Конституционно правовой статус ребенка в РФ

О. М. Никулина. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации

УДК (470+571)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О. М. Никулина

Балашовский институт Саратовского государственного университета E-mail: 7-ya@rambler.ru

Современные тенденции развития отечественного законодательства свидетельствуют о том, что ребенок занимает особое положение, он относится к категории особых субъектов права, которые активно выступают в качестве участников в разнообразных правоотношениях. Действующее законодательство Российской Федерации неточно определяет юридическое содержание понятия «ребенок» и неполно устанавливает его правовой статус. В рамках общего правового статуса ребенка, содержание которого составляют его основные права и обязанности и правоспособность, можно выделить специальный и индивидуальный статусы ребенка.

Ключевые слова: Конституция РФ, ребенок, конституционно-правовой статус.

Constitutionally-Legal Status of Child in Russian Federation O. M. Nikulina

Ребенок относится к числу физических лиц, в наибольшей степени подверженных негативному воздействию со стороны общества и государства. Именно поэтому он нуждается в повышенной, по сравнению с другими субъектами права, юридической защите. В силу недостаточного уровня сознания, жизненного опыта, а также ограниченной дееспособности ребенок не имеет реальной возможности защищать свои права столь же эффективно, как взрослый человек. Следовательно, необходимы набор специфических методов и приемов, а также наличие специальных правовых норм для обеспечения механизма реализации и защиты прав и свобод ребенка, адекватных потребностям современного российского общества. В целом этот набор должен быть объединен в единый конституционно-правовой статус ребенка.

Исследование проблем конституционно-правового статуса детей обусловлено рядом причин объективного характера:

во-первых, состоянием современной правовой науки, в которой практически отсутствуют фундаментальные теоретические разработки, положения относительно конституционно-правового статуса ребенка;

во-вторых, процессом стремительного изменения в последние годы законодательства, направленного на регулирование отношений с участием детей, что привело к появлению большого числа нормативных актов, часть которых по содержанию оказалась довольно противоречивой;

в-третьих, вниманием государства к детям, решению многих их проблем, что обусловлено значимой ролью несовершеннолетних как социально активной группы населения страны.

Поэтому необходима общая теоретическая платформа, выработка единых определений понятий — и прежде всего «конституционно-правового статуса» ребенка. Прежде чем рассматривать конституционно-правовой статус ребенка, необходимо определить, что представляет собой ребенок с юридической точки зрения.

Этимологически слово «ребенок» имеет два значения: ребенок — маленький мальчик или маленькая девочка; сын или дочь (до отроческого возраста)1. Ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия).

В п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации «ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)». Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, по общему правилу, не влияет на возможность рассматривать его в качестве ребенка.

Гражданское законодательство Российской Федерации различает — по объему дееспособности — детей до 6 лет, от 6 до 14 и от 14 до 18 лет. Это говорит о том, что ребенок может стать полностью дееспособным и до 18 лет (при заключении брака, в установленном порядке при эмансипации), но это не означает потери личных неимущественных прав, например возможности жить в семье.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что действующее законодательство Российской Федерации не только неточно определяет юридическое содержание понятия «ребенок», но и неполно устанавливает его правовой статус.

Международная Конвенции ООН «О правах ребенка»2 устанавливает, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше. Таким образом, международный правовой акт, в отличие от российского законодательства, не делает различий между ново-

© Никулина О. М., 2011

рожденным, малолетним и несовершеннолетним ребенком. В последующих статьях Конвенции вопрос о возрасте ребенка возникает только в случае установления запрета на применение смертной казни и пожизненного заключения для лиц моложе 18 лет (ст. 37) и в случае установления запрета на участие в военных действиях и в призыве на военную службу лиц моложе 15 лет (ст. 38). Мы видим, что подход к вопросам возраста ребенка у российского законодателя и международного сообщества принципиально различен: первый использует недостижение ребенком определенного возраста как средство ограничения его прав, а второе — как средство установления дополнительных гарантий для их реализации.

Теперь перейдем к анализу конституционно-правового статуса ребенка, закрепленного нормами действующей Конституции РФ. Заметим, что из 49 статей, включенных в главу «Права и свободы человека и гражданина», термины «ребенок», «дети» в прямой постановке употребляются в трех статьях. Указанные три статьи касаются принципиальных для определения правового статуса ребенка вопросов — заботы о детях (ст. 38), социальной защиты детства (ст. 39) и получения образования (ст. 43). В остальных статьях данной главы дети не подразумеваются в составе субъектов регулируемых правоотношений, упоминаемых как «гражданин» и «каждый». Однако, на наш взгляд, в некоторых статьях Основного закона ребенок как самостоятельный субъект правоотношений все же должен быть упомянут.

Так, ст. 7 Конституции РФ определяет социальное государство как субъект, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В данном случае имеется в виду любой человек, в том числе и ребенок. В ч. 2 рассматриваемой статьи раскрывается конкретный механизм, направленный на реализацию социальной политики российского государства, а также в ней указывается на обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. В этой же статье социальная поддержка детей неразрывно связывается с поддержкой семьи, материнства и отцовства. Для большинства фактически существующих отношений это верно. Однако нельзя не учитывать возможных исключений: социального сиротства, безотцовщины, негативного отношения родителей к своим детям и т. д.3 Для того чтобы избежать возможных негативных последствий, отмеченных выше, следует придать ребенку статус самостоятельного субъекта социальных отношений, возложив ответственность за его благополучие, помимо родителей, на общество и государство.

Таким образом, концепция автономии правового статуса человека, его прав и свобод, включение в Конституцию РФ главы о гражданском обществе и выделение в ней семьи как самостоятельного конституционно-правового института призваны способствовать формированию

конституционно-правового статуса ребенка как самостоятельного правового института.

«Конституционно-правовой статус ребенка» — понятие, которое имеет различное наполнение и звучание в теории права и практике его применения. На конституционно-правовой статус ребенка влияет ряд факторов:

— формирование в России государственной политики в интересах детей и как части ее государственной семейной политики;

— изменение приоритетов в распределении функций по воспитанию детей между государством и родителями;

— ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка, что влечет необходимость анализа объема и содержания соответствующих норм в российском законодательстве.

Несмотря на то что понятие «конституционно-правовой статус ребенка» уже длительное время составляет предмет различных исследований, сущность и значимость его не раскрыты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо различать термины «конституционно-правовой статус ребенка» и «правовое положение ребенка». Первое понятие значительно более широкое, выражающееся в определенном объеме потенциально принадлежащих ребенку субъективных прав и свобод. Понятие «правовое положение ребенка» имеет философский, юридический и экономический аспекты.

Конституционно-правовой статус представляет собой ядро правового регулирования, определяет его направление, имеющее конкретные цели. Правовое положение ребенка, в свою очередь, имеет особый смысл, так как его обладатель еще не в состоянии осознать своих потребностей и интересов.

На протяжении всего развития отечественного законодательства появлялись различные подходы к определению понятия «конституционно-правовой статус ребенка». Действующее законодательство рассматривает данный статус сквозь призму конституционных норм, определяющих статус ребенка в Российской Федерации.

Как известно, любое понятие складывается из определенных структурных элементов, составляющих его внутреннее содержание. Так, Н. И. Матузов включает в содержание правового статуса следующие элементы: правовые нормы, праводееспособность, общие для всех права и обязанности, гарантии прав и обязанностей, их единство, гражданство, ответственность, принципы, правоотношения общего характера, а также охраняемые законом интересы4.

Из перечисленных структурных элементов в конституционно-правовом статусе ребенка можно выделить основополагающие, характеризующие его содержание, — права и обязанности ребенка. Акцентирование внимания на указанных структурных элементах позволяет рассматривать конституционно-правовой статус ребенка как целое, единое понятие.

Научный отдел

О. М. Никулина. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации

В рамках конституционно-правового статуса ребенка, содержание которого составляют его основные права и обязанности и правоспособность, целесообразно выделять специальный и индивидуальный статусы.

Необходимость выделения общего статуса ребенка объясняется рядом обстоятельств и связана с особым положением детей в российском законодательстве. Специфичность правового положения ребенка обусловлена определенными причинами объективного характера, главная из которых — глобальное изменение законодательства, посвященного детям, — в результате чего его правовой статус существенно изменился, трансформировался.

Иными словами, сфера общественных отношений, регулируемых тем или иным нормативным правовым актом, так или иначе отражается на содержании конституционно-правового статуса ребенка, указывает на разноотраслевую природу правоотношений с его участием.

Обоснованием для выделения общего правового статуса детей является их личностная характеристика (возраст, состояние здоровья, семейная обстановка и др.). Более того, в содержании общего статуса ребенка необходимо учитывать и тенденции развития смежных наук, таких как медицина, психология, педагогика, влияние которых очень велико, поскольку статус несовершеннолетних предполагает оценку норм не только правового характера.

Очевидно, что дееспособность ребенка и дееспособность совершеннолетнего гражданина отлична по своему объему даже в рамках одной отрасли права, например гражданского.

Общий правовой статус ребенка является определенной предпосылкой, условием для формирования его специального правового статуса. Содержание общего статуса несовершеннолетнего предопределяет специфику реализации отдельных правомочий ребенка в разноотраслевых правоотношениях. Наличие общих прав и обязанностей, составляющих содержание общего статуса детей, влияет на содержание специального статуса ребенка, направленного на реализацию конкретных правомочий несовершеннолетнего субъекта.

Если общий правовой статус ребенка означает предоставление равных, одинаковых для всех категорий детей возможностей, то специальный и индивидуальный статусы должны отражать специфику, особенности правового положения ребенка по сравнению с другими категориями детей. Применение конструкции «специальный правовой статус» позволило бы четче, конкретнее определить особое правовое состояние ребенка, его правовое положение в обществе на данный период времени.

Выделение специального статуса ребенка, наряду с общим, его теоретическое обоснование предполагают решение вопроса относительно на-

личия у субъекта специальной правоспособности, определения момента ее возникновения. Содержание специального правового статуса ребенка не ограничивается только наличием специфических прав и обязанностей, к числу существенных элементов следует относить и специальную правоспособность.

В качестве предложений, направленных на решение первоочередных проблем формирования и укрепления статуса ребенка как специального субъекта правоотношений, следует указать на необходимость разработки четкого механизма установления социального благополучия ребенка. Поэтому здесь предлагается взять за основу два принципа. Первый — универсальный подход в определении критериев, то есть каждый критерий должен подходить к детям любого возраста независимо от пола, физических данных и прочих признаков. Второй — среднестатистический уровень российской семьи, в которой воспитывается ребенок (воспитываются дети). Семью как естественную и наиболее благоприятную среду для жизнедеятельности ребенка определим как отправную, нулевую точку для формирования критериев (индикаторов). Поэтому положение (благополучие) ребенка-сироты (ребенка, оставшегося без попечения родителей), воспитывающегося в учреждении интернатного типа, по всей видимости, необходимо оценивать по иным формальным критериям (индикаторам), которые могли бы стать предметом отдельного изучения.

Если подвести итоги, то можно выделить следующие признаки ребенка, отличающие его как специального субъекта правоотношений.

Во-первых, период детства имеет временные границы. Соответственно и правовой статус ребенка ограничен временем: в российском праве он существует с момента рождения до достижения человеком совершеннолетия. Во-вторых, несмотря на правоспособность ребенка, которой он обладает фактически с момента рождения, его возможности по реализации установленных законодательством прав и свобод крайне ограничены физиологической и социально-психологической беспомощностью, полной либо частичной личной, правовой и социальной зависимостью от родителей и низкой гарантированностью и обеспеченностью правовой регламентации, являющейся во многих случаях декларативной. В одних случаях причиной этому служит несовершенство правовой базы, в других — отсутствие реальных условий, обеспечивающих защиту прав ребенка. Например, в России отсутствует система специальных учреждений, куда мог бы обратиться ребенок любого возраста, чтобы получить хотя бы временное убежище и правовую помощь

Приведенные выше и иные связанные с ними признаки, характеризующие ребенка как субъекта правоотношений, свидетельствуют о сниженной правовой защите его основных прав и свобод, отсутствии реального механизма их

Право

обеспеченности, несовершенстве и декларативности законодательной базы, регламентирующей круг правоотношений, очерченный исследуемой нами проблемой.

Сегодня в нашей стране юридические нормы, регламентирующие правовой статус ребенка, «разбросаны» по различным отраслям права — семейного, гражданского, финансового, социального обеспечения, трудового, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, налогового и др. В этих условиях неизбежно возникают коллизии, пробелы в нормативно-правовой базе, регулирующей систему взаимоотношений, где субъектом выступает ребенок.

Таким образом, особенность конституционно-правового статуса ребенка вызвана тем, что дети представляют собой наиболее сложную и уязвимую категорию, поскольку, изначально имея равные права с остальными, фактически обладают гораздо меньшими возможностями для их реализации. Помимо обязательных элементов

правового статуса, ядро которых составляет система прав, свобод и обязанностей, конституционно-правовой статус ребенка должен включать в качестве обязательных элементов социально-экономические, политические, идеологические и юридические гарантии его реализации.

Примечания

1 Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева . М., 1983. С. 453.

2 Конвенция ООН «О правах ребенка» // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. ХЬУГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Парламентский проект Конституции РФ (ст. 72) возлагал на государство и общество обязанность по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощрял благотворительную деятельность по отношению к детям, которая никак не может исходить от государства.

4 См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. М., 2004. С.184.

УДК 340.1:343.326

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

А. П. Рогов

Саратовская государственная юридическая академия E-mail: rogov_alexandr@list.ru

В статье анализируются проблемы государственного принуждения в правовом государстве в качестве основного метода управления. Автор, используя исторический метод, демонстрирует практику применения принуждения в Российском государстве. Указывается, что в условиях современного государства принудительные меры могут быть использованы в нескольких ипостасях, в частности в качестве средства преодоления социального конфликта и борьбы с терроризмом. Предлагается несколько аргументов, обосновывающих необходимость принуждения в современном правовом государстве.

Ключевые слова: правовое государство, принципы, государственное принуждение, власть, право, национальная безопасность, метод управления.

Legal State and State Compulsion A. P. Rogov

В большинстве современных государств уже давно реализуется идея правового государства, но степень ее претворения на практике различна: одним государствам удалось больше сделать в этом направлении, другим — меньше; одни вплотную приблизились к моменту наиболее полного воплощения обозначенной идеи в жизнь, другие только начали движение к правовому государству. Однако, несмотря на несовпадение показателей реализации политического идеала, все они сталкиваются с рядом общих для них проблем, например в каких сферах и пределах использовать государственные возможности, как реорганизовать власть, чтобы повысить ее состоятельность и эффективность, уменьшить или увеличить влияние государства на экономику, совершенствовать государственное управление и т. д.

Подобные вопросы возникают и в российской государственно-правовой политике. Однако способы их решения отличаются некоторыми особенностями, обусловленными широким спектром факторов. Одним из них является до сих пор существующая неопределенность с вариантом модели правового государства и, как следствие, с выбором методов государственного управления обществом. В процессе преодоления указанной неопределенности важно помнить, что придание

УДК 342:341.231.14
М.И. РОГОВА,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России
В статье рассматривается вопрос о конституционно-правовом статусе ребенка в Российской Федерации. Особое внимание уделено законодательно закрепленным способам приобретения ребенком гражданства Российской Федерации.
Ключевые слова: конституционно-правовой статус ребенка, ребенок, гражданин, гражданство Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус ребенка особо не закреплен в Конституции РФ. Ребенок в нашей стране обладает конституционно-правовым статусом гражданина. Он имеет права, свободы, обязанности, ему даны гарантии их реализации. Однако в силу неполной правоспособности ребенок пользуется своими правами и исполняет свои обязанности не так, как взрослый гражданин. Согласно отечественному конституционному законодательству ребенок пользуется особым покровительством государства и общества. Государство защищает интересы ребенка не просто как такового, а в системе особо охраняемых правоотношений — материнство, семья, воспитание и образование.
К примеру, права человека проистекают из его природы, а права гражданина — из прав и обязанностей, устанавливаемых государством, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека присущи всем людям независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя права, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).
Вследствие того что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов Российской Федерации лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные их гарантии.
Как уже было отмечено, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями.
Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов (ст. 15 Конституции РФ). Помимо этого статьи 44, 57, 58 Конституции РФ устанавливают, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; закрепляют обязанность платить законно установленные налоги и сборы; обращают внимание, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Нельзя не отметить вторичность юридической ответственности по отношению к обязанностям: без обязанности нет ответственности.
И наоборот, за неисполнение обязанности наступает ответственность, таким образом, это послестатусный элемент. Гарантии (средства) могут быть социально-экономическими, политическими, духовно-психологическими (нравственными) и организационно-техническими. Обязанность гарантировать права и свободы — основная функция государства, его органов и соответствующих должностных лиц. В установленных законом случаях эти функции
возлагаются и на общественные объединения (ст. 46 Конституции РФ).
Правовой статус ребенка является важнейшим институтом, при помощи которого регулируются и определяются способы, меры воздействия и пределы вмешательства государства в личную сферу семьи и детства, возможность участия ребенка в жизни общества, устанавливаются юридические и иные гарантии защиты и реализации его прав и свобод.
Правовой статус — это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения человека и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи.
На современном этапе правовая база российского законодательства в данной сфере правоотношений представляет собой недостаточно совершенный и качественный по своему содержанию, хотя и довольно широкий, спектр нормативных правовых документов, посвященных регламентации тех вопросов, которые следует решать в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка.
Необходимость детального изучения правового статуса ребенка, определения его понятийного аппарата, структуры и элементов обусловлена прежде всего практической значимостью этого института. В особой степени это проявилось в современных условиях развития российской государственности, когда Конституция РФ возвела на высший нормативный уровень новые правовые идеи, принципы, задачи и цели государственного и общественного развития.
В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите и гарантиях детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и обладает правами и свободами, присущими любому гражданину России.
Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь человека с российским государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, ответственности друг перед другом. Российским гражданином является лицо, которое имеет документальное подтверждение своей принадлежности к гражданству Российской Федерации. Соответственно негражданин — это иностранец, проживающий не в той стране, в которой он родился.
Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина. В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права.
Конституционно-правовой статус ребенка отправной точкой имеет институт гражданства. В нем особенно отчетливо проявляется забота государства о ребенке, о том, чтобы каждый юный человек с рождения мог реализовать свое право быть гражданином. Причем нужно отметить: ребенком в Российской Федерации признается лицо до 18 лет.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.
Для приобретения или прекращения гражданства ребенком в возрасте от 14 до 18 лет
необходимо его согласие. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства он станет лицом без гражданства.
Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
В гражданство Российской Федерации принимается в упрощенном порядке ребенок, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства:
а) один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;
в) ребенок, над которым установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.
Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
Закон о гражданстве регламентирует также вопросы изменения гражданства ребенка при прекращении или приобретении гражданства родителями, при усыновлении (удочерении), при установлении опеки или попечительства.
Ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при
условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, ребенок, проживающий на территории России, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
Если один из родителей, приобретающих гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой — лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.
Ребенок, над которым установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.
Ребенок, находящийся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок.
Ребенок, над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.
Ребенок, который является гражданином Российской Федерации и над которым установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.
Принимаемые в области регламентирования конституционно-правового статуса ребенка законы следует нацеливать на решение задач не только сегодняшнего дня, но и на ближайшую перспективу. Во всяком случае, новые подзаконные акты не должны тормозить развитие цивилизованных отношений, связанных с правильно понимаемой и имеющей приоритетное значение защитой прав ребенка, а также противоречить международным нормам. Вот почему нужно поднимать вопрос о развитии законотворческой и правоприменительной деятельности, ориентированной исключительно на ребенка. Причем рассматривать конкретные положения, связанные с защитой прав ребенка, следует не абстрактно, а в прямой связи с правоприменительной практикой.
Большим упущением со стороны законодателя можно считать недостаточную разработку вопроса о защите прав ребенка-иностранца, оказавшегося без семьи на территории России. Правда, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Однако для защиты прав ребенка-иностранца этого мало. Отсутствие соответствующей правовой нормы оставляет детей-иностранцев на произвол судьбы, служит основанием для отказа от его устройства в российскую семью и в детское учреждение.
По данным милицейских сводок, начиная с 90-х годов ХХ века наблюдается ежегодный рост числа преступлений против детей, список видов подобных преступлений также расширился.
Сегодня халатное отношение родителей к своим родительским обязанностям приводит к тому, что дети действительно с малолетства оказываются предоставлены сами себе. И именно они чаще всего становятся объектами преступления.
Винить всех родителей, чьи дети без присмотра гуляют по улицам, ни в коем случае нельзя: есть родители, которые и рады бы обеспечить контроль и защиту своему ребенку, но возможности такой у них просто нет. Бесплатно организовать досуг ребенка сегодня в России стало невозможно. Есть единичные федеральные и региональные программы, направленные и на создание бесплатных спортивных секций и кружков, и на образование детей из малообеспеченных семей.
В связи с этим вину за то, что дети ежедневно оказываются фактически в экстремальных условиях, несут как родители, которые подчас просто не занимаются их воспитанием, так и государство. В первом случае власть не пытается обязать родителей отвечать за своих детей, во втором — не помогает мамам и папам, поставленным реформами государства на грань нищеты, воспитывать граждан, которые будут работать на это самое государство, защищать его границы и платить налоги.
Литература
Ануфриев В.А. Социальный статус и активность личности. — М., 1984.
Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2001.
Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Документы ООН. — М., 1996.
Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад.
Б.Н. Топорнина. — М., 1997.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Россий-
ской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *