Леса защитные эксплуатационные резервные

Статья 102 ЛК РФ. Защитные леса и особо защитные участки лесов

Комментарий к статье 102 ЛК РФ:

1. Лесной кодекс РФ 2006 года классифицирует леса по принципу их целевого использования, подразделяя их на защитные, эксплуатационные и резервные (см. ст. 10 ЛК РФ). Поскольку одним из важнейших принципов лесного законодательства в соответствии с п. 2 ст. 1 ЛК РФ является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, то это вызывает необходимость выделять в лесном фонде защитные леса и особо защитные участки лесов с дополнительными ограничениями лесопользования.

В ранее действовавшем Лесном кодексе РФ 1997 года устанавливалась иная классификация лесов. Леса распределялись по трем группам в зависимости от их экономического, экологического, социального значения, местоположения и выполняемых функций.

В первую группу входили леса, основным назначением которых являлось выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы делились на 20 категорий защитности.

К лесам второй группы были отнесены леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требовалось ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей группы относились леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. В свою очередь, такие леса подразделялись на два вида: освоенные и резервные.

В лесах всех трех групп могли выделяться особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования.

В ст. 8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусматривается, что леса первой группы и категории защитности лесов первой группы с принятием нового Лесного кодекса 2006 года признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, указанными в комментируемой статье.

2. Часть 2 комментируемой статьи предполагает распределение защитных лесов по четырем категориям в зависимости от места их расположения и назначения. Такими категориями являются:

— леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

— леса, расположенные в водоохранных зонах;

— леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

— ценные леса.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, лесопользование осуществляется с учетом правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий. Приказом Рослесхоза от 04.07.2007 N 326 «Об организации работ по отнесению лесов к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлению их границ» (далее — Приказ N 326) (утратил силу с 19 марта 2008 г. в связи с изданием Приказа Рослесхоза от 20.03.2008 N 83) рекомендовалось к указанной категории защитных лесов относить леса, ранее относившиеся к категориям защитности лесов первой группы «леса государственных природных заповедников», «леса национальных парков», «леса природных парков», а также «памятники природы», расположенные на особо охраняемых природных территориях с одноименным названием. Леса, расположенные в границах иных особо охраняемых природных территорий, согласно указанному выше Приказу Рослесхоза могут быть отнесены к иным категориям защитных лесов, особо защитным участкам лесов, эксплуатационным или резервным лесам.

Правовое регулирование лесопользования в лесах данной категории осуществляется нормами Лесного кодекса РФ, Федеральных законов от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказом МПР России от 16.07.2007 N 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» (далее — Приказ N 181), а также нормативными правовыми актами об отдельных видах особо охраняемых природных территорий (например, Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48, Положение о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 10.08.1993 N 769, Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минприроды России от 25.01.1993 N 14) и др. Использование лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, должно соответствовать целям создания таких природных территорий, в противном случае использование лесов ограничивается или запрещается.

Правовой режим лесопользования в лесах, расположенных в водоохранных зонах, устанавливается Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, а также Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов» (далее — Приказ N 485), вступившим в силу 30 января 2011 г.

В соответствии с Приказом Рослесхоза N 326 леса, расположенные в водоохранных зонах, целесообразно было выделять из лесов категорий защитности лесов первой группы «запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов» и «запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб». Оставшиеся площади лесов указанных категорий защитности лесов первой группы могли быть отнесены к иным категориям защитных лесов, особо защитным участкам лесов или эксплуатационным лесам.

К лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся:

— леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. К указанной категории защитных лесов Приказом N 326 рекомендовалось относить леса, ранее относившиеся к категории защитности лесов первой группы «леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения»;

— защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ. В данную категорию защитных лесов Рослесхоз считал целесообразным выделять леса, ранее относившиеся к категории защитности лесов первой группы «защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения», с учетом параметров, устанавливаемых в соответствии с ГОСТ 17.5.3.02-90 «Охрана природы. Земли. Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных полос лесов вдоль железных и автомобильных дорог». При наличии соответствующего обоснования к указанной категории защитных лесов могут быть отнесены леса, ранее относившиеся к иным группам лесов и категориям защитности лесов первой группы (см. Особенности отнесения лесов к категориям защитных лесов, утвержденные Приказом N 326);

— зеленые зоны;

— лесопарковые зоны. Ранее зеленые зоны и лесопарки были объединены в одну категорию. Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данная категория была разбита на две самостоятельные — зеленые зоны и лесопарковые зоны;

— городские леса. К указанной категории защитных лесов относятся леса, ранее располагавшиеся на землях поселений (Приказ N 326);

— леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В данную категорию защитных лесов Рослесхозом рекомендовалось относить леса, ранее относившиеся к категории защитности лесов первой группы «леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов», с учетом требований Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (Приказ N 326).

Порядок лесопользования в таких лесах урегулирован кроме норм Лесного кодекса РФ также нормами Градостроительного кодекса, Земельного кодекса, Федеральных законов «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425, Приказом N 485 и другими актами.

3. Целевое назначение ценных лесов, указанных в п. 4 ч. 2 комментируемой статьи, состоит, с одной стороны, в выполнении ими защитных функций (например, государственными защитными лесными полосами или противоэрозионными лесами), с другой — хозяйственных (например, орехово-промысловыми зонами, лесными плодовыми насаждениями). Кроме этого, значимость ценных лесов и необходимость установления их особого правового режима могут быть обусловлены научным или историческим значением таких лесов.

В п. 4 ч. 2 комментируемой статьи приведен перечень категорий лесов, относящихся к ценным лесам. Это:

а) государственные защитные лесные полосы. Данная категория соответствует ранее установленной категории защитности лесов первой группы «государственные защитные лесные полосы»;

б) противоэрозионные леса. Также соответствует ранее установленной категории лесов первой группы «противоэрозионные леса» (Приказ N 326);

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах. В соответствии с Приказом N 326 к указанной категории было целесообразно относить леса ранее установленных категорий защитности лесов первой группы «леса на пустынных, полупустынных степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды», «притундровые леса»;

г) леса, имеющие научное или историческое значение. В данную категорию могли быть включены леса ранее установленных категорий защитности лесов первой группы «леса, имеющие научное или историческое значение» и «особо ценные лесные массивы» (Приказ N 326);

д) орехово-промысловые зоны. Данная категория соответствует ранее установленной категории защитности лесов первой группы «орехово-промысловые зоны». При наличии соответствующего обоснования к указанной категории защитных лесов относились леса, ранее относившиеся к иным группам лесов и категориям защитности лесов первой группы (Приказ N 326);

е) лесные плодовые насаждения. К указанной категории могли быть отнесены леса ранее установленной категории защитности лесов первой группы «лесоплодовые насаждения», а при наличии соответствующего обоснования — леса, ранее относившиеся к иным группам лесов и категориям защитности лесов первой группы (Приказ N 326);

ж) ленточные боры. Соответствует ранее установленной категории защитности лесов первой группы «ленточные боры»;

з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

и) нерестоохранные полосы лесов.

Запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, и нерестоохранные полосы лесов дополнили перечень ценных лесов с принятием Федерального закона от 22.07.2008 N 143-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Действующее лесное законодательство сохранило категорию особо защитных участков лесов. Выделение особо защитных участков осуществляется в процессе лесоустройства в лесах всех видов — в эксплуатационных лесах, в защитных лесах и в резервных лесах для целей сохранения и защиты полезных функций лесов. Границы особо защитных участков лесов устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей, а также по лесотаксационным выделам, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов. При проектировании особо защитных участков лесов составляются ведомости проектируемых участков с указанием номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов, а также пояснительная записка с обоснованием выделения особо защитных участков лесов. Проектирование особо защитных участков лесов и закрепление на местности местоположения их границ обеспечиваются Федеральным агентством лесного хозяйства (см. Правила проведения лесоустройства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 377).

4. Перечень особо защитных участков лесов, приведенный в ч. 3 комментируемой статьи, является открытым, что предоставляет возможность выделения других категорий особо защитных участков в зависимости от возникающей необходимости в охране и защите тех или иных лесов. Ранее перечень особо защитных участков лесов утверждался Федеральной службой лесного хозяйства РФ (см. ч. 2 ст. 59 Лесного кодекса 1997 года, п. 11 п. 7 Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.1998 N 173). До настоящего момента продолжает действовать Приказ Рослесхоза от 30.12.1993 N 348 «Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса».

Подробнее правовой режим особо защитных участков лесов рассмотрен в комментарии к ст. 107 ЛК РФ.

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает общий запрет на осуществление в защитных лесах и на особо защитных участках лесов деятельности, не совместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, использование таких лесов должно соответствовать указанным целям. Таким образом, вид деятельности, осуществление которой запрещается в защитных лесах и на особо защитных участках лесов, напрямую зависит от функционального назначения последних.

Во многих категориях защитных лесов запрещается проведение сплошных и (или) выборочных рубок.

Так, проведение сплошных рубок запрещено:

— в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (ч. 3 ст. 103 ЛК РФ, п. 6 Приказа N 181);

— в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников (ч. 2 ст. 103 ЛК РФ, п. 5 Приказа N 181);

— в лесах, расположенных в водоохранных зонах, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ (ч. 1 ст. 104 ЛК РФ);

— в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ, случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан (ч. 1 ст. 105 ЛК РФ);

— в ценных лесах, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ (ч. 1 ст. 106 ЛК РФ);

— на заповедных лесных участках (ч. 2 ст. 107 ЛК РФ);

— на особо защитных лесных участках, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ (ч. 2.1 ст. 107 ЛК РФ);

— в лесах, расположенных на территориях комплексных (ландшафтных), биологических (ботанических и зоологических), палеонтологических, гидрологических, геологических государственных природных заказников, если иное не предусмотрено положением о соответствующем государственном природном заказнике (п. 8 Приказа N 181);

— в лесах, расположенных на территориях памятников природы и в границах их охранных зон, в случае если это влечет за собой нарушение сохранности памятников природы (п. 9 Приказа N 181);

— на территории второй зоны округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, кроме санитарных рубок (абз. 15 п. 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425) и др.

Еще одним видом деятельности, на осуществление которой в некоторых категориях защитных лесов законодателем налагается запрет, является использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях. Указанная деятельность запрещена, например, во всех лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, за исключением территорий биосферных полигонов (ч. 5 ст. 103 ЛК РФ), в лесах, расположенных в водоохранных зонах (п. 2 ч. 1 ст. 104 ЛК РФ), в лесопарковых зонах (п. 1 ч. 3 ст. 105 ЛК РФ), а также зеленых зонах, первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (п. 7 Приказа N 485).

Кроме указанных мер защиты и охраны в отношении защитных лесов и особо защитных участков лесов действуют также требования к обеспечению пожарной безопасности при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, предусмотренные Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса, санитарные требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, предусмотренные Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414. Помимо этого, охрана и защита лесов, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

6. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи полномочия по отнесению лесов к защитным лесам, выделению особо защитных участков лесов и установлению их границ принадлежат органам государственной власти и органам местного самоуправления.

До принятия Лесного кодекса 2006 года выделение особо защитных участков лесов было отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства, т.е. Федеральной службы лесного хозяйства (ч. 2 ст. 59 Лесного кодекса 1997 года, пп. 11 п. 7 Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.02.1998 N 173). Параметры особо защитных участков лесов утверждались территориальными органами Рослесхоза на основании материалов лесоустройства или специального обследования (ч. 2 ст. 59 Лесного кодекса 1997 года). Также Рослесхозом осуществлялось отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы и перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию (пп. 10 п. 7 Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России).

В настоящее время отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков лесов входит в полномочия Федерального агентства лесного хозяйства (пп. 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736). Приказом Рослесхоза от 26.08.2008 N 237 «Об утверждении Временных указаний по отнесению лесов к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам» определен временный порядок организации работ по отнесению лесов к ценным лесам, эксплуатационным лесам и резервным лесам. Выделение особо защитных участков лесов регулируется Приказом Рослесхоза от 30.12.1993 N 348 «Об утверждении основных положений по выделению особо защитных участков леса».

УДК 630*91

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PURPOSE OF FORESTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Ковязин В.Ф., Полковникова В.Ю. (ФГБОУ ВПО Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург, РФ)

Kovyazin V.F., Polkovnikova V.Y. (National mineral resources University , Saint-Petersburg, Russian Federation)

Представлено целевое назначение лесов и особенности ведения хозяйств в различных категориях.

There is purpose of forests and peculiarities of households in different categories.

Ключевые слова: назначение лесов; защитные, резервные и эксплуатационные леса.

Keywords: purpose of forests, protective, reserve, production forests.

Лес — возобновимый ресурс, восстанавливающийся через 80-100 лет. Это дает основания для неточных оценок и ошибочных суждений о неистощимых запасах ресурсов. Однако за всю многовековую историю человечества площадь всего лесного фонда значительно сократилась. Уменьшение лесных ресурсов происходит интенсивными темпами. Этому множество причин – сплошные рубки, перевод лесов в сельскохозяйственные угодья, застройки лесных территорий и др. Во многих регионах нашей страны лесные ресурсы оказываются в плачевном состоянии. Это вызвано тем, что они утрачивают часть биоразнообразия, теряют социальные и защитные функции. Поэтому важно разделять леса по целевому назначению, что формирует цельную, функциональную систему — «устойчивое лесоуправление».

Целевое назначение лесов служит ядром стратегического планирования их использования и комплексного освоения, включая осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Множественность целей и видов использования лесов в большинстве стран закреплена на законодательном уровне. Лесной кодекс РФ (2006) предусматривает 3 категории лесов. Статья 10 ЛК РФ «Подразделение лесов по целевому назначению» гласит: Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса.

Единственным критерием деления лесов на виды провозглашается их целевое назначение, то есть выполняемые ими функции. Использование лесов не по целевому назначению считается грубейшим нарушением лесного законодательства.

В юридическом отношении целевое назначение лесов – это правовой режим, который определяется на основе принадлежности лесов к определенному виду и разрешенному использованию в соответствии с лесохозяйственными регламентами .

К защитным лесам относятся леса, подлежащие освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов . Они расположены в районах с высокой плотностью населения. Лесом как элементом окружающей среды пользуются практически все. Защитные леса позволяют вывести из наиболее интенсивной промышленной эксплуатации те участки леса, которые наиболее важны для населения именно как лес, а не как источник древесины. Это в свою очередь позволяет избежать большинства конфликтов между населением и предприятиями лесного сектора, заготавливающими древесину .

Защитные леса являются одним из элементов, обеспечивающих гибкость и экономическую безопасность лесного сектора. Требования, предъявляемые к качеству лесного хозяйства в защитных лесах, значительно выше, чем в эксплуатационных. В определенных случаях защитные леса могут играть роль своеобразной «подушки безопасности» — обеспечивать в течение какого-то периода времени жизнеспособность лесных предприятий. Такую роль защитные леса не могут играть долго — в противном случае они приходят примерно в то же состояние, что и окружающие эксплуатационные леса .

Эксплуатационными признаются леса, которые осваиваются в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Основное назначение эксплуатационных лесов состоит в удовлетворении потребностей лесозаготовителей в получении высококачественной древесины, других лесных ресурсов, продуктов их переработки. Эти леса могут предоставляться для одного или нескольких видов лесопользования. В эксплуатационных лесах могут выделяться особо защитные участки лесов, где запрещено проведение сплошных рубок, а выборочные рубки используются для вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений .

Проект эксплуатационных лесов с установлением их границ разрабатывается на основании материалов лесоустройства. Все лесоустроительные материалы — основа для разработки лесного плана субъекта РФ, который содержит перечень мероприятий по освоению всех видов лесов с определением их зон освоения .

На эксплуатационные леса ложится основная антропогенная нагрузка, поэтому законодательством закреплен комплексный подход к освоению данного вида лесов, который включает в себя правовое регулирование видов разрешенного лесопользования, создание и эксплуатацию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, охране и рациональному использованию иных природных объектов лесной экосистемы .

Резервные леса – это леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Такие леса расположены в 15 областях, краях и автономных республиках Сибири, Дальнего Востока и Севера Европейской части. В отличие от защитных и эксплуатационных лесов, основное целевое назначение резервных лесов состоит в формировании и сохранении запасов лесных ресурсов, основанное на принципе непрерывного и неистощительного лесопользования .

Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд.

В целях сохранения запасов лесных ресурсов в резервных лесах должны проводиться мероприятия по их охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Проектирование резервных лесов с установлением их границ должно производиться по материалам лесоустройства. Документированная информация о количественных, качественных, экономических характеристиках данного вида лесов и лесных ресурсов, которыми они располагают, содержится в государственном лесном реестре.

Резервные леса являются основным запасом для последующего их использования, прежде всего в целях получения высококачественной древесины, других лесных ресурсов, продуктов их переработки .

По-настоящему ответственное лесоуправление обеспечивает разумный баланс между интересами различных групп населения. Однако поиск этого баланса в настоящее время усложняется из-за того, что многообразие использования лесных ресурсов постоянно растет. Кроме заготовки древесины, разнообразие целевого назначения лесов велико. Каждая категория леса важна для общества, для фундаментальных социальных устоев.

Список использованных источников

1. Боголюбов С.А. Комментарий к Лесному Кодексу РФ (постатейный), 2010.

2. Жукова А.И., Григорьев И.В., Григорьева О.И., Ледяева А.С. Лесное ресурсоведение: Учебное пособие.- СПб.:СПбГЛТА.2008.-213 с.

3. Котляков В. М. Изменение природной среды России в XX веке .- Москва: Молнет, 2012.

4. Лесной кодекс РФ № 200-ФЗ от 04.12.06.

5. Селименков Р.Ю., Советов П.М. Лесной комплекс: управление инновационным развитием.— Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012

6. Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *