Конституция РФ 58 статья

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Статье 43 Конституции РФ

1. Образование — процесс развития, саморазвития и воспитания личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности. Задачи образования — знать, понимать, уметь, участвовать в творческой деятельности, иметь сложившееся эмоционально-ценностное отношение к миру.

Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

После внесения в 2007 г. поправок в Закон об образовании в России была обеспечена всеобщность и обязательность полного общего образования (до этого обязательными были 9 классов, но при желании можно получить и 11-классное бесплатное образование). По уровню высшего образования Российская Федерация занимает девятое место в мире (ранее была на четвертом после Израиля, Норвегии и США)*(575). На 10 тыс. жителей высшее образование получают 250 человек, больше только в США*(576). Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики (менее 5% ВВП), 11-летнее образование, принятое в 2/3 государств мира (а в некоторых странах 12- и 13-летнее), до 2007 г. не было обязательным. Качество образования недостаточное. Все это характеризует действие конституционных норм на практике. Россия подписала соглашение о присоединении до 2010 г. к так называемому Болонскому (европейскому) процессу образования. Поэтому в целях совершенствования образования в России с 2006 г. действует приоритетная национальная программа «Образование»*(577). На науку расходуется 1% ВВП (в Китае — 2,3%)*(578).

Образование в России регулируется несколькими законами: Законом об образовании, Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 15.07.2008) и другими актами. На уровне субъектов РФ иногда принимаются законы о тех или иных сторонах дошкольного и начального образования. В некоторых субъектах РФ (Пермском крае, Томской области, Чеченской Республике и др.) министры образования издают свои акты. Постановления по вопросам деятельности конкретных муниципальных дошкольных и начальных образовательных учреждений принимаются органами местного само управления.

Закон об образовании характеризует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Он сопровождается требованием констатации (в форме экзаменов и др.) достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов). Такие уровни в России определяются в федеральных государственных образовательных стандартах. Это необходимый объем знаний, обязательный для получения соответствующего документа об образовании.

Политика государства в сфере образования основывается на следующих принципах: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты) при условии учета региональных национальных традиций и особенностей (федеральные стандарты могут быть дополнены региональным компонентом) и при учете особенностей специализации определенного вуза (в вузах возможен вузовский компонент); общедоступность образования; адаптивность (приспособленность) системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (например, в дошкольном образовании); светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в России есть и религиозные образовательные учреждения, которые вправе выдавать теперь свои официальные документы, признаваемые государством, а в государственных и муниципальных учреждениях могут преподаваться различные дисциплины религиоведения факультативно); свобода и плюрализм образования (речь идет прежде всего об академической свободе и ознакомлении обучающихся с различными научными взглядами); демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Государственные элементы управления образованием означают существование соответствующего законодательства, государственных стандартов, определяющих минимум обязательных знаний (стандарты утверждены Минобрнауки России в качестве временных мер), управленческую деятельность министерств и их местных органов, ведающих образованием, и др. Общественный характер управления образованием обеспечивается созданием общественных советов при Минобрнауки России, включением в коллегию Министерства выдающихся ученых в сфере образования, выборностью руководителей некоторых образовательных учреждений, существованием попечительских советов учреждений, созданием педагогических советов в школах, ученых и диссертационных советов в вузах, родительских комитетов классов и школ, студенческих советов, составлением учебных планов, программ курсов самим преподавательским коллективом и т.д.

В соответствии с законодательством РФ граждане имеют право на получение основного общего образования на родном языке. Они могут выбирать язык обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В республиках в составе РФ, имеющих наряду с русским свой государственный язык (в единичных республиках, например в Карачаево-Черкесской, несколько государственных языков), изучение предметов в образовательном учреждении может вестись в равном объеме на двух государственных языках (если их два, из чего исходил Конституционный Суд РФ), это не противоречит Конституции (см. Постановление от 16.11.2004 N 16-П*(579)).

В России действуют несколько типов образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. По завершении каждой ступени или уровня образования выдаются документы государственного образца.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. В государственных и муниципальных учреждениях обучение бесплатное; студенты, которые учатся не ниже, чем на «хорошо», получают небольшую государственную стипендию. Передача определенных полномочий в сфере образования на муниципальный уровень не противоречит Конституции, но одновременно Суд сформулировал важное положение более общего значения, имеющее отношение к известному Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ: при такой передаче Федерация или субъект РФ сохраняют свои конституционные обязанности (см. Постановление КС РФ от 15.05.2006 N 5-П*(580)). В частных учреждениях обучение платное, стипендии могут выплачиваться лишь некоторым студентам из благотворительных фондов и иных негосударственных источников. Образовательные учреждения могут сдавать в аренду свое имущество, независимо от формы собственности. Они освобождаются от уплаты налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами, но некоторые другие налоги они уплачивают.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, установленные образовательными учреждениями в соответствии с законодательством РФ, должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. После принятия поправок 2007 г. в Закон об образовании 11-классное обучение обязательно для всех граждан РФ и бесплатно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (иностранные граждане получают такое образование за плату). В частных учебных учреждениях образование для российских граждан платное. Для поступления в учреждения среднего профессионального образования (техникумы и др.) необходимо, как правило, основное общее образование, для поступления в вуз — 11 классов и соответствующий документ об этом (аттестат).

Порядок итоговой аттестации (в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, это государственная итоговая аттестация) регулируется Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ, который внес значительные изменения в Закон об образовании и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»*(581). Он законодательно устанавливает единый (с общими требованиями для всей страны) государственный экзамен (ЕГЭ) при окончании 11 классов школы. Документ о сдаче такого экзамена служит основанием для конкурсного поступления в государственное или муниципальное учреждение высшего образования или для поступления в частный вуз. 2007-2008 гг. — переходный период, когда в отдельных местностях выпускные экзамены в школах будут проходить по прежним требованиям, с 1 января 2009 г. ЕГЭ обязателен повсеместно. Родители учеников подавали иски в суды против введения ЕГЭ, но в 2009 г. Верховный Суд РФ признал его правомерным. Правда, в отношении лиц, закончивших школу в прежние годы, а также в отношении лиц, поступающих на заочные и вечерние отделения вузов, допускаются исключения. Результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и высшими учебными заведениями как результаты вступительных испытаний по соответствующим предметам (т.е. сдавать экзамены по этим предметам при поступлении не нужно). Прием осуществляется на конкурсной основе по данным ЕГЭ. Для организации ЕГЭ создаются базы данных (федеральные и субъектов РФ) об участниках ЕГЭ и его результатах. Участник ЕГЭ имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в базе данных.

При поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, требующие наличия у поступающих творческих способностей физических или психологических качеств, а также в те учреждения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу, учреждения вправе вводить по предметам, по которым не проводился ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания. Их результаты учитываются наряду с данными ЕГЭ при проведении вступительного конкурса.

Вне конкурса в учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп (если им не противопоказано обучение в таких учебных учреждениях), граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида, граждане, уволенные с военной службы, поступающие в высшие образовательные учреждения (по рекомендациям командитов), участники боевых действий. Некоторые категории лиц пользуются преимущественным правом на поступление (дети военнослужащих, погибших или умерших на военной службе или вследствие травм, заболеваний и др.). Победители и призеры заключительного этапа школьных олимпиад, победители спортивных олимпиад, чемпионы и др. принимаются без вступительных экзаменов в вузы, соответствующие профилю олимпиад. Лицам, окончившим вузы, присваиваются звания «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

2. Часть 2 комментируемой статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Закон об образовании устанавливает также общедоступность и бесплатность среднего (полного) образования в объеме 11 классов и начального профессионального образования, цель которого — подготовка работников квалифицированного труда с одновременным получением знаний в объеме основного общего образования. Общедоступность и бесплатность относится к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, но получение второго высшего образования в них возможно только на платной основе.

Содержание образования определенного уровня и направленности определяется соответствующими программами: дошкольного образования; начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Программы могут быть типовыми или дополняться самими образовательными учреждениями, но в любом случае должны соответствовать государственным образовательным стандартам. В настоящее время действуют государственные программы, содержащие в основном предметные требования. В отличие от них разрабатываются программы «второго поколения», которые подлежат введению в действие в основной школе с 1 января 2008 г., в «старшей школе» — в 2009 г.*(582) Обучение происходит в дошкольных учреждениях (детских садах), общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии), профессионально-технических училищах, специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии и т.д. Наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями дети могут обучаться в частных учреждениях, а также в учреждениях, создаваемых религиозными и общественными объединениями. Образовательные стандарты обязательны и для них.

3. По статье 43 Конституции России Каждый гражданин РФ может получить на конкурсной основе бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении (неграждане России могут получить его за плату). Кроме того, каждый гражданин России и не имеющий российского гражданства может получить высшее образование в частном образовательном учреждении (за плату). Такое учреждение, если оно прошло лицензирование, а затем аккредитацию (особую проверку состояния образования), также выдает диплом государственного образца. Обучающиеся в таких вузах имеют отсрочку от призыва на военную службу, студенты негосударственных вузов, не имеющих аккредитации, такой отсрочкой не пользуются (см. Постановление КС РФ от 21.10.1999 N 13-П*(583)). Преподавание в высшей школе строится с учетом академической свободы. Преподаватель обязан дать обучающимся учебный материал в объеме стандарта и учебной программы, но возможно изложение его с позиций различных взглядов.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (а также частные) имеют три организационные формы: институт (однопрофильное учреждение), академия (не менее двух факультетов), университет (не менее пяти факультетов). Общее руководство вузами осуществляет Минобрнауки России, в составе которого есть службы и агентства. Они считаются учредителями государственных вузов (учредители муниципальных вузов — соответствующие органы местного самоуправления, частных — физические и юридические лица). Минобрнауки России разрабатывает (при участии научной и педагогической общественности) государственные стандарты, определяет (в соответствии с законом) некоторые правила приема в вузы, решает вопросы материального и финансового обеспечения вузов, находящихся в федеральной собственности (вузы субъектов РФ и муниципальных образований обеспечиваются ими), осуществляет контроль за качеством учебного процесса (для этого в составе Министерства существует надзорная служба), организует проверку остаточных знаний студентов разных курсов (тестирование и др.).

Лица, у которых есть диплом о высшем образовании, имеют возможность получить послевузовское профессиональное образование (аспирантура и др.), готовиться к научной или педагогической работе, создавать исследования для получения ученой степени.

4. Каждый гражданин РФ обязан получить основное общее образование — 11 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Учеба в школе начинается с шести с половиной лет, но не позже восьми лет. После завершения основного общего образования проводится государственная аттестация учащегося. Аттестат дает право продолжить обучение для получения среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования, но чтобы иметь право поступить в вуз, нужно окончить 11 классов.

Требование обязательности основного общего образования относится к лицу до достижения им 15 лет. Родители, лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми такого образования. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет. Для отдельных категорий обучающихся этот возраст может быть увеличен.

5. Чтобы обеспечить необходимый уровень образования, в России (в отличие от многих зарубежных стран) законодательно закреплена необходимость государственных образовательных стандартов. Учебный план вуза (факультета и т.д.) включает федеральный компонент и может включать региональный (субъекта РФ) и вузовский компоненты. Федеральный компонент обязателен для любого образовательного учреждения. Он определяет необходимый минимум содержания программ основных учебных курсов по данной специализации, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (аудиторные занятия и количество часов, предусмотренное для самостоятельной работы), содержит требования к уровню подготовки выпускников. Такие стандарты утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Региональный компонент может быть предложен соответствующими органами государственной власти субъекта РФ. Для вузов, находящихся в федеральной собственности, он является рекомендацией, для вузов данного субъекта РФ и его муниципальных образований он может быть обязательным. Учебный план может включать также вузовский компонент — дополнительные дисциплины по специализации вуза.

Законодательство предусматривает возможность различных форм обучения. В Законе об образовании говорится, что с учетом потребностей и возможностей обучающихся образовательные программы по той или иной учебной дисциплине могут быть освоены: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной. Возможны также семейное образование, самообразование, экстернат. При любой форме образования аттестация должна проходить в образовательном учреждении, имеющем на это право. Для всех форм образования действует единый государственный стандарт и общие учебные программы по дисциплинам; по другим системам учащиеся обязаны знать и выполнять требования учебных программ. Некоторые профессии и специальности не могут быть освоены в заочной форме или в форме экстерната (например, медицина, иностранные языки, военное дело и др.). Перечень таких специальностей установлен Правительством РФ.

Статья 43 Конституции РФ гласит, что государство различными способами поддерживает развитие образования. Создаются новые крупные государственные университеты (в 2006 г. создан Южный федеральный университет с крупными научными центрами и почти 50 тыс. студентов, создаются аналогичные университеты в Сибири и некоторых других регионах страны), государство выделяет средства из бюджета, платит небольшие стипендии студентам (они повышены в 2008 г.), в последние годы неоднократно повышалась заработная плата преподавательскому составу.

Конституционные нормы о защите материнства, детства и семьи составляют конституционную основу государственной поддержки се­мьи в Российской Федерации и являются обязательным условием реа­лизуемой государственной политики.

Конкретные направления поддержки материнства, детства и се­мьи определяются текущим законодательством.

В частности, семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости про­извольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения бес­препятственного осуществления членами семьи своих прав, включая право на судебную защиту этих прав.

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в от­ношении своих детей. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Семейный кодекс Российской Федерации запрещает осуществление родительских прав в про­тиворечии с интересами детей. В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие возраста 18 лет, должны заботиться о нетрудо­способных родителях.

Трудовое законодательство также закрепляет ряд гарантий тру­довых прав женщин. В частности, запрещается отказывать в заклю­чении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с бере­менностью или наличием детей. Для беременных женщин не может устанавливаться испытание при приеме на работу. Женщинам предо­ставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию. По заявлению женщи­ны ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой государственного пособия.

Российское законодательство также предусматривает ряд мер материальной поддержки материнства и детства. Соответствующие меры социальной поддержки установлены, прежде всего, Федераль­ным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Эффективной мерой материального стимулирования семей является выплата материнского (семейного) капитала женщинам при рождении второго ребенка (в настоящее время размер материнского (семейного) капитала со­ставляет 365 тысяч рублей).

Основные законодательные акты:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан».

Конституция – это основа основ государства

12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации – главный закон государства, основа правовой системы России. Конституция 1993 года была принята в сложный для страны период, который являлся переходным. Этот документ стал одним из главных факторов, способствующих стабилизации новых экономических и государственных структур. Конституция была принята путем проведения всенародного голосования. Она является юридическим, идеологическим и политическим документом. Для подготовки единого документа было предложено субъектам Российской Федерации разработать и внести в проект Конституции свои предложения и замечания.

По документам, находящихся на хранении в ЦГАМО, можно проследить процесс работы по рассмотрению и внесению поправок и предложений в проект Конституции Московским областным Советом народных депутатов (Мособлсовет). В этой работе принимали участие члены постоянных комиссий и комитетов Мособлсовета, председатели районных и городских советов народных депутатов совместно с администрациями городов и районов Московской области.

На сессии Московского областного Совета народных депутатов было принято решение от 08.06.93 № 42/11, в котором говорилось об образовании редакционно-согласительной комиссии для доработки проекта решения по вопросу «О проектах Конституции Российской Федерации», в которую были включены депутаты от 20 избирательных округов.

После долгих обсуждений и согласований было согласовано общее мнение, что принятие новой Конституции Российской Федерации должно осуществляться на основе действующей Конституции и целесообразно при ее разработке рассмотрение представленных в установленном порядке всех проектов и предложений. Условием согласования проекта Конституции Российской Федерации Московской областью как субъектом Российской Федерации считать внесение в проект замечаний и поправок устанавливающих равноправие субъектов Российской Федерации; расширяющих права субъектов Российской Федерации в бюджетном процессе; устанавливающих механизмы взаимодействия между субъектами Российской Федерации и Федеральными органами власти; регулирующих баланс властей на Федеральном уровне; четко определяющих социально-экономические права граждан Российской Федерации и механизмы их гарантий; учитывающих в деятельности местного самоуправления основные положения Европейской хартии о местном самоуправлении.

К 25-летию принятия Конституции Российской Федерации и 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека

УДК 34

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10401

Баранов Владимир Михайлович Vladimir M. Baranov

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, помощник начальника по инновационному развитию научной деятельности, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

E-mail: baranov_prof@bk.ru

Колесников Евгений Викторович Evgeny V. Kolesnikov

доктор юридических наук, главный научный сотрудник научно-образовательного центра, профессор кафедры конституционного права

Саратовская государственная юридическая академия (410056, Саратов, ул. Вольская, 1)

Saratov state legal academy (1 Volskaya st., Saratov, Russian Federation, 410056)

E-mail: k_kmp@ssla.ru

Конституция Российской Федерации и развитие конституционных

социальных прав граждан

Constitution of the Russian Federation and development of the constitutional

social rights of citizense

Статья посвящена анализу становления основных Article is devoted to the analysis of formation of the

социальных прав и свобод в Российской Федерации, basic social rights and freedoms in the Russian Federa-

их особенностям. Цель: показать природу социальных tion, to their features. Purpose: to show the nature of

прав в постсоветской России, выделить типологиче- the social rights in Post-Soviet Russia, to allocate the

ские основания прав и свобод; обосновать самостоя- typological bases of the rights and freedoms; to prove

тельность основных социальных прав. Проведен ана- independence of the basic social rights. The analysis of

лиз некоторых прав анализируемой группы — права на some rights of the analyzed group — rights to education,

© Баранов В.М., Колесников Е.В., 2018

образование, права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Методологическая основа: использован метод материалистической диалектики в современной интерпретации, применялись формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, исторический, статистический приемы познания. Результаты: взаимосвязь данных типологических групп правомочий личности в современной России позволяет выявить важный аспект развития постсоветской государственности и раскрыть природу социальных прав. Предложены рекомендации по совершенствованию действующего российского законодательства. Выводы: анализируемые права находятся в стадии становления. Их осуществление и состояние во многом детерминированы сложившимся экономическим потенциалом, качеством «человеческого капитала». Конституционные социальные права должны получить предметную конкретизацию в текущем отечественном законодательстве — прежде всего в законах, так как они являются обязательным условием устойчивого и прогрессивного развития личности, экономики, социально-культурной сферы. В реализации основных социальных прав и свобод исключительно велика роль государства и его органов.

Ключевые слова: Конституция РФ 1993 года, законодательство, конституционные социальные права и свободы, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, мероприятия и программы по развитию образования и здравоохранения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В советский период в систематизированном виде социальные права и свободы впервые были закреплены в Конституции Союза ССР 1936 года (гл. Х) и Конституции Союза ССР 1977 года (гл. 7) .

В действующей российской Конституции 1993 года зафиксирован широкий круг основных правомочий человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права .

В учредительном акте права и свободы регламентируются без разделения их на определенные группы, без указания наименования видов прав или отношений, которые они регулируют. Общепринятым в советском и российском правоведении являлось разграничение прав и свобод на личные, социально-экономические и политические. Характерно, что в Конституции Союза ССР 1977 года (ст. 39) использовался термин «социально-экономические права» . В учебных целях и в политико-правовом просвещении подобное допустимо. Однако необходимо учитывать, что социальные и экономические права обла-

дают различным материально-правовым содержанием и являются относительно самостоятельными. Многообразие этих групп прав, их динамичное развитие требуют новой типологической характеристики.

По своей сущности социальные права являются определенными возможностями человека и гражданина, направленными на обеспечение приемлемого жизненного уровня человека и его семьи, удовлетворение определенных потребностей индивидов, неспособных обеспечить себя в силу инвалидности, нетрудоспособности, старости. Они призваны предоставить каждому гражданину защищенность, стабильность, уверенность в будущем. В реализации социальных прав первостепенная роль принадлежит государству, его органам и должностным лицам.

Социальные и экономические права установлены в Конституции РФ и в содержательном плане являются фундаментальными и субъективными.

Признаки данной объединенной группы (социальных и экономических) прав:

1) являются основными и прямо обозначены в конституционных предписаниях;

2) обладают высшей юридической силой, ибо никакие иные установленные в Российской Федерации права и свободы не могут противоречить зафиксированным в конституционном тексте (гл. 2);

3) подлежат повышенной защите, их номенклатура не может быть уменьшена, произвольно изменена. Принципиально также то, что возможно обращение за защитой нарушенного права в Конституционный Суд РФ и по ряду оснований — в международные правозащитные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ);

4) имеют общедемократическую, гуманитарную направленность, исторически при своем зарождении были тесно связаны с моральными и религиозными нормами (предписаниями), так как касались вопросов солидарности, взаимопомощи, благотворительности ;

5) позволяют претендовать на получение от государства определенных материальных и смежных благ и услуг;

6) во многих случаях выступают как права-гарантии, обеспечивающие осуществление других возможностей человека.

Анализируемые права возникли в результате борьбы трудящихся при отстаивании своих классовых и сословных интересов еще в XIX веке, однако системную и относительно целостную конституционную характеристику получили только в ХХ веке. Эта группа прав относится к правам «второго поколения».

Во многих странах Запада социальные права в национальных конституциях зафиксированы неполно, фрагментарно. Вместе с тем, значительно представлены положения о социальных обязанностях (обязательствах) государства, принципы и основы государственной социальной политики. Такой подход характерен для государств Западной и Центральной Европы.

На социальные права оказывают воздействие акты международного права — прежде всего, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года .

В действующих конституциях России, зарубежных стран СНГ социальные права регламентируются в целом в соответствии с международными стандартами. Так, Конституция РФ 1993 года включает в число основных социальных прав человека и гражданина: 1) трудовые права, включая право на забастовку (ст. 37); 2) право на отдых (ч. 5 ст. 37); 3) право на государственную защиту семьи, материнства и детства (ст. 38); 4) право на социальное обеспечение (ст. 39);

5) право на жилище (ст. 40); 6) право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); 7) право на образование (ст. 43). В эту же группу входят и экологические права, имеющие определенную специфику (ст. 42 Конституции РФ). Однако в настоящее время эти права в значительной мере декларативны и не конкретизированы в должной мере текущим законодательством.

Многие правоведы не выделяют в особую группу социальные права, объединяя их в общую (объединенную) группу социально-экономических прав . В современный период такие подходы являются не вполне корректными. Многообразие основных прав и свобод, развитие и трансформация последних требуют вычленения однородного содержания и дифференциацию на относительно обособленные, но взаимосвязанные права — социальные, экономические, культурные.

Безусловно, социальная направленность присуща совокупности культурных прав (ч. 2 ст. 26, ч. 1 и 2 ст. 44 Конституции РФ). На современном этапе данная группа прав имеет самостоятельное значение и вплотную примыкает к социальным и экономическим правам, неизменно взаимодействуя с ними . Что касается права на образование, то, на наш взгляд, его целесообразно рассматривать в качестве комплексного социального и культурного права (ст. 43 Конституции РФ).

Все вышеназванные права и свободы основываются на базовых принципах, провозглашенных в статье 7 конституционного акта, согласно которой Российская Федерация — то социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, предусматриваются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защищенности. Охранять и реализовывать социальные и экономические права и свободы призван весь государственный механизм — Президент РФ, представительные, исполнительные, судебные органы, прокуратура, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Все они, действуя в рамках своей компетенции, реализуют данные важные правомочия личности, руководствуясь

Конституцией России, актами российского законодательства и международного права.

Гарантированность анализируемой группы прав и свобод (как и других) обусловлена следующими факторами: 1) закреплением обязанности Российского государства защищать права и свободы как высшую ценность конституционного строя (ст. 2); 2) запретом на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55); 3) введением обязанности (императива) не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); 4) установлением системы государственной (в т. ч. и судебной) защиты прав и свобод (ч. 1 ст. 45); 5) предоставлением каждому обеспечивать свои права и свободы всеми легитимными способами (ч. 2 ст. 45); 6) регламентацией условий ограничения прав и свобод только федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Несомненно, гарантированность правомочий личности в соответствии с базовыми стандартами предполагает и создание соответствующих социальных, экономических и организационных условий реализации рассматриваемых прав и свобод.

Отметим, что в Конституции РФ все вышеназванные права установлены как права «каждого», то есть права человека и гражданина. В отличие от России, конституции ряда стран СНГ (закрепляющие примерно одинаковый объем анализируемых прав) определяют многие из социальных прав — только как права граждан конкретных государств. Это, к примеру, конституции Республики Беларусь 1994 года и Республики Казахстан 1995 года .

В российской Конституции социальные права предоставлены каждому в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, но приоритетом в обеспечении этих прав обладают именно российские граждане.

Уникально содержание конституционного права на образование, в котором сочетаются и социальные, и культурно-духовные правомочия личности.

Впервые право на образование было провозглашено в советском конституционном акте -Конституции РСФСР 1918 года (ст. 17 разд. II), но распространялось формально-юридически только на рабочих и беднейших крестьян. Более развернутую характеристику оно получило в Конституции Союза ССР 1936 года (ст. 121) и в Конституции Союза ССР 1977 года (ст. 45) .

Радикальные социально-экономические и политические преобразования в Советском государстве потребовали пересмотра традиционных в духе марксистско-ленинской идеологии подходов к образовательной сфере. Одним из первых нормативных актов избранного Президента РСФСР Б.Н. Ельцина стал Указ о совершенствовании системы образования от 11 июля 1991 года . В частности, он предусматривал разработку Государственной программы развития образования, подчинение органов управления образования и наукой непосредственно главе российского государства (ранее — Совету министров), существенное повышение заработной платы работникам образовательно-научной сферы. Однако из-за острого социально-экономического и политического кризисов большинство положений президентского указа реализовано не было.

В Конституции РФ 1993 года право на образование получило развернутую характеристику (ч. 1-5 ст. 43).

Базовая норма закрепила общедоступность дошкольного, общего и среднего образования. Вводилось в качестве обязательного одиннадцатилетнее обучение. Российские граждане, другие лица, законно находящиеся на российской территории, вправе на конкурсной основе получать бесплатно высшее образование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современных условиях развитие отношений в образовательной сфере регламентировано Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года № 273-ФЗ. В нем закреплены социально-экономические, организационно-правовые основы образования, принципы государственной политики России в этой области, общие правила функционирования образовательной системы и осуществления образовательной деятельности . При этом законодатель рассматривает образование как единую целостную систему с компонентами воспитания и обучения, направленную на развитие человеческого капитала и общества. В целом это соответствует традиционному либерально-европейскому подходу к определению образования. Ряд аспектов образовательной деятельности нуждается в более полном и тщательном регулировании на федеральном уровне. Это, к примеру, статус заочной формы обучения, дистанционного образования, предоставление образовательных кредитов.

Важнейшим социальным правомочием личности является право на охрану здоровья, впервые закрепленное в Конституции Союза

ССР 1977 года (ст. 42). В учредительном акте 1993 года оно обогатилось и сформулировано как право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41). Охрана здоровья — это инициативная, рассчитанная на длительный период деятельность государства, его органов и учреждений, а также граждан. На законодательном уровне установлены правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья, прав и обязанностей личности в сфере здравоохранения, гарантии реализации этого права, полномочия и ответственность федеральных, региональных и муниципальных органов. Важнейшие отношения в анализируемой области урегулированы в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» .

В системе конституционных прав и свобод право на охрану здоровья занимает одно из ведущих мест. Здоровье — это величайшая ценность. Согласно одному из решений Конституционного Суда РФ в Российской Федерации особой защите подлежат такие значимые для всего общества и отдельного человека неотчуждаемые блага, как жизнь и здоровье .

Характерно, что федеральный законодатель в соответствии с общепризнанными международными стандартами определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют не только заболевания, но и расстройства функций органов и систем организма (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации»).

Ценность данного права обусловлена его значимостью для личности, тем, что оно является ключевым условием воспроизводства населения в рамках реализации государственных программ демографического развития. Государственные институты призваны создавать условия доступного и качественного медицинского обслуживания, что в реальной жизни бывает далеко не всегда.

Общим интегративным показателем качества жизни и здоровья человека является продолжительность его жизнедеятельности, составлявшая в России на конец 2017 года всего 72,6 года . Средний возраст россиян за последние два десятилетия существенно вырос, но в целом по сравнению с другими странами является весьма скромным — Россия по долголетию занимает 96-е место в мире. В числе лиде-

ров по этому показателю — Япония, Швейцария, Сингапур, в которых продолжительность жизни равна 83-84 годам .

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2018 года поставлена задача — к 2030 году увеличить среднюю продолжительность жизни как минимум до 80 лет . Осуществить эту важную социальную цель как часть стратегии по «сбережению народа» возможно только при условии повышения качества медицинской помощи, ее доступности. По данным печати, во многих регионах граждане недовольны услугами в таких сферах, как акушерство, гинекология, стоматология, педиатрия .

Под влиянием общественного мнения федеральный законодатель в 2017 году ввел независимую оценку качества условий оказания услуг медицинскими организациями. В частности, по таким основаниям, как доступность медицинской информации, комфортность (от лат. оопМиге — усиливать — совокупность бытовых удобств, уют) предоставления данных услуг, в том числе время предоставления медицинской услуги, доброжелательность, вежливость врачей, других медицинских работников (ст. 79.1 Федерального закона от 21 ноября

2011 г. № 323-ФЗ).

Улучшение работы системы здравоохранения может быть достигнуто только на основе инновационных научных подходов. 28 декабря

2012 года Правительством РФ была принята Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года . Она призвана быть научной основой системы здравоохранения, а также направлена на радикальное повышение качества медицинской помощи различным категориям граждан.

Отметим, что существующих нормативных правовых источников, регулирующих отношения в сфере медицины и здравоохранения, недостаточно для развития наиболее динамичных областей, имеющих, как правило, новаторский и междисциплинарный характер. Поэтому в Стратегии развития медицинской науки от 28 декабря 2012 года признана необходимость разработки на федеральном уровне законопроектов, регулирующих статус инновационных продуктов и технологий: 1) отношения по пересадке органов и тканей; 2) об обращении тканевых медицинских продуктов; 3) о генно-терапевтических медицинских средствах; 4) о биомедицинской этике. Такие проекты должны быть подготовлены Министерством здравоохранения РФ и Российской академией наук в кратчайшие сроки.

8 июня 2016 года принят Государственной Думой Федеральный закон № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах», вступивший в силу 1 января 2017 года . Он регламентирует весь комплекс отношений, возникающих в связи с разработкой и исследованиями биомедицинских клеточных продуктов (ст. 3).

Без признания значимости социальных прав невозможна и полноценная реализация таких естественных прав, как право на жизнь, на человеческое достоинство. Социальные права — это позитивные права, права-притязания, которые современные государства обязаны обеспечить. Их осуществление невозможно без активной деятельности всех органов и учреждений публичной власти, а также самих граждан.

Примечания

1. Конституция общенародного государства: сборник / под общ. ред. М.С. Смиртюкова и К.М. Боголюбова. М.: Политиздат, 1978. 348 с.

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами о поправках к Конституции РФ): официальная публикация // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.

3. Колотова Н.В. Нравственные предпосылки социальных прав // Общественные науки и современность. 2015. № 5. С. 118-127.

4. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

6. Конституционное право России: учебник / под ред. Г.Н. Комковой. М.: Юристъ, 2006. 399 с.

8. Конституционное право: университетский курс: в 2-х т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. 528 с.

9. Ивакина Д.С. Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации в области культуры. Старый Оскол: ООО «Тонкие наукоемкие технологии» (ТНТ), 2016. 208 с.

11. Конституция Республики Казахстан. Астана: Елорда, 2015. 46 с.

12. О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР: указ Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 31, ст. 1025.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П // Российская газета. 2005. 7 июня.

16. Миркин Я. Путь к «золотому миллиарду» // Российская газета. 2018. 20 марта.

17. Невинная И. Пусть Альцгеймер подождет: секреты японского долголетия // Российская газета. 2018. 28 марта.

18. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. // Российская газета. 2018. 2 марта.

19. Аваков А. Почему Крым завидует Дагестану // Московский комсомолец. 2018. 16 марта.

20. Гусенко М. Жертва красоты: косметолог может быть опасен // Российская газета. 2018. 27 марта.

21. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. М.: Центрполиграф, 2005. 816 с.

22. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2580-р // Собрание законодательства РФ.

2013. № 2, ст. 11.

23. О биомедицинских клеточных продуктах: федеральный закон от 8 июня 2016 г. № 180-ФЗ // Российская газета. 2016. 28 июня.

2014, no. 31, art. 4398. (In Russ.)

3. Kolotova N.V. Moral prerequisites of the social rights. Social sciences and present, 2015, no. 5, pp. 118-127.

6. Constitutional right of Russia: the textbook / under the editorship of G.N. Komkova. Moscow, 2006. 399 p. (In Russ.)

11. Constitution of the Republic of Kazakhstan. Astana: Elorda Pabl., 2015. 46 p. (In Russ.)

13. About education in the Russian Federation: federal law of December 21, 2012 no. 273-FZ. Collection of legis-

lative acts of the RF, 2012, no. 53, art. 7558; 2014, no. 19, art. 2289; no. 30, art. 4257; 2015, no. 1, art. 42; 2017, no. 50, art. 7563. (In Russ.)

16. Mirkin Ya. Way to «gold one billion». Rossiyskaya gazeta, 2018, March 20. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Nevinnaya I. Pust Alzheimer will wait: secrets of the Japanese longevity. Rossiyskaya gazeta, 2018, March 28. (In Russ.)

19. Avakov A. Why the Crimea envies Dagestan. Moskovsky Komsomolets, 2018, March 16. (In Russ.)

20. Gusenko M. Beauty sacrifice: beautician can be dangerous. Rossiyskaya gazeta, 2018, March 27. (In Russ.)

21. Big dictionary of foreign words / comp. A.Yu. Moskvin. Moscow: Centrpoligraf Pabl., 2005. 816 p. (In Russ.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *