Кто устанавливает тарифы ЖКХ

Основным законом в сфере установления тарифов на воду и канализацию, является 210-ФЗ. Однако данный закон очерчивает общие рамки, но не отвечает на вопрос как рассчитать тариф? Основой в этом случае служат Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Минрегиона от 15.02.11г. №47 и уже упоминавшееся Постановление Правительства РФ №520.

Согласно данным документам тарифы и надбавки устанавливаются для финансирования реализации производственной и инвестиционной программ. Основы ценообразования предполагают использование по выбору регулирующего органа одноставочных и двухставочных тарифов на горячую, холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод. Документы допускают дифференциацию тарифов с учетом различий в стоимости производства и реализации для различных категорий потребителей, однако если тарифы для одной категории потребителей не покрывают расходы организации, то компенсировать разницу за счет других категорий запрещено.

В соответствии с данными методическими рекомендациями для предприятия, оказывающего услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод рассчитывают тариф на холодную, горячую воду; тариф на водоотведение и очистку сточных вод.

Этими же указаниями определены методы регулирования, но которые сводятся, по сути, к определению экономически обоснованных затрат, т.е. мы говорим о затратных методах ценообразования.

Кто устанавливает тарифы на водоснабжение

В свою очередь экономически обоснованные затраты определяется как «экономическая оправданность затрат, оценка которых выражена в денежной форме» (п. 1 ст. 252 НК РФ). Кроме того при определении суммы экономически обоснованных затрат учитываются мероприятия учтенные в производственной программе предприятия.

Еще одной не менее важной составляющей тарифа являются устанавливаемые надбавки, которые чаще всего носят инвестиционный характер, и определяется на основании утвержденной органом местного самоуправления инвестиционной программы организации коммунального комплекса.

Органами регулирования тарифов на услуги систем водоснабжения и водоотведения являются региональные службы по тарифам, до 2010 года установление тарифов осуществлялось органами местного самоуправления.

Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод устанавливают в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти. Предельный индекс, как правило, определяется исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период регулирования.

Итак, тариф на услуги водоканалов – это весьма сложное образование, имеющее пределы роста, основу которого составляют постоянные издержки. В трансформационный период для водоканалов формируются высокие риски финансирования инвестиций за счет банковских кредитов, поскольку сохраняется социальный фактор ограничения роста тарифов, а также отсутствуют гарантии возврата средств в тарифах следующих периодов из-за явно некоммерческого характера инвестиционных проектов.

Необходимость инновационного обновления основных фондов обусловлена требованием надежности и экологической безопасности деятельности предприятий, оказывающих данный вид услуг. Финансирование инвестиций в этот период должно осуществляться за счет фиксированной в тарифе и переносимой на себестоимость части постоянных затрат, называемой инновационной надбавкой или инновационной премией.

Теги:

Система ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве страны характеризуется различным уровнем государственного регулирования на услуги, работы, оказываемые потребителям, и, прежде всего, населению в жилищной сфере и коммунальном комплексе. Установление цен и тарифов на услуги по содержанию и ремонту жилья – полномочия собственников помещений многоквартирного дома (ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации). В конечном итоге цена определяется составом работ по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, состоянием инженерных коммуникаций, степенью износа конструктивных элементов здания и его благоустроенностью.

Кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги

          Коммунальное хозяйство – сектор экономики, который работает по регулируемым тарифам, рассчитываемым в порядке и по методическим рекомендациям, утверждаемым Правительством Российской Федерации и соответствующими органами власти.
          Тарифную политику в сфере ЖКХ формирует Правительство РФ (в том числе, установление федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг) совместно с федеральными органами исполнительной власти – Федеральной службой по тарифамМинистерством регионального развития РФ,Минэнерго РоссииМинпромторг РоссииМинэкономразвития России и др., а также региональными и муниципальными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования – Региональными энергетическими комиссиями, региональными и муниципальными комитетами, департаментами, службами по регулированию цен и тарифов.

           Создана гарантированная система мер социальной поддержки малообеспеченных слоев населения (субсидии) и отдельные категорий граждан (льготы).
Принципы, методы расчета, срок установления, условия пересмотра тарифов на коммунальные услуги, предельные индексы изменения тарифов и платы за ЖКУ определены в Федеральном законе от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и ряде подзаконных актов.

          Направленность тарифной политики государства в настоящее время определяется:
— необходимостью модернизации всей совокупности инженерно-технических сетей (электрических, тепловых, сетей водоснабжения и водоотведения) и покрытия соответствующих затрат предприятий;
— необходимостью привлечения инвестиций в отрасль;
— необходимостью сдерживания значительных темпов роста тарифов на энергоресурсы и услуги ЖКХ.
Реформирование отрасли (с конца 1990-х годов) направлено, в том числе, на постепенное доведение тарифов для потребителей услуг до экономически обоснованных расходов предприятий, оказывающих данные услуги. Бюджетные дотации предприятиям ЖКХ на покрытие существовавшей разницы поэтапно снижались. Еще одно направление проводимой государством тарифной политики — постепенный отказ от системы перекрестного субсидирования, когда тарифы для населения искусственно занижались за счет завышения тарифов на услуги для промышленных предприятий.
С 2006 года для сдерживания необоснованного роста стоимости жизненно важных услуг ФСТ России устанавливает предельные индексы изменения тарифов и индексы изменения платы населения за услуги ЖКХ. Индексы утверждаются в разрезе субъектов РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 № 708 утверждены основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Один из основных документов федерального уровня по тарифному регулированию в ЖКХ – постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». В нем, предусматриваются три метода регулирования тарифов и надбавок:
— метод установления фиксированных тарифов
— метод установления предельных тарифов;
— метод индексации установленных тарифов.
Порядок установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда определен в соответствии с Жилищным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения…».
Тарифы на коммунальные услуги по городу Москве на 2012 год установлены Региональной энергетической комиссией в соответствии с протоколами и утвержденыпостановлением Правительства Москвы от 29.10.2011 г. № 571-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2012 год».

В редакцию районной газеты пришло несколько писем, авторы которых интересуются вопросами формирования тарифов на коммунальные услуги, в частности на тепло- и водоснабжение, а также вывозку твердых бытовых отходов.

Они хотят знать, кто утверждает и кто контролирует рост цен на оплату коммунальных услуг, оказываемых коммунальными предприятиями населению района, прежде всего жителям райцентра и п. Заречного. И почему эти цены на услуги ЖКХ постоянно растут.

Эти вопросы мы переадресовали специалисту первой категории отдела строительства и ЖКХ администрации района Наталье Николаевне Корнеевой. Именно она непосредственно занимается тарифами на коммунальные услуги, оказываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства района.

Сегодня публикуется подробный ответ Н.Н. Корнеевой на вопросы по проблеме тарифов на услуги ЖКХ.

Как рассчитываются тарифы?

— Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, исходя из затрат, необходимых для предоставления жилищно-коммунальных услуг». К ним в первую очередь относятся такие затраты:

— оплата расходов на электроэнергию, необходимую для подъема воды, создания необходимого напора в сети, перекачки сточной жидкости;

— оплата труда;

— отчисления на социальные нужды и оплата налогов;

— амортизация;

— текущий ремонт.

Перечень статей затрат и правила учета затрат на производство и реализацию товаров и услуг применительно к элементам и статьям затрат устанавливаются в соответствии с методическими указаниями.

Кто утверждает тарифы ЖКХ?

— Жилищно-коммунальные услуги согласно Жилищному кодексу подразделяются на коммунальные и жилищные услуги. К первым относится водоснабжение, теплоснабжение и водоотведение. Ко вторым – содержание и ремонт жилья, а также вывоз мусора.

Нормативы потребления на отопление, горячее и холодное водоснабжение, вывоз мусора утверждает Дума Вагайского муниципального района. Следует отметить, что районной Думой утвержден «Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса независимо от их организационно-правовой формы».

Тарифы на все жилищные услуги, а также водоснабжение и водоотведение утверждаются представительным органом муниципального образования. Тарифы на тепловую энергию устанавливает Региональная энергетическая комиссия Тюменской области.

Кто контролирует тарифы?

— Все расчетные материалы для формирования тарифов на жилищные и коммунальные услуги направляются для проверки в департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области. Индексы роста тарифов на следующий за текущим год устанавливает Правительство области.

О перекрестном субсидировании

— В нашем районе на сегодняшний день существует перекрестное субсидирование. После утверждения экономически обоснованного тарифа на коммунальные услуги делается расчет тарифов для отдельных групп потребителей. Первая группа – это население, а вторая – бюджетные и прочие потребители.

Тарифы 2018 года на горячую и холодную воду по счетчикам и без

Здесь уже учитываются социально-политические факторы.

В результате тариф для населения устанавливается ниже обоснованного. Для того, чтобы предприятия ЖКХ не разорились, для второй группы тарифы завышаются, но при этом средний тариф остается неизменным. Такой порядок, когда одни потребители оплачивают услуги по сниженному тарифу, а другие – по завышенному, называется перекрестным субсидированием.

Предполагается, что с 1 января 2012 года перекрестное субсидирование в оплате за коммунальные услуги будет ликвидировано.

Публикацию подготовил Геннадий ГИЛЛЬ

Теги: жкх



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *