Кто такой педагог библиотекарь?

Несмотря на то, что должность сотрудника школьной библиотеки — отнюдь не новая, специальность «педагог — библиотекарь” справедливо можно назвать нововведением. С введением в 2010 году обновленных образовательных стандартов, сотрудники библиотеки причислены к педагогическому составу, и это коснулось не только формулировки должности, но и тех задач, которые ставятся перед данными педагогами.

Новыми стандартами сформулирована основная функция библиотек — создание среды развития детей посредством чтения литературы, изучения электронных документов и аудиовизуального контента. Поэтому, школьным библиотекарям необходимо грамотно и оперативно осуществлять профессиональную деятельность в заданных рамках, а стало быть, владеть как педагогическими навыками, так и умело пользоваться ИКТ на уровне заданных технологических стандартов.

Среди функций педагога — библиотекаря:

  • развитие культуры чтения;
  • работа с учащимися по культурному становлению личности;
  • поддержка словесной грамотности и формирования информационной культуры учащихся;
  • освоение ИКТ и методов по работе в информационной и библиотечной деятельности.

Курсы повышения квалификации библиотекарей

Чтобы идти в ногу со временем, быть в курсе юридических нововведений и обновления методических ресурсов, раз в три года педагоги должны проходить курс повышения квалификации в соответствии со своей специализацией.

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования приглашает пройти курс повышения квалификации «Педагог — библиотекарь”. Программа курса, разработанная опытными преподавателями и методистами, включает в себя все необходимые материалы для актуализации знаний педагогов. На выбор предлагается несколько форм обучения, в том числе, полностью дистанционное. На нашем портале вы сможете найти не только необходимые в рамках курса материалы, но также дополнительные, позволяющие углубиться в тему или расширить педагогические знания.

Программа курса

    Продолжительность курса может составлять от 72 до 140 часов в зависимости от конкретных целей обучающихся. Программа также может варьироваться в зависимости от пожеланий слушателя.

По данному курсу доступны следующие тематические блоки:

  • Документоведение
  • История мировой и отечественной культуры
  • Русский язык и культура речи
  • Литература для детей и юношества
  • Библиотековедение
  • Библиографоведение
  • Краеведческая работа библиотеки
  • Организация библиотечных фондов и каталогов
  • Технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы оборудования, правила технической эксплуатации
  • Виды технических носителей информации
  • Web-технологии
  • Методика организации досуговых мероприятий
  • Библиотечный дизайн
  • Информационная деятельность
  • Информационные технологии библиотечной деятельности
  • Этика и психология профессиональной деятельности

Успешно прошедшим учебный курс педагогам будет выдано удостоверение установленного образца, подтверждающее право на ведение профессиональной деятельности по специальности «педагог-библиотекарь”.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЕДИНЫЙ

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ,

РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

от 31 мая 2011 г. № 448н,

зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г. № 21240

Внести изменение в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников об­разования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г. № 18638), согласно приложению.

Министр Т.А. ГОЛИКОВА

Вестник образования России.- 2011.- № 15.- С.66

Приложение

ИЗМЕНЕНИЕ,

вносимое в Единый квалификационный справочник должностей

руководителей, специалистов и служащих,

раздел «Квалификационные характеристики должностей

работников образования»

Раздел III «Должности педагогических работников» дополнить после квалификационной характеристики должности «Тьютор» ква­лификационной характеристикой должности «Педагог-библиотекарь», изложив ее в следующей редакции:

«Педагог-библиотекарь*

Должностные обязанности.

Участвует в реализации основной об­разовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федераль­ными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устой­чивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополни­тельное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информа­ционной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тема­тических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, ис­пользуя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных ин­тересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образо­вательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реа­лизации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организа­ции и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и про­ведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда об­разовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образователь­ной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения инди­видуальных бесед, формы и методы проведения конференций, вы­ставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, Школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; совре­менные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную дея­тельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использова­ния мультимедийного оборудования и ведения электронного доку­ментооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреж­дения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; еди­ную общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; прави­ла внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педа­гогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы».

* Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»

Дополнительная информация:

500 шляп школьного библиотекаря // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2017. — № 1. — С. 22-63. — Блог педагога-библиотекаря.

Тихомирова, И. И. Размышления о стандарте, Всемирном форуме IASL и миссии РШБА / И. И. Тихомирова // Школ. б-ка. — 2014. — № 5.- С. 22-25.

Соколов, А. В. Педагог — библиотекарь и библиотечная педагогика / А. В. Соколов // Школ. б-ка. — 2013. — № 9-10. — С. 39-45.

Погорелова, Т. Педагог-библиотекарь. Есть ли новые права? / Т. Погорелова // Учит. газ. — 2013. — 10 сент. (№ 37). — С. 21.

Должностная инструкция педагога-библиотекаря // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2013. — № 2. — С. 9-12. — Опыт Псковской области.

Тихомирова, И. И. Культуротворческая деятельность педагога-библиотекаря / И. И. Тихомирова // Школ. б-ка. — 2013. — № 4. — С. 20-25.

Иванова, Е. В. Педагог-библиотекарь : дороги, которые мы выбираем / Е. В. Иванова // Б-ка в шк.: Первое сент. — 2012. — № 11. — С. 13-15 .

Тихомирова, И. И. Размышления о стандарте, Всемирном форуме IASL и миссии РШБА / И. И. Тихомирова // Школ. б-ка. — 2014. — № 5.- С. 22-25.

500 шляп школьного библиотекаря // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2017. — № 1. — С. 22-63. — Блог педагога-библиотекаря.

Сумбембаева, Ш. К. Обучай. Мотивируй. Вдохновляй / Ш. К. Сумбембаева // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2019. — № 6. — С. 32-37.

Назад в раздел

«Портрет современного педагога- библиотекаря»

Современный библиотекарь, это — творческий, информацион­но подготовленный и открытый миру человек. Школьным библиотекарям постоянно надо учиться, развиваться. Он должен соответствовать, времени. Он должен хорошо знать литературу, быть готовым к изу­чению всего неизвестного ему. Чтобы понимать запросы молодых пользо­вателей, современные библиотекари должны хорошо разбираться в моло­дежи.

Многие говорят: «Библиотекарь — скромная должность», ведь не место красит человека, а человек – место.

И вот уже 10 лет я – школьный библиотекарь. Кто никогда не соприкасался с профессией библиотекаря, тот скажет, что она скучная и монотонная. Профессию библиотекаря не принято считать престижной. Но это не так. Школьная библиотека – это место, наполненный добром и детством.

В школьной библиотеке во время перемены не смолкает шум и веселый смех. Ребята приходят не только получать и обменять книги, но и поделиться своими маленькими радостями: о школьных успехах, о весело проведенных выходных, впечатлениями о прочитанной книге. Детям необходимо общение и дружеская беседа. Очень важно, что в библиотеке их всегда выслушают и помогут. Еще здесь можно посидеть, пообщаться друг с другом. Все они очень разные. Только библиотекарь и книга могут научить ребят жить с открытой душой. Библиотекарь должен любить детей, понимать их проблемы и их внутренний мир. Он должен быть педагогом и психологом, найти подход к каждому ребенку. Ведь не зря говорят, что библиотека является «аптекой для души».

Опыт накапливается с каждым годом. Каждый год провожу традиционные формы работы с книгой; громкие чтения, читательские конференции, библиотечные уроки, литературные КВНы, обзоры новинок литературы. Но чтобы постоянно развивать и поддерживать у ребят интерес к книге использую нестандартные, занимательные формы, такие, как игра, поиск, общение. Например: праздник «День книги», «Посвящение в читатели», «День весёлых вопросов», «Путешествие в страну литературы», «Мама, папа, я – читающая семья» и. т.д. И хочется сказать, что эта работа мне доставляет удовольствие. Тропинка, которая ведёт учеников в библиотеку, начинается с первого класса. Малыши, не умеющие читать, рассматривают картинки, иллюстрации к книгам, а взрослые познакомят их с героями сказок. Здесь они учатся любить книгу, любить Родину. В школьной библиотеке у малышей свой уютный уголок, куда они с удовольствием приходят, копаются в книжках, картинки рассматривают, выбирают сами то, что им по душе.

У учащихся среднего школьного возраста снижается интерес к книге. В связи с этим самая важная задача для меня – это вернуть читателя в библиотеку, прививать ему постоянную потребность к книге. Для того, чтобы усилить читательский интерес ребят провожу в классах такую форму работы, как обсуждение книги или презентация о прочитанных книгах.

Все, что умеет, знает школьный библиотекарь-это результат его труда, нервов и пота. Школьный библиотекарь на самом деле занимается разной работой. Это подписка периодики и мероприятия, работа с учебниками и документацией, творческая, оформительская и методическая работа. Но прежде всего это работа с людьми. Работа, которая позволяет заглянуть во внутренний мир человека.

Как я люблю школу, как люблю свою профессию, а как люблю своих читателей от маленьких первоклашек и до взрослых одиннадцатиклассников. Я знаю каждого ученика в своей школе, знаю их интересы, люблю наблюдать за детьми со стороны. Сегодня библиотека, как никогда, является аптекой для души. Ведь ко мне приходят не только за книгой, но и за советом, за помощью, и во многом от меня зависит настроение ребёнка, интерес к жизни. Школьный библиотекарь не только человек, хорошо разбирающийся в книгах, хорошо знающий интересы своих читателей, умеющий проводить интересные мероприятия, но и, прежде всего, хороший психолог. Так хочется, чтобы учащиеся нашей школы с удовольствием посещали библиотеку и имели возможность прочитать самые удивительные книги.

Основная работа профессии школьного библиотекаря — научить ребенка самостоятельно работать с книгой так, чтоб он мог из книги самостоятельно получать знания, и чтобы подготовить ребенка к жизни. Именно со школьной скамьи ребенок должен вынести мысль: «Библиотека, чтение, книга и знания – это одно целое, это фундамент будущего». А «профессия школьного библиотекаря — это интересно, престижно, вечно!»

УДК 371.314

Керимова Лилия Рефатовна

Учитель русского языка и литературы высшей категории, педагог-библиотекарь, МБОУ «Денисовская школа»;

Российская Федерация, Симферополь, с. Денисовка, e-mail: l-r-k@mail.ru

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

В современной системе образования осуществляется формирование личностных компетенций обучающихся. Приоритет в развитии таких компетенций, как общекультурные, принадлежит воспитательному сегменту образовательного процесса, где помимо работы учителей значима деятельность библиотек. Расширением содержания деятельности и функций современных информационно-библиотечных центров обусловлено введение новой должности — педагога-библиотекаря. Одним из направлений его работы является тесное взаимодействие с учителями-предметниками в реализации учебно-воспитательных стратегий. Успех выполнения всех образовательных задач по-прежнему гарантирует приобщение школьников к чтению как основному виду их познавательной деятельности и досуга. В связи с этим в статье рассмотрены этапы и методы формирования читательской культуры обучающихся в условиях современного развития образования в России и на основе кооперации деятельности педагогического коллектива и педагога-библиотекаря.

Ключевые слова: школьная педагогика, педагог-библиотекарь, федеральный образовательный стандарт, ФГОС, общекультурные компетенции обучающихся, детское чтение, культура чтения.

Lilia R. ^rimova

Teacher of Russian Language and Literature the Highest category, teacher-librarian, The Denisov school;

Russian Federation, Simferopol, Denisovka

JOINT WORK OF THE TEACHER AND TEACHER-LIBRARIAN ON THE FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS

Для цитирования:

Керимова, Л. Р. Совместная работа учителя и педагога-библиотекаря по формированию общекультурной компетенции обучающихся // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 30-41

Принятие федеральных образовательных стандартов (ФГОС) существенно модернизировало процесс организации школьного образования. Сегодня в школах России его специфику определяет переход от традиционной системы ЗУН (знаний-умений-навыков) к формированию компетенций — личностных способностей обучающихся успешно применять накопленный интеллектуальный багаж и практический опыт в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, содержание современного образования ориентировано на развитие у школьников потенциала для решения широкого спектра реально возможных проблем — от бытовых до производственных, от персональных до общественных. В числе компетенций, обозначенных в образовательном стандарте как конечный результат обучения, немалая роль отведена общекультурным компетенциям. Они базируются на познании и практическом освоении обучающимися вопросов национальной и общечеловеческой культуры; культурологических основ семейных, социальных, общественных отношений; влияния традиций, религии, науки и искусства на бытовую, трудовую и культурно-досуговую сферы жизнедеятельности человека.

Приоритет в формировании общекультурных компетенций принадлежит воспитательному сегменту образовательного процесса, где,

благодаря создаваемой её участниками особой среде, осуществляется эмоциональное насыщение, личностное развитие и обогащение детей и подростков. Надежда Егоровна Щуркова — эксперт в области теории и методики воспитания — определяет воспитательный процесс как «восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества» . Ведущую роль в организации этого процесса Н. Е. Щуркова отводит педагогу (воспитателю). Однако здесь не менее значима деятельность такого общественного института, как библиотека, смысл деятельности которой на современном этапе развития образования понимается по-новому. Оставаясь по-прежнему центром приобщения школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и досуга , библиотеки сегодня содействуют общеобразовательному процессу в двух основных планах: а) интеллектуальном, т. е. способствуют успешной адаптации школьников к условиям жизни в современном информационном обществе посредством получения ими навыков системного самообразования, и б) воспитательном, выполняя «ценностно-ориентационную функцию, функцию содействия «самоцивилизованию» русских людей» . В связи с расширившейся гуманистической направленностью деятельности библиотек во ФГОС второго поколения предусмотрено появление в образовательных учреждениях такого нового структурного подразделения, как информационно-библиотечный центр, работу которого будут обеспечивать специалисты нового профиля — педагоги-библиотекари. Введение данной должности предполагает существенное обновление содержания деятельности этих участников образовательного процесса — теперь не только специалистов по работе с библиотечным фондом, но и организаторов информационных услуг, проектировщиков массовых, групповых и индивидуальных мероприятий научно-образовательной и культурно-воспитательной направленности, консультантов по применению информационных технологий .

Эффективному формированию у обучающихся общекультурной компетентности способствует сложившаяся в каждом конкретном учебном заведении образовательная среда с характерными для неё условиями работы педагогов-предметников. К сожалению, работу библиотекарей редко рассматривают как органичную составляющую этой среды. Однако при комплексном подходе, требуемом для решения многих образовательных задач, в том числе и компетентностного подхода к их реализации, насущно необходимо совмещение работы учителя-предметника и педагога-библиотекаря . Их сотрудничество и сотворчество давно признано действенной и результативной формой совершенствования учебно-педагогического процесса, но далеко не всегда полноценно и последовательно используется в рамках школьного обучения. Обеспечение учебного и

воспитательного процесса всеми формами и методами информационно-библиографического обслуживания выявляется основной задачей современной библиотеки. Согласованная с педагогическим коллективом деятельность педагога-библиотекаря осуществляется в нескольких направлениях: поурочные занятия, читательские конференции (семинары), предметные вечера и недели, конкурсы, классные часы и т. д. Такого рода сотрудничество направлено на оказание помощи школьникам по всем учебным предметам, совершенствование их знаний и умений работы со справочной, научно-популярной, художественной, периодической и пр. литературой для успешного освоения школьных программ, оценка и корректировка информационных навыков обучающихся, стимулирование их познавательной и творческой деятельности, а также помощи учителям-предметникам в поиске, подборе, сортировке и использовании информации, разработке планов (конспектов) уроков, внеклассных занятий и культурно-досуговых воспитательных мероприятий, подготовке и проведении проектно-исследовательских работ, реализуемых в расширенной среде обучения.

Главная цель мероприятий, проводимых совместно учителем и педагогом-библиотекарем, — формирование у обучающихся целостной научной картины мира: историко-социального, этнокультурного, гражданско-патриотического, экологического, духовно-нравственного компонентов жизни и деятельности человека. Цель библиотеки — приобщить учащихся к культуре, представленной в форме текста, звука, изображения . Манифест школьных библиотек России — формирование информационной культуры личности. При этом отмечается, что у школьников разных возрастов следует также пробуждать желание создавать собственную культуру, а цивилизованного и социально ценного человека формирует собственно разностороннее и системное чтение. Важнейшими качествами современного человека является большой объём памяти и умение охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, точно формулировать свои мысли посредством отличного владения речью и свободным письмом.

Однако в ситуации цифрового «формата» современной жизни всё сложнее формировать человека читающего, а следовательно, человека думающего. Вопрос о детском чтении здесь наиболее сложный. Все мы осознаём, что современный ребёнок весьма отличается от детей предыдущих поколений. Однако, как и прежде, для него чтение играет гораздо более существенную роль, нежели для взрослых. Ребёнком из прочитанного в детстве заимствуется определённое мироощущение, из книг им вырабатывается понимание мира и норм поведения в нём. Поэтому совершенно справедливо суждение Сесиль Лупан о привитии вкуса к чтению как лучшему подарку взрослого детям , а так как чтение — основа

культуры, значит, взрослым необходимо его «превратить в увлекательное занятие, в котором ребёнок играет активную роль» .

Исследователи психологии современного школьника отмечают, что дети XXI века с их пристрастием к яркому, красочному, внешне броскому материалу, предпочитают исключительно новые (без признаков старения) книги, интерес проявляют лишь к оснащённым причудливой, удобной мебелью и современной техникой библиотечным помещениям. Сотрудники Российской государственной детской библиотеки (О. Л Кабачек, И. А. Бутенко, В. П. Чудинова, О. И. Мургина и др.) отмечают, что для современных подростков, чья досуговая деятельность тесно связана с активным использованием «электронной среды», типично чтение иллюстрированных журналов. Эти особенности восприятия внешнего мира сегодняшних юных читателей и новый облик их коммуникативных привычек требуют изменения традиционных представлений и подходов педагогов, воспитателей, библиотекарей и поиска ими таких форм работы, чтобы ребёнок хотел посетить библиотеку и покидал её удовлетворённым. Важнейшим для специалистов из области образования в эпоху глобальных информационных телекоммуникаций становится умение работать в информационных сетях (так называемая «сетевая грамотность»). Специфика мультикультурного информационного мира определяет изменение подходов к образованию и «грамотности», её соотношения с печатными и «электронными» ресурсами. Поэтому работу с такого рода читательской аудиторией, в первую очередь, необходимо начинать с «реконструкции» утраченной поколением девяностых и вытесненной клиповым мышлением современных детей культуры чтения — прибегать к новационным средствам создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не лишались тех возможностей, которые приобретаются исключительно в результате чтения.

Основные этапы и методы воспитания культуры чтения таковы .

Этап Класс Формы работы (мероприятия)

Знакомство с библиотекой 1 класс Организация экскурсии в школьную (или городскую) библиотеку, где педагог-библиотекарь знакомит детей с тем, что такое библиотека, как стать её читателем, какие книги имеются в библиотечных фондах. Демонстрация книг с акцентом на наиболее интересные иллюстрации в них, прочтение небольших занимательных отрывков прозы и поэзии. Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.

Экскурсии в библиотеку проводятся не только для детей младшего возраста, они интересны и старшеклассникам. Учитель совместно с педагогом-библиотекарем к приходу детей в библиотеку готовит выставку (презентацию) книг и иллюстративных материалов (в зависимости от интересов школьного коллектива это могут быть «Русские народные сказки», «Неделя детской книги», «Из истории книги» и т. д.). В беседе даются общие сведения о библиотеке и советы о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой.

Этап Класс Формы работы (мероприятия)

Ознакомление читателя с книгой Младшие школьники (1-2 классы) Системное воспитание культуры чтения начинается с записи школьника в библиотеку. Затем юного читателя знакомят с основными правилами обращения с библиотечной книгой. Бережное отношение к книге формируется и в процессе всей учебной деятельности. Разъясняются правила гигиены чтения в библиотеке, дома, в классе: как сидеть, когда читать, как держать книгу и т. д., составляются наглядные материалы с советами и рекомендациями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Навыки обращения с книгой Младшие школьники (1-4 классы) Знакомство с основными элементами книги: титульным листом как «введением» в книгу, назначением книги, её структурой (рассказы о частях книги постепенно усложняются в зависимости от возраста её читателя). Очень важно научить обучающихся просматривать книгу. Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат источника — сноски внизу страницы или в конце книги. Поиск значений непонятных слов в других источниках способствует выработке у школьников «поискового» навыка для самостоятельной подготовки к урокам, выполнению домашних, индивидуальных заданий и др.

Навыки самостоятельного выбора книги Первые годы чтения Беседы со школьником о его интересах и предпочтениях, любимых занятиях в свободное время, о

потенциально увлекательном для чтения; затем педагог-библиотекарь предлагает попробовать самому выбрать книгу. Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотацию к книге, учит, как спросить книгу для чтения.

Как читать книгу Обучающиеся всех классов Советы читателям по специфике работы с источниками разной информационной природы: словарно-справочной, энциклопедической, научно-популярной литературой, периодикой (газетами и журналами), художественными произведениями и т. д. как на бумажных носителях, так и в электронном формате. Беседы педагога-библиотекаря о правилах чтения художественных произведений определяются спецификой содержания книги: сюжет, характеры героев, особенности авторского стиля и языка произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Незнакомая лексика требует пояснений, текстового комментария, словарной проверки. В работе с периодикой указывается отсутствие необходимости их чтения полностью, а выбор по оглавлению того, что наиболее интересует; при просмотре газеты —выбор наиболее близких и доступных статей.

Отзывы о книгах: — устные, — письменные — с 1 класса, — с 4 класса Постоянные беседы с детьми при выдаче (сдаче) им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают своё мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге. С целью составить отзыв, читатель прочитает книгу повнимательнее, вдумчивее подумает над её содержанием.

К сфере совместной деятельности учителя-словесника и педагога-библиотекаря относится также разработка программ пропаганды чтения — подборка списка книг, рекомендуемого для чтения. Рекомендательные списки призваны помогать неискушённому читателю в выборе книг, а также содействуют систематизации и разносторонности чтения юных читателей. Как правило, учителя-словесники (особенно молодые специалисты) совместно с работником библиотеки составляют рекомендательные списки художественной литературы, которую читают школьники как в течение учебного года, так и в свободное от занятий время. Помимо перечня книг, можно представить краткий текст из основного содержания книги, а также проиллюстрировать список изображениями, представленными в книге или, например, кадрами из спектаклей и/или фильмов, если произведение было инсценировано или экранизировано. Для большего эффекта эти списки требуют интересного оформления и не должны быть велики по объёму. Однако основное место в списке занимает не иллюстративный и не текстовой «блок», а собственно названия книг и аннотации. Замечено, что наиболее охотно к спискам литературы обращаются обучающиеся начальной школы, что, безусловно, должно быть использовано школьным учителем в образовательных целях. Одним из интересных для старших школьников и эффективных в работе с ними является участие в проекте «Я тебе рекомендую» (например, проводимого в рамках предметной недели филологов), заканчивающийся выпуском «Рекомендательных списков литературы», их презентацией и защитой проекта. Успех проведения данного мероприятия обеспечивает заинтересованность его участников при активной творческой поддержке педагогов, включая и педагога-библиотекаря.

Одним из самых действенных средств пропаганды книги является громкое чтение и художественное рассказывание. В силу своих особенностей хорошее выразительное чтение эмоционально затрагивает ребёнка, заинтересовывает, помогает проникнуться содержанием книги. Выразительное чтение способно помочь привить любовь детей к стихам, которые многие из них читают неохотно. Метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение наизусть, комментированное чтение, прочтение текста по ролям, хоровое чтение и т. д.) можно применять и при индивидуальном общении, и в работе с классом. Чтение вслух также помогает в разрешении одной из важных обучающих задач — развитию у детей литературной речи.

Обсуждение книги — это коллективная беседа, в ходе которой её участники делятся суждениями о прочитанном, своими впечатлениями о героях книги, их поступках, ситуациях. Обсуждение книги — хорошая мотивационная установка на вдумчивое восприятие её содержания.

Коллективная беседа нередко носит дискуссионный характер, заставляет искать и находить необходимые доводы, оценивать их на соответствие авторской мысли.

Устный (виртуальный) журнал — форма пропаганды книг (например, «Час занимательного русского языка», «Физика в художественной литературе» и т. п.), с характерным оформлением внутренних листов, которые можно передвигать, как бы «перелистывать» по типу реальной книги или книжки-раскладушки.

Литературная интерактивная игра развивает у школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно отбирать цитаты, обоснованно отстаивать своё мнение о книге и её героях, подкрепляя его конкретными фактами. Таковыми могут быть игра «Сказочное лото», викторина «Русские поэты о зимней природе», литературные путешествия и прогулки: «Путешествие по сказкам… (автор)», «Прогулка по берегу Чёрного моря», «Странствие по Гринландии (страна Александра Грина)». «Необычное путешествие по книгам» — это занятие, основная задача которого — дать максимальную информацию о писателе, произведении, историческом периоде, географическом месте, в котором собираемся путешествовать. Его суть в том, чтобы участникам «путешествия» предоставить возможность проявить свои читательские способности: им предлагается в ограниченный срок (например, 1 месяц) «побывать» в различных пунктах, чтобы найти ответы на заданные (или примерные) вопросы к отдельным маршрутам. «Путешествие» завершается общей встречей «путешественников» после их «возвращения».

В содержание вечера занимательной науки и техники могут входить беседа по одной или нескольким книгам научно-фантастического содержания; сообщения об отдельных книгах; ответы на вопросы ведущего или специалиста; чтение и пересказ отрывков; демонстрация моделей, сделанных школьниками и т. д. Например, очень интересным оказался проект «Ночник из страусового яйца» с привлечением сотрудников страусовой фермы.

Привлекательны для детей разных классов и учителей-предметников вечера вопросов и ответов. Каждый из таких вечеров, проводимых в библиотеке, может быть посвящён одной отрасли науки. Заранее вывешиваются вопросы из списка книг, прочитав которые легко ответить на эти вопросы. Ответы можно давать и в письменном виде и заранее, ещё до вечера. Самые интересные из них оглашаются на вечере. И учитель, и педагог-библиотекарь учат школьника поиску информации, отбору нужной, оценке степени её достоверности, развитию информационной компетентности

школьников. Это, безусловно, очень важный аспект в процессе адаптации ученика в современном информационном пространстве.

Все вышеизложенные традиционные и сравнительно недавние методы по воспитанию культуры чтения учащихся направлены на сохранение интереса детей к чтению. Специалистам образовательного процесса следует понимать, что у современных детей и подростков (да нередко и у взрослых) развиваются новые практики чтения — чтение переходит в электронную среду и несёт отпечаток так называемой электронной культуры . Поэтому одним из условий освоения и реализации образовательных программ является наличие технически оснащённых библиотек, укомплектованных традиционными и электронными ресурсами. Необходимо также изменить роль ребёнка-читателя — обучающийся сам должен стать пропагандистом книги, пробуждая у других интерес к прочитанному им, обосновать свой выбор, оказать помощь в поиске соответствующих источников на книжных (реальных или виртуальных) библиотечных полках. Уметь создать книге рекламу — в этом помогает такая форма, как буктрейлер — короткий (как правило, не более 3 минут) видеоролик, в произвольной художественной форме повествующий о какой-либо книге. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к ставшим литературной классикой. Созданный обучающимися при непосредственной помощи и рецензировании педагога-библиотекаря аудиоматериал затем демонстрируется друзьям и одноклассникам, может быть выложен в Сеть. Всё это активизирует мыслительную и познавательную деятельность школьников, повышает уровень их культуры популярными в современной среде и доступными нынешним школьникам средствами коммуникации.

Итак, современная библиотека должна стать сердцем образовательного процесса. Каждый обучающийся сначала в статусе наблюдателя, зрителя, затем помощника, участника, ведущего мероприятий, интерактивных игр, презентаций книг должен быть по возможности вовлечён в работу современной школьной библиотеки. Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге зарождается в раннем детстве, и чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в ребёнке формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом. Однако помочь потенциальному читателю в его становлении возможно только при кропотливом изучении его интересов и запросов . При умелом и полновесном взаимодействии библиотекаря и педагогов можно положительно разрешить любые образовательные и воспитательные задачи. С этой целью требуется осознать весь потенциал объединения каждого учебного занятия с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек и использовать его для

инициирования интереса школьников к самостоятельной читательской деятельности, создания творческой заинтересованности чтением, в конечном результате читательской культуры, а следовательно, и обязательного «интеллектуального развития» (Д. С. Лихачёв) молодого поколения.

Школьная библиотека, привлекая обучающихся к чтению и предоставляя доступ к информации, способствует их интеграции в социокультурную среду и повышению уровня социальной защищенности формирующейся личности. Активное сотрудничество педагогов-библиотекарей и преподавателей позволяет концентрировать внимание обучающихся на главном, развить их мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Именно такое содружество-сотворчество обозначенных участников образовательного процесса способствует достижению главной цели обучения и воспитания выпускника нового поколения — формированию его общей личностной культуры для его успешной интеграции в национальную и мировую культуру, самоопределению и достижению социальной компетентности. От степени кооперации усилий педагога-библиотеки с работой учителя в урочной, внеурочной деятельности и в рамках воспитательной работы с обучающимися напрямую зависит, с какой жизненной позицией выйдут из стен школы её выпускники.

Литература

1. Антипова, В. Б. Образовательная функция школьной библиотеки // Педагогика. 2008. № 3. С. 28-32.

5. Маркевич, О. А. Проектирование читательской деятельности детей и подростков как компонент развития профессиональной компетентности педагога-библиотекаря // Школьная библиотека. 2011 № 9-10. С. 44-46.

10. Тихомирова, И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря: учеб.-метод. пособие. М. : РШБА, 2014. 464 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология. М. : Педагогическое общество России, 2002. 224 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *