Конституц строй

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Наименования Российская Федерация равнозначны.
Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Основной нормой права, в которой закреплен Конституционный строй государства является Конституция.
Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего, он всегда предполагает наличие в государстве конституции.
Решение споров, связанных с конституционным строем государства, как правило, относится к исключительной компетенции специальных органов конституционного контроля (например, конституционных судов), однако в ряде случаев правом толкования конституции наделяется непосредственно законодательный орган.
Необходимыми признаками конституционного строя являются:

  • народный суверенитет — исключительное право народа как основного носителя власти;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви;
  • нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека — права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

Конституционный строй. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй — это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Однако есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма, способ организации которого имеет строго определенные черты, позволяющие считать его конституционным государством.

Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Но для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Следовательно, конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Конституционное право — одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Из книги: Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник /
Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2010. — 608 с.

КНИГИ

67.400
Е61
1479197
Енгибарян, Р. В. Конституционное развитие в современном мире : основные тенденции : / Р. В. Енгибарян ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России ; Междунар. ин-т управления. — Москва : Норма, 2010. — 495 с.
В монографии рассматриваются основные тенденции конституционного развития в современном мире. Анализируется российский и мировой опыт в данной сфере. В центре работы — теория и практика конституционных изменений в разных странах, права человека, политический режим и механизм разделения властей, проблемы судебной реформы.
67.400.5
П60
1468295
Порфирьев, А. И. Национальный суверенитет в правовой природе российского федерализма : монография / А. И. Порфирьев. — Москва : Книгодел, 2009. — 294 с. : портр.
Особое внимание уделяется воздействию процессов глобализации и регионализации на содержание национального и государственного суверенитета. Анализируются проблемы регулирования реализации политического и этнокультурного самоопределения народов в Российской Федерации, а также рассматриваются пути совершенствования законодательства в целях повышения интеграционного потенциала Российской Федерации на постсоветском пространстве.
66.3(2РОС)
П78
1461084
PRO суверенную демократию : [триада русских ценностей, мы и запад, новая российская элита, что такое суверенная демократия : сборник / сост. и авт. предисл. Л. В. Поляков. — Москва : Европа, 2007. — 627 с. : ил.
Круг авторов данного сборника весьма широк: ведущие российские политики, видные региональные лидеры, депутаты Госдумы, авторитетные политические эксперты и политические публицисты. Так что всех имеющих вкус к «политическому» ждет увлекательное чтение.
67.620
Р86
1414877
Румянцев, О. Г. Основы конституционного строя России : понятие, содержание, вопросы становления / О. Г. Румянцев, худож. О. В. Кулагин. — Москва : Юрист, 1994. — 285 с.
Монография О. Г. Румянцева — научное исследование, в котором комплексно, во взаимосвязи рассматриваются вопросы теории и практики российского конституционализма. Автор не уклоняется от обсуждения острых политических аспектов российскогоконституционализма, которые стали в последние годы причиной острой борьбы.
Исследование содержит множество отработанных моделей и развернутых норм, которые могут быть востребованы в ходе дальнейших, более взвешенных преобразований в России.

СТАТЬИ

2. Дурнова, И. А. Народ как субъект защиты основ конституционного строя / И. А. Дурнова // Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2012. — № 1 (30). — С. 98-103. — (Проблемы теории). — Библиогр. в сносках.
Сущность конституционного строя как основополагающей научной категории и одноименного правового института конституционного права Российской Федерации.

3. Дурнова, И. А. Правовой механизм самозащиты основ конституционного строя / И. А. Дурнова // Юристъ — правоведъ. — 2012. — № 3. — С. 87-90. — (Теория и история государства и права). — Библиогр.: с. 90 (18 назв.).
Данная статья — актуальное исследование механизма самозащиты основ конституционного строя Российской Федерации. В ней рассматривается особый порядок изменения положений главы первой Конституции. Подчеркивается наивысшая юридическая сила основ конституционного строя.

5. Зырянов, И. А. Институт политического многообразия в системе конституционного строя России / И. А. Зырянов // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2010. — № 5 (75). — С. 42-45. — (Конституционное право). — Библиогр. в сносках.
Политическое многообразие как самостоятельный институт конституционного строя, который носит комплексный правовой характер. Взаимодействие данного института и других основ конституционного строя.

6. Кабышев, В. Т. Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение / В. Т. Кабышев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2012. — Спец. вып. (85). — С. 39-45. — (Конституционное право). — Библиогр. в сносках.
Место и роль народовластия в системе конституционного строя России. Формы взаимного влияния политики и власти в механизме конституционного регулирования политических отношений

8. Кроткова, Н. В. Взгляды С. А. Котляревского на конституционный строй Российской Империи и Советской России / Н. В. Кроткова // Государство и право. — 2008. — № 3. — С. 73-84. — (Правовая, политическая и религиозная мысль).
В статье анализируются правовые взгляды Сергея Андреевича Котляревского на конституционный строй России. Рассмотрен период с 18 в. до становления его в Советской России.

10. Мачинский, В. М. Основы конституционного строя Российской Федерации / В. М. Мачинский, А. В. Мачинский // Регионология. — 2012. — № 3. — С. 22-36. — (Проблемы федерализма). — Библиогр.: с. 36 (7 назв.).
Дан анализ содержания правового воздействия на отношения в основных подсистемах общества в условиях конституционного строя, совокупности объективных ценностей, правил организации общества, основных начал и институтов государственного строя, находящихся под защитой государства и определяющих его конституционную природу.

11. Фоменко, С. А. О соотношении основ конституционного строя Российской Федерации и основ конституционного строя республик как субъектов Российской Федерации / С. А. Фоменко ; рец. В. В. Гошуляк // Закон и право. — 2013. — № 2. — С. 48-50. — Библиогр. в сносках.
Рассмотрено понятие «основы конституционного строя Российской Федерации» и его соотношение с получившими признание в юридической науке основами конституционного строя республик.

12. Чжэнда, М. Преобразование конституционного строя и развитие правового сознания / М. Чжэнда // Вопросы философии. — 2008. — № 1. — С. 169-172. — (Основные конституционные ценности).
Рассматривается исторический этап общественных преобразований в России и Китае конца XX — начала XXI вв., который на правовом уровне характеризуется совершенствованием конституционного строя и общим развитием правового сознания.

УДК 342.417 ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРжАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ «ЕДИНСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА» Juridical Content of the Constitutional Concept «Unity of Economic Space»

Д. В. Кузовкин — доцент кафедры конституционного и международного права Омского юридического института, кандидат юридических наук

D. V. Kuzovkin — Associate Professor of the Department of Constitutional and International Law, Omsk Law Institute, PhD

Аннотация. Автор статьи рассматривает проблематику единства экономического пространства, его характеристики, изучает элементы и внутрисистемные связи единого экономического пространства.

Ключевые слова: единство экономического пространства, характеристики единого экономического пространства.

Unity of economic space, characteristics of the unified economic space.

Одной из важнейших ценностей экономического строя, закрепленных конституционно (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации), является единство экономического пространства, что особенно важно в условиях федеративного устройства страны и наделения широкой самостоятельностью органов местного самоуправления.

В сфере конституционного права особую актуальность представляют исследования природы единства экономического пространства, его конституционно-правового смысла и значения, содержательных принципов и гарантий обеспечения. Представляет интерес анализ нормативно-правового массива, закрепляющего единство экономического пространства, его внутренних системных связей.

Проблематика единства экономического пространства является настолько многообразной, сложной, в том числе в плане выявления и использования конституционно-правовых средств обеспечения единства экономического пространства страны, что требуется продолжение развернутых исследований указанной проблема-

тики. Тем более что правовое регулирование экономических отношений в россии сверхдинамично, а само единство экономического пространства скорее цель, чем сложившаяся реальность.

До настоящего времени понятие единства экономического пространства (далее — ЕЭП) с должной степенью конкретности не определено ни в Конституции рФ, ни в федеральном законодательстве. С точки зрения Конституционного Суда рФ такая неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и может вести к произволу, а значит, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями1.

1 См., напр.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 27, ст. 2622 ; Кононов А. Принцип определенности правовой нормы в конституционном судопроизводстве // Уголовное право. 1999. № 2. С. 79 ; Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. С. 322, 333.

Вестник Омского юридического института. 2011. № 4 (17)

Подробный всесторонний анализ категории «единство экономического пространства», построенный на основе уяснения заключающих ее понятий (экономика, пространство, территория, единство, целостность), дает основание понимать его как сложную правовую и экономическую систему, задающую определенное качественное состояние экономики страны, отношений в сфере производства, обмена, распределения и перераспределения продукции и услуг. Единство экономического пространства обладает дуализмом содержания, являясь одновременно и системообразующим фундаментальным принципом, закрепленным в Конституции РФ, и самостоятельной системой правоотношений, выражающихся в специфическом правовом состоянии РФ, иных субъектов, находящихся под ее юрисдикцией. Единство экономического пространства как правовое состояние Российской Федерации представляет собой постоянное общее конституционно-правовое отношение, связывающее Российскую Федерацию, ее субъектов, муниципальные образования, хозяйствующих субъектов, индивидов, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.

Системный подход позволяет провести анализ конституционной категории единства экономического пространства и выделить наиболее существенные ее элементы, а также характеризовать правовую природу и значение таких элементов. Представляется, что единство экономического пространства предполагает наличие следующих неотъемлемых характеристик.

1. Единое регулирование экономики (регулирование из одного центра) подразумевает наделение федеральных органов государственной власти наиболее широким кругом полномочий по установлению, изменению экономической системы РФ и обеспечению единого экономического пространства, обеспечение федеральными органами государственной власти РФ стабильности макроэкономического баланса страны. Управление экономикой является процессом чрезвычайно важным для государства, в такой ситуации недопустимо распыление усилий и требуются концентрация и централизация полномочий по экономическому регулированию, что является обоснованным и необходимым условием целостности и суверенитета государства.

2. Единство рамок и принципов регионального, муниципального, корпоративного регулирования заключается в установлении четких пределов и границ управления народным хозяйством на

федеральном уровне и в то же время предоставлении определенного круга прав, полномочий в этой сфере органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, руководству хозяйствующих субъектов. При этом возможности правового воздействия на экономические отношения должны быть по общему правилу равными для субъектов Федерации, муниципальных образований одного уровня, однотипных хозяйствующих субъектов.

3. Установление единых правил и условий экономической деятельности (единство регулирования) предполагает наличие правовых основ единого рынка, финансовой, бюджетной системы, основ антимонопольной политики на федеральном уровне, установление оснований ограничений перемещения товаров и услуг только на основании федерального закона в целях обеспечения безопасности защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств и рабочей силы гарантирует и обеспечивает единство российского внутреннего рынка. Состояние единства экономического пространства само по себе уже предполагает свободу движения товаров, услуг и капитала. Это позволяет укрепить и умножить экономические связи внутри государства, ведет к укреплению экономических основ Федерации.

Условия свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств установлены в ст. 74 Конституции РФ. Данная статья развивает и конкретизирует положения ст. 8 Конституции. В ней более детально определяется, что законодатель понимает под принципом единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также в каких случаях возможны его ограничения.

Свободное перемещение услуг предполагает свободное перемещение рабочей силы, т. к. знания и навыки специалистов являются неотъемлемой частью процесса производства, что предполагает их свободное перемещение и продажу своих способностей как товара или услуги.

5. Ценностные основы ЕЭП. Этот признак предполагает наличие общественно-полезных результатов существования ЕЭП, в том числе перераспределения национальных богатств, благосостояния между богатыми и бедными (гражданами, территориями, предприятиями), поддержку развития малого предпринимательства, антимонопольную политику, защиту отечественного производителя и т. д. Есть бо-

лее фундаментальные конституционные ценности, цели, чем ЕЭП. По отношению к ним ЕЭП выступает в качестве инструментального средства. Среди названных ценностей, целей: а) приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ); б) единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); в) целостность и неприкосновенность территории России (ч. 3 ст. 4). Достижение перечисленных целей осуществляется посредством правового установления единого социально-экономического статуса граждан, основанного на государственных гарантиях достойной жизни каждого гражданина, наличии государственных программ выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ, формировании федеральных фондов регионального развития, социально-ориентированной финансово-бюджетной политики РФ, противодействии монополизму.

6. Единство системы управления экономикой государства предполагает наличие слаженного механизма функционирования государственных органов, экономических служб, осуществляющих свои полномочия в хозяйственной сфере, проводя в жизнь государственную экономическую политику. В данную систему входит Правительство РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, налоговая, антимонопольная службы, ряд других ведомств, чья деятельность непосредственно направлена на регулирование экономических процессов на территории России и имеет одной из своих главных целей обеспечение ЕЭП.

7. Единая управленческая и коммуникационная инфраструктура, включающая, во-первых, единую кредитную систему и единую государственную валюту, учреждаемую и используемую государством как эквивалент определенной стоимости на суверенной территории страны, основы экономики (ст. 75 Конституции РФ), государственную собственность; во-вторых, единое информационное пространство, наличие развитой системы средств распространения и сбора информации, в том числе для государственного регулирования экономических процессов (сбор статистических данных, единство налогового и бухгалтерского учета и т. д.); в-третьих, развитую транспортную систему (железнодорожную, автомобильную, трубопроводную, энергетическую).

Изучение элементов и их внутрисистемных связей приводит к пониманию единства экономического пространства как определенного Конституцией РФ, развивающим ее законодательством

особое правовое состояние системы экономических отношений в РФ в сфере производства, обмена, распределения и перераспределения товаров, услуг и финансовых средств на территории, находящейся под юрисдикцией РФ (государственная территория РФ, исключительная экономическая зона и континентальный шельф), при котором обеспечивается целостность экономики и ее регулирования, а вертикальные и горизонтальные экономико-правовые связи внутри данной системы шире и прочнее (должны быть шире и прочнее), чем ее внешние связи, а также и связи внутри ее отдельных подсистем (российские регионы, экономические районы, муниципальные образования).

В предложенном значении ЕЭП является не действительным состоянием экономической системы страны, а целью-принципом конституционного уровня. Достижение единства экономического пространства предполагает не только и не столько упрочение вертикальных отношений в сфере регулирования экономики, сколько, во-первых, создание единой экономической инфраструктуры в масштабах страны для всех сегментов экономики, во-вторых, развитие, интенсификацию горизонтальных экономико-правовых отношений посредством договорных и т. п. инструментов, в-третьих, обеспечение свободного вступления граждан в экономические отношения.

Единство экономического пространства является не просто декларативным принципом, его реализация обеспечивает достижение важнейшей цели — сохранение государственного единства экономическими средствами, что требует комплексного регулирования экономических и иных отношений конституционными принципами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исследование природы принципа единства экономического пространства дает основание полагать, что закрепление его в качестве основы конституционного строя неслучайно, поскольку он является фундаментальным, определяя содержание вытекающих из него широкого круга конституционных положений, служит интерпретации новых законов, гарантирует защиту равенства правовых условий для экономической деятельности и единый правовой статус граждан. Фундаментальный характер исследованного принципа означает также наличие стройной системы правового регулирования обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, объединяющей правовые нормы различных законодательных актов в конституционно-правовой институт обеспечения единства экономического пространства.

Принята 12 дек. 1993 всенародным голосованием (референдумом). Необходимость принятия новой К. была обусловлена коренными преобразованиями в жизни Российского государства. Суть этих преобразований состоит прежде всего в переходе от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, от авторитарной политической системы к многопартийности, от централизованной власти Советов народных депутатов к разделению властей. К. по‑новому определила основополагающие принципы общественного устройства России. Так, РФ — Россия — провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. К. в качестве основополагающего принципа определяет принцип законности. Суть его состоит в строгом соблюдении требований закона всеми субъектами общественных отношений. К. имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К. и законы. Существенным является провозглашение в К. равноправия и полноправия граждан, а также гарантированность прав и свобод. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» К. перечислены основополагающие права и свободы человека и гражданина, а также гарантии осуществления прав и свобод. Последовательно раскрыт принцип гуманизма, который вытекает из принципа равноправия и полноправия человека и гражданина и означает заботу о человеке, всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. Россия является федеративным и многонациональным государством, поэтому важнейшее значение имеет провозглашение в К. государственного единства. В преамбуле, а также в ряде статей установлено, что суверенитет РФ и верховенство К. распространяются на всю ее территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Гарантируются единство экономического пространства, единство территории, единый государственный язык (русский), единая денежная единица (рубль) и т. д. Новым в российском конституционном законодательстве является принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 и 11 К. : государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии с К. законодательным и представительным органом РФ является двухпалатный парламент РФ — ФС РФ. Он состоит из двух палат — СФ и ГД. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. ГД состоит из 450 депутатов.

К., являясь основным законом государства, регулирует такие важнейшие общественные отношения, как основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и т. д. В ней, таким образом, определены начала всех др. законодательных актов, всех отраслей права. Если любой др. акт содержит положения, противоречащие К., действует К. Важной юридической гарантией стабильности К. является особый порядок ее принятия и изменения. К. относится к так называемому типу «жестких» конституций. Это означает, что порядок ее изменения усложнен. Гл. 9 К. предусматривает, что гл. 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены ФС РФ. Поправки к гл. 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Правовая охрана К. обеспечивается с помощью конституционного контроля. Он относится к ведению РФ. Обеспечение соответствия К. конституций (уставов) субъектов РФ входит в предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Особое место в защите К. и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом К. Обязанность соблюдать и защищать К. входит в содержание присяги Президента РФ. В целях защиты К. формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются СФ по представлению Президента РФ. В решении задач конституционного контроля участвуют и др. государственные органы — Верховный Суд РФ, прокуратура РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством РФ.

В среду 12 декабря 2001 года многие мои соотечественники не пошли на
работу, а съели студню с хреном, выпили немножечко водки, раскраснелись,
захохотали, стали щипать девок, размахивать руками и вообще вести себя
разнузданно и торопливо. Многонациональный русский народ, носитель
суверенитета и единственный источник власти в России, многострадальный
народ, имеющий право избирать и быть избранным, народ, какому
гарантировано образование, лечение и вероисповедание, люди, которым
высшею волей даровано право на счастливую жизнь, охраняемый труд и
оплачиваемый отпуск, праздновали День Конституции. День, когда Закон,
Власть, Родина и Личность сплетаются в таком едином порыве, что не грех
им и побездельничать, и пошалить.

Обстоятельства в этот раз, признаться, лишили меня праздника послушания.
В День Конституции мне пришлось поехать на работу и отдалиться от забот
своей страны. Вообще природная апатичность, узкий кругозор и иллюзорное
мышление давно уже превратили меня в близорукое асоциальное существо,
глядящее с прищуром на власти, государственные порядки и прочие
официальные отправления. Однако обида оттого, что все вокруг
пьянствуют и забавляются, а я, как сирота, прячусь в маленьком
прокуренном помещении, оказалась настолько сильной, что я твердо решил
совершить акт беспримерного гражданского усердия. В голову мне взбрело
сделать то, чего я, к стыду своему, не делал раньше никогда, а именно: я
надумал прочесть Конституцию Российской Федерации. Может быть,
Конституция окажется хотя и безалкогольной, но интересной книгой, —
подумал я. Книгой откровений, мудрости и счастья. Вместе с чеканными
словами основного закона страны праздник войдет и в мою очерствелую
душу, и вселит в меня уверенность в завтрашнем дне. Как не ошибся я в
своих догадках!

Прежде всего, оказалось, что Конституция доступна гражданину, как
воздух, то есть насладиться ею можно совершенно бесплатно. Допустим, по
адресу http://www.gov.ru/main/konst/konst11.html в интернете можно найти
полный текст документа, распечатать его и владеть по усмотрению.
Во-вторых, само по себе чтение документа занимает минут
пятнадцать-двадцать, поэтому описание российских порядков не успевает
надоесть. Быстро двигаясь от раздела к разделу (в Конституции их,
собственно, два — первый и второй), гражданин последовательно получает
от Родины материнскую заботу, урок географии, пищу для острого ума,
иллюстрацию сугубо российского притворства и описание языческих
традиций.

В материнской части Конституции (раздел первый, глава 2: права и свободы
человека и гражданина) сообщается масса интересных, ласковых сведений.
Допустим, пишут, что каждый имеет право на жизнь и свобода принадлежит
ему от рождения. Сообщают также, что мужчина и женщина имеют равные
права и свободы, ничто не может быть основанием для умаления их
достоинства, ни в коем случае не рекомендуют подвергать их пыткам,
насилию, жестокому обращению, а без их согласия не велят ставить на них
медицинские, научные или иные опыты. Наконец, согласно Конституции, все
мужчины и женщины имеют право собираться вместе. Но мирно, без оружия.
При помощи географической части Конституции (глава 3, федеральное
устройство, статья 65) дикий и необразованный человек может пополнить
скудный багаж своих знаний. В списке субъектов федерации кроме
Ивановской и Липецкой областей он может столкнуться со свидетельствами
существования Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, республики
Марий Эл и Еврейской автономной области.

Язвительный ум гражданина найдет себе занятие в четвертой главе
Конституции (президент Российской Федерации). Допустим, подставив в
текст документа вместо слова «президент» фамилию, имя и отчество
действующего президента, негодяй получит следующие забавные строки:
Стаья 81. Владимиром Владимировичем Путиным может быть избран гражданин
Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в
Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может
занимать должность Владимира Владмировича Путина более двух сроков
подряд. Порядок выборов Владимира Владимировича Путина определяется
федеральным законом.

Наконец, перейдя к описанию сущности и функций Федерального собрания и
правительства, любой человек начинает скучать и сомневаться, и правильно
делает. Написано об этом в Конституции так много и подробно, что сразу
понимаешь: это от лукавства. Федеральное собрание и правительство ничего
на самом деле не решают. Вот о местном самоуправлении сообщается более
скупо и весомо, что внушает абсолютное доверие. Пишут, скажем, что
местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение
населением вопросов местного значения. Причем, Конституция разрешает
делать это с учетом исторических и иных традиций. Поскольку исторически
у нашего народа есть только два надежных языческих способа
непосредственного осуществления своей власти на местах — удар по морде и
посылание собеседника на хер — основной закон страны следует искренне
считать образцом государственной мудрости и заботы о человеке.
В сущности, по прочтении Конституции у нормального гражданина должны
отпасть последние сомнения в целесообразности жизни на земле. Может ли
не быть прекрасным государство с такой Конституцией? Может ли страдать
такой народ? Могут ли не лучиться его глаза светом неподдельного счастья?
Не могут — вот правильный ответ.

Отчего ж тогда не так прекрасно и совершенно устроена наша жизнь? —
спросит недалекий читатель. Оттого, — отвечу я ему, — что Конституция
наша почти не применима на практике. Если пользоваться ею, как сборником
тостов («выпьем за то, что каждый может свободно выезжать за пределы
Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую
Федерацию, раздел 1, статья 27″), то это — верный путь к алкоголизму и
распаду личности. Если просто Конституцию читать на досуге, то это рано
или поздно приведет человека к скудоумию и одиночеству. Последовательное
же выполнение каждого ее пункта грозит сумасшествием и заключением под
стражу.

Мир людей не совершенен, что поделаешь. Но есть, похоже, единственный
выход: раз в год, 12 декабря, не ходить на работу, а выпивать немножечко
водки, хохотать и пощипывать гражданок, не подвергая их, разумеется,
насилию, жестокому обращению и иным опытам, не предусмотренным
Конституцией Российской Федерации, основным законом нашей страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *