Когда совершеннолетие в России?

Несовершеннолетним признается человек, не достигший 18 летнего возраста, с достижением которого наступает полная дееспособность, т.е. реализация в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей. В соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».

Малолетние — в гражданском и ряде других отраслей российского законодательства (уголовном, административном, уголовно-процессуальном, семейном и др.) лица, не достигшие возраста 14 лет, обладающие неполной дееспособностью (ст.28 ГК РФ).

Дееспособность гражданина — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

С момента рождения до 6-летнего возраста ребенок признается полностью недееспособным.

Гражданско-правовая дееспособность малолетних (до 14 лет) заключается в том, что сделки за них и от их имени могут совершать только их законные представители.

Малолетний, достигший 6-летнего возраста, вправе самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными ему для определенной цели или свободного распоряжения законным представителем. Самостоятельное распоряжение малолетним предоставленными ему средствами ограничено сделками, не требующими нотариального удостоверения или государственной регистрации.

Малолетние с 6 до 14 лет (ст.28 ГК РФ) считаются частично дееспособными и вправе самостоятельно совершать:

  • мелкие бытовые сделки;
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями (родителями, опекунами, попечителями) или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения;
  • малолетний вправе самостоятельно принимать имущество в дар или соглашаться на заключение другой сделки, направленной к его выгоде.

Это сделки, заключаемые на небольшую сумму за наличный расчет, исполняемые при их заключении и имеющие целью удовлетворить личные потребности (покупка продуктов, канцелярских товаров и т.п.), направленные на удовлетворение элементарных бытовых потребностей гражданина (оплата обеда в столовой школы, проезда в городском транспорте, покупка канцелярских товаров и книг, необходимых для обучения, и проч.), незначительная по сумме (очевидно, что сумма не может быть более месячного дохода), в которой момент заключения и исполнения, как правило, совпадают.

Все другие сделки, совершаемые малолетними до 14 лет, ничтожны и не порождают для них правовых последствий.

Однако в соответствии со ст. 172 ГК заключенная малолетним сделка может быть в его интересах признана судом действительной, если она совершена к его выгоде.

Признание сделки действительной возможно только по требованию его законного представителя.

Гражданско-правовая дееспособность несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 18 лет) заключается в следующем.

Несовершеннолетние совершают с письменного согласия своих законных представителей, за исключением ряда правомочий, которые несовершеннолетние вправе самостоятельно осуществлять:

  1. распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами (например, доходы от предпринимательской деятельности, дивиденды по ценным бумагам, гонорары за использование произведений и т.п.);
  2. осуществлять права автора результата интеллектуальной деятельности (заключать авторские договоры, требовать выдачи патента на изобретение и т.п.);
  3. в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  4. заключать все сделки, которые вправе самостоятельно совершать малолетние;
  5. по достижении возраста 16 лет быть членом кооператива (ст. 26 ГК РФ).

Разнообразие жизни диктует необходимость для законодателя определять возраст зрелости субъектов конкретных правоотношений по-разному.

В гражданском праве существует понятие «эмансипация». Эмансипация является основанием для признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным.

Совершеннолетние дети и родительская семья: вместе или отдельно?

Ирина Палилова
(Опубликовано в журнале «Вестник общественного мнения» №1 (67), сентябрь-октябрь 2003, с. 63-67)

Общепринятые для российской действительности границы понятия «молодежь» колеблются в интервале от 15 до 29 лет. Естественно, целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи разграничивается на определенные временные этапы. Условно: подростки — до 18 лет, молодежь — 18-24 года, «молодые взрослые» — 25-29 лет. В данном случае рассматривается возрастная группа 18—25 лет, которая включает в себя тех, кто родился в конце 1970-х — начале 1980-х годов и чье формирование приходится на время экономических реформ 1990-х годов, в течение которого государственная и социальная системы приобрели качественно новые черты.

Данные исследования «Мониторинг» (ВЦИОМ), объединенного за два года (2001-2002), свидетельствуют о том, что число молодых людей в возрасте 18-24 лет (в некоторых случаях 18-25 лет), не состоящих в браке и живущих совместно с родителями или же с бабушками и дедушками, превышает число тех, кто не состоит в браке и живет отдельно, более чем в пять раз (58 против 11%), причем среди юношей и девушек соотношения различны (для юношей — 66 и 10%, среди девушек—50 и 11%).

Эту особенность именно российского общества наиболее ярко можно увидеть при сравнении с обществом европейским. Журнал «Фокус» приводит таблицу, где указан средний возраст, в котором половина «выросших детей» покидает родительский дом.

В ходе массового исследования респондентам было предложено ответить на вопросы о том, должны ли, по их мнению, дети в возрасте от 18 до 25 лет, не состоящие в браке, жить отдельно от родителей и, соответственно, выбрать альтернативы дальнейшей аргументации — почему да или почему нет.

При составлении анкеты для выяснения установок респондентов относительно отделения детей от родительской семьи каждая из групп аргументов «за» и «против» рассматривались через систему трех мотивов-факторов: социального, экономического и психологического.

Социальный мотив, который раскрывается как принадлежность к определенной группе, получение статуса и возможности его повышения, престиж, в позитивной интерпретации (при установке на отделение) рассматривается как обретение детьми самостоятельности (принятие решений, организация быта).

В процессе социализации молодежи происходит постепенное замещение родителей группой ровесников, т.е. источники образцов социализации переносятся из семьи в другую референтную группу. Молодежь стремится к обретению независимости, самостоятельности, которые могло бы способствовать получению нового статуса на пути к престижу в кругу своих знакомых. Для системы ожидания родителей этот компонент является значимым.

Противоположная точка зрения (консервативная или попечительская) состоит, напротив, в переборе различных аргументов против «отделения», сводящихся к тому, что «ребенок не может самостоятельно обходиться в быту», или к выражению разного рода родительских страхов перед тем, что «ребенок не сможет успешно находить себе друзей», партнеров, «пойдет по правильному пути».

Психологический мотив. Включает два аспекта: при установке на отделение — уменьшение числа межпоколенческих конфликтов, т.е. согласованность внутренних установок Я-концепции, а вместе с тем большая лояльность детей по отношению к родителям: уважительное отношение к их советам, проявление заботы и любви.

Таблица. Возраст отделения молодежи в странах Европы (число лет)

При установке на неотделение — отчуждение в отношениях между родителями и детьми, нарушение эмоциональных контактов, т.е. внутренние противоречия и диссонансы.

Экономический, или материальный, мотив. При положительной установке на отделение — обретение материальной независимости детей и освобождение родителей от дополнительных расходов; при негативном значении отделения — лишение родителей материальной поддержки в тех случаях, когда заработная плата детей составляла основной источник материальных доходов семьи.

Чуть менее половины (41%) от общего числа опрошенных считают, что дети в возрасте от 18—25, не состоящие в браке, должны жить вместе с родителями, 52% придерживаются противоположного мнения, остальные (7%) затруднились ответить (рис. 1). Хотелось отметить, что степень определенности мнений респондентов равнозначна и при согласии с тем, что дети должны отделяться, и с тем, что они должны продолжать жить в родительской семье: пятая часть опрошенных ответила «определено вместе» и ровно столько же — «определенно отдельно». Такое распределение ответов позволяет судить о «динамичности» установок респондентов.

Рисунок 1. Должны ли дети в возрасте 18-25 лет, не состоящие в браке, жить отдельно или вместе с родителями? (в % от Общего числа опрошенных)

Дальнейший вопрос задавался тем респон­дентам, которые считают, что дети в возрасте 18—25 лет, не состоящие в браке, должны жить отдельно. Перед ними ставилась задача выбрать аргументы в пользу этого утверждения (рис. 2).

Рисунок 2. Почему дети должны жить отдельно от родителей? (в %)

Аргументы респондентов, по мнению которых дети не должны жить отдельно от родителей, приведены на рисунке 2.

При установке на отделение превалирующим является социальный мотив (необходимость самостоятельности и ответственности молодых за свои поступки и решения), он выражен у 64% опрошенных. Но и в установках «на неотделение» социальные мотивы опять-таки стоят на первом месте, хотя они свойственны чуть меньшему числу (53% опрошенных беспокоит неготовность детей к самостоятельной жизни, и еще 45% считают, что подобная свобода может повести их по «неправильному» пути).

Контекст экономических мотивов явно позитивный: для респондентов оказывается гораздо более важным по своим последствиям то, что отделение от родительской семьи способствует интенсивному развитию профессиональных навыков, вовлекает человека в трудовую жизнь, дает возможность самостоятельно зарабатывать, нежели перспектива лишения родителей экономической помощи детей.

Психологический мотив более сильно выражен у тех респондентов, по мнению которых дети должны жить отдельно от родителей.

В этом случае 10% считают, что дети более внимательно прислушиваются к советам родителей, а 20% — что территориальное разделение поколений приводит к уменьшению конфликтов. Негативное же последствие отделения — появление «отчужденности в отношениях между родителями и детьми» (19%).

Анализ социально-демографических характеристик респондентов позволяет описать взаимосвязи между установкой на отделение, обусловливающими ее мотивами и выделенными выше пятью переменными (полом, возрастом, образованием, размером населенного пункта, наличием у респондента детей в возрасте 18-25 лет).

Среди респондентов в возрасте 18-25 лет более половины (61%) признает то, что дети в данном возрасте должны жить отдельно от родителей.

У представителей возрастной группы 26—33 лет еще в большей степени выражена установка на отделение. Это та самая возрастная группа, представители которой, как уже говорилось, проходили процесс социализации в «перестроечные» годы, которые идентифицируют себя с «прогрессивным» поколением, наиболее адаптированным к переменам.

С увеличением возраста уменьшается число респондентов, считающих, что дети должны отделяться от родительской семьи. Среди представителей более старшего поколения, например, потенциальных или реальных родителей детей в возрасте 18—25 лет, т.е. в возрастных группах от 42—49 и 50—57 лет, половина отвечает, что дети должны жить отдельно от родительской семьи, чуть менее половины (40%), напротив, — вместе.

Обе установки у представителей возрастной группы 58-65 лет выражены в равной степени.

Среди пожилых людей (старше 66 лет) резко возрастает число тех, кто считает, что дети должны оставаться с родителями. С одной стороны, в данном возрасте люди начинают наиболее остро нуждаться в опеке и помощи со стороны детей, а с другой — это поколение, особенно ценящее такие блага, как долг, семейная ответственность, в котором распространено отношение к детям как вкладу в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников.

Наиболее значим социальный мотив при выборе установки на отделение для людей в возрасте 40—50 лет, т.е. для категории родителей молодежи в возрасте 18-25 лет (78%). Можно утверждать, что ожидания родителей, направленные на обретение детьми самостоятельности, независимости, превалируют над ориентацией самих детей. Однако для этой возрастной группы, по сравнению с остальными, экономический мотив — включение в трудовую жизнь — наименее значим (23%).

Для самих детей (молодежи в возрасте 18—25 лет) социальный мотив безусловно преобладает, он характерен для 60% опрошенных и сопряжен с мотивом экономическим (38%) и психологическим (20%).

При установке на «неотделение» для родителей опять-таки самым значимым является социальный мотив (неготовность детей к самостоятельной жизни — 60%, возможность выбора «неправильного пути» — 41%), тогда как остальные мотивы выражены в минимальной степени.

Рисунок 3. Почему дети должны жить вместе с родителями? (в %)

Для самих детей (группы 18—25 лет) особенно значимы такие объяснения, как «неготовность к самостоятельной организации быта» (45%) и «выбор неправильного пути» (24%). Кроме того, мотив психологической привязанности к родителям и возможное отчуждение в отношениях с ними для самих детей играет более важную роль, чем для их родителей.

Интересными также представляются суждения «молодых взрослых» (в возрасте 26-33 лет), которых условно можно было бы назвать «старшими братьями» 18—25-летней молодежи. Для этой группы самый значимый социальный мотив — «альтернатива выбора неправильного пути» (55%).

В ходе анализа установлен кажущийся парадоксальным факт: с одной стороны, выявлена очевидная установка на отделение, а с другой — тенденция к отделению выражена очень слабо. В действительности никакого парадокса нет — возможность отделения сдерживается отсутствием денег на приобретение или наем жилья, т.е. чисто экономическими обстоятельствами. Это подтверждает и распределение ответов на вопрос «Если бы у Вас в возрасте 18-25 лет была своя собственная квартира или материальная возможность купить или снять ее, а Вы не состояли бы в официально зарегистрированном браке, то остались бы Вы жить с родителями?»

Рисунок 4. Почему Вы бы стали жить с родителями даже при наличии собственной квартиры или возможности снять или купить квартиру?

Большинство респондентов ответили, что стали бы жить отдельно (83%, из них 68% — определенно отдельно), 13% остались бы вместе с родителями, а 4% затруднились ответить. «Определенно да» ответили чуть более половины респондентов, а еще пятая часть — «скорее да», что свидетельствует о неуверенности в выборе данной альтернативы и возможности изменения мнения под воздействием различного рода обстоятельств.

Поэтому внимание в исследовании сосредоточено на изучении и анализе влияния на процесс отделения детей от родительской семьи не только и не столько экономического фактора как безусловно значимого, сколько на изучении влияния других весьма важных факторов — социального, психологического и др.

Хотя в целом абсолютное большинство предпочли бы отделиться от родительской семьи, очевидно, что в разных социально-демографических группах это было бы по-разному. С возрастом увеличивается число людей, которые в условиях данной гипотетической ситуации выбрали альтернативу остаться с родителями или же затруднились ответить на данный вопрос. Если около 90% молодежи (18—25 лет) предпочли бы в этом возрасте жить отдельно от родителей, то среди 60-летних таких было несколько меньше: 77% ответили, что в 18—25 лет ушли бы от родителей, имея для того материальные возможности, а среди более старшей возрастной группы еще меньше — 56%.

Среди тех причин, по которым представители разных возрастных групп не хотели бы отделяться от родителей при отсутствии экономических проблем, основной является невозможность оставить родителей без постоянной опеки, в которой они нуждаются. На втором месте — необходимость самого человека в постоянной помощи и поддержке со стороны родителей. На третьем месте — проблема одиночества (в лексике позиций шкалы — «одиноко, не с кем поговорить»). Остальные причины выражены в меньшей степени и определяются скорее внутрисемейной ситуацией респондентов. Так, в более молодом возрасте преобладающей причиной является необходимость в постоянной помощи и советах со стороны родителей, т.е. отсутствие самостоятельности в решении различного рода проблем, затем — проблема одиночества. В данном случае под проблемой одиночества подразумевается семейное положение человека, а как его следствие — внутренняя дисгармония, состояния тоски, грусти. В категории молодежи значимым аргументом является неумение самостоятельно организовать свой быт и справиться с домашними делами, а в возрастных группах 30—40 и 40—50 лет — «жить отдельно — дополнительные траты, которых можно было бы избежать».

С возрастом все более очевидной становится проблема невозможности оставить родителей, которые нуждаются в постоянной опеке и заботе. Представители старших возрастных групп в большей степени, нежели остальные, проецируют гипотетическую ситуацию не на себя в возрасте 18—25 лет, а на себя «сегодняшних». Это связано с тем, что на данный момент проблемы в отношениях с собственными родителями уже не актуальны, а проблемы сегодняшнего дня (плохое здоровье, материальное неблагополучие и др.) наиболее значимы и ощутимы. Вместе с тем у представителей этой группы наиболее явно выражены фамилистические установки.

В ответах мужчин и женщин различия не значительны, но все-таки заметны. Мужчины всех возрастных групп в большей степени, чем женщины, ориентированы на отделение от родителей. Хотя этот процесс у девушек начинается раньше, но с психологической точки зрения не заходит так далеко, как у юношей, т.е. девушки сохраняют или, по крайней мере, стремятся сохранить более тесную эмоциональную связь с родителями.

С повышением уровня образования увеличивается число респондентов, принимающих для себя альтернативу отделения: люди с уровнем образования ниже среднего (75%), со средним (85%) и с высшим образованием (88%) на вопрос о том, стали бы они жить отдельно от родителей в случае разрешения материальной проблемы, ответили положительно.

Москвичи и жители больших городов с большей долей уверенности, нежели россияне, живущие в других по размеру населенных пунктах, ответили, что отделились бы от родителей при имеющейся экономической возможности.

Массовые опросы по этой теме были дополнены проведением фокус-групп. В группе молодых людей в возрасте 18-25 лет оказалось, что большинство девушек и юношей на настоящий момент не готовы к отделению от родительской семьи. Для девушек отделение от родителей в основном связано с планируемым замужеством. В настоящий момент они не готовы к отделению, потому что большинство из них воспринимают отделение от родителей только в контексте создания своей собственной семьи, которую должен обеспечивать мужчина.

По мнению молодых людей, отделение от родительской семьи должно быть обосновано весомой причиной, отсутствие которой свидетельствует либо о полной внутренней гармонии человека и нежелании что-либо менять в своей жизни, либо о «природной лени», когда человек не хочет предпринимать какие-либо попытки отделиться от родителей, рискуя «поменять что-то конкретное, имеющееся, на неизвестное». Наличие важной и значимой причины для отделения создает предпосылки для реального поиска возможности осуществления самого отделения. Практически все юноши четко выражают мнение, что в данный момент не отделяются, по­скольку «не видят в этом необходимости».

Таким образом, при выраженной тенденции к отделению молодежи в возрасте 18—25 лет от родительской семьи преобладающей для России, тем не менее, является модель, когда «дети» остаются в родительской семье до замужества / женитьбы, причем не только в силу экономических причин. Не менее значимыми в данном контексте являются социальные и психологические факторы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

УКД 34

Атаманюк Татьяна Александровна

Магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ»

г.Красноярск, РФ.

E-mail: tan6346@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация

Дееспособность — способность лица совершать юридические действия, направленные к установлению, изменению, прекращению или осуществлению гражданских прав. Каждая эпоха ставит свои задачи. Так, например, возрасту наступления дееспособности в законодательстве Екатерины уделяется серьезное внимание.

Ключевые слова

Дееспособность, недееспособность, физическое лицо, совершеннолетние, малолетство, расточительность.

По энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона дееспособность, в отличие от правоспособности, означает на юридическом языке способность лица совершать юридические действия, направленные к установлению, изменению, прекращению или осуществлению гражданских прав. Говоря иначе, под дееспособностью понимают способность человека сознательно выражать свою волю при совершении юридических сделок и руководить своими поступками с сознанием их последствий . На сегодняшний день можно сказать, что если правоспособность в принципе равна для всех граждан, то дееспособность не является таковой, так как при установлении объема дееспособности законодательство учитывает интеллектуальные и психические способности человека. В данной статье, рассмотрим, из чего в XVIII веке исходил законодатель при установлении объема дееспособности физического лица.

Если говорить о правоспособности в XVIII веке, можно сказать, что государство при ее наделении исходило из сословного статуса, и порой руководствовалось своими политическими интересами, то институт дееспособности регулировался по совершенно другим соображениям.

Прежде всего, дееспособность интересовала законодателя с точки зрения экономических (корпоративных) интересов. Перед законодателем, в первую очередь, стояла задача в том, чтобы сохранить собственность в руках тех семей, которые ей обладали и не дать возможности перетечь имуществу в другие сословия. Интересы отельного субъекта учитывались во вторую очередь.

Так вопросы, связанные наделением дееспособностью, ее ограничением и лишением тесно связаны с правом отчуждения имущества. Законом не определяется возраст, с которого можно договор личного найма. Голиков Н.Б. приводит пример, когда договор личного найма заключался малолетними .

Каждая эпоха ставит свои задачи. Так, например, возрасту наступления дееспособности в законодательстве Екатерины уделяется серьезное внимание. Обычно указы, определявшие время наступления дееспособности, принимались в связи с каким-либо конкретным спором, рассматривавшимся в Сенате, на основе нормы Соборного Уложения 1649г., в частности в статье 54 главы 16 . В свою очередь закон учитывал и сложившуюся практику признания достижения гражданского совершеннолетия в 15 лет, когда молодой человек верстался на службу и получал в связи с этим поместье. Поместье давало ему средства самостоятельной жизни отдельно от родительского дома. Именно с началом самостоятельной жизни связывалось наступление дееспособности. Для служилых людей по отечеству этот момент наступал с выделом из родительского дома, что часто обуславливалось не только поступлением на службу, но и вступлением в брак. Если ребенок до 15 лет терял отца, то по достижении этого возраста он мог отыскивать отцовские поместья у «сродников» и «сторонних людей», если те ими незаконно завладели. Статья 54 гл. Соборного Уложения, опираясь на указ 1645г., проводит грань между «ребячеством» — возрастом до 15 лет, и «совершенными» летами — по достижении 15 лет. Однако, устанавливая полную

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

дееспособность с 15 лет, закон все же допускает, что до достижения 20 лет молодой человек может не вполне ясно осознавать свои интересы и не всегда в состоянии защитить их. Поэтому в Соборном Уложении устанавливается гибкий возраст наступления полной дееспособности — с 15 до 20 лет.

В XVII веке при достижении 15 летнего возраста юноша мог идти на государеву службу и сочетаться браком, потому что физические данные ему это позволяли, и именно поэтому он считался достигшим совершеннолетия и наделялся дееспособностью. Но в 18 веке юноша, вступая в самостоятельную жизнь, должен был обладать известным жизненным опытом, чтобы на равных участвовать в гражданском обороте. Поэтому законодателем оставался вопрос о совершеннолетии в том виде, как он был решен Соборным Уложением, повышает возраст наступления дееспособности. Таким образом, понятие совершеннолетия было в Российской империи довольно расплывчатым, достижение совершеннолетия не всегда совпадало с наступлением полной дееспособности. Так вступление в брак, согласно указу Петра I, при достижении юношами 18 лет, а девушками 17 лет.

В Именном указе от 23.03.1714 года «О наследии имений» Петр I определяет возраст наступления дееспособности для мужчин 18 лет, а женщин 17 лет . По этому же указу вводилось правило, согласно которому девушка, достигшая 18 лет, могла самостоятельно выбирать место жительства.

Именным указом от 30.07.1762 года устанавливался возраст «малолетства» до 20 лет. Ссылаясь на Именной указ, а также на Соборное уложение, Сенатский указ от 31.08.1781г. подтвердил возраст совершеннолетия — 20 лет.

Согласно законодательству Екатерины II она определила, что: «для сохранения по возможности единообразия и для изъятия всякой темноты и недоразумения в законе» установить для всей Российской Империи единый возраст наступления полной дееспособности — 21 год . Малолетство продолжалось до 17 летнего возраста, в 17 лет наступало совершеннолетие. Таким образом, закон разделяет момент совершеннолетия и момент достижения полной дееспособности. Понятие совершеннолетия и дееспособности не совпадало в том смысле, что по достижении совершеннолетия лицо не становилось полностью дееспособным. Даже по достижению 21 года молодой человек не всегда становился дееспособным. Это было связано с тем, если он имел отдельное или же собственно нажитое имение .

Совершеннолетние дети, достигшие возраста наступления дееспособности, не всегда на самом деле были дееспособны. Это правило было призвано оградить капиталы и имущество дворян и зажиточных горожан от разорения из-за кутежей и карточных игр наследников.

Отношение государства к умалишенным, т.е. лицам, в силу болезни или иных обстоятельств лишенных возможности отдавать себе отчет в своих поступках с течением времени менялось. Изначально законодатель интересовался состояние психического здоровья лишь при совершении лицом преступления. Законодательство Екатерины II использует для обозначения психических больных термин — безумные.

В отношении безумных закон не делает исключений, они признавались полностью недееспособными.

Можно сделать вывод, что в связи с развитием общества происходило уменьшение или увеличение возраста дееспособности исходя из нужд государства. И чтобы физическое лицо было признано способным принимать на себя обязательства и выступать самостоятельно в гражданском обороте, т.е. быть дееспособным, законодатель определяет несколько условий: достижение определенного возраста, наличие психического здоровья и отсутствие некоторых пороков, например, таких как расточительность.

Список использованной литературы:

3. О неплатеже долгов учиненных по картежной игре; об отказе уплаты денег заимодавцам, если заведомо на игру они другим, и о разрешении продажи имения расточителям для удовлетворения кредитов. / Полное

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

собрание законов Российской империи том 19 № 13677. 1081 с.

4. О недействительности продажи недвижимого имения, учиненной владельцами несовершеннолетними и о сроке на подачу апелляции по достижении совершеннолетия. / Полное собрание законов Российской империи том 21 № 15218 1083 с.

5. Российское законодательство X-XX веков в 9 т (под общей редакцией О.И. Чистякова) 512 с.

6. Голикова, Н.Б. Наемный труд в городах Поволжья в первой четверти XVIII века /. М. Изд. МГУ 1965г. 176 с.

7. Тихомиров, М.Н. Епифанов, П.П.Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961. 431с.

8. Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи». http: //www.vehi .net/brokgauz/

© Атаманюк Т.А., 2017

УДК 347

Я.С. Гевандова

студенка 3 курса Юридического института СКФУ (г. Ставрополь) Научный руководитель: Н.Ш. Ибрагимова, к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института СКФУ (г. Ставрополь)

ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА: ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация

В данной статье рассмотрены теоритические особенности такой юридической конструкции как принцип гражданского процесса. На сновании проведенного анализа была выявлена сущность и значение правовых принципов в гражданском процессе.

Ключевые слова

Гражданский процесс, принципы гражданского процесса, сущность принципов гражданского процесса.

Понимание принципов права в юридической науке — очень дискуссионный вопрос, который имеет богатую историю своего развития. Чем же обусловлен такой интерес ученых-правоведов к данной юридической конструкции и какого ее значение в развитии правовой системы государства?

Первое, что вызывает повышенное внимание к исследуемому правовому явлению —это отсутствие единого понимания принципа права. Сам термин «принцип» имеет латинское происхождение, так «ргтиршт» дословно проводится как «первооснова» или «начало». То есть мы приходим к выводу, что принцип права является синонимом для слова «начало», но так ли это на самом деле. Несмотря на кажущуюся простоту рассматриваемая правовая категория не настолько однозначна.

Сложность и многогранность исследуемой правовой конструкции можно выявить проанализировав основные концепции общей теории государства и права, существующие по рассматриваемому вопросу. Так, мы можем выделить три основных подхода к понимаю принципа права.

Первая группа ученых, раскрывают принцип права как научную категорию, которая является не только показателем современного состояния правовой системы государства, но также курсом развития и совершенствования правового регулирования общественных отношений. Так, рассмотрев доводы К.С. Юдельсона, Д.А. Керимова, которые являются представителями обозначенной точки зрения, мы приходим к

Москва, 26 июня 2019, 13:11 — REGNUM В настоящий момент согласно ст. 21 Гражданского кодекса РФ дееспособность в полном объёме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Предложение по снижению возраста совершеннолетия представляется недостаточно обоснованным, заявила корреспонденту ИА REGNUM доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ имени Г.В. Плеханова, к. ю. н. Наталья Свечникова.

Василий Григорьевич Перов. Тройка. 1866

«Следует учитывать, что в тех случаях, когда есть объективная необходимость предоставления несовершеннолетним возможности в полном объёме приобретать дееспособность, закон устанавливает соответствующие условия и порядок. Так, в

случае вступления в брак до достижения 18 лет, гражданин приобретает дееспособность в полном объёме со времени вступления в брак. Даже, если брак в последствии будет расторгнут, а гражданину ещё не исполнится 18 лет, полная дееспособность у него сохранится», — пояснила эксперт.

Если несовершеннолетнему исполнилось 16 лет, и он работает по трудовому договору, а также, если он с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью, он может быть объявлен полностью дееспособным согласно ст. 27 ГК РФ.

«Таким образом, в настоящий момент научно-обоснованных исследований, доказывающих потребность в снижении возраста совершеннолетия, нет. Предложение на эту тему дискутируется в кругах специалистов — практиков и ученых, однако сторонников снижения такого возраста немного.

Целесообразность снижения возраста совершеннолетия на сегодняшний день отсутствует ввиду наличия правовых норм, позволяющих несовершеннолетним воспользоваться законодательными возможностями в случаях, когда им требуется получить дееспособность в полном объёме и, закон это допускает», — высказала свое мнение Свечникова.

Как сообщало ИА REGNUM, глава Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь) Александр Бугаев считает, что в России на сегодняшний день можно говорить о предпосылках для снижения возраста совершеннолетия.

Читайте также: В Росмолодёжи видят предпосылки для снижения возраста совершеннолетия

Совершеннолетие в России– возраст, с наступлением которого гражданин считается способным полноценно осуществлять свои права, исполнять обязанности и нести ответственность. По общему правилу, этим возрастом является 18-летие, однако закон приводит и другие примеры. Все о совершеннолетии, его последствиях и способах его достижения читайте в настоящей статье.

Со скольки лет человек считается совершеннолетним

По общему правилу, изложенному в статье 21 Гражданского кодекса РФ, совершеннолетие в России наступает с 18 лет. Именно с этого возраста человек становится полностью дееспособным и получает возможность совершать множество действий, на которые ранее права не имел.

В частности, начиная с 18 лет гражданин вправе управлять автомобилем, вступать в брак, занимать должности на государственной службе, участвовать в выборах в качестве избирателя и т. д. Таким образом, совершеннолетие означает полноценную способность реализовывать и защищать свои права, а также отвечать за свои действия и их последствия.

В момент наступления совершеннолетия гражданин приобретает не только права, но и обязанности – с этого времени он в полной мере несет имущественную, гражданскую, административную, уголовную, дисциплинарную и прочие виды ответственности.

Например, возраст наступления уголовной ответственности – 16 лет, однако до наступления совершеннолетия ее нельзя назвать полноценной, поскольку для несовершеннолетних преступников предусмотрено множество послаблений и ограничений. В частности, для них установлены «льготные» сроки погашения судимости (вдвое меньше, чем для взрослых), сниженные пределы наказания (максимум – 10 лет тюрьмы, вне зависимости от тяжести содеянного) и т. д.

Когда можно считать себя дееспособным в полном объеме

Несмотря на закон, приравнивающий совершеннолетие к полной дееспособности, гражданину, отметившему 18-й день рождения, открыты далеко не все возможности. Например, избирательное право для него доступно только в пассивном его проявлении, то есть он может избирать, но не быть избранным: баллотироваться в депутаты любого уровня россияне начинают с 21 года, а для участия в президентских выборах в качестве кандидата и вовсе нужно дождаться 35-летия.

Таким образом, дееспособность в полном ее проявлении наступает гораздо позднее, чем совершеннолетие. Но это касается лишь отдельных областей жизни, участие в которых принимает меньшинство.

Подпишитесь на рассылку

Снижение возраста совершеннолетия в России: как стать совершеннолетним до 18 лет

Совершеннолетие не всегда определяется возрастом – есть 2 фактора обретения полной дееспособности до 18 лет:

  • вступление в брак;
  • эмансипация.

Несмотря на то что брачный возраст по Семейному кодексу наступает одновременно с совершеннолетием, из этого правила есть исключения. Так, при наличии уважительных причин, жениться с разрешения территориального органа опеки и попечительства можно уже в 16 лет.

Какие причины считать уважительными, определяют региональные власти, но, как правило, в таких случаях речь идет о беременности невесты.

Скачать форму ходатайства

Точно так же, то есть по решению органа опеки, 16-летний подросток может быть объявлен полностью дееспособным при условии, что он официально трудоустроен или занимается предпринимательской деятельностью (последнее – с согласия родителей). О позиции судов относительно эмансипации читайте подборку КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, оформите его бесплатно.

Таким образом, отвечая на вопросы о том, со скольки лет совершеннолетие в России, с какого возраста наступает дееспособность и т. д., закон не ограничивается упоминанием 18-летия, а рассматривает все возможные ситуации и для каждой из них диктует свои условия.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *