Количество бригад скорой помощи на количество населения

На «Горячую линию» поступил звонок от фельдшера скорой помощи из Саратовской области: «Население нашего района составляет 40 тысяч человек. Мы работаем в 4 бригады. Наше руководство самовольно сокращает бригады до 3-х». Медик спрашивает, каким образом можно рассчитать обязательное количество бригад на конкретное население и при помощи какого документа работники могут апеллировать к руководству СМП.

Необходимое число бригад скорой медицинской помощи на количество населения регулируется приказами Минздрава РФ от 20.06.2013 №388н («Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи») и от 20.04.2018 № 182 («Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения»), его пунктом № 8, утверждающим:

«Общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из следующих примерных нормативов:

в районах компактного проживания населения (с высокой плотностью населения) при длине радиуса обслуживания, равной 20 км, — 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого взрослого населения, 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого детского населения;

в районах с низкой плотностью населения при длине радиуса территории обслуживания, равной 30 км — 1 бригада на 9 тыс. чел. населения, 40 км — 1 бригада на 8 тыс. чел. населения, 50 км — 1 бригада на 7 тыс. населения, свыше 50 км — 1 бригада на 6 тыс. чел. населения.

Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из примерного норматива — 1 бригада на каждые 100 тыс. чел. обслуживаемого населения».

Данные нормативы носят рекомендательный характер, и субъекты РФ могут самостоятельно определять нормативы и нормы, руководствуясь этими методическими рекомендациями (речь идёт именно о субъектах РФ, а не об отдельных медицинских учреждениях!).

Утвердить обязательное количество бригад СМП можно через требование установить нормы труда. Для этого следует воспользоваться нижеприведенным алгоритмом.

1. Запросить у главного врача нормы труда:

«В соответствии со ст. 62 ТК РФ прошу не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать мне заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой, а именно: локальных нормативных актов, устанавливающих в (название организации) нормы труда (нормы выработки, нормы времени, нормативы численности), в том числе:

— количество выездов на одну бригаду скорой помощи в сутки, в месяц, в год;

— время выезда бригады на вызов после поступления обращения о вызове бригады скорой помощи».

2. При отсутствии норм труда в учреждении — потребовать у главного врача разработать и ввести указанные нормы на основании ст. 159-169 ТК РФ, а также вышеприведенных Приказов Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н и от 20.04.2018 № 182, ч. 8, а также ознакомить сотрудника с локальным нормативным актом об их введении.

3. При отсутствии результата от второго пункта — выдвинуть требование профсоюза об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: разработать и ввести нормы труда.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Правовая поддержка работников медицинских организаций в Российской Федерации и мониторинг актуальных проблем в сфере социально-трудовых отношений в условиях реформирования общественного сектора здравоохранения» с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________//

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам (далее — Медицинская организация).

1.2. Медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Медицинской организации.

1.3. Медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам относится к категории специалистов и имеет в подчинении .

1.4. Медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам подчиняется непосредственно Медицинской организации.

1.5. На должность медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Общая практика» без предъявления требований к стажу работы.

1.6. Медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ей работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у нее на хранении (ставших ей известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Медицинской организации.

1.7. Медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
  • теоретические основы сестринского дела;
  • правила приема вызовов;
  • топографию города;
  • дислокацию подстанций и медицинских организаций;
  • места нахождения потенциально опасных объектов;
  • способы передачи информации с применением современных средств связи;
  • правила работы на персональном компьютере;
  • порядок действий при чрезвычайных ситуациях;
  • основы медицины катастроф;
  • организацию делопроизводства;
  • правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
  • медицинскую этику и деонтологию;
  • психологию профессионального общения;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Медицинской организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам ее обязанности возлагаются на .

2. Должностные обязанности

Медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Осуществляет прием и передачу вызовов персоналу свободных выездных бригад.

2.2. Осуществляет оперативное руководство всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания, в любое время смены быть в курсе местонахождения бригад.

2.3. Контролирует оперативность работы выездных бригад: время прибытия, время выполнения вызова.

2.4. Информирует администрацию медицинской организации обо всех чрезвычайных происшествиях.

2.5. Осуществляет связь с органами местной власти, управлением внутренних дел, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, пожарными частями и другими оперативными службами.

2.6. Информирует население в устной форме о местонахождении больных (пострадавших), которым оказана медицинская помощь.

В случае служебной необходимости медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам имеет право:

3.1. Давать подчиненным сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, подчиненных служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Вносить на рассмотрение руководителя Медицинской организации представления о назначении, перемещении и увольнении работников подчиненных подразделений; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

3.7. Пользоваться иными правами, установленными Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами РФ.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Медицинской организации.

6. Право подписи

6.1. Медицинской сестре по приему вызовов и передаче их выездным бригадам для обеспечения ее деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к ее компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Каждый человек, вне зависимости от возраста и пола, может обратиться за услугами платной скорой помощи. Услуги предоставляются без установленных нормативов обслуживания. То есть врачи находятся с пациентам столько, сколько того требует его состояние.

Описание закона о платной скорой помощи

20 июня 2016 года в силу вступило новое Постановление Минздрава «О внесении изменений в порядок оказания скорой помощи российским гражданам». Приказ был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Содержание документа вызвало разную реакцию у населения России. Людей, прежде всего, возмутило условие, согласно которому бригада может выезжать к человеку бесплатно не более четырех раз в год. Если гражданину понадобится сверхурочный вызов (пятый за год), за оказанные услуги ему придется платить.

В содержании недавно принятого законодательства говорится о том, что на бесплатную скорую помощь могут рассчитывать только пожилые люди, несовершеннолетние и инвалиды. Остальные жители страны воспользоваться бесплатными услугами не смогут. Таким решением Правительство сэкономит денежные средства, на которые будут куплены новые автомобили скорой службы. Кроме того, Министерство здравоохранения предложило штрафовать граждан за ложные вызовы экипажа врачей.

Изменения в законе о предоставлении скорой медицинской помощи

В новом законе внесены изменения в состав бригады врачей

Согласно выданному в 2016 году постановлению, существенное изменение коснулось состава бригады. Раньше бригада скорой помощи состояла из санитара-водителя и фельдшера водителя. Медицинских сестер не было. Новые правила позволяют приобщить к составу и медсестер. Дополнительно фельдшеры-водители и санитары-водители упразднены. Теперь существуют обязанности только водителя, который при экстренном состоянии здоровья должен подчиняться доктору.

Все бригады теперь разделяются согласно их профессиональной деятельности:

  • Реанимационная;
  • Педиатрическая;
  • Психиатрическая;
  • Консультативные экстренные.

Поэтому, прежде чем набрать 03, уточните, в каком состоянии пациент. В зависимости от населенных пунктов Российской Федерации, бригады скорой службы могут пребывать и на вертолете. Это возможно в том случае, если от районного центра до населенного пункта далеко или общественные дороги были перекрыты из-за стихийного бедствия. В случае необходимости врачи обязаны будут в ускоренном порядке создать бригады кардиологической или неврологической помощи.

Время прибытия скорой помощи

Если в населенном пункте проживают более 100 тысяч граждан, то в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации создаются подстанции медицинской «скорой» с двадцати минутным расчетом транспортной доступности.

Если в городе от 50 до 100 тысяч человек, согласно приказу, создается специальное медицинское учреждение с круглосуточной быстрой поддержкой. Подобное условие также прописано в новом постановлении.

В небольших деревнях и селах должны быть построены подразделения скорой помощи, недалеко от местных больниц. Районные власти обязаны обеспечить медицинскими услугами любого, кто позвонит по номеру 03.

В мегаполисах с численностью жителей более 100 тысяч человек скорая помощь должна приезжать по адресу в течение 20 минут. Нормативы времени не отложенной поддержки для других населенных пунктов не устанавливаются. Действует общее правило, согласно которому медицинская служба оказывается незамедлительно. Если врачи в течение получаса не прибыли на место назначения или отказали в медицинской помощи, гражданин может позвонить по номеру 02. Неправомерные действия врачей влекут за собой уголовную ответственность (статьи 124 и 125 УК).

Сколько раз можно вызывать скорую помощь?

Как уже было сказано выше, житель Российской Федерации в течение одного года может вызвать скорую помощь не более четырех раз. Если превысить количество допустимых вызовов, за услуги придется платить.

Состав машин не отложенной службы

Теперь автомобили оснащаются новыми моделями медицинской техники, способствующие применению современных технологий. Появляются устройства, позволяющие делать непрямой массаж сердца с голосовым сопровождением. Также устанавливаются аппараты искусственной вентиляции легких для новорожденных и детей.

Машина «скорой» оборудуется навигатором и видеорегистратором. В 2017 году были оснащены более 20 тысяч машин скорой помощи. В северных регионах навигаторы устройства (видеорегистраторы и навигаторы) есть во всех автомобилях службы медицинской помощи.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

DOI: 10.21045/2071-5021-2016-52-6-4
Вечорко В.И.
ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, Москва

Контактная информация: Вечорко Валерий Иванович ( Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script )

Contacts: Valery I. Vechorko, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Резюме. Актуальность. Одним из главных инструментов для решения задач модернизации здравоохранения является обоснование норм труда врача и среднего медицинского персонала, рациональная расстановка и использование кадров. От эффективности работы медицинских работников первичного звена здравоохранения зависит полноценное и качественное оказание первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи значительной части населения в амбулаторных условиях.

Цель работы: изучить распределение рабочего времени врача-терапевта участкового на амбулаторном приеме с медицинской сестрой в поликлинике города Москвы на основе хронометража.

Методы проведения работы: расчетно-аналитический, фотохронометражное наблюдение, математической статистики, методы экспертных оценок.

Результаты работы. Врачи-терапевты участковые на амбулаторном приеме пациентов с медицинской сестрой тратят на работу с документами 47,20% рабочего времени.

Заключение. Хронометраж позволил пересмотреть нагрузки в ГБУЗ «ГП №180» ДЗМ на врача-терапевта участкового, выявить реальные ресурсы для увеличения доли на непосредственную работу с пациентом, уменьшение времени на работу с документами и нормирование вспомогательной деятельности врачей.

Область применения результатов. Возможность расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда персонала медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях конкретной медицинской организации.

Methods: computation analysis, photo and time study, mathematical statistics, expert review.

Results. Primary care physician with a nurse spends 47.20 % of their working hours on handling documents.

Ключевые слова: фотохронометражное наблюдение; врач-терапевт участковый; первичная медико-санитарная помощь.

Keywords: photo and time study; primary care physician; primary care.

Введение

Активное реформирование отечественного здравоохранения требует формирования новых подходов в деятельности медицинских организаций на всех уровнях оказания медицинской помощи с учетом изменившихся эпидемиологической, демографической ситуации, социальных условий жизни общества, а также существенным улучшением материально-технической базы медицинских организаций и возможностей для организации современного лечебно-диагностического процесса.

Одним из главных инструментов для решения этих сложных задач в модернизации здравоохранения является обоснование норм труда врача и среднего медицинского персонала, рациональная расстановка и использование кадров . Рациональное распределение и использование рабочего времени – один из ключевых моментов в обеспечении результатов труда, доступности и надлежащего качества оказанной медицинской услуги . Изучить средние затрат времени на отдельную технологическую операцию с учетом фактического коэффициента повторяемости операции возможно с помощью фотохронометража .

В 2013-2014 гг., впервые с 1981 г., Минздрав России провел в 17 российских регионах полный фотохронометраж работы врачей первичного звена здравоохранения . На основании проведенного исследования, приказом Минздрава России от 2 июня 2015 г. N 290н были введены «Типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога» .

Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях. Так, согласно вышеуказанного приказа, нормы времени на одно посещение пациентом врача-терапевта участкового в связи с заболеванием, необходимое для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации) составляют 15 минут. Нормы времени на повторное посещение одним пациентом в связи с заболеванием — 70 — 80% от норм времени от первичного.

Деятельность врача-терапевта участкового и медицинской сестры участковой является основой первичного звена здравоохранения, именно на этом этапе происходит первый контакт человека с системой здравоохранения. Тем не менее, условия оказания первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи в разных регионах и даже в одной местности могут иметь различия. Это может быть обусловлено степенью централизации, уровнем оснащенности материально-технической базы, обеспеченностью кадрами и другим. Для города Москвы одной из особенностей с 2011 г. является работа в единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС) города Москвы.

В этой связи очевидна необходимость проведения локального фотохронометражного наблюдения для изучения рабочего времени медицинских работников, его распределения и использования с целью расширения ресурсов для улучшения обеспеченности населения доступной и качественной амбулаторной медицинской помощью в медицинских организациях города Москвы.

Цель исследования: изучить распределение рабочего времени врача-терапевта участкового на амбулаторном приеме с медицинской сестрой в поликлинике города Москвы на основе хронометража.

Материалы и методы: Исследование проведено на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 180» Департамента здравоохранения города Москвы (ГБУЗ «ГП №180» ДЗМ). Использован метод непосредственного фотохронометражного наблюдения врачебной деятельности в виде хронометража рабочего времени двух врачей-терапевтов участковых, работающих совместно с участковыми медицинскими сестрами, на амбулаторном приеме пациентов в течении двух недель в соответствии с «Методикой разработки норм времени и нагрузки медицинского персонала», разработанной ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России .

Фотохронометражные наблюдения включали сочетание хронометражных замеров с фотографией рабочего времени. Методика хронометража предусматривала соблюдение принципов и правил его проведения:

  1. Соблюдение технологии лечебно-диагностического процесса: организационные формы работы должны соответствовать современному состоянию здравоохранения, а специалист, за деятельностью которого наблюдают, должен иметь достаточный стаж работы и высокую квалификацию.
  2. К хронометражу привлекали высококвалифицированного специалиста, хорошо знающего технологию лечебно-диагностического процесса, способного провести экспертизу объема и качества оказанной медицинской помощи.
  3. Перед проведением хронометража был составлен перечень (словарь) отдельных трудовых операций и видов работ (основную, вспомогательную, прочую деятельность, работу с документацией, служебные разговоры, личное необходимое и незагруженное время), входящих в функциональные обязанности наблюдаемого, что позволяло при статистической обработке материалов выявить выполнение работ, не свойственных для той или иной группы медицинского персонала (таблица 1).
  4. Таблица 1

    Словарь основных видов деятельности и коды трудовых операций врача-терапевта на амбулаторном приеме

    Основные виды деятельности Код трудовой операции
    ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Сбор анамнеза, опрос 1.1.1
    Осмотр
    Общий осмотр 1.2.1
    Осмотр кожных покровов (тургор, влажность, симптом щипка) 1.2.2
    Исследование неврологического статуса 1.2.3
    Осмотр костно-мышечной системы 1.2.4
    Осмотр полости рта 1.2.5
    Осмотр половых органов 1.2.6
    Осмотр беременной женщины (молочной железы, живот, состояние плода и др.) 1.2.7
    Перкуссия
    Перкуссия органов грудной клетки (сердца, легких) 1.3.1
    Перкуссия органов брюшной полости 1.3.2
    Пальпация
    Пальпация лимфатических узлов 1.4.1
    Пальпация щитовидной железы 1.4.2
    Пальпация верхушечного толчка (сердца) 1.4.3
    Пальпация органов брюшной полости 1.4.4
    Пальпация молочных желёз 1.4.5
    Аускультация
    Аускультация органов грудной клетки (легких, сердца) 1.5.1
    Аускультация органов брюшной полости 1.5.2
    Подсчет пульса 1.5.3
    Подсчет частоты дыхательных движений 1.5.4
    Измерение артериального давления 1.6
    Функциональные пробы (измерение АД, ЧДД, ЧСС) 1.7
    Антропометрия (рост, вес, окружность головы, грудной клетки, живота) 1.8
    Оториноофтальмоскопия (с помощью приборов) 1.9
    Термометрия 1.10
    Хирургическая обработка, перевязка ран 1.11
    Госпитализация пациента, вызванной на себя бригадой скорой медицинской помощи 1.12
    Консультирование пациента 1.13
    Разъяснение назначений, режима и схемы лечения 1.13.1
    Разъяснение диетотерапии при данном заболевании 1.13.2
    Разъяснение изменения режима и образа жизни при лечении данного заболевания 1.13.3
    Разъяснение правил проведения назначенных лечебных процедур на дому 1.13.4
    Обучение принципам самоконтроля и ухода при данном заболевании 1.13.5
    ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Переодевание, надевание халата 2.1
    Подготовка рабочего места 2.2
    Мытье рук 2.3
    Время на ожидание готовности пациента к осмотру, продолжению приёма 2.4
    Технологический перерыв на санитарную обработку помещения (инфекционные пациенты – корь, краснуха, туберкулез, педикулез и т.д.) 2.5
    Переходы (в другие кабинеты) 2.6
    РАБОТА С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
    Ознакомление с медицинской документацией
    Просмотр амбулаторной карты 3.1.1
    Просмотр результатов лабораторных, инструментальных и др. исследований, консультаций специалистов 3.1.2
    Запись в медицинские документы 3.2
    Выписка направления на исследования, консультации, госпитализацию 3.3
    Выписка листка нетрудоспособности пациенту 3.4
    Оформление выписки из амбулаторной карты 3.5.
    Оформление справки 3.6
    Оформление рецепта 3.7
    Оформление санаторно-курортной карты 3.8
    Медико-социальная экспертиза 3.9
    Этапный эпикриз 3.10
    Другие виды работы с документацией 3.11
    Заполнение документации по диспансеризации населения 3.12
    Работа на компьютере 3.13
    Работа в ЕМИАС (направления и проч.) 3.14
    Выписка льготных рецептов через ЕМИАС 3.15
    СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Конференции 4.1
    Занятия с медицинским персоналом 4.2
    Участие во врачебной комиссии 4.3
    Служебный разговор по телефону 4.4
    Участие в консультации 4.5
    Лекции, беседы, проведение школ здоровья 4.6
    ПРОЧАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Чтение литературы 5.1
    Разговор с медицинским персоналом 5.2
    ЛИЧНОЕ НЕОБХОДИМОЕ ВРЕМЯ
    Кратковременный перерыв 6.1
    Прием пищи 6.2
    Мероприятия личного характера 6.3
    НЕЗАГРУЖЕННОЕ ВРЕМЯ
    Опоздание на работу 7.1
    Преждевременный уход с работы 7.2
    Отсутствие работы 7.3
    Посторонние разговоры 7.4
    Наблюдение, прерванное по вине наблюдателя 7.5
    ПОСЕЩЕНИЕ НА ДОМУ
    Время на дорогу 8.1
    Время, проведенное у пациента 8.2
  5. Сроки проведения хронометража должны быть достаточными для получения репрезентативных данных по затратам труда на все трудовые операции. Необходимое число хронометражных замеров определяли по формуле, рекомендованной ФГБУ «НИИ ТСС Минтруда России»:

    n = 2500 x ((К² x (К уст. — 1)²) / (С² x (К уст. + 1)²) (1), где:

    n – количество хронометражных замеров;
    К – коэффициент, соответствующий заданной доверительной вероятности (при вероятности 0,95 К = 2);
    К уст. – нормативный коэффициент устойчивости хроноряда, определяется как отношение максимальной величины хронометражного ряда к минимальной;
    С – необходимая точность наблюдений (%).

Под нормированием труда понимали установление меры затрат труда на выполнение определенного объема работы. К нормообразующим факторам были отнесены внешние потери рабочего времени и внутренние затраты рабочего времени на обязательные виды работ. К внутренним затратам рабочего времени было отнесено время, затрачиваемое на оформление эпикризов при направлении пациентов на врачебную комиссию и другие обязательные работы (присутствие на внутренних врачебных конференциях, производственных совещаниях, инструктажах). В соответствии с общепринятым подразделением рабочего времени врача оценивалось время основной деятельности, вспомогательной деятельности, время работы с документацией, время служебных переговоров, возраст и личное время .

Результаты исследования:

Фотохронометраж рабочего времени проводился у одних и тех же сотрудников с одинаковыми должностями (врач-терапевт участковый) с понедельника по пятницу две рабочие недели, таким образом анализу подвергались два одинаковых дня недели (понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы). Полученные данные о затратах времени врача-терапевта участковый заносились в лист фотохронометражных наблюдений, где фиксировался порядок и наименование трудовых операций, затраты труда по текущему времени.

Текущее время, в отличие от фиксированного времени, когда измеряется непосредственно длительность каждой операции, определялось хронометром с отметкой в карте наблюдений времени начала каждой последующей трудовой операции, означающей в то же время и окончание предыдущей. Для правильного измерения длительности каждой операции устанавливали ее границы, то есть фиксажные точки. Фиксажные точки — отчетливые внешние признаки, определяющие моменты начала и окончания операции, удобные для измерения ее продолжительности. Каждая трудовая операция имела начальную и конечную фиксажные точки. Обязательным требованием являлось совпадение конечной фиксажной точки предыдущей трудовой операции, с начальной фиксажной точкой, следующей за ней операции.

Продолжительность трудовой операции определялась вычитанием из времени начала следующей за ней операции времени начала данной операции. Каждая трудовая операция кодировалась в соответствии с классификатором видов деятельности и трудовых операций медицинского работника. После внесения фотохронометражных данных в базу данных «Фотохронометраж рабочего времени медицинского персонала» обработка данных проведена при использовании программы для ЭВМ «Расчет норм времени и нагрузки медицинского персонала» .

На рисунке 1 отражено, что врач-терапевт, работающий с медицинской сестрой в кабинете, тратит наибольшее количество рабочего времени (47,20%) на работу с документацией, 21,15% на основную деятельность, далее по убывающей: 10,39% на вспомогательную деятельность, 7,90% на личное необходимое время, 6,81% на прочую деятельность, 4,32% на служебные разговоры и 2,23% — незагруженное время.


Рис. 1. Доля видов деятельности врача-терапевта участкового на амбулаторном приеме, работающего с медсестрой в кабинете (в %).

Затраты рабочего времени по элементам основной деятельности врачом-терапевтом на амбулаторном приеме, при работе с медицинской сестрой в кабинете показаны в таблице 2.

Таблица 2

Затраты рабочего времени по элементам основной деятельности врачом-терапевтом участковым на амбулаторном приеме, работающим с медицинской сестрой

Доли основных элементов трудовой деятельности в основной деятельности врача-терапевта участкового, при работе с медицинской сестры в кабинете показано на рисунке 2.


Рис. 2. Доля основных элементов трудовой деятельности врача-терапевта участкового в основной деятельности, работающего с медицинской сестрой в кабинете (в %).

В таблице 3 представлены данные по затратам рабочего времени врача-терапевта участкового на различные элементы трудовых операций по работе с документами на: запись в медицинской документации — 36,91%; другие виды работ с документацией — 18,62%; ознакомление с медицинской документацией — 11,08% (из них 52,62% — просмотр результатов лабораторных, инструментальных и др. исследований, консультаций специалистов и 47,38% — — просмотр амбулаторной карты); работу на компьютере — 10,04%, работа в ЕМИАС — 8,50% (направления и проч.); выписку льготных рецептов через ЕМИАС — 4,77%, заполнение документации по диспансеризации взрослого населения (ДВН) и немного времени на различные виды работ с документами — 4,30% (например, 1,86% — заполнение посыльного листа для представления в медико-социальную экспертизу; оформление листка нетрудоспособности и пр. — 1,72%.).

Таблица 3

Затраты рабочего времени по элементам деятельности на работу с документами врача-терапевта участкового, работающего с медсестрой на амбулаторном приеме

Код Элементы трудовой деятельности Затрачен-ное время, мин. Доля в разде-ле, % Доля в подраз-деле, %
3 РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ 189,45 100,00
3.1 Ознакомление с медицинской документацией 21,00 11,08 100,00
3.1.1 Просмотр амбулаторной карты 9,95 47,38
3.1.2 Просмотр результатов лабораторных, инструменталь-ных и др. исследований, консультаций специалистов 11,05 52,62
3.2 Запись в медицинские документы 69,93 36,91
3.3 Выписка направления на исследования, консультации, госпитализацию 2,00 1,06
3.4 Выписка листка нетрудоспособности пациенту 3,25 1,72
3.5 Оформление выписки из амбулаторной карты 1,60 0,84
3.6 Оформление справки 0,33 0,17
3.7 Оформление рецепта 0,03 0,02
3.8 Оформление санаторно-курортной карты 0,20 0,11
3.9 Медико-социальная экспертиза 3,52 1,86
3.10 Этапный эпикриз . .
3.11 Другие виды работы с документацией 35,28 18,62
3.12 Заполнение документации по ДВН 8,15 4,30
3.13 Работа на компьютере 19,03 10,04
3.14 Работа в ЕМИАС (направления и прочее) 16,10 8,50
3.15 Выписка льготных рецептов через ЕМИАС 9,03 4,77

Таким образом, проведенное нами фотохронометражное исследование позволило пересмотреть нагрузки в ГБУЗ «ГП №180» ДЗМ на врача-терапевта участкового, работающего на амбулаторном приеме с медицинской сестрой участковой; выявить реальные ресурсы для увеличения доли на непосредственную работу с пациентом и уменьшение времени на работу с документами; нормирование вспомогательной деятельности врачей.

Выводы:

  1. Результаты анализа распределения рабочего времени на основе фотохронометражного исследования врача-терапевта участкового на амбулаторном приеме с медицинской сестрой свидетельствуют о нерациональном использовании времени на посредственный контакт с пациентом в связи с большим объемом выполняемой работы с документацией.
  2. Врачи-терапевты участковые на амбулаторном приеме пациентов с медицинской сестрой тратят на работу с документами 47,20% рабочего времени (из них — 36,91% — на записи в медицинской документации; 18,62% — на другие виды работ с документацией; 11,08% — на ознакомление с медицинской документацией; 10,04% — на работу на компьютере в системе ЕМИАС); 46,84% времени уходят на сбор анамнеза, опрос и осмотр пациента (из них, 14,46% — на аускультацию, подсчет частоты сердечных сокращений и частоты дыхания; 13,11% — на консультирование больного).

Библиография

Дата поступления: 08.10.2016.

Просмотров: 10311

Комментарии (1)

1. 14-05-2019 18:06 Не понятно из статьи, за какой промежуток рабочего времени появились такие цифры: 89 мин на основную работу и 189 мин на работу с документацией — 1 рабочий день? все время исследования (2 недели?) Написал(а) Людмила Руголь ( Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script ) (Гость)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *