Льгота по земельному налогу в Московской области

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Решение Совета депутатов муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

№ 126/13 от 11.10.2017

Об установлении земельного налога на территории городского округа Люберцы

В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа Люберцы Совет депутатов городского округа Люберцы решил:

1. Установить и ввести с 01.01.2018 года на территории городского округа Люберцы Московской области земельный налог.

2. Установить, что налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога установлены главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации и настоящим Решением.

3. Установить, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в границах городского округа Люберцы.

4. Установить на территории городского округа Люберцы ставки земельного налога в следующих размерах:

1) 0,2 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:

— занятых индивидуальным жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства;

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства.

2) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

— приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

— занятых жилищным фондом (кроме земельных участков, указанных во втором абзаце подпункта 1 пункта 4 настоящего Решения) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

3) 0,6 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых гаражами;

4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:

— приобретенных (предоставленных) юридическими лицами для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, не используемых для сельскохозяйственного производства;

— прочих земельных участков.

5. Освободить следующие категории налогоплательщиков – физических лиц от уплаты земельного налога в отношении одного земельного участка, по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения льгот, занятого индивидуальным жилищным фондом или приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, занятого гаражом, приобретенного (предоставленного) для личного подсобного хозяйства, приобретенного (предоставленного) для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также неработающих и не занимающихся предпринимательской и иной приносящей доходы деятельностью граждан, имеющих II группу инвалидности;

3) инвалидов с детства;

4) родителей детей-инвалидов;

5) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

6) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992 N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

7) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

8) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

9) членов семей военнослужащих, сотрудников МВД, сотрудников ФСБ, погибших в Афганистане и Чечне. Льгота предоставляется на основании справки о гибели военнослужащего. Супругам военнослужащих, сотрудников МВД, сотрудников ФСБ, погибших в Афганистане и Чечне, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

10) многодетные семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточного минимума, установленного в Московской области. Основанием для предоставления льготы являются удостоверение или справка из структурного подразделения регионального управления социальной защиты населения, в котором зарегистрирована многодетная семья, справка о среднедушевом доходе многодетной семьи, паспорт собственника земельного участка — члена многодетной семьи;

11) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяется действие Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

6. Предоставить льготу в виде уменьшения на 50 процентов суммы земельного налога, в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения льгот, следующим категориям налогоплательщиков:

1) малоимущим гражданам, получающим или имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Законом Московской области от 30.12.2013 № 189/2013-ОЗ «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области», в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, индивидуальным жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, занятых гаражами, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) пенсионерам, получающим пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, индивидуальным жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, занятых гаражами, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Основанием для предоставления льготы являются пенсионное удостоверение, паспорт;

3) неработающим гражданам, имеющим удостоверение «Ветеран труда» в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в отношении земельных участков, площадью до 1200 кв. м., занятых жилищным фондом, индивидуальным жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, занятых гаражами, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

4) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в отношении земельных участков, используемых исключительно под размещение объектов физической культуры и спорта, на базе которых осуществляется проведение спортивных соревнований местного, областного, всероссийского и (или) международного значения.

7. Освобождаются от уплаты земельного налога:

а) муниципальные учреждения, финансируемые из бюджета городского округа Люберцы, в отношении земельных участков, используемых для выполнения возложенных на эти учреждения функций;

б) органы местного самоуправления городского округа Люберцы в отношении земельных участков, используемых ими для выполнения возложенных на них функций;

в) государственные учреждения Московской области, вид деятельности которых направлен на сопровождение процедуры оформления прав муниципальной собственности и собственности Московской области на объекты недвижимости, включая земельные участки, в отношении земельных участков, используемых для выполнения возложенных на эти учреждения функций.

8. Установить, что управляющие субъекты индустриального парка городского округа Люберцы уплачивают налог в размере 50 процентов суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, занятых индустриальным парком, в течение 5 лет с первого квартала, следующего за кварталом, в котором субъекту присвоен статус управляющего субъекта индустриального парка.

Основанием для применения установленной в настоящем пункте льготы является постановление администрации городского округа Люберцы о присвоении статуса управляющего субъекта индустриального парка городского округа Люберцы, представленное в налоговый орган.

9. Организации, которым администрацией городского округа Люберцы присвоен статус системообразующих предприятий городского округа Люберцы, уплачивают налог в размере 70% от суммы исчисленного налога.

Основанием для применения установленной в настоящем пункте льготы является постановление администрации городского округа Люберцы о присвоении статуса системообразующего предприятия городского округа Люберцы, представленное в налоговый орган.

10.Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог в порядке и сроки, установленные Главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

11.В течение налогового периода налогоплательщики-организации исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей по 30 апреля, 31 июля, 31 октября текущего налогового периода как одну четвертую налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

По истечении налогового периода налогоплательщики — организации уплачивают в срок до 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сумму налога, определяемую как разница между суммой налога, исчисленной по ставкам, установленным пунктом 3 настоящего решения, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

12. Порядок представления в налоговый орган документов, подтверждающих право на налоговые льготы, определяется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

13. Опубликовать настоящее Решение в средствах массовой информации.

14. Настоящее Решение вступает в силу 01.01.2018 года.

15. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по вопросам бюджета, экономической и финансовой политике, экономике и муниципальной собственности
(Уханов А.И.).

Уведомления о земельном налоге, данные, связанные с земельными участками, срок(и) уплаты земельного налога, процесс расчёта налога и сумма(ы), подлежащая(ие) уплате, отображаются в e-MTA: «Налоги» – «Иные налоги» – «Земельный налог».

Земельный налог — это налог, определяемый исходя из налогооблагаемой цены земли, который Налогово-таможенный департамент исчисляет на основании полученных от местных самоуправлений данных. Земельный налог поступает в полном объеме в бюджеты единиц местного самоуправления.

1. Кто обязан платить земельный налог

Соответственно Закону о земельном налоге платить земельный налог должны:

1.1. собственник земли или
1.2. если землепользование не переоформлено в порядке, предусмотренном Законом о земельной реформе, то земельный налог платит пользователь земли;
1.3. если земля обременена правом застройки, то земельный налог платит застройщик, а не собственник земли;
1.4. если земля обременена пользовладением, то земельный налог платит пользовладелец, а не собственник земли;
1.5. в случае отвода недвижимой вещи, находящейся в государственной или муниципальной собственности, для добычи полезных ископаемых земельный налог уплачивает лицо, получившее право землепользования.

Государство платит земельный налог с находящейся в его собственности земли, в отношении которой представлено либо ходатайство о возврате, замене или её компенсации; либо земля была компенсирована, но никем не была взята в пользование; либо в отношении земли не было представлено ходатайства о возврате, замене или её компенсации и которая никем не была взята в пользование.

2. Объект земельного налога

Земельным налогом облагается вся земля, за исключением:

  • земли, на которой законом или в установленном законом порядке запрещена хозяйственная деятельность;
  • земли природных резерватов и зон специального режима заповедников, а также земли зон специального режима постоянных местообитаний;
  • земли, относящейся к зданиям дипломатических и консульских представительств иностpанных госудаpств или к их частям;
  • земли, находящейся в пользовании иностранного государства или международной организации на основании договора, заключенного между Правительством Республики и иностранным государством или международной организацией;
  • земли под церквями и молитвенными домами приходов;
  • муниципальной земли, расположенной на административной территории соответствующей единицы местного самоуправления, за исключением случая, когда эту землю использует лицо, чье землепользование еще не переоформлено в порядке, предусмотренном Законом о земельной реформе, или если эта земля обременена правом застройки или пользовладения;
  • земли под публичными водоемами, водоемами публичного пользования и дорогами публичного пользования;
  • земли, находящейся в пользовании международных военных штаб-квартир;
  • с находящейся в собственности государства земли с целевым назначением земли для общественных строений;
  • земли с целевым назначением земли общего пользования (в т. ч. земли кладбищ).

С земель, установленных Законом об охране природы, таких как зоны с ограниченным режимом природопользования, заказники, земли постоянных местообитаний и земли, относящиеся к зонам с ограниченным режимом природопользования отдельных охраняемых природных объектов, земельный налог уплачивается в размере 50 процентов от ставки земельного налога.

3. Ставка земельного налога

Ставка земельного налога составляет 0,1–2,5 процентов от цены налогообложения земли в год.

Ставка земельного налога с используемых для производства сельскохозяйственной продукции обрабатываемых земель и естественных лугов составляет 0,1–2,0 процента от цены налогообложения земли в год.

Ставки налога устанавливает на своей административной территории собрание местного самоуправления не позднее 31 января года налогообложения. Собрание местного самоуправления может установить ставки налога диференцированно по ценовым зонам в установленных законом пределах. Измененные ставки налога применяются с начала года.

Ставки земельного налога (на эст. языке)

  • 2020 году
  • 2019 году
  • 2018 году
  • 2017 году
  • 2016 году

4. Представление местным самоуправлением данных

В случае изменения ставок налога единица местного самоуправления представляет сведения об измененных ставках земельного налога в информационную систему земельного налога (MAKIS) не позднее 1 февраля года налогообложения. Если к установленному сроку измененные ставки не будут представлены, то Налогово-таможенный департамент исчисляет земельный налог по ставкам предыдущего года.

Единица местного самоуправления представляет помимо налоговых ставок к 1 февраля года налогообложения посредством информационной системы земельного налога (MAKIS) в Налогово-таможенный департамент исходные данные, необходимые для вычисления земельного налога.

5. Возникновение налоговой обязанности

Для определения величины налоговой обязанности по земельному налогу Налогово-таможенный департамент берет за основу наличие права собственности или пользовладения по состоянию на 1 января налогового года. Налогово-таможенный департамент выставляет налоговое уведомление лицу, являющемуся собственником или пользователем земли по состоянию на 1 января (в пунктах 1.2–1.5 перечисленные лица). При приобретении земли или возникновении права пользования в середине года, у старого владельца или пользователя сохраняется обязанность по земельному налогу до конца года, и налоговая обязанность нового собственника или пользователя земли возникает с 1 января года, следующего за годом приобретения земли или возникновения пользовладения.

6. Льгота по уплате земельного налога с земли, находящейся под домом

Для получения льготы по уплате земельного налога с земли, находящейся под домом, необходимо выполнение четырёх условий одновременно по состоянию на 1 января:

  • лицо должно быть землевладельцем или землепользователем по смыслу ст. 10 Закона о земельном налоге (лица, перечисленные в п. 1.1–1.4 этой инструкции);
  • земля должна использоваться с целью жилой застройки на ней или в качестве приусадебного участка, входящего в состав доходной сельскохозяйственной земли;
  • на земле находится здание;
  • постоянное место жительства землевладельца или землепользователя находится в здании, расположенном на земле, соответственно данным об его местожительстве, которые внесены в регистр народонаселения.

Освобождение от уплаты земельного налога можно получить только с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой, в том числе в городе, внутриволостном городе, поселке городского и сельского типа, а также на территории, которая определена по общей планировке единицей местного самоуправления или по уездной планировке уездным старейшиной в качестве территории с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара.

От уплаты земельного налога освобождены собственники земельной единицы, находящейся в их общей долевой или совместной собственности, на вышеуказанных условиях с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара. Это положение не применяются в отношении собственников квартирной собственности; это обозначает, что в квартирном товариществе рассчитывается освобождение от уплаты налога для каждой квартирной собственности.

Члены товарищества собственников зданий из числа физических лиц также приравнены к землепользователям. Таким образом, освобождается от уплаты земельного налога земля, используемая под жилую застройку на ней, которая принадлежит товариществу собственников зданий, в пропорциональной части паёв членов товарищества собственников зданий из числа таких физических лиц, место жительства которых соответственно данным об их местожительстве внесено в регистр народонаселения и находится в здании, расположенном на этой земле (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара, в расчёте на каждого члена товарищества собственников зданий, соответствующего названным признакам.

Землевладелец или землепользователь, названный в ст. 10 Закона о земельном налоге, не должен представлять заявление для получения налоговой льготы. Налоговая льгота рассчитывается автоматически.

7. Налоговое уведомление о земельном налоге

Налогово-таможенный департамент высылает налогоплательщику налоговое уведомление о подлежащей к уплате сумме земельного налога не позднее 15 февраля.

Пользователю e-MTA, электронный адрес которого известен Налогово-таможенному департаменту, налоговое уведомление о земельном налоге высылается только электронным путем.

Если у Налогово-таможенного департамента нет адреса электронной почты налогоплательщика, то уведомление высылается по СМС на номер мобильного телефона. Налоговое уведомление на бумаге высылается в том случае, если у департамента нет ни номера мобильного телефона, ни адреса электронной почты налогоплательщика.

Налогоплательщик, не получивший налоговое уведомление о земельном налоге к 25 февраля, обязан известить об этом Налогово-таможенный департамент в течение 30 дней. В этом случае налогоплательщику высылается новое налоговое уведомление.

Если налогоплательщик не получил ни одного налогового уведомления о земельном налоге, он обязан сообщить в письменной форме или в электронном виде в волостную или городскую управу по месту нахождения земли о размере и целевом назначении находящейся в его собственности или пользовании земли.

Если в налоговом уведомлении представлены неточные данные о налогоплательщике или его налогооблагаемом землепользовании, то ему необходимо обратиться для уточнения земельных данных в волостную или городскую управу по месту нахождения земли.

8. Уплата земельного налога

Земельный налог за землю, расположенную в единице любого местного самоуправления, в размере до 64 евро следует уплатить одной суммой к 31 марта 2020 года.

Если сумма земельного налога превышает 64 евро, то к 31 марта 2020 года следует уплатить как минимум половину суммы, но не менее 64 евро. Остальную часть земельного налога следует уплатить не позднее чем к 1 октября 2020 года.

Земельный налог следует уплатить на банковский счет Налогово-таможенного департамента. Реквизиты для уплаты налогов «

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет Налогово-таможенный департамент.

9. Освобождение от земельного налога пенсионера или репрессированного

Местное самоуправление может дополнительно освободить от уплаты земельного налога как лицо, получающего пенсию на основании Закона о государственном пенсионном страховании; так и лицо, у которого установлена частичная или отсутствующая трудоспособность на основании Закона о пособии на трудоспособность; с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара.

Местное самоуправление может дополнительно освободить от уплаты земельного налога также репрессированного или лицо, приравненного к нему по смыслу Закона о лицах, репрессированных оккупационными режимами; с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле.

Лицо, получающее пенсию на основании Закона о государственном пенсионном страховании, лицо, у которого установлена частичная или отсутствующая трудоспособность на основании Закона о пособии на трудоспособность, а также репрессированный или лицо, приравненное к нему, должны представить заявление для получения освобождения от уплаты налога в местное самоуправление.

10. Поступление земельного налога

Земельный налог поступает в полном объёме в местное самоуправление.

11. Если нуждаетесь в помощи

  • Позвоните
    • +372 880 0811
    • Skype mta.eesti
  • Отправьте письмо на адрес э-почты eraklient@emta.ee или оставьте сообщение в е-MTA в рубрике «Общение» – «Переписка».

Дополнительная информация

  • Закон о земельном налоге (на эст. языке и англ. языке)

При практическом применении земельного законодательства немало вопросов возникает и сегодня. В данной статье мы рассмотрим проблемы законодательного урегулирования платы за землю собственниками (арендаторами) помещений в многоквартирных домах и субъектами малого предпринимательства, избравшими упрощенную систему налогообложения.

Плата за землю собственниками (арендаторами) помещений в многоквартирных домах

Проверки субъектов (юридических и физических лиц, физических лиц — субъектов предпринимательской деятельнос­ти), в собственности или пользовании которых находятся помещения в многоквартирных домах, на предмет уплаты земельного налога еще не приобрели массового характера, но в последнее время тенденция уже наблюдается. Поэтому субъектам хозяйственной деятельности, попадающим в «группу риска», рекомендуем ознакомиться с системным анализом действующего законодательства по данному вопросу.

Статьей 5 Закона Украины «О плате за землю» от 3 июля 1992 года предусмотрено, что объектом платы за землю является земельный участок, находящийся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды. Субъектом платы за землю (плательщиком) является собственник земельного участка и землепользователь, в том числе арендатор.

Согласно статье 15 указанного Закона, собственники земли и землепользователи уплачивают земельный налог с момента возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

Возникает вопрос: на кого возлагается обязанность по уплате земельного налога?

В случае если земельный участок находится под многоквартирным жилым домом, необходимо руководствоваться прежде всего статьей 42 Земельного кодекса Украины (ЗК) от 25 октября 2001 года, в соответствии с которой:

— земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственнос­ти, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление данными домами;

— в случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок может передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование объединению собственников;

— порядок использования земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяется сособственниками;

— размеры и конфигурация земельных участков под многоквартирными жилыми домами, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяются на основании проектов распределения территории квартала, микрорайона и соответствующей земле­устроительной документации.

Из вышеизложенного следует, что плательщиками земельного налога являются либо жэки или другие коммунальные предприятия, уполномоченные органами местного самоуправления содержать жилой дом, либо объединения собственников, а также жилищно-строительные кооперативы. В любом случае плательщиком земельного налога должно являться предприятие или организация, имеющая на балансе многоквартирный дом, за которым закрепляется земельный участок на праве постоянного пользования или на праве собственности, и на основании статьи 126 ЗК выдается соответствующий государственный акт. Такие данные вносятся в Государственный земельный кадастр и, согласно статье 13 Закона «О плате за землю», являются основанием для начисления земельного налога.

Предприятие либо физическое лицо — собственник помещения могут быть плательщиками земельного налога только в случае, если они имеют право на земельный участок, на котором расположена квартира, удостоверенное государственным актом.

Однако подпункт 4.4 пункта 4 Положения о порядке установления и закрепления границ придомовых территорий существующего жилищного фонда и предоставления в общее пользование или общую совместную собственность земельных участков для сооружения жилых домов, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам, Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству, Государственного комитета Украины по делам градостроительства и архитектуры, Фонда государственного имущества Украины № 31/30/53/396 от 5 апреля 1996 года, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 26 апреля 1996 года под № 203/1228, определяет, что отдельным юридическим или физическим лицам, являющимся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, выделение долей земельного участка в натуре и их отдельное отчуждение не допускается.

Таким образом, с правовой точки зрения владельцы (арендаторы) жилых и нежилых помещений в таких домах не относятся к лицам, которые могут быть собственниками либо пользователями земельных участков, соответственно, они не должны платить налог, а могут лишь возмещать расходы на его уплату. Кроме того, учитывая, что государственный акт на землю выдается балансодержателю многоквартирного дома, у собственников (арендаторов) квартир при отсутствии документов на землю отсутствует объект платы за землю, являющийся ключевым условием при начислении земельного налога. Данное обстоятельство неоднократно подтверждалось и судебной практикой Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ).

Согласно статье 120 ЗК, при переходе права собственности на дом или сооружение право собственности на земельный участок или его часть может перейти на основании гражданско-правовых соглашений, а право пользования — на основании договора аренды. Следовательно, при заключении договора купли-продажи (аренды) квартиры автоматически не возникает права собственности (пользования) на земельный участок. Собственник квартиры может ее продать, передать другому предприятию, обменять, сдать в аренду, отдать в залог — иными словами, он может использовать свое имущество по своему усмотрению. Что же касается дома, в котором находится квартира, то все вышеуказанные действия собственник квартиры не может совершить по причине отсутствия права собственности. Те действия, которые собственник вправе совершать со своей квартирой, может осуществлять балансодержатель дома. Следует учесть, что право собственности на дом или квартиру и право собственности на земельный участок — совершенно разные вещи. Земельный учас­ток существует единым массивом под одним кадастровым номером, и частичное отчуждение земли невозможно.

В связи с этим на практике вполне реальна ситуация, когда дом принадлежит одному лицу, а земля, на которой он расположен, — другому.

Абсолютно противоположную позицию высказала Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) в письме № 3194/6/15-4416 от 28 марта 2003 года. Однако, с учетом вышеизложенной аргументации, позиция налоговой службы является ошибочной.

Свои доводы ГНАУ обосновывает частью 5 статьи 14 Закона «О плате за землю». В соответствии с данной нормой земельный налог за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в совместной собственности нескольких юридических лиц или граждан, начисляется каждому из них пропорционально их доле в собственности на здание.

Поскольку ранее мы пришли к выводу, что многоквартирный дом не принадлежит группе лиц на праве совместной собственности, следовательно, они являются собственниками конкретных помещений в этом доме, но не долей в нем. По этой причине положения части 5 статьи 14 указанного Закона в рассматриваемой ситуации не применимы — не представляется возможным рассчитать долю в собственности на здание, пропорционально которой ГНАУ рекомендует рассчитать земельный налог.

По вопросу урегулирования аренды земельного участка в случае передачи в аренду помещения в многоэтажном доме свое мнение высказал Государственный комитет Украины по земельным ресурсам в письме № 14-22-13/3702 от 12 мая 2005 года. Так, по мнению Госкомзема, заключать договор аренды земельного участка в случае передачи в аренду части помещения в многоэтажном доме оснований нет, при заключении договора аренды помещений арендодатель может предусмот­реть в договоре аренды помещения возмещение соответствующей части арендной платы. Указанное подтверждает и ГНАУ в своем письме № 493/2/15-3410 от 25 сентября 2003 года, из которого следует, что арендатор не является плательщиком земельного налога, поскольку земельный участок ему не выделялся и объект налогообложения в этом случае отсутствует.

Плата за землю субъектами малого предпринимательства

Использование земли на Украине является платным. Эта плата взимается в соответствии с Законом, в виде налога на землю или арендной платы.

Владельцы земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, кроме арендаторов и инвесторов — участников соглашения о распределении продукции, платят земельный налог. Согласно статье 2 Закона Украины «О плате за землю», за земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата.

Согласно пункту 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» № 727/98 от 3 июля 1998 года, субъекты малого предпринимательства, избравшие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками некоторых налогов и сборов, в том числе платы (налога) на землю.

Арендная плата

В пункте 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» дается уточнение того, какой вид платы за землю подлежит освобождению — субъекты малого предпринимательства, избравшие единый налог, не являются плательщиками налога на землю.

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в письме № 2-221/2053 от 26 марта 2001 года и ГНАУ в письме № 14312/7/18-0617 от 27 октября 2000 года также сошлись во мнении, что субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от арендной платы за землю.

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются ЗК, Гражданским кодексом Украины (ГК) от 16 января 2003 года, а также иными законодательными и нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними, а также договором аренды земли (статья 2 Закона Украины «Об аренде земли» от 6 октября 1998 года).

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «Об аренде земли» арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование.

Статьей 21 указанного Закона преду­смотрено, что арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, не может быть меньше размера земельного налога, установленного Законом «О плате за землю».

В дополнение следует отметить то, что льготы, предусмотренные статьей 12 Закона «О плате за землю», касаются лишь уплаты земельного налога и не распространяются на арендную плату. Указанное обстоятельство подтвердил и Государственный комитет Украины по земельным ресурсам в письме № 14-11-12/390 от 23 января 2002 года.

Налог на землю

Только наличие соответствующих условий дает право субъектам малого предпринимательства, избравшим упрощенную систему налогообложения, не быть плательщиками налога на землю.

До сих пор остается актуальным вопрос, соблюдение каких условий дает право на освобождение от уплаты налога на землю такими предпринимателями.

В пункте 6 постановления «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727» № 507 от 16 марта 2000 года Кабинет Министров Украины (КМУ) указал на зависимость льготы по плате (налогу) за землю от использования субъектом предпринимательства земельного участка «для осуществления предпринимательской деятельности».

ГНАУ в письмах № 14312/7/18-0617 от 27 октября 2000 года, № 5659/7/18-2117 от 3 мая 2001 года еще больше сузила право пользования льготой, указав, что «субъекты за переданные в аренду земельные участки под зданиями или их частями должны платить земельный налог в установленных размерах на общих основаниях». В результате несколько лет подряд «упрощенцы», чьим видом деятельности была «сдача недвижимости в аренду», не могли пользоваться льготой по налогу на землю.

В дальнейшем, так и не отменив свое предыдущее письмо № 5659/7/18-2117 от 3 мая 2001 года, ГНАУ все же признала право на льготу по налогу на землю у субъектов — физлиц-«упрощенцев», сдающих недвижимость в аренду, при условии, что «земельный участок, на котором размещено нежилое помещение, по договору аренды передающееся во временное пользование (аренду), предоставлен

­местным советом СПД в пользование или в собственность именно для осуществления предпринимательской деятельности, в таком случае он как плательщик единого ­налога освобождается от уплаты земель­ного налога за такой земельный участок, как это предусмотрено статьей 6 Указа…».

В своем письме № 1300/Р/17-3115 от 4 марта 2005 года ГНАУ практически подтвердила свое предыдущее утверждение, что упрощенец «освобожден от платы за землю в виде именно налога, а не в виде арендной платы, за те участки, которые предоставлены ему в установленном действующим законодательством порядке именно для осуществления предпринимательской деятельности, доходы от осуществления которой облагаются единым налогом».

С мнением ГНАУ в части освобождения от уплаты налога на землю только «за те участки, которые предоставлены в установленном действующим законодательством порядке именно для осуществления предпринимательской деятельности, доходы от осуществления которой облагаются единым налогом», можно не согласиться.

В статье 191 ЗК приведен перечень целевого использования земель по следующим категориям:

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли жилой и общественной застройки;

— земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения;

— земли оздоровительного назначения;

— земли рекреационного назначения;

— земли историко-культурного назначения;

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

— земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.

Изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе владельцев ­земельных участков в порядке, установленном КМУ. Нарушение порядка ­установления и изменения целевого назначения земель является основанием для:

а) признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам;

б) признания недействительными соглашений относительно земельных участков;

в) отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной;

г) привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель.

Как видно из вышеприведенного, указанные категории не ограничивают целевое использование земель только их собственниками (пользователями) на постоянной основе или арендаторами (арендодателями).

В этой связи арендодателю (субъекту малого предпринимательства), использующему упрощенную систему налогообложения по виду деятельности «сдача в аренду недвижимости», для освобождения от налога на землю достаточно предусмотреть в договоре аренды условия использования помещения в рамках присвоенной ему при оформлении земельного участка категории целевого использования земли.

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства также считает, что в случае передачи земельного участка в аренду другим субъектам предпринимательской деятельности, реализуя тем самым один из видов своей предпринимательской деятельности (сдача в аренду помещений), субъект хозяйствования не должен платить земельный налог. При этом в уставе или в свидетельстве об уплате единого налога должно быть указано, что сдача в аренду помещений является одним из видов предпринимательской деятельности, на основе которой будет внесена запись в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины. Если же субъект хозяйствования — плательщик единого налога использует земельный участок не для осуществления собственной предпринимательской деятельности, то земельный налог платится на общих основаниях.

По указанному пути идет и судебная практика ВХСУ и Верховного Суда Украины.

Надеемся, что данная статья поможет налогоплательщикам при доказывании своей правовой позиции на практике.

Документ вводит налог на земли сельхозназначения и призван вывести из тени малые фермерские хозяйства. Но в нынешних условиях такая инициатива может навредить бедным крестьянам и «подвести» их к продаже паев агрохолдингам по низким ценам в первую волну открытия рынка земель.

Верховная Рада может рассмотреть этот законопроект уже на следующей неделе, поэтому Еспресо.TV спросило у экспертов и бизнеса, что они думают о предложенных изменениях.

Олег Нивьевский, доцент Киевской школы экономики, эксперт по земельным вопросам:

Надо разобраться, кто у нас хозяйничает на земле. Я бы их разделил на две большие группы: единоличники, или же личные крестьянские хозяйства, или же семейные фермерства. К сожалению, нет формализованного определения, поэтому их называют по-разному. Но в основном это физические лица. Есть другая группа сельхозпроизводителей — это юрлица. Законопроект № 3131 в первую очередь бьет по физическим лицам.

Система выглядит следующим образом. По законопроекту налог составляет 5% от нормативно-денежной оценки земли, что в среднем составляет примерно 1400 грн за гектар. Но вы имеете право уменьшить эту сумму на объем всех других налогов, которые вы платите. То есть вы считаете, сколько вы заплатили в бюджет налогов на доходы физлиц, земельного налога, единого налога, военного сбора, ЕСВ, налога на прибыль, и если вся сумма налогов превышает 1400 грн/га, то вы дополнительно ничего не платите. Если сумма меньше 1400 грн/га, то разницу вы должны оплатить в бюджет.

Это дополнительный налог на самозанятое сельское население, поскольку они кроме налога на землю, никаких других налогов «показать» не могут. Для них 1400 грн/га — это довольно значительная сумма. В первую очередь это ударит по беднейшим крестьянам-хозяевам.

Это дополнительный стимул задуматься крестьянину, что ему делать с землей. Для определенной категории населения будет проще продать эту землю или отдать в аренду как раз той категории сельхозпроизводителей, которая инициировала этот законопроект и лоббирует его принятие.

Конечно, надо находить инструменты детенизации аграрного сектора, но тень и неуплата налогов — результат многих других причин, которые есть в отрасли. К этой проблеме нужно подходить комплексно, реагировать на причины, а не на последствия.

Сейчас есть очень большие шансы, что этот законопроект примут, поскольку есть письма поддержки от ВАРа, УКАБ, от Всеукраинской ассоциации поселковых советов; есть поддержка от Минфина, Минэкономики, профильный комитет ВР также рекомендовал к принятию.

Николай Стецькив, основатель ФайнаBerry:

Это второй раз за время деятельности новой власти, когда сначала принимаются законы, а потом будут думать, каким образом поддерживать фермеров.

Предыдущим был закон о рынке земли. Я с ним согласен, рынок земли должен быть, но на условиях синергии, а возможно, даже сначала с акцентом на развитие малого фермерства. Сейчас критериев малого фермерства нет. Кто такой «малый фермер»? По оборотам? По площадям земель? Или по времени деятельности?

Я отношу себя к категории «малый фермер», потому что это уже третий год моей деятельности, у меня есть менее 10 га земли и мне 34 года. Ну, и у меня оборот менее 5 млн грн. О чистой прибыли вообще молчу, потому что он вообще почти нулевой; хорошо, что мы не убыточны.

Сейчас хотят принять законопроект № 3131, в котором написано, что надо будет платить 5% от нормативно-правовой оценки земли. Я арендую в ОТГ за 54 тыс. грн (по 9,5 тыс. грн за гектар). По этому законопроекту мне придется дополнительно платить еще 4 тыс. грн.

Это налоговая нагрузка увеличит себестоимость продукции, за что в итоге будут платить горожане.

Я согласен, что налог на землю должен быть, я его одобряю. Но я не одобряю, что создаются условия, чтобы люди продавали землю, вместо того, чтобы создавать условия хозяйствования на земле. Потому что опять нет механизма поддержки малого фермерства.

Ведь даже люди, которые имеют паи, которые еще не готовы сдавать их в аренду, не готовы на них сами хозяйничать, фактически, не могут приступить к хозяйствованию, потому что не могут купить технику, не имеют достаточно аналитики, не знают, что выращивать, потому что государство в этих направлениях не работает.

Михаил Федоров, аналитик инвестиционной группы «Универ»:

Налог на землю, конечно, нужен. И не номинальный для галочки, а вполне ощутимый, как элемент регулирования рынка, чтобы земля не стояла без дела. И так, чтобы, образно говоря, 100 лет простоя земли вели бы к ее отчуждению за сумму накопленного налога. Но принимать один закон и одну смену — это само по себе неправильно.

Налог на землю должен полностью вписываться во всю систему регулирования по данному вопросу и вписываться в налоговую систему, а не быть заплаткой. А для этого нужно еще очень много сделать, начиная от кадастра, формул оценки земли, до системы регистрации права и т.д. и т.п. Налог на землю в налоговой части должен вписаться во всю налоговую систему — но поскольку текущая налоговая система больше напоминает хламосвалку, то этот налог может встать у нее глупо, с казусами и другими вещами. Но нормальный налоговой налог на землю должен быть.

Фурсенко Иван, первый заместитель руководителя исполнительной дирекции Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых советов:

Законопроект № 3131 является неотъемлемой частью земельной реформы. Он обязывает платить налог за использование земли. Этот налог не будет новым, а будет сочетать целый ряд налогов и сборов, включая налог на доходы физлиц, пенсионные отчисления и т.п.

Мое убеждение состоит в том, что мелкие фермеры на 2 га земли пшеницу не выращивают. Если мы говорим о единоличниках, живущих со своего участка, — это либо теплицы, либо ягоды, либо садоводство. Это не тот случай, когда человек не может заплатить одну гривню с сотки в год.

Кроме того, мы говорили об уменьшении налога с 5% до 4% от нормативно-денежной оценки (НГО) земли за гектар. То есть это не 1400 грн будет, а около 1200 грн (если усредненное значение НПО — 28 тыс. грн / га, то 4% — это 1120 грн / га, — ред.). То есть 100 грн в месяц даже для человека, который выращивает цветы в теплицах, это вообще копейки.

Это ударит по тем, кто никогда не платил налоги и находится в тени. При этом стоит на бирже труда и просит государство выплачивать средства. Идет в сельский совет, просит оформить субсидию на все эти вещи, но самостоятельно выращивает на 20 га, имея паи соседей, не платя копейки налогов, при этом управляя нормальным автомобилем.

У нас 30% земли находится в тени. Это не проблема законопроекта №3131, это проблема комплексная той земельной реформы, вокруг которой мы, к сожалению, еще топчемся. Первым нужно было принимать законопроект №2280 о пространственном планировании, следующим — № 2194 о передаче земли органам местного самоуправления, чтобы избранные народом депутаты на местах могли распоряжаться землей, следующим шагом — оборот земли, а затем № 3131. А у нас получается, что общины земли не получили, а за проект № 3131 планируют голосовать. Это плохо — ставить его на голосование сегодня. Но мы его поддерживаем.

Всё по теме

  • АПК
  • Верховная Рада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *