Коррупционные правонарушения

Понятие и особенности коррупционных преступлений

Определение, что такое коррупция, содержится в специальном законе – ФЗ-273 «О противодействии коррупции».

Понятие коррупции включает в себя следующие категории преступлений:

  • Получение взятки;
  • Дача взятки;
  • Злоупотребление полномочиями;
  • Коммерческий подкуп;
  • Иные виды незаконного использования должностного положения.

Главный мотив совершения коррупционных действия – это корыстный мотив. Чиновник идет на нарушение законодательства с целью извлечения выгоды в виде денег, имущества, имущественных и неимущественных прав.

При этом выгоду может приобретать, как он сам, так и другое лицо, в интересах которого совершается преступление.

Не только чиновники выступают фигурантами коррупционных преступлений. Ими могут стать любые сотрудники, имеющие определенную степень власти, и действующие в личных интересах, а не в интересах той организации, сотрудником которой они являются.

Особо широко развита коррупция в деятельности следующих работников:

  • Чиновники;
  • Депутаты;
  • Политики;
  • Судьи;
  • Прокуроры, адвокаты, сотрудники следствия и полиции;
  • Врачи;
  • Учителя школ и ВУЗов;
  • Сотрудники местных администраций и т.д.

В 2015 году президентом были приняты поправки в УК РФ и УИК РФ о снижении минимальных размеров штрафов за дачу и получение взятки.

Сегодня самым главным коррупционным делом в стране является осуждение бывшего министра экономического развития – Алексея Улюкаева, отбывающего срок за получение взятки.

Объектом взятки могут стать следующие ценности:

  • Деньги;
  • Ценные бумаги;
  • Ремонт квартиры;
  • Строительство дачи;
  • Занижение стоимости продаваемого имущества;
  • Уменьшение арендных платежей и др.

Очевидно, что выступать в роли взятки и выгоды может что угодно.

Не может быть взяткой только услуги нематериального характера, которые не влекут появление имущественной выгоды. К примеру, это может быть высокая рецензионная оценка.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление полномочиями представляет собой незаконное использование служебного положения, когда это приводит к возникновению ущерба или затрагиванию чужих интересов. Ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 201 УК РФ.

Быть субъектом такого преступления могут быть следующие лица:

  • Единоличный исполнительный орган компании;
  • Член совета директоров;
  • Член иного коллегиального исполнительного органа;
  • Лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Максимальный срок за злоупотребление полномочиями равен 10 годам лишения свободы при условии, что преступные действия привели к тяжким последствиям.

Коммерческий подкуп

Подкуп тесно связан с понятиями дачи взятки и ее получения. Однако, коммерческий подкуп имеет свои отличительные особенности.

В частности, при подкупе получение денег или иных ценностей за действия или бездействия происходит лицом, которое выполняет управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

Ответственность за коммерческий подкуп регламентирована ст. 204 УК РФ. Привлекаться за подкуп могут, как те лица, которые получили ценности, так и те, которые их вручали.

За коммерческий подкуп в значительном размере предусмотрена ответственность в виде 3 лет лишения свободы, в крупном размере – 7 лет, в особо крупном – 8 лет тюрьмы. Это максимальные значения ответственности.

Значительным размером подкупа признается сумма в 25 000 рублей, крупным размером – 150 000 рублей, особо крупным – 1 миллион рублей.

Получение взятки

Россия участвует в различных международных мероприятиях по борьбе с коррупцией. В частности, в 2006 году была ратифицирована Конвенция ООН против коррупции, согласно которой каждый гражданин имеет право сообщить об известных ему фактах нарушения закона.

Ответственность за получение взятки установлена ст. 290 УК РФ, согласно которой стать фигурантами уголовного дела могут стать:

  • Должностные лица;
  • Иностранные должностные лица;
  • Должностные лица публичных международных организаций.

Не имеет значения для обнаружения факта преступления по ст. 290 УК РФ лично или через посредника была получена взятка.

За обычное без квалифицирующих отягчающих признаков получение взятки может последовать следующее наказание:

  • Штраф до 1 миллиона рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до 2 лет;
  • Штраф от 10 до 50 размеров полученной взятки;
  • Исправительные работы от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

Когда виновное в преступлении лицо занимает государственную должность на федеральном, региональном или местном уровне, ему может грозить до 10 лет тюрьмы. Это является отягчающим вину обстоятельством.

Кроме него, к таким обстоятельствам относятся:

  • Значительный, крупный и особо крупный размер взятки;
  • Совершение преступления группой лиц по сговору или ОПГ;
  • Применение вымогательства при получении взятки.

Дача взятки

Сесть в тюрьму можно не только за получение взятки, но и за ее дачу. Дача взятки признается действующим законодательством точно таким же опасным преступлением, как и получение взятки. В УК РФ ответственность за вручение конверта с деньгами предусмотрена ст. 291.

Дача взятки напрямую или через посредника преследуется по закону следующими видами ответственности:

  • Штраф до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до года;
  • Штраф от 5 до 30 размеров взятки;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 2 лет.

Виновному в даче взятки грозит до 15 лет тюрьмы, если сумма взятки будет отнесена к особо крупному размеру. УК РФ при этом устанавливает особые случаи освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки.

Это могут быть следующие обстоятельства:

  • Виновное лицо активно способствует раскрытию или расследованию преступления о даче взятки;
  • В отношении виновного лица имело место вымогательство взятки;
  • Виновное лицо добровольно призналось в содеянном в отделении полиции.

Наказание за коррупцию в России строгое. Однако, доказать сам факт наличия коррупционной составляющей довольно непросто. Давно закончилось то время, когда взятки передавали из рук в руки в конвертах.

Сегодня для этого используются банковские счета, офшоры, подставные юридические лица, коммерческие расходы, фиктивные тендеры и прочие, с виду вполне законные, предпринимательские действия.

Для активной борьбы с коррупцией требуется активизировать все гражданское население. Большая часть таких преступлений раскрывается именно по доносам неравнодушных граждан, после чего организовывается поимка на живца с мечеными деньгами.

Куда жаловаться на коррупцию чиновников?

С 2017 года активно ведется разработка изменений в закон «О коррупции», которые коснутся усиленной защиты сотрудников тех предприятий и ведомств, которые сообщат об известных им фактах коррупции.

Подобные меры действительно крайне необходимы, ведь многие из граждан не сообщают о коррупции, боясь за собственную жизнь или работу.

Для тех, кто не боится за свою безопасность и готов проявить свою активную гражданскую позицию, мы представим рекомендации по действенным методам сообщения о коррупции.

В стране борьбой с коррупцией занимается ГУ МВД РФ, в частности, подразделение Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции.

Кроме того, на территории страны действует общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией», куда также можно подать свои обращения.

Итак, пожаловаться на коррупционеров можно в следующие организации:

  • ГУЭБиПК МВД РФ. В Москве эта организация расположена по адресу: ул. Новорязанская, д. 8А, стр.3. Узнать региональные адреса подразделений можно на сайте управления.
  • Комитет по борьбе с коррупцией расположен в Москве, бульвар Зубовский, д.4. Подать обращение можно по электронной почте или направлением обычного бумажного письма.
  • Администрация Президента РФ – город Москва, 2-й Хорошевский проезд, д. 7, корп. 1.
  • Первое антикоррупционное СМИ — http://pasmi.ru/contact.

Каждый гражданин по закону в 2019 году имеет право анонимно сообщить о коррупции.

При подаче не анонимного обращения сотрудники, принявшие его, обязаны сохранить имя свидетеля коррупции в тайне.

Однако, если человек даже при этом опасается за свою безопасность, лучше подавать обращения через звонки в таксофонов или анонимными письмами.

Так или иначе служба, получившая обращения, обязана его проверить за достоверность.

Коррупция – это фактор дестабилизации экономической, социальной и политической жизни в стране. От роста и развития коррупции ухудшается не только позиция страны на мировой арене, но и благосостояние каждого отдельного ее гражданина.

Бороться с беспределом, царящим в кругах чиновников и бюрократов, это долг каждого человека.

Взяточничество является уголовным преступлением, и виновные лица должны нести такую же уголовную ответственность, как и обычные граждане, преступившие закон, без учета их высоких должностей и связей.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (статьи 13,14) закреплена возможность привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений физических и юридических лиц.
Таким образом, законодатель выделяет две самостоятельные правовые ветви ответственности за полномасштабные нарушения, посягающие на основы государственной деятельности, нарушающие нормальное функционирование органов, учреждений, организаций, подрывающее их авторитет, препятствующее здоровой конкуренции и затрудняющее экономическое развитие.
Среди видов ответственности, к которой возможно привлечение физических лиц относятся:
— уголовная;
— административная;
— гражданско-правовая;
— дисциплинарная.
Уголовная ответственность состоит в привлечении лица за совершение преступления коррупционной направленности.
Поскольку наиболее рельефным проявлением коррупции в уголовно – правовом смысле выступает взятка, то, прежде всего, это ответственность предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации по статьям 201 (злоупотребление полномочиями), 204, 204.1 (коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе), 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 290-291.2 (получение взятки, дача взятки, посредничество во взятке, мелкое взяточничество).
Осознано идя на указанные действия, можно не только лишится свободы на длительный срок (до 15 лет), но и пострадать материально, выплатив в качестве дополнительного вида наказания значительную сумму штрафа (до семидесятикратного размера).
Аналогично сказанному выше в отношении уголовной ответственности за коррупционные преступления следует отметить, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за различные деяния коррупционного характера. Однако, здесь представляется целесообразным упомянуть лишь о том, что данный Кодекс в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ дополнен новой ст.19.29, устанавливающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
Совершение указанного правонарушения может повлечь за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей
Установление гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения имеет место для того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.
Гражданское законодательство предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, но прежде всего — за счет соответствующих публично-правовых образований.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
При этом в ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельно регламентирована ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда:
Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений заключается в возможности привлечения служащих к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.
В данном случае, по общему правилу подлежат применению положения статей 22 и 192 Трудового кодекса РФ, указывающие на возможность применения:
— замечания;
— выговора;
— увольнения по соответствующим основаниям.
При этом, отдельным подвидом рассматриваемой ответственности является увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.
Однако для данного вида ответственности необходим специальный субъект правонарушения – лица, замещающие государственные или муниципальные должности.
Существование четырех различных видов ответственности, применяемых к физическим лицам за совершения коррупционных правонарушений, совершено не исключает возможности привлечения одного и того же лица одновременно к нескольким видам (например, к уголовной, гражданской и дисциплинарной).

Самостоятельным видом ответственности за коррупционные правонарушения выступает ответственность юридических лиц.

Однако, в данном случае возможно привлечение только к административной ответственности, в частности по ст. 19.28 («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») и ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, привлеченное юридическое лицо может достаточно серьезно пострадать материально за указанные действия.
Вместе с этим, сам по себе факт привлечения к ответственности юридического лица не исключает возможности привлечения к различным видам ответственности виновного должностного лица или физического лица.
Сокращены сроки оплаты административного штрафа за коррупционное правонарушение
14 августа 2018 года вступили изменения в главу 32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 № 298-ФЗ.
Так, значительно сокращены сроки оплаты административного штрафа, назначенного за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, по фактам незаконного вознаграждения от имени или в интересах юридического лица.
Установлен срок до 7 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Ранее на юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за совершение указанного коррупционного правонарушения, распространялись общие требования в части исполнения постановления о наложении административного штрафа. Срок оплаты составлял 60 дней.

А.М. Смирнов,
помощник прокурора района
юрист 3 класса

Понятие коррупционного правонарушения по законодательству РФ



В статье рассмотрена проблема определения понятия «коррупционного правонарушения». Среди коррупционных правонарушений выделены преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты. Важное научно-практическое значение имеет определение признаков коррупционных правонарушений.

Ключевые слова: коррупция, понятие коррупции, коррупционное правонарушение, преступление, административное правонарушение, дисциплинарный проступок, гражданско-правовой деликт, конфликт интересов.

Коррупционные правонарушения представляют собой наиболее опасное явление, охватываемое понятием «коррупция» ввиду того, что посредством их совершения нарушается нормальное функционирование органов публичной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, состояние общества и государства в целом.

В настоящее время сложно говорить о наличии четкого и логически непротиворечивого законодательного понимания термина «коррупция». Конвенция ООН против коррупции не содержит официального разъяснения термина «коррупция». Как отмечается в специальной литературе, это обусловлено лингвистическими трудностями: в английском варианте под коррупцией понимается мздоимство, во французском — взяточничество или подкуп.

В действующем национальном законодательстве отсутствует единый подход к определению понятия «коррупция» и его квалифицирующих признаков.

Необходимо обратить внимание на то, что, по существу, понятие коррупции трактуется как обычное взяточничество, целью которого объявлено получение выгоды имущественного характера. Таким образом, понятие получения взятки, подлежащее применению только в рамках уголовного закона, вопреки ограниченности его юридического содержания было признано приемлемым для инкорпорации. В то же время, существует значительное множество форм коррупции, не подпадающих под указанное определение.

В теории сложилось два подхода к пониманию коррупции: в узком и широком смысле. Сторонники узкого понимания коррупции отождествляют ее с подкупом и взяточничеством. Такой точки зрения придерживается Н. Ф. Кузнецова, по мнению которой коррупция представляет собой «подкуп одних лиц другими» . А. И. Долгова полагает, что коррупцию можно рассматривать как «социальное явление, характеризующееся подкупом — продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» . Н. А. Лопашенко указывает следующее: «Именно подкуп, который оборачивается продажностью подкупаемых, характеризует содержание коррупции. Подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном порядке» .

Представители широкого подхода к определению коррупции помимо подкупа признают коррупционным любое корыстное злоупотребление своим служебным положением. Б. В. Волженкин под коррупцией подразумевает «социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение публичных функций, использует свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах». Как полагает С. В. Максимов, коррупция — это использование государственными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе, неимущественного характера) либо предоставление названным лицам таких имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера) . По мнению В. С. Комиссарова, коррупция должна пониматься как «использование субъектом управления своих властных полномочий вопреки интересам службы из личной заинтересованности» .

Как справедливо отмечает профессор В. В. Лунеев, «коррупция — явление более широкое, чем взяточничество. Она охватывает любые злоупотребления должностных лиц, совершенные с корыстной целью… Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии .

В части 1 статьи 13 Закона о противодействии коррупции установлено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушении несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, используя понятие «коррупционное правонарушение», законодатель не дает его определения, указывая лишь на виды ответственности, предусмотренной за их совершение. В настоящее время законодательство не содержит исчерпывающего перечня коррупционных правонарушений. По мнению исследователей, отсутствие в Законе о противодействии коррупции перечня коррупционных правонарушений, с одной стороны, способствует его лаконичности, но, с другой стороны, оставляет открытыми вопросы о том, какие конкретно деяния являются коррупционными, какие из них являются преступлениями, административными правонарушениями, дисциплинарными проступками, гражданско- правовыми деликтами.

В литературе сложились различные подходы к определению понятия коррупционного правонарушения.

Так, С К. Илий под правонарушением коррупционной направленности предлагает понимать действие (бездействие) физического или юридического лица, совершенное умышленное либо по неосторожности как с использованием своего служебного положения, так и с отступлением от своих прямых прав и обязанностей .

Кроме того, представляет интерес позиция А. Д. Ильякова, полагающего, что «в основе любого коррупционного правонарушения лежит конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства» . Иными словами, коррупционное правонарушение образует возникший конфликт между публичным и частным интересом.

В целях формирования собственного взгляда на понятие коррупционного правонарушения, необходимо рассмотреть присущие данному явлению признаки.

Среди общих признаков коррупционных правонарушений, следует обратить внимание на виновность лица и противоправность деяния.

Так, большинство исследователей полагает, что, рассматривая субъективную сторону как элемент состава коррупционного правонарушения, необходимо исходить из того, что подобные деяния совершаются только с умышленной формой вины, причем исключительно в виде прямого умысла . На наш взгляд, такой подход не является абсолютно верным, поскольку такие дисциплинарные проступки коррупционной направленности, как непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, представление неполных сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, могут быть совершены по неосторожности.

Противоправность коррупционных правонарушений означает нарушение посредством совершения деяния конкретной правовой нормы, содержащей правила, установленные в целях противодействия коррупции. Так, совершая преступление или административное правонарушение коррупционной направленности, лицом нарушается конкретный запрет, установленный УК РФ/КоАП РФ. Посредством совершения дисциплинарных проступков могут нарушаться не только запреты, предусмотренные законом, но также ограничения (наличие близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому) и обязанностей (информировать представителя нанимателя о склонении к совершению коррупционных правонарушений, о возникновении конфликта интересов), установленных в целях противодействия коррупции.

Специальные признаки, присущие большинству коррупционных правонарушений.

Во-первых, использование лицом своего служебного положения. Как пишут С. Н. Братановский и М. Ф. Зеленов, коррупционные правонарушения не обязательно связаны с использованием должностного положения. По мнению указанных исследователей, предоставление государственным или муниципальным служащим заведомо ложных сведений о доходах, невыполнение обязанности сообщать о склонении к совершению коррупционного правонарушения вполне могут осуществлять и без использования должностного положения . По мнению авторов, это обусловлено отсутствием в законе четкого понятия коррупционного правонарушения. На наш взгляд, с этим сложно согласиться, поскольку при отсутствии признака «использования служебного положения» не представляется возможным отнесения деяния к категории коррупционных ввиду его иной направленности, посягательства на объект (правоотношения), не связанный с осуществлением властных полномочий.

Во-вторых, совершение деяния вопреки интересам службы в органах публичной власти, коммерческих/некоммерческих организациях. Данный признак вызывает много возражений в специальной литературе. Как отмечает И. С. Алихаджиева, «излишняя детализация, вопреки каким именно интересам был предпринят коррупционный акт, сводит на нет усилия правоохранителей по вменению конкретных составов преступлений.

В-третьих, совершение деяния с корыстным мотивом, в целях получения выгоды для себя либо для других лиц (имущественная выгода или иная личная заинтересованность). В качестве противоправной цели коррупционного деяния Закон называет получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Таким образом, речь идет исключительно о корыстной цели, сопряженной с получением материальной выгоды для себя или иного лица. Рассматриваемый признак не является абсолютным, поскольку иная личная заинтересованность может быть выражена в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном какими-либо побуждениями (карьеризм, семейственность, протекционизм, взаимная поддержка и др.).

В-четвертых, непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы соотносится с ранее рассмотренным признаком общественной опасности коррупционных правонарушений.

С учетом изложенного, понятие «коррупционное правонарушение» в широком смысле представляется возможным определить, как «совершенное физическим или юридическим лицом действие или бездействие, непосредственно посягающее на интересы службы, совершаемое с целью извлечения преимуществ для себя или иных лиц, предусмотренное УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ, иными федеральными законами, регулирующими порядок прохождения службы в органах публичной власти различных уровней и организациях, состоящее в нарушении антикоррупционных стандартов, влекущее уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую ответственность».

Помимо понятия «коррупционное правонарушение» отечественный законодатель по тексту Закона о противодействии коррупции использует понятие «коррупционное поведение», определение которого также отсутствует. Исходя из контекста, в котором употребляется данное словосочетание, а именно: «профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению» (пункт 1 статьи 6); «формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению» (пункт 6 статьи 7), можно сделать вывод, что понятие «коррупционное поведение» носит ярко выраженный криминологический характер.

В специальной литературе присутствуют различные взгляды на определение рассматриваемого понятия. Как пишет О. В. Ванновская, коррупционное поведение является разновидностью социального поведения, представляет собой поступки и действия должностного лица, затрагивающие интересы отдельных лиц, групп, общества . Согласно исследованиям, коррупционное поведение детерминируется не столько внешними обстоятельствами, сколько зависит от внутренних детерминант: комплекса определенных качеств личности, ее установок, ценностных ориентаций и морально-нравственных норм регуляции поведения.

На наш взгляд, отсутствие легального понятия коррупционного правонарушения в настоящее время не является проблемой, требующей ее незамедлительного разрешения, поскольку ввиду наличия широкого спектра деяний коррупционной направленности, различных видов установленной за их совершение юридической ответственности, не представляется возможным сформировать конкретный перечень признаков, характеризующих каждое из них и позволяющих отнести к коррупционным правонарушениям точно определенное количество деяний.

Литература:

  1. Кузнецова Н. Ф. Обсуждение проблемы борьбы с коррупцией. Круглый стол. Государство и право. 1993. № 2. С.134–135.
  2. Долгова А. И. Криминология. Учебник для вузов. 2001. 784 с.
  3. Лопашенко Н. А. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер // Следователь. 2009. № 6. С.35–40.
  4. Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М. 2008. 249 с.
  5. Комиссаров В. С. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. № 1. С. 27–32.
  6. Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции / М.: Волтерс Клувер, 2005. 912 с.
  7. Илий С. К. Административные правонарушения коррупционной направленности // Административное и муниципальное право. 2015. № 5. С.460- 468.
  8. Ильяков А. Д. Урегулирование конфликта интересов как основной способ предупреждения коррупции в системе государственного управления // Современное право. 2016. № 4. С.32–36.
  9. Купратая А. В. Понятие и виды коррупционных правонарушений // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 12. С.132–135.
  10. Братановский С. Н., Зеленов, М. Ф. Понятие, состав и виды коррупционных правонарушений // Гражданин и право. 2011. № 11. С.23–31.
  11. Ванновская О. В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 102. С.198–201.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *