Конвенция ООН о правах ребенка

История создания.

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только и пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат). СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

Основные положения Конвенции

Первая часть Конвенции

• Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок» и и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

• Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

• Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

• Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

• Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.

• Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защит прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми

• Статьи 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.

Вторая часть Конвенции

• Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

Третья часть Конвенции

• Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения госдуарствами положений Конвенции.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, опредленных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).

Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».

• Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

• Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».

• Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; д) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА

от 20 ноября 1959 года*

Преамбула

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

______________________
* Резолюция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические и иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

(Права человека. Сборник международных договоров, с.139-141)

Текст документа сверен по:
«Международная защита прав и свобод
человека», Москва, Юридическая литература,
1990 год.
Официальный перевод

Основным правозащитным документом прав детей, провозглашённым на международном уровне является на сегодняшний день Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи после одиннадцатилетних переговоров 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года. Принятие Конвенции стало кульминацией борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей.

Проблема права ребенка на образование и защиты прав учащихся тесно связана с вопросом формирования культуры как непременного условия сохранения и развития народа, государства и человечества в целом. В условиях обострения негативных явлений в общественной жизни, отрицательно влияющих на формирование подрастающего поколения, эта проблема возводится в ранг глобальной, а тема обеспечения права ребенка на образование и прав учащихся приобретает особую актуальность.

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие и главное — возможность самореализации. Ни один человек не может найти свое единственное место в жизни, раскрыть заложенные в нем потенциальные способности без образования.

Российская Федерация, подписав и ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, признала право ребенка на образование и согласилась, что образование ребенка должно быть направлено на гуманистические цели, а именно на:

— развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

— воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

— воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

— подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

— воспитание уважения к окружающей природе.

По мнению 77,3 % учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда, участвовавших в социологическом опросе, образование осуществляется, прежде всего, в интересах личности.

В числе приоритетов воспитания выделяются воспитание уважения к правам человека, к истории и традиционной культуре поколений, а также формирование личности ребенка, знающего и умеющего использовать свои права.

Статья 43 Конституции РФ гласит: «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

По результатам социологического опроса, проведенного среди учащихся МОУ лицея № 7 г.Волгограда 50 % опрошенных знают, что право на образование закреплено в международных документах — «Всеобщей Декларацией прав человека и «Конвенции о правах ребенка».

Право ребенка на образование в процессе реализации, предусматривает ряд правомочий, где основным правомочием является право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия). При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

К данному виду правомочий можно отнести: 1) право на образование, адекватное современным образовательным потребностям; 2) право на выбор вида, получаемого образования; 3) право на выбор языка образования; 4) право на выбор формы получения образования в соответствии с собственными убеждениями и национальными традициями (это право корреспондируется родителям и в соответствующих случаях законным опекунам).

При этом 73,8 % опрошенных считают, что имеют право на самостоятельный выбор формы образовательного учреждения и вида образования, несмотря на мнение родителей.

Следующим правомочием в составе права ребенка на образование рассматривается право-требование. Последнее выражается в: 1) правомочии требовать предоставления образования, соответствующего установленным характеристикам; 2) правомочии требовать создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Применительно к российским условиям можно отметить следующие характеристики образования:

— качество (В России роль его критерия выполняет государственный образовательный стандарт. Качество образования может рассматриваться как результативность и состояние процесса образования, его соответствие потребностям общества, государства и человека, достижение установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);

— доступность (экономическая и физическая), включая введение бесплатного образования для отдельных видов (п.п. 2, 3 ст. 43 Конституции РФ);

— приемлемость и адаптируемость, обусловленные изменяющимися целями образования и образовательными потребностями;

— соответствующий язык образования (граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

— недискриминация и правовое равенство в данной области (гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п. 1 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— наличие системы образования и многообразие его форм (ст.ст. 8, 9, 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— непрерывность и системность образования;

— единое образовательное пространство.

По результатам социологического опроса 79,5 % респондентов считают, что образование должно быть общедоступным, вместе с тем 25 % уверены, что образование должны получать на конкурсной основе. При этом 61,4 % анкетируемых ответили, что образование должно быть бесплатным (9,1 % — платным), среди опрошенных 25 % думают, что образование должно бать обязательным. Кроме того 66,6 % считают, что образование должно быть, в первую очередь, экономически доступным. По мнению 28,6 % общедоступность образования означает физическую доступность и недискриминацию.

Меры правовой защиты права на образование предусмотрены как международно-правовым механизмом, так и внутригосударственным, прежде всего, конституционно-правовым (ст.ст. 33, 45, 46, 52, 53 Конституции РФ и др.).

Обращает на себя тот факт, что по результатам социологического опроса 54,5 % респондентов уверены, что их право на образование могут обеспечить родители. Лишь 20,5 % — органы государственной власти, 11,4 % — учителя и органы школьного самоуправления, 2,3 % уверены, что им это право обеспечат друзья. По мнению большинства анкетируемых, нужны специальные организации по обеспечению права на образование (73,8 %). Вместе с тем только 38,6 % опрошенных знают, что нарушенное право на образование можно защитить и в международных органах.

Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности, адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

В г. Волгограде в соответствии с Приказом Комитета по образованию администрации Волгограда № 370 от 30 сентября 2003 г. «Школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении» при поддержке Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области в образовательных учреждениях введены должности школьных Уполномоченных по защите прав и законных интересов ребенка. Данный институт был введен в нашем МОУ лицее № 7 г. Волгограда, где функции Уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении выполняет Розгон Мария Игоревна.

На основе анализа действующего законодательства и международно-правовых стандартов с учетом результатов социологического опроса среди учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда дополнительную аргументацию получает положение, что реализация права ребенка на образование должна быть направлена на гуманистические цели.

Право ребенка на образование должно рассматриваться как особая разновидность международно-признанного и одновременно с этим имеющего конституционную форму закрепления основного культурного права человека и гражданина на образование.

Таким образом, право ребенка на образование предусматривает ряд правомочий. Так, основным правомочием признается право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия). При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права, выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

Особое место в системе защиты прав ребенка, включая право на образование, и прав учащихся принадлежит Уполномоченному по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении и школьным детским правозащитным организациям, которые выступают в качестве взаимодействующих специальных правозащитных институтов по охране прав ребенка муниципального уровня и которые могут предусматривать координацию, консолидацию и коалицию с различными универсальными и специальными правозащитными институтами как международного, так и федерального, регионального и муниципального уровней.

Литература:

1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. — М., 2003.

2. Конституция Российской Федерации. — М, 1993.

3. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. — М., 2000.

4. Валицкая А. П. Образование в России: Стратегия выбора. — СПб., 1998.

5. Матюшева Т. Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования. — Ростов на Дону, 1999.

(Неофициальное изложение)

Конвенция о правах ребенка (КПР) получила самое широкое международное признание из всех документов по правам человека: ее ратифицировали все страны мира за исключением двух. Конвенция объединяет весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав – относящихся к детям в одном документе. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу в сентябре 1990 года.

В 41 статье Конвенции излагаются права человека, которыми обладает каждый ребенок в возрасте до 18 лет и которые должны защищаться и уважаться.

Статья 1

Считает ребенком «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста», если по закону страны совершеннолетие не достигается ранее.

Статья 2

Все права, предусмотренные настоящей конвенцией, обеспечиваются за каждым ребенком без какой-либо дискриминации.

Статья 3

Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 5

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и членов расширенной семьи.

Статья 6

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья 7

Ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности и на гражданство.

Статья 9

Ребенок имеет право не разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Статья 12

Ребенок имеет право выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание.

Статья 13

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.

Статья 14

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15

Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Статья 16

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 17

Государства-участники обеспечивают право ребенка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников.

Статья 18

Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.

Статья 19

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Статья 24

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи.

Статья 26

Каждый ребенок имеет право пользоваться благами социального обеспечения.

Статья 27

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статья 28

Ребенок имеет право на образование. С этой целью государстваучастники вводят бесплатное и обязательное начальное образование и поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, и обеспечивают его доступность для всех детей. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, на воспитание уважения к окружающей природе.

Статья 30

Ребенок имеет право пользоваться своей культурой.

Статья 31

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 32

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и развитию.

Статья 33

Дети имеют право на защиту от незаконного употребления наркотических средств.

Статья 34

Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, использования детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике, в порнографии и порнографических материалах.

Статья 38

Государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения зашиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними.

Статья 40

Каждому ребенку, который обвиняется в совершении правонарушения или преступления, гарантируется презумпция невиновности до тех пор, пока вина его не будет доказана, получение правовой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты, свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины, полное уважение его личной жизни, также как и обращение с учетом его возраста, обстоятельств и благосостояния. Дети, не достигшие 18-летнего возраста, не могут быть приговорены к смертной казни или пожизненному тюремному заключению без возможности досрочного освобождения.

Полный текст конвенции и дополнительных протоколов имеется на многих сайтах в Интернете, включая страницу ЮНИСЕФа (http://www.unicef.org/crc/)

Источник: Центр ООН по правам человека и Народное движения за образование в области прав человека: www.pdhre.org

10.2. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

Гущина Кристина Александровна, помощник юриста Место работы: ГК «КЭЭС»

Спицына Елизавета Борисовна, помощник юриста Место работы: ООО «Мадрок»

Ерина Елена Сергеевна, главный специалист-эксперт Место работы: Федеральная Антимонопольная Служба России

Айба Эсма Артемовна, сотрудник аппарата

Место работы: Администрация Президента Республики Абхазия

Аннотация: В статье рассмотрен институт семьи как объект международно-правовой защиты. На основе анализа и проведенного научного исследования определены и описаны механизмы защиты семьи на международном уровне, приведены положения международных договоров по правам человека, затрагивающие вопросы защиты семьи, практика контрольных механизмов договорных органов. А также выявлены актуальные проблемы в данной области.

Ключевые слова: международное право, международно-правовая защита семьи, защита семьи, права семьи, семья, семейная жизнь, единство семьи, механизмы защиты ООН, международные договоры, конвенции, международные конференции.

THE FAMILY AS AN OBJECT OF INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION

Gushchina Kristina A. paralegal Place of employment: SC «KEES»

Spitsyna Elizaveta B., paralegal Place of employment: LLC «Madrok»

Erina Elena S., Chief Expert

Place of employment: The Federal Antimonopoly Service of Russia

Aiba Esma A., aide

Place of employment: Republic of Abkhazia Presidential Administration

Семья является важнейшим столпом как общества, так и государства, призванным играть решающую роль в социальном развитии. Она является основой человеческого общества, каждой культуры и всех цивилизаций истории. Роль семьи в любой стране мира едина и заключается в том, чтобы нести ответственность за воспитание детей и их подготовку к жизни в обществе, привитие им чувства социальной ответственности.

За последние 50 лет семья претерпела значительные изменения в результате тенденций в области ми-

грации, феномена старения населения, пандемического распространения ВИЧ/СПИДа и последствий глобализации. Ввиду изменений образа жизни и размера семьи, а также в связи со стремительными социально-экономическими преобразованиями семьям все труднее выполнять свои социальные функции. Все это в сочетании с неспособностью государства оградить домашние хозяйства от их негативных последствий с помощью мер социальной политики приводит к тому, что большое число семей оказываются в нищенском

положении и становятся уязвимыми.

В современном обществе так же остро стоит проблема разделения семьи. Это, как правило, касается беженцев, иностранных граждан и апатридов.

Между тем, единство семьи является одним из основополагающих принципов международного права. Право на единство семьи — неотъемлемый элемент всеобщего признания семьи как основной ячейки общества, имеющей право на защиту и помощь. Это право закреплено в универсальных и региональных документах о правах человека и в международном гуманитарном праве; оно имеется у всех людей, независимо от их статуса. Поэтому оно действует и в ситуациях, связанных с беженцами. Малое меньшинство участников, признавая значение семьи, все же говорило о единстве семьи не как о праве, а как о принципе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данном контексте вопрос о международно-правовой защите семьи приобретает особую актуальность.

Как указывает социолог А.Г. Харчев, «семья представляет собой малую социальную группу с исторически определенной организацией, отношения которой складываются на основе брака или родства, а также члены, которой обладают взаимной ответственностью по отношению друг к другу и целью ее является воспроизводство населения».

Ни международным правом, ни законодательством Российской Федерации понятие семьи четко не определено. По мнению Комитета по правам человека ООН, «концепция семьи может отличаться в некоторых отношениях от государства к государству, и даже от региона к региону в пределах государства, и именно поэтому «не представляется возможным дать стандартное определение этому понятию».

Кроме того, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам заявил, что концепция должна быть понята «в широком смысле» и «в соответствии с действующим местным употреблением». Другие международные правозащитные механизмы выразили аналогичные мнения. Понятие семьи также может отличаться в зависимости от конкретных прав и обязанностей. Государства сохраняют усмотрение в определении концепции семьи в национальном законодательстве с учетом различных правовых систем, религий, обычаев и традиций в стране, в том числе культур коренных народов и меньшинств. Однако наиболее часто семью в правовом аспекте рассматривают как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в семью на воспитание.

Появление принципов международного права в отношении семьи является относительно новым явлением. До середины XX века международное право было направлено на защиту семьи лишь в рамках дел в национальных судах в отношении семей мигрантов и семей, некоторые члены которых являлись гражданами других государств. В настоящее же время семья выступает важным объектом не только внутригосударственного, но и международного права. Международное сообщество признает необходимость семьи в жизни общества и предоставления ей защиты не только на национальном уровне, но и на международном. Свидетельством о принятии мер по защите прав института семьи является вовлечение в процесс такой организации как ООН. Именно на решение вопросов и проблем, связанных с защитой семьи, и направлена

деятельность механизмов защиты ООН, в данном случае Совета ООН по правам человека, специальных процедур Совета ООН по правам человека, Универсального периодического обзора и договорных органов по правам человека системы ООН.

Особого внимания в вопросе защиты и поддержки семьи заслуживают международные договоры по правам человека, закрепляющие в своих положениях обязательства государств осуществлять защиту семьи и ее членов. Одним из наиболее важных таких международных документов выступает первый правозащитный акт ООН, а именно Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Защите семьи посвящены статьи 12, 16, 25 Всеобщей декларации прав человека. Так, в пункте 3 статьи 16 Декларации говорится, что «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и госу-дарства». Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью (п. 1 ст. 16). Статья 12 Всеобщей декларации прав человека провозглашает невмешательство в семейную жизнь, а статья 25 устанавливает право каждого человека «на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». А также подчеркивается право на особое попечение и помощь материнства и младенчества.

Положения Всеобщей декларации нашли свое отражение в Международном пакте о международных гражданских и политических правах 1966 года (статьи 17, 23) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (статья 10).

Наряду с признанием семьи в качестве «естественной и основной ячейки общества», семье предоставляется «самая широкая охрана и помощь» со стороны государства. Кроме того, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, закреплено положение о том, что «участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (статья 11 ).

Однако не трудно заметить, что между Всеобщей декларацией, Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах существует отличие, которое заключается в том, что если в двух вышеуказанных документах речь идет исключительно о защите семьи, то в Международном пакте об экономических и социальных правах сделан акцент и на поддержку, помощь семье со стороны государства. Добавление слова «помощь» к обязательству государства «защищать» усиливает концептуальную и нормативную основу обязательства государств-участников Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Защита института семьи предоставляется также региональными конвенциями, которые подчеркивают особую значимость семьи. Это, прежде всего, статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющая право на уважение семейной жизни.

Особый интерес представляет практика Европейского суда по правам человека в области защиты семьи в

рамках данной Конвенции, которая включает в себя вопросы защиты прав незаконнорожденных детей, разведенных родителей по отношению к ребенку, вопросы развода, опеки, депортации и экстрадиции. Последняя категория дел является одной из самых распространенных, поскольку связана с вопросами разлучения семей в результате выдворения или депортации иностранных граждан и лиц без гражданства. Как правило, практика суда исходила из того, что право на уважение семейной жизни во многих случаях приоритетнее, безопасности страны, если у выдворяемого лица сложились постоянные семейные отношения на территории страны. В настоящее же время ввиду неспокойной обстановки в мировом сообществе, проблем с терроризмом и беженцами, Суд стал более жестко относиться к вопросам признания нарушения ст. 8 Конвенции по данной категории дел, в большей степени признавая свободу усмотрения за государствами.

Суд также признает за государствами большую свободу усмотрения в установлении контроля над неблагополучными семьями, процедурой передачи ребенка на государственное попечение или в приемную семью, а также процессом усыновления.

Необходимо также отметить, что семейная жизнь в понимании Европейского суда по правам человека включает в себя не только отношения в браке, но и фактические отношения, которые могут быть признаны в качестве семейных в зависимости от фактических обстоятельств таких, как, например, наличие или отсутствие совместного проживания, длительность отношений и пр.

При этом по делу Леббинк против Нидерландов Европейский суд указал, что простое биологическое родство, не подкрепленное какими-либо дополняющими его правовыми и фактическими элементами, указывающими на существование тесных личных связей между родителем и ребенком, не может считаться достаточным, для того чтобы на него распространялось действие гарантий ст. 8 Конвенции. При проживании супругов вместе со своими детьми в отсутствие регистрации брака Суд обычно считает их семьей, обращая внимание на устойчивый характер взаимоотношений и тот факт, что они не отличались от семьи, основанной на браке.

Европейская социальная хартия 1996 г. закрепляет «в целях обеспечения необходимых условий для всестороннего развития семьи как основной ячейки общества» право на экономическую, правовую и социальную защиту семьи со стороны стран-участниц, «в частности посредством социальных и семейных пособий, налоговых льгот, предоставления жилья семье, помощи молодым семьям и других соответствующих мер» (ст. 16).

Большое значение также имеют международные документы специализированного характера, предметом которых является регулирование и защита прав отдельных членов семьи.

Так, Декларацией прав ребенка 1959 г. регламентируется статус ребенка. В Преамбуле указывается, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе вследствие своего физического и умственного состояния, ему также должна быть обеспечена надлежащая правовая защиты как до, так и после его рождения. Декларация устанавливает десять принципов, в соответствии с которыми должны признаваться и соблюдаться права ребенка. К их числу относятся:

— признание за ребенком прав и свобод без исключений и

без различий (принцип 1);

— обеспечение специальной защиты с предоставлением возможности и благоприятных условий развития (принцип 2);

— право на имя и гражданство (принцип 3) и др.

Немаловажным документом в области защиты прав

семьи является Конвенция о правах ребенка 1989 года, где уже в преамбуле закреплено: «семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества». Следовательно, на родителей возлагается определенный круг обязанностей по воспитанию, заботе, управлению и руководству ребенком, «в осуществлении ими признанных настоящей Конвенцией прав» и «в соответствии с развивающимися способностями ребенка».

Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г. была разработана Советом Европы и непосредственным образом связана с Конвенцией о правах ребенка 1989 г., является дополнением Конвенции и предоставляет процессуальные права детям, направлена на обеспечение их участия в судопроизводстве, а также в разрешении семейно-правовых споров в административном порядке.

В соответствии с ней ребенок имеет право быть информированным и выражать свое мнение в процессе судопроизводства; право на обращение лично либо через других лиц, органы; право на учет выраженного мнения и др.

Аналогичным образом, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. включает в себя положения, которые предоставляют комплексную защиту женщинам в контексте семьи с учетом значения «вклада женщин в благосостояние семьи и в развитие общества, до сих пор не получившего полного признания», социального значения материнства и роли обоих родителей в семье и в воспитании детей.

Наряду с вышеперечисленными международными документами особое место занимает Конвенция о защите трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, где содержится требование к государствам-участникам принимать надлежащие меры для обеспечения защиты единства семей трудящихся-мигрантов и содействовать их воссоединению, поскольку трудящиеся-мигранты и члены их семей в силу, в частности, того, что они не находятся в государстве происхождения занимают уязвимое положение среди местного населения.

Вопросы защиты семьи также закреплены и в Конвенции о правах инвалидов 2006 года, в которой указано, что «инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это основной перечень международных документов, связанных с защитой семьи. Вообще положения о защите и помощи семье могут дополняться различными контекстами в виде «семейных связей», «роли обоих родителей в семье», «семейных пособий», «благосостояния семьи» и многими другими. Как уже было отмечено ранее положения о защите семьи нашли отражение во многих международных документах, но особое внимание нужно уделить статье 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, так как именно она несет наиболее концептуальную и нормативную нагрузку, а также наиболее полно охватывает сферу обсуждаемого вопроса.

Статья 10 Пакта вызывала большую полемику в связи с тем, что она предоставляет семье «широкую охрану и помощь», то есть устанавливает своего рода автономных характер из чего следует, что его осуществление не зависит от реализации других прав, закрепленных в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах или же в других основных международных договорах по правам человека. Вместе с тем этот пункт в неисчерпывающем виде указывает на случаи, когда «широкая охрана и помощь» нужна семьям, а именно: при образовании семьи и пока на ее ответственности лежит забота о несовершеннолетних детях и их воспитании.

Важно отметить и тот факт, что помимо множества международно-правовых документов регулярно проводятся различные международные конференции, совещания международных органов, принимаются резолюции, которые также оказывают влияние на защиту прав семьи.

Интересным представляется документ, принятый на встрече, организованной Папским Советом по делам семьи по случаю 50-летней годовщины Всеобщей декларации прав человека в 1998 году, по теме: «Права человека и права семьи». В рамках данной встречи Советом был признан универсальный характер Всеобщей декларации прав человека, ее огромное значение, в том числе, и для христианского сообщества, а также подчеркнута особая роль семьи: «Семья и брак нуждаются в защите и поддержке не только со стороны государства, но и общества в целом. Человек берет свое начало в браке и семье, поэтому требуются решительные действия от каждого, которые станут ответом на вызовы современности и угрозы будущего. Такие проблемы, как угроза выживанию, «культура смерти», насилие, отсутствие безопасности, низкий уровень развития, безработица, миграция, искажения в средствах массовой коммуникации и т.д., могут быть решены успешно только на основе концепции прав человека, которые разрабатываются в рамках семьи, тем самым трансформируя общество, которое формируется в семье и семьей».

В итоговом документе было выдвинуто ряд идей по совершенствованию международно-правовой защиты семьи. В частности, в отношении прав нерожденного ребенка, которыми он должен обладать, как говорится в документе, в зависимости от стадии его развития. Указывается, что такой ребенок имеет право на жизнь и безопасность, на идентификацию и защиту своей идентичности, на наследство и уровень жизни, достаточный для его психо-физического, духовного, нравственного и социального развития, на законодательство, которое бы гарантировало его выживание и развитие в максимально возможной степени, а также является ребенком в том смысле и с теми атрибутами, которые изложены в Конвенции о правах ребенка. Отдельно освещаются обязанности семьи и государства по отношению к ребенку в чреве, которые во многом схожи с обязанностями по отношению к рожденному ребенку. Несмотря на свою противоречивость, эти идеи имеют особую актуальность в настоящее время в свете развития концепции международно-правовой защиты семьи.

В рамках Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в 2001 г. было проведено Совещание экспертов за круглым столом в Женеве по вопросу единства семьи, в рамках которой было подчеркнуто,

что «хотя в Конвенции 1951 года о статусе беженцев и Протоколе к ней 1967 года нет конкретного положения о единстве семьи, решительные формулировки Рекомендации, содержащейся в Заключительном акте Конференции полномочных представителей, вновь подтверждают «существенное право» беженцев на единство семьи».

Право на единство семьи имеет особое значение в ситуации, связанной с беженцами — не в последнюю очередь потому, что служит главным средством защиты для отдельных членов семейной ячейки. Сохранение единства семей и содействие их воссоединению помогают обеспечить отдельным беженцам и их общинам физическую заботу, защиту, эмоциональное благополучие и экономическую поддержку. Защита, которую члены семьи могут обеспечить друг другу, многократно усиливает эффект от помощи извне. В принимающих странах единство семей облегчает беженцам самообеспечение и снижает социальные и экономические издержки в долгосрочной перспективе. Кроме того, реализация права на единство семьи путем воссоединения семей помогает сократить число беженцев, прибывающих без разрешения или стихийно, уменьшить связанные с этим опасности, а также сократить число ненужных ходатайств о предоставлении статуса беженца. Единство семьи может сделать более устойчивыми долговременные решения, предлагаемые беженцам (то есть добровольную репатриацию, интеграцию на месте или переселение).

Из последних документов, посвященных международно-правовой защите семьи, можно назвать доклад Управления Комиссара по правам человека ООН от 15 января 2016 г. на тему: «Защита семьи: вклад семьи в реализацию права на достойный уровень жизни для членов семьи, в частности, благодаря своей роли в деле искоренения нищеты и обеспечения устойчивого развития», в котором обращается внимание на аспекты эволюции существующего международного консенсуса относительно роли семьи в обеспечении устойчивого развития, включая политику в области сокращения масштабов нищеты, дается обзор стандартов в области прав человека, касающихся семейной жизни, приводятся примеры мер при реализации государствами своих международных обязательств в области защиты семьи. На повестку ставится вопрос развития статуса семьи к 2030 году, широкий круг задач по защите семьи и ее членов, реализации права на достойный уровень жизни для всех семей. Подчеркивается ключевая роль семьи в передаче ценностей в обществе, которые имеют важное значение для создания программы устойчивого развития.

Нельзя обойти стороной событие июня 2014 года, когда в ходе 26-й сессии Совета ООН по правам человека по инициативе межрегиональной группы государств, в том числе и Российская Федерация, приняли резолюцию о защите семьи, в рамках которой, в частности, было поддержано предложение России не принимать решение по поправке, касающейся разнообразия форм семьи.

Такое особое внимание к существующим проблемам семьи вызвано мандатом Международного года семьи, провозглашенного в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 44/82 от 8 декабря 1989 г. и отмечавшегося в 1994 году. Была сформулирована и провозглашена тема «Семья: ресурсы и ответственность в изменяющемся мире», что очевидно подчеркивало и придавало осо-

бое значение вопросу семьи в международном праве. Генеральная Ассамблея приняла целый ряд резолюций, касающихся проведения его десяти- и двадцатилетнего юбилеев Международного года семьи.

В принятых резолюциях Генеральной Ассамблеи четко отмечена роль положений, которые относятся к вопросам семьи в выборе укрепления путей, ориентированных на семью, стратегий и программ в рамках комплексного и всеобъемлющего подхода к развитию, был намечен ряд Конференций.

К числу таких конференций следует отнести Всемирную конференцию по правам человека, которая прошла в 1993 году в Вене, Международную конференцию по народонаселению и развитию 1994 года, вторую Конференцию ООН по населенным пунктам (Ха-битат II), Международная конференция в городе Дохе 2004 год (принята Дохинская Декларация). Вопросы семьи были затронуты на каждой из конференций где-то в области социального развития, где-то в области проблем старения и др. Как отметил Генеральный секретарь ООН, «достичь большинства целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия… будет трудно, пока стратегии по их достижению не будут направлены на поддержку семьи».

Согласованные на международном уровне тексты, принятые на этих саммитах и конференциях способствовали кристаллизации международного консенсуса по вопросу о роли семьи, который до сих пор считается действительным сегодня. Этот консенсус включает (а) необходимость семьецентристских мер и семейных подходов в рамках политики в области развития; (б) признание различных форм семьи в зависимости от различных культурных, политических и социальных систем, а также изменения, которые претерпевают семьи как социальный институт; (с) признание принципа равенства мужчин и женщин и что семейная политика должна быть основана на уважении и поощрении равенства между мужчинами и женщинами; необходимость специальной защиты для членов семьи, которые могут находиться в уязвимом положении, в том числе детей, молодежи, пожилых людей или людей с ограниченными возможностями; и (е) интеграция всеобщего доступа к услугам по охране репродуктивного здоровья, включая планирование семьи и сексуальное здоровье, в рамках усилий по развитию.

Таким образом, международное сообщество в ходе многочисленных конференций, принятии резолюций, Конвенций, Деклараций и иных документов признало важную роль семьи в достижении целей в области развития, трудности, с которыми сталкивается семья, а также тот факт, что семья нуждается в помощи для их преодоления.

Также на сегодняшний день имеется достаточная международно-правовая база и институционный механизм, концептуальное, научно обоснованное видение существующих проблем для того, чтобы на универсальном уровне успешно решать поставленные задачи по защите семьи. Необходимо наличие воли со стороны государств-участников, чтобы справиться с существующими и потенциальными вызовами в деле защиты семьи.

Однако находясь на современном этапе развития нельзя не заметить, что открывается множество возможностей для обмена передовым опытом в области семейной политики, а именно ее защиты и поддержки, на международном, региональном, национальном уровнях с целью, чтобы появилась возможность обес-

печить прогресс укрепления обязательств государств в этой области. Ведь такой обмен может способствовать более результативному развитию стратегий различных государств в сфере защиты и поддержки семьи. Ориентиром положительного развития в данной области для других государств может послужить Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность текста 86,73%

Список литературы:

1. Абашидзе, А. Х. Договорные органы по правам человека. Учебное пособие. М.: Норма: Инфра-М, 2012. 389 с.

3. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и пере-раб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2010. 598 с.

4. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Рос. газета. 1995. 5 апр.

5. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385-388.

7. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (Вместе со «Сферой действия Европейской социальной хартии (пересмотренной) в отношении лиц, находящихся под ее защитой»: принята в г. Страсбурге 3 мая 1996 г. // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. С. 17-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.: одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.: вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

13. Лоторев Е.Н. Конституционная ответственность органов государственной власти субъектов РФ: современные реалии и перспективы законодательного регулирования // Сборник трудов конференции «Система подготовки управленческих кадров Российской Федерации в условиях модернизации». Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина (Саратов, 24 ноября 2011 г.). Саратов: Издательство: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина -филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2012. С. 75-77.

14. Макеева И.В. О поводах к возбуждению уголовного дела (в свете дополнений уголовно-процессуального законодательства) // Путеводитель предпринимателя. 2015. № 26. С. 190-195.

15. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень международных договоров. 1993. № 1. С. 3-6.

17. Постановление Европейского суда по правам человека от 18 декабря 1986 г. по делу «Джонстон и другие против Ирландии» (Johnston и Others v. Ireland) // Европейский суд по правам человека. Избранные решения. В 2 т. Т. 1. М., 2000. С. 228.

18. Туманова Л.В., Владимирова И.А. Защита семейных прав в Европейском суде по правам человека. М.: Горо-дец, 2007.

20. Харчев А.Г., Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. 2-е изд.: М., 1979. 364 с.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье рассмотрен институт семьи как объект международно-правовой защиты. На основе анализа и проведенного научного исследования определены и описаны механизмы защиты семьи на международном уровне, приведены положения международных договоров по правам человека, затрагивающие вопросы защиты семьи, практика контрольных механизмов договорных органов. А также выявлены актуальные проблемы в данной области.

Следует отметить, что авторы статьи провели глубокий сравнительно-правовой анализ широкого спектра международных актов, касающихся института семьи и прав ребенка, а именно: Всеобщая декларация прав человека 1948 года; Международный пакт о международных гражданских и политических правах 1966 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года; Европейская социальная хартия 1996 г.

Особый интерес представляет, приведенная в статье практика Европейского суда по правам человека в области защиты семьи в рамках данной Конвенции, которая включает в себя вопросы защиты прав незаконнорожденных детей, разведенных родителей по отношению к ребенку, вопросы развода, опеки, депортации и экстрадиции.

Таким образом, благодаря исследованию авторов рассматриваемой статьи можно сделать вывод, что имеется достаточная международно-правовая база и институционный механизм, концептуальное, научно обоснованное видение существующих проблем для того, чтобы на универсальном уровне успешно решать поставленные задачи по защите семьи.

Вместе с тем, авторы справедливо отметили, что на современном этапе развития открывается множество возможностей для обмена передовым опытом в области семейной политики, чтобы появилась возможность обеспечить прогресс укрепления обязательств государств в этой области.

В целом статья Гущиной Кристины Александровны, Спици-ной Елизаветы Борисовны, Ериной Елены Сергеевны Айба Эсмы Атемовны рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент,

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Юридического факультета Российского государственного

социального университета, кандидат юридических наук

Н.Б. Слюсарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *