Какой указ?

Начнем с главного — Конституция выше всех. В нашей иерархии нормативно-правовых актов ей не может противоречить ни один закон, в том числе и указ самого президента.

Считаются ли указы федеральными законами? Зачем они нужны? Какое место решения президента занимают в законодательстве РФ? Эти вопросы мы разберем в данном материале. Несмотря на то, что нормативно-правовые акты обладают разной юридической силой, их объединяет общая цель — обеспечение достойных условий для жизни и труда каждому жителю страны. Если вы знаете, что ваши права ограничивают, но не знаете, как грамотно отстоять свою позицию, пора обратиться за консультацией к юристу.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 341 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Зачем нужны указы президента?

Указ президента РФ — подзаконный правовой акт, издаваемый президентом в пределах его полномочий. Что означает «подзаконный»? Уточняющий. Указы президента вносят поправки, ликвидируют пробелы и дополняют другие акты, в том числе и федеральные. Приведем несколько примеров Указов президента:

  • Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020;
  • «О Правительстве Российской Федерации»;
  • «О награждении государственными наградами Российской Федерации»;
  • «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации»;
  • «О мерах по противодействию терроризму»;
  • «О присвоении дипломатических рангов» и т.д.

Из примеров очевидно, что еще одно, ненормативное, предназначение указов — назначение на государственные должности, например, губернаторов и судей, награждение за выдающиеся заслуги или анонсирование изменений в составе органов власти. Все указы и другие действующие в РФ нормативно-правовые акты можно посмотреть на различных официальных правовых порталах.

Может ли указ противоречить федеральным законам или отменять их?

Нет. В иерархии законодательства нашей страны высшим авторитетом обладает Конституция. За ней следуют федеральные законы и только потом — указы главы государства. Федеральный уровень законодательства находится выше полномочий президента — значит, указы могут дополнять его, но не отменять.

Возможности президента ограничены — в первую очередь, Государственной Думой и Советом Федерации. Кажется, что указ, подписанный президентом, обладает наибольшим весом. Но, если вдуматься, президент подписывает нормативно-правовые акты и более высоких уровней. Юридическая сила акта определяется степенью участия в нем органов власти. Если в их создании участвовал Парламент, президент не может отменить их одним росчерком пера. В таких случаях глава государства либо использует свое право законодательной инициативы, либо обращается в Конституционный суд.

Начинающие юристы часто путают закон и право, ссылаясь не на конкретные нормы, а на базовые принципы отрасли. К сожалению, эти категории могут не только не совпадать друг с другом, но и находиться в противоречии. Однако в теории всё выглядит иначе, и нам необходимо стремиться к гармонии этих понятий. Небольшой анализ поможет вам понять разницу между правом и законом и усвоить отличия раз и навсегда.

Определение

Право – это система императивных норм, которые устанавливаются и охраняются государством. За отказ от их соблюдения или нарушения предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. В мире доминирует несколько правовых систем: англо-саксонская, романо-германская и теократическая.

Закон – нормативный акт, принятый в соответствующем порядке и затрагивающий определённую сферу правовых отношений. Его главные атрибуты – формальное выражение, сфера действия, круг субъектов, сила.

Сравнение

Как следует из определений, право – широкое понятие, и в его объём входит несколько элементов, наряду с которыми – закон. Всё зависит от того, каким образом выстроена система. К примеру, романо-германское право – это иерархия законов, начиная от конституции и заканчивая конкретной нормой. Англо-саксонская система представляет собой множество прецедентов, то есть практических норм.

Право рассчитано на длительное использование и может сохраняться веками. А вот законы периодически обновляются, так как они теряют свою актуальность. Легитимность права подтверждается конституцией, которая ратифицирована органом верховной власти. Любой закон, который ей противоречит, автоматически признаётся ничтожным и не должен исполняться.

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятия. Категория «право» значительно шире, чем «закон», полностью включая в себя данное определение.
  2. Состав. Право состоит из нескольких элементов: обычаи, прецеденты (практика), договора, в то время как закон — из конкретных норм.
  3. Длительность применения. Законы периодически утрачивают свою силу и меняются на актуальные акты. Право может оставаться незыблемым на протяжении столетий, что ярко подтверждают некоторые государства.
  4. Легитимность. Конкретный закон может утратить свою силу ещё до опубликования, так как он противоречит основным нормам законодательства. Право остаётся легитимным в силу конституции и других актов, которые определяют его структуру.

Наша жизнь состоит из огромного количества юридических норм, закреплённых в различных документах. В общем смысле их называют «законами» и разграничивают в зависимости от сферы применения. Тем не менее, само по себе законодательство является многоплановым и обладает большим количеством институтов. Одним из базовых вопросов юриспруденции является отличие правового акта (ПА) от нормативного правого акта (НПА). Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.

Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

  1. Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.
  2. Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.
  3. Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.
  4. Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.

НовостиНовости сервиса: 2013

После вступления в силу Федерального закона №1-ФЗ Об электронно-цифровой подписи вместе с понятием «электронный документ» появились также и определения «юридическая сила» и «юридическая значимость». Однако нет однозначной ясности в правильности употребления понятий «юридически значимый электронный документ (ЮЗЭД)» и «электронный документ, обладающий юридической силой».

Разберемся для начала с основными определениями и их формулировками. В соответствии с ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» документ – это «Документ: документированная информация: Зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее зафиксировать». То есть «документ» и «документированная информация» это одно и то же.

А под «электронным документом», в соответствии с Федеральным законом №149-ФЗ Об Информации, ИТ, и о защите информации, понимается «документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах». Понятие «электронный документ» неразрывно связано с понятием «документированная информация», определением которой является – «зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель».

Из представленных определений можно сделать вывод, что «электронный документ» отличается от «документа» уточнением о средствах, с помощью которых документ может быть воспроизведен, передан и обработан.

А теперь давайте вернемся к разнице в понятиях юридической силы и юридической значимости.

Под понятием «юридической силы документа», в соответствии с ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», понимается «свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления». Здесь также стоит уточнить, что имеется в виду под «официальным документом» – это документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке».

Однако в данном стандарте не определены понятия «юридически значимый документ» или «юридическая значимость». Также понятия не определены и в Федеральном законе 27 июля 2006 г. №149-ФЗ Об Информации, ИТ, и о защите информации, Федеральном законе от 10 января 2002 года №1-ФЗ Об электронно-цифровой подписи и Федеральном законе №63-ФЗ Об электронной подписи от 06.04.2011.

При попытке обратиться к прочим нормативным документам также не находится ни одного четкого и емкого определения понятий «юридической значимости» и «юридической силы».

Юридическая сила:

1. Федеральный закон от 10 января 2002 года №1-ФЗ Об электронно-цифровой подписи:

1.1. Статьи 14. Аннулирование сертификата ключа подписи

1.2. Статья 17. Использование электронной цифровой подписи в корпоративной информационной системе

2. Федеральный закон от 6 апреля 2011 года №63-ФЗ Об электронной подписи от 06.04.2011

2.1. Статья 4. Принципы использования электронной подписи

2.2. Статья 7. Признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами

Юридическая значимость:

1. Федеральный закон от 10 января 2002 года №1-ФЗ Об электронно-цифровой подписи

1.1. Статья 4. Условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи

1.2. Статья 6. Сертификат ключа подписи:

1.3. Статья 18. Признание иностранного сертификата ключа подписи

2. Федеральный закон №63-ФЗ Об электронной подписи от 06.04.2011

2.1. Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Что можно сказать на основании вышеприведенных цитат? В Федеральном законе от 10 января 2002 года №1-ФЗ Об электронно-цифровой подписи понятие «ЮЗЭД» употребляется в контексте осуществления неких отношений, а в Федеральном законе №63-ФЗ Об электронной подписи от 06.04.2011 понятие «юридической значимости» применяется к действиям. В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ Об Информации, ИТ, и о защите информации данное понятие не употребляется в принципе.

В статье 18 Федеральном законе от 10 января 2002 года №1-ФЗ Об электронно-цифровой подписи понятие «ЮЗЭД» также употребляется в случае определения юридической значимости сертификата ключа подписи как иностранного документа, однако в статье 7 Федерального закона №63-ФЗ Об электронной подписи от 06.04.2011 при использовании иностранного сертификата ключа подписи уже говорится о «юридической силе» документа. Можно ли говорить о «работе над ошибками» в данном случае?

На данный момент нет законодательно закрепленных понятий «юридически значимый электронный документ» или «электронный документ, обладающий юридической силой». По большей части данные понятия носят интуитивный характер, трактуются в зависимости от контекста и употребляются в том или ином случае скорее для красоты изложения.

Можно выделить следующие варианты применения понятий:

● когда мы говорим об электронном документе, подписанном квалифицированной электронной подписью, можно говорить о «электронном документе, который обладает юридической силой», так как законодательно закреплена его эквивалентность документу, подписанному собственноручно. Необходимые для обладания «юридической силой» условия выполняются благодаря применению квалифицированной электронной подписи, а, значит, к электронному документу могут применяться те же понятия, что и к «бумажному»;

● При использовании неквалифицированной или простой электронной подписи необходимо заключение соглашения между контрагентами, которое ко всему прочему должно определять методы проверки электронной подписи. К электронному документу, подписанному такой подписью, можно применить понятие «юридической силы», так как свойств как «документа», так и «документа, обладающего юридической силой» он не теряет;

● по отношению к определённому законодательством порядку документооборота, отношениям, возникающим в результате подписания электронных документов квалифицированной и неквалифицированной электронной подписью, и событиям уместнее применять понятие «юридической значимости».

Определение терминов

Конвенции

Термин «конвенция» может иметь как общее, так и специальное значение.

a) Термин «конвенция» в общем смысле: в статье 38(1)(a) Статута Международного Суда говорится о «международных конвенциях, как общих, так и специальных» как источниках права, помимо международных обычных норм и общих принципов международного права, а в качестве вторичного источника названы судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву. В этом общем употреблении термин «конвенция» включает все международные соглашения так же, как и общий термин «договор». Общепризнанные принципы и нормы права также традиционно называют «конвенционным правом», с тем чтобы отличать их от других источников международного права, таких, как обычное право и общие принципы международного права. Таким образом, общий термин «конвенция» является синонимом общего термина «договор».

b) Конвенция как специальный термин: если в прошлом веке термин «конвенция» традиционно употреблялся для обозначения двусторонних соглашений, то в настоящее время он, как правило, используется для обозначения официальных многосторонних договоров с участием большого числа сторон. Конвенции, как правило, открыты для участия международного сообщества в целом или большого числа государств. Обычно документы, заключаемые под эгидой международных организаций, называются «конвенции» (например, Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года, Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года). То же самое относится к документам, принимаемым органом международной организации (например, Конвенция МОТ относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года, принятая Международной конференцией труда, или Конвенция о правах ребенка 1989 года, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций).

См. также статус конвенций >>

Уставы

Термин «устав» (или «хартия») употребляется для обозначения особенно официальных и торжественных документов, таких, как учредительный договор международной организации. Сам термин имеет эмоциональную окраску, которая восходит к Великой Хартии вольностей 1215 года. К числу известных современных примеров относится Устав Организации Объединенных Наций 1945 года и Устав Организации американских государств 1952 года.

Протоколы

Термин «протокол» употребляется для обозначения соглашений, имеющих менее официальный характер, чем соглашения, называемые «договорами» или «конвенциями». Этот термин мог бы использоваться для обозначения следующих видов документов:

a) протокол о подписании представляет собой субсидиарный по отношению к договору документ, составленный теми же сторонами. Такой протокол касается вспомогательных вопросов, таких, как толкование отдельных положений договора, официальных положений, которые не были включены в договор, или решения технических вопросов. Ратификация договора, как правило, будет ipso facto включать ратификацию такого протокола.

b) Факультативный протокол к договору представляет собой документ, который предусматривает дополнительные по отношению к договору права и обязательства. Обычно он принимается в тот же день, однако носит самостоятельный характер и подлежит отдельной ратификации. Такие протоколы позволяют некоторым сторонам договора устанавливать в отношениях между собой такой обязательственный механизм, который выходит за рамки общего договора и принимается не всеми его участниками, в результате чего создается «двуступенчатая система». Известным примером является Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года.

c) Протокол, основанный на рамочном договоре, представляет собой содержащий особые материальные обязательства документ, который предназначен для достижения общих целей предшествующей рамочной или зонтичной конвенции. Такие протоколы предусматривают упрощенный и ускоренный процесс заключения договора и особенно популярны в области международного экологического права. В качестве примера можно привести Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года, принятый на основе статей 2 и 8 Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 года.

d) Протокол о внесении изменений представляет собой документ, содержащий положения, которые вносят изменения в один или несколько предшествующих договоров, например Протокол 1946 года о внесении изменений в соглашения, конвенции и протоколы о наркотиках.

e) Протокол в качестве дополнительного договора представляет собой документ, который содержит дополнительные положения к предшествующему договору, например Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 года к Конвенции о статусе беженцев 1951 года.

f) Протокол (Proces-Verbal) представляет собой документ, который закрепляет определенные договоренности, достигнутые договаривающимися сторонами.

Декларации

Термин «декларация» употребляется для обозначения различных международных документов. Однако декларации не во всех случаях являются юридически обязательными. Этот термин часто намеренно выбирается для демонстрации того, что стороны не собираются устанавливать юридически обязательных обязательств, а лишь хотят декларировать определенные чаяния. Примером является Декларация Рио 1992 года. В то же время декларации также могут представлять собой договоры в общем смысле слова, которые должны иметь обязательную силу по международному праву. В этой связи в каждом отдельном случае необходимо определять, намеревались ли стороны устанавливать юридически обязательные обязательства. Выяснение намерений сторон зачастую может быть сложной задачей. Некоторые документы, озаглавленные «декларации», как изначально предполагалось, не должны были иметь обязательной силы, однако позднее их положения могли стать отражением международного обычного права или приобрести обязательный характер в качестве нормы обычного права. Это произошло со Всеобщей декларацией прав человека 1948 года. Декларации, которые должны иметь обязательную силу, можно классифицировать следующим образом:

a) декларация может быть договором в собственном смысле слова. Показательным примером является Совместная декларация Соединенного Королевства и Китая по вопросу о Сянгане 1984 года;

b) декларация о толковании представляет собой документ, который прилагается к договору с целью дать толкование или разъяснение его положений;

c) декларацией может также называться неофициальное соглашение по какому-либо маловажному вопросу;

d) ряд односторонних деклараций (заявлений) могут составлять соглашения, имеющие обязательную силу. Типичным примером являются декларации (заявления) в соответствии с факультативным положением Статута Международного Суда, которые создают правовую связь между делающими их сторонами, хотя они прямо и не обращены друг к другу. Еще одним примером является сделанная Египтом в 1957 году односторонняя Декларация о Суэцком канале и порядок ее действия, которая рассматривалась как обязательство международного характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *