Киноклуб в библиотеке

«Киноклуб в Герценке» — это объединение читателей, любящих киноискусство, место, где можно регулярно знакомиться с шедеврами отечественного и мирового кино, обсуждать эстетические, нравственные и общественные проблемы в кругу близких по интересам людей.

Первое заседание состоялось 3 декабря 2009 года в клубе «Зелёная лампа» при абонементе научной книги. Это была встреча с заслуженным деятелем искусств, режиссером документального кино Алексеем Погребным. Перед этим в течение четырёх вечеров было показано несколько картин Алексея Ивановича.


На фото: И. Н. Крохова, ведущая «Зеленой лампы», представляет режиссера
А. И. Погребного

Документальные ленты, их обсуждение, общение с режиссером вызвали такой интерес у членов клуба «Зеленая лампа», что было решено регулярно просматривать лучшие новые российские документальные фильмы.

Организацию кинопоказов взяла на себя сотрудница библиотеки, а в 80-е — 90-е годы — один из руководителей киноклуба «Сталкер» — Галина Константиновна Макарова.


Г. К. Макарова.

Большое участие в подборе фильмов и проведении обсуждений принимала ее бывшая коллега по «Сталкеру», кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Марина Валентиновна Дохматская.

И уже 11 февраля 2010 года состоялся показ и обсуждение документального фильма
Е. Соломина «Глубинка 35×45». Активными участниками кинопоказов стали как сотрудники библиотеки, так и читатели.

До 14 апреля 2011 г. «Кинопоказы в Герценке» (при клубе «Зеленая лампа») проводились на переносной видеопроекционной аппаратуре, в разных помещениях библиотеки: в отделе абонемента на Энгельса, 43,

в отделе искусств на Герцена, 64,

в читальном зале гуманитарного отдела в старом здании.

За 2 года было организовано 12 киновечеров с обсуждением фильмов. Особенно запомнились зрителям такие замечательные картины, как «Слово» С. Мирошниченко, «Рассвет\Закат. Далай-Лама ХIV» В. Манского, «Революция, которой не было» А. Полуниной, «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» А. Хржановского, «Нарицаешься Верою» А. Григорьева, «О любви» Т. Шахвердиева и многие другие.
Стенограммы обсуждений и фотографии размещены также на странице клуба «Зеленая лампа» в разделе «Летопись заседаний».

Большим событием 27 января 2011 г. стала премьера художественного фильма «Овсянки» режиссёра А. Федорченко по сценарию писателя Дениса Осокина, произведения которого так полюбились читателям «Зеленой лампы». Для того, чтобы обеспечить необходимое качество демонстрации фильма, просмотр был устроен в зале Областного художественного музея, но и этот зал не смог вместить всех желающих. Повторный сеанс с обсуждением был организован в библиотеке.


На просмотре фильма «Овсянки» в Областном художественном музее
им. В. М. и А. М. Васнецовых.

После переезда в новый пристрой к основному зданию библиотеки у любителей киноискусства появились условия для просмотра художественных фильмов в оборудованном по последнему слову техники конференц-зале.

Было решено начать работу в киноклубе с цикла «Фильмы режиссера А. Сокурова», т. к. именно этот выдающийся мастер включен Европейской киноакадемией в число ста лучших режиссеров всех времен и народов, а увидеть эти шедевры (их снято уже около 50-ти) практически невозможно ни в кинотеатрах, ни на телевидении.

12 марта 2012 года «Киноклуб в Герценке» открылся в новом здании показом и обсуждением уникального фильма А. Н. Сокурова «Русский ковчег». Интерес к творчеству гениального режиссера превзошел все ожидания. Зал был переполнен.

Вопреки опасениям организаторов киноклуба и последующие просмотры далеко не простых для восприятия фильмов Сокурова проходят также при полных аншлагах, зрители знакомятся с особенностями творчества режиссера, смотрят видеоинтервью с автором о его фильмах, активно и заинтересованно участвуют в обсуждениях, делятся впечатлениями, высказывают свое мнение о наболевших проблемах, поднятых в картинах. Стенограммы, фотографии, отчеты о прошедших встречах выкладываются на сайте библиотеки.

Так, по-настоящему взволновали зрителей ранние фильмы А. Н. Сокурова, снятые им по мотивам литературных произведений: «Одинокий голос человека» (по прозе А. Платонова) и «Скорбное бесчувствие» (по пьесе Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»).

Споры вызвал просмотр тетралогии фильмов о власти: «Фауст» (по мотивам поэмы Гете), «Молох» (об одних сутках из истории взаимоотношений Евы Браун и Адольфа Гитлера)? «Телец» (о последнем, малоизвестном периоде жизни В. И. Ленина) и «Солнце» (о самом сложном решении в жизни японского императора Хирохито).

В 2014 году был начат новый цикл «Великие и неповторимые. Звезды зарубежного кино 30-х – 40-х годов». Большое удовольствие доставляют зрителям редкие комедийные музыкальные фильмы, мюзиклы с участием: Фреда Астера, Лжуди Гарленд и многих других, до сих пор мало известных звезд.

Прошли премьерные показы с обсуждениями фильмов молодого талантливого кинорежиссера Арсения Гончукова «Сын» и «Последняя ночь».

Особенно привлекают зрителей встречи с кировскими режиссерами документальных фильмов.

Так в октябре состоялась очередная премьера документального фильма «Черта» об уникальном музыкальном театре, который существовал в 40-е – 50-е годы в Кировской области, в Вятлаге.
Фильм снят кировским режиссёром Татьяной Халезовой и журналистом Борисом Свистуновым, встреча с ними в нашем киноклубе запомнится всем надолго.

Режиссёр Татьяна Халезова и автор сценария Борис Свистунов

В год российского кино «Киноклуб в Герценке» продолжал знакомить любителей киноискусства с лучшими образцами отечественного кинематографа.

Необыкновенно повезло «Киноклубу в Герценке»: 8 февраля 2016 г. вновь была организована встреча с талантливым писателем, поэтом и сценаристом Денисом Осокиным, который представил новый выдающийся фильм по своему сценарию «Ангелы революции». Самые разные зрители, заполнившие зал Герценки, с напряженным вниманием смотрели не самый простой для восприятия, новаторский фильм. А после просмотра долго не могли разойтись, задавали вопросы автору, делились впечатлениями и размышлениями.

22 апреля 2016 г. в рамках «Библионочи-2016» была показана комедия режиссера Михаила Швейцера «Смешные люди» (1977) по рассказам А. П. Чехова.
В фильме переплетаются сюжетные линии рассказов «Невидимые миру слезы», «Разговор человека с собакой», «В цирюльне», «Злоумышленник», «В бане», «Толстый и тонкий» и других.
По воле создателей киноленты зритель попадает на репетиции необычного хора и знакомится с историями певчих — разнообразными, но неизменно забавными…

28 апреля 2016 г. состоялся творческий вечер «Грустное лицо комедии» кинорежиссёра, сценариста, писателя, художника и скульптора Бориса Бушмелёва.

Борис Бушмелёв

Многие зрители открыли для себя ещё одну страницу российского кино, пообщались с замечательным кинематографистом, многое узнали из первых уст о кинокухне, о процессе создания комедийных фильмов.
Рассказ сопровождался показом эпизодов из комедийных фильмов Бориса Геннадьевича и его комментариями.

К Дню Победы были показаны фильмы выдающегося советского кинорежиссёра Бориса Барнета «Славный малый» и «Однажды ночью», снятые в годы Великой Отечественной войны. С интересом посмотрели фильмы не только постоянные зрители киноклуба, но и школьники.

К 1 сентября для первоклассников был организован просмотр программы лучших российских мультфильмов «Здравствуй, школа!»: «В стране невыученных уроков, «Проделкин в школе», «Вовка в тридевятом царстве», «Остров ошибок».

В рамках Третьей всероссийской акции «Ночь искусств-2016» демонстрировался экспериментальный документальный фильм классика советского кино режиссера Дзиги Вертова — «Человек с киноаппаратом», который в 2014 году был назван лучшим документальным фильмом всех времён (по опросу кинокритиков британского журнала Sight & Sound).
А также фильмы с участием звезды немого кино Веры Холодной: Миражи (1915), Молчи, грусть, молчи (1918), Последнее танго (1918).

И, конечно, главное, чем отличился «Киноклуб в Герценке» в Год российского кино – это встречи с заслуженным деятелем искусств, лауреатом Государственных премий России, обладателем самой почётной премии Российской документалистики «Лавровая ветвь-2016» «За вклад в кинолетопись и документальный кинематограф», автором около ста документальных фильмов, обладателем более ста пятидесяти наград и призов различных теле- и кинофестивалей, художественным руководителем киновидеостудии «Вятка» — Алексеем Ивановичем Погребным.

Алексей Иванович Погребной

Было организовано несколько премьерных показов документальных фильмов выдающегося режиссера и ретроспектива его лучших киноработ разных лет. И неизменно в зале с трудом можно было найти свободные места, каждый раз на встречи с любимым режиссером приходили его многочисленные благодарные почитатели.

В 2017 году киноклуб продолжил знакомство с кировскими режиссерами документального кино: состоялись творческие встречи с членом Союза кинематографистов, заслуженным работником культуры РФ Владимиром Николаевичем Бучиным,

режиссером телевидения (ГТРК «Вятка») Алексеем Фоминых,

встреча с молодым кировским режиссером, ученицей Марины Разбежкиной Юлией Зиновьевой, представившей свой новый фильм «Наказание»,

встреча с режиссёром Павлом Созиновым и героем его нового фильма «Падал медленно снег»… продолжение» — удивительным вятским поэтом Алексеем Кутергиным.

Павел Созинов, Алексей Кутергин, актер Артём Гукенгеймер

Подарком для многих зрителей стал показ документального фильма кинорежиссера, заслуженного деятеля искусств Марины Валентиновны Дохматской — «Солдат и маршал» о подвиге и судьбе вятского солдата Григория Булатова, первым водрузившем Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине.

Большим событием стал показ 12-серийного телеромана «Лёшкин луг» выдающегося кировского режиссёра Алексея Погребного, а также незабываемая встреча с героями уникального телеромана, который снимался в кировской области в течение 20 лет.

В конце года состоялась очередная премьера документальных фильмов Алексея Погребного «Мамины куклы» и «На что жалуетесь, доктор?», а также встреча с героями этих фильмов и съемочной группой «Киновидеостудии «Вятка».

Запомнилась зрителям презентация художественного фильма «Палач» и встреча с кировскими школьниками, участниками съемок картины.

Накануне творческой встречи с писателем Алексеем Ивановым и продюсером Юлией Зайцевой с большим успехом прошёл показ 4-серийного документального фильма «Хребет России» по сценарию Алексея Иванова.

В начале 2018 года по инициативе и при поддержке отдела разработки и апробации методик кинопросвещения НИИ киноискусства ВГИКа под руководством доктора искусствоведения К. Разлогова – в «Киноклубе в Герценке» состоялся премьерный показ документального фильма «Алексей Октябринович» (о кинорежиссёре Алексее Балабанове), курсовой работы студентки режиссерского факультета ВГИКа Дарьи Иванковой (мастерская С. Мирошниченко) и лекция киноведа, старшего научного сотрудника НИИ киноискусства ВГИКа, главного редактора киностудии им. М. Горького Андрея Апостолова «Балабанов. Один шаг до «Брата».

Заметным событием стали премьеры документальных фильмов «Бакуров» и «Мозг. Вторая вселенная», показ последнего, обсуждение и встреча с замечательным кинорежиссёром Юлией Киселёвой состоялись благодаря поддержке Гильдии неигрового кино и ТВ.

Такие контакты вселяют надежду, что подобные встречи при поддержке киносообщества страны будут проходить в нашем киноклубе и в дальнейшем.

Очень приятно, что кировские зрители могут регулярно знакомиться с кинопроизведениями высоких художественных достоинств, требующих навыков вдумчивого восприятия.
И «Киноклуб в Герценке» постоянно старается дарить им такие возможности.

Г. К. Макарова
Июнь 2018

М.А. Горбунова

Организация работы киноклуба в школе. Некоторые практические рекомендации

Уважаемые коллеги!

Вас заинтересовала идея киноклуба, у вас есть свое видение этой работы применительно к конкретной ситуации, вы не только интересуетесь кино, но и располагаете эмоциональным и интеллектуальным опытом, который может помочь вам установить более тесный контакт с учениками или более глубоко вникнуть в атмосферу изучаемой эпохи…или…?

Вариантов может быть множество, все зависит от вашего личного целеполагания и индивидуальной склонности. В таком случае мой скромный опыт может оказаться для кого-нибудь из вас небесполезным.

В первую очередь необходимо разработать общий проект, чтобы предоставить его администрации школы на утверждение. В проекте должны быть указаны цели и задачи, которые вы планируете достичь в процессе работы.

Обязательным условием является наличие списка кинофильмов, планируемых к просмотру и обсуждению. В этом случае можно порекомендовать несколько вариантов в зависимости от подготовленности ребят или от конкретной тематики:

– это может быть советская история, отображенная поэтапно: революция, гражданская война, период социалистического строительства во всем его противоречии, когда грандиозные свершения сопровождались массовыми репрессиями и так далее.

– это может быть подростковая тема, отражающая мучительный поиск самих себя и ответов на злободневные фундаментальные вопросы, тема, касающаяся первого опыта выстраивания самостоятельных взаимоотношений. Кстати, интересным и полезным будет сопоставление этих проблем в прошлом и настоящем.

– это может быть просмотр авторских циклов лучших советских кинорежиссеров, чье творчество является образцом настоящего искусства, где есть авторская визуальная, музыкальная и режиссерская стилистика, где многослойность содержания позволяет говорить и об отношении самого автора к событиям, отраженным на экране. Эту же тематику можно расширить и обогатить творчеством лучших зарубежных кинорежиссеров.

– это может быть цикл лучших литературных экранизаций, начиная с любого временного периода, не ограниченного только лишь русской литературной классикой.

Вариантов подобно этим можно предложить много. Главное, чтобы предлагаемый список соответствовал поставленным целям.

Следующим шагом должно быть утверждение и внесение вашего проекта в общешкольный план по воспитательной внеклассной работе. Это обязательно по нескольким причинам:

– во-первых, устанавливается четкая периодичность: один или два раза в месяц – это по договоренности.

– во-вторых, заседания будут проводиться по расписанию, что избавит от необходимости каждый раз предупреждать участников, вмешиваясь в их планы или жертвуя своими. День недели или конкретное число каждого месяца будут стабильными и общеизвестными. Поэтому никто из ваших коллег не сможет произвольно «перекрыть» ваше мероприятие своим, ссылаясь на его срочность или большую значимость.

– в-третьих, это позволит заранее подготовить необходимую для просмотра аппаратуру, привести в должный порядок помещение, короче – сделать все необходимое для комфортного и спокойного просмотра.

– в-четвертых, вы сможете получать за свою работу официальную дополнительную оплату на тех условиях, которые вы предварительно оговорите с администрацией учебного заведения.

Наконец, общеорганизационные мероприятия выполнены, и можно приступать к обдумыванию конкретных вопросов.

Наиболее важными из них являются: аудитория и ее оформление, качество самого кинофильма, видео- и звуковой аппаратуры, а также эмоциональная обстановка последующего обсуждения. Экран по возможности должен быть максимально большим, копия фильма — лицензионной, посадочные места — удобными для просмотра с любого ракурса.

Присказка: всего этого я вообще не имела, когда начинала эту работу, и страшно вспомнить – сначала мы просто смотрели видео на экране обыкновенного телевизора в зале, через который ходили все, кому не лень, потому что он был проходной, а другого пути не было. Затем в физико-математической школе кинофильмы проектировались в классе на белую стену, колонки были компьютерными, а ребята сидели, сдвинув парты. Я была бесконечно благодарна нашему учителю информатики Игорю Валерьевичу Фарнакееву, который все это нагромождение чуждой для меня техники приводил в некую упорядоченную систему, а затем научил этой премудрости ребят из инициативной группы. Однако оформление аудитории было нашим совместным объединяющим делом. В школе ребята учились и по субботам, поэтому я приходила в конце учебной недели, понимая, что они уставшие и голодные, и приносила с собой скатерть и все необходимое к чаю, а посуду мы брали из учительской, так как она радовала глаз больше, чем пластиковые тарелочки и стаканчики. Ребята с удовольствием резали, раскладывали, кипятили и заваривали, скручивали салфеточки и при этом делились новостями, обеспечивали затемнение («затемнение» — это отдельная песня, так как никто нам специального помещения не выделял) и готовились к просмотру. К слову сказать – так же дружно без всяких напоминаний они убирали класс, мыли посуду и возвращали ее на законное место. Но совершенно безупречными были условия, созданные в школе-пансионе «Солнечная», где просмотры проходили в настоящем мини-кинозале, с прекрасной аппаратурой, а сам киноклуб стал регулярным общешкольным мероприятием… А теперь вернемся к делу.

На мой взгляд, перед началом фильма обязательно нужно озадачить ребят несколькими предварительными вопросами, которые впоследствии обязательно войдут в обсуждение. Это поможет им сконцентрировать внимание на тех фрагментах, которые вы считаете принципиально важными для понимания сюжета или смысловой нагрузки кинофильма. Кроме того, это изменит представление о кино как о развлекательном и легковесном времяпрепровождении, которое ни к чему не обязывает, а просто позволяет расслабиться. Можно заранее обратить их внимание на какой-нибудь конкретный эпизод или отдельную фразу или крупный план, выполняющий определенную нагрузку. Например, перед фильмом «Отец солдата» я обращаю их внимание на слова героя, в которых соединяются его чувство усталости и мысли о сыне: «…какой он теперь стал? Он был такой добрый…» И сразу глубже и острее воспринимается предыдущий эпизод на винограднике, где раскрывается иссушающая повседневность войны с ее законами уничтожения, когда самое человечное в людях становится помехой, уходит в глубины сознания и даже не осознается как трагическое и страшное перевоплощение. И только мудрый старик, созидающий живое всю свою жизнь, видит это, страдает от понимания необходимости и неизбежности ожесточения и устает от этого понимания, и борется с ним, тревожась за сына, за всех солдат-мальчишек, которых он тоже считает своими сыновьями.

Перед фильмом я всегда коротко рассказываю ребятам об истории его создания, о творческой биографии режиссера и актеров. Например, образ генерала Бессонова, созданный Георгием Жженовым в фильме «Горячий снег», становится необыкновенно емким, когда понимаешь, какой тяжелейший жизненный опыт лег печатью на черты лица этого уникального актера, и поражаешься точности режиссерского выбора. Еще я рассказываю о том, как воспринимала фильм цензура и зрители, о своем собственном впечатлении, которое осталось в памяти как яркая эмоциональная вспышка. Этим коротким вступлением создается атмосфера нетерпения, подпитывается интерес, подготавливается правильный настрой на серьезный просмотр.

Само обсуждение должно быть хорошо продумано и спланировано заранее. Для этого нужно определить для себя несколько конкретных проблем, которые в контексте фильма для вас являются наиболее значимыми. По этим проблемам нужно иметь некое заключительное резюме, те итоговые выводы, к которым в процессе разговора можно будет ненавязчиво направлять ребят, задавая им встречные вопросы, приводя нужные примеры, поддерживая определенное направление дискуссии. Безусловно, никаких жестких сценарных рамок быть не должно, участники должны получить возможность высказать все, что пожелают, но стержневое содержание не позволит им удалиться в область безбрежного. Ведение обсуждения – это своеобразное искусство импровизации, умение общаться с аудиторией открыто и доверительно. А лучшая импровизация, как известно, — это хорошо заранее подготовленная импровизация. Впрочем, кто как не учителя прекрасно это знают и обладают необходимым для этого опытом!

Есть еще одно непреложное правило, которого обязательно должны придерживаться все в аудитории: не перебивать говорящего! Только так можно УСЛЫШАТЬ другого! Только так можно ПОНЯТЬ другого, забыв о нетерпении продемонстрировать себя любимого! Только так формируется уважение друг к другу, и общение становится взаимно обогащающим. Исчезает та глухота, которая возникает от сосредоточенности на себе самом, когда собственные суждения представляются единственно правильными, да к тому же наиболее талантливо и оригинально изложенными. Удивительно, как быстро опадают павлиньи перья и стихает попугайная трескучесть у тех, кому нечего сказать по сути, смыслу и чувству. И как неожиданно раскрываются те, которые думают глубоко, неторопливо и, мучаясь сомнениями, не успевают высказаться в бестолковом темпе современного «ток-шоу». Особенно строго это правило распространяется на взрослых, присутствующих на обсуждении. Им дается слово только в последнюю очередь, чтобы не «давил» авторитет, чтобы не давались готовые правильные ответы, чтобы ребята забыли на это время, что есть кто-то «над» ними. На самом деле, это — серьезная проблема, и она может стать препятствием в вашей работе. Доверительность – хрупкая материя, и традиционный учительский академизм «с подиума» может разрушить ее в одно мгновение. Если же вы будете внимательны и благодарны ребятам за доверие и искренность, если вы не побоитесь признаться, что и для вас многие жизненные вопросы остаются открытыми, что вас не оставляют сомнения по поводу правильности ваших суждений, то уверяю вас – вам предстоит много интересного, неожиданного и взаимно полезного.

С уважением и пожеланиями успеха, Марина Горбунова

Иванцова Людмила Викторовна,
заведующая отделом искусств ОУНБ

Киноклуб в библиотеке — стиль общения

В начале 90-х годов мы стали свидетелями и участниками информационного прорыва, который переживаем и в настоящее время. Демократизация социальных институтов, открыла новые возможности для развития искусства, появления новых направлений и стилей, расширения культурных границ, потока разнообразной литературы, аудио-видео материалов, СД-ромов, компакт-дисков. А самое главное — снятие цензуры и идеологических тормозов — способствовало видоизменению традиционных форм библиотечной работы.

Но мы, коллектив отдела искусств ОУНБ им. Д.И. Чижевского, начали свою деятельность в этом направлении намного раньше, в 1980 году, в здании городского кинотеатра.

Здесь, в неудобное для людей время ставили на один-два сеанса «неудобные» для партийных кругов фильмы, которые тогда принято было называть элитарными. Мы, киноклуб «Экран», стали работать вместе с группой энтузиастов из числа прогрессивной интеллигенции нашего города, в число которых входили профессиональные музыканты, художники, актеры, преподаватели вузов. Фильмы заказывали в кинопрокате, который допустил нас к своим картотекам, помогал заказывать фильмы из других городов и республик бывшего Советского Союза. Приоритет был отдан таким режиссерам как Александр Довженко, Андрей Тарковский, Сергей Соловьев, Александр Сокуров, Витаустас Жалакявичус, Отар Иоселиани, Анджей Вайда. Проводили обсуждение фильмов иногда в кинотеатре после сеансов, чаще — в отделе искусств.

Фильмы старались объединить в циклы (по темам, режиссерам, направлениям, жанрам). В 1983г. библиотека разместилась в новом здании с актовым залом на 130 мест и киноустановкой. Мы работали по схеме: библиотека — киноклуб — читатели, они же — зрители. В круг наших обязанностей входило: формирование репертуара на основе фонда кинопроката, представление и обсуждение фильмов, обзоры литературы, книжные выставки, открытые просмотры, работа с активом киноклуба. Со временем, а это был 1993г., кинопрокат оскудел (старые фильмы списывались, а новые не поступали) и мы постепенно перешли от кинопоказов к видео показам.

В городе была создана Областная контора кино- и видеопроката. По договоренности они нам передали свою коллекцию госсфильмофондовских видеокассет, где были собраны лучшие отечественные и зарубежные фильмы. Затем мы обращались за помощью в «Федерацию киноклубов Украины». Это и послужило началом, основной базой нашей киноклубовской видеоколлекции.

Видео расширило репертуарные возможности, — мировая киноклассика стала главным действующим лицом киноклуба. То, чего пользователь был лишен на протяжении многих десятилетий, вдруг хлынуло огромным информационным потоком. Появилась возможность охватить кинематографическую жизнь » от экспресс-сионизма до постмодернизма».

Киноклуб «Экран» стал одним из основных составляющих художественно-культурной жизни библиотеки города. Мы задумали и реализовали следующие мероприятия: областной конкурс любительских фильмов; цикл фильмов по экологии, которые представил нам фонд «Тасис» и экологонатуралистический центр нашего города; в рамках ежегодного Всеукраинского театрального праздника «Вересневі самоцвіти», который уже 30 лет отмечается в Кировограде, прошла презентация фильма украинского режиссера С. Маслобойщикова «Дві сім’ї». Мы расширяем сотрудничество с городским молодежным объединением «Технологии оптимального развития личности», — это далеко не полный перечень тех дел, которыми мы занимаемся в рамках киноклуба. Киноклуб связан и с учебным процессом вузов, колледжей, школ. Существует уже плодотворная практика, когда преподаватели гуманитарных дисциплин обращаются к нам в киноклуб с просьбой дополнить свои лекции нашими фильмами.

Мы глубоко уверены в том, что должна существовать определенная культурная и интеллектуальная среда, определенное осмысление явлений, круг образованных, способных иметь свое особое мнение зрителей.

Дело в том, что наша интеллигенция беззащитна перед лицом духовной болезни под названием — массовая культура. Разделение на элитарную и народную культуру было всегда. Сейчас же народная культура вытеснена массовой, т.е. культурой, которая создается не самим народом, а определенной группой людей. Массовая культура — это экспансия бездуховности. Поэтому библиотека, используя формы работы, как традиционные, так и новые: информационное библиографическое обслуживание, выставки книжные и выставки художественные, конференции, круглые столы, семинары — видит свою задачу в том, чтобы противостоять этому разрушению духовности в нашем молодом государстве.

Итог: наш киноклуб «Экран» — это групповой способ восприятия фильма. Он предусматривает определенный круг людей, которые объединены общими интересами, и интеллектуальным уровнем развития, что дает возможности взаимоотношения.

Киноклуб, это не только показы фильмов, это и творческие встречи с режиссерами, сценаристами, актерами, композиторами.

Камерная атмосфера киноклуба настраивает людей на общение, создает условия для их духовного сближения.

Наш киноклуб — стиль общения и проведения свободного времени в данном случае именно в библиотеке. Мы это понимаем и делаем все возможное, чтобы пользователь, придя в библиотеку: смог удовлетворить духовные потребности, выбрав свой путь, получить документы на разных информационных носителях; принимать участие в творческих объединениях, секциях, семинарах разных направлений; или стать членом литературного, женского, видеоклуба.

На протяжении всей истории человечества библиотеки собирают, передают и сохраняют информацию, анализируют, синтезируют ее, тем самым создают новые формы знания. Меняется лишь технология, а миссия библиотек остается неизменной — нести и развивать в обществе культуру, о которой всемирно-известный японский философ, деятель культуры и писатель Дайсаку Икеда сказал: «Культура — дар радости и счастья людям, и она в свою очередь вдохновляется положительными эмоциями зрителей и слушателей. Человек и культура — нераздельны». Воплощает эту идею наш видеоклуб уже 20 лет.

За это время прослеживается такая тенденция: многие пользователи после посещений нашего киноклуба постепенно превратилось из «просто зрителя» который пассивно потребляет информацию превращаются в активных читателей нашего отдела и библиотеки, входят в совет киноклуба, представляют фильмы , занимаются репертуарной политикой. А это и есть одна из главных задач библиотеки.

Справедливость слов о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, еще никто не отменял. Ведь иногда даже один кадр или один эпизод могут оказать глубочайшее воздействие на человека, решительно изменить его, побудить к новым свершениям, дать ту самую мотивацию, которую он так долго и безуспешно искал прежде. Именно такие мысли привели нас к этому проекту.

Что такое «Магия педагогики»?

Это особое место, где учителя смогут регулярно и совершенно бесплатно смотреть лучшие художественные и документальные фильмы, посвященные школе и образованию.

Кто-то может снисходительно сказать: «Вместо того, чтобы повышать квалификацию, учителя теперь будут дружно ходить в ваш миникинотеатр?» А мы ответим на это, что именно через яркие, интересные, познавательные и поучительные фильмы педагоги и будут повышать свою квалификацию и совершенствоваться в своем деле.

Есть огромное число фильмов, просмотр которых может дать и детям, и родителям, и учителям не только массу впечатлений. Каждый сможет найти в них много полезного и важного для себя. Особенно важно, что значительное число из этих фильмов основаны на реальных событиях и историях самых настоящих учителей, работавших по всему миру. Например, «Триумф: История Рона Кларка», «Перед классом», «Писатели свободы», «Тэмпл Грандин» и многие другие.

Любой из них предлагает вниманию своих зрителей несколько жизненных ситуаций, с которыми нередко сталкиваются и наши учителя. Используемые в них педагогические методы решения различных проблем непросто могут, они должны обязательно использоваться на практике в школе. Эти фильмы дают возможность учиться как на положительном опыте коллег, так и на их порой трагических ошибках.

Какие фильмы смотреть?

Нередко кинематограф с присущей емумощью наносит сокрушительные удары по сложившимся за долгие десятилетия ложным стереотипам и ошибочным мнениям — например, о существовании категории совершенно необучаемых детей (речь не идет о детях с психическими и другими заболеваниями).

Автор проекта, заместитель директора школы по учебно-экспериментальной работе Тимур Хазбиев рассказывает, что к сожалению, очень часто приходится слышать жалобы от директоров и учителей, что они в силах справиться с тем или иным ребенком и им хотелось бы, что такие дети перешли в другие школы. Другими словами, им хотелось бы побыстрее избавиться от них. Яркими примерами того, что необучаемых детей нет и что с проблемными детьми можно работать, являютсяневыдуманные истории учителей Рона Кларка и Эрин Грувелл, которые легли в основу фильмов «Триумф: История Рона Кларка» и «Писатели свободы» соответственно.

Оба педагога работали с детьми из самых неблагополучных семей. Несмотря на нежелание детей учиться, на их агрессию, им удалось найти подход к ребятам, помочь им справиться со своими проблемами и добиться больших результатов. Нужно ли смотреть такие фильмы учителям? Конечно! Да они просто обязательны к просмотру.

Киноклуб Математической школы — это не только совместный просмотр фильмов. После каждого сеанса обязательно проводится рефлексия с учителями, в ходе которой отмечаются и обсуждаются наиболее важные и полезные моменты.

Математическая школа не только реализует этот проект у себя, но и предлагает продвигать его в других школах. После просмотра первого фильма «Перед классом» через официальную страничку школы в Инстаграм мы предложили посмотреть этот блестящий киношедевр педагогическим коллективам трех школ. К нашей радости, Государственная гимназия № 14 не только приняла предложение, но и создала у себя аналогичный киноклуб. Может нам удастся организовать целое движение?

Выбрать имя своему детскому клубу не такое уж и сложное дело. Но и не самое простое. Не даром говорят » как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт». Но давайте разберёмся сразу, какую «яхту» мы будем называть и каким именем.

«Яхты» у нас две – название самой фирмы (как мы решили — «ООО») и название детского клуба. Эти названия могут не совпадать. Например, фирма может называться «ООО «Ольга Ивановна Петрова»», а детский клуб на вывеске и на листовке — «Умничка», либо «Ладушки» или как-нибудь по-другому. Если вы выбираете название клуба, не совпадающее с названием юридической фирмы, то не забудьте оформить всё приказом. В нашем случае, название фирмы и клуба совпадают, и мы стараемся не сокращаться просто до «Умнички», так как в названии «эко-клуб» присутствует отличительная особенность нашего клуба от всех других клубов города Москвы (эко-интерьер).

Так какими могут быть названия? Давайте сначала проанализуем имеющиеся «имена» у действующих клубов, а потом разберёмся с правилами «нейминга».

В Москве очень много клубов с самыми разными названиями: «В некотором царстве», «Сёма», «Азбука». «ЯСАМ» и т.д. Все названия можно разбить на несколько групп:

  1. Названия, связанные со сказкой и сказочными героями, сказочными авторами и мультиками: «Сказочный кораблик», «Золотой ключик», «Сказка», «Крошка Енот», «Андерсон», «Семицветик», «Капитошка», «Маленький принц», «Акуна-матата».
  2. Названия, совпадающие с названиями детских игрушек и детских игр: «Юла», «Кубики Club», «Классики» и т.д.
  3. Названия, заявляющие о развивающей направленности клуба: «Клуб Почемучек», «Азбука», «Развитие», «Умный малыш», «Академия развития», «А+B», «Знайка», «Маленький гений», «ЯСАМ» и т.д.
  4. Названия, показывающие детскую адресность: «Бэби-клуб», «Резиденция детства», «Маленькая страна», «Академия детства», «Студио-пупс» и т.д.
  5. Названия, полностью совпадающие с именами людей: «Тёма», «Сёма», «Филиппок», «Алиса» и т.д.
  6. Названия из «пионерского» детства – «Бригантина», «Горизонт», «Орлёнок» и т.д.
  7. Географические названия: «Яуза», «Сетунь», «Детский клуб на Ленинском» и т.д.
  8. Названия на иностранном языке (часто связано с языковой направленностью клуба), либо микс с иностранными слова: «CHILDHOOD», «Green Landia», «Teddy Bear Club», «Смайлик», «Кимберли Лэнд», «Пампа Грин»
  9. Клубы, в названиях которых видна сразу отличительная особенность клуба: «Моцарт-эффект» (музыкальная направленность), «Премьер» (клуб премиум-класса), наш «Детский эко-клуб «Умничка»» (эко-пособия и эко-интерьер), «Английский детский клуб» и т.д.

10. Достаточно общие названия, не имеющие отношения к детству и развитию: «Созвездие», «Радуга», «Зодчий», «Зодиак», «Клевер» и т.д.

11. Названия достаточно оригинальные и не попадающие ни в одну из вышеперечисленных групп: «Ма!Няня!», «Сами с усами», «Барбарисыч» и т.д.

Ознакомившись со всеми этими группами, вы уже сможете и сами определиться, к какой группе хотели бы относиться с собственным именем клуба. Скажу только одно – все эти клубы достаточно успешны и во все клубы ходит масса детей. В конце статьи расскажу как «родилось» наше имя, и какими критериями мы пользовались.

Теперь остановимся на правилах нейминга. От имени зависит и весь фирменный стиль организации. Считается, что имя должно быть:

  • Оригинальным
  • Понятным (связь имени и деятельности клуба). То есть, название детского клуба должно быть таким, чтобы уже по названию сразу можно было сказать – это что-то для детей. Но с другой стороны, специалисты нейминга уверены, что ни в коем случае нельзя называть свою фирму в точности по профилю деятельности, иначе можно никогда не выделиться в толпе конкурентов.
  • Лаконичным (меньше будет орфографических ошибок) и легче будет запоминаться. Кстати, и на листовках, либо вывеске, будет занимать меньше места
  • Запоминаемым
  • Нести в себе положительные ассоциации. Подбирая материал для данной статьи, я наткнулась на название детско-юношеского туристского клуба – «Гадкий утёнок». Всем ясно, что из гадких утят рождаются прекрасные лебеди, но лично мне бы не хотелось водить собственного ребёнка и ходить самой в «Гадкий утёнок».

Существуют методы придумывания названия фирм:

  1. Метод ассоциаций и синонимов. Для этого можно взять все конкретные слова, относящиеся к детскому клубу: ребёнок, развитие, игра, обучение и т.д. и подумать над ассоциациями, синонимами или залезть в интернет в словарь ассоциаций, синонимов – может возникнуть интересное название собственной фирмы.
  2. Заимствование названия от раскрученных фирм. Здесь, надеюсь, всё предельно ясно. Берёте раскрученное название и меняете (добавляете) буквы. Для детского клуба этот метод не очень подходит. И вообще лучше, чтобы копировали вас, а не вы – кого-то.
  3. Добавление в название национальной направленности – вставляем слова «русский..», «евро» и т.д.
  4. Использовать прилагательные в названии фирмы.
  5. Назвать клуб собственным именем. В Москве, например, есть образовательный центр «Академия Натальи Нестеровой».
  6. Использовать активно иностранный язык или микс русского и иностранного.
  7. Обработать по-своему название клуба, использующегося в другом городе. Для этого надо покопаться в интернете, поискать названия, которые вам нравятся, и постараться их переделать.

Можно придумывать одному, а можно и всем вместе, подключив знакомых и близких друзей. Это известный метод – «мозговой штурм», когда собирается компания людей и все вместе решают одну «задачку». Обычно решение находится быстро. Мы так и поступили. Собрались своим педколлективом и стали думать, как назвать наш детский клуб. Для меня было очень важно, чтобы в названии присутствовало слово «умный». Я сама являюсь методистом клуба, свято верю в приоритет интеллекта, наши занятия по общему развитию насыщены методиками по формированию умственных действий и, вообще, мы точно знаем, что каждая мама считает своего малыша самым умным! В голове и на обсуждении крутились названия – «умный ребёнок», «умные дети», «умка» и т.д. В ходе обсуждения мы вспомнили, что собираемся дарить каждому нашему ребёнку папку для творческих работ с фирменной наклейкой клуба и до нас дошло, что название клуба и читаемая надпись на наклейке должны быть приятны маме и нести что-то положительное именно о её ребёнке, а не только о клубе. Вот когда были проговорены и уточнены все важные моменты – что-то связанное с умом, наклейка, маме должно быть приятно, тогда только наш замечательный педагог Людмила выкрикнула «Умничка!». Да, действительно, «Умничка»! Как часто называют любящие мамы собственных малышей именно так, когда те проявили ум, старательность и изобретательность. Мы сразу поняли, что и папка с творческими работами детей, на которых будет приклеена наша фирменная рекламная наклейка, это будет папка несомненно «умнички» — не только родители, но и мы сами подтверждаем и утверждаем в каждом ребёнке умничку. Мы решили остановиться именно на названии в единственном числе и не только потому, что в Москве есть клуб «Умнички» (об этом мы узнали позже), а потому что любую маму интересуют успехи прежде всего собственного умнички, а потом уже и всех остальных. После того, как мы твёрдо остановились на названии «Умничка», нам захотелось отразить в названии клуба и нашу отличительную особенность – эко-пособия и эко-интерьер. Так возникло название эко-клуб. Сначала было не очень просто с «эко-клубом». Это сейчас везде «эко-продукты», «эко-кабели», «эко-игрушки» и даже «эко-похороны». Тема нарастает. А два года назад, придумав себе такое название, мы только успевали объяснять клиентам, почему у нас такое название. Возник и оригинальный слоган «Эко-отношения в эко-интерьере!». Его опять придумали сообща и тоже сразу же поняли, что это то, что надо и что подобному слогану уготована долгая счастливая жизнь. Сейчас мы всё официально «забрендировали» в ФИПСе: название, слоган, логотип, поскольку твёрдо уверены в жизнеспособности рождённого.

В конце справедливо отмечу, что название, слоган и логотип фирмы я не придумала сама, а этот плод коллективных усилий и, на мой взгляд, успешность и скорость рождения многих проектов очень часто соответствует отличной русской пословице «одна голова хорошо, а две лучше!».

Удачи вам в интересном и творческом поиске собственного названия!

Софья Тимофеева, генеральный директор детского эко-клуба «Умничка»
руководитель сети детских клубов
бизнес-тренер

#Любовь Вижицкаяочень понравилась статья, название это очень важно. Вот и мы с ребятами и педагогами устраиваем конкурс «Как назвать наш Центр детского творчества»? статья очень помогла

#ЕленаСпасибо,я и не думала, что название это так важно!!!

#Елена Отличная статья! Это правда, как корабль назовешь, так он и поплывет! Проверенно на своем опыте. #оксана спасибо, большое, ваша статья мне помогла при выборе названия своего клуба в детском саду. #Вероника Спасибо, за статью. Все так просто и понятно. Хочу открыть свой центр, почти все готово. А вот с названием определиться не могу. #Алла Замечательная статья. Когда я регестрировала фирму, то над названием не особо задумывалась. И вот получилось так, что ко мне в мой «Малышок» приходили только дети до 5 лет. А занятия я поставила для детей от 2,5 лет и до 16 лет. Где тогда была моя голова, я не знаю. А теперь мы называемся «ТАЛАНТ», причём фразу детский клуб я тоже убрала, так как придумали занятия для взрослых. Вот что написано на моей вывеске: Клуб «Талант» для детей и взрослых P.S: Теперь я тоже буду дарить папки. Спасибо за идею.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *