Концессии в ЖКХ

Концессионное соглашение — соглашение, по которому частный инвестор (Концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать имущество, право собственности на которое принадлежит государству (Концеденту), осуществлять деятельность с использованием этого имущества, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру права владения и пользования этим имуществом.

Разъяснение

Концессионное соглашение позволяет привлекать частные инвестиции в объекты, принадлежащие государству, не прибегая к их приватизации. Суть концессионного соглашения в том, что концессионер (частный инвестор) создает или реконструирует имущество концедента (государства). При этом, концессионер получает на определенный соглашением срок права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления оговоренной деятельности.

Концессионные соглашения — это одна из форм Государственно-частного партнерства.

Концессионные соглашения регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

Концессионное соглашение — это соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ).

Объекты концессионного соглашения

Объектами концессионного соглашения могут быть (ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ):

1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2007 N 332-ФЗ;

9) гидротехнические сооружения;

10) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

 11) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан;

12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

13) объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;

14) объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения;

15) здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений;

16) объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации.

Стороны концессионного соглашения

Стороны концессионного соглашения регулируются ст. 5 федерального закона 115-ФЗ.

Концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. Полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Плата по концессионному соглашению (Концессионная плата)

Концессионная плата регулируется ст. 7 федерального закона 115-ФЗ.

Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

Договор концессии что это

Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата может быть установлена в форме:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

2) установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Концессионным соглашением может предусматриваться сочетание указанныхформ концессионной платы.

Налогообложение концессионных соглашений

Особенности исчисления и уплаты в бюджет НДС при осуществлении операций в соответствии с концессионным соглашением регулируется статьей 174.1. НК РФ.

Налог на прибыль

Доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации не облагаются налогом на прибыль организаций (пп. 37 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата) признается прочим расходом по налогу на прибыль (пп. 10.1. п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Имущество полученное по концессионному соглашению может быть объектом налогообложения (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера (ст. 378.1. НК РФ).

Дополнительно

Государственно-частное партнерство, Муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Внешние ссылки

Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (consultant.ru)

Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки

Раздел 7. ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕСА, РИСКИ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Дивеева А.А. КОНЦЕССИОННАЯ ПЛАТА КАК СУЩЕСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ

Аспирант, Санкт-Петербургский государственный

экономический университет

Научный руководитель: Ефимова Н.Ф. к.э.н., доцент

Государственно-частное партнерство занимает все более существенное место среди инструментов реализации государственной политики в развитии стратегически важных отраслей, в укреплении научно-технического потенциала и в бесперебойном предоставлении  населению публичных благ.

Базовым нормативно-правовым актом федерального уровня для осуществления проектов государственно-частного партнерства стал Федеральный закон «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21 июля 2005 г.

По концессионному соглашению частный инвестор (концессионер) обязуется осуществить вложения в развитие коммунальной и транспортной инфраструктуры, объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта,  и осуществлять деятельность с их использованием, а Российская Федерация, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование – создать условия для реализации концессионного проекта. Концессионеру на срок, установленный соглашением, предоставляются права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Продукция и доходы, полученные в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, но тот в период использования (эксплуатации) объекта соглашения должен вносить концессионную плату.

Одной из причин слабой динамики распространения концессионных отношений, когда особенно со стороны субъектов РФ и муниципальных образований не формируется спрос, а со стороны бизнес-сообщества отсутствует предложение на заключение концессионных соглашений, является крайне слабая методическая проработка вопросов ценообразования в рамках концессионных проектов.

Закон предусматривает, что размер, форма (формы), порядок и сроки внесения концессионной платы являются существенными условиями, которые должно содержать концессионное соглашение, что зафиксировано в его типовой форме.

Допускаются следующие формы концессионной платы:

1) определенные в твердой сумме платежи, вносимые периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

2) установленная доля продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) передача концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Разрешается сочетание указанных форм концессионной платы. Предусматриваться возможность внесения концессионной платы как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации).

Параметры концессионной платы дифференцируются как по отраслевой принадлежности объекта, так и в зависимости от объема передаваемых концессионеру прав собственности, инвестиционных обязательств сторон, разделения рисков между сторонами соглашения, ответственности за различные виды работ (строительство, управление, эксплуатация) и т.д.

Так, если концедент принимает на себя часть расходов на создание (реконструкцию) и использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, то оно может заключаться без концессионной платы.

Концессионная плата не предусматривается и в случае, если производимые концессионером товары (работы, услуги) реализуются по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

Закон допускает плату самого концедента концессионеру, если объектом концессионного соглашения являются автомобильные дороги с инфраструктурой  (пункт 1 части 1 статьи 4) и не предусматривается взимание платы с третьих лиц за создание (реконструкцию) и эксплуатацию этих объектов.

Ценовые параметры входят в число критериев конкурса на  право заключения концессионного соглашения, которые устанавливаются в решении о заключении концессионного соглашения, а концессионер вносит по ним свои конкурсного предложения. В конкурсном предложении для каждого критерия конкурса указывается значение предлагаемого участником конкурса условия в виде числа.

Концессионная плата относится к критериям конкурса, по которым предполагается увеличение в конкурсном предложении его начального значения. Конкурсное предложение каждого участника оценивается отношением разности предложенного значения и наименьшего из значений, содержащихся во всех конкурсных предложениях, к разности наибольшего и наименьшего из значений, содержащихся во всех конкурсных предложениях.

Плата концедента и предельные цены (тарифы) на производимые товары (работы, услуги) с надбавками, напротив, должны в конкурсных предложениях уменьшаться относительно начального значения, а их оценка строится на отношении разности наибольшего из значений, содержащихся во всех конкурсных предложениях, и значения, содержащегося в конкурсном предложении, к разности наибольшего и наименьшего из значений, содержащихся во всех конкурсных предложениях.

Следует сказать, что ценовые параметры являются далеко не единственными критериями проведения конкурса на заключение концессионного соглашения (ст. 24 закона «О концессионных соглашениях). Содержащиеся в конкурсных предложениях условия оцениваются конкурсной комиссией путем сравнения итоговых величин, определяемых как результат суммирования коэффициентов, установленных конкурсной документацией и учитывающих значимость критериев конкурса, умноженных на отношение количества баллов, присвоенных конкурсному предложению, к десяти баллам.

Концессионер несет ответственность перед концедентом за допущенные при создании (реконструкции) объекта нарушения требований концессионного соглашения, технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований к качеству созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения. Он должен безвозмездного устранить нарушения и возместить причиненные убытки, если эти нарушения были существенными. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда, то концессионное соглашение прекращается.

Ценовые параметры концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения по критериям конкурса, могут быть изменены как по соглашению сторон, в следующих случаях:

– установление норм, ухудшающих положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения;

– в течение срока действия концессионного соглашения регулируемые цены (тарифы) с надбавками к ним, по которым концессионер предоставляет потребителям товары (работы, услуги), устанавливаются с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, которые не соответствуют предусмотренным концессионным соглашением;

– происходит замена лица по концессионному соглашению.

Расходы концедента на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения, размер платы концедента по концессионному соглашению могут быть снижены в случае снижения сметной стоимости объекта концессионного соглашения по предложению лица, с которым принято решение заключить концессионное соглашение. Это положение касается только концессионных соглашений, которые исполняется в рамках инвестиционного проекта, включенного в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, и этим концессионным соглашением установлены обязательства концессионера по подготовке проектной документации объекта соглашения.

Реализация в полном объеме предусмотренных приемов установления и изменения ценовых параметров концессионных соглашений будет способствовать распространению практики их заключения в отечественной экономике.

Cборник научных статей студентов и аспирантов
«Бизнес и проблемы долгосрочного устойчивого социально-экономического развития»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2013.

Для цитирования:
Бизнес и проблемы долгосрочного устойчивого социально-экономического развития. Сборник научных статей студентов и аспирантов, вып.

Концессионное соглашение

14/ Под общей редакцией проф. В.В. Тумалева. – СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2013. — 194 с. ISBN 978-5-89751-067-2. Номера страниц статей указаны в содержании.

Концессия – что это такое

Концессия — форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу государственного имущества  на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования.  
Концессия на сегодняшний день является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров.

Основными плюсами концессии являются:

обеспечение для частного инвестора разносторонних гарантий, повышающих возвратность вложенных средств и снижающих инвестиционные риски: гарантия использования метода регулирования, долгосрочных параметров регулирования, фиксация правил регулирования тарифов на момент заключения концессии, гарантия объема выручки,  при изменении нормативных правовых актов;

прозрачность конкурсных процедур и четкие правила формирования условий концессии в процессе конкурса: условия концессии определяются конкурсной документацией и наилучшим конкурсным предложением, победитель определяется на основании ценового критерия —  дисконтированной валовой выручки (суммы тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств);

сохранение имущества в государственной собственности.

Существенными условиями концессии в коммунальной сфере являются:

долгосрочные параметры и метод регулирования тарифов;

задание и основные мероприятия, определяющие обязательства по созданию (реконструкции) объекта соглашения;

предельный размер средств на создание (реконструкцию) объекта соглашения;

плановые значения показателей деятельности концессионера (в том числе показателей качества, надежности и энергоэффективности);

порядок возмещения расходов концессионера, не возмещенных к моменту окончания концессионного соглашения.

В 2014 году по данным Минстроя России  было заключено порядка 115 концессионных соглашений в коммунальной сфере.

В 2015 году по данным единной информационной системы государственно-частного партнерства в России (pppi.u) в процессе подачи заявок на участие в концессионном конкурса находятся 100 концессионных проектов, в процессе подведения итогов конкурса — 149 проектов.

Порядок проведения конкурса и определения победителя:

Концедент обязан согласовать с РЭК метод регулирования и значения долгосрочных параметров, не являющиеся критериями конкурса (размер инвестированного капитала до перехода на метод доходности инвестированного капитала и срок возврата инвестированного капитала).

РЭК также определяет предельные значения критериев конкурса, предельный рост НВВ и предоставляет иные величины и значения, необходимые для расчета прогнозной НВВ.

Концедент оформляет решение о заключении конкурса в котором определяется задание участникам в соответствии со схемами теплоснабжениями, водоснабжения и водоотведения, основные условия концессионного соглашения и критерии конкурса. На основании решения и согласительных процедур с РЭК готовится конкурсная документация, в которой указываются: минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера, значения долгосрочных параметры, не являющиеся критериями конкурса, состояние объекта до передачи в концессию, прогнозные величины, которые используются для расчета прогнозной НВВ и не выступают в последующем условиями концессии, метод регулирования тарифов, предельные значения критериев конкурса, предельный рост необходимой валовой выручки от осуществления регулируемых видов деятельности.

Критериями конкурса являются: предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, объем субсидий концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (если конкурсной документацией предусмотрены такие расходы концедента); объем субсидий концедента на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения; плановые значения показателей деятельности концессионера, долгосрочные параметры регулирования тарифов .

Для оценки конкурсных предложений рассчитывается дисконтированная валовая выручка (сумма тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств). Дисконтированная валовая выручка рассчитывается по единому формату в вычислительной программе, размещенной на сайте torgi.ru.

По вопросам реализации инвестиционных проектов на основе концессионных соглашений обращаться:

119435, город Москва, улица Малая Пироговская, дом 13, строение 1, БЦ «П13»

+7 (499) 558-38-32

invest@gkhrazvitie.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *