Как прописаться в Беларуси?

Причем сегодня среди таких нуждающихся в штампе о регистрации в белорусской столице не только жители периферии, но выходцы из Китая, Вьетнама, Средней Азии и Кавказа.

Можно без сомнения утверждать, что сегодня регистрация приезжих — дело довольно прибыльное. Услуги по регистрации предлагают множество рекламных объявлений в газетах, журналах и в интернете. Оказывают же эти услуги, как правило, или индивидуальные предприниматели, или желающие заработать лишнюю копейку пенсионеры.

Годовая прописка в самом Минске обойдется около 250 долларов США плюс обязательный налог. Прописка в Минском районе чуть дешевле: 150 долларов США плюс налог.

Процедура получения штампа в паспорте проста — постоянную регистрацию в Минске можно оформить всего за два дня. Официальный же налог, который добавляется к стоимости услуги по регистрации, определяется по ставке, предъявляемой налоговыми органами к квартиросдатчикам. Этот налог для физических лиц рассчитывается, исходя из двух факторов: во-первых, играет роль экономико-планировочная зона, в которой находится сдаваемое внаем жилое помещение, а во-вторых берется в расчет количество комнат в квартире.

Однако, в городской налоговой инспекции заметили, что официально такого вида коммерческой деятельности, как «предоставление регистрации», в нашей республики не существует. На учет в налоговой инспекции поставлены только те лица, которые по договору аренды сдают свои комнаты или квартиры.

Таким образом, отметили сотрудники налоговой инспекции, те, кто предлагает услуги по регистрации граждан в городе Минске и Минском районе за деньги, составляют, так называемые, «липовые» договоры. Бывает что иногда, чтобы застраховать себя от последующих претензий на проживание в доме, где прописаны клиенты, хозяева квартир просят подписать и дополнительные документы. В них «квартиросъемщик» сразу заявляет о своем нежелании проживать в предоставленном ему по договору найма жилье.

Но, как ни крути, получатель вознаграждения за регистрацию становится, по документам «заложником» своего прописанного гостя, ведь законодательство Республики Беларусь предоставляет право пользования жилым помещением квартиросъемщику в случае заключения подобного договора найма.

«Моя пожилая тетя живет в Минске и давно зовет меня к себе. У нее своя квартира, и она обещает меня к себе прописать. Говорит, что надо будет составить договор найма. Подумываю к ней перебраться, но не очень понимаю, что это за договор и обязательно ли его заключать? Ирина Тихомирова, Курск».

Согласно белорусскому законодательству, если вы собираетесь жить в столице, то необходимо зарегистрироваться. Регистрация может осуществляться по месту жительства или по месту пребывания.

Прописка может быть временной и постоянной. Ваша тетя без заключения с вами договора найма не сможет вас зарегистрировать на постоянное место жительства. Сотрудники паспортной службы просто не примут у нее документы. Прописать по месту жительства, не заключая договор найма, можно только тех родственников, которые по Жилищному кодексу считаются близкими: мать, отец, дети, муж и жена.

С братьями, сестрами, племянниками и прочими родственниками заключение договора найма для постоянной прописки в столице обязательно. Причем это не единственное условие. Также на каждого постоянно прописанного жильца должно приходиться не менее 20 кв. метров свободной площади от общей площади квартиры. Если, к примеру, метраж тетиной квартиры 45 м, а семья ее из трех человек, то дальнего родственника или друга зарегистрировать она не сможет. Для регистрации по месту пребывания размер площади не важен и договор найма заключать не надо.

Административная процедура № 5.1. Регистрация рождения

Государственный орган, в который гражданин должен обратиться:
орган загса по месту рождения детей или по месту жительства родителей либо одного из них.

Документы и (или) сведения, представляемые гражданином для осуществления административной процедуры:

  • заявление;
  • паспорта или иные документы, удостоверяющие личность родителей (родителя), заявителя (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, и иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь);
  • свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь – для иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь;
  • свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь – для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь;
  • медицинская справка о рождении либо копия решения суда об установлении факта рождения;
  • документ, являющийся основанием для записи сведений об отце ребенка в записи акта о рождении (совместное заявление родителей ребенка, не состоящих в браке между собой, копия решения суда об установлении отцовства), – в случае, если родители ребенка не состоят в браке между собой;
  • заявление матери ребенка, подтверждающее, что ее супруг, бывший супруг не является отцом ребенка, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность фактического отца ребенка, заявление супруга, бывшего супруга матери ребенка, подтверждающее, что он не является отцом ребенка, совместное заявление матери и фактического отца ребенка о регистрации установления отцовства – в случае регистрации рождения ребенка у матери, заявляющей, что ее супруг, бывший супруг не является отцом ребенка;
  • документ, подтверждающий заключение брака между родителями ребенка, — в случае, если брак заключен за пределами Республики Беларусь;
  • документ, подтверждающий прекращение брака или признание его недействительным между родителями ребенка (за исключением документов, выданных органом загса Республики Беларусь), – в случае, если со дня прекращения брака или признания его недействительным до рождения ребенка прошло не более 10 месяцев.

Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры — бесплатно.

Максимальный срок осуществления административной процедуры 2 дня со дня подачи заявления,
при торжественной регистрации рождения – 3 дня,
при одновременной регистрации рождения, установления отцовства и заключения брака – в день регистрации заключения брака, а в случае запроса сведений и (или) документов от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц.

Срок действия документа (свидетельства о рождении), выдаваемого при осуществлении административной процедуры — бессрочно.

Другие документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, по запросу органа загса в установленном порядке предоставляются государственными органами, иными организациями, к компетенции которых относится их выдача, а также могут быть представлены гражданином самостоятельно.

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств, кроме документов, удостоверяющих личность гражданина, принимаются при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено законодательством об административных процедурах, а также международными договорами Республики Беларусь. Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык, засвидетельствованным нотариально, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

В случае запроса органом загса документов и (или) сведений, составленных на иностранном языке, необходимых для осуществления административной процедуры, их перевод на один из государственных языков Республики Беларусь и его нотариальное свидетельствование обеспечиваются заинтересованным лицом.

По письменному заявлению заинтересованного лица орган загса предоставляет поступившие на иностранном языке документы и (или) сведения (копии записей актов гражданского состояния, извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния, сообщения, выписки, информационные письма и другое) для перевода и его нотариального свидетельствования в соответствии с требованиями законодательства.

Если при регистрации рождения заявителем изъявляется желание указать национальную принадлежность родителей, то в записи акта о рождении ребенка национальность родителей – граждан Республики Беларусь – указывается в соответствии с национальностью, указанной в паспорте гражданина Республики Беларусь.

При отсутствии в паспортах родителей ребенка сведений об их национальности последняя может быть определена в соответствии с их записями актов о рождении либо свидетельствами о рождении. Если в записях актов (свидетельствах о рождении) родителей ребенка указаны разные национальности, сведения о национальности родителей ребенка вносятся по устному указанию лица, сделавшего заявление о рождении.

Сведения о национальной принадлежности родителя, являющегося иностранным гражданином, указываются в записи акта о рождении по его национальному паспорту. При отсутствии в национальном паспорте иностранного гражданина сведений о национальности последняя может быть определена в соответствии с документом, выданным компетентным органом иностранного государства.

В соответствии со статьей 206 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье заявление о регистрации рождения должно быть сделано не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка, а в случае рождения мертвого ребенка – не позднее трех суток с момента рождения.

При регистрации рождения ребенка по месту жительства родителей (родителя), а не по месту рождения ребенка, местом рождения указывается место жительства родителей (родителя).

Заявление о регистрации рождения может быть сделано в устной или письменной форме родителями либо одним из них, а в случае заболевания, смерти родителей, уклонения родителей от подачи заявления или невозможности для них по иным причинам сделать заявление – близкими родственниками родителей, органом опеки и попечительства, администрацией организации здравоохранения, в которой мать оставила ребенка после его рождения, или другими лицами.

Заявление в письменной форме подается в случаях:

  • если собственное имя, которое дается ребенку, является редко употребляемым или не указано в словарях (справочниках) личных имен либо если ребенку дается два собственных имени (для определения имени, которое будет считаться основным);

  • если родители ребенка имеют разные фамилии;

  • регистрации рождения ребенка по заявлению матери, не состоящей в браке;

  • регистрации рождения ребенка по заявлению лиц, не являющихся родителями;

  • если хотя бы один из родителей является иностранным гражданином или лицом без гражданства;

  • иных случаях по желанию заявителя.

Заявление подается в орган загса в ходе приема.

Бланки заявлений (скачать)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *