Кто такой сирота?

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего профессионального образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Порядок и условия постановки на Полное государственное обеспечение и снятия с Полного государственного обеспечения

Приемная комиссия Университета предоставляет в Центр социальной работы и волонтерства списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, зачисленных на первый курс обучения. Центр социальной работы и волонтерства готовит проект приказа о постановке на полное государственное обеспечение.

Приказ является основанием для осуществления выплат ежемесячной денежной компенсации на питание, ежемесячной компенсации на бесплатный проезд на городском транспорте, ежегодного и единовременного (при выпуске) пособия на одежду, обувь и инвентарь, ежегодного пособия для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей, а также единовременного денежного пособия при выпуске из Университета.

Студентам, относящимся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также студентам, потерявшим в процессе обучения обоих или единственного родителя, может быть предоставлена социальная поддержка за счет средств стипендиального фонда Университета в порядке, установленном Положением о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов.

Студент, относящийся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также студент, потерявший в процессе обучения обоих или единственного родителя, подает на имя ректора Университета заявление о назначении его на полное государственное обеспечение, выплату государственной социальной стипендии. К заявлению прилагаются следующие документы:

  • свидетельство о рождении;
  • копия паспорта (2, 3, 5 стр.);
  • документы, подтверждающие отсутствие родителей. К таким документа относятся: копия свидетельства о смерти родителей (единственного родителя), копия решения суда о признании родителей (родителя) недееспособными, копия решения суда о признании родителей (родителя) ограниченно дееспособными, копия решения суда о признании родителей (родителя) безвестно отсутствующими, копия решения суда о признании родителей умершими, другие документы.

Заявление студента вместе с приложениями поступает на рассмотрение в Центр социальной работы и волонтерства. По результатам рассмотрения заявления с приложениями в пятидневный срок Центр социальной работы и волонтерства выносит решение о постановке студента на полное государственное обеспечение, либо о мотивированном отказе от постановки на полное государственное обеспечение.

За дополнительной информацией обращаться в Центр социальной работы и волонтерства Управления социальной и воспитательной работы, тел. 21-61-00, доб. 17–59. Корпус № 2. Наб. Северной Двины, д.22, каб.2412.

Подробности можно узнать

Статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Федеральным Законом №159 от «21» декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» далее ФЗ №159, а также Семейным Кодексом Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации в статье 121 объединяет всех детей в одну категорию, как детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите, а ФЗ №159 делит их на две подкатегории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует мнение, что эти дети отличаются тем, что дети-сироты – это, как правило, дети из благоприятных семей, чьи родители внезапно погибли при трагических обстоятельствах, например, в автокатастрофе. И что такие дети более социализированы, образованы и т. п. Данное мнение, на наш взгляд является в корне не верным. Как такой вывод можно сделать о детях, которые потеряли родителей в возрасте полугода? Или как можно судить насколько была благоприятна обстановка в семье до гибели родителей? На наш взгляд такое деление является формальным, так как все эти лица имеют равные права на защиту государства и по нашему мнению это всего лишь дань традиции. Например, не до конца ясно, чем отличаются дети, чьи родители умерли, от детей, чьи родители признаны умершими по решению суда. Только тем, что у одних есть только свидетельства о смерти родителей, а у других решение суда и свидетельства о смерти родителей.

Рассмотрим более подробно, какие дети приобретают статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все указанные лица должны быть не старше восемнадцати лет.

  1. Лица, у которых умерли оба либо единственный родитель. Подтверждается свидетельством о смерти родителей, или решением суда об объявлении родителей умершими.
  2. Лица, родители которых лишены в их отношении родительских прав либо ограничены в родительских правах. Подтверждается решением суда о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав. Здесь следует учесть, что при ограничении родителей в родительских правах, если причины такого ограничения не были устранены, то в течение шести месяцев органы опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
  3. Лица, родители которых отсутствуют (неизвестны). Подтверждается свидетельством о рождении, решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими.
  4. Лица, родители которых являются недееспособными либо ограниченно дееспособными либо находятся в лечебном учреждении. Подтверждается решением суда о признании недееспособными или ограниченно дееспособными. Как правило, ограниченно дееспособными признаются лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, в таком случае они должны быть также лишены по этим основаниям родительских прав. И справкой из медицинского учреждения о заболевании родителей, препятствующем выполнению родительских обязанностей.
  5. Лица, родители которых находятся под стражей или в местах лишения свободы. Подтверждается справкой из мест заключения.

Кроме того Федеральный Закон №159 вводит понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. То есть это лица, которые в возрасте до 18 лет приобрели статус сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Данное определение используется только в рамках ФЗ №159 и в других законах не содержится. Такой возраст (23 года), установлен государством не случайно. Так как по достижении совершеннолетия люди обычно поступают в учебные заведения, и установление такого возраста позволяют человеку пройти обучение, и находиться при этом под дополнительной государственной защитой. А лица старше 23 лет уже являются социально зрелыми и могут обеспечивать себя самостоятельно.

Согласно Положению о паспортном документе, удостоверяющем личность физического лица, проживающего на территории Луганской Народной Республики, утвержденному постановлением Совета Министров ЛНР от 02.08.2016 № 400, паспортный документ, удостоверяющий личность физического лица, проживающего на территории Луганской Народной Республики, является основным документом, удостоверяющим личность физического лица, постоянно проживающего на территории Луганской Народной Республики (далее – паспорт).
Право на получение паспорта имеют граждане, достигшие 14-ти летнего возраста, которые постоянно проживают на территории Луганской Народной Республики на законных основаниях.
Статьей 56 Семейного кодекса Луганской Народной Республики предусмотрено право ребенка на защиту его прав и интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями, либо лицами их замещающими (опекунами, попечителями, приемными родителями).
По состоянию на 15 ноября 2019 года на территории города Антрацита и Антрацитовского района в семьях опекунов, попечителей, в приемных семьях проживают 162 ребенка, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с возрастом (от 14 до 18 лет) паспортизации подлежат 63 ребенка, оставшихся без попечения родителей, из них:
— 45 детей под опекой и 2 детей в приемных семьях – имеют паспорта ЛНР;
— 12 – сдали документы на паспорт ЛНР;
— 2 – внесены в электронную очередь на сдачу документов;
— 2 – имеют паспорта РФ.
Специалистами отдела по делам семьи и детей Администрации города Антрацита и Антрацитовского района проводится еженедельный мониторинг состояния паспортизации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые проживают в семьях попечителей и приемных родителей на территории города и района.
Обращаем внимание опекунов, попечителей и приемных родителей на тот факт, что при подаче документов на вступление в гражданство Российской Федерации и получение паспорта РФ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые воспитываются в Ваших семьях, имеют право претендовать на приобретения гражданства Российской Федерации совместно с Вами наравне с родными детьми, не зависимо от возраста (от 0 до 18 лет).

Отдел по делам семьи и детей

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Реальную картину сиротства в России определить сложно. Причин тому много, но одно обстоятельство имеет особенно важное значение. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало».

Педагоги и психологи, занимающиеся исследованием проблем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным образом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на развитии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.

Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. Их называют по-разному – «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы, Отмечается рост таких детей и в развивающихся странах.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX века и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать.

Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка – правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Одна из главных задач любого общества и государства – осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи. Но при передаче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической группой, местными обычаями и культурными корнями.

В каждой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:

  • сохранение ребенка в родной семье;
  • возвращение в семью,
  • усыновление внутри страны,
  • усыновление в другой стране,
  • передача на воспитание в семью,
  • передача в специальные воспитательные учреждения.

Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя путями – усыновлением или передачей на государственное попечение.

Усыновление – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Усыновление ребенка осуществляют местные органы исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства; усыновление устанавливается решением суда.

Государственное попечение – создание неусыновленному ребенку (ребенку-сироте) нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский приют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат. Рассмотрим социально-педагогическую деятельность с приемной семьей и в детских домах, специфику и особенности работы социального педагога по сравнению с другими специалистами, которые работают с детьми-сиротами.

Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей

Усыновленный ребенок может попадать в разные типы приемных семей: это может быть опекунская семья или семья усыновителя. Разница между ними заключается в том, что в первом случае для ребенка находят людей, с которыми он связан родственными узами, во втором – роль семьи выполняют люди, не имеющие родственных связей с ребенком.

Опекунская семья, таким образом, полагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании решения суда. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Семья усыновителей по существу является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей и даже новое имя. Все нрава и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Усыновление ребенка может проходить в несколько этапов: вначале ребенку пытаются найти усыновителей в данном регионе; если этот вариант не разрешается, тогда усыновителей ищут в пределах страны; затем возможно международное усыновление.

Еще одна разновидность приемной семьи – временная приемная семья. Это новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др. Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран как форма защиты детства. В России приемная семья поза не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Жизненный уровень населения настолько низок, что вообще идет речь о выживании семьи, и только в редких, пожалуй, исключительных случаях семьи могут брать на себя функции временной приемной семьи.

Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовки такой семьи; оплата услуг деятельности такой семьи; время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа приемных родителей происходит в их собственном доме.

Деятельность временной приемной семьи предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы: возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение. При возвращении ребенка в родную семью предполагается устранение тех условий, при которых ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи и др.

Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи ребенку в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потери родителей и других обстоятельств. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами.

Учитывая сложность контингента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная запущенность, болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка: комфортная психологическая обстановка, заботливое внимательное отношение к нему, позволяющие ребенку выйти из стресса в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией. Основная цель такой семьи – поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении дальнейшей судьбы ребенка. Фактически подобная приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных условий.

Внедрение института приемной семьи требует прежде всего создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных родителей к их деятельности, юридических прав и обязанностей приемных родителей и др.

Несмотря на различия типов приемных семей и их функций, можно выделить ряд общих положений, которые определяют деятельность социального педагога с приемными семьями. Эту деятельность можно разбить на ряд этапов: подбор семейных пар, обучение родителей, патронирование их деятельности по вопросам обучения и воспитания детей. Следует иметь в виду, что деятельность социального педагога всегда выступает совместно с деятельностью других специалистов: социальных работников, медиков, психологов, дефектологов и других.

При подборе приемных семей социальному педагогу наряду с другими специалистами важно знать, кто может выступать в качестве приемных родителей, каковы мотивы принятия ребенка в семью, каковы условия проживания семьи, позволяют ли они осуществлять достойное воспитание и развитие ребенка.

В качестве приемных родителей могут выступать: семейные пары, имеющие собственных детей, семейные пары без детей, неполные семьи, одинокие люди. Выделяют целый комплекс мотивов, побуждающих людей взять на постоянное или временное воспитание ребенка в семью. К ним относятся:

  • желание иметь ребенка в случае невозможности по физиологическим причинам иметь собственного;
  • смерть собственного ребенка;
  • гибель близких родственников;
  • желание иметь детей, в то время как свои собственные дети уже выросли;
  • чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите;
  • чувство одиночества;
  • религиозные мотивы и другие.

Обычно приемные родители руководствуются не одним, а несколькими мотивами. Однако наряду с позитивными мотивами могут выступать и отрицательные мотивы, такие как материальная выгода, физическая эксплуатация детей и др. Социально-педагогическая деятельность, как и любой вид деятельности, определяется целью, субъектом и объектом деятельности, ее функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально-педагогической деятельности с приемной семьей является – нормальное воспитание и развитие ребенка в семье. В качестве субъектов деятельности выступают социальный педагог и другие специалисты, как было сказано выше. Объектом деятельности выступают семья, ребенок в приемной семье. Социально-педагогическую деятельность с приемной семьей можно условно разделить на ряд этапов, выделить для каждого этапа функции деятельности социального педагога и методы этой деятельности.

Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники

Похожие материалы в разделе Педагогика:

  • Комплекс №2 антистрессовой гимнастики для дошкольников «Путешествие за здоровьем»
  • Социальная педагогика и социальная работа
  • Занятие 16. «Путешествие в джунглях»
  • Безударные гласные в корне
  • Заглавная (прописная) буква
  • Занятие 12. «Волшебные цветы»
  • Пам’ятка вивчення стану сюжетно-рольової гри групи молодшого дошкільного віку
  • Заглавная (прописная) буква
  • Проверка знаний по правописанию безударной гласной
  • Чучело

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *