Как зарегистрировать автомобиль?

Отдел правовой помощи ABW.BY ежедневно принимает сообщения от читателей о нарушениях или предполагаемых нарушениях их законных прав и интересов. Ведь не секрет, что неспециалистам зачастую трудно разобраться в лабиринтах белорусского законодательства, в трудных ситуациях приходится обращаться к юристам. Но если уж юристы не знают основополагающих нормативных актов и принципов их применения…

Олег продал свой автомобиль Renault еще в августе 2017 года. Сделал он это по всем правилам, считая, что расстается с автомобилем раз и навсегда. Но не тут-то было.

Олег: «Поскольку к таким вещам, как купля-продажа транспорта, я отношусь весьма щепетильно, то при продаже автомобиля соблюдал все требования законодательства: прошел сверку, составил договор и зарегистрировал его в присутствии покупателя в ГАИ».

Сразу нужно отметить, что Олег действительно сделал все как надо.

В соответствии с п.1.1 Указа Президента РБ №504 «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств» сделки по отчуждения автотранспорта совершаются в письменной форме путем заключения договоров. Такой договор вступает в силу с момента его регистрации в порядке, установленном постановлением Совета Министров №1459, п.1.2 которого гласит, что «регистрация договоров осуществляется путем проставления на каждом экземпляре договора печати регистрационного подразделения с изображением герба Беларуси и подписи сотрудника регистрационного подразделения».

На документах Олега все необходимые при продаже реквизиты присутствуют.

Закон требует, чтобы после всех этих действий покупатель в силу п.1.3 указа №504 поставил автомобиль на регистрационный учет в течение 10 дней с момента регистрации договора.

Олег: «Не так давно мне поступило исковое заявление, где я являюсь ответчиком, так как покупатель автомобиля совершил ДТП и скрылся с места происшествия, причинив материальный вред. Ответчиком также выступает и сам покупатель, то есть нас двое. Но я-то тут при чем? Я же продал автомобиль, пусть покупатель несет ответственность за ДТП. Я связался с представителем страховщика, и он мне ответил, что покупатель автомобиль на учет не поставил, в техпаспорте я указан как собственник, поэтому являюсь фактически владельцем источника повышенной опасности и обязан возместить причиненный вред, о чем и говорится в иске».

К сожалению, такая позиция страховщика означает, что он не знает требований действующего законодательства. Так называемый «техпаспорт», именуемый правильно свидетельством о регистрации транспортного средства, действительно содержит в себе графу «собственник». Но сам по себе этот документ право собственности не передает. В соответствии с п.11 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств «регистрация транспортного средства не является регистрацией права собственности на имущество и осуществляется в обязательном порядке в случае необходимости участия транспортного средства в дорожном движении».

При такой формулировке логичен вопрос: когда можно говорить о наступлении права собственности на автомобиль, если не при его регистрации в ГАИ?

В свое мы озадачились такими тонкостями и направили запрос в ГАИ МВД с просьбой разъяснить механизм перехода и фиксации права собственности.

Ответ поступил, но ясности не принес. По каким таким «общим правилам» происходит переход права собственности, в ГАИ не пояснили. Мы проанализировали все законодательные акты самостоятельно.

Как уже было сказано, договоры купли-продажи на транспортные средства подлежат обязательной государственной регистрации и вступают в силу с момента их регистрации в силу указа №504. Теперь об «общих правилах ГК РБ». В соответствии с п.3 ст.403 ГК РБ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации. Значит ли это, что при регистрации договора купли-продажи право собственности на автомобиль переходит к новому владельцу (покупателю)?

В соответствии с правилами, предусмотренными п.2 ст.224 ГК РБ, если договор об отчуждении (продажи) имущества подлежит государственной регистрации, то право собственности у приобретателя (покупателя) возникает с момента его регистрации. А поскольку в нашем случае договор о продаже автомобиля зарегистрирован в полном соответствии с законодательством, то покупатель становится собственником автомобиля, даже несмотря на то, что он не поставил авто на учет, как того требует п.1.3 указа №504, и в свидетельстве стоит ФИО продавца.

Так что никаким владельцем источника повышенной опасности (автомобиля) Олег не является в силу как Гражданского кодекса, так и Указа Президента РБ №504, Постановления СМ РБ №1849 и иных нормативно-правовых актов.

Страховщик просто обязан об этом знать, а не пытаться взыскать деньги «хоть с кого».

Выдержка из искового заявления:

Редакция ABW.BY помогла Олегу составить необходимый документ для направления в суд. Надеемся, что это позволит исключить из списка ответчиков по делу бывшего собственника Renault. Примечательно, что страховщик уже высказал пожелание, чтобы данное дело рассматривалось в суде в его отсутствие. Может, он все это знает, но деньги очень нужны?

Евгений ГРАЧЕВ
ABW.BY

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Мы запустили правовой отдел ABW.BY.

Контакты для связи:

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63;
  • электронная почта pravo@abw.by.

Покупая автомобиль, новому владельцу необходимо пройти ряд процедур перед тем, как авто будет окончательно оформлено и зарегистрировано.

В первую очередь это подписание договора покупки-продажи транспортного средства — этот документ подлежит обязательному нотариальному удостоверению; потом — уплата пенсионного сбора, перерегистрация автомобиля и уплата административных сборов, и обязательное страхование автомобиля в течение 3 дней.

Проверить страховую компанию на благонадежность можно за помощью сервису CONTR AGENT от ЛІГА:ЗАКОН. Вы можете проверить контрагента, который вас интересует, прямо сейчас, оформив заявку на тестовый доступ к сервису.

Процедура переоформления автомобиля, купленного в Украине

После подписания договора покупки-продажи владелец будет перерегистрировать автомобиль сразу на нового владельца. Это делается в региональных сервисных центрах МВД, а сам порядок закреплен постановлением Кабмина от 07.09.1998 №1388.

Раньше существовала процедура снятия автомобиля из регистрации, однако она была отменена в 2018 году. Теперь снять автомобиль из регистрации можно только в таких случаях:

— вывоз транспортного средства за границу (на постоянное местожительство или при продаже нерезиденту);

— брак, утилизация;

— по решению суда;

— в связи с отменой регистрации автомобиля.

Какие документы нужны для перерегистрации автомобиля :

— документы, которые подтверждают правомерность приобретения транспортного средства (перечень таких документов определенно п. 8 Порядка №1388);

— заявление, которое заполняют непосредственно в сервисном центре;

— свидетельство о регистрации автомобиля;

— документы, которые удостоверяют личность покупателя и продавца (или только покупателя, если автомобиль был приобретен в автосалоне);

— регистрационные карточки налогоплательщика покупателя и продавца (или только покупателя, если автомобиль был приобретен в автосалоне).

— в случае оформления договора покупки-продажи в ТСЦ, необходимо предоставить оценочную или середньоринкову стоимость транспортного средства и документ об уплате налога на доход от продажи объекта движимого имущества (исключение составляют: легковые автомобили, мотоциклы, мопеды. Необходимость предоставления оценочной или середньоринкової стоимостью и налогообложение возникает только в случае продажи / обмена в течение отчетного (календарного) года больше чем одного легкового автомобиля и / или мотоцикла, и / или мопеда).

Найти юриста, который поможет сложить договор покупки-продажи, а также подготовить все необходимые документы для продажи или приобретения автомобиля можно в Национальном юридическом каталоге Украины Liga : BOOK. Сервис создан для юристов, а также для тех, кто хочет получить юридические услуги.

При проведении государственной регистрации (перерегистрации), транспортные средства подлежат обзору специалистами экспертной службы МВД с целью сверки идентификационных номеров их составных частей с номерами, отмеченными в поданных владельцем для регистрации документах. По результатам обзора в документах, которые подаются для государственной регистрации, делается соответствующая отметка или складывается акт обзора.

Регистрация авто, приобретенного за рубежом

Если автомобиль к этому находился в эксплуатации за рубежом Украины, в регистрационный центр нужно будет подать документы, которые подтверждают происхождение автомобиля из страны ввоз, а также заявление нового владельца автомобиля, таможенную декларацию на бланке единственного административного документа на бумажном носителе или электронную таможенную декларацию или выдано органами доходов и собраний и удостоверения о регистрации в сервисном центре МВД.

Для того, чтобы быстро и удобно находить необходимые нормативно-правовые акты, воспользуйтесь модулем «Законодательство Украины» ИПС ЛІГА:ЗАКОН. Тестовый доступ к ИПС можно получить за .

Сколько стоит процедура регистрации, перерегистрации автомобиля

При регистрации машины впервые платится сбор пенсионного страхования. Размер процентной ставки зависит от стоимости автомобиля :

— если стоимость меньше и равняется 316 965 грн — 3%;

— от 316 965 грн до 557 090 грн — 4%;

— свыше 557 090 грн — 5%.

Кроме того, при продажи второй и каждого следующего легкового автомобиля в течение календарного года нужно будет заплатить 5% налогу на прибыль и 1,5% военного сбора. При продаже грузового автомобиля, автобуса, прицепа, независимо от количества продаж в год также нужно будет заплатить налог в размере 6,5% (5% налогу на прибыль и 1,5% военного сбора) от стоимости авто.

Также при регистрации авто в сервисном центре новому владельцу автомобиля нужно будет оплатить некоторые такие услуги:

Транспортные средства отечественного производства — 525,47 грн:

1. оплата оказанных услуг — 152,63 грн;

2. номерной знак — 171,84 грн;

3. бланк свидетельства — 201 грн;

Транспортные средства иностранного производства — 562,99 грн:

1. оплата оказанных услуг — 190,15 грн ;

2. номерной знак — 171,84 грн ;

3. бланк свидетельства — 201 грн.

Мототранспорт, прицепы отечественного производства и стран СНГ (с выдачей номерного знака) — 420,31 грн:

1. услуга — 148,63 грн;

2. номерной знак — 70,68 грн;

3. бланк свидетельства — 201 грн.

Мототранспорт, прицепы иностранного производства (с выдачей номерного знака) — 457,83 грн:

1. услуга — 186,15 грн;

2. государственный номерной знак — 70,68 грн;

3. бланк свидетельства — 201 грн.

Мопеды или отдельные их агрегаты (с выдачей номерного знака) — 302,63 грн:

1. услуга — 54,83 грн;

2. государственный номерной знак — 46,80 грн;

3. бланк свидетельства — 201 грн

+ Услуги банка.

Вся процедура регистрации или перерегистрации авто обычно занимает не больше однажды с момента подачи заявления, но при условии своевременного обращения к сервисному центру МВД задолго до закрытия.

Читайте также: Изменена методика оценки авто и убытков от ДТП

В каких случаях перерегистрация не будет проведена

Регистрация автомобиля не будет проводиться, если авто находится в розыске, или же в Реестре обременений движимого имущества есть сведения об ограничении отчуждения транспортного средства (в этом случае перерегистрировать можно только за письменным согласием залогодержателя). Это правило не работает, если вы регистрируете автомобиль, который достался вам в наследство, в порядке правопреемства или выделения части в общем имуществе.

Если вы, владелец авто, хотите снять его из учета или перерегистрировать, но при этом находитесь в Реестре должников — перерегистрация и снятие с учета запрещены.

В регистрации, перерегистрации и снятии с учета также откажут в том случае, если идентификационные номера кузова, шасси или рамы отсутствуют, или повреждены, или подделаны. Первая регистрация авто с поврежденным идентификационным номером будет проведена, но только после того, как подлинность номера подтвердит эксперт. Не допускается регистрации и в случае следов подделки или уничтожения номера двигателя.

Если автомобиль принадлежит лицу, которое не достигло 18 лет (только за письменным согласием родителей (усыновителей) или попечителя, а также при наличии разрешения органа опеки и заботы).

Если автомобиль получен через органы социальной защиты населения или управления исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, без письменного распоряжения отмеченных органов.

Если автомобиль куплен в рассрочку, а документов об окончательном расчету нет.

Если вы не оплатили все необходимые для перерегистрации платежи и собрания.

В 2020 году автомобиль можно снять с учёта ГИБДД (прекратить в отношении транспортного средства регистрацию в инспекции). Существуют различные основания таких действий, и всё это влияет на то, с какими проблемами вы столкнётесь при постановке на учёт или регистрации в ГАИ купленной машины. Поэтому ответ на вопрос, можно ли покупать такой автомобиль, зависит от ряда обстоятельств, которые мы и перечислим ниже.

Наиболее достоверный способ – это сайт ГИБДД, который, к сожалению, периодически «виснет» или отказывается выдавать информацию. Но увы, все другие сервисы и сайты берут информацию именно отсюда.

Чтобы узнать, снят ли автомобиль с учёта ГАИ, перейдите в сервис проверки транспортного средства на официальном сайте ГИБДД. Вам потребуется VIN-код машины. Его необходимо ввести в самое первое поле, кликнуть ниже «Запросить проверку» в блоке истории регистрации и ввести цифры с картинки.

По результату нужно смотреть последнюю дату периодов владения транспортным средством. Если в последней строке нет фрагмента текста «по настоящее время», то это значит, что автомобиль снят с учёта.

  • Вот пример снятой с учёта ГИБДД машины:
    Обратите внимание на выделенное в красный квадрат – дата 15 декабря 2016 года – это дата прекращения регистрации авто.
  • А вот с этим автомобилем всё в порядке, потому что им по настоящее время, 24 Сентября 2020 года, владеет физическое лицо:

Итак, как мы уже упомянули выше, возможные проблемы могут ожидать в зависимости от оснований – от того, по какой причине машина снята с учёта ГИБДД. Таких оснований может быть несколько:

  1. если автомобиль был продан до этого, а новый владелец не зарегистрировал его на себя, то продавец мог прекратить регистрацию на 11-й день после даты, которую они с покупателем указали в договоре купли-продажи,
  2. утрата транспортного средства,
  3. хищение или угон,
  4. утилизация,
  5. вывоз за пределы страны для продажи,
  6. если сама ГИБДД прекратила регистрацию по причине наличия оснований для этого (например, изменение конструкции авто, тонировка и другие),
  7. если автомобиль по страховому случаю признан «тоталом» – то есть страховая посчитала нерентабельным ремонт и решила выплатить полную стоимость машины, а также если транспортное средство было заменено на другое по закону о защите прав потребителей.

К сожалению, достоверно узнать, по какой из этих причин на автомобиль прекращена регистрация, на 2020 год нельзя. Но ниже мы приведём самый правильный способ-лайфхак покупки машины, снятой с учёта. Но вам будет полезна следующая информация и нужно задать следующие вопросы продавцу, если рассматриваете вопрос покупки такой машины:

  • какие конкретно документы есть на этот автомобиль:
    • ПТС,
    • свидетельство о регистрации,
    • договор(ы) купли-продажи,
  • на номерах транспортное средство или без них,
  • сильно ли занижена цена на подержанный автомобиль (ответ даст косвенный признак сложности поставить на учёт)?

Рассмотрим наиболее распространённые причины снятия с учёта автомобиля и выясним, можно ли будет поставить на учёт ГИБДД такую машину после покупки в 2020 году.

Признаки:

  1. автомобиль на госномерах,
  2. есть все документы на машину (также должен быть по меньшей мере один договор купли-продажи),
  3. оригинал ПТС с отсутствием особых отметок

В этом случае на автомобиль должны быть все перечисленные выше документы и госномера, и это самый простой и беспроблемный случай. Такое транспортное средство должны зарегистрировать в ГИБДД без проблем. Но есть важная тонкость – вам потребуется вся цепочка договоров купли-продажи.

Дело в том, что такая ситуация происходит в случае, когда некто купил машину, не перерегистрировал её на себя в ГАИ, а прежний владелец прекратил регистрацию. Таким образом, авто так и осталось в статусе незарегистрированного. И, чтобы это исправить, его нужно соответственно поставить на учёт на себя после покупки вами. Но в ГИБДД спросят подтверждение права собственности на авто, коим является договор купли-продажи. А, так как информации о прежнем собственнике в ГИБДД нет, потому что он не перерегистрировал авто на себя, то Вам нужна вся цепочка договоров от человека, на котором числится машина в базе Госавтоинспекции.

Обратите внимание, дата договора от первого продавца должна быть раньше даты окончания последней регистрации при проверке на сайте ГАИ. И далее, если этот человек продал машину следующему, а тот продаёт вам, то вам в конечном итоге потребуется 2 договора. Если были ещё люди, то третий, четвёртый и так далее. Чаще всего так работают перекупы (не регистрируют машину на себя).

Но не нужно верить продавцу на слово, если тот утверждает, что продаваемый им автомобиль снят с учёта в связи с прекращением регистрации прежним хозяином на основании отчуждения ТС. Проверить достоверность его слов просто – в ПТС не должно быть никаких отметок о снятии с учёта, на руках у продавца должно быть свидетельство о регистрации, а автомобиль должен быть на номерах.

Признаки:

  1. дубликат ПТС,
  2. отсутствие ГРЗ (они могут быть на автомобиле, но числиться в розыске),
  3. цена на такую машину часто немного ниже средней по рынку для этой модели и комплектации с пробегом,
  4. отсутствие СТС.

Формально эти основания являются едиными по порядку снятия с учёта ГИБДД. И здесь ситуация несколько сложнее. Дело в том, что такое авто признано именно утраченным прежним хозяином по его заявлению. Это значит, что документы на авто находятся в розыске, а у продавца на руках должен быть дубликат ПТС с соответствующей отметкой, вот такой:

Но и здесь выход есть – логично, что угнанный или утраченный автомобиль вполне может быть найден впоследствии. Это нормальная практика. А пункт 18 Приказа №399 О регистрации ТС говорит о том, что обнаруженные транспортные средства могут быть зарегистрированы в ГИБДД в этом случае снова.

В этом случае машина может не иметь госномеров и СТС, а также вместо оригинала у продавца будет дубликат ПТС.

Тем не менее, на практике можно столкнуться с трудностями при постановке на учёт машины, снятой с учёта на основании утраты, просто потому что ГИБДД будут требовать восстановление регистрации от прежнего владельца. В этом случае может помочь судебное решение (вам придётся подать в суд на восстановление регистрации).

Ещё важнее понимать, что могут быть дополнительные риски, если машина была угнана. Нужно обязательно проверить, что VIN-номера на кузове и другие номерные агрегаты не перебиты.

Признаки:

  1. дубликат ПТС с отметкой об утилизации,
  2. стоимость автомобиля существенно ниже среднерыночной,
  3. отсутствие СТС и госномеров.

А вот такой автомобиль поставить на учёт уже будет гораздо сложнее – с большой долей вероятности только через суд, где придётся доказывать, что фактически транспортное средство не было утилизировано, хотя и снято с учёта на основании утилизации. Увы, но практика такова, что при обращении с купленной утилизированной машиной с целью повторной её регистрации в ГИБДД, скорее всего, законно в этом откажут.

Признаки:

  1. тюнингованный или тонированный автомобиль,
  2. вероятнее всего, на госномерах и со всеми документами (если их не изъяли при остановке водителя на незарегистрированном ТС).

В этом случае проблем с постановкой на учёт при покупке такого автомобиля практически нет. В 2020 году ГИБДД прекращает регистрацию автомобиля в следующих наиболее распространённых случаях:

  • невыполнение требования о снятии тонировки,
  • при внесении изменений в конструкцию без соответствующей их регистрации в ГИБДД,
  • при замене двигателя на иной – более мощный, другой модели или характеристик (как частный случай внесения незаконных изменений в конструкцию).

В любом случае для того, чтобы поставить такой авто на учёт после приобретения необходимо будет устранить причину аннулирования. Если это тонировка, то просто отодрать её. Если же внесены серьёзные изменения в конструкцию, то, увы, придётся ставить всё как было с завода – двигатель, раму, фары (в том числе лампы в фарах, всего-то) и тому подобное.

…и далее восстановлена и выставлена на продажу на досках объявлений.

Признаки:

  1. нет документов на машину, кроме дубликата ПТС с соответствующей пометкой,
  2. стоимость сильно ниже среднерыночной,
  3. нет номеров.

И бояться здесь нужно не столько вопроса постановки на учёт, если купите такой подержанный автомобиль, сколько его технического состояния после ДТП, ведь «тотал» образуется только после сильных аварий, где повреждена бóльшая часть машины.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Также важно понимать, что во всех вышеперечисленных случаях, снятие с учёта означает, что после покупки ездить по дорогам вы не имеете права – на регистрацию в МРЭО ГИБДД машину придётся везти на эвакуаторе либо ехать на свой страх и риск.

Всё достаточно просто. Еслизакрались малейшие подозрения в том, что автомобиль чист юридически, а продавец лукавит о причинах снятия с учёта, то предложите ему оплатить сделку купли-продажи только после совместного с ним посещения ГИБДД и только при условии успешной регистрации автомобиля на вас.

Это делается очень просто:

  1. обговариваете стоимость машины, осматриваете её – все стандартные процедуры перед покупкой автомобиля,
  2. заключаете договор купли-продажи, где отдельным пунктом прописываете наличие приложения – акта приёма-передачи авто и денежных средств, приём-передача осуществляется после регистрации автомобиля на покупателя в ГИБДД,
  3. подписываете договор, но не подписываете данный акт до регистрации,
  4. в случае успешной регистрации подписываете акт, отдаёте деньги, получаете от продавца комплект ключей.

Более подробно данный вопрос мы рассмотрели в нашей специальной статье о покупке б/у автомобиля.

Есть существенный минус у данного способа безопасной покупки снятого с учёта автомобиля – не каждый продавец согласится на такую схему, ведь она и для него несёт риск. Тем более, продавец ни за что не согласится, если история регистрации машины не чистая.

Но помните, что лучше всё же отказаться от сомнительной сделки и сожалеть об упущенной возможности, чем сожалеть о заплаченных деньгах и невозможности пользоваться машиной, ведь возможностей, на самом деле, много, а крупных накопленных или, что ещё хуже, взятых под заём сумм денег – не всегда!

1 января 2020 года вступает в силу закон «О государственной регистрации транспортных средств». Масштабный документ, который готовился почти 10 лет, содержит большое количество разных нововведений. Можно будет поставить на учет новую машину прямо в автосалоне и изготовить государственные регистрационные знаки у аккредитованной организации. Вводятся новые ограничения и обязанности, в частности полицейская маркировка и запрет на передвижение автомобилей без номерных знаков. Подробности — в нашем обзоре.

Разработать закон, регулирующий вопросы регистрации транспортных средств, премьер-министр Владимир Путин поручил еще в 2010 году. В конце 2011 года первую версию законопроекта в Госдуму внес бывший руководитель российской Госавтоинспекции и экс-сенатор от Карелии Владимир Федоров. За девять лет работы документ сильно изменился, в него было внесено множество поправок, но изначально заложенная концепция сохранилась. В 2018 году закон приняли в окончательном чтении, в июле 2019 года внесли ряд уточнений. С 1 января 2020 года вместе с «якорным» документом заработают еще пять постановлений правительства и шесть приказов МВД России.

Из автосалона — с номерами

«Центральное нововведение — возможность получить свидетельство о регистрации (СТС) и государственные регистрационные знаки (ГРЗ) прямо в автосалоне», — рассказывает начальник управления надзорной деятельности Госавтоинспекции МВД России полковник полиции Роман Мишуров.

Постановкой автомобиля на учет, как и сегодня, будет заниматься Госавтоинспекция. Но осматривать транспортные средства (ТС) и проверять документы у владельца машины будет ответственный сотрудник автосалона. Компания передаст подразделению всю информацию и результаты осмотра (фотографии) через портал госуслуг. Госавтоинспекция проверит сведения и примет решение о допуске автомобиля к движению. Документы и номера для передачи автовладельцу нужно будет получить в подразделении. Не каждый автодилер сможет предоставлять гражданам такую услугу: компания должна получить статус «специализированной организации» и войти в открытый государственный реестр, который будет опубликован на официальном сайте Госавтоинспекции (гибдд.рф).

Другое важное нововведение — обязанность граждан наносить дополнительную полицейскую маркировку в случаях, если заводские номера на кузове или раме прочитать невозможно (например, из-за коррозии или ремонта). После того как на автомобиле выявлена нечитаемая маркировка, на несъемные части устанавливается не менее трех бирок, пломб или печатей (это нужно для исключения случаев мошенничества). В ОВД направляется комплект документов для проверки автомобиля, затем руководитель регистрационного подразделения принимает решение о возможности нанесения маркировки. Для проведения процедуры (оплачивается за счет автовладельца) нужно обратиться в испытательную лабораторию или к заводу-изготовителю.

С 1 января также вводится привязка кода региона на ГРЗ к месту регистрации владельца: это означает, что житель Рязанской области и житель Чечни смогут получить номер только с кодом 62 или 95, соответственно, причем независимо от того, в каком регионе регистрируется машина. Если гражданин обратится в подразделение по региону регистрации, у него будет выбор — получить ГРЗ по стандартной процедуре или напечатать его самостоятельно у аккредитованного изготовителя номеров. Новая опция введена для удобства граждан, желающих сэкономить время и деньги. При обращении в любое другое подразделение (например, если москвич регистрирует автомобиль в Новосибирске) напечатать знак можно будет только у изготовителя.

В одной из редакций закона планировалось, что граждане получать госрегзнаки в подразделениях вообще не будут: печать номеров хотели передать специализированным организациям целиком. Но после дополнительных проверок выяснилось, что таких фирм очень мало и у граждан могут возникнуть сложности при регистрации. По инициативе МВД России закон оперативно поправили, для автомобилистов сохранена возможность выбора.

Вводится также ряд новых ограничений. В частности, с 1 января появляется запрет на эксплуатацию транспорта на автодорогах без ГРЗ. Сейчас, напомним, после покупки нового автомобиля можно выехать из салона без номеров и в течение 10 дней поставить его на учет. С нового года нужно будет получать ГРЗ при регистрации машины у дилера (при наличии технической возможности) либо вывозить машину на эвакуаторе. Для тех, кто покупает подержанный автомобиль, процедура не изменится: после покупки машины остается госзнак прежнего владельца, можно сразу выезжать на дорогу, обращает внимание полковник полиции Роман Мишуров.

Кроме того, с 1 января будет запрещена регистрация транспортных средств на лиц младше 16 лет. Ограничение вводится для исключения практики, когда граждане регистрируют машины на своих детей, чтобы их нельзя было привлечь к административной ответственности как собственников ТС. Подобный законодательный пробел позволяет злостным нарушителям ПДД уходить от ответственности.

Государственный реестр и нарушения

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Закон и связанные с ним подзаконные акты устанавливают новые требования к компаниям, которые желают участвовать в процедуре регистрации транспортных средств.

На получение статуса «специализированной организации» могут претендовать автопроизводители или юридические лица (ИП), уполномоченные производителем на продажу автомобилей. Компания должна быть включена в государственный реестр, ведением которого займется Центр специального назначения в области безопасности дорожного движения МВД России. Автодилер должен иметь собственное здание, помещение (или взятое в аренду) и отдельного сотрудника для проведения осмотра автомобилей. Требования к таким сотрудникам уже прописаны в приказе МВД России от 20 июня 2019 г. N 403, который вступит в силу 1 января вместе с законом. Специалист должен разбираться в конструктивных особенностях автомобилей, классификации и системе обозначений транспортных средств, правилах маркировки, методах идентификации ТС. Он должен уметь выявлять признаки изменения идентификационных данных. Обязательно наличие среднего или высшего образования, документа, подтверждающего «квалификацию для осмотра автомобиля». Определены основания и для исключения автодилера из реестра: например, если выявлено два или более случая, когда при регистрации ТС компания предоставила «заведомо ложные» или «недостоверные сведения об идентификационной маркировке».

Отдельные требования предъявляются к изготовителям регистрационных знаков — для них создадут отдельный государственный реестр. Как и автодилеры, компании обязаны будут иметь собственное помещение (либо арендовать его) и оборудование для печати номеров. Специальная продукция будет храниться в особых условиях: номера должны складироваться в металлических несгораемых шкафах либо в надежных сейфах. Каждая компания обязана будет использовать специальный софт для учета ГРЗ. В случае, если в течение года фирма-изготовитель два или более раза нарушит правила изготовления или хранения ГРЗ, ее исключат из государственного реестра.

Интерес бизнеса и удобство граждан

«Автомобильные компании давно просили разрешить регистрировать машины в автосалонах, – рассказывает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. – Надо понимать, что это не дополнительный способ заработать, а новый удобный клиентский сервис. Весь автобизнес выстраивается именно от потребности клиентов, на сохранении их лояльности. Не думаю, что сразу после вступления закона в силу начнется повальное участие дилеров в новой услуге. Пока нам не все до конца понятно в новой процедуре, мы еще изучаем законы. Но уверен, что довольно быстро она станет популярной, поскольку будет действительно востребована у клиентов. Те дилеры, которые не будут услуг предоставлять, очевидно, начнут проигрывать своим конкурентам».

Член технического комитета «Безопасность дорожного движения» при Росстандарте Петр Шляхин особенно подчеркнул возможность уехать на новом автомобиле из автосалона с ГРЗ: транспортным средством можно будет пользоваться сразу без каких-либо ограничений. «Сейчас, когда у автовладельцев есть возможность в течение 10 дней ездить без номеров, это несколько развязывает им руки, — поясняет он. — Они начинают нарушать ПДД, превышать скорость, выезжать на обочины, камеры эти действия засечь не могут. Это явно не способствует безопасности дорожного движения».

Поддержал он и новую полицейскую маркировку. «Сегодня угнанные авто с перебитыми номерами и автомобили, агрегатные номера которых невозможно идентифицировать, нередко запрещают ставить на учет, — говорит Шляхин. — Закон призван эту проблему решить. Многое, конечно, еще зависит от того, как процедура нанесения маркировки будет прописана в подзаконных актах».

Эксперт также обратил внимание на то, что основания для запрета или прекращения регистрации транспортных средств до сих пор были прописаны в подзаконных актах, а по Конституции РФ права граждан могут быть ограничены исключительно законом. «С вступлением в силу нового закона все эти ограничения будут в правовом поле», — говорит Петр Шляхин.

Между тем он обратил внимание на ряд норм, которые были в первоначальной редакции закона, но исчезли из финальной. В частности, планировалось заложить возможность введения особого порядка регистрации отдельных категорий ТС, в частности спортивных, классических и испытательных автомобилей. «В итоговом варианте закона этого нет, «спорт» и «классика» остались, фактически, за бортом, — поясняет Петр Шляхин. — Эти автомобили отличаются от обычных и характером использования, и особенностями конструкции, из-за которых невозможно соблюдать все современные требования безопасности. Очень надеюсь, что данный вопрос впоследствии будет урегулирован в нормативно-правовых актах».

Фотографии осмотра и электронный дкп

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Введением в действие закона «О государственной регистрации транспортных средств» реформа не ограничится: в Госавтоинспекции уже запланировали дальнейшие нововведения. Часть из них обсуждалась в ходе прошедшего в октябре 2019 года в Екатеринбурге всероссийского семинара-совещания с участием руководителей региональных управлений Госавтоинспекции.

Предлагается, в частности, ввести обязательную фотовидеофиксацию осмотра автомобилей на площадке — полученные снимки будут передавать в федеральную информационную систему Госавтоинспекции. Нововведение позволит при надзоре за дорожным движением выявлять автомобили с внесенными в их конструкцию изменениями (инспекторы могут сравнить автомобиль с фотографией в онлайн-режиме). Рассматривается два сценария: для подразделений закупят фотоаппараты либо инспекторы будут работать на планшетах со специальным программным обеспечением.

Также, по словам Романа Мишурова, обсуждается упрощение процедур, связанных с изменениями в конструкцию транспортных средств: сейчас гражданам приходится собирать много различных документов и несколько раз приезжать в Госавтоинспекцию, часть проверок дублируется. Другое важное направление работы – постепенный переход на электронные договоры купли-продажи транспортных средств (ДКП), которые будут доступны для оформления через портал госуслуг. Это позволит избавить граждан от необходимости предоставления в Госавтоинспекцию бумажного документа: все сведения (о новом собственнике и транспортном средстве) поступят в электронном виде из информационных систем. Российская Госавтоинспекция к запуску такого сервиса готова, отмечает Роман Мишуров, нормативно такая возможность уже закреплена в постановлении правительства. Минкомсвязи, как куратор единого портала госуслуг, также заинтересовано в запуске новой услуги. «Появление нового моносервиса в виде электронных ДКП — вопрос самого ближайшего времени», — говорит Роман Мишуров.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *