Как выйти замуж вдове?

Аудио

Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.
– Наша сегодняшняя программа выходит накануне даты начала Великой Отечественной войны. В связи с этим возникла тема, о которой мы, кстати, ни разу не говорили: вдовы. Вдовы не только солдат; ведь такие трагедии случаются и сейчас, в нашей современной жизни. Первый вопрос такой: когда женщина теряет любимого мужчину, как ей не потерять саму себя?

– Спасибо за эту тему. Потому что очень часто приходится смотреть в глаза вдов. Всегда, смотря в эти глаза, первое, что я замечаю, – большую надежду. Это действительно непростое испытание для любого человека: потерять любимого мужа, заботливого отца. В особенности это еще переживания о жизни собственных детей: нужно их воспитать, дать им образование, поднять на ноги, а самое главное – сохранить для них образ ушедшего в мир вечности отца.

Мы много проводим встреч, особенно в воинских частях, подразделениях, где, к сожалению, не редки случаи гибели сотрудников, когда остаются вдовы вместе с детишками; стараемся им помогать всеми силами. И это, пожалуй, самое главное. Когда смотришь в эти глаза, полные надежды, нужно на эту надежду ответить. Никто не заменит родного, близкого человека, но если в эти глаза посмотреть с такой же надеждой и словом, делом, отношением, вниманием показать свою небезучастность, можно помочь такому человеку, можно поддержать в нем жизнь.

– Как правильно говорить об этом с детьми? Когда они совсем малыши, например. Ведь многие даже слов не находят, говорят, что папа уехал, занят и так далее. Нужно так говорить? Или как нужно?

– В любом случае об этом нужно говорить. И нужно найти такие слова, которыми позвать ребенка продолжать любить своего папу. Продолжать любить – это значит: молиться о нем, в своей молитве говорить ему о том, что мы его любим, и о том, что он для нас дорог. Я это говорю, имея и собственный опыт: в раннем возрасте наш отец погиб, мы потеряли его, и я молился о его упокоении. Я был на похоронах и знал, что теперь его нет с нами рядом, но совершенно по-детски продолжал чувствовать его присутствие уже каким-то другим образом. И благодаря тому, что я видел молитву своей мамы, это помогло мне правильно воспринять эту страшную весть и не потерять своего родителя, а продолжать общаться с ним и знать, что у меня есть отец: не здесь, не рядом, не сейчас, но он есть.

– Вдовы бывают самого разного возраста. У кого-то получается – и женщина живет до конца жизни, храня верность погибшему супругу. Те, кто помоложе, чаще всего пытаются вновь найти счастье, стать счастливыми, но зачастую встречаются с осуждением: их обвиняют в предательстве памяти.

– Прежде всего, я хотел бы вспомнить слова Священного Писания, обращенные напрямую ко вдовам (как пожелание и как традицию Церкви). Я прочитаю слова апостола Павла, который в Первом послании к Коринфянам пишет следующее: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». И в другом месте (Первое послание к Тимофею, 5:14) читаем: «Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию».

Вдовство не означает на всю жизнь воспринятое на себя одиночество, особенно если речь идет о молодых вдовах. Мы видим из Священного Писания: чтобы не давать повода для разжигания страстью, молодым вдовам было бы правильнее вступать в брак, если они не могут воздерживаться. Если их род деятельности и уровень духовной жизни таков, что им еще пока тяжело оставаться в таком состоянии, пусть выходят замуж. И в этом нет никакого предательства памяти почившего человека.

Но если у человека есть желание продолжать любить своего почившего супруга, служить ему, такой человек может найти очень много образов, если так можно сказать, применения своей любви. Кстати, с такими образами я очень часто встречаюсь. Это и послушницы в монастырях, и добровольцы в хосписах, и сестры милосердия в больницах. Оставшись в таком положении, они свою любовь теперь воплощают в том, что делают это всей своей душой и всем своим сердцем.

– Бывает, что женщина не выходит повторно замуж, тем не менее ей удается сохранить себя: она снимает траур, смеется, чем вызывает осуждение у окружающих. Она, конечно, никому не говорит, сколько слез пролила в подушку. Как вдове правильно себя вести?

– В нашей жизни так складываются обстоятельства, что от нас бесконечно требуется нравиться, быть понятыми. Это постоянно, что называется, проходит сквозь нас. В этом смысле нужно всегда оставаться человеком, верным своему обещанию, верным своему слову. Однажды девушка вышла замуж, и так сложилось в ее жизни, что она стала вдовой. Но она давала обещание радости жизни со своим мужем, так пусть она сохраняет эту радость. Ее можно выражать не только внешним обликом, но своим внутренним настроением, радостью жизни, радостью присутствия этого человека – ведь нельзя сказать, что его не стало. По крайней мере, для верующего человека совершенно очевидно и понятно, что он продолжает свое бытие, но теперь иное.

Кто-то из наших сегодняшних слушателей, зрителей скажет: «Как же так? Ведь нельзя видеть, ощущать любимого человека…» Но если ты научился любить только ушами и руками, это еще не полная любовь. Если ты научился любить сердцем и душой, то это более совершенная любовь. Тогда видеть и слышать – является лишь частью твоей жизни, но когда твое сердце и твоя душа наполнена именем этого человека, твоя жизнь действительно озарена светом.

– У нас в семье есть такая история. Прадедушка погиб в тридцатилетнем возрасте, и моя прабабушка, когда у нее уже было двое детей, осталась вдовой. Через некоторое время к ней начал свататься один человек. Она вроде бы начала уже задумываться об этом (хотя очень любила прадедушку), потому что маленькие дети, и он к ним очень хорошо относился. Но моя бабушка (ей тогда было десять лет) сказала: «Выйдешь замуж, убегу из дома». Прабабушка не вышла замуж, так и прожила вдовой. Я до сих пор думаю: правильно это было – послушаться своего ребенка? Бабушка потом, когда выросла, очень жалела об этих словах, но было уже поздно. Как поступать женщинам, когда дети против?

– Непростые вопросы Вы задаете. На такие вопросы, честно сказать, нет готовых ответов. Мне кажется, в таких случаях нужно просто подождать и уж точно не делать никакого выбора. И точно не ставить никаких ультиматумов. Если дети требуют от родителя такой жертвы, тогда надо сказать, что и у родителя есть право на определенные требования по отношению к своим детям.

Когда возникают такие вопросы или такие просьбы от детей, может быть, проблема в том, что они очень мало знали о жизни своих родителей, об их чувствах по отношению друг к другу. Чтобы показать, что они полные, настоящие, нужно говорить о том, что значит навсегда любить своего мужа или своего отца. Когда женщина делает такой выбор, это не означает, что у детей появится новый отец, это означает, что у мамы будет муж. И детям нужно уметь объяснить, что это значит.

– Если матушка теряет супруга (священника), она имеет право еще раз выйти замуж?

– Да. Канонические правила и требования это не запрещают. Но чаще всего так происходит, что матушка остается вдовой и начинает заниматься, как я уже сказал, разного рода социальной деятельностью. Как правило, крайне редки случаи, когда жены священников вторично выходят замуж и создают новую семью.

– Еще один вопрос, и, наверное, сложный. Я нигде не находила на него ответ. Будет ли обязательно встреча после земной жизни со своим супругом? От чего это зависит? И с каким супругом: первым или вторым? Зависит ли это от того, были ли супруги венчаны?

– Встреча будет, конечно, никакого сомнения в этом нет. Иначе напрасна была бы наша жизнь, которая ограничена определенным временем нашего бытия. Вечность – это то, что начинается уже сейчас, и мы обязательно встретимся, только встреча эта будет совершенно другого порядка.

Чтобы понять, о чем я говорю, достаточно вспомнить свой юношеский опыт в школе, когда ты с кем-то подружился и у тебя возникают взаимные чувства к девушке. Проходят годы, ты встречаешься с этой девушкой, у которой самостоятельная жизнь, и возникают уже совершенно другие чувства в твоей собственной душе. Ты уже не разглядываешь этого человека так, как раньше, не смотришь как на потенциального партнера – теперь совершенно другой интерес.

Так и в вечности, когда мы встретимся с теми людьми, с которыми встречались в нашей временной жизни, наше общение будет иметь совершенно другую природу, совершенно другие грани, и совершенно по-другому мы будем выражать свои чувства. Как сказано в Священном Писании, там уже будем как ангелы, которые не посягают друг на друга, но друг в друге видят образ и подобие Божье и восхищаются им.

– Непростая сегодня была тема. Спасибо большое, что Вы нашли ответы на все мои, порой очень сложные, вопросы. В своем заключительном слове я хочу попросить Вас поддержать тех, кому пришлось пережить эту трагедию, и сказать напутственное слово тем, кто рядом. Как правильно вести себя, чтобы дать этому человеку необходимую поддержку?

– Спасибо за сегодняшнюю важную беседу. Важную прежде всего для меня самого, потому что я, как и Вы, задаюсь этими вопросами, когда отвечаю на них нашим прихожанам и людям, приходящим со своей надеждой, своей болью.

Дорогие братья и сестры! Мы говорим: «Я сочувствую, сопереживаю». Слава Богу, если наше сердце отзывается на чужую боль. Только не нужно постоянно смотреть назад. Не нужно постоянно что-то жалеть и говорить: «Как жаль, как больно». Это свидетельство того, что мы не хотим что-то сделать, чтобы эту боль прекратить.

Нужно не смотреть назад, что мы потеряли, а смотреть на сегодняшнюю возможность: «Что я могу сделать сейчас? Кем я могу стать для той женщины, которая оказалась в таких обстоятельствах?» Может быть, просто улыбчивым соседом или внимательным человеком, который может сказать добрые слова, который может по-настоящему дружить, по-настоящему быть рядом.

Дай Бог, чтобы в каждом из нас боль другого отзывалась ответом: я готов встать рядом и помолиться за него, поддержать его или просто ему улыбнуться. Храни и благослови всех нас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записал Владислав Рябов

Vedma писал(а):

parvus писал(а):

Vedma писал(а):

Не женитесь- гражданский брак еще лучше.)))

С точки зрения психологии такое может написать только ВЕДЬМА.Простите за каламбур, только что обратил внимание на Ваш ник.
Насколько знаю женщин, подавляющее большинство из них замуж именно ХОТЯТ. Это — социально правильно ориентированные члены общества.
А те кто не хотят, сами не знают, чего они хотят. Болтаются по жизни, как моль по унитазу.
Моль по унитазу-эт мне понравилось.))))))
Хотят те, кто либо вот как раз овдовел либо в браке не был- поскольку последним охота попробовать сие гнусное мероприятие лично.))))
Отчего же- если у меня есть уже дети и , например, не намерена пополнять их кол-во, то гражданский брак просто замечательная вещь.)) По крайней мере , я в нем настолько же свободна насколько и мужчина.))))
Вы лукавите.
Свободен, в том понимании, в каком Вы это преподносите, только мужчина. Женщина же всегда находится в плену своих страхов.
Они заложены в генетический аппарат женщины природой ее отношений с мужчиной задолго до возникновения самого понятия «брак».
Это уже из области биологии, а не психологии. Давайте вспомним какие роли были розданы мужчине и женщине в стадоподобном примитиве брака. Основное занятие для мужчины — добыча первобытнообщинной пищи; женщина традиционно на хозяйстве — содержит т.н. семейно-стадный очаг.
Далее будьте внимательны: этот сценарий был разработан высшими силами еще тогда — мужчина УХОДИТ, а женщина ОСТАЕТСЯ.
Мужчина периодически УХОДИТ на охоту и вернется ли он с нее — как звезды на небе лягут. Есть два варианта развития событий, мужчина либо будет растоптан мамонтом, либо заблудится и прибьется в другое стадо. В те времена, заметим, моральных законов просто не существовало и оценивать свои поступки недоразвитый головной мозг человекоподобной обезьяны был не в состоянии. Существовал один единственный закон жизни — продолжение рода и приблудный воин приходился как раз кстати какой-нибудь вдовушке из соседнего племени.
Она (которой повезло) продолжала умеренный образ жизни до следующего испытания.
А вот что происходило с той, которая не находила замену своему везвременно ушедшему парнеру? Ситуация приводила к усилению кровообращения головного мозга (обычная реакция на стрессовую обстановку) и у нее одна единственная извлина продолждала *** (а не разветвляться, как считают некоторые преподаватели по анатомии головного мозга женщин).
Рано или поздно она начинала осознавать, что мужчина — понятие непостоянное, но деваться-то из своего стада ей было некуда. И единственное, что ей оставалось делать — ждать. Именно ожидание наводила на нее грустные мысли о непостоянстве мужчин.
Вот так зарождались первые женские страхи. И наивно было бы полагать, что информация из человеческого генного лабиринта со временем будет выветриваться.
Хорошо, что приблудный отец ее будущих детей из соседного стада посетит ее стоянку очено скоро и именно ОНА (а не соседка по стойлу) сможет очаровать его своей неповторимой набедренной повязкой. Со временем и мужчина стал понимать, что «заблудиться» можно не только случайно, но и преднамеренно. Что будет с его предыдущей пассией его не очень то и интересовало.
Так вот, расставим акценты. УХОДИТ всегда мужчина, в этом и содержится смысл его свободы.
Далее. Социальный уклад и неустойчивая демографическая обстановка настолько деформировали сознание женщин, что в целях психологической самозащиты некоторые продвинутые особы стали экспуатировать такие извращенные понятия, как «я — свободна». Если бы Вы сказали: «Да нет же, мне ничего не надо. Мне не нужна свобода. У меня есть все, что мне нужно!» Это было бы более искренне и правдоподобней, чем эта расплывчано-неопределенная фраза «я свободна». Вы потому и «свободны», что неуверены в своем настоящем. Неуверены в своем будущем.
Ваша неуверенность подпитывается Вашими страхами. Вы находитесь в поиске чего-то более подходящего и в случае, если ЭТО что-то подвернется, у Вас всегда есть сценарий «свободного» поведения. Именно неустроенные, находящиеся в постоянном поиске женщины, вместо того, чтобы обратить внимание на себя и свои ошибки, придумали понятие «гражданского брака». Брака без взаимных обязательств, последствий и перспектив.
Именно такие женщины затем мусорят суды исками о признании отцовства и взыскания алиментов.
А их дети, спустя некоторое время начинают долбить своих непутевых мамаш вопросами, типа — «мама, а где же мой папа»? На охоте, детка…
Теперь пару реплик про «сие гнусное мероприятие» — брак. Далеко не все считают это мероприятие именно таким. Далеко не все не хотят обратно в брак (тех кто не был — в расчет не берем; эта тема отдельная). Не будем рассуждать на тему, почему у Вас резко отрицательная оценка брака.
А вот вдовы тоже бывают разные. Разные в ретрспективе своих браков. Как ни скверно прозвучит, но для некоторых из них ТАКОЙ выход из брака — манна небесная. Подарок судьбы. Для некоторых, но далеко не для всех.
Поэтому и вывод — строить всех вдов в одну шеренгу не стоит.
Вам же я хочу пожелать хорошего настроения, приятного аппетита и ярких, красочных сновидений.
Главное в жизни — это поесть и поспать, остальное уже роскошь…

Вдова (אלמנה) — В Библии. Юридическое положение вдовы в древнейшее время почти не нашло себе отражения в Библии. Изъятая в большинстве случаев из ведения юридических норм, вдова благодаря своему социальному положению, ставившему ее в ряды слабых и обездоленных, уже чрезвычайно рано вынуждена была стать объектом благотворительности. «Вдова» и «сирота» являются для Библии синонимами экономической бедности и юридической беззащитности. Зато тем громче звучат те этические требования, какие предъявлялись в отношении Β. и сироты. «Не притесняйте Β. и сироту; если же вы их будете притеснять, и они возопиют ко Мне, и Я услышу их вопль, — тогда воспылает гнев Мой, и Я предам вас мечу, и жены ваши станут вдовами, a дети — сиротами» (Исх., 22, 21—24). Сам Господь становится в защиту их прав и творит правосудие (Второз., 10, 18); Он предает проклятию тех, кто отказывает им в этом (ibid., 27, 19). Во всех этих, как и во многих других предписаниях этического характера, имеющих в виду положение В., замечается желание древнего законодателя заменить ими отсутствующие в его кодексе определенно выраженные законы ο Β. — Правовое положение В. в библейское время выясняется косвенным путем — из различных событий, в которых В. принимает прямое или косвенное участие. В этом отношении кодекс Гаммураби (Хаммурапи — Ред.) пошел далее библейского кодекса законов. Согласно первому, вдова сейчас же после смерти мужа получает обратно собственное приданое, a также и то имущество, которое муж ей подарил (подразумевается — без письменного акта), причем отписал ей его в особом акте; она же имеет право жить в доме мужа до самой своей смерти. Плодами и доходами от этого имущества она может пользоваться по личному усмотрению, однако продать что-нибудь из него она не вправе, так как имущество после ее смерти переходит к ее детям (Гаммураби, § 171). Этот же кодекс предусматривает и другой случай, когда муж не передал ей при жизни никакого имущества, ни путем дара, ни путем акта. Тогда В. получала обратно собственное приданое, a из наследственного имущества долю, равную доле других наследников. Если она покидала дом мужа, то могла взять с собою только собственное приданое, дары же мужа, если она таковые получила от него при жизни, поступали в собственность ее детей (ibid., § 172). Очевидно, признавая за В. неограниченное право собственности на ее приданое, Гаммураби тем давал ей широкую возможность вторично выйти замуж, тогда как без приданого она этого не могла бы сделать (ibidem, §§ 174, 174). Однако, предоставляя В. это право, древневавилонский закон ставил его в зависимость от усмотрения судей, на обязанности которых лежало следить за тем, чтобы при вторичном замужестве В. не пострадали интересы ее детей от первого брака (ibid., § 177). Таково в общих чертах положение В. по древневавилонскому праву. Из него явствует, что В. не только пользовалась личной свободой, но и была правоспособна. Напротив, Библия не признавала за В. права наследования в имуществе умершего супруга; более того, в Библии сохранились явные следы, что в древнейшие времена y евреев В. (особенно наложница, פלגש) являлась частью имущества, оставшегося после умершего, и как таковая переходила во владение законного наследника. Подобный обычай, между прочим, существовал и y арабов до ислама. Так, напр., желая еще при жизни отца овладеть престолом и стать наследником всего достояния Давида, Авессалом на глазах народа вступает в связь с женами отцовского гарема (II Сам., 16, 20 и сл.; ср. Быт., 35, 22). Этим фактом Авессалом подчеркнул не только политическую, но и физическую смерть Давида. Один из наследников Давида — Адония — особенно добивался руки последней жены Давида — сунамитянки Абишаг, чтобы вместе с нею получить право на престол. Сознавая это, Соломон и подослал убийцу к нему, так как иначе он сам лишился бы престола (I Цар., 2, 15 и сл.; 23—25; ср. II Сам., 3, 7 и сл.). Следует заметить, что подобные браки со вдовою отца (мачехой), несмотря на строгое запрещение Второзакония, встречались среди евреев еще в эпоху Иезекиила (22, 10). В историческое время этот обычай уже не применялся, но все же и тогда В. лишена была права наследования в имуществе умершего супруга: ее дальнейшая судьба в доме мужа зависела от усмотрения законного наследника. Она пользовалась правом возвратиться в свою семью и снова занять место дочери (Быт., 38, 11; Лев., 22, 13), если отец ее еще был в живых и выражал согласие на ее возвращение; она могла также вторично выйти замуж. — Второзаконие особенно интересуется судьбою В. Как уже было указано, большинство его предписаний относительно В. носит этический характер (Второз., 10, 18; 24, 17; 27, 19; ср. соответственные требования пророков: Иеремии, 7, 6; Исаии, 1, 17, 10, 2; Малеахи, 3, 5, и т. п.); однако наряду с этим встречаются и практические указания, носящие характер законов и направленные к экономическому облегчению участи В. Так, Второзаконие требует, чтобы В. приглашалась ко всем торжествам и жертвенным трапезам (Втор., 14, 29; 16, 11, 14; 26, 12 и сл.) и чтобы в ее пользование предоставлялась часть урожая, полученного с полей, виноградников и масличных садов (Втор., 24, 19, 21; ср. Руфь, 2, 2). Институтом левиратного брака (см.) закон, может быть, преследовал, между прочим, и ту цель, чтобы молодая, бездетная В. недолго оставалась одинокою (ibid., 25, 5 и сл.). Позднее, в эпоху второго храма, существовал обычай уделять В. часть военной добычи (II Мак., 8, 28, 30); В. же, наконец, предоставлялось в виде исключения отдавать свое имущество на хранение в сокровищницу храма (ibid., III, 10). Права В. расширяются особенно в позднейшее, талмудическое время. — Ср.: Riehm, НВА, II, 1793—94; Nowack, Hebr. Arch., 348 и сл.; Rosenberg, Ozar ha-Schemoth, s. v. אלמנה и אישות; Benzinger, Hebr. Arch., 112; 296 и сл.; Hamburger, Real-encycl., 1032; D. H. Müller, Die Gesetze Hammurabis und ihr Verhältnis zur mosaischen Gesetzgebung, sowie zu den XII Tafeln, 1903, passim.

Г. Кр.‎1.

— В Талмуде — Талмудический закон относится ко В. как к лицу привилегированному и старается вознаградить ее в некоторой степени за потерю ее естественного покровителя; так, напр., на движимое имущество ее не позволено налагать арест за долги, безразлично, богата ли она или бедна, хотя библейский текст (Второзак., 24, 17) упоминает только о ее одежде. Во исполнение слов пророка Исаии (1, 17) «судите сироту, защищайте вдову» установилось правило, что в порядке разрешения дел на суде жалобы В. рассматриваются непосредственно после жалоб сирот (Choschen Mischpath; XV, 1; см. Судопроизводство гражданское). Для того чтобы подчеркнуть обязанность судей оказать правосудие вдове, приносящей жалобу, утверждается, что сам Бог «дарует суд сироте и вдове» (Второзак., 10, 18) и что «Отец сирот и судья вдов Господь во святом жилище Своем» (Пс., 68, 6). Женщина, овдовевшая «после бракосочетания», становится вполне независимой от власти своего отца; она становится, употребляя юридический термин Талмуда, «сиротой при жизни отца», יתומה נחײ האנ (Иебам., ХIII, 4). Этот принцип формулирован в Мишне (Кет., IV, 2) так: «После того, как отец выдал ее замуж, он не имеет власти над нею». Но это правило применяется только в том случае, если бракосочетание фактически состоялось; дело обстоит иначе, если супруг умер после обручения. — Вдова вообще может вторично выходить замуж; но если муж умер без потомства, a y него имеются братья, то она подлежит левиратному браку и не может выйти замуж за другого, пока не получит от брата мужа левиратного развода (Халицу; см.). По Моиссеву закону (Левит, 21, 14) первосвященник не может жениться на В., но она может выйти замуж за обыкновенного священника, «kohen hedijoth». Иезекиил (44, 22) в своем проекте будущего устройства священнической иерархии запретил даже обыкновенному священнику брак со В., если ее первый муж не был священником; однако, как известно, проект пророка никогда не получил силы закона. Однако если священник женился на В. и после брака был возведен в сан первосвященника, он, согласно талмудистам, не был обязан развестись с нею (Иеб., 61а). Мишна приводит следующий случай из жизни священников второго храма: Иошуа бен-Гамла обручился с Марфою, дочерью Боэтуса (вдовою); затем он был назначен первосвященником и, несмотря на это, женился на ней (М. Иебам., VI, 4; ср. Иебам., 61а). — В. царя решительно запрещалось вторичное замужество. Р. Иегуда, ссылаясь на факт из жизни царя Давида (II Сам., 12, 8), разрешает В. царя выйти замуж за царя же (М. Санг., II, 1; ср. Санг., 22а), но его мнение не принято к руководству. Вообще, В. выдающихся людей считали для себя унижением выходить замуж за лиц, которые своим общественным положением или ученостью уступали их первым мужьям. Талмуд рассказывает, что после смерти р. Элеазара бен-Симон редактор Мишны, р. Иегуда I, послал сватов к его В. с предложением выйти за него замуж, на что та ответила: «Сосудом, которым пользовались для священного, нельзя пользоваться для профанного». Палестинская пословица гласит: «Там, где герой вешает свое оружие, недостойному пастуху не повесить своей котомки» (Баба Меция, 84б). Р. Акиба отсоветовал р. Симону бен-Иохаи жениться на В. (Пес., 112а). Овдовевшая дважды не может выйти замуж в третий раз (см. Брак). Вступая в новый брак, В. оказывается в менее благоприятном положении, чем девушка. Минимальная вдовья часть последней (Кетуба; см.) — 200 зуз, a первой только 100 зуз, или «Мина» (М. Кет., I, 2). Венчание девушек обыкновенно происходит по вторникам, a В. — по четвергам (Мишна Кетуб., I, 1). Права вдовы на имущество мужа указывались в общих чертах в брачном договоре, «кетуба», имеющем характер договора. Уже с ранних времен y древних евреев признавалось за правило, что В. позволено оставаться в доме своего последнего мужа и получать свое содержание из его имущества до тех пор, пока она не выйдет снова замуж, или пока не потребует судом уплаты ее приданого и вдовьей части, или пока она их получает (см. Алименты). Наследники обязаны содержать В. так, как она жила при муже. «Она пользуется тем жилищем, каким пользовалась при жизни мужа, и тою серебряною и золотою утварью, какою она пользовалась при муже» (Toc. Кет., XI; Кет., 103а). Однако наследники мужа могут отказать В. в содержании в том случае, если она против их желания захочет жить отдельно от них (М. Кет., XII, 2). Во все время получения вдовьего содержания от наследников В. обязана исполнять те хозяйственные работы, которые она исполняла при жизни мужа, причем доход от продажи ее рукоделий поступает в пользу наследников; однако случайная прибыль, напр. вещи, найденные ею на улице, принадлежат ей (М. Кет., XI, 1; Кет., 96а). В. получает содержание только из наличного и свободного недвижимого имущества, оставшегося после смерти мужа; если же это имущество было продано другому лицу, то В. лишается права на получение содержания. Мишна объясняет это правило стремлением законоучителей упрочить правопорядок и обеспечить устойчивость торговых сделок, מפני תקו העולם (М. Гит., V, 1). Однако если после мужа осталась одна дочь, которая, унаследовав его имущество, вышла замуж, то, хотя по закону имущество переходит к мужу дочери и юридически считается как бы проданным ему, В. тем не менее сохраняет за собою право получения алиментов. Здесь сделано исключение во имя защиты интересов В. (Баба Батра, 139а). — Относительно продолжительности периода, в течение которого В. имеет право на алименты, в древности существовали различные обычаи. В Иерусалиме и Галилее В. получала на содержание все время своего вдовства, пока она сама не требовала уплаты «Кетубы», в Иудее же — наследники имели право выплатить вдове кетубу и отказать ей в алиментах (М. Кет., IV. 12). К руководству принят галилейско-иерусалимский обычай (Кет., 54а). Палестинский Талмуд приводит случай, когда наследникам советовали искусственно вызвать требования кетубы судом со стороны В., чтобы тем лишить ее права на дальнейшее получение содержания. Однако Талмуд порицает подобный образ действия, называя его фарисейством (מכת פרושים; Иер. Сота, III, 19а). Если В. требует кетубы судом, то даже платье, в которое она одета, если только оно получено от наследников, принимается в расчет при уплате ей кетубы, так как оно считается имуществом наследников (Кет., 54а). Если В. назначена мужем опекуншей его малолетних детей, то наследники по истечении срока ее опекунства могут требовать от нее присяги, что она честно управляла их имуществом, за исключением того случая, если муж письменно или даже устно освободил ее от такой присяги (М. Кет., IХ, 5). Во всяком же случае она свободна от присяги относительно того, что потратила на похороны мужа (Кет., 87а). Наследники ее мужа не обязаны в случае ее смерти нести расходы по похоронам; это должны сделать те, которые наследуют ее кетубу (М. Кет., IX, 1). В., если даже муж умер после обручения еще до бракосочетания, имеет право без санкции суда продать такую часть земельного имущества его, которой хватило бы на покрытие ее кетубы, и если выручка от первой продажи окажется недостаточной, она может продать из него столько, пока сумма не будет реализована сполна. Она может сделать это и для обеспечения своего содержания, если оно не выдается ей. Впрочем, этот способ самоуправства не практиковался, по-видимому, в позднейшее время (Scnulchan Aruch, Eben ha-Ezer, 96, 5). Однако если Β. продала земли за сумму, меньшую их стоимости, то продажа недействительна, ибо, поступая так, она превысила свои полномочия, хотя такая продажа и была бы признана действительной, если бы она совершилась по постановлению суда (Кет., XI, 4, 5, где приводятся несколько расходящихся взглядов). .

БРАК ВДОВЦА С ВДОВОЙ

Вдовцы и вдовы создают семью позже и реже, чем мужчины и женщины после развода, и в этом виде повторного брака могут быть свои специфические проблемы. Чаще всего это проблема, связанная с отличием в поведении нового партнера (в сравнении с предыдущим). Особенно в том случае, если первый брак был спокойным и вполне благополучным, возникают подрывающие супружество тенденции сравнения второго партнера с первым.

Живой партнер никак не способен помешать идеализации умершего супруга. Воспоминания и нетактичные ссылки на пример умершего супруга могут вызвать напряжение и неудовлетворенность. Подобные ситуации чаще встречаются в семьях, где мать приводит с собой детей от первого брака, и тогда возможно появление напряжения в супружеских отношениях по поводу воспитания детей. Отчиму психологически трудно заменить им умершего отца, образ которого в детских воспоминаниях идеализируется, и оценка его роли в предыдущей семейной жизни почти всегда оказывается преувеличенной. С другой стороны, полное исключение возможности встретиться с родным отцом, что присутствует при разводе родителей, способствует более быстрому психологическому сближению с отчимом и установлению с ним доверительных отношений.

Для установления благоприятных отношений в новой семье очень важно, чтобы оба супруга осознали: тот, что жил раньше, имел свои права и занимал определенное место в их жизни, но никак нельзя сравнивать его с нынешним избранником и возводить умершего в ранг святого.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Шахрбону 31-летней вдове потребовалось немало бессонных ночей, чтобы принять окончательное решение по поводу повторного замужества. В конце концов она приняла решение выйти замуж, и с этого момента у нее начались неприятности. Шахрбону говорит, что теперь родственники ее покойного мужа, требуют от нее не только освободить квартиру, доставшуюся от мужа, но и оставить у родственников мужа детей от первого брака.
Муж Шахрбону скончался четыре года назад, и она осталась вдовой с тремя малолетними детьми. Педагог по образованию, она работает преподавателем таджикского языка в средней школе. По ее словам повторно выйти замуж, ее молодую вдову, заставило отношение окружающих мужчин, и домогательства со стороны некоторых из них. Единственный правильный выход она видела в повторном замужестве. Она поставила перед собой цель найти хорошего и достойного мужчину и выйти за него замуж.
Однако родственники ее покойного мужа сильно не довольны таким решением Шахрбону, и хотят лишить ее квартиры и детей. Они обвиняют ее в неверности к своему бывшему мужу, и в использовании его имущества чужим мужчиной.
Шахрбону говорит: » Я любила отца моих детей, но что поделать, если у меня так сложилась судьба. Быть незамужней в нашем обществе очень сложно, появляются всякие слухи и разговоры. Мужчины смотрят на таких женщин по-другому. Я была вынуждена выйти замуж за коллегу по работе. В начале родственники покойного мужа говорили, что выходи замуж, но только чтобы мы об этом не узнали. Я подумала, что они согласны. Теперь они все ополчились против меня и упрекают, что я привела в дом их сына чужого мужчину. Они поставили передо мной условие, оставить квартиру и детей. Теперь я не знаю что мне делать?».
История этой молодой вдовы в Таджикистане не редкость. Именно по этому, многие овдовевшие женщины, у которых есть дети стараются избегать повторного замужества.
По мнению психолога Зарторби Сатторовой, отказ от повторного замужества в большинстве случаев не зависит от их желания. По ее словам, в большинстве случаев родственники скончавшегося мужа, окружающие и подросшие дети, обвиняют вдов в неверности памяти их покойных мужей. По этому, вдовы растят своих детей в одиночестве и повторно замуж не выходят.
«Таков менталитет нашего общества, который в случае повторного замужества вдов, наносит им душевную травму. Бываю случаи, когда девушка в возрасте 20-25 лет становится вдовой, и она с любой точки зрения должна выходить замуж. Ведь им необходима моральная и финансовая поддержка, так как в нашем обществе жить без мужчины трудно. Некоторые родственники погибших мужей не оказывают их семьям никакой помощи, при этом требуют, чтобы те не выходили замуж. С психологической точки зрения женщина всегда нуждается в мужской поддержке, жизнь без мужчины для нее трудна».
Повторное замужество в Таджикистане проблематично только для вдов. Разведенные женщины в этом плане не сталкиваются с проблемами. Между тем есть женщины, которые лишившись мужа, добровольно отказываются от повторного замужества.
Назира Назрикулов лишилась мужа 12 лет тому назад. Она говорит, что у нее не было проблем с повторным замужеством. Она добровольно отказалась от этого. » Все мое богатство это мои дети. Я уже привыкла быть вдовой. Хотя многие сватались, но я отказывалась. Как мужчины будут относиться к женщине, зависит от самой женщины. Если нахалу дать достойный ответ ему больше неповадно будет» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *