Когда наступает административная ответственность

5.3. Понятие и виды юридической ответственности

Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю за совершение правонарушения; связана с общественным осуждением; выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя; воплощается в процессуальной форме. Субъектами деятельности государства в сфере принуждения выступают суд, прокуратура, полиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях.

Цели юридической ответственности

1) Налагается для того, чтобы покарать правонарушителя и восстановить социальную справедливость.

2) Перевоспитание осужденного правонарушителя (и предупреждение совершения им правонарушений в будущем).

3) Осуществляется в назидание всем окружающим людям для предупреждения совершения противоправных деяний с их стороны.

4) Восстановление положения потерпевшего, компенсация имущественных потерь или морального вреда: возмещение убытков, неустойка, штраф, взимаемый в пользу потерпевшего.

Основные принципы юридической ответственности

* принцип законности заключается в точном и неуклонном исполнении требований закона при назначении юридической ответственности;

* принцип неотвратимости юридической ответственности предполагает ее неминуемость, неизбежность, если совершено правонарушение;

* принцип обоснованности выражается в необходимости установления и исследования всех относящихся к делу фактов, имеющих юридическое значение;

* принцип справедливости означает соразмерность деяния и наказания, т. е. за противоправный проступок отвечает лишь тот, кто его совершил, причем за одно и то же правонарушение ответственность наступает только один раз, более суровый закон не имеет обратной силы;

* принцип целесообразности означает, что в рамках нормы выбирается наказание, максимально полно соответствующее как смыслу закона, так и обстоятельствам совершенного правонарушения и личности правонарушителя;

* принцип ответственности означает, что, если лицо не предвидело, не могло и не должно было предвидеть результаты своих поступков, не желало их наступления или не могло руководить своими действиями, юридическая ответственность не наступает;

* принцип индивидуализации обеспечивается возможностью избрания различных средств правового воздействия с учетом характера и степени общественной опасности совершенного противоправного деяния, личности виновного, обстоятельств, предусмотренных законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность, и др.;

* принцип скорейшего наступления юридической ответственности означает, что, если срок, отделяющий момент совершения деяния и момент применения за него мер юридической ответственности, значителен, то санкции могут потерять актуальность и перестать соответствовать самому правонарушению либо тем социальным условиям, в которых оно было совершено.

Функции юридической ответственности: 1) штрафная (карательная), имеющая целью предупредить повторение подобных деяний в будущем и совершить акт возмездия, воздаяния за содеянное; 2) восстановительная (восстановление нарушенного права, возмещение убытков и т. п.); 3) воспитательная, служащая средством профилактики правонарушений.

Юридическая ответственность характеризуется следующими признаками
  1. Устанавливается государством с помощью правовой нормы.
  2. Фактическим основанием и моментом возникновения ответственности является правонарушение.
  3. Юридическая ответственность носит штрафной характер. Возможна ответственность и без назначения реального наказания (условное осуждение) или осуждение виновного с одновременным освобождением от наказания.
  4. Юридическая ответственность обеспечивается возможностью применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия с помощью особого карательного аппарата.
  5. Юридическая ответственность осуществляется в особых процедурно-процессуальных формах, связана с доказыванием и установлением истины.
Основные виды юридической ответственности

* Уголовная – наступает исключительно за преступления. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы, устанавливается только законом и применяется исключительно в судебном порядке.

* Административная – наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Административные санкции менее жесткие, нежели уголовные: арест, дисквалификация, штрафы, конфискация предметов, лишение специальных прав.

* Дисциплинарная – наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Дисциплинарные санкции: замечание, выговор, лишение премии, понижение в должности и др., – отражаются на правовом положении личности или ее благосостоянии, оказывают определенное воспитательное воздействие и предотвращают совершение новых дисциплинарных проступков.

* Материальная ответственность связана с ущербом, причиненным работником предприятия, выражается в обязанности возместить ущерб (в большинстве случаев в пределах среднего месячного заработка этого работника). Работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.

* Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение деликтов, т. е. за причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав. Гражданские правонарушения влекут применение таких санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права, а также других санкций.

* Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с денежными ресурсами. Финансовые санкции: взыскание неуплаченных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банковского счета, и др.

* Семейная ответственность назначается за семейные проступки (например, лишение родительских прав и др.).

* Конституционная ответственность выражается чаше всего в отмене нормативных актов, противоречащих конституции, а также импичмент президента, роспуск парламента и др.

* Процессуальная ответственность возлагается за нарушения порядка прохождения юридического дела в правоприменительном органе, правил осуществления правосудия, ведения судебного процесса (предупреждение, удаление из зала судебного заседания, штраф, принудительный привод, арест).

Виды государственного принуждения

А) Меры предупредительного воздействия носят профилактический характер: меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений; меры, обеспечивающие общественную безопасность при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях.

Б) Меры пресечения преследуют цель прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Они должны быть оперативными и осуществляться в интересах общества, государства или в интересах самого потенциального правонарушителя.

В) Правовосстановительные меры применяются за проступки, обладающие минимальной степенью общественной опасности, или за деяния, представляющие собой лишь некоторую «правовую аномалию».

Административная ответственность. наступает при наличии админист­ративного проступка;

наступает при наличии админист­ративного проступка.

Административный проступок- это посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленные или неосто­рожные) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством (например, Кодексом об административных правона­рушениях).

Административная ответственность в Российской Федерации наступа­ет для граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. За лиц в воз­расте до 16 лет ответственность несут родители или опекуны правонару­шителя. К лицам от 16 до 18 лет административные взыскания применя­ются в соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 26 июня 1999 года № 120-ФЗ (в ред. от 13 января 2001 года).

Военнослужащие и сотрудники ОВД в ряде случаев за администра­тивный проступок несут дисциплинарную, а не административную ответ­ственность. Например, если гражданин задержан в нетрезвом состоянии, к нему будет применено административное взыскание, а военнослужа­щий за аналогичный проступок может получить только дисциплинарное взыскание. В других случаях военнослужащие несут административную ответственность наряду с гражданскими лицами (например, за наруше­ние правил дорожного движения, правил охоты и рыболовства, таможен­ных правил и т. д.).

Административное право предусматривает такое понятие, как вина без вины.Например, руководитель автопредприятия несет администра­тивную ответственность, если водитель этого предприятия будет признан виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия.

Административная ответственность не может применяться:

1) при крайней необходимости (в данном случае лицо не несет адми­нистративной ответственности, но не освобождается от материальной от­ветственности перед третьими лицами);

2) в случае состояния невменяемости лица в момент совершения пра­вонарушения;

3) если правонарушение имело незначительные вредные последствия или вовсе не имело их;

Административная ответственность иностранцев и лиц без гражданства наступает на общих основаниях, кроме случаев, когда правонарушитель пользуется дипломатической неприкосновенностью. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося им­мунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и довершившего на территории Российской Фе­дерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Субъектами административной ответственности могут быть как физичес­кие лица, так и коллективные образования. Актом, устанавливающим адми­нистративную ответственность физических лиц, является Кодекс об адми­нистративных правонарушениях (КоАП). Законодательство об администра­тивных правонарушениях коллективных субъектов не кодифицировано.

Мерой ответственности за административное правонарушение являет­ся административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение- мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Преду­преждение выносится в письменной форме.

2. Административный штрафявляется денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффи­циентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее — минималь­ный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на мо­мент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на мо­мент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной деся­той минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда — для граждан, для должност­ных лиц — пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридичес­ких лиц — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Административный штраф за нарушение законодательства Россий­ской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Рос­сийской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного зако­нодательства Российской Федерации, а также законодательства Россий­ской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окру­жающей природной среды, о государственном регулировании производ­ства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про­дукции, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в предыдущем абзаце, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных раз­меров оплаты труда, для юридических лиц — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимос­ти предмета административного правонарушения, а также исходя из сум­мы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных на­логов, сборов. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Возмездное изъятие — мера административного нарушения, состоя­щая в принудительном изъятии предмета, который являлся орудием пра­вонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъя­того предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

4. Конфискация — принудительное безвозмездное изъятиие предмета, явив­шегося орудием совершения административного правонарушения. Напри­мер, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное вос­произведение товарного знака. Конфискация должна осуществляться в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

5. Лишение специальных прав(права управления транспортным средст­вом, права охоты и т. д.) — применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвали­дам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспорт­ным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управ­ления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствова­ния на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного проис­шествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права охоты не может приме­няться к лицам, для которых охота является основным законным источ­ником средств к существованию.

6. Административный арест — применяется за правонарушения, близ­кие к преступлениям, либо за повторные грубые административные пра­вонарушения. Административный арест заключается в содержании нару­шителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного по­ложения или режима в зоне проведения контртеррористической опера­ции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в ис­ключительных случаях за отдельные виды административных правонару­шений и не может применяться к:

а) беременным женщинам;

б) женщи­нам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;

в) лицам, не дос­тигшим возраста восемнадцати лет;

д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

7. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без

гражданства.

8. Дисквалификация — заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юриди­ческим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федера­ции. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а так­же к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Административные взыскания подразделяются на основные и дополни­тельные. Возмездное изъятие и конфискация предмета может применять­ся в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, остальные — только в качестве основных (ст. 3.3 КоАП).

Административные взыскания следует отличать от мер администра­тивного пресечения, которые предшествуют применению административ­ного взыскания и направлены на прекращение правонарушения.

В административном праве предусмотрена также такая процедура, как административное задержание. Это не взыскание, и применяется оно лишь в целях выяснения обстоятельств дела и выяснения личности за­держанного. Обычно административному задержанию подвергаются ли­ца, подозреваемые в совершении преступления или в силу обстоятельств замешанные в тех или иных противоправных деяниях. Срок администра­тивного задержания может длиться не более трех часов либо до рассмот­рения дела о правонарушении народным судьей или начальником органа внутренних дел. Задержанию сопутствуют личный досмотр и досмотр ве­щей задержанного с обязательным составлением протокола в присутствии не менее двух понятых.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имею­щим взыскание в течение установленного срока. Применять администра­тивные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в законодательстве еще не ре­шен вопрос о компетентности лиц, применяющих взыскание.

Особую область представляет административная ответственность ор­ганизаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране ок­ружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т. д. Основной мерой адми­нистративной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сро­ком до трех месяцев.

Общие выводы.

Административное право занимает особое место в системе права Российской Федерации. Если конституционное право за­кладывает основные принципы деятельности государственного механиз­ма, то административное право приводит этот механизм в действие, не­посредственно закрепляет существующую систему органов исполнитель­ной власти, регулирует государственную деятельность в области внутрен­него управления и вытекающие из этой деятельности юридические от­ношения между властью и гражданами. Административное право за­крепляет права личности, дает гражданам гарантии защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государст­венной администрации.

Без управления не может существовать ни одно государство. Анархия и произвол — прямой путь к самоуничтожению общества и государства.

Литература

Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Феде­рации. Учебник: В 2 ч. М.: ТЕИС, 1996.

Гойман Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Правоведение: Учебник. М., 2003.

Коренев А.П. Административное право России. Учебник: В 3 ч. М.: МЮИ МВД России, 1996.

>Административная ответственность примеры

Виды административной ответственности

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства — это принудительное (самостоятельное) и контролируемое перемещение через государственную границу Российской Федерации за пределы страны. Данное взыскание применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений.

  • Противоправность – это ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но также и охраняется правом;
  • Антиобщественный характер – это посягательство самого разного рода, например, на интересы государства и общества в целом или же на интересы кокого-то отдельного гражданина. Обобщённый перечень таких интересов зафиксирован в статье 1.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации и конкретизируется в каждом отдельном случае в содержащихся в нём правовых нормах;
  • Деяние – это акт осознанного (волевого) поведения, может быть противозаконным действием (например, переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (например, неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);
  • Виновность – это подобная уголовному праву конструкция поведения с конкретным умыслом и же с неосторожностью (статья 2.2 «Формы вины» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации);

Административная ответственность примеры

В соответствии с КоАП РФ, административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица – может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. С момента задержания подросток может пользоваться помощью защитника. В соответствии со ст. 27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не должен превышать трех часов. Однако он может быть продлен до 48 часов в случае, если необходимо установить личность задержанного или выяснить обстоятельства административного правонарушения, а также, если в отношении задержанного ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

А именно, частью 4 статьи 14.17. КоАП РФ предусматривается административная ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Примеры административных правонарушений с отягчающими обстоятельствами

Данный список не является исчерпывающим . Законодательством федерального уровня и уровня субъектов уполномоченным лицам могут быть причислены иные должностные лица органов государственной власти и управления, а также должностные лица, имеющие соответствующие полномочия в сфере соблюдения установленных норм и правил. Продолжением противоправного поведения в первую очередь будет считаться неисполнение вынесенного уполномоченным органом (должностным лицом) предписания о прекращении нарушения требований законодательства. «Готовые решения» разработки медицинской и иной организационно-распорядительной документации Сборник юридических документов для применения в медицинской организации «Документальная «преграда» от органов надзора» Проверки и административное производство органами надзора в схемах и таблицах Инструкция по правилам обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами в ЛПО Повторное совершение однородного административного правонарушения

Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет по своему характеру за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. К специфическим при­знакам административного правонарушения относятся его антиоб­щественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Признаки административного правонарушения необходимо от­личать от его юридического состава. При наличии административного правонарушения может отсутствовать состав административного пра­вонарушения, что исключает привлечение к административной ответ­ственности. Признаками состава административного правонарушения являются объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Объектом правонарушения являются общественные отношения, урегу­лированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Субъектами административного правонарушения яв­ляются физические и юридические лица. Объективная сторона админи­стративного правонарушения — это запрещенное деяние. Субъективная сторона — это психическое отношение субъекта к противоправному дей­ствию или бездействию и его последствиям.

Административная ответственность — это вид юридической от-ветст­венности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *