания, а также право пользования земельным участком для создания данного объекта недвижимости <3>. При этом ни один нормативный акт не содержит четкого перечня документов, которые необходимо представить физическому лицу в органы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для легитимации своих вещных прав на вновь созданное недвижимое имущество.

<2> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
<3> Плотникова И. Новая постройка: самовольная или нет // ЭЖ-Юрист. 2004. N 41.

Некоторые ученые и юристы считают, что государственная регистрация самовольной постройки может осуществляться на основании ст. 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регулирующей особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые и созданные объекты недвижимого имущества, и именно определенный ст. 25.3 порядок является тем "иным" установленным законом порядком <4>.

<4> Жогов Д.Ю., Малета С.Е. Государственная регистрация как внесудебный способ признания прав на самовольные постройки // Право и экономика. 2007. N 3. С. 18 — 20 и др.

С этим мнением согласиться сложно. Согласно ст. 25.3 основанием для регистрации объекта индивидуального жилищного строительства в органах регистрации являются правоустанавливающие документы на землю, декларация об объекте недвижимости и то, что до 1 января 2010 г. разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не требуется, единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта, является технический паспорт на него.

Однако данная норма не указывает на необходимость представления документов, подтверждающих, что самовольное строение не нарушает действующие федеральное и региональное законодательство, а также интересы третьих лиц. Если бы необходимость представления таких документов была указана, то органу регистрации пришлось бы эти факты проверять, чего он делать не может и не должен — это компетенция иных государственных и муниципальных органов.

Нередко учреждения юстиции вносят в ЕГРП записи о правах на самовольные постройки без судебного решения (по правилам регистрации прав на новое строение, п. 1 ст. 25 или ст. 25.3 Закона о регистрации). Это, конечно, не означает, что уполномоченные органы юстиции регистрируют права на заведомо незаконно возведенные здания и постройки. Причина таких действий заключается в том, что, несмотря на проведение учреждениями юстиции правовой экспертизы документов, представляемых на регистрацию, далеко не всегда из указанных документов очевидны основания порочности регистрируемого права.

Другая, основная, на наш взгляд, проблема заключается в следующем: основное отличие внесудебного порядка оформления прав путем их государственной регистрации состоит в том, что регистрирующий орган, в отличие от судебного, просто не проверяет факт самовольности постройки <5>, а значит, и факт соответствия постройки законодательству. Проверка факта самовольности находится вне компетенции регистрирующего органа.

<5> Жогов Д.Ю., Малета С.Е. Указ. соч.

С учетом изложенного можно заключить: государственная регистрация права на "проблемный" объект недвижимости, в отличие от судебного решения, сама по себе не может иметь правообразующего (конституирующего) характера, так как призвана удостоверить (подтвердить) уже существующее правоотношение, и в этом смысле она является специфическим основанием возникновения гражданских прав. Соответственно, невозможно признание права собственности на объект самовольного строительства в смысле ст. 222 ГК РФ посредством его государственной регистрации.

По своей природе государственная регистрация является формальным условием обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, она призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация лишь создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом, но никак не может являться основанием возникновения новых правоотношений.

Мы придерживаемся мнения, что признавать право собственности на самовольную постройку в ином установленном законом порядке должны и правомочны органы местного самоуправления (государственной власти).

Порядок признания права собственности на самовольную постройку через органы местного самоуправления представляется более оправданным и обоснованным, особенно в случаях, если застройщиком и собственником земельного участка является одно лицо. В данном случае возможен и более предпочтительным будет административный порядок признания права собственности на самовольную постройку.

Основанием для такого порядка признания права может служить п. 4, внесенный Законом N 93-ФЗ в ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" <6>, на основании которого до 1 января 2010 г. не требуется получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а достаточно только предоставления технического паспорта такого объекта.

<6> СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 17.

Такая позиция соответствует и положениям ст. ст. 263, 266 и 269 ГК РФ, в которых устанавливается, что собственник либо лицо, обладающее вещными правами на земельный участок, вправе возводить и создавать на нем здания, сооружения и другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Указанные статьи не предусматривают обязанности получения разрешения на строительство.

Вопрос об оставлении на месте самовольной постройки в таком случае может решать орган местного самоуправления (государственной власти), как правило, это местная администрация. Именно орган местного самоуправления, согласно ст. 52 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" <7>, п. 20 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <8> и ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, выдает разрешение на строительство на территории местного самоуправления, а согласно ст. ст. 28, 29 Земельного кодекса РФ основанием для строительства является решение о предоставлении земельного участка под строительство, которое принимается органом государственной власти либо органом местного самоуправления. Значит, орган местного самоуправления (государственной власти) может разрешить сохранение самовольно возведенного строения на месте при подтверждении права на земельный участок, а также если признает, что признаки самовольности возможно устранить во внесудебном порядке, строение построено в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, с соблюдением строительных норм и правил <9>, не нарушает интересы третьих лиц и отсутствуют иные причины, препятствующие признанию права собственности на самовольную постройку.

<7> Закон РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с изм. от 26 июня 2007 г.) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1010.
<8> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. от 18 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
<9> Пиджаков А.Ю. Правовые аспекты самовольной постройки // Правовые вопросы строительства. 2005.

Нюансы искового заявления о признании самовольной постройки в 2018 году

N 2.

В ситуации, когда отсутствует спор о правах, судебный порядок признания права собственности на самовольную постройку представляется весьма нелогичным, долговременным, а порой и дорогостоящим. Решение по таким вопросам вполне правомочны принимать и органы местного самоуправления (государственной власти), а данный порядок будет логично завершаться вынесением решения об оставлении объекта индивидуального жилищного строительства на месте с последующей регистрацией на него права собственности в органах регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Необходимо установить четкую процедуру такого порядка признания права собственности на самовольной постройки, закрепить перечень документов, которых будет достаточно для принятия законного и обоснованного решения органом местного самоуправления об оставлении постройки на месте. На наш взгляд, такими документами должны быть следующие: правоустанавливающие документы на земельный участок, заключение уполномоченной организации либо строительно-технической экспертизы и органа архитектуры (градостроительства) о возможности сохранения постройки, согласие от заинтересованных лиц, чьи права могут быть нарушены постройкой, что строением не нарушаются их права и интересы.

Считаем, что признание и возникновение права собственности на самовольную постройку посредством регистрации самовольного объекта не отвечает природе и смыслу государственной регистрации права, противоречит нормам гражданского законодательства, предъявляемым к легализации такого рода строений, и не может являться тем самым "иным" порядком признания права собственности, в то время как признание права собственности на самовольную постройку через органы местного самоуправления (государственной власти) в большей степени соответствует их полномочиям, действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к признанию права собственности на самовольную постройку Гражданским кодексом РФ.

Д.И.Ковтков

Советник муниципальной службы,

ведущий специалист

правового управления

Брянской городской администрации,

специалист

по гражданскому праву

и гражданскому процессу

⇐ Оспаривание наследниками завещания и своих наследственных прав

Споры о наследовании самовольно возведенных строений

Возведение жилого строения без разрешения является самоуправно возведенными строениями. В случае, если органы местного самоуправления отказывают в принятии его в эксплуатацию по причине возникшего спора, дело подлежит рассмотрению в суде. Согласно ст. 222 ГК РФ дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, построенные на земельном участке, не отведенном для этой цели, а также в случае отсутствия соответствующего разрешения на строительство или в случае существенного нарушения градостроительных и строительных норм и правил, признаются самовольно возведенными.

По общему правилу правовые последствия возведения самовольного строения выражаются в том, что самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Лицо, самовольно возведшее постройку, право собственности на самовольную постройку не приобретает, а сама постройка недвижимостью не признается и не подлежит государственной регистрации. Следовательно, данное строение как объект не является наследственным имуществом наследодателя. Согласно ст. 168 и 169 ГК РФ сделки, направленные на распоряжение самовольной постройкой, ничтожны. Лицо, осуществившее такую постройку, является собственником лишь стройматериалов, поэтому наследуются только строительные материалы.

Закон предоставляет возможность признания права собственности на самовольно возведенное строение в судебном порядке по основаниям п. 3 ст. 222 ГК РФ, при этом необходимо учитывать, что права наследника производны от прав наследодателя.

Споры о праве собственности на квартиру, приватизация которой не завершена. При рассмотрении данных споров о защите прав наследников судам следует руководствоваться п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"» от 24 августа 1993 г., который разъяснил, что в случае, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения или до регистрации такого договора, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилья или его стоимости в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований наследников, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Например, И. обратился в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда о признании за ним права собственности в порядке наследования на квартиру. В обоснование заявленных требований указал, что является единственным наследником по завещанию от 1 ноября 2005 г. после смерти С. — своего двоюродного брата. С. выдал на его имя доверенность на приватизацию квартиры, где он был зарегистрирован и являлся нанимателем жилого помещения. 24 января 2006 г. был заключен договор передачи квартиры в индивидуальную собственность.

В феврале 2006 г. была произведена государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы. 6 января 2006 г. С. умер. После его смерти И. обратился к нотариусу г. Москвы с заявлением о принятии наследства, однако ему было отказано в совершении нотариальных действий, в связи с чем был выдан отказ нотариуса от 17 июля 2006 г. В

постановлении об отказе было указано, что правоспособность С.

Образец искового заявления о признании права собственности на самовольную постройку

была прекращена его смертью 6 января 2006 г.. поэтому право собственности на жилое помещение у умершего не возникло. Однако И. считает, что умерший выразил волю на приватизацию квартиры путем выдачи на его имя доверенности на право оформления приватизации, поэтому за ним должно быть признано право собственности на спорную квартиру в порядке наследования.

Поскольку С. умер до оформления договора передачи квартиры в его индивидуальную собственность и регистрации права собственности, нотариус правильно отказан И. в совершении нотариальных действий — выдаче свидетельства о праве на наследство.

Суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам, пришел к правильному выводу, что И., действуя по доверенности от С., оформил все документы, связанные с приватизацией спорного жилого помещения, а поэтому в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 г. смерть гражданина сама по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований о приватизации жилого помещения. поскольку гражданин, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, но по не зависящим от него причинам (в связи со смертью) был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию. Воля на приватизацию наследодателем была выражена. доверенность не отзывалась.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Суд первой инстанции обоснованно признал право собственности за И. на указанную квартиру в порядке наследования, оставшуюся после смерти С., умершего 6 января 2006 г.

При разрешении дел данной категории значимым обстоятельством является волеизъявление гражданина, выраженное в его заявлении о приватизации занимаемого жилого помещения. До настоящего времени судебная практика по этому вопросу не претерпела изменений.

Определением Верховного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. № 5-в 04-95 разъяснено, что смерть гражданина в период совершения им действий по оформлению документов на передачу жилого помещения в собственность не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *