Комментарий к ФЗ о прокуратуре

Содержание

«Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. n 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) (Кузьмин В.А., Китрова Е.В.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов
от 17.11.1995 N 168-ФЗ, от 10.02.1999 N 31-ФЗ,
от 19.11.1999 N 202-ФЗ, от 02.01.2000 N 19-ФЗ,
от 29.12.2001 N 182-ФЗ, от 28.06.2002 N 77-ФЗ,
от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 05.10.2002 N 120-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 15.07.2005 N 85-ФЗ, от 04.11.2005 N 138-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ
от 18.02.2000 N 3-П, от 11.04.2000 N 6-П,
Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ,
от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
Постановлениями Конституционного Суда РФ
от 17.07.2002 N 13-П, от 18.07.2003 N 13-П)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
Комментарий к статье 1
1. Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) (ст. 129) и настоящий Федеральный закон (ч. 1 ст. 1) законодательно формируют государственно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации.
Согласно им прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор от имени Российской Федерации за исполнением действующих на ее территории законов.
В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ закрепляется один из важнейших принципов, который говорит о том, что Основной Закон страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства. Такое верховенство обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Оно предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранения нарушений подчеркивается подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.
В настоящем Федеральном законе (далее — ФЗ) отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности. Так, в сфере трудовых прав граждан прокуратура, защищая и охраняя трудовые права граждан, опротестовывает незаконные приказы, распоряжения и другие акты, ущемляющие трудовые права граждан, вносит представления, возбуждает гражданские и уголовные дела. Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина.
Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ. Ее составляют федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств и т.п.). Обеспечение единства законности на территории всей страны — необходимое условие социального, экономического и политического развития страны и ее регионов. Оно означает единообразное понимание и применение законов, непротиворечивость законодательства, верховенство законов над иными правовыми средствами регулирования.
Помимо надзора законодатель возложил на органы прокуратуры ряд иных функций. В их числе:
— участие прокуроров в рассмотрении дел судами;
— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
— участие в правотворческой деятельности;
— выпуск специальных изданий.
2. Прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет самостоятельный обособленный вид государственной деятельности — прокурорский надзор. Он реализуется путем осуществления от имени РФ надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации централизованной единой системой органов прокуратуры.
Общие цели деятельности органов прокуратуры определены в п. 2 ст. 1 настоящего ФЗ, и одним из основных направлений деятельности прокуратуры по обеспечению верховенства закона является осуществление надзорной функции.
Прокурорский надзор состоит:
— в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства;
— в принятии мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда.
Необходимо отметить, что контроль за законностью возложен на различные органы власти и управления. Прокуратура должна не подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которых распространяется их компетенция. Органы прокуратуры субъектов Федерации не подчиняются и не подотчетны местным органам власти. Об этом говорится в п. 1 ст. 129 Конституции РФ. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов от имени РФ, даже если предмет надзора — исполнение законов субъектом Федерации.
2.1. В настоящем ФЗ на первое место поставлен прокурорский надзор от имени федерального государства за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением официально опубликованных законов. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением конституций, уставов субъектов Федерации, а также за исполнением законов субъектов Федерации, принятых ими в соответствии со своей компетенцией и не противоречащих Конституции РФ. Возможные пути осуществления данной деятельности намечены в указании Генеральной прокуратуры РФ от 10 сентября 2003 г. N 36/7 «Об организации прокурорского надзора за соответствием федеральному законодательству конституций и уставов субъектов Российской Федерации в связи с принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 13-П».
Следовательно, в предмет надзора не входят иные общеобязательные нормативные правовые акты, каковыми, согласно Конституции, являются указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ. Контроль (надзор) за исполнением этих нормативных актов осуществляет система контрольных органов Администрации Президента РФ и Правительства РФ, с которыми органы прокуратуры при необходимости взаимодействуют. Однако это не означает, что органы прокуратуры ни в какой мере не связаны с осуществлением контроля (надзора) за исполнением указов Президента РФ и нормативных актов Правительства РФ.
2.2. Особое место отведено надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами. В том же пункте (абз. 3 п. 2 ст. 1 комментируемого ФЗ) содержится указание на то, что надзор прокуратуры распространяется и на органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, но только если их действиями нарушаются права и свободы человека и гражданина. Данная работа конкретизируется Приказами Генеральной прокуратуры «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» N 30 от 22 мая 1996 г., «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» N 141 от 13 ноября 2000 г. и другими.
2.3. В качестве самостоятельных выделяются некоторые виды надзорной функции прокуратуры в соответствующих сферах правовых отношений, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия, а также за исполнением наказаний и назначаемых судом мер принудительного характера. Оперативно-розыскная деятельность и надзор за законностью ее осуществления должны в равной степени обеспечивать не только гарантии соблюдения прав человека и гражданина, правомерность оперативно-розыскных мероприятий, но и установленный законодательством РФ, а также ведомственными нормативно-правовыми актами порядок организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий.
При этом законодатель не называет конкретные органы, на которые распространяется прокурорский надзор. Важно, чтобы они в установленном законом порядке имели соответствующие функции и полномочия. Например, об этом говорится в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 25 апреля 2000 г. N 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и совместном указании Генеральной прокуратуры РФ и ФСБ РФ от 18 апреля 2002 г. N 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами федеральной службы безопасности».
2.4. Органы прокуратуры призваны обеспечивать эффективный надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также применения ими мер принуждения. С учетом специфики работы судебных приставов организация надзора за соблюдения законов судебными приставами осуществляется:
— при обеспечении ими установленного порядка деятельности судов;
— при исполнении судебных актов и актов других органов;
— при исполнении законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства.
Надзор производится и в виде проверки законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вынесенных по заявлениям на действия судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанных действий (после соблюдения заявителем установленного законодательством порядка апелляционного и кассационного обжалования). Детализирована подобная работа в указаниях Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» N 1/7 от 6 января 1999 г., «О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения» N 19/38 от 25 марта 1999 г.
2.5. Важной составной частью общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан органами прокуратуры является надзор за исполнением требований уголовно-исполнительного законодательства и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Надзор за соблюдением прав лиц, находящихся в местах лишения свободы и содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях, направлен на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. О постоянном внимании к данному вопросу свидетельствует Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 4 февраля 2004 г. N 3 «О внесении изменений в Приказ Генерального прокурора РФ от 05.08.2003 N 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах».
2.6. В соответствии с настоящим ФЗ и полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ, органы прокуратуры наделены функцией уголовного преследования включая предварительное следствие и поддержание обвинения в суде.
Согласно ст. ст. 21, 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) прокурор осуществляет уголовное преследование от имени государства по уголовным делам. Подобная деятельность состоит в возбуждении уголовного дела по основаниям и в порядке, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством, в осуществлении расследования преступлений, в решении вопроса о направлении уголовных дел для рассмотрения в суд независимо от того, каким органом осуществлено расследование, и в поддержании государственного обвинения в суде по любому уголовному делу. Практическая реализация роли прокурора — ведущей роли в осуществлении уголовного преследования, обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, соблюдения законности, конституционных прав и свобод граждан, углубления состязательных начал уголовного судопроизводства предусмотрена, в частности, Приказами Генеральной прокуратуры РФ «Об организации исполнения Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства» N 7 от 20 февраля 2002 г., «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» N 28 от 3 июня 2002 г., «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» N 39 от 5 июля 2002 г., «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» N 51 от 2 декабря 2003 г.
2.7. Настоящим ФЗ и Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» на органы прокуратуры возложена функция координации деятельности правоохранительных органов. В целях повышения эффективности борьбы с преступностью прокуратура совместно с этими органами принимают согласованные действия путем разработки и осуществления мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их

Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» 2019

Выбрать редакцию

  • проверено сегодня
  • редакция от 08.01.2019
  • вступил в силу 17.01.1992

Закон о прокуратуре в последней действующей редакции от 8 января 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Сравнить редакции закона

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Даже не пытайтесь искать новее — это последняя редакция Закон проверен вчера в 11:09:24

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о прокуратуре не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Да, понятно Нет, я вам не верю

Федеральный закон «О прокуратуре» устанавливает права и обязанности Прокуратуры Российской Федерации, действующей на территории государства и осуществляющей надзор за исполнением законов. Федеральный закон закрепляет за Прокуратурой РФ полномочия, позволяющие действовать независимо от органов государственной власти, политических и общественных организаций в полном соответствии с законодательством России.

Федеральный закон «О прокуратуре» устанавливает порядок и условия осуществления прокурорского надзора за исполнением законов юридическими лицами, органами государственной власти, оперативно-разыскными, дознавательными и следственными отделами органов внутренних дел, органами принудительного исполнения наказания по решению суда в местах содержания задержанных.

Федеральный закон «О прокуратуре» предусматривает участие представителей прокуратуры в рассмотрении дел судами в качестве государственного обвинителя, осуществляя в соответствии с законом уголовное преследование подозреваемого в совершении преступления. Федеральный закон предусматривает недопустимость вмешательства и воздействия на органы прокуратуры во время осуществления прокурорского надзора со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации.

Последние изменения Закона «О прокуратуре»

  • Изменения Закона, вступившие в силу с 1 января 2017
  • Изменения Закона, вступившие в силу с 28 июня 2017
  • Раздел I. Общие положения

    • Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
    • Статья 2. Международное сотрудничество
    • Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации
    • Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
    • Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора
    • Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора
    • Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
    • Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью
    • Статья 9. Участие в правотворческой деятельности
    • Статья 9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
    • Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений
  • Раздел II. Система и организация прокуратуры российской федерации

    • Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации
    • Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации
    • Статья 12.1. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации
    • Статья 13. Утратила силу.
    • Статья 14. Генеральная прокуратура Российской Федерации
    • Статья 15. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры
    • Статья 15.1. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров
    • Статья 16. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры
    • Статья 16.1. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров
    • Статья 17. Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации
    • Статья 18. Полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров по руководству подчиненными органами прокуратуры
    • Статья 19. Полномочия прокуроров городов с районным делением по руководству подчиненными органами прокуратуры
    • Статья 19.1. Срок полномочий прокуроров, назначенных на должность до установления срока полномочий по должностям прокуроров
    • Статья 20. Коллегии в органах прокуратуры
    • Статья 20.1. Утратила силу с 15 января 2011 г.
  • Раздел III. Прокурорский надзор

    • Глава 1. Надзор за исполнением законов

      • Статья 21. Предмет надзора
      • Статья 22. Полномочия прокурора
      • Статья 23. Протест прокурора
      • Статья 24. Представление прокурора
      • Статья 25. Постановление прокурора
      • Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона
    • Глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

      • Статья 26. Предмет надзора
      • Статья 27. Полномочия прокурора
      • Статья 28. Протест и представление прокурора
    • Глава 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

      • Статья 29. Предмет надзора
      • Статья 30. Полномочия прокурора
      • Статья 31. Утратила силу.
    • Глава 4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу

      • Статья 32. Предмет надзора
      • Статья 33. Полномочия прокурора
      • Статья 34. Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора
  • Раздел IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

    • Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
    • Статья 36. Опротестование судебных решений
    • Статья 37. Отзыв протеста
    • Статья 38. Приостановление исполнения судебного приговора
    • Статья 39. Представление о даче судам разъяснений
  • Раздел V. Служба в органах и организациях прокуратуры. Кадры органов и организаций прокуратуры

    • Статья 40. Служба в органах и организациях прокуратуры
    • Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров
    • Статья 40.2. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с работой в органах и учреждениях прокуратуры
    • Статья 40.3. Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры
    • Статья 40.4. Присяга прокурора
    • Статья 40.5. Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности
    • Статья 41. Аттестация прокурорских работников. Классные чины прокурорских работников
    • Статья 41.1. Служебное удостоверение
    • Статья 41.2. Личное дело прокурорского работника
    • Статья 41.3. Форменное обмундирование
    • Статья 41.4. Отпуска работников
    • Статья 41.5. Перевод прокурорского работника на службу в другую местность
    • Статья 41.6. Поощрение работников
    • Статья 41.7. Дисциплинарная ответственность
    • Статья 41.8. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
    • Статья 41.9. Увольнение в связи с утратой доверия
    • Статья 41.10. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
    • Статья 42. Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности
    • Статья 43. Прекращение службы в органах и организациях прокуратуры
    • Статья 43.1. Гарантии для работника, избранного депутатом либо выборным должностным лицом органов государственной власти или органов местного самоуправления
    • Статья 43.2. Исключение из списков работников органов и организаций прокуратуры
    • Статья 43.3. Восстановление в должности, классном чине и на службе в органах и организациях прокуратуры
    • Статья 43.4. Дополнительное профессиональное образование прокурорских работников
    • Статья 43.5. Подготовка кадров для системы прокуратуры
    • Статья 44. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
    • Статья 45. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров
    • Статья 44.1. Обеспечение прокуроров жилыми помещениями
  • Раздел VI. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры

    • Статья 46. Структура и организация органов военной прокуратуры
    • Статья 46.1. Главная военная прокуратура
    • Статья 47. Полномочия военных прокуроров
    • Статья 48. Кадры органов военной прокуратуры
    • Статья 49. Материальное и социальное обеспечение военнослужащих, работников органов военной прокуратуры
    • Статья 50. Обеспечение деятельности органов военной прокуратуры
  • Раздел VII. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры

    • Статья 51. Статистическая отчетность
    • Статья 52. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов и организаций прокуратуры
    • Статья 54. Разъяснение некоторых наименований, содержащихся в настоящем Федеральном законе
  • Размеры ежемесячного денежного поощрения прокурорских работников органов прокуратуры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *