Какой сейчас в России строй?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

В соответствии с Конституцией «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — РОССИЯ — это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ реализует свою власть непосредственно, а также посредством органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Сегодняшняя Россия — это республика. Президент, который является главой государства, обладает широкими полномочиями. Он определяет, в соответствии с Конституцией и федеральными законами, основные направления внутренней и внешней политики страны.

В Конституции Россия определяется также как социальное государство, политика которого имеет своей целью создание условий, которые гарантировали бы достойную жизнь и свободное развитие человека. Органы власти берут на себя, таким образом, ответственность за гарантирование определенного уровня жизни граждан, а также удовлетворение их материальных и духовных потребностей в объеме, который соответствует возможностям государства. Это значит, что социальная сфера одна из самых важных сфер деятельности государства. К социальной сфере относятся, в частности, охрана труда и охрана здоровья людей, установление гарантируемой минимальной заработной платы, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, выплата государственных пенсий.

Наконец, Россия обозначается в Конституции как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

  • Президент Российской Федерации,
  • Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
  • Правительство Российской Федерации,
  • Суды Российской Федерации.

ПРЕЗИДЕНТ

Президент Российской Федерации является главой государства. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Президент обладает широкими полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. Не входя напрямую непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти, Президент обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие.

Президент назначает выборы в Государственную думу, распускает ее в случае и порядке, предусмотренных Конституцией, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонить закон, что требует повторного его рассмотрения в палатах Федерального собрания. Президент вносит законопроекты в Государственную думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный суд с запросом о соответствии Конституции нормативным актов, подлежащих рассмотрению судом, с запросом о толковании Конституции; может вносить предложения о пересмотре Конституции и внесении в нее поправок.

Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых представителей иностранных государств и международных организаций. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает от занимаемых должностей высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации.

7 мая 2012 г. в должность Президента России вступил Владимир Владимирович Путин, избранный всенародным голосованием 4 марта 2012 г. В соответствии с принятой в 2008 г. поправкой к Конституции, с 2012 г. Президент избирается сроком на 6 лет.

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти и в соответствии с Конституцией, принятой в 1993 году, осуществляет исполнительную власть в стране. Правительство является коллегиальным органом и возглавляет единую систему исполнительной власти в стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной думы.

Постоянно действующим органом Правительства является его президиум. В состав президиума Правительства входят: Председатель Правительства, первые заместители Председателя Правительства, заместители Председателя Правительства, ряд федеральных министров. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Функции Правительства многообразны. Правительство, в частности, разрабатывает и выносит на рассмотрение Государственной думы федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Осуществляет иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

8 мая 2012 года Указом Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации назначен Дмитрий Анатольевич Медведев.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является ее парламент – Федеральное собрание. В соответствии с принципом разделения властей оно осуществляет государственную власть наряду с Президентом, правительством и судами.

Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. Палаты, работая во взаимодействии друг с другом, обладают самостоятельностью и несовпадающей компетенцией. Они заседают раздельно и размещаются в разных зданиях Москвы.

Совет Федерации призван отражать в своей деятельности позиции и интересы российских регионов. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

К исключительной компетенции этой палаты относятся такие вопросы, как изменение границ между субъектами Федерации, утверждение президентских указов о введении военного и чрезвычайного положения, использование российских вооруженных сил за пределами страны, назначение выборов Президента. Принимаемые Государственной Думой законы должны либо получить молчаливое одобрение Совета Федерации, либо быть одобрены им путем голосования. Отклонение закона влечет за собой особую согласительную процедуру и его повторное рассмотрение в Государственной Думе.

Если Совет Федерации фактически является верхней палатой парламента, то Государственную Думу следует рассматривать как его нижнюю палату. Само название «Государственная Дума» современная Россия унаследовала от законосовещательного представительного органа, действовавшего в стране в 1906-1917 гг. Формируется она посредством общенациональных прямых выборов и представляет население всей страны в целом.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет по партийным спискам. Быть избранным в нее может каждый российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Основная функция Государственной Думы – законотворчество. Прежде чем быть вынесенными на заседания, законопроекты готовятся и прорабатываются в постоянно действующих комитетах, специализирующихся на тех или иных сферах государственной жизни.

К исключительному ведению Государственной Думы относятся дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии правительству, назначение и освобождение от должности ряда высших государственных чиновников, объявление амнистии, выдвижение обвинений против Президента для его импичмента. Государственная Дума утверждает государственный бюджет.

Государственная Дума может быть распущена Президентом в случае троекратного отклонения представленных ей кандидатур Председателя Правительства или повторного выражения в течение трех месяцев вотума недоверия Правительству. Эта президентская прерогатива обставлена, однако, рядом ограничений. Распустив палату, глава государства должен назначить дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

По форме государственного устройства Россия является федерацией. В ее состав входят 85 государственных образования, которые называются субъектами Федерации.

Основные принципы государственного устройства Российской Федерации — государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие субъектов Федерации в отношениях с федеральными органами власти.

Субъекты Федерации имеют свои собственные органы законодательной и исполнительной власти. Они принимают свои собственные Конституции (Уставы). Единственное условие — Конституции и Уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Федеральная Конституция и Федеральные законы имеют приоритет на всей территории страны.

Разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и субъектами Федерации может происходить также на основе двусторонних договоров.

Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества:

Политическая функция государства предполагает формирование легитимной, компактной и эффективной системы управления жизнью общества. Прежде всего, государство является субъектом, реализующим народовластие. Статья 3 Конституции России определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Государство направляет свою деятельность на развитие и реформирование общества в целях наиболее полной реализации прав и свобод человека. В его ведении находятся поиск, формулирование и осуществление приоритетных задач общества на конкретном историческом этапе. Кроме того, как уже упоминалось выше, государство выступает социально-политическим арбитром, обеспечивая согласование противоречивых групповых и индивидуальных интересов, поиск социального компромисса, урегулирование социальных, религиозных и межнациональных конфликтов.

Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме.

При этом государство осуществляет данную функцию как прямыми методами путем императивных предписаний, так косвенными — предоставление льгот по налогообложению, льготных кредитов из бюджета государства и др.

Финансовая функция государства включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Государство также формирует бюджет — централизованный денежный фонд, используемый выполнения публичных задач и функций. Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли — науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник формирования бюджетов — налоги и сборы. Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего налогоплательщикам. При этом каждый пропорционально своим доходам обязан участвовать в образовании централизованных бюджетных фондов. В нашей стране обязанность по уплате налогов закреплена в Конституции.

Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно — пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения.

Правоохранительная функция государства заключается в том, что государство должно гарантировать равенство всех перед законом, судом, устанавливать правила поведения во всех сферах жизни общества, носящие общеобязательный характер для всех членов общества. Эта задача реализуется в процессе правотворческой деятельности, которой занимаются практически все государственные органы. Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в сообществе, используя для этого систему правоохранительных институтов. Последние включают армию, суды, тюрьмы, службы безопасности, полицию, прокуратуру, нотариат и другие органы. Правоохранительная деятельность государства направлена на точное и неуклонное осуществление всеми участниками общественных отношений правовых норм, то есть на обеспечение правомерного поведения. Составной частью указанной функции является правовая пропаганда среди населения.

Экологическая функция государства реализуется в охране окружающей природной среды. Обязанность всех кто находится на территории РФ беречь окружающую среду закреплена в Конституции РФ.

Гуманитарная функция государства налагает на него особую ответственность за развитие науки, культуры, образования.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ Шестернина Д.С.

Шестернина Дарья Сергеевна — студент-магистр, факультет экономики и права, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в данной статье на тему «Форма государственного правления в Российской Федерации» затрагивается проблема определения вида республиканской формы правления в Российской Федерации, а также различные мнения ученых по данному вопросу.

Ключевые слова: республика, форма правления, полупрезидентская республика, полупарламентская республика.

По форме правления Российская Федерация является республикой. Но в Конституции Российской Федерации не закреплен ее вид. Нет единого мнения по этому поводу и в научной литературе. Именно это обстоятельство и предопределило предмет нашего исследования в данной статье.

Для начала следует определить особенности каждого вида республиканской формы государственного правления. Президентская республика представляет собой форму правления, при которой роль Президента в системе государственных органов является значительной. При такой форме правления Президент является главой государства, главой исполнительной власти, также он выступает арбитром между различными ветвями власти и является Верховным главнокомандующим. Все эти особенности присущи и форме правления Российской Федерации.

Теперь рассмотрим характерные черты смешанной республики. Смешанную республику не стоит называть полупрезидентской или полупарламентской республикой, так как данному виду республики присущ баланс полномочий между президентской и парламентской ветвями. При такой форме правления наряду с президентом в формировании правительства участвует и парламент. Правительство несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом. Также возможен и другой вариант, когда правительство обладает повышенной самостоятельностью, но при этом президент не является главой государства и не ответственен за его действия. Резюмируя изложенное следует подчеркнуть, что для смешанных республик характерно сочетание признаков парламентской и президентской республики.

И последний вид республиканской формы правления — суперпрезидентская. Такая республика считается нетипичной, так как в этой ситуации разделения властей только декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно в руках Президента и подконтрольных ему административных институтов. В своей статье А. Дмитриев говорит об особенностях республиканской формы правления Российской Федерации, но в итоге он склоняется к мнению о том, что наша страна является полупрезидентская, полупарламентская республика с доминирующим положением Президента .

Немецкий политолог Э. Шнайдер считает, что России, скорее, соответствует модель президентской республики . По мнению ученого, есть одно обстоятельство, которое указывает на парламентский характер российской формы правления. Оно заключается в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации и тем самым добиться его роспуска.

Аналогичная позиция по данному вопросу высказывалась Е.И. Козловой и О.Е. Кутафиным. Авторы относят Российскую Федерацию к числу стран, сочетающих черты парламентарной и президентской республик. С момента становления в качестве

конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления черт президентской республики, сохраняя некоторые внешние признаки парламентского государства. Президент фактически стоит над парламентом, осуществляя как глава государства высшую государственную власть и олицетворяя ее единство. В конечном итоге вышеуказанные авторы говорят о том, что Россия-полупрезидентская, полупарламентская республика с доминирующим положением Президента в структуре власти .

В научной литературе имеется мнение, что Российская Федерация является смешанной президентско-парламентской моделью, где влиятельная власть президента, и премьера, зависимого от парламента. Такую же точку зрения высказывает О.Зазнаев, который аргументирует свой выбор тем, что для этой модели характерны всенародные выборы Президента, формирующего правительство с полного или частичного согласия парламента и имеющего право распустить законодательный орган власти при выражении им недоверия к кабинету министров. Таким образом, по мнению ученого, отличительной чертой российской формы правления является двойная ответственность правительства: перед Президентом и перед нижней палатой парламента, что не позволяет считать ее чисто президентской .

С. Грановский считает, что в России парламентско-президентская форма правления, обосновывая свой выбор тем, что Президент, избираемый народом, имеет полномочия, позволяющие ему действовать независимо от правительства, а наряду с Президентом действует правительство, ответственное перед парламентом .

О современной России как о суперпрезидентской форме правления пишет в своих работах американский политолог Стивен Фиш. По его мнению, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им» . С таким суждением не до конца можно согласиться. Стивену Фишу следовало бы заниматься исследованием американского бонапартизма, а не разбирать недостатки власти в России. О суперпрезидентском государственного правления, установившегося в России в 1993 году, пишет также политолог Л.Ф. Шевцова .

Итак, какие же выводы можно сделать из вышеизложенных мнений? Для начала обобщим все три точки зрения. Наше государство можно отнести к смешанной республиканской форме правления, так как в стране есть должность премьер -министра и возможен вотум недоверия правительству со стороны парламента. Российскую Федерацию можно отнести к президентскому виду в связи с тем, что правительство назначается президентом и несет перед ним ответственность. Также, суперпрезидентской республикой можно считать Россию, начиная с 2000-х гг., так как произошло усиление авторитета и доминирование положения Президента в структуре органов государственной власти. Это усиление во многом связано с личностными качествами Президентов Российской Федерации.

Мы больше склоняемся к мнению о том, что Российская Федерация является президентской республикой. Такую точку зрения можно обосновать положениями Конституции Российской Федерации. По Конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешанная республика . Республиканский характер формы российской государственности прямо закреплен в ст. 1 Конституции РФ, где говориться о республиканской форме правления. Это общее положение конкретизируется и развивается в других статьях, содержащихся в главах, посвященных статусам Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (например, в статьях 3, 11, 80, 81, 83, 84 и других). Из их содержания ясно вытекает, что в Российской Федерации учреждена президентская форма республиканского правления.

По мнению председателя Конституционного суда РФ, одного из авторов действующей Конституции В.Д. Зорькина — Российская Федерация -президентско-парламентская республика с широкими полномочиями президента. По нашему мнению, от классической смешанной формы правления Россию отличает то, что, несмотря на наличие постов президента и премьер-министра, ответственность правительства перед парламентом носит во многом теоретический характер, так как президент имеет возможность назначить премьер -министра, а во многих случаях и распустить парламент. Но в отличие от классической президентской модели, в Российской Федерации есть должности и президента, и премьер-министра. Правительство во главе с премьер -министром подотчетно и президенту, и парламенту.

Можно считать, что основными критериями, позволяющими различать виды республик друг от друга, являются: способ формирования правительства, его политическая ответственность и конституционно-правовой статус главы государства. Итак, если правительство формируется президентом, и несет перед ним ответственность, что и имеет место в Российской Федерации, то в данном случае речь идет о президентской республике.

В заключении статьи следует подчеркнуть, что видные ученые — юристы в своих последних работах исследуют связи и зависимости между управлением государством и разработкой в теории юриспруденции правовых явлений и категорий . Особое место в исследуемом феномене уделяется народу, который приобретает все большее значение как субъект управления государством. Причем указанная тенденция характерна не только в сегодняшнее время, но имеет глубокие исторические корни. Так, профессор Экимов А.И. пишет: «Рассматривая народ или его преобладающее большинство единственным земным законодателем, Марсилий предложил довольно практичный законодательный процесс, согласно которому небольшое число опытных и мудрых граждан разрабатывают проект закона, а утверждает его все население на общих собраниях. Тогда, указывает автор трактата «Защитник мира»,- люди будут лучше знать законы и добросовестнее их выполнять» .

Небезынтересной проблемой, с точки зрения юридического анализа, является и понимание личных свобод граждан в контексте управления государством и обществом. В связи с этим профессор Экимов пишет: «Императивы устойчивого развития должны быть заложены и в понимание личных свобод. Для многих людей личные свободы предпочтительнее насущных забот общества, а тем более всего человечества. И пока что все демократические механизмы в основном приспособлены к учету мнения большинства населения, а не самой ее разумной части. Предстоит большая работа по совершенствованию демократического механизма учета общественного мнения при принятии властных решений» .

Эффективность государственного управления во многом определяется теоретической разработкой центральной категории юриспруденции — права. Правильно подчеркивается в юридической литературе, что материальный соединением человека и общества является право. Право- это способ существования человека в обществе. Если не формализовано определение содержания способа существования человека в обществе, то нельзя и определить законы существования общества, отвечающие объективным потребностям человека . Примером тому служит материалистический социализм К. Маркса. Правильно пишет Н.А. Бердяев, что «…материалистический социализм отрицает самоценность человеческой личности. Человек уничтожается во имя чего-то призрачного, сверхчеловеческого, во имя идеи социализма и пролетариата. Пролетариат выше человека, и он не просто сумма людей — новый бог» .

В начале статьи мы подчеркивали, что Российская Федерация является президентской республикой. Мы верим в нашу страну и ждем от нашего президента твердости и мудрости в государственной политике. Задача юридической науки как раз и заключается в том, чтобы выработать эффективные инструментарии для руководства страны по управлению государством. Поэтому мы и обозначили «краеугольные камни» теории права, которые напрямую взаимосвязаны с действенными формами правления в Российской Федерации и которые требуют практического разрешения.

Список литературы

1. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Проспект, 2010. Статья 1.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. Изд.: «АСТ», 2002. С. 83.

3. Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004. С. 13-14.

4. Дмитриев А. Особенности республиканской формы правления в России // Юридическая мысль, 2011. № 6. С. 13-19.

5. Зазанаев О.И. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис, 2006. С. 100.

7. Никонов В. Конституционный дизайн // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В. Никонова. М., 2003. С. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Фиш М. Стивен. Демократия с нуля: оппозиция и политический режим в новой русской революции. Принстон: Университетское издательство Принстона, 1995. С. 17.

10. Шевцова Л.Ф. Проблема исполнительной власти в России. // Журнал демократии. Том 11. № 1, 2000. С. 32-39.

11. Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации. М.: ИНИОН РАН, 2002. С. 52-53.

12. Экимов А.И. Первое русскоязычное издание всемирно известного трактата эпохи средневековья. Государство и право, 2014, № 11. С. 122-123.

14. Экимов А.И. Юридическая наука и правопорядок. Журнал: Юридическая наука: история и современность, 2015. № 1. С. 21.

Закон о поправке к Конституции РФ принят и одобрен всеми обязательными участниками законодательного процесса. Конституционный Суд РФ также дал на него положительное заключение.

Важной новеллой Закона о поправке стало введение в Основной Закон категории «публичная власть», а также конституционное урегулирование основ ее организации. Данная новелла нуждается в осмыслении, в том числе «по горячим следам». Вслед за Конституционным Судом, который при оценке положений Закона решал «исключительно вопросы права», также ограничусь вопросами права в рассмотрении данного Закона.

Закрепление категории «публичная власть» в новой редакции Конституции видится важным и своевременным шагом. На мой взгляд, следует согласиться с позицией КС о том, что «принцип единой системы публичной власти, хотя и не нашел буквального закрепления в главе 1 Конституции Российской Федерации, вместе с тем имплицитно следует» из многих конституционных положений. Данная позиция доказывалась многими российскими правоведами с момента принятия Конституции и до сегодняшнего дня.

Убежден, что положения о единстве публичной власти создают потенциал для ее эффективной организации и осуществления на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) в интересах граждан. Более того, они задают новый тренд конституционного развития страны.

Организация публичной власти справедливо, на мой взгляд, отнесена к ведению РФ (п. «г» ст. 71 Конституции). О единстве системы публичной власти и взаимодействии входящих в нее органов указано в ч. 2 ст. 80 Основного Закона.

Вместе с тем, внося изменения в ст. 71 о предметах ведения РФ и в ст. 72 о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, разработчики поправок, на мой взгляд, не унифицировали понятийный аппарат, хотя данная проблема широко обсуждается в научных кругах. Так, при фактически идентичном подходе в законодательном регулировании одни предметы совместного ведения прямо названы в ст. 72 (п. «д» – природопользование…), другие – с помощью термина «общие вопросы» (п. «е» – общие вопросы воспитания, образования…), третьи – с использованием понятия «координация вопросов» (п. «ж» – координация вопросов здравоохранения).

В то же время содержание категории «публичная власть» осталось нераскрытым. Думаю, это было бы уместно сделать в ст. 77, указав на все составляющие публичной власти.

Значение обновленной главы 8 трудно переоценить. Ее нормы направлены на совершенствование организации местного самоуправления и его взаимодействие с государственной властью в интересах населения. Разумеется, сами по себе поправки не решат всех проблем организации и осуществления публичной власти – их созидательный потенциал необходимо реализовывать на уровне законодательства и правоприменительной практики.

Новая редакция ст. 131 Конституции предусматривает широкий выбор способов территориальной организации местного самоуправления, участия госорганов в их формировании, изменении границ территорий, на которых оно осуществляется, а также специфики городского самоуправления. Именно федеральный закон провозглашен источником определения таких форм, он же стал и ограничителем вмешательства государства в дела местного самоуправления.

Сам по себе такой подход представляется правильным, поскольку только закон должен определять взаимодействие двух подсистем публичной власти. Вместе с тем полагаю, что столь высокая роль федерального закона потребует от законодателя большей последовательности и ответственности, чем было проявлено в урегулировании вопросов местного самоуправления до настоящего времени. Обновленный статус федеральных парламентариев также требует высокого уровня профессионализма.

В соответствии со ст. 132 Конституции не только федеральный закон, но и закон субъекта Федерации становится источником перераспределения полномочий между государственной и муниципальной властями, что предъявляет повышенные требования и к качеству регионального законодательства. Практика также настоятельно диктует необходимость развития гибкой системы перераспределения полномочий между регионами и муниципалитетами. Но, разумеется, главной новеллой ст. 132 стало провозглашение единства публичной власти, предусматривающего вхождение в нее всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также обязанность их взаимодействия в целях наиболее эффективного решения стоящих перед ними задач в интересах населения.

Согласно ст. 133 Конституции органы местного самоуправления выполняют публичные функции и полномочия, имеющие государственное значение, во взаимодействии с органами государственной власти и, конечно, имеют право на компенсацию дополнительных расходов, возникших при их осуществлении.

В целом важно отметить, что конституционные поправки однозначно определили цель единства системы публичной власти и взаимодействия всех ее органов. Это означает, что вопрос должен решаться на том уровне, на котором это наиболее эффективно для граждан (поселенческом, районном (окружном) или региональном). Полагаю, что единство публичной власти не позволяет оправдывать неэффективность осуществления того или иного полномочия ссылками на относительную самостоятельность ее подсистем.

Обновление Конституции в части регулирования публичной власти вызревало в ходе научных обсуждений и поиска оптимальных решений практических проблем. В отношении взаимодействия государственной и муниципальной властей дискуссия развивалась от гипертрофированных подходов к самостоятельности местного самоуправления до предложений построения системы местного госуправления и чуждости местного самоуправления для России. В связи с этим единство публичной власти с выделением подсистем государственной власти и местного самоуправления представляется сбалансированным и перспективным.

Соглашусь с позицией КС, что изменения в главу 8 Конституции действительно «не предполагают искажения конституционной природы местного самоуправления как уровня публичной власти, наиболее приближенного к населению». Они полностью соответствуют ст. 12 Основного Закона и иным нормам его глав 1 и 2. Конституционный Суд подчеркнул, что конституционные новации «не отрицают самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий и не свидетельствуют о вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти». В свою очередь, органы местного самоуправления «во всяком случае входят в единую систему публичной власти политического союза (объединения) многонационального российского народа. Иное, в частности, влекло бы нарушение государственного единства Российской Федерации <…> что является конституционно-правовым нонсенсом».

В нескольких статьях новой редакции Конституции провозглашен принцип единства публичной власти без всяких оговорок. Однако категория «публичная власть» включает не только органы власти двух подсистем (государственной и муниципальной), но и народовластие. Народ России, население субъектов Федерации, а также население муниципального образования любого типа могут и должны участвовать в решении публичных дел. Более того, местная власть рассматривается в науке как промежуточная подсистема между государственной властью и властью общества.

К большому сожалению, в Конституции не нашла концентрированного отражения третья подсистема публичной власти – власть гражданского общества, или общественная власть. Полагаю, что вопросы гражданского общества могли бы стать не только новой статьей, но и новой главой Основного Закона, что способствовало бы развитию гражданского общества и демократизации социальной практики. Ведь публичная власть – не просто власть государства плюс местная. Это власть общества, осуществляемая в его интересах, под его контролем и по его запросу. Именно в такой интерпретации конституционные новеллы о публичной власти, на мой взгляд, дадут максимальный позитивный эффект, найдя отражение в законодательстве и правоприменительной практике.

Очевидно, потребуется корректировка федерального и регионального законодательства в обозначенном направлении с целью обеспечения реализации новых положений Основного Закона. Полагаю, будет весьма продуктивно, если работа по совершенствованию законодательства пройдет с участием гражданского общества.

Собянин: с 30 марта для всех москвичей вводится «домашний режим самоизоляции»

Мэр Москвы Сергей Собянин написал в блоге, что с 30 марта вводится «домашний режим самоизоляции вводится для всех жителей Москвы независимо от возраста». Вслед за Москвой «домашний режим» объявили и власти Подмосковья, сообщается в телеграм-канале оперативного штаба.

Покидать квартиру разрешается только в том случае, если москвичам нужно:

— обратиться за экстренной медицинской помощью;

— поехать на работу, если они обязаны ходить на работу;

— совершить покупки в ближайшем работающем магазине или аптеке;

— погулять с домашними животными на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания;

— вынести мусор.

«А в ближайшие дни — после проведения технических и организационных мероприятий — выходить можно будет при наличии специального пропуска, выданного в порядке, установленном правительством Москвы», — пишет Собянин.

Он подчеркнул, что москвичам не запрещается приезжать в город или уезжать из него, но для передвижения по городу должна быть «веская причина». В течение недели мэр обещает внедрить «умную систему контроля соблюдения домашнего режима».

В магазинах, в аптеках и в общественном транспорте москвичи должны находить как минимум в полутора метрах друг от друга. Исключение — такси.

Москвичи с легкой формой коронавируса будут лечиться дома, сотрудники скорой помощи, врачи и волонтеры будут приносить им лекарства домой. Людям, которые с 30 марта по 3 апреля не совершат ни одной поездки, продлят на 5 дней срока действия проездных билетов.

«Очевидно, что в нынешней непростой ситуации, к сожалению, многие москвичи потеряют работу. Чтобы помочь им, будет разработан специальный комплекс мер поддержки. В качестве первого шага вводится региональная компенсационная выплата безработным. Общий размер пособия по безработице (стипендии) и новой выплаты составит 19 500 рублей в месяц», — добавил Собянин.

Исправлено в 23:09. Власти уточнили, что проездные продлят не на 9 дней, а на 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *