Консультация для родителей права ребенка

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым.

У детей, как и взрослых, есть свои права и обязанности.

Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила.

Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Обязанности – это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка – это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Родившись, ребенок имеет право:

ü На гражданство, с самого рождения он является гражданином государства, в котором живет;

ü На имя, отчество и фамилию;

ü Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

ü На заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором, судом;

ü На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

ü На охрану здоровья и медицинское обслуживание;

ü На образование, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

ü На отдых и досуг, участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;

ü Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, за­трагивающего его интересы;

ü Иметь право собственности на имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка).

Ребенок обладает правоспособностью по гражданскому праву. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

С 6 лет ребенок вправе самостоятельно заключать:

— мелкие бытовые сделки;

— сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

— сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Обязанности.

Законом не урегулированы обязанности дошкольников, поэтому смело можно утверждать, что настоящие обязанности появляются у детей с момента начала обучения в школе, то есть, как правило, с 6-7 лет. Это, конечно, не означает, что у дошкольников нет никаких обязанностей, но эти обязанности устанавливают для них сами родители и тут все зависит от правил, сложившихся в конкретной семье. Из обязанностей дошкольников следует выделить наиболее часто встречающиеся:

♦ Слушаться родителей и лиц их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации.

♦ В этом возрасте для ребенка могут быть установлены некоторые бытовые обязанности, такие как уборка в собственной комнате, помощь родителям по хозяйству и так далее.

♦ Так же соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях.

Консультация для родителей

«Права ребенка»

Подготовил воспитатель:

Нефедова М.В.

Даже самые маленькие дети имеют равные социальные права, которые не должны нарушаться другими членами социальной группы.

Основные международные документы, касающиеся прав детей.

-Декларация прав ребенка (1959).

-Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

-Семейный кодекс РФ (1996).

-Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

-Закон «Об образовании».

Какие права имеет ребенок в семье?

Ребенок имеет право:

  • на получение фамилии, имени, отчества;
  • жить и воспитываться в семье;
  • знать своих родителей, совместно проживать с ними, а также на заботу со стороны своих родителей, на воспитание ими и всестороннее развитие;
  • на общение с родителями и другими родственниками (в случае расторжения брака между родителями, раздельного проживания родителей, нахождения в лечебном учреждении, в случае задержания, ареста, заключения под стражу);
  • на защиту и восстановление своих законных прав и интересов;
  • на выражение своего мнения при решении любого вопроса в семье;
  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
  • владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании;
  • на жилье и защиту своих жилищных прав от злоупотреблений, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей);
  • право собственности на имущество, полученное в дар или в порядке наследования.

Кроме общепонятных и общепризнанных прав ребенка существуют ещё права ребенка на свободное развитие его личности и культурное развитие. Наиболее часто нарушаются нами, взрослыми.

Какие же это права?

— Право на отстаивание своих интересов, игрушек и другого принадлежащего им имущества.

— Право на свободное передвижение по данной территории (детской площадке).
— Право на выражение возникающих чувств и эмоций.

— Право на свободный выбор партнёров по играм и друзей.

— Право на защиту от всех форм физического (даже от подзатыльников и шлепков по попе!) или психологического насилия, оскорблений и злоупотреблений, отсутствия заботы, небрежного или грубого обращения, эксплуатации.

— Право на уважение человеческого достоинства ребенка, даже в методах поддержки дисциплины.

— Право на собственное мнение и индивидуальность.

— Право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (лепить из снега или песка, например).

— Право на уважение личной жизни.

— Право на защиту, заботу и помощь взрослых в любых ситуациях (даже самых незначительных на наш взгляд – не получается сделать куличик, например).

Осуществление этих прав может подвергаться некоторым ограничениям, но только тем, которые предусмотрены законом и которые необходимы для уважения прав других лиц. В остальных случаях они должны быть неукоснительно соблюдены.

День правовой помощи детям

18 ноября 2013 года специалисты отделения помощи семье и детям областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения города Нижнеудинска и Нижнеудинского района» с учащимися из многодетных и малообеспеченных семей в школе №10 города Нижнеудинска провели мероприятие, посвященное Дню правовой помощи детям. На мероприятии присутствовало двадцать восемь детей из шестых классов. Проведена викторина в виде вопросов и ответов на тему: «Права несовершеннолетних в семье и школе». Разъяснены права несовершеннолетних на распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии. Детей ознакомили со статьями Конвенции организации Объединенных Наций по правам ребенка, порядком получения паспорта гражданина Российской Федерации. Обсудили действия, которые могут совершать подростки без согласия родителей. Участникам мероприятия вручены буклеты, изготовленные специалистами, о правовой помощи несовершеннолетних, и памятные сувениры.

21.11.2013 специалисты социально-реабилитационного центра поселка Лесогорск провели День правовой помощи. Сегодня в Банке данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении на учете состоит 84 семьи, проживающих на территории Чунского района. В центре специалистами отделения помощи семье и детям оформлен уголок «Правовая помощь детям», разработаны и оформлены наглядно-информационные пособия (буклеты, листовки) для детей и родителей из
семей, находящихся в социально-опасном положении, а так же в трудной жизненной ситуации на темы «Права и обязанности родителей», «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних» и т.п. с указанием телефонов доверия, действующих на территории Иркутской области, проведены тематические беседы и консультации по правовым вопросам для несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении, разработаны Анкеты для детей и их родителей на выявление уровня правовой культуры и знаний прав ребенка. С 5 по 20 ноября в центре были организованы и проведены мероприятия, посвященные Дню правовой помощи детям с несовершеннолетними, проживающими в семьях, находящихся в социально – опасном положении. Специалисты отделения помощи семье и детям провели анкетирование детей и их родителей. Детям и родителям были вручены наглядно-информационные пособия, в виде листовок, буклетов с указанием телефонов доверия действующих на территории Иркутской области. Проведены тематические беседы и консультации с детьми, проживающими в семьях, находящихся в социально-опасном положении, родителям дана консультация о возможности получения бесплатной юридической помощи. В результате проделанной работы посещена 81 семья.

20.11.2013 г. специалистами отделения помощи семье и детям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Нижнеудинского района было проведено мероприятие к Дню правовой помощи детям на тему: «Правовой компас». Целью мероприятия являлось информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностей. Формирование правовой культуры несовершеннолетних.
Обобщение знаний детей об основных правах ребенка и систематизирование степени понимания подростками правовых терминов, уровня знания прав и свобод детей. Правовое консультирование несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. В
мероприятии приняли участие дети младшего школьного возраста, а также их родители. Родители также внимательно и с большим интересом слушали предложенную им информацию, активно задавали волнующие их вопросы. Тематическая беседа по правовому консультированию завершилась видео презентациями о правах ребенка: «Имею право на права», «Азбука правовой культуры». Кроме того, участникам был роздан теоретический материал в виде брошюр и памяток. 20.11.2013 г. специалистами отделения социально-правовой помощи центра было проведено мероприятие на тему «Мои права и обязанности», с целью формирования знаний несовершеннолетних о своих правах и обязанностях и применения их в жизненных ситуациях. В ходе мероприятия специалисты дали разграничение понятиям «права» и «обязанности»; как применять полученные знания в жизненных ситуациях и правильно вести себя: в школе, корректно и уважительно со взрослыми, сверстниками, в общественных местах. Также была проведена консультация «Право на
жилье и его неприкосновенность». Несовершеннолетние в возрасте от 10 до 18 лет активно участвовали в мероприятии, отвечали и задавали вопросы. В заключение было проведено анкетирование на определение степени освоения полученного материала, все ребята показали хорошие результаты в обсуждаемой теме. Специалистами отделения сопровождения замещающих семей центра были проведены мероприятия, с целью создания условий для формирования познавательного интереса детей и подростков к вопросам правового образования по теме «Наши права и обязанности». В мероприятиях приняли участие не только воспитанники центра, но и несовершеннолетние, проживающие в замещающих семьях. Были проведены беседы в форме презентаций, в ходе которых получена информация об истории принятия «Декларации по правам ребенка» и «Конвенции по правам детей». Так же несовершеннолетние участвовали в диспуте «Я ребенок и имею право…». В заключении был показан учебный фильм «Права детей», в ходе которого велись дискуссии по данной теме. Так же несовершеннолетние заполнили анкету «Мои обязанности». По завершению все получили буклеты и
листовки с информацией о правах детей.

20 ноября в областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Сокол» организован и проведен День правовой помощи детям. По приглашению перед воспитанниками центра выступили ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, начальник отдела по делам несовершеннолетних МВД России муниципального образования «Усть-Кутский», главный специалист-эксперт отдела опеки и попечительства граждан по Усть-Кутскому району, а так же представитель государственного юридического бюро Иркутской области. Ребята узнали много нового о своих правах и обязанностях, о том, в какие органы можно обратиться в случае нарушения их прав, о праве на жилье и в каких случаях оно предоставляется. Начальник отдела по делам несовершеннолетних рассказал ребятам о правонарушениях и преступлениях среди подростков и предостерег от их совершения. Мероприятие прошло в доверительной и дружественной атмосфере, где воспитанники задавали приглашенным специалистам и сотрудникам интересующие вопросы и получали квалифицированные ответы.

В период с 05.11.2013 по 19.11.2013 в областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района» во всех реабилитационных группах семейно-воспитательного комплекса «Молодёжный» проведены мероприятия по правовому консультированию: правовой час на тему «Мои
права и обязанности», оформлены информационные стенды «Конвенция прав ребёнка», проведен конкурс рисунков «Солнце светит всем одинаково». Для семей находящихся в социально опасном положении выпущены информационно печатные материалы «Основные показатели качества жизни детей в семье», проведены информационно — просветительские беседы «Куда можно обратиться за помощью», о службах по защите прав ребёнка, в том числе о детском телефоне доверия. 20.11.2013 подведены итоги проведения Всероссийского дня правовой помощи с воспитанниками учреждения и с несовершеннолетними проживающими в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Главная → Родительская страничка → Права ребенка → Консультация для воспитателей и родителей

Консультация для родителей и воспитателей по защите прав ребёнка и правовому воспитанию

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.
В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.
Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.
Необходимость разработки мер по охране прав ребёнка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка по нескольким направлениям:
разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребёнка
создание специального контрольного органа по защите прав ребёнка
содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами
оказание международной помощи через Детский фонд ООН
Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка. К основным международным документам, касающимися прав детей, относятся:
Декларация прав ребёнка (1959)
Конвенция ООН о правах ребёнка (1989)
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребёнка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.
В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.
Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

— воспитание

— развитие
— защиту
— активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1); ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включать свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1); государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст.27, п.1).
Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст.19, п.1); признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31. п.1); признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1).
В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27, п.2).
Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на:
развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;
воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;
подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
воспитание уважения к окружающей природе.
И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).
Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.
Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля — Комитет по правам ребёнка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *