Комплаенс, это что?

Ф ПУБЛИКАЦИИ АСПИРАНТОВ

Т.Б. Вилкова

аспирантка кафедры «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг»

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БРОКЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Вопросы, связанные с возникновением и развитием конфликтов, а также поиском путей и методов их регулирования, являются предметом изучения отдельной отрасли научного знания — конфликтологии. Конфликтология как наука возникла и развивается в тесной связи с философией, социологией, психологией, экономикой, историей, правом и рядом других социальных наук. Экономические конфликты, по нашему мнению, исследованы недостаточно подробно. В качестве самых простых примеров экономических конфликтов можно привести конкурентную борьбу или трудовые конфликты, исследованию которых и посвящено большинство работ. В то же самое время, например, конфликты интересов являются важным направлением исследований в сфере рыночных отношений и рыночной экономики.

Теоретический взгляд на проблему

Само рыночное устройство неизбежно провоцирует возникновение конфликтов. Одной из форм конфликта можно считать торговые сделки, которые всегда сопряжены, с одной стороны, с диалогом и необходимостью взаимодействия, а с другой — с противоборством экономических интересов.

Сделаем небольшое отступление и обратимся к понятийному аппарату, сформировавшемуся в рамках теоретической конфликтологии.

«Конфликт представляет собой социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний оппонентов и т.п.»*.

* Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.

М.: ИНФРА-М, 2003. С. 224.

Рассмотрим основные элементы любого конфликта.

Участники конфликта (или оппоненты) с несовпадающими целями, взглядами, интересами.

Предмет конфликта — объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной несогласия сторон.

Объект конфликта, вызывающий данную конфликтную ситуацию.

Эти три элемента составляют базу конфликта (или создают конфликтную ситуацию).

Сам же конфликт возникает в тот момент, когда происходит открытое столкновение между участниками конфликтной ситуации. Случается это тогда, когда один из оппонентов начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Такие действия именуются инцидентом. Другими словами, конфликт — это конфликтная ситуация плюс инцидент. Конфликтная ситуация и инцидент, таким образом, «ведут себя» в определенном смысле независимо.

Данный взгляд на конфликт предлагают нам социологи*.

Попытаемся применить эти понятия непосредственно к конфликтам интересов при осуществлении брокерской деятельности на рынке ценных бумаг. Участниками конфликта (или оппонентами) являются профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность (далее мы будем использовать более краткую формулировку «брокерско-дилерская компания»), и клиент. Поскольку хотя бы один из оппонентов в конфликте интересов при осуществлении брокерской деятельности является юридическим лицом (брокерско-дилерская компания), конфликт приобретает юридический характер. Между субъектами складываются (или уже существуют) правовые отношения, а разрешение такого конфликта возможно лишь путем применения правовых норм.

Как правило, выделить предмет конфликта на практике представляется довольно сложным — предмет может не иметь четких границ или распадаться на множество более мелких проблем. Однако данный момент важен для дальнейшего разрешения конкретного конфликта.

В конфликте интересов брокерско-дилерской компании и клиента, на наш взгляд, предметом следует считать множество экономических интересов участников конфликта.

Объектом конфликта интересов является качественная услуга, предоставляемая брокерско-дилерской компанией клиенту; а инцидентом, вызывающим конфликт, — факт нарушения прав и законных интересов клиента**.

** Формулировка «права и законные интересы клиента» носит несколько условный характер. Автор подразумевает совокупность прав и способов реализации законных интересов клиентов, определенных договором на брокерское обслуживание, а также нормативными правовыми актами, регулирующими осуществление брокерской деятельности на российском рынке ценных бумаг.

Известны различные подходы к трактовке понятия «конфликт интересов при осуществлении брокерской деятельности». Признанием, что проблема конфликта интересов брокерско-дилерской компании и клиента существует, можно считать формулировку, внесенную в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3, о преимущественном праве исполнения клиентской операции перед дилерской операцией. Дальнейшее развитие эта тема получила в постановлении ФКЦБ России «О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» от 5 ноября 1998 г. № 44. Согласно постановлению под конфликтом интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг понимается противоречие между имущественными и иными интересами профессионального участника рынка ценных бумаг и/или его работников и клиента профессионального участника, в результате чего действия (бездействие) профессионального участника и/или его работников причиняют убытки клиенту и/или влекут иные неблагоприятные последствия для клиента.

Данное определение представляется не совсем корректным, поскольку исходя из теоретического описания конфликта, неверно ставить знак равенства между конфликтом и противоречием.

По нашему мнению, более точно смысл термина передает следующее определение. Конфликт интересов — ситуация, в которой брокерско-дилерская компания, руководствуясь интересами максимальной собственной выгоды, может (в силу своего положения на рынке ценных бумаг и обладая соответствующей информацией о клиенте и рыночной конъюнктуре) сознательно совершать действия (или бездействовать) таким образом, что эти действия (или бездействие) могут нанести ущерб интересам клиента.

Следует также иметь в виду, что помимо конфликта интересов брокерско-дилерской компании как продавца услуги на рынке ценных бумаг и ее клиента — покупателя услуги в конфликт с интересами клиента (клиентов) могут вступать и иные интересы брокерско-дилерской компании, например обусловленные различными видами деятельности, осуществляемыми на рынке ценных бумаг.

Предпосылки возникновения конфликта интересов

Теперь можно переходить к рассмотрению основных предпосылок возникновения конфликта интересов в практическом ключе. Разделим их на две большие группы.

^ Факторы, влияющие на возникновение конфликта интересов со стороны клиентов брокерско-дилерских компаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Неспособность клиентов адекватно оценивать инвестиционные решения и связанные с ними риски. Они полагаются скорее на рекомендации менеджеров брокерско-дилерской компании, чем на собственное мнение. Перед потоком рыночной информации клиенты, как правило, оказываются в невы-

годном положении. Большинство из них недооценивают сложность вопросов, связанных с инвестированием средств в ценные бумаги.

• Трудности с анализом собственного отношения к риску. Это отношение, как правило, зависит от типа личности и прошлого опыта. Даже для профессионалов фондового рынка достаточно сложно оценить степень рискованности собственных решений.

• Давление на клиента со стороны других рыночных агентов бывает весьма значительным. Требуются особые качества и уверенность в правильности своей стратегии, чтобы решиться действовать иначе, даже если есть подозрение, что действия остальных не вполне рациональны.

• Большой объем информации, которую клиентам необходимо проанализировать для принятия инвестиционного решения.

^ Факторы, влияющие на возникновение конфликта интересов со стороны брокерско-дилерских компаний.

• Смещение приоритетов в брокерско-дилерской компании. Это может происходить, когда идея максимизации прибыли превалирует над такими аспектами, как оказание качественных услуг, или когда оптимальная организация работы компании приносится в жертву снижению себестоимости оказываемых услуг.

• «Перекосы» во внутренней структуре брокерско-дилерской компании, когда смещается баланс между различными сферами деятельности, в результате чего допускается смешение информационных потоков.

Подобные проблемы как клиентов, так и брокерско-дилерских компаний создают объективные предпосылки для развития конфликта интересов.

Для более детального изучения конфликта интересов при осуществлении брокерской деятельности на рынке ценных бумаг мы предлагаем классифицировать проявления конфликта интересов по различным признакам.

^ По направлениям деятельности:

• при заключении договора на брокерское обслуживание;

• при исполнении клиентского поручения на совершение сделки с ценными бумагами;

• при раскрытии клиенту информации о сделках с ценными бумагами, совершенных в рамках договора на брокерское обслуживание;

• при оказании сопутствующих договору на брокерское обслуживание услуг;

• при осуществлении брокерско-дилерской компанией или ее работниками иной финансовой деятельности, не связанной с обслуживанием клиентов в рамках договоров на брокерское обслуживание;

• при регулировании норматива собственных средств и иных финансовых показателей.

Проявления, относящиеся к первым четырем пунктам классификации, связаны с нарушением прав и законных интересов определенных клиентов при совершении конкретных сделок. Последние два пункта — это проявления, не связанные непосредственно с исполнением (неисполнением) договоров на брокерское обслуживание; эти проявления нарушают права и законные интересы клиентов косвенно, как бы «рикошетом».

^ По источнику возникновения:

• торговое подразделение;

• менеджер счета;

• операционное подразделение;

• руководство брокерско-дилерской компании.

Последний пункт объединяет в себе проявления конфликта интересов и нарушения, допущенные руководством брокерско-дилерской компании. К этому же пункту относятся и проявления конфликтов, источником возникновения которых является деятельность иных (не упомянутых ранее в классификации) подразделений брокерско-дилерской компании. При этом мы руководствуемся мнением о том, что главной причиной их появления являются просчеты руководства в отношении служебной информации внутри брокерско-дилерской компании.

^ По характеру нарушения:

• нарушения, являющиеся следствием случайных ошибок работников брокерско-дилерской компании;

• нарушения, происходящие из-за ошибок построения цепочки бизнес-процессов по брокерскому обслуживанию клиентов;

• осознанные нарушения прав и законных интересов клиентов;

• нарушения, возникающие по причине пренебрежения процедурами контроля и риск-менеджмента в брокерско-дилерской компании.

^ По последствиям для клиентов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• прямой финансовый ущерб интересам клиента;

• упущенная выгода;

• увеличение рискованности вложений и проведения операций клиентов.

Основные проявления конфликта интересов

Рассмотрим основные проявления конфликта интересов при осуществлении брокерской деятельности. Выделим следующие группы таких проявлений.

© Проявления конфликта интересов, непосредственно связанные с осуществлением брокерской деятельности

П Начнем с наиболее очевидного — стремления брокерско-дилерской компании увеличить прибыть от оказания брокерских услуг путем максимизации комиссионного вознаграждения или получения косвенных доходов от за-

ключаемой для клиента сделки. Данный конфликт интересов может реализовываться в целенаправленном воздействии на принятие инвестиционного решения клиентом путем агрессивного стиля продаж услуги, преднамеренного формирования у клиента неверной оценки доходности и/или рискованности вложения, предоставления недостоверной, неполной или некорректной фактической информации и т.д.

П Неравнозначное отношение со стороны брокерско-дилерской компании к клиентам. Складывается ситуация, когда интересы одних клиентов приносятся в жертву интересам других. В силу многих причин (величина комиссионного вознаграждения, набор предоставляемых услуг, стоимость операционного обслуживания и т.п.) брокерско-дилерской компании выгоднее работать с крупными клиентами, располагающими значительными инвестиционными ресурсами и готовыми активно торговать на рынке. Это неизбежно в условиях рынка, однако такая практика не должна выходить за рамки добросовестного отношения ко всем клиентам. Неравнозначное отношение брокерско-дилерской компании к клиентам может порождать другие, еще более порочные практики. Например, когда вследствие недобросовестности брокерско-дилерской компании или отдельных ее работников информация о положении и намерениях одних клиентов становится известной другим. Тем самым создается возможность использования такого рода внутренней (инсайдерской) информации для совершения сделок на рынке или манипуляций. Подобная ситуация наиболее вероятна в тех случаях, когда брокерско-дилерская компания аффилирована (прямо или косвенно) с кем-либо из своих клиентов.

П Стремление брокерско-дилерской компании свести к минимуму затраты на обслуживание клиентов, а также формальное выполнение и/или пренебрежение установленными требованиями, например, к минимальному размеру собственных средств, которые в критической ситуации могут компенсировать финансовые потери клиентов. Брокерско-дилерская компания, как и любое предприятие, имеет в своей структуре подразделения, непосредственно занятые торговлей на рынке ценных бумаг («прибыльные»), и подразделения, обслуживающие процесс совершения сделок («затратные»). К «прибыльным» относятся, в частности, торговый отдел, клиентский блок, к «затратным» — бэк-офис, служба внутреннего контроля, отдел информационных технологий, юридический отдел. Следовательно, брокерско-дилерская компания стремится всеми возможными способами сократить расходы на «затратные» подразделения. Это может выражаться в экономии на разработке и проведении учетных и контрольных процедур, юридической проработке схем взаимодействия с клиентами и контрагентам, недостаточной обеспеченности техническими и программными средствами. С другой стороны, экономия может проявляться в найме недостаточного количества работников либо их низком профессионализме (при желании брокерско-дилерской компании сэкономить на их заработной плате). Помимо этого слабое материальное стимулирование персонала может привести

к халатному отношению к выполняемой работе, текучести кадров, что неминуемо скажется на качестве обслуживания клиентов.

© Проявления конфликта интересов при совмещении деятельности на рынке ценных бумаг с брокерской

Рассмотрим конфликты интересов с иной стороны. Как уже отмечалось, конфликт интересов возникает не только при осуществлении непосредственно брокерской деятельности — он также бывает результатом ее совмещения с иными видами предпринимательской деятельности, в том числе с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Наиболее распространены варианты совмещения брокерской деятельности:

• с дилерской деятельностью;

• с депозитарной деятельностью, в частности с функциями номинального держателя и попечителя счета;

• с деятельностью по управлению ценными бумагами;

• с функциями андеррайтера — лица, обслуживающего корпоративные действия эмитента;

• с деятельностью финансового консультанта;

• с операциями кредитной организации.

Если помимо брокерской деятельности брокерско-дилерская компания осуществляет дилерские операции на рынке ценных бумаг, конфликт интересов может проявляться в стремлении брокерско-дилерской компании увеличить прибыль от собственных дилерских операций.

Данное проявление конфликта интересов может реализовываться в проведении компанией собственных дилерских операций:

во-первых, с использованием информации и/или обоснованных предположений о намерениях и/или действиях клиентов;

во-вторых, с оказанием целенаправленного воздействия на процесс принятия инвестиционного решения клиентом или принятием инвестиционных решений в отношении ценных бумаг и денежных средств клиента, стимулирующих формирование требуемой тенденции на рынке;

в-третьих, с нарушением принципа приоритетности исполнения поручений клиента по сравнению с собственными операциями.

Одним из аспектов этой проблемы, по нашему мнению, можно считать противоречие между интересами клиентов и собственными сделками работников, осуществляющих вложения на рынке ценных бумаг от своего имени и за свой счет. В основном это касается, конечно, менеджеров клиентских счетов и работников торговых отделов брокерско-дилерской компании.

Конфликт интересов может проявиться в стремлении брокерско-дилерской компании увеличить прибыль от участия в размещении ценных бумаг какого-либо эмитента в рамках договорных отношений с данным эмитентом — вы-

полнение функций андеррайтера и/или маркет-мейкера, участие в программе развития рынка и т.д. Данное проявление конфликта интересов может реализовываться в оказании целенаправленного воздействия на процесс принятия инвестиционного решения клиентом, создании искусственных препятствий для нежелательных с точки зрения брокерско-дилерской компании действий клиента, уплате вознаграждений, стимулирующих формирование требуемой тенденции на рынке и т.д.

Ситуация, провоцирующая возникновение конфликта интересов при совмещении брокерской с иными видами деятельности, характеризуется тем, что брокерско-дилерская компания аккумулирует большой объем разного рода информации о клиенте, его финансовом и имущественном положении, инвестиционных предпочтениях и т.п. Эта информация предназначена для различных подразделений. Следовательно, информационные потоки в брокерско-дилерской компании должны иметь четкую направленность, но в силу различных причин разделения информационных потоков внутри компании зачастую не происходит или происходит неэффективно. При этом возникает возможность неправомерного использования служебной информации.

В этих условиях в брокерско-дилерской компании должен соблюдаться принцип, в соответствии с которым работники, осуществляющие обслуживание клиентов и получающие соответствующую информацию, обязаны игнорировать любые интересы как брокерско-дилерской компании, так и свои собственные, которые могли бы повлиять на решения или рекомендации относительно клиентских сделок. Данный принцип реализуется посредством распределения функций и т.н. «китайских стен».

Распределение функций достигается путем создания такой организационной структуры и такого распределения полномочий руководящих работников, при которых обеспечивается принятие решений в определенной области на основе независимых суждений, без учета намерений, интересов или конфиденциальной информации в каких-либо конкурирующих или конфликтующих областях деятельности брокерско-дилерской компании. Такое распределение функций усиливается с помощью политики «китайских стен».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Китайская стена» — это такая форма организации деятельности брокерско-дилерской компании, при которой конфиденциальная информация, известная работникам, занятым в одной области, не становится доступной (прямо или косвенно) работникам, занятым в другой сфере деятельности компании. При этом информация, полученная в рамках одной сферы деятельности компании, не должна оказывать влияние на принятие решений в другой сфере деятельности, для которой она является конфиденциальной.

Как правило, «китайские стены» создаются для проведения границы между операционными подразделениями брокерско-дилерской компании, которые обычно получают конфиденциальную информацию, например бэк-офисом,

и такими подразделениями, как торговый, аналитический отделы, а также между клиентским блоком и любым другим подразделением.

Для поддержания «китайских стен» используют как физическое разделение подразделений путем размещения работников в отдельных помещениях, так и организационное разделение путем распределения функций и полномочий работников и руководителей брокерско-дилерской компании. При этом «китайские стены» не должны препятствовать нормальной, эффективной работе компании, порождать необоснованные трудности при обслуживании клиентов, а также излишнюю бюрократизацию брокерско-дилерской компании. Функция по поддержанию «китайских стен» ложится на службу внутреннего контроля.

—-®——

Подводя итог, необходимо отметить следующее. Конфликты интересов являются постоянным и объективным спутником брокерской деятельности, осуществляемой на рынке ценных бумаг, так как они заложены в самой сути рыночных отношений. Их влияние невозможно исключить, однако эффект от негативных проявлений можно минимизировать.

В этой связи нам представлялось важным рассмотреть основные предпосылки возникновения конфликтов интересов, классифицировать их возможные проявления. Проведенный анализ подтверждает объективную необходимость организации системы урегулирования конфликтов интересов при ведении брокерской деятельности на рынке ценных бумаг, что позволит осуществлять контроль за возможными проявлениями конфликтов интересов, выражающимися в нарушении законных прав и интересов клиентов.

Команда специалистов производит компьютерный ремонт цифровой техники, компьютеров, ноуьбуков, смартфоно и планшетов в сервсином центре по адресу г. Уфа проспект Октября 90.

Сервисный центр работает с 2009 года, то есть опыт составляет 11 лет.

За время работы мастера провели более 5000 наряд заказо по ремонту, получили более 1000 отзывов от благодарных клиентов, воспользовавшихся нашими услугами.

Мы не имеем цели только продавать свои услуги, и что то навязывать клиенту, например, пытаясь продать своим заказчикам дорогие комплектующие либо не нужные им доп услуги.

Наш сервис-центр это команда опытных мастеров, знающих не понаслышке, что такое действительно профессиональный и качественный ремонт.

Содержание

Ремонт компьютеров

В настоящее время, с каждым днем в секторе IT-индустрии появляется все больше компаний, предлагающих ремонтные услуги в Уфе. Но можно ли доверять фирмам, которые только недавно вышли на рынок с подобным предложением?

Тем более, что штат специалистов в таких компаниях чаще всего не слишком велик, да и опыта в предоставлении услуг по ремонту компьютерной техники у мастеров подобных сервисных центров чаще всего недостаточно.

Ведь для того, чтобы на профессиональном уровне разбираться с любыми неполадками, необходимо достаточно долгое время работать в этой сфере и уметь грамотно диагностировать все возможные неисправности. Кроме того, необходимо уметь найти оптимальный вариант ремонта компьютера, предполагающий минимальный уровень расходов со стороны клиента.

Ремонт ноутбуков

Ремонтом ноутбуков так же занимается достаточно большое количество фирм и частных лиц, однако не все имеют столь большой опыт и специальное оборудование. Кустарный ремонт, одна из частых проблем, с которыми к нам приходят клиенты с ноутбуками. В связи с чем, сообщаем о том, что если ваш ноутбук сломался, лучше не экономить на ремонте и отнести его профессионалам, а не дяде Васе из пятого подъезда.

Иногда, или даже чаще, такие ремонты обходятся потом дороже, так как нужно ремонтировать не только основную поломку, и то что там натворил этот дядя Вася! Поверьте, если вы действительно ищете качественный ремонт ноутбука!

У нас в наличии комплектующие для компьютеров и ноутбуков. Материнские платы, процессоры, жесткие диски, оперативная память, видеокарты, блоки питания.

Вся информация о ремонте и стоимости услуг размещена на сайте. Дополнительную информацию получите по телефону 266-55-14

Для организаций оказываем услуги IT аутсорсинга, заключаем договор на обслуживание компьютеров.

Теги страницы: компьютерный сервис, компьютерная помощь, компьютерный сервис

Что такое комплаенс?

Система Комплаенс (Compliance System) – это признанная международная система противодействия угрозам и управления рисками, которая обеспечивает соответствие деятельности организации (компании) требованиям государственных органов, саморегулируемых общественных и иных организаций, соответствие нормам права, правилам, рекомендациям и стандартам, регламентирующим деятельность организации (компании).

Пример. Начиная с 2002 года, любая компания в мире, акции которой котируются на Нью-Йоркской Фондовой Бирже, подчиняется требованиям американского законодательства, в соответствии с которыми она обязана внедрить у себя корпоративную систему комплаенс,

Для чего нужен Комплаенс?

Цель внедрения системы «Комплаенс» – создание в компании эффективных механизмов по выявлению и анализу коррупционно-опасных сфер деятельности, оценка и управление правовыми и финансовыми рисками при возникновении коррупционных отношений, обеспечение комплексной защиты предприятия или организации от самых различных правовых, налоговых, экономических, репутационных, санкционных и иных угроз.

Правовые основания Антикоррупционного Комплаенса?

Регулятивная среда представляет собой совокупность взаимодействующих нормативных и ненормативных регуляторов в сфере борьбы с коррупцией, со взяточничеством и противодействия отмыванию денежных средств полученных незаконным путем.

Три основные блока нормативных актов:

  1. Иностранное законодательство (имеющее экстерриториальный характер).
  2. Международное законодательство (конвенции, которые ратифицированы Россией).
  3. Законодательство России, включая законы и подзаконные нормативные акты.

Почему на российские предприятия распространяются иностранные законы в части комплаенса?

В связи с экстерриториальным (трансграничным) характером законодательных актов в сфере комплаенс, противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)

Примеры иностранного законодательства:

  • Закон США «О противодействии коррупции за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA, 1977).
  • Закон США о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act — FATCA), вступивший в силу с 1 января 2013.
  • Закон Великобритании о взятках (UK Bribery Act).

Как иностранное законодательство касается граждан России?

  1. При нахождении граждан России за пределами страны при совершении незаконных действий коррупционного характера (т.е. противоречащих нормам комплаенс).
  2. В отношении лиц, формально находящихся вне сферы действия законодательства Великобритании и США, но в связи с использованием услуг почты США и Великобритании или иных средств ведения международной торговли, а также системы проведения платежей, счетов, открытых в американских и английских банках, странах Евросоюза в качестве инструмента совершения незаконных действий.
  3. В отношении должностных лиц организаций, подпадающих с точки зрения иностранного законодательства под санкции комплаенс норм.

Какова регламентация вопросов антикоррупционного комплаенса в Росcии?

  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
  • Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАП);
  • Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;
  • Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»;
  • и другие нормативные акты.

Есть ли слово «комплаенс» в Российском законодательстве?

В России отсутствует закон о комплаенс. Элементы комплаенса содержатся в различных регулятивных нормах российского законодательства. Слово «комплаенс» упоминается в «Положении об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», (утв. Банком России 16.12.2003 № 242-П).

Каковы обязанности по антикоррупционном комплаенс?

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 13.3. Предусматривает обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции. В статье содержится минимальный перечень обязанностей, которые должна выполнить каждая организация.

На организации каких форм собственности распространяется обязанность проведения антикоррупционных мер?

Такая обязанность распространяется на организации Российской Федерации любой организационно-правовой формы и формы собственности – и с государственным участием, и частные организации и общества (предприятия и учреждения), и некоммерческие и др.

Что дает антикоррупционный комплаенс бизнесу?

Результатами эффективной работы корпоративной комплаенс-системы в компаниях является:

  • отлаженная система обнаружения и предотвращения явлений мошенничества, коррупции и другого рода угроз бизнесу;
  • предотвращение и минимизация финансовых потерь, банкротства и санкций применительно к компаниям со стороны российских и зарубежных регуляторов;
  • заблаговременный мониторинг, распознавание и предупреждение рисков несоблюдения требований регуляторов;
  • повышение эффективности деятельности компаний и увеличение их конкурентоспособности и стоимости;
  • сохранение и развитие деловой репутации компаний как в России, так и за рубежом.

Если вы занимаете высокую позицию, владеете бизнесом или интересуетесь темой личных финансов — наверняка вы всё чаще встречаетесь с зарубежным словом compliance. Комплаенс — что это простыми словами? Статья расскажет об этом.

Почему это важно знать?

Это непосредственно затрагивает ваши финансовые интересы. Если вы владеете/управляете бизнесом, то вам нужно соблюдать нормы многих законов. Иначе ваш бизнес может понести существенный урон вплоть до банкротства.

Если же вы занимаете серьёзную должность в компании или на государственной службе — то соблюдение требований необходимо, чтобы продолжать работу в текущей должности без риска штрафов и увольнения.

Зачем это нужно бизнесу
Обязателен ли комплаенс?
Compliance в финансовом секторе
ПОД/ФТ
Россияне и комплаенс в западных финансовых институтах
Зачем вам эта статья

Что такое комплаенс менеджмент

Мы живём в среде, которая регламентируется различными законами и требованиями. Нарушение этих требований может привести человека или бизнес к крупным финансовым потерям, или же к серьёзным ограничениям.

Compliance — это в переводе с английского «соответствие, соблюдение, выполнение требований»:

compliance — перевод на русский язык

Например, невыполнение требований ПДД приводит к штрафу, или же лишению права управлять транспортным средством. Ограничивая свою скорость, и не пересекая сплошную — водитель осуществляет комплаенс требованиям ПДД.

Иногда — не по собственной воле, а выполняя просьбу «вести аккуратнее» сидящей рядом жены. Которая в этом случае выполняет роль комплаенс менеджера ;). Ведь супруг не желает заплатить крупный штраф — или же и вовсе лишится права ездить на своей машине. А в особо тяжёлых случаях — вообще оказаться за решёткой.

Конечно, этот пример приведён скорее для иллюстрации, потому что понятие комплаенса (КМП) в России сейчас в основном затрагивает крупные компании уровня Сбербанка или СИБУРа. А также — и муниципальные органы в связи с антимонопольным законодательством. Все эти структуры вынуждены следить за выполнением различных требований, дабы не столкнуться с серьёзными рисками.

Зачем это нужно бизнесу

Всё сущее стремится к росту — и любая компания тоже. Однако на этом пути роста любой бизнес поджидает ряд опасностей. С ними нужно уметь справляться — иначе они затормозят развитие компании. А в худшем случае — могут и вовсе погубить её.

Какие риски есть у компаний? На что нужно обращать пристальное внимание? Ради безопасности своего будущего — бизнесу нужно защищать свои активы, и свою репутацию в глазах клиентов и контрагентов. Исходя из этого — основными зонами внимания будут следующие.

  • Соответствие требованиям законодательства

Любая деятельность регламентируется законодательством. И его нарушение может обойтись компании очень дорого. Поэтому компания должна следовать текущим законам. А также — изменять те аспекты своей работы, которые корректирует законодатель.

  • Различные отраслевые стандарты

Помимо законов существуют также и подзаконные акты, которые существенно влияют на бизнес. Они тоже со временем претерпевают изменения — и в результате компании также должны в чём-то менять свою работу, чтобы соответствовать новым требованиям.

  • Корпоративная этика

Многие крупные компании уделяют серьёзное внимание этике бизнеса. Это определённый свод моральных правил, которые должны выполнять сотрудники компании.

Примером подобного подхода может быть принцип «продавать по потребностям», принятый в сфере финансового консультирования. Он заключается в том, чтобы предлагать клиенту тот финансовый продукт, и лишь в том объёме — в котором он реально нужен клиенту.

Противоположностью этого этичного подхода будет мисселинг. Это продажа алчным консультантом не подходящего клиенту контракта с единственной целью — заработать как можно больше комиссионных в свой карман.

Именно этичное ведение бизнеса формирует позитивный имидж компании в глазах её клиентов и общества в целом. Это подход win-win, который в долгосрочной перспективе принесёт наибольшую выгоду и компании, и её клиентам. А значит — и обществу в целом.

  • Противодействие коррупции и мошенничеству

Важнейшим направлением комплаенса является защита от коррупции и мошенничества. Пресловутые «откаты» могут нанести серьёзный экономический урон компании. И в её интересах защищаться от этого.

Также и недобросовестные сотрудники могут нанести огромный урон компании. Например — передав конкурентам коммерческие секреты, или же важные базы данных компании. Поэтому для организации важно контролировать и эти риски.

Скачайте краткий PDF-гайд,
чтобы обеспечить собственное финансовое благополучие:

Почему это нужно государству

Важнейшая задача государства — сформировать среду, которая была бы комфортна для развития бизнеса. Потому что именно бизнес удовлетворяет подавляющую часть потребностей населения. И во многом именно компании наполняют казну за счёт различных налогов. Также бизнес двигает вперёд страну за счёт новых открытий, идей и инноваций.

А граждане в нынешнем мире могут выбирать себе государство — при желании меняя подданство. И поэтому та страна, где плохо живётся бизнесу и людям — будет терять мозги. И в результате — всё больше и больше отставать в развитии, терять свой экономический потенциал и население. Это гибельный путь для страны.

И поэтому комфортная бизнес-среда — это очень важный приоритет государства. А что позволяет бизнесу успешно расти? Для этого нужны ряд условий, и одно из которых — справедливая конкуренция. Именно для решения этой задачи существует ФАС — федеральная антимонопольная служба.

Как следует из её названия, задача этой структуры не допустить создания монополий, с которыми было бы крайне сложно конкурировать остальным участникам рынка. И поэтому антимонопольный риск — это одна из угроз любой крупной компании, который необходимо учитывать при построении комплаенс-контроля.

Кроме того, в органах местного самоуправления существует понятие антимонопольного комплаенса. Обратите внимание — это уже контроль на уровне государства. Зачем он нужен?

Государство в лице муниципального образования закупает у бизнеса различные материалы, работы и услуги. Здесь есть почва для коррупции и мошенничества. Поэтому на этом уровне также нужна защита от нарушений при проведении торгов.

Обязателен ли КМП?

Является ли в настоящее время внедрение комплаенса на предприятии обязательным с точки зрения закона? Для большинства компаний сейчас — нет, это не обязательно. Исключение лишь составляют компании финансово-банковской сферы, и подробнее об этом ниже.

Государство считает, что акционеры и менеджмент крупной компании должны адекватно оценивать риски для своего бизнеса, и их возможные последствия. И для минимизации возможного вреда выстраивать в компании систему контроля и защиты от этих рисков.

Например, при нарушении антимонопольного законодательства ФАС может наложить на виновную компанию штраф до 15% от выручки на том рынке, где произошло нарушение. Подчеркну -15% от выручки.

Это — огромные деньги для любой компании. И чтобы не понести этот огромный ущерб, любая предусмотрительная компания будет контролировать риск нарушения антимонопольного законодательства. А также — и другие опасные для себя риски.

Комплаенс в банке

Несколько особняком с точки зрения комплаенса стоят банки, а также другие компании финансовой сферы. Почему? Изменения в сфере регулирования финансовых услуг происходят стремительно, и соответствие нормативно-правовым требованиям представляет собой сегодня один из наиболее серьёзных вызовов для финансового сектора.

Но помимо этого — на эти компании законодательно возложена обязанность противодействовать отмыванию средств, полученных преступным путём. Поставщики финансовых услуг во всём мире признают важность надлежащих средств контроля и процедур, позволяющих избежать использования своих услуг в преступных или мошеннических целях.

Ключевой составляющей этих средств контроля является должная комплексная проверка новых и существующих клиентов (due diligence). А также — мониторинг, сообщение сведений, обучение персонала и ведение учёта.

Обратите внимание — все прочие компании могут по собственной воле применять, или же не применять у себя комплаенс. Однако кредитные организации закон обязывает это делать.

Если быть точным, то речь идёт о Положении ЦБ РФ 242-П, согласно которому кредитная организация обязана создать систему внутреннего контроля. Её основные задачи состоят в том, чтобы обеспечить:

  • эффективность работы банка, защиту его активов и управления рисками,
  • достоверности учёта операций и активов,
  • соблюдение законодательства и требований СРО (саморегулируемой организации), и
  • противодействию отмыванию средств, полученных преступным путём.

Первые три пункта в целом позволяют кредитной организации функционировать эффективно, не нарушая требований законодательства. Обратите внимание на последний, четвёртый пункт.

Здесь речь идёт важной о задаче, которую государство возлагает на широкий круг компаний, работающих в финансовой сфере. Это банки, страховые компании, брокерские и управляющие компании, а также форекс-дилеры.

И само слово «комплаенс» часто ассоциируется именно с финансовыми компаниями, и риском легализации преступных доходов. Компании финансового сектора обязаны проверять легитимность средств, которые клиенты взносят на свой счёт. И об этом стоит поговорить несколько подробнее.

ПОД/ФТ — противодействие отмыванию преступных доходов

Криминал стремится различными способами легализовать деньги, добытые преступным путём. Легализация (отмывание) доходов — это процесс, посредством которого преступники пытаются скрыть истинное происхождение доходов, полученных посредством преступной деятельности. Если им это удаётся, они обеспечивают легитимное прикрытие источнику незаконных доходов.

Чтобы «отмыть» грязные деньги, нужно каким-то образом поместить их на счёт любой финансовой организации. Если преступность сможет выполнить этот шаг, то далее для государства эти средства будут уже легитимными.

Почему это важно не допускать?

Государство же активно противодействует попаданию преступных денег в легальный оборот. Это необходимо делать, чтобы лишить преступность экономической подпитки. А значит — и дальнейшего роста и распространения преступности.

Поэтому в большинстве стран правительство считает легализацию незаконных доходов угрозой для репутации страны, экономического благосостояния и безопасности её граждан. Отмывание денег способствует развитию социальных проблем и насилия в результате преступности.

Существуют достаточные доказательства того, что чем проще преступникам отмывать деньги, тем более распространёнными являются насильственные преступления, в частности, в сфере проституции и наркоторговли.

Этапы отмывания денег

  • Размещение

Этап размещения заключается в первоначальном внедрении «грязной» наличности или преступных доходов в финансовые структуры, магазины, и другие компании. Как правило, этот этап служит двум целям.

Во-первых, преступник освобождается от необходимости иметь при себе и хранить крупные суммы наличных денег. И во-вторых, деньги попадают в законную финансовую систему.

Такое «размещение» делает средства более ликвидными. Например, если положить наличные деньги на счёт в банк, то становится проще осуществлять их перевод или выполнять с ними какие-либо другие операции.

Поймать преступников, занимающихся отмыванием денег — легче всего именно на этапе размещения. На этом этапе они наиболее уязвимы, поскольку размещение крупных сумм (или наличности) в законных финансовых учреждениях может вызвать подозрения со стороны сотрудников.

И обязательный комплаенс в финансовых учреждениях всего мира во многом служит для того, чтобы противодействовать отмыванию преступных доходов именно на этапе размещения.

  • Расслоение

На следующем шаге преступность «путает следы». Это нужно, чтобы скрыть нелегальное происхождение размещённых средств, и таким образом облегчить их дальнейшее использование. Для этого деньги нужно перевести на другие счета, рассредоточить и завуалировать их.

Этот процесс дистанцирования размещённых средств от их нелегальных источников и называется расслоением. На этом этапе преступники прибегают к самым разнообразным способам сокрытия источников дохода.

Они используют нескольких банков и различные счета, привлекают профессиональных агентов в качестве посредников, делают переводы через корпорации. Средства могут проходить через сеть банковских счетов, компаний и стран с целью сокрытия их происхождения.

  • Объединение

На финальном шаге те средства, которые преступности удалось поместить на различные счета и тем самым сделать легитимными — объединяются. И могут быть использованы криминалом в рамках легальной финансовой системы для дальнейшей преступной деятельности, либо финансирования терроризма.

Противодействие отмыванию преступных доходов

В России для этого принят закон 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Компании, работающие с денежными средствами клиентов — этот закон обязывает создать подразделения внутреннего контроля. А также — обязательно идентицифицировать личность клиента перед открытием счёта.

Также и во всём мире государства обязывают финансовые институты проводить тщательный комплаенс. Все финансовые компании проводят обязательную проверку клиента и источника его средств на этапе принятия его на обслуживание.

Эта процедура носит название KYC — это аббревиатура от английских слов Know You Client. В переводе на русский это означает «знай своего клиента». В большинстве случаев финансовая компания на этом этапе обязана установить:

  • Полное имя клиента;
  • Точный адрес его постоянного места жительства;
  • Дату и место его рождения;
  • Гражданство;
  • Для каких целей он открывает счёт или контракт;
  • Источник происхождения средств.

Это делается прежде, чем новому клиенту будет принят на обслуживание, и финансовая компания зачислит деньги на счёт нового клиента. Однако и после открытия счёта компания обязана контролировать операции по этому счёту. И запрашивать у клиента необходимую информацию в случае, если операции по счёту вызывают у финансовой организации вопросы или обоснованные опасения.

Практика compliance в международных компаниях

На основании своего опыта профессионального финансового советника позвольте рассказать вам, как противодействие отмыванию доходов реализуется на практике в международных финансовых компаниях. Прежде всего, чтобы стать партнёром подобной компании — необходимо сдать очень обширный тест ПОД/ФТ, который состоит из нескольких сот (!) вопросов.

Лишь когда этот тест пройден — финансовый советник получить право консультировать частных лиц. И подавать документы для выпуска инвестиционных контрактов для своих клиентов.

Идентификация клиента (KYC)

При подаче заявления на выпуск нового инвестиционного плана новый клиент сообщает компании свою личную информацию:

Анкета клиента при открытии счёта в западном финансовом институте

Личную информацию будущий клиент обязан подтвердить. Для этого человек вместе с заявлением на открытие счёта представляет чёткий скан своего паспорта. Также он должен будет подтвердить и свой адрес текущего проживания.

Анализ финансового положения клиента

На следующем шаге будущий клиент должен сообщить информацию об источниках своего дохода:

легитимность доходов клиента — важная часть контроля рисков ПОД/ФТ

В большинстве случаев информацию о своём доходе тоже нужно подтверждать. Это может быть сделано с помощью копии налоговой декларации, или же с помощью выписки по банковскому счёту, или при помощи справки от работодателя с указанием текущего дохода сотрудника.

Когда все необходимые документы собраны — вместе с заявлением на открытие счёта они отправляются в финансовую компанию для анализа. Как вы уже знаете — эта процедура называется «анализом комплаенс-риска».

Если у финансовой компании предоставленные документы никаких вопросов не вызвали — она одобряет заявление клиента, и открывает для него счёт. Однако для людей, живущих в российских реалиях — так бывает не всегда.

Многие состоятельные семьи в России хранят свою финансовую подушку безопасности в банковской ячейке. Так было и у моего клиента, когда он решил открыть счёт в зарубежном финансовом институте. У этого человека был высокий, и полностью легальный доход, который он подтвердил документами.

Но к сожалению — его заявление одобрено не было. Потому что зарубежная компания не смогла определить природу тех средств, которые человек поместил на свой счёт из банковской ячейки.

А если есть какие-либо сомнения в легальности средств клиента — зарубежные финансовые институты предпочитают отказывать в открытии счёта. Чтобы гарантированно не нарушить антиотмывочное законодательство.

Контроль соответствия инвестируемых сумм доходам клиента

После открытия счетов финансовые компании осуществляют мониторинг операций по счетам клиентов — и это тоже является частью комплаенса. Например, если сумма инвестиции превысит подтверждённый доход клиента — то финансовая компания обязательно попросит человека объяснить источник дохода для инвестирования, и подтвердить этот доход документами.

Если же человек будет делать крупные единовременные взносы в свой инвестиционный контракт — то ему также придётся объяснить источник средств, которые он намерен инвестировать.

Итак,

  • тщательная идентификация клиента перед открытием счёта (due diligence),
  • проверка чистоты средств, которые клиент вносит на счёт,
  • мониторинг операций по счёту

— вот основные направления комплаенса, которые осуществляют западные финансовые финансовые институты для борьбы с отмыванием средств, нажитых преступным путём.

Подводя итог

Надеюсь, что к завершению этой статьи вам уже легко объяснить, что такое комплаенс простыми словами. Кратко объясню — почему я написал эту статью.

Мои клиенты — это люди, которым нужна консультация личного финансового советника. В большинстве своём это менеджеры среднего звена, ТОП-менеджеры, и собственники бизнеса.

Всем эти людям важно понимать значение слова «комплаенс». Потому что это непосредственно затрагивает их с точки зрения карьерного роста, или перспектив собственного бизнеса. Потому что следование нормам закона, контроль и управление рисками непосредственно влияет на результаты текущей деятельности компании, и на её будущее.

Точно также понятие комплаенса затронет этих людей, когда они начнут планировать своё финансовое будущее. Потому что для решения своих личных финансовых задач с большой вероятностью они выберут зарубежные контракты. А значит — будут вынуждены пройти обязательную проверку иностранных финансовых институтов.

И если вы понимаете, что для собственного финансового благополучия необходимо своевременно планировать своё финансовое будущее — пожалуйста, отправьте мне заявку на консультацию по . В рамках онлайн-встречи мы обсудим ваши долгосрочные финансовые задачи, и пути их оптимального решения:

Владимир Авденин,
финансовый консультант

Читайте далее:

DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-51-59 УДК 346.544

Н. В. Медведева

Антимонопольный комплаенс в системе развития

конкуренции

Статья посвящена актуальным вопросам становления антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства о развитии конкуренции. Научная проблематика настоящего исследования обусловлена началом функционирования антимонопольного компла-енса как нового для отечественной практики инструмента управления. Обоснована значимость антимонопольного комплаенса как приоритетного направления в системе развития конкуренции, через его способность выступать в качестве способа предупреждения недопущения и ограничения конкуренции органами исполнительной власти. Определено, что антимонопольный комплаенс является современным инструментом управления комплаенс-рисками, превентивной мерой возникновения ситуаций комплаенс-рисков и механизмом их минимизации для целей предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. Автор анализирует и сравнивает подходы к организации антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти, что обеспечит поиск лучшей практики с учетом результатов его функционирования

Ключевые слова: развитие конкуренции, нарушение требований антимонопольного законодательства, антимонопольный комплаенс, комплаенс-риски.

Введение. Актуальность темы настоящего исследования. Приоритетным направлением развития конкуренции на современном этапе выступает создание и организация системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти (антимонопольного комплаенса). Антимонопольный комплаенс позиционируется как способ предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и развития конкуренции. Становление антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти обусловливает актуальность темы исследования.

Цель исследования заключается в определении места антимонопольного комплаенса в системе развития конкуренции.

Определены задачи исследования: динамика внедрения антимонопольно-

го комплаенса в практическую деятельность; правовая и методологическая формализация антимонопольного комплаенса; сравнительный анализ становления антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти.

Комплаенс известен как функция проверки на соответствие установленным правилам и нормам, как система контроля и управления рисками несоответствия, как система предупреждения от возможных нарушений и наступления неблагоприятных последствий в результате применения мер ответственности. Методология комплаенса выступает альтернативой росту регуляторных норм (меньше нарушений — меньше правил для их пресечения).

Внедрение института внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) имеет историю своего вопроса. Первоначаль-

Надежда Васильевна Медведева — канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления и служебного права, Дальневосточный институт управления — филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail:. medvedeva08@istru

но идея обязательного комплаенса разрабатывалась для бизнеса1. Антимонопольный комплаенс позиционировался как система предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, которая предполагает выстраивание внутри организации определенной культуры поведения на рынке. Определяющим в антимонопольном комплаенсе выступает имманентно присущая ему прогностическая оценка негативных последствий принятия решений, он выполняет роль механизма легальной минимизации рисков. Вместе с тем законодательно закрепленный характер предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, может приоритизировать стремление к максимальной прибыли альтернативе неполного учета потенциальных рисков возможных нарушений антимонопольного законодательства. Санкции в результате применения мер ответственности представляют существенную угрозу для экономического благополучия, поэтому задача предупреждения возможных нарушений и минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства является приоритетной повесткой дня как бизнеса, так и регулятора. Зарубежный опыт показывает, что повысить привлекательность комплаенса могут нормы, направленные на снижение размера имущественной ответственности в случае выявления антимонопольного правонарушения . Данный подход имплементирован в российскую практику рассмотрения дел об антиконкурентных соглашениях. Понимание нерациональности императивного подхода к внедрению культуры комплаенса в сфере бизнеса, отсутствие в ряде случаев необходимости внедрения комплаенса, заменяется альтернативой самостоятельного формирования бизнесом проконкурентных практик.

Напротив, формализована обязан-

ность введения антимонопольного ком-плаенса в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Базировалось данное решение, в том числе на факте совершения почти половины нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления. Определяющим фактором в совершении нарушений антимонопольного законодательства является ситуация, когда управляющее воздействие, направленное на решение одной проблемы, непреднамеренно создает другую проблему, проблему ограничения конкуренции. Правовая культура принятия государственных решений, как основополагающий элемент теории принятия решений, в условиях масштабных задач развития конкуренции должна преломляться через учет влияния на конкуренцию.

Актуализация подходов к созданию и внедрению системы антимонопольного комплаенса обусловлена методологически обоснованными принципами и методами государственной политики по развитию конкуренции, реализуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»2.

К числу основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции относятся:

— ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции. Основополагающее значение данного принципа заключается в обеспечении целей укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности, состоящей в провозглашении активного содействия развития конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением

1 Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы») : указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 // Собр. законодательства РФ. 2017. № 52

(часть I). Ст. 8111.

деятельности органов публичной власти всех уровней;

— внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного контроля (надзора). Методологическое преимущество риск-ориентированного подхода заключено в коррелирующих с ним основополагающих принципах осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти — запретах, направленных на недопущение, устранение конкуренции.

В числе ключевых показателей, на достижение которых направлены мероприятия Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 гг., утвержденного Указом Президента РФ № 618, предусмотрено снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее, чем в 2 раза по сравнению с 2017 г. Для достижения цели по снижению количества нарушений антимонопольного законодательства Правительству Российской Федерации и высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации были поставлены задачи в срок до 1 марта 2019 г. принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно (далее -органы власти).

Системой внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства выступает организация внутреннего контроля за соответствием деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства, основанная на риск-ориентированном подходе.

Соответствие установленным правилам и нормам (стандартам) (комплаенс) является направлением профессиональной деятельности за рубежом и лучшей практикой для имплементации в российскую практику антимонопольного регу-лирования3.

Надлежащей формой создания и организации системы антимонопольного компленса является ее правовая форма, что получило закрепление в задаче по обеспечению Правительством Российской Федерации до 1 января 2019 г. внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих в том числе правовое регулирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Поставленная задача решена в части методологического обоснования антимонопольного комплаенса — распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. № 2258-р4 утверждены методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее — методические рекомендации по созданию и организации антимонопольного комплаенса; методические рекомендации).

Проект методических рекомендаций по организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) был разработан Федеральной антимонопольной службой России для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Утверждены методические рекомендации по созданию и организации системы внутреннего

3 Антимонопольный комплаенс: текущая практика и перспективы развития : аналитический доклад Управления по конкурентной политике Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. 2015. С. 18. URL: // http://acgov.ru/files/pubUcation/a/7838.pdj4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства : распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р // Собр. законодательства РФ. 2018. № 44. Ст. 6777.

обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в деятельности федеральных органов исполнительной власти (далее — орган власти). Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при создании и организации антимонопольного комплаенса руководствоваться указанными методическими рекомендациями.

Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к созданию и организации органами власти антимонопольного компла-енса. Анализ структуры и содержания методических рекомендаций позволяет рассматривать их как стандарт антимонопольного комплаенса (далее — стандарт антимонольного комплаенса).

Стандарт антимонопольного комплаен-са представляет собой минимальный набор требований, реализация которых будет содействовать снижению количества нарушений антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности органами власти. Этот документ закрепляет комплекс мер, направленных на внедрение превентивных мер и создание системы оперативного реагирования на ситуации рисков нарушений антимонопольного законодательства.

Стандарт антимонопольного компла-енса определяет необходимые элементы системы антимонопольного комплаенса:

— принятие акта об антимонопольном комплаенсе;

— определение уполномоченного подразделения (назначение должностного лица), ответственного за функционирование антимонопольного комплаенса, образование коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

— порядок выявления, оценки и снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков);

— порядок осуществления контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;

— установление ключевых показателей и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного ком-плаенса;

— подготовка доклада об антимонопольном комплаенсе.

Системообразующим элементом антимонопольного комплаенса является локальный нормативный акт органа власти об антимонопольном комплаен-се, устанавливающий организационно-функциональную структуру системы антимонопольного комплаенса. Стандартом антимонопольного комплаенса разграничена компетенция руководителя органа власти, уполномоченного подразделения (должностного лица), коллегиального органа в функционировании антимонопольного комплаенса. Определена необходимость ознакомления служащих органа власти с актом об организации антимонопольного комплаенса и обязательность его размещения на официальном сайте органа власти.

В стандарт антимонопольного компла-енса имплементирован метод создания эффективной системы антимонопольного комплаенса, основанный на оценке рисков (метод комплаенс-рисков). Метод комплаенс-рисков определяет функциональное содержание антимонопольного комплаенса и включает в себя ряд последовательных этапов, которые коррелируют с задачами и принципами антимонопольного комплаенса в части выявления и управления рисками нарушения антимонопольного законодательства, оценки рисков и разработки мероприятий по их снижению.

Функция уполномоченного подразделения (должностного лица) органа власти по применению метода комплаенс-рисков заключается в выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства, учете обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определении вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Стандартом антимонопольного ком-плаенса определены и детализированы проводимые на регулярной основе процедуры и действия по выявлению комплаенс-рисков, в том числе: анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа власти, анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых органа власти, мониторинг

и анализ правоприменения антимонопольного законодательства, оценка эффективности мероприятий по снижению комплаенс-рисков.

Выявленные комплаенс-риски распределяются по рекомендуемым уровням рисков, отражаются в карте комплаенс-рисков в порядке убывания уровня риска и подлежат оценке путем их идентификации, анализа и сравнительной оценки и описанию с включением оценки причин и условий их возникновения.

Обязательным этапом применения метода комплаенс-рисков выступает ежегодная разработка плана мероприятий по их снижению, включающего перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных рисков с описанием действий, направленных на исполнение мероприятий, последовательность и сроки их исполнения, лиц, ответственных за исполнение мероприятий, иные сведения и подлежащего последующему мониторингу. Мероприятия по снижению комплаенс-рисков рассматриваются в качестве мер, необходимых для устранения причин и условий недопущения, ограничения и устранения конкуренции.

Систематичность проведения оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса обеспечивается установлением и оценкой достижения ключевых показателей, которые определяются для уполномоченного подразделения (должностного лица) и органа власти в целом.

Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса разработана федеральным антимонопольным органом.5 Ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса (далее — КПЭ) для органа власти в целом соответствуют процедурам и действиям по выявлению комплаенс-рисков, в том числе: коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органа власти, доля нормативных правовых актов и доля проектов

нормативных правовых актов органа власти, в которых выявлены комплаенс-риски. Для уполномоченного подразделения (должностного лица) КПЭ рассчитывается в виде доли сотрудников органа власти, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу. Оценка значений КПЭ основана на их взаимосвязи с соответствующими показателями и мероприятиями Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 гг. и методических рекомендации по созданию и организации антимонопольного комплаенса, что обеспечивает понимание об эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.

Завершающим этапом годового цикла функционирования антимонопольного комплаенса является подготовка доклада об антимонопольном комплаенсе, который содержит информацию о результатах оценки комплаенс-рисков, об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков и о достижении КПЭ. Информация о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в органах власти, содержащаяся в докладах об антимонопольном комплаенсе, направляется в федеральный антимонопольный орган и подлежит включению в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации.

Анализ практики организации антимонопольного комплаенса в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволяет выявить как следование общим методологическим подходам к внедрению системы антимонопольного комплаенса, так и отличительные особенности, обусловленные, в первую очередь, характером деятельности органов власти. Последнее в сравнительной оценке способствует выявлению лучшей практики в освоении антимонопольного комплаенса как нового инструмента развития конкуренции.

5 Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса : приказ Федеральной антимопольной службы от 5 февраля 2019 г. № 133/19 // https://fas.gov.ru/ documents/133-19

Так, функции уполномоченного подразделения, ответственного за функционирование антимонопольного комплаенса, возлагаются на структурное подразделение (структурные подразделения) федерального органа исполнительной власти (ФАС России — правовое управление, управление государственной службы, контрольно-финансовое управление6; ФНС России -управление контроля налоговых органов, управление кадров, структурные подразделения центрального аппарата в рамках установленной компетенции7; Минприроды России — отдел внутреннего финансового аудита8; Минстрой России — административно- кадровый департамент9; др.). Аналогичная ситуация в органах исполнительной власти субъектов (Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края — юридическая служба10; Министерство социальной защиты населения Хабаровского края — отдел правового обеспечения управления правовой, кадровой и организационной работы11; Министерство промышленности, торгов-

ли и развития предпринимательства Новосибирской области — управление экономики и финансов, отдел организационной и кадровой работы12). Должностное лицо, осуществляющее деятельность по организации и обеспечению функционирования антимонопольного комплаенса назначено в Государственной жилищной инспекции города Москвы — заместитель начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы13. Уполномоченными должностными лицами по организации и функционированию антимонопольного комплаенса назначены в Министерстве здравоохранения Камчатского края — референт отдела организационно-кадровой работы и наград, консультант отдела экономики здравоохранения, обязательного медицинского обеспечения, главный специалист-эксперт отдела по развитию здравоохранения и государственных за-купок14.

Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности функционирования антимонопольного

6 О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе) : приказ ФАС России от 27 ноября 2018 г. № 1646/18 // https://fas.gov.ru/documents/670479

7 Об утверждении Положения, об организации в Федеральной налоговой службе и ее территориальных органах системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства : приказ ФНС России от 29 января 2019 г. № ММВ-7-16/33@// https://www. nalog.ru/rn77/about_fts/docs/8356646/

8 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации : приказ Минприроды России от 30 ноября 2018 г. № 626// http://www.mnr.gov.ru/#search

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации : приказ Минстроя России от 11 декабря 2018 г. № 802/пр // http:// www.minstroyrf.ru/docs/17832/

10 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве промышленности и транспорта Хабаровского края : приказ министерства промышленности и транспорта Хабаровского края от 25 февраля 2019 № 09 // https://minpt.khabkrai.u/Deyctelnost/Antimonopolnij-komplaen£/1179?version=normal

11 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в министерстве социальной защиты населения Хабаровского края : приказ министерства промышленности и транспорта Хабаровского края от 31 января 2019 г. № 11-п // https://mszn27.ru/node/52103

12 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области : приказ министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 28 января 2019 г. № 29 // http://mmrpp.nso.ru/page/2832

13 Об утверждении положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Государственной жилищной инспекции города Москвы : приказ Государственной жилищной инспекции города Москвы от 22 февраля 2019 г. № 20 // https://www.mos.ru/mgi/documents/normativnye-pravovye-akty/view/223759220/

14 О назначении уполномоченных должностных лиц : приказ Министерства здравоохранения Камчатского края от 22 февраля 2019 г. № 111/1 // https://minzdrctv.kamgov.ru/antimonopolnyj-komplaens

комплаенса, возложены, как правило, на общественные советы при органах власти.

В целях формирования единого подхода и обеспечения мер, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в Хабаровском крае утверждено Положение о создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края (далее — Положение об антимонопольном комплаенсе)15, согласно которому органы исполнительной власти Хабаровского края должны принять правовые акты об антимонопольном комплаенсе. Уточнены сроки и определены документы, составляемые на основе анализа комплаенс-рисков. Определены перечень и методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти Хабаровского края антимонопольного комплаенса. В указанный перечень включены четыре КПЭ, в разрезе каждого установлены варианты кратности наличия (например, нет; 1; более 1 и т.п.) и соответствующие им баллы (от 0 до 35). Расчет значения итогового показателя производится путем суммирования баллов, по которому определя-

ется степень эффективности (высокая, средняя, низкая эффективность и значение — неэффективно). Существенным образом детализирована матрица рисков, помимо категории уровня риска и его описания, в Положении об антимонопольном комплаенсе по каждому уровню риска предусмотрены функции и полномочия, при реализации которых возможен комплаенс-риск соответствующего уровня и указаны возможные риски нарушения антимонопольного законодательства, перечень которых не является исчерпывающим.

Иной вариант организации антимонопольного комплаенса выявлен в других субъектах Российской Федерации. Изданы акты о создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти в Новосибирской области16, Пензенской области17, Омской области18. В соответствии с данными актами должны быть приняты акты об антимонопольном комплаенсе органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, закреплена обязанность представления ежегодного доклада об антимонопольном комплаенсе. Порядок организации и функционирования антимонопольного комплаенса, КПЭ устанавливаются указанными органами власти самостоятельно.

Так, актом об антимонопольном комплаенсе в министерстве здравоохране-

15 О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края : распоряжение Губернатора Хабаровского края от 22 февраля 2019 г. № 55-р // http:// cLvforumkhabkrai.ru/ListDoc.aspx?C=2

16 О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности областных исполнительной органов государственной власти Новосибирской области : распоряжение Губернатора Новосибирской области от 26 декабря 2018 г. № 268-р // http://minrpp.nso.ru/page/2832

17 О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности исполнительной органов государственной власти Пензенской области : распоряжение Правительства Пензенской области от 12 февраля 2019 г. № 58-рП // Официальный сайт Правительства Пензенской области http://www.pnzreg. ru, 18.02.2019

18 О мерах, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Омской области : распоряжение Губернатора Омской области от 17 января 2019 г. № 1-р // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.01.2019

ния Рязанской области19 определено, что ключевые показатели устанавливаются на основании методики расчета КПЭ функционирования антимонопольного комплаенса, разработанной федеральным антимонопольным органом.

Имеются отличия в подходах к разработке мероприятий по снижению комплаенс-рисков. В органах исполнительной власти Хабаровского края планы мероприятий («дорожные карты») разрабатываются по итогам выявления и оценки комплаенс-рисков20. В министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области план мероприятий по снижению комплаенс-рисков разрабатывается в разрезе полномочий, реализация которых связана с рисками нарушения антимонопольного законодательства (ситуации риска). При этом, в разрезе каждой ситуации риска определены действия (мероприятия), направленные на минимизацию и недопущение комплаенс-рисков, срок исполнения действия (мероприятия) — в течение года и ответственное структурное подразделение.

Особенности, выявленные в ходе сравнительного анализа организации антимонопольного комплаенса в органах власти, обусловлены, прежде всего, организационной структурой и характером деятельности органов власти, а также разнообразием ситуаций комплаенс-рисков и собственно пониманием эффективности функционирования антимонопольного комплаенса. На этапе внедрения элементов антимонопольного комплаенса возможны риски организационного характера, в том числе формального подхода к организации и функционированию ан-

тимонопольного комплаенса. Практика функционирования антимонопольного комплаенса будет способствовать наращиванию результатов для поиска лучшей практики.

Заключение. Определено, что антимонопольный комплаенс является современным инструментом управления комплаенс-рисками, превентивной мерой возникновения ситуаций комплаенс-рисков и механизмом их легальной минимизации. Обосновано, что посредством функционирования антимонопольного комплаенса обеспечивается снижение нарушений требований антимонопольного законодательства и развитие конкуренции. Сравнительный анализ становления антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти выявил отличия в подходах к организации антимонопольного комплаенса, что обеспечит поиск лучшей практики с учетом результатов функционирования антимонопольного комплаенса.

Список литературы:

3. Иванов Э. А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в странах БРИКС: монография. М.: Юриспруденция, 2015. 136 с.

Reference to the article

19 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в министерстве здравоохранения Рязанской области : приказ Министерства здравоохранения Рязанской области от 5 февраля 2019 г. № 200 // https://minzdrav.ryazangov.ru/documents/acts/normativno-pravovye-dokumenty-ministerstva/?PAGEN_1=2

20 Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 22 февраля 2019 г. № 55-р // http://dvforum. khabkrai.ru/ListDocaspx?C=2

Antimonopoly complains in the system of development

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of competition

2. Belitskaya A. V., Vaipan V. A., Cities

Reference to the article —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *