Комиссии по делам несовершеннолетних

Одна из популярных поговорок, которую часто вспоминают родители подростков, – «Малые детки – малые бедки, а большие детки – большие и бедки». Иногда «бедки» несовершеннолетних становятся поводом для беспокойства не только родителей, но и государства. Как меру профилактики правонарушений власти используют учет в полиции несовершеннолетних граждан, попавших в зону риска. В обиходе, еще с советских времен, эта меру воздействия называют «учет в детской комнате милиции (сейчас – полиции)».

С какого возраста ставят на учет в детскую комнату полиции

Законодательством не оговаривается нижняя возрастная граница, по достижении которой официальна разрешена постановка на учет детской комнаты полиции. Все зависит от того, насколько тяжелое преступление совершил ребенок. Сегодня известны случаи, когда подростки и даже дети намеренно совершали жестокие проступки, приводящие к увечью или смерти жертвы. За такие поступки уголовная ответственность наступает с 14 лет, и ни о каких мерах профилактики речь уже не идет – малолетний убийца или насильник лишается свободы.

Но психика подростков до 16 лет весьма неустойчива, и не все они могут контролировать свои поступки, адекватно оценивать ситуацию с точки зрения права. Тем более что в этом возрасте трудно осознать последствия противоправных действий. Школа и родители не всегда могут справиться, в итоге такой подросток рано или поздно совершает преступления, пусть и небольшой тяжести. По результатам расследования данные передаются в специальное подразделение полиции по делам несовершеннолетних (ПДН) для принятия мер воздействия на малолетнего правонарушителя и его родителей.

С 16 лет наступает административная ответственность, предусматривающая в том числе денежную компенсацию ущерба, причиненного подростком. Но, в соответствии с пунктом 2 статьи 2.3 КоАП, несовершеннолетний гражданин может быть освобожден от ответственности с учетом его личности и обстоятельств дела. Но в таком случае тот же штраф может быть заменен иной мерой воздействия, в соответствии с федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К такой профилактической мере относится регистрация малолетнего правонарушителя в полиции.

Поэтому в общем случае, когда речь идет о мелком хулиганстве, постановка на учет в полиции несовершеннолетнего осуществляется с 16 лет, но в некоторых случаях и с 14 лет. Необходимость применения мер профилактического воздействия к подростку определяется с учетом конкретных обстоятельств, совершенных им правонарушений и его поведения.

Верхний возрастной предел для постановки на учет – 18 лет. После наступления совершеннолетия гражданин уже в полной мере отвечает за совершаемые противоправные поступки.

Основные нормативные акты, регламентирующие профилактику правонарушений среди подростков

Основные нормативные акты, регламентирующие процедуру постановки подростка на учет в детской комнате полиции:

  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – закон);

  • Приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845;

  • Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел РФ (далее – инструкция);

  • законы субъектов РФ «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Обратите внимание! В отношении подростков частью 2 статьи 1.5 КоАП установлено, что термин «правонарушение» может быть применен только в том случае, когда административная виновность доказана в установленном законом порядке и подтверждается судебным постановлением, вступившим в законную силу.

Порядок постановки на учет в полиции несовершеннолетних

Если ребенок стоит на учете в детской комнате полиции, это означает, что в отношении него был выполнен целый ряд обязательных процедур, предусмотренных законом и инструкцией. Алгоритм следующий:

  1. На подростка по факту нарушения участковый или же оперуполномоченный работник оформляет протокол. После регистрации в отделении полиции в течение трех рабочих дней протокол направляется в комиссию по делам несовершеннолетних (КДН) при местной администрации.

  1. Полиция, направляя протокол, одновременно информирует об этом родителей, опекунов или усыновителей подростка, а также органы опеки.

  1. Родители собирают характеристики на подростка, подтверждающие его благонадежность. В качестве свидетелей этому привлекаются школа, соседи, руководители кружков и секций, которые посещает несовершеннолетний. Органы опеки собирают информацию о семье, условиях воспитания и проживания подростка.

  1. КДН назначает время заседания, на которое приглашаются родители или опекуны, представители органов опеки, школы, подразделения по делам несовершеннолетних. На заседании изучаются все представленные сведения, дается оценка проступку подростка, принимается решение либо о постановке несовершеннолетнего на учет в полиции, либо о передаче его на поруки родителям и школе.

  1. На то, чтобы обжаловать решение комиссии, родителям дается 10 суток с того дня, когда они получат на руки копию постановления КДН. Жалоба также направляется на имя председателя КДН, в течение следующих трех рабочих дней эта жалоба должна быть передана на рассмотрение в судебные органы.

  1. Если суд не нашел повода для отмены постановления КДН, оно передается на согласование начальнику отделения полиции. Согласованное им постановление является основанием для постановки на учет и оформления учетно-профилактической карточки или же дела. Только после этого считается, что ребенка поставили на учет.

Основания постановки несовершеннолетних на учет

Законом определено, что, для того чтобы подростка поставили на учет в детскую комнату полиции, он должен относиться к категории несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Согласно определению, данному в законе, это значит, что одновременно должны быть выполнены следующие условия и подросток:

  1. Еще не достиг 18 лет.

  1. По причине беспризорности или безнадзорности находится в обстановке опасной для жизни, психического или физического здоровья.

  1. По тем же причинам находится в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.

  1. Регулярно совершал антиобщественные деяния или правонарушения.

Разъясним, что относится к антиобщественным деяниям и правонарушениям. Постановка на учет в детской комнате полиции последствия имеет самые серьезные, не менее серьезными должны быть и основания, по которым будущее подростка может в буквальном смысле оказаться под угрозой. Согласно пункту 49 инструкции, учетно-профилактическая карточка на несовершеннолетнего заводится, если он:

  • был замечен в неоднократном употреблении алкоголя, психотропных и наркосодержащих веществ;

  • совершил проступок, квалифицируемый как административное правонарушение;

  • занимался попрошайничеством, проституцией и бродяжничеством;

  • совершил уголовное преступление, наказать за которое его нельзя в силу возраста.

То, за что могут поставить на учет, во многом зависит не столько от факта проступка, сколько от степени его тяжести, а также от того, впервые он совершен или имеет характер рецидива. Поэтому на решение КДН повлияют сведения:

  • о том, как учится подросток, насколько успевает в школе;

  • посещает ли он факультативы, кружки и спортивные секции;

  • о его характере и склонности к совершению противоправных действий;

  • об условиях проживания и воспитания, об общем благополучии семьи.

Ребенок стоит на учете в детской комнате полиции: какие последствия

Заведение учетно-профилактической карточки на подростка автоматически делает его объектом постоянного и пристального внимания как органов полиции и опеки, так и школы.

Постановка на учет в полиции несовершеннолетних последствия имеет для подростка и его родителей самые неприятные. Во-первых, и для самого ребенка, и для семьи это клеймо неблагополучия. Во-вторых, при любом подозрении они могут стать участниками оперативно-розыскных мероприятий, если в районе были совершены аналогичные преступления. В-третьих, если в отношении подростка установлены ограничения, предусмотренные статьей 91 УК РФ, семью ежемесячно будут посещать сотрудники ПДН и органов опеки для проведения профилактических бесед.

То, что в биографии человека была постановка на учет в детскую комнату полиции, последствия будет иметь и после того, как его снимут с учета, даже если карточка была аннулирована на основании примерного поведения. В будущем для бывшего «трудного» подростка будет закрыт путь в кадровые офицеры, его не возьмут на службу в правоохранительные органы, МЧС и пожарную дружину.

Постановка на учет последствия будет иметь и в том случае, если после школы ребенок соберется поступать в престижный вуз, особенно если его выпускники работают в финансовой или банковской сфере, решают задачи, связанные с обороноспособностью страны.

1. Заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются, как правило, открытыми.
В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия с учетом характера рассматриваемых материалов может принять решение о проведении закрытого заседания.
2. Заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов комиссии.
3. Материалы в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, а также материалы о правонарушениях, влекущих административную ответственность и совершенных несовершеннолетними, не достигшими возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает в присутствии несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.
4. Материалы об исключении обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, из образовательных учреждений, материалы о расторжении трудового договора с несовершеннолетними работниками по инициативе работодателя комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает в присутствии несовершеннолетнего, родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также представителя образовательного учреждения или представителя работодателя.
5. Другие материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может рассмотреть в их отсутствие при условии, что указанные лица получили приглашение на заседание комиссии и ходатайство об отложении рассмотрения этих материалов в комиссию не поступало.
6. На время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе удалить его из зала заседания.
7. Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с момента подготовки материалов к заседанию комиссии.
8. Заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оформляется протоколом, в котором должны быть указаны:
1) наименование и персональный состав комиссии;
2) дата и место заседания комиссии;
3) содержание рассматриваемых материалов;
4) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения лица, в отношении которого рассматриваются материалы, место его жительства, место учебы или место работы, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов;
5) сведения о явке приглашенных на заседание комиссии лиц, причинах неявки несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, а также других лиц, чье присутствие на заседании комиссии обязательно;
6) выводы комиссии о возможности рассмотрения материалов в случае неявки на заседание приглашенных лиц;
7) сведения о разъяснении лицам, участвующим в заседании комиссии, их прав и обязанностей;
8) объяснения участвующих в заседании комиссии лиц;
9) сведения о документах и вещественных доказательствах, исследованных при рассмотрении материалов;
10) заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения;
11) сведения об оглашении решения, принятого на заседании комиссии;
12) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого комиссией решения.
Протокол подписывается председательствующим на заседании и ответственным секретарем комиссии.
Участвующим в заседании комиссии лицам разъясняются их права на ознакомление с протоколом заседания и подачу замечаний по его содержанию.
9. Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотренным материалам принимается в форме постановления или представления простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.
В случае равенства голосов мнение председательствующего на заседании комиссии является решающим.
10. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимается по результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, а также представлений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций, информации работодателей.
В постановлении должны быть указаны:
1) персональный состав комиссии;
2) дата и место рассмотрения материалов;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрены материалы;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов;
5) мотивированное решение комиссии по рассмотренным материалам;
6) срок и порядок обжалования постановления.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обязательно для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
11. Представление вносится комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов, а также в целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и антиобщественных действий.
В представлении излагаются сведения о конкретных нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних, лицах, нарушивших права и законные интересы несовершеннолетних, а также о выявленных комиссией причинах и условиях, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или антиобщественных действий.
Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций обязаны в течение месяца рассмотреть полученное представление и о принятых мерах по его исполнению сообщить в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Следующая статья «
К тексту закона «

Ответственный секретарь

комиссии по делам несовершеннолетних

и защите их прав – Ковалёв Дмитрий Константинович

тел.8(42154)21-2-70

Место нахождения:

682910, Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Переяславка, ул. Октябрьская, д. 31.

Адрес электронный почты: KDNiZPLazo@mail.ru

Часы приёма граждан:

понедельник — пятница с 09.00 до 18.00 часов

(обеденный перерыв с 13.00 до 14.00 часов),

выходные дни — суббота, воскресенье.

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района имени Лазо.

Нормативные правовые акты федерального и краевого значения

Нормативные правовые акты местного значения

Статьи КоАП РФ и КоАП Хабаровского края, по которым привлекаются родители (законные представители) и несовершеннолетние:

Ссылки на статьи 5.35, 5.36, 6.8, 6.9, 6.10, 7.17, 2.27, 11.1, 11.17, 19.3, 19.15, 19.16, 20.1, 20.8, 12.15, 20.20, 20.22, 12.29, 34.

ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в адрес которых необходимо обратиться при нарушении прав несовершеннолетних

СФЕРА (СУТЬ) ОБРАЩЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ДАННУЮ СФЕРУ ОРГАН ВЛАСТИ

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

О нарушениях прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района

р.п. Переяславка,

ул. Октябрьская, 31

тел. 8(42154) 21-2-70

О несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию

Отдел опеки и попечительства

р.п. Переяславка,

ул. Октябрьская, 31

тел. 8 (42154) 21-2-45

О несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении

КГКУ «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо»

р.п. Переяславка,

ул. Чапаева, д. 11

тел. 8(42154) 21-1-91

р.п. Переяславка,

ул. Чапаева, д. 11

тел. 8(42154) 21-1-91

О выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;

ОМВД России по району имени Лазо

р.п. Переяславка, Кооперативная, 5

8(42154) 21-4-54

О состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей

Филиал по району имени Лазо ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по Хабаровскому краю

р.п. Переяславка,

ул. Октябрьская, 31

О нарушении прав и свобод несовершеннолетних

Прокуратура района имени Лазо

р.п. Переяславка,

пер. Ленина, 5

8(42154) 24-9-02

О несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.

КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо»

р.п. Переяславка,

ул. Октябрьская, 19-б

03, 112

О нарушениях прав несовершеннолетних на образование, о содействии в решении вопросов, качающихся получением общего образования

Управление образования администрации муниципального района

р.п. Переяславка,

ул. Постышева, 15

8(42154) 21-1-01

О несовершеннолетних, нуждающихся в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости

Сектор по социальным вопросам, молодежной политики и спорта отдела культуры, молодёжной политики и спорта

МБУ «Молодежный центр по району имени Лазо»

р.п. Переяславка,

ул. Октябрьская, 31

8(42154) 21-7-57

р.п. Переяславка,

ул. Первомайская, 3

8(42154) 21-6-33

О несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» случаях и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве

КГКУ «Центр занятости населения по района имени Лазо»

р.п. Переяславка,

ул. Октябрьская

8(42154) 24-7-85

*- в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Основные задачи КДН и ЗП:

— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

-обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

-социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе, связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Основные функции КДН и ЗП:

— подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

— дают согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

— дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссии

— принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;

— обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобождённых из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

— применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

— принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;

— принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;

подготавливают и направляют в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;

— рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;

— рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности к компетенции комиссий;

— обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— вносят в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:

о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;

о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

— дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

— участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

ИМЕЕТ

ЛИ ПРАВО КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ несовершеннолетних проверять школу

Анатолий Борисович Вифлеемский,

действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук e-mail: abw@infonet.nnow.ru

Комиссия по делам несовершеннолетних предусмотрена действующим законодательством для координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, для защиты прав и законных интересов, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев их вовлечения в преступления и антиобщественные действия.

Вместо этого комиссии пытаются проверять школы и даже диктовать им, какие органы управления создавать. Автор рассматривает, насколько правомерны требования сотрудников КДН и чем эти сотрудники должны заниматься в рамках своих должностных обязанностей.

• проверки в сфере образования • регламентация деятельности КДН

• инструкции • совет по профилактике

Беда России не в дорогах и дураках, а в дураках, указывающих дорогу

Школу заставляют выполнять множество различных обязанностей, по закону возложенных на чиновников, которые предпочитают лишь давать указания и проверять всё, что им заблагорассудится. При этом действия чиновников нередко противоправны, в других случаях им придаётся видимость законности вследствие недостаточной правовой грамотности руководителей школ,

не знающих законы или не успевающих вникнуть в постоянно меняющееся законодательство.

Написать настоящую статью подтолкнуло обращение руководителя одной из школ — победителей ежегодного, проводимого редакцией «Народное образование», конкурса им. А.С. Макаренко. Эту школу, в период пребывания руководства школы на конкурсе, проверила комиссия из представителей районной

администрации и инспекторы подразделения по делам несовершеннолетних (ПНД) районного УВД на основании решения комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и написала некую справку, в которой признала работу школы «удовлетворительной», но при этом отразила разнообразные «недостатки», выисканные проверяющими, и потребовала устранить их в течение полутора месяцев. Комиссия не сослалась ни на один правовой акт, который был бы нарушен школой, но зато дала рекомендации «систематизировать и привести работу Совета по профилактике в надлежащее состояние».

Под таким состоянием комиссия считает следующее (орфография полностью сохранена):

«— разработать и утвердить положение «Совета по профилактике правонарушений среди учащихся»;

— избрать «Совет по профилактике» (согласно положению), утвердить приказом по образовательной организации;

— разработать и утвердить план работы «Совета по профилактике» на данный учебный год;

— продолжить вести протоколы заседаний совета. оформлять согласно утверждённому положению «Совета по профилактике»;

— по итогам учебного года проводить анализ работы «Совета по профилактике», отслеживать положительную и отрицательную динамику работы с каждым учащимся, состоящим на контроле».

Но это ещё не всё. Креативная муниципальная комиссия возомнила себя ещё и законодателем, далее написав следующее (далее — снова дословное цитирование):

«2. Привести документацию родительского комитета в соответствии с нормой:

— на общем собрании выбрать родительский комитет;

— составить план родительского комитета (с указанием даты утверждения, периода действия, мероприятия, даты и исполнители;

— вести протоколы заседаний родительского комитета.

3. Проводить общешкольные родительские собрания один раз в квартал.

4. Включать в планы работы с родителями вопросы, касающиеся профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, профилактики суицидов; проводить анализ работы по каждому направлению.

5. Активнее привлекать к досуговой деятельности несовершеннолетних, состоящих на всех видах учёта (контроля).

6. Посещать детей из неблагополучных семей не реже 1 раза в квартал. Оформлять акт обследования ЖБИ в соответствии с требованиями».

Полагаю, что уровень компетентности этой комиссии всем очевиден уже из требования составить «план родительского комитета», а затем проводить родительские собрания… Однако такого рода требования, только более грамотно оформленные, нередко предъявляются на практике, поэтому мы рассмотрим, соответствуют ли они действующему законодательству, тем более, что даже эта безграмотная комиссия (не будем называть их поимённо, хотя, возможно, и следовало бы!) попыталась придать видимость знания законов, использовав новомодное словосочетание «образовательная организация».

Регламентация деятельности КДН

Статья 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• органы управления социальной защитой населения;

• федеральные органы государственной власти;

• органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования;

• органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

• органы опеки и попечительства;

• органы по делам молодёжи;

• органы управления здравоохранением;

• органы службы занятости;

• органы внутренних дел;

• органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

• учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Таким образом, школы не являются частью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В порядке, установленном законодательством России и законодательством субъектов РФ, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Здесь опять же не идёт речи про школы, являющиеся образовательными организациями и создаваемыми совершенно в иных целях.

В соответствии со статьёй 11 Закона № 120-З комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Общая компетенция комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав установлена частью 2 статьи 11 Закона № 120-З. Какие-либо контрольные функции у КДН отсутствуют. КДН применяют меры воздействия лишь в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством России и законодательством субъектов РФ.

Практически в каждом регионе приняты региональные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность региональных и муниципальных КДН. Некоторые органы

местного самоуправления также принимали акты, определяющие статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, однако издавать такие акты незаконно, так как это нарушает статью 11 Закона № 120-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 было утверждено Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, которое и стало основой для региональных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность КДН. В этом Положении, в частности,

перечислены все возможные задачи ко— ту*

миссий. Кроме того, установлено, что постановление комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ (пункт 23 Примерного положения).

В Московской области действует Закон Московской области от 30.12.2005 № 273/2005-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области». В этом законе шире раскрываются полномочия КДН, однако права контролировать деятельность школы не предоставляются. Впрочем, иное явно бы противоречило Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Согласно этому закону КДН вправе:

• в установленном порядке запрашивать и получать от исполнительных органов государственной власти Московской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области, информацию, необходимую для осуществления своих полномочий;

• в установленном порядке посещать организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их права на образование, труд, отдых, охрану

здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных конституционных прав, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

• разрабатывать методические документы

по вопросам, отнесённым к компетенции Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области;

• приглашать на заседания КНД несовершеннолетних, родителей или законных представителей, должностных лиц, представителей организаций, специалистов, граждан, получать от них объяснения, в том числе письменные, и другую информацию по вопросам, возникающим при осуществлении своих полномочий.

Итак, в некоем установленном порядке в Московской области КДН вправе посетить школу и пригласить на своё заседание её представителей, при этом представители школы ответить взаимностью на такое приглашение вовсе не обязаны. Методические материалы, разработанные КДН, также имеют исключительно рекомендательный характер: обязывать что-то сделать школу КДН не имеет права.

В то же время на школу закон № 120-ФЗ также распространяется. При этом частью 2 статьи 14 этого закона определено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность (любые!):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• оказывают социально-психологическую

и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

• выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,

а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях,

принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

• выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

• обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и других кружков, клубов, привлекают к участию

в них несовершеннолетних;

• осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на воспитание законопослушного поведения несовершеннолетних.

Однако никаких количественных показателей по выявлению семей, никакой отчётности по результатам такой деятельности закон не устанавливает и не наделяет КДН никакими полномочиями по контролю за школой. Если же кто-то додумается написать административный регламент выполнения таких функций, то встанет вопрос о включении такой деятельности в муниципальное задание с соответствующим финансовым обеспечением. А до тех пор один бесплатный кружок и одна выявленная семья или несовершеннолетний могут служить доказательством выполнения школой требований Закона № 120-ФЗ в полном объёме.

Почему КДН пытается проверять школу?!

Ответ на этот вопрос довольно простой: они действуют по инерции и не знакомы с изменениями законодательства. Работники КДН привыкли руководствоваться советским Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967. Статья 14 этого положения предоставляла широчайшие полномочия районным (городским), районным в городах комиссиям

по делам несовершеннолетних. В частности, они имели право:

• проверять условия содержания и воспитания детей и подростков в школах-интернатах, детских домах, профессионально-технических училищах, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях, воспитательно-трудовых колониях и приёмниках — распределителях для несовершеннолетних, а также проверять состояние работы инспекций по делам несовершеннолетних;

• проверять постановку воспитательной работы с детьми и подростками в общеобразовательных школах и других учебных заведениях, культурно-просветительных учреждениях, жилищно-эксплуатационных организациях, а также на предприятиях, в учреждениях

и организациях, где работают несовершеннолетние;

• требовать от администрации предприятий, учреждений и организаций предоставления сведений, необходимых для работы комиссии;

• заслушивать на заседаниях комиссии сообщения администрации предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к условиям содержания и воспитания детей

и подростков;

• вносить представления в государственные и общественные предприятия, учреждения

и организации по вопросам воспитательной работы, производственного обучения, трудоустройства и направления на учёбу несовершеннолетних.

С 1967 года прошло немало времени, а советские порядки сменились новыми; этот документ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2012 № 297-ФЗ, в соответствии с которым комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ; порядок деятельности комиссий определяется законодательством субъекта РФ. При этом Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 утверждено Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних

и защите их прав, в котором такие полномочия отсутствуют.

Судами в регионах уже давалась оценка попыткам КДН руководствоваться прежним Положением о КДН. В частности, в Апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 03.07.2014 по делу № 33-8958/14 было указано, что, несмотря на отсутствие прямого указания на утрату действия акта, комиссия должна была руководствоваться федеральными законами и законами республики, имеющими высшую юридическую силу.

Инструкция для работников ПДН

Для работников администрации школы, ответственных за воспитательную деятельность и взаимодействие с КДН, крайне полезно, на мой взгляд, знакомство с ведомственными документами, детально регламентирующими деятельность полицейских подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). Инструкция по организации деятельности ПДН органов внутренних дел РФ утверждена приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 и детально регламентирует организацию деятельности ПДН в образовательных учреждениях, содержит образцы документов, которые должны составлять сотрудники ПДН.

Среди таких образцов — Акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, который составляют сотрудники ПДН при обследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления.

Подчеркнём, что такой акт должны составлять не работники школы, а сотрудники ПДН. Что ещё должны делать сотрудники ПДН?

Согласно пункту 102 Инструкции сотрудники ПДН осуществляют

профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных учреждениях на обслуживаемой территории. При необходимости мероприятия профилактического характера проводятся в других образовательных учреждениях, где учатся несовершеннолетние.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа сотрудника ПДН строится во взаимодействии с администрацией и педагогическим коллективом учреждения в рамках полномочий, предоставленных законодательными и иными нормативными правовыми актами России, правовыми актами МВД России, других федеральных органов исполнительной власти, регламентирующими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и в соответствии с планом совместных мероприятий территориального органа и администрации образовательного учреждения по профилактике правонарушений учащихся на текущий учебный год.

Пунктом 105 Инструкции конкретизировано, что именно должен делать сотрудник ПДН в целях профилактики правонарушений и антиобщественных действий учащихся. Сотрудник:

1. Участвует:

• в разработке и реализации плана совместных мероприятий территориального органа и администрации образовательного учреждения

по профилактике правонарушений учащихся;

• в заседаниях коллегиальных органов управления образовательного учреждения (советов учащихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся советов по профилактике, педагогического совета) при рассмотрении вопросов, связанных с профилактикой правонарушений учащихся;

• в организуемых администрацией образовательного учреждения мероприятиях (круглых столах, дискуссиях, конкурсах, «уроках права»), направленных на формирование у учащихся правосознания, положительных нравст-

венных качеств, принципов здорового образа жизни, патриотических чувств, толерантного отношения к социальным, культурным, расовым, национальным и религиозным различиям людей;

• в проводимых в образовательном учреждении классных часах, родительских собраниях с выступлениями по правовой тематике;

• в проведении индивидуально-профилактической работы с учащимися, совершающими антиобщественные действия, причисляющими себя к неформальным молодёжным объединениям противоправной направленности, а также их родителями или иными законными представителями, отрицательно влияющими на несовершеннолетних;

• в проведении проверок образовательно -го учреждения и прилегающей территории на предмет выявления мест возможного сбыта, приобретения и употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо одурманивающих веществ.

2. Уделяет особое внимание профилактике самовольных уходов воспитанников образовательного учреждения интернатного типа, изучению причин и условий, им способствующих, — при наличии на территории обслуживания таких учреждений.

3. В пределах компетенции оказывает педагогическому коллективу образовательного учреждения:

• методическую и правовую помощь

в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся;

• содействие в организации деятельности детских объединений правоохранительной направленности;

• содействие в установлении причин систематических пропусков занятий учащимися, если есть основания полагать, что они обусловлены семейным неблагополучием.

4. Вносит:

• руководителю образовательного учреждения предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы

с учащимися образовательного учреждения, их родителями или иными законными представителями;

• представления в вышестоящие организации по вопросам профилактики правонарушений

в образовательных учреждениях, продажи алкогольной и табачной продукции в непосредственной близости от объектов образовательной сферы, принятия мер к устранению недостатков в антитеррористической и противокриминальной защищённости указанных учреждений.

5. Получает в установленном порядке от администрации образовательного учреждения необходимую информацию об учащихся, иные информационно — статистические материалы.

Как видим, в Инструкции возникает слово «проверка», однако это касается лишь участия в проводимых в установленном порядке проверок, связанных с употреблением наркотиков. Никаких самостоятельных проверок ПДН проводить не имеет права.

Участие в работе различных коллегиальных органов управления школой отнюдь не означает обязательности наличия этих органов.

Следует понимать, что эта инструкция — ведомственная и обязательна она лишь для сотрудников ПДН. Никаких обязанностей на школу эта инструкция не налагает.

Возвращаясь к процитированной в начале статьи справке, составленной комиссией, заметим, что использованные формулировки со всей очевидностью показывают, что члены комиссии не знакомы ни с Инструкцией, ни с Законом об образовании в России.

Обязателен ли совет по профилактике?

Обязательные коллегиальные органы управления школой поименованы в статье 26 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

К ним относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет. Также могут формироваться попечительский, управляющий, наблюдательный советы и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации, хотя формирование этих органов совершенно не обязательно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии со статьёй 26 Закона «Об образовании в РФ» структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации.

Таким образом, совет по профилактике может быть создан в виде коллегиального органа управления школой, для чего он должен быть указан в уставе школы, однако его создание отнюдь не обязательно. Более того, сложно придумать управленческие полномочия, которыми можно было бы наделить такой орган.

Заставить создать совет по профилактике в школе КДН не вправе. И даже если прокуратура встанет на сторону КДН и будет требовать создания такого совета, следует отказывать неправомерным требованиям органам прокуратуры. Обратим внимание, что в случае получения представления прокуратуры следует всего лишь направить мотивированный ответ прокуратуры с объяснением неправомерности требований прокурора. После получения такого ответа прокурор может обратиться с исковым заявлением в суд, однако законных оснований для его удовлетворения у суда не будет. И ссылаться следует на Закон № 273-РФ «Об образовании в РФ», устанавливающий требования к органам управления школы.

Органы прокуратуры нередко направляют и в школы, и в органы местного самоуправления совершенно неправомерные требования, в которых можно и нужно отказывать! И органы местного самоуправления нередко отказываются выполнять представления прокуратуры, после чего выигрывают у прокурорских работников в судах. Споры бывают и по обязанностям в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Приведём для примера Определение Приморского краевого суда от 16.10.2014 по делу № 33—9168, в котором суд объяснил неправомерность требований прокурора о принятии органом местного самоуправления программы, предусматривающей профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

В адрес главы администрации Партизанского муниципального района поступило представление прокурора Партизанского района об устранении нарушений Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», из которого следует, что администрацией муниципального образования не выполнена вытекающая из статьи 7(1) Закона Приморского края от 08.11.2005 г. № 296-КЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Приморского края», обязанность по разработке и принятию муниципальной программы, предусматривающей на территории Партизанского муниципального района профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, противодействие подростковой преступности, выявления причин и условий, ей способствующих, и защите прав несовершеннолетних.

Администрация сочла требования прокурора, изложенные в представлении, незаконными, поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления не возлагается обязанность принимать указанную выше программу, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также не относит указанные в представлении полномочия к вопросам местного значения муниципального района.

Суд, признавая незаконным представление прокурора, указал на то, что действующее законодательство, в том числе Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», не содержит императивных норм, обязывающих органы местного самоуправления разрабатывать и принимать указанную в представлении программу, а также указал на недоказанность прокурором передачи органам местного самоуправления Партизанского муниципального района необходимых материальных и финансовых ресурсов для реализации действующей на территории Приморского края государственной программы «Социальная поддержка населения Приморского края на 2013—2017 годы». Поэтому требования прокурора о принятии соответствующей муниципальной программы, которая, в свою очередь, должна быть обеспечена финансовыми ресурсами, не основаны на законе. Точно так же ни Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ни Закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не содержат императивных норм, обязывающих школы создавать Советы по профилактике, в связи с чем в случае поступления требований от прокуратуры создать совет по профилактике. НО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *