Процессы идентификации опасностей, оценки рисков и управления ими являются основой всей СУОТ предприятия. О том, как выявить существенные риски, требующие мер управления, читайте в данной статье.
Для оценки рисков рабочая группа применяет классический метод. Оценка рисков рассчитывается по формуле:
R = P х S,
где R – риск, балл;
P – вероятность возникновения опасности, балл;
S – серьезность последствий воздействия опасности, балл.
Вероятность воздействия опасности P определяется по таблице 1.

Серьезность последствий воздействия опасности S определяется по таблице 2.
Таблица 2. Оценка серьезности последствий воздействия опасности S

Исходя из значений P и S рабочая группа определяет категорию риска по матрице классификации рисков (таблица 3).

Справочно: Данный метод не является обязательным. Согласно п. 4.3.1.СТБ 18001 «организация должна разработать, внедрить и выполнять процедуры для постоянной идентификации опасностей, оценки рисков и необходимых мер управления», в связи с этим, организация вправе воспользоваться другой методикой либо разработать свою.
Результаты оценки рисков рабочая группа переносит в карту идентификации опасностей и оценки рисков. Категории рисков подразделяются на следующие:
- низкие (R < 6);
- умеренные (6 ≤ R ≤ 12);
- высокие (R > 12).
К низким рискам относятся потенциальные риски при ежедневной работе на рабочем месте. Риски с таким уровнем рассматриваются как приемлемые при наличии мер по управлению ими (например, инструктаж по охране труда , контроль применения средств индивидуальной защиты).
К умеренным рискам относятся риски, при которых присутствует потенциальная угроза здоровью персонала и/или нанесение ущерба имуществу предприятия. Риски с таким уровнем рассматриваются как приемлемые при наличии достаточных мер по управлению ими и требуют постоянного контроля и анализа.
К высоким рискам относятся риски, при которых присутствует потенциальная угроза жизни и здоровью персонала и/или нанесение значительного ущерба имуществу предприятия. Риски с таким уровнем рассматриваются как неприемлемые и требуют дальнейшего обязательного управления ими.
Управление рисками
Все идентифицированные риски подлежат управлению. При управлении рисками учитываются следующие меры по сокращению рисков:
— устранение;
— технические меры;
— предупреждение и/или административные меры управления;
— средства индивидуальной защиты.
Меры управления могут быть технического характера (использование средств коллективной и индивидуальной защиты, ограничение контакта с движущимися и вращающимися частями оборудования и др.), организационного характера (создание систем оповещения о возникшей опасности, разработка планов действий в аварийных ситуациях, включая обучение, тренировки и др.).
Реестр управляемых рисков
На основании карт идентификации опасностей и оценки рисков ответственный по охране труда составляет Реестр управляемых рисков организации по форме, приведенной в
в рубрике «Полезная документация», в который обязательно включаются риски с категорией «высокий».
В указанный Реестр могут также включаться и «средние», и «низкие» риски, подлежащие снижению до низшего уровня.
Руководители структурных подразделений, председатель профкома и другие специалисты, (при необходимости) разрабатывают предложения по управлению рисками (в случае, если установлено, что существующие в организации меры по управлению нуждаются в улучшении) для установления целей в области охраны труда и формирования Программы управления охраной труда (согласно требований п.4.3.3 СТБ 18001).
Оценка приемлемости остаточного риска.
После выполнения мероприятий, сформулированных в программе управления охраной труда, и направленных на управление рисками, обеспечивается проведение рабочими группами оценка уровней приемлемости остаточных рисков в соответствии с вышеуказанной методикой. Оценка уровней остаточных рисков проводится в месячный срок после выполнения соответствующих мероприятий в программе управления охраной труда.
Результаты оценки остаточного риска заносятся в карты идентификации опасностей и оценки рисков. Данные предложения могут явиться основой для разработки или корректировки программы управления охраной труда.
Управление рисками подрядчиков и посетителей.
Идентификация опасностей и оценка рисков в организации включает также деятельность подрядчиков и посетителей. Для этого определяются виды работ, которые выполняются подрядчиками на территории организации (данные запрашиваются у руководителей структурного подразделения и юрисконсульта) и составляются карты оценки рисков.
При этом мероприятиями по управлению рисками, привносимыми подрядчиками могут быть:
- наличие в договоре подряда отдельного пункта, оговаривающего ответственность подрядчика за выполнение требований охране труда , прописанная в договоре возможность его расторжения в случае нарушения подрядчиком требований охраны труда;
- проверка наличия лицензии на выполнение данного вида работ;
- подтверждение квалификации персонала подрядчика (например, предоставление копий документов, подтверждающих квалификацию);
- оформление наряда-допуска;
- оформление акта разграничения ответственности;
- контроль наличия ограждения места производства работ;
- контроль наличия плана производства работ, технологических карт;
- проведение проверок выполнения требований охраны труда персоналом подрядчика силами организации;
- визуальный контроль специалистами организации на наличие признаков алкогольного опьянения (при необходимости);
- проведение внепланового инструктажа персонала подразделений, в которых проводятся работы с привлечением подрядных организаций;
- подтверждение проведения вводного инструктажа персонала подрядчика (например, ведомость вводного инструктажа персонала подрядчика);
- подтверждение проведения целевого инструктажа персонала подрядчика непосредственно на месте (например, копия ведомости, проведение инструктажа в присутствии представителя организации).
Анализ процесса идентификации опасностей, оценки рисков и управление ими.
Ежегодно, до 10 января, издаёт приказ о пересмотре карт оценки значения рисков во всех подразделениях. Проект приказа готовит ответственный по охране труда.
Руководители структурных подразделений до 20 января пересматривают Карты оценки рисков, а ответственный по охране труда до 25 января составляет Реестр управляемых рисков.
Анализ предпринятых мер управления рисками проводится ежегодно при проведении анализа со стороны руководства (п.4.6 СТБ 18001) путем обработки выводов о достижении целей в области охраны труда (выполнения программы управления по охране труда ) (п.4.3.3 СТБ 18001), а также сравнения Реестров управляемых рисков за предыдущий и текущий годы.
Внеплановая идентификация опасностей и оценки рисков
осуществляется в месячный срок при:
- изменении законодательных и других требований в области охраны труда , влияющих на риски в организации;
- возникновении аварий и несчастных случаев;
- появлении новых рабочих мест;
- внедрении новых технологий, оборудования;
- перераспределении ответственности, расширении, сокращении, изменении структурного подразделения;
- изменении в методах или режимах работы.
- изменении методики оценки значимости рисков.
Виктор Бирюк– начальник сектора исследовательского отдела методологии создания и сертификации систем управления Белорусского государственного института метрологии, эксперт-аудитор
Справочно: риск — сочетание вероятности возникновения опасного события или воздействия и тяжести травмы или профессионального заболевания, причиной которого может быть это событие или воздействие;
Справочно: оценка риска: весь процесс оценки величины риска и принятия решения, является ли риск приемлемым с учетом осуществляемых мер управления;
Справочно: Существенные риски учитываются при установлении целевых показателей в области ОТ, мероприятия по управлению существенными рисками включаются в программу управления ОТ учреждения.
129686 0
Автор статьи: Основатель Projectimo.ru
Упрощенно технология управления в концепции приемлемого риска воспринимается как последовательность трех больших этапов выявления, оценки и минимизации. Предположим, что в ходе реализации первого этапа руководством сформулированы цели и поставлены задачи риск-менеджмента компании. Следующим шагом предстоит выявить и идентифицировать основные угрозы текущей и перспективной деятельности. Одним из действенных и наглядных инструментов такой работы является карта рисков.
Этап картографирования рисков
Самостоятельная борьба с рисками в бизнесе, как правило, начинается с традиционного SWOT-анализа и описания угроз. К этому подключается анализ документации: нормативной, финансовой, управленческой, маркетинговой, договорной. Исследуются действующие политики, регламенты, результаты сессионной стратегической деятельности. В ходе исследований и коллегиальной работы формируется состав внешних и внутренних факторов, способных оказать влияние на уровень рисков.
В результате выявленные угрозы подлежат сведению в единую таблицу, представляющую собой систему факторов риска с их перечнем, иногда именуемым профилем факторов риска. Помимо сводной таблицы целесообразно также разработать классификационную схему факторов с выделенными взаимосвязями между ними. Более конкретной формой выявления факторов служит их идентификация. Идентификация рисков предполагает выявление самых значимых качественных и количественных их характеристик, в состав которых входят:
- вероятность проявления;
- размер потенциального ущерба;
- место возникновения;
- уровень взаимосвязей между факторами и т.п.
Иными словами, риск необходимо сопоставить с указанными параметрами. В момент, когда мы начинаем осмыслять размер ущерба, возникает переход на второй этап технологии управления – стадию оценки. Измерение риска в рамках идентификации факторов и первичной оценки инструментально производится сначала качественно, а затем количественно.
Вторым инструментом измерения является картографирование. Когда мы только начинаем работу с факторами, мы стремимся описать их на уровне: вероятно – не вероятно, опасно – не опасно и насколько опасно. На этой основе можно осуществить построение карты с осями абсцисс, по которой выстроена шкала опасности, и ординат, с размещением на ней шкалы вероятности риска. Факторы находят отражение на созданном поле и получают на нем визуальное позиционирование.

Модель карты рисков
Каждая компания сама устанавливает понятие опасности и единицы ее измерения. Для руководителей одной компании под ней понимается упущенная прибыль, для других – доход. Для примера можно предположить, что опасность в пределах потери прибыли до 33% является неопасной, в диапазоне от 33% до 67% опасность допустима, а свыше 67% уже неприемлема. Некоторые авторы полагают, что опасным может быть фактор, если он может привести к потерям прибыли полностью (100%). Диапазон вероятности от 0 до 1 делится на три или более группы, предположим:
- от 0 до 0,2 – маловероятно;
- от 0,21 до 0,65 – вероятно;
- свыше 0,65 – весьма вероятно.
Представленный выше пример разбиения диапазонов не является догмой, в каждом конкретном случае подход индивидуален. Далее ответственные сотрудники, взяв данные заполненной таблицы факторов риска (форма размещена ниже), переносят каждый фактор на карту риска с учетом вероятности и опасности. В зависимости от сектора матрицы, в который попадают факторы, можно увидеть на карте, к какой зоне риска они принадлежат.

Таблица системы факторов, оказывающих влияние на уровень риска
Анализ карт рисков
Построение или коррекцию карты рекомендуется делать один раз в квартал. Каждый раз после такой работы следует проводить анализ. Он позволяет отсечь группу рисков, являющихся опасными (выше проведенной красной линии на карте). Кроме того, очевидными становятся неопасные риски, попавшие в квадранты ниже синей прочерченной линии. Карта рисков в ходе анализа дает возможность сделать следующие выводы.
- По группе рисков выше красной черты следует разработать план немедленных (первоочередных) мероприятий.
- По группе рисков, входящих в зону между красной и синей чертой, требуется разработка плана годовых мероприятий.
- По рискам, расположенным ниже синей черты, необходимо создать план контролируемых мероприятий для того, чтобы со временем они не перешли в разряд допустимых или даже опасных.

Пример визуальной формы карты риска
Выше показан пример иного представления карты. Внутри кругов проставлены значения вероятности фактора. В самой верхней части карты мы наблюдаем два риска, которые можно с уверенностью назвать ключевыми. Под ключевыми рисками следует понимать такие угрозы, которые способны нанести непоправимый, катастрофический ущерб бизнесу. Среди ущерба подобного типа можно назвать остановку непрерывного производства в условиях рисков техногенных катастроф, например, в металлургии, или даже потерю самого бизнеса при угрозе появления так называемых «убийц технологий».
Карты рисков могут быть сформированы не только в графической, но и в табличной форме. Ниже вашему вниманию представлен пример такой карты. По строкам размещены факторы риска, а шкалы вероятности и степени опасности последовательно размещены в столбцах. Таблица заполняется путем проставления «+» в ячейках, соответствующих факторам риска по двум основным параметрам оценки. В зону самых опасных рисков попадают факторы, имеющие отметку в каждом третьем столбце. В нашем примере это «рост себестоимости производства продукции». Контролируемые риски, наоборот, имеют отметки в каждом первом столбце. В примере к таким относятся «рост запасов» и «текучесть персонала».

Пример карты рисков в табличной форме
При построении карты рисков возникает резонный вопрос: «Можем ли мы ошибаться?». Конечно! Ошибка может заключаться в выборе экспертов. И сами эксперты способны совершать ошибки, разворачивая ситуацию в субъективной оценке факторов. Но делая оценку регулярно и вводя ее результаты в фокус своего внимания, лица, принимающие решения, раз за разом учатся выявлять застарелые проблемы и находить новые угрозы. Помимо этого, формируется навык грамотно расставлять приоритеты и своевременно минимизировать риски. В любом случае, настоящий инструмент эффективен сам по себе.