Конституционный суд республики Крым

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина О.С. Афоничева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.С. Афоничев оспаривает конституционность частей 3 и 4 статьи 21 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в соответствии с которыми до создания адвокатской палаты Республики Крым и адвокатской палаты города федерального значения Севастополя адвокатская деятельность может осуществляться лицами, имеющими статус адвоката и право на осуществление адвокатской деятельности в соответствии с законодательством Украины или нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым или города федерального значения Севастополя; адвокаты Республики Крым и адвокаты города федерального значения Севастополя осуществляют адвокатскую деятельность при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства Российской Федерации, их соответствия требованиям, предъявляемым к адвокатам законодательством Российской Федерации об адвокатуре, и обязательного членства в адвокатской палате Республики Крым или адвокатской палате города федерального значения Севастополя.

Как следует из представленных материалов, постановлениями судов общей юрисдикции удовлетворены требования территориального управления Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании с заявителя, зарегистрированного в качестве плательщика страховых взносов — адвоката, задолженности по страховым взносам и пени, а также отказано в удовлетворении встречных требований о признании незаконной регистрации О.С. Афоничева в качестве плательщика страховых взносов.

При этом заявитель ссылался на то, что не принимал присягу адвоката в Российской Федерации и не осуществлял адвокатскую деятельность, однако суды установили, что заявитель обратился в территориальное управление Министерства юстиции Российской Федерации с заявлением о включении его в региональный реестр адвокатов, сдал экзамен на знание законодательства Российской Федерации, после чего были внесены соответствующие сведения в реестр и ему выдано удостоверение адвоката. Впоследствии статус адвоката О.С. Афоничева прекращен в связи с отсутствием в установленные сроки в адвокатской палате сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования.

По мнению заявителя, части 3 и 4 статьи 21 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» не соответствуют статьям 30, 34 и 37 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют принудительно, без волеизъявления гражданина, предоставлять ему статус адвоката Российской Федерации и возлагать на него соответствующие обязанности.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов с даты его подписания, т.е. с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2). С той же даты и до 1 января 2015 года в соответствии со статьей 6 данного Договора и статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в новых субъектах Российской Федерации действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Одно из направлений такой интеграции — обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи путем организации адвокатской деятельности на территории новых субъектов Российской Федерации, конечной целью которого являлся переход к адвокатской деятельности, осуществляемой в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». С тем чтобы обеспечить в рамках этого перехода стабильность правового положения адвокатов и граждан, заинтересованных в получении квалифицированной юридической помощи, в максимальной степени, избежать пробелов, затрудняющих реализацию их прав, необходимы были законодательные гарантии, которые позволяли бы гражданам реализовать соответствующие права. Исходя из этого, федеральный законодатель предусмотрел создание адвокатских палат новых субъектов Российской Федерации и правила деятельности адвокатов в течение переходного периода.

Так, статьей 21 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» были предусмотрены гарантии прав адвокатов, имевших статус адвоката и право на осуществление адвокатской деятельности в соответствии с законодательством Украины или нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым или города федерального значения Севастополя, заключающиеся в предоставлении им возможности продолжить ведение профессиональной деятельности при соблюдении определенных условий.

В любом случае приобретение статуса адвоката в переходный период было связано с волеизъявлением самого гражданина и соблюдением им ряда условий, требующих совершения определенных действий, направленных на приобретение этого статуса (в том числе сдачи экзамена на знание законодательства Российской Федерации, а также включения его в соответствующий реестр). Кроме того, адвокат не лишен права отказаться от ведения профессиональной деятельности и инициировать прекращение статуса адвоката.

С учетом изложенного оспариваемое законодательное регулирование, направленное на обеспечение прав граждан, а не на их ограничение, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права в указанном в жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Афоничева Олега Станиславовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 20 марта 2008 года N 35

Об органах судейского самоуправления

(В редакции Законов КР от 13 июня 2011 года N 38, 25 июня 2016 года N 89, 5 августа 2016 года N 165)

Настоящий Закон определяет основные принципы организации и деятельности органов судейского самоуправления, устанавливает их правовой статус.

Статья 1. Судейское самоуправление

  1. Судейское самоуправление — это организация судейского сообщества, решающая вопросы внутренней деятельности судов через свои органы.
  2. Судейское самоуправление основывается на принципах коллегиальности, единства статуса судей, гласности, независимости судебной власти, выборности, сменяемости и подотчетности лиц, избранных в органы судейского самоуправления.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года N 38)

Статья 2. Судейское сообщество

  1. Судейское сообщество состоит из всех судей Кыргызской Республики. Судьи являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи.
  2. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу и с его согласия до прекращения отставки может привлекаться к работе в органах судейского сообщества.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года N 38)

Статья 3. Законодательство о судейском самоуправлении

Организация, компетенция и порядок деятельности органов судейского самоуправления в Кыргызской Республике определяются Конституцией Кыргызской Республики, конституционными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, являющимися составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года N 38)

Статья 4. Органы судейского самоуправления

  1. Органы судейского самоуправления осуществляют функции в пределах полномочий, установленных настоящим Законом, для выражения и защиты интересов судей как носителей судебной власти.
  2. Органами судейского самоуправления являются:

1) съезд судей Кыргызской Республики (далее — съезд судей);

2) Совет судей Кыргызской Республики (далее — Совет судей);

3) собрание судей Кыргызской Республики (далее — собрание судей).

  1. Порядок формирования и деятельности органов судейского самоуправления и их взаимоотношения определяются съездом судей Кыргызской Республики.
  2. Лица, избранные в органы судейского самоуправления, осуществляют свою деятельность на общественных началах.
  3. Деятельность съезда судей и Совета судей регулируется их регламентами.
  4. По обсуждаемым вопросам органы судейского самоуправления принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок.
  5. По истечении срока полномочий Совета судей его полномочия сохраняются до проведения очередного съезда судей.
  6. Органы судейского самоуправления не могут вмешиваться в деятельность по отправлению правосудия.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года N 38)

Статья 5. Основные задачи органов судейского самоуправления

Основными задачами органов судейского самоуправления являются:

— защита прав и законных интересов судей;

— содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

— представление интересов судей в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, общественными объединениями и международными организациями;

— обеспечение выполнения судьями требований безупречности поведения судей.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года N 38)

Статья 6. Съезд судей

  1. Съезд судей является высшим органом судейского самоуправления.
  2. Съезд судей созывается один раз в три года по решению Совета судей, который устанавливает дату, время и место проведения съезда. Внеочередной съезд судей созывается по решению Совета судей или по инициативе не менее одной трети всех судей Кыргызской Республики.

(Абзац второй утратил силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года N 38)

  1. Съезд судей считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее половины от общей численности судей Кыргызской Республики.
  2. Председательствует на съезде судей Председатель Совета судей, а в случае его отсутствия — заместитель Председателя.
  3. Решение съезда принимается большинством голосов от числа присутствующих, если съездом не установлен иной порядок принятия решений.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года N 38)

Статья 7. Полномочия съезда судей

  1. Съезд судей:

— утверждает Регламент съезда судей, Регламент Совета судей и другие акты, регулирующие деятельность органов судейского самоуправления;

— определяет основные направления политики судебной ветви власти и ставит задачи перед Советом судей, направленные на обеспечение независимости судов, а также защиту прав, законных интересов судей;

— одобряет проект концепции судебной реформы;

— утверждает Кодекс чести судьи;

— обсуждает проблемы судебной практики и совершенствования законодательства;

— принимает обращения от имени судейского сообщества к государственным органам и органам местного самоуправления, их должностным лицам, общественным объединениям и гражданам Кыргызской Республики;

— избирает членов Совета судей;

— заслушивает отчет Совета судей;

— решает другие вопросы судейского сообщества.

  1. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года N 38)
  2. Решения съезда судей имеют обязательный характер для членов судейского сообщества.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года N 38)

Статья 8. Организация Совета судей

  1. Совет судей является выборным органом судейского самоуправления, действующим в период между съездами судей, проводящим политику высшего органа судейского самоуправления. Совет судей подотчетен съезду судей.
  2. Совет судей избирается съездом судей большинством голосов от числа судей, присутствующих на съезде.
  3. Совет судей формируется в составе пятнадцати членов, избираемых из числа членов судейского сообщества сроком на три года, с учетом гендерного представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола.

Предложения по кандидатурам в члены Совета судей вносятся на рассмотрение съезда судей собраниями судей. В состав кандидатов наряду с судьями местных судов могут быть включены не более трех судей Верховного суда и одного судьи Конституционной палаты Верховного суда.

При формировании нового состава Совета судей съезд судей принимает во внимание необходимость обеспечения преемственности в работе Совета судей.

  1. Организационное, техническое, материальное, финансовое и методическое обеспечение деятельности Совета судей осуществляется уполномоченным государственным органом, обеспечивающим деятельность местных судов (далее — уполномоченный орган).
  2. Руководство Советом судей осуществляет Председатель, а в его отсутствие — заместитель Председателя. Член Совета судей не может быть избран на должность Председателя Совета судей или его заместителя более двух сроков подряд.
  3. В Совет судей не могут входить председатели и заместители председателей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда и местных судов, а также судьи, входящие в состав Совета по отбору судей.
  4. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года N 38)
  5. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года N 38)
  6. Совет судей созывается по мере необходимости, но не реже чем четыре раза в год.
  7. В зависимости от объема выполняемой в Совете судей работы для члена Совета судей по письменному предложению Председателя Совета судей уменьшается нагрузка по основному месту работы в соответствующем суде.

(В редакции Законов КР от 13 июня 2011 года N 38, 25 июня 2016 года N 89)

Статья 9. Полномочия Совета судей

  1. Совет судей осуществляет свою деятельность на основе Конституции, законов Кыргызской Республики и Регламента Совета судей.
  2. Совет судей:

— осуществляет меры, направленные на защиту прав и законных интересов судей Кыргызской Республики;

— осуществляет контроль за формированием и исполнением бюджета судов;

— рассматривает вопросы о привлечении судей к дисциплинарной ответственности;

— созывает съезд судей;

— осуществляет координацию работы по практической реализации судебной реформы;

— изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского самоуправления, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;

— осуществляет экспертизу проектов законов, иных нормативных и ненормативных актов, касающихся деятельности судов и судей;

— представляет интересы судей в отношениях с другими государственными органами и общественными объединениями;

— осуществляет взаимодействие с органами судейского сообщества других государств, международными организациями, а также со средствами массовой информации;

— запрашивает у государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц сведения и документы, необходимые для его деятельности;

— осуществляет организацию повышения квалификации судей, работников аппаратов судов и уполномоченного органа, обучения претендентов на должности судей местных судов;

— рассматривает иные вопросы, направленные на развитие судейского сообщества;

— заслушивает отчет уполномоченного органа по исполнению бюджета судебной системы в соответствующей части;

— заслушивает годовые отчеты руководителей уполномоченного органа и Высшей школы правосудия при Верховном суде (далее — Высшая школа правосудия) о деятельности уполномоченного органа и Высшей школы правосудия;

— утверждает нормативы оплаты труда преподавательского состава Высшей школы правосудия;

— осуществляет контроль качества обучающего процесса в Высшей школе правосудия;

— утверждает составы комиссий Совета судей, разрабатывает и утверждает положения о них;

— вносит представление Президенту о присвоении квалификационных классов судьям Кыргызской Республики;

— избирает одну треть состава Совета по отбору судей;

— проводит в обязательном порядке проверку опубликованных в средствах массовой информации сведений о небезупречном поведении судьи;

— вносит Президенту предложение для последующего внесения представления в Жогорку Кенеш о досрочном освобождении от занимаемой должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда;

— вносит Президенту предложение по отстранению и освобождению от должности судьи местного суда;

— дает согласие на привлечение судьи к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

— дает согласие на назначение и освобождение от должности руководителя уполномоченного органа, Высшей школы правосудия;

— избирает членов Дисциплинарной комиссии при Совете судей и утверждает положение о ее деятельности;

— устанавливает перечень обстоятельств, отягчающих или смягчающих дисциплинарную ответственность судей;

— определяет порядок проведения жеребьевки по избранию членов Дисциплинарной комиссии при Совете судей от гражданского общества;

— определяет основание и порядок принятия решения о даче согласия либо об отказе в даче согласия на привлечение судьи к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

Совет судей обладает иными полномочиями, предусмотренными законами Кыргызской Республики.

  1. Совет судей правомочен принимать решения коллегиально в составе не менее чем двух третей членов Совета судей большинством голосов от общего числа членов Совета судей.

(В редакции Законов КР от 13 июня 2011 года N 38, 25 июня 2016 года N 89, 5 августа 2016 года N 165)

Статья 10. Председатель Совета судей и его заместитель

  1. Совет судей из своего состава избирает председателя Совета судей и его заместителя сроком на один год.
  2. Председатель Совета судей:

1) созывает Совет судей и руководит его работой в соответствии с Регламентом Совета судей;

2) определяет полномочия заместителя председателя Совета судей;

3) подписывает решения, принятые Советом судей;

4) представляет Совет судей в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в общественных объединениях, средствах массовой информации, а также при осуществлении международного сотрудничества;

5) организует рассмотрение жалоб и иных материалов, поступивших в Совет судей, распределяет их между членами Совета судей и поручает им подготовку материалов к заседанию Совета судей.

  1. Полномочия председателя Совета судей и его заместителя прекращаются по истечении срока, на который они были избраны.

Полномочия председателя Совета судей и его заместителя прекращаются также в случае досрочного освобождения от должности, прекращения полномочий в качестве судьи Кыргызской Республики.

  1. В случае отсутствия председателя Совета судей его полномочия исполняет заместитель председателя, а в случае отсутствия и заместителя председателя Совет судей своим решением может возложить временное исполнение обязанностей председателя на одного из членов Совета судей.
  2. Жалобы и обращения по вопросам, не входящим в компетенцию Совета судей, возвращаются заявителю с разъяснением порядка дальнейшего обращения в соответствующие судебные инстанции или государственные органы. Повторные жалобы и обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, не содержащие новых обстоятельств, возвращаются заявителю без рассмотрения.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года N 38)

Статья 10-1. Собрание судей и его полномочия

  1. Собрание судей является первичным органом судейского самоуправления в Верховном суде, Конституционной палате Верховного суда и местных судах.
  2. Собрание судей созывается не реже одного раза в год.
  3. Собрание судей:

— обсуждает вопросы, связанные с обеспечением независимости судей, совершенствованием организации работы суда и выражения законных интересов судей;

— из соответствующего состава избирает Председателя, заместителей Председателя Верховного суда, председателя, заместителя председателя Конституционной палаты Верховного суда и председателя, заместителей председателя местного суда;

— освобождает Председателя, заместителей Председателя Верховного суда, председателя, заместителя председателя Конституционной палаты Верховного суда и председателя, заместителей председателя местного суда от занимаемой должности по собственному желанию, а также в случае прекращения полномочий судьи или освобождения от должности судьи;

— вносит предложения Совету судей при формировании и исполнении бюджета суда;

— вносит предложения по организации обучения и повышения квалификации судей и работников аппарата суда;

— предлагает кандидатуры судьи соответствующего суда и судьи в отставке для избрания в состав Дисциплинарной комиссии при Совете судей.

  1. Собрание судей считается правомочным при участии в нем не менее двух третей от общего состава судей суда.

Решение собрания судей принимается большинством голосов от общего числа судей суда.

(В редакции Законов КР от 13 июня 2011 года N 38, 25 июня 2016 года N 89)

Статья 11. Финансирование

  1. Деятельность органов судейского самоуправления финансируется из республиканского бюджета.
  2. Председатель Совета судей представляет органы судейского самоуправления в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики и в Правительстве Кыргызской Республики по вопросам бюджета.

Статья 12. Порядок вступления в силу настоящего Закона

  1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликован в газете «Эркинтоо» от 1 апреля 2008 года N 23

  1. Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Управление Судебного департамента в Республике Крым влилось в единую систему территориальных органов по всей России и 31 марта 2018 года отметило свое четырехлетие.

Крымским территориальным органом осуществляется организационное обеспечение деятельности Верховного Суда Республики Крым, 24 районных, городских судов полуострова и Крымского гарнизонного военного суда.

– Керим Гаджикурбанович, расскажите, как сегодня обстоят дела с обеспечением безопасности в судах?

– В соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов техническими системами и средствами защиты продолжается работа по обеспечению зданий крымских судов современными системами охраны и созданию необходимых условий для обеспечения безопасности судебной деятельности, включая предупреждение несанкционированных проникновений лиц в здания судов и пресечение противоправных посягательств на судей, работников аппаратов и посетителей судов.

Обеспечение установленного порядка деятельности судов в 26 зданиях судов осуществляется силами порядка двухсот судебных приставов УФССП России по Республике Крым.

Только за период 2017 года судебными приставами по ОУПДС исполнено 11360 распоряжений председателей судов, судей, председательствующих в судебном заседании, связанных с обеспечением порядка во время судебного заседания и в помещении суда; доставлено в суд 3977 лиц на основании постановлений (определений) суда о приводе, а также выявлено 373 административных правонарушения.

По данным УФССП России по Республике Крым при осуществлении пропускного режима в зданиях судов судебными приставами в прошлом году предотвращено более 5 тысяч случаев проноса запрещенных к проносу предметов. Из них огнестрельного оружия – 296 единиц, боеприпасов – 4563 единицы, 141 случай проноса газового и травматического оружия, 68 единиц электрошоковых устройств.

Ближайшие планы

– Каковы ближайшие планы Управления по дальнейшему текущему и капитальному ремонту зданий судов?

– Здания судов имеют ряд особенностей, которые отличают их от других административных зданий. Судьи и работники аппаратов судов должны быть обеспечены надлежащими условиями труда — оборудованными кабинетами и достаточным количеством залов судебных заседаний. Должны быть учтены и потребности посетителей судов, а также права лиц, содержащихся под стражей.

Из всех районных и городских судов Крыма, а также Крымского гарнизонного военного суда, 18 судов располагаются в зданиях, изначально не предназначенных для размещения судов.

Основные сложности в начале моей работы в Крыму были связаны как раз с тем, что суды расположены в зданиях, не отвечающих всем необходимым требованиям.

За период работы Управления капитальным и текущим ремонтом, работами по установке и ремонту оборудования системы пожаротушения, тревожной сигнализации, видеонаблюдения, а также ремонту электропроводки, кровли и другими работами охвачены здания 13 судов, включая здания Верховного и Арбитражного судов Республики Крым.

В текущем году планируются ремонты в зданиях Евпаторийского, Керченского и Ялтинского городских судов, а также Бахчисарайского и Раздольненского районных судов.

Наряду с этим, решается вопрос о внесении изменений в Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» в части включения судов Республики Крым с целью проведения реконструкции и нового строительства зданий судов, включая Верховный и Арбитражный суды Республики Крым.

– А для работы присяжных заседателей в Крыму условия уже созданы?

– Сегодня Верховный Суд РК уже отправляет правосудие с участием присяжных. 20 марта вынесен первый обвинительный вердикт. С 1 июня заседатели начнут работать в районных, городских судах и гарнизонных военных судах России, рассматривая самые тяжкие преступления. Независимо от фактического количества уголовных дел, которые будут рассматриваться районными судами и гарнизонными военными судами с участием присяжных заседателей, закон диктует необходимость создания надлежащих условий для рассмотрения таких дел в каждом суде. Сегодня возможность оборудования зала судебного заседания для рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей имеется в каждом суде. Уже полностью оборудованы и готовы к отправлению правосудия с участием присяжных заседателей Верховный суд Республики Крым, Крымский гарнизонный военный суд, Феодосийский, Алуштинский, Армянский, Судакский, Керченский и Евпаторийский городские суды, Белогорский, Ленинский, Сакский, Красно-гвардейский, Кировский, Первомайский, Красноперекопский, Нижнегорский, Раздольненский, Советский и Бахчисарайский районные суды, Железнодорожный, Киевский и Центральный районные суды Симферополя. Для оборудования залов судебных заседаний, предусмотренных к рассмотрению уголовных дел данной категории, во все суды куплены барьеры, отделяющие местонахождение присяжных заседателей, стулья для присяжных, а также мебель в совещательные комнаты.

– По какому принципу отбираются присяжные заседатели?

– Кандидаты в присяжные заседатели каждого муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием ГАС РФ Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума.

В списки, составляемые каждые четыре года муниципальными образованиями, включают граждан, постоянно проживающих на их территории.

– Как работают органы судейского сообщества в республике?

– Органы судейского сообщества в Республике Крым осуществляют свою работу с марта 2015 года, с избранием первых составов совета судей, квалификационной коллегии судей и экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

За период работы Управления органами судейского сообщества проделана огромная работа: 366 граждан Российской Федерации успешно сдали квалификационный экзамен на должность судьи Республики Крым, аппаратом квалификационной коллегии принято 376 заявлений от претендентов на должности судей федеральных судов и 328 заявлений от кандидатов на должности мировых судей. Необходимо отметить, что после рекомендации квалификационной коллегии Республики Крым в крымских судах отправляют правосудие 68 федеральных судей. Наряду с этим, благодаря совместной работе представителей органов судейского сообщества Крыма, Управления и Государственного Совета Республики Крым на территории полуострова практически завершен процесс формирования института мировых судей. Результатом этой работы стало назначение крымским парламентом девяноста девяти мировых судей.

Управлением, в свою очередь, принимаются меры по материально-техническому, кадровому и финансовому обеспечению органов судейского сообщества, что способствует их эффективной работе.

– Выявлялись ли случаи коррупции среди судей за последние четыре года?

– Нет, подобных случаев не было.

Решения и перспективы

– Решение каких основных задач в сфере информатизации деятельности судов общей юрисдикции в целом намечено Судебным департаментом на ближайшую перспективу?

– Намечена реализация и развитие следующих основных информационных сервисов электронного правосудия:

– подача документов в суд в электронном виде;

– дистанционное отслеживание этапов рассмотрения дела;

– автоматическое уведомление участников судопроизводства о месте, дате и времени рассмотрения судебного дела;

– ознакомление с материалами дела в электронном виде;

– применение юридически значимого электронного судебного документооборота, в том числе:

– видео-, аудиофиксация хода судебного заседания;

– развитие системы информационного взаимодействия Верховного Суда РФ, федеральных судов (федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов), мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента в электронном (цифровом) виде;

– развитие межведомственного электронного взаимодействия, в том числе со следственными, правоохранительными и иными государственными органами.

– В чем заключается масштабная реформа судов общей юрисдикции, которую начал Верховный Суд России?

– Да, действительно, Верховный Суд РФ внес на рассмотрение в Государственную Думу законопроект о масштабной реформе процессуального законодательства.

Законопроект содержит множество важных новелл, согласно одной из них судей арбитражных судов освободят об обязанности составлять мотивированные решения по большинству дел. По общему правилувсе судебные акты будут состоять из вводной и резолютивной части. В полном объеме их будут отписывать по желанию участников процесса, в случае подачи апелляционной жалобы – по инициативе суда. При этом высший судебный орган выделяет ряд категорий дел, по которым составление мотивировочной части всегда будет обязательным. Это, например, дела, связанные с защитой прав детей, дела о защите пенсионных прав, банкротные дела и дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам, и др.

Мотивировки в общей массе планируется сделать необязательными и для апелляционной и кассационной инстанций.

Второе важное нововведение касается представительства в судах. Верховный Суд РФ предлагает внести изменения в АПК РФ и ГПК РФ о том, что представитель обязан иметь высшее юридическое образование – по аналогии с КАС РФ. Эти правила не коснутся законных представителей стороны по делу.

Верховный Суд РФ также предлагает отменить понятие подведомственности. Вместо этого будет использоваться подсудность. Это нужно, чтобы исключить «споры по подведомственности».

Еще одна новелла – суды будут рассматривать более половины в упрощенном порядке. В их число попадут в том числе споры до 500 000 руб. в гражданском процессе и до 1 млн. руб. в арбитражном.

Законопроект также предусматривает ряд иных изменений и дополнений в ГПК, АПК и КАС, направленных на оптимизацию судопроизводства, устранение коллизий правовых норм, недочетов юридико-технического и лингвистического характера.

– Насколько, на Ваш взгляд, информация о деятельности судов стала более доступной?

– На официальных сайтах судов, мировых судей, органов судейского сообщества, органов Судебного департамента в сети Интернет обеспечена постоянная доступность информации для пользователей.

Для реализации потребности граждан, общества в свободном доступе к информации, касающейся правосудия и деятельности судов, функционируют официальные сайты судов.

Доступность информации обеспечивается также посредством предоставления, как участникам процесса, так и лицам, не являющимся лицами, участвующими в деле, права фиксировать ход судебного разбирательства в порядке и формах, которые предусмотрены процессуальным законодательством (письменная форма, аудиозапись, фотосъемка, видеозапись, киносъемка, трансляция хода судебного разбирательства), и создания судами равных условий для реализации такого права.

Кроме того, в целях обеспечения надлежащего доступа к правосудию, в судах широко используются системы аудиозаписи судебных заседаний и созданы условия для работы системы видеотрансляции судебных заседаний.

13 вопросов о личном

– Керим Гаджикурбанович, какие черты характера Вы больше всего цените в людях?

– Порядочность.

– Чем Вы любите заниматься в свободное время?

– Люблю природу, горы, море, спорт.

–Удается ли Вам уделять достаточно времени близким людям?

– Не всегда, если честно.

– Помогают ли люди в Вашей жизни Вам проявить себя с лучшей стороны?

– Конечно. Полагаю, иначе нельзя. Есть и определенная зависимость от друзей, родственников, земляков, коллег. Помогает и опыт старших товарищей, наставников, которые у меня были по жизни.

– Кого Вы считаете авторитетом в своей жизни?

– У меня их было много, но самый главный авторитет в моей жизни – мой отец. Еще был хороший друг и губернатор Ставропольского края – Евгений Семенович Кузнецов. Сегодня для меня является авторитетом – мой руководитель – генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ Александр Владимирович Гусев.

– «То, что мы получаем, обеспечивает нам существование. То, что мы отдаем, творит нашу жизнь». Что эти слова Уинстона Черчилля значат для Вас?

– Я никогда не думаю о том, что будет, не загадываю. Принимаю решения – здесь, сегодня и сейчас. Если имею возможность, то всегда окажу помощь любому человеку. Очень часто у меня самого были случаи, когда мне помогали люди, на помощь которых я совсем не рассчитывал. Мне очень повезло: я часто в своей жизни встречал порядочных людей.

– Если бы Вы имели возможность жить в любой точке мира, какое место бы выбрали?

– Долгий период жизни я жил на Ставрополье и искренне признаюсь, что больше всего люблю Ставрополь. Но волей судьбы, когда Крым воссоединился с Россией, меня направили сюда работать. Теперь, спустя четыре года, я осознаю, что мне очень нравится Крым.

– Какое Ваше любимое место в Крыму?

– Я нравится весь Крым, не могу выделить какое-то одно место, ведь у степной части Крыма своя красота, горы по-своему прекрасны, я уже не говорю о море…

– Если Вам чего-то очень хочется всем сердцем и Вам предложат дать это на очень короткий срок, а потом забрать навсегда. Зная это, каков будет Ваш выбор: взять или отказаться?

– Я откажусь.

– Случалось так, чтобы Вы сдались, опустили руки?

– Никогда.

– На что Вы готовы, не задумываясь, потратить последние деньги?

– На семью, на друзей, на родственников.

– Знают ли люди, которых Вы любите больше всего, как Вы их любите?

– Я так устроен, что никогда не демонстрирую свою любовь. Это можно только прочувствовать.

– Вы о чем-нибудь жалеете в жизни?

– Нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *