Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды

Лицензия как правовой инструмент регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Лицензия и договор в экологическом праве России приобрели большое юридическое значение. Получение лицензии или заключение договора создают основание для приобретения права природопользования и осуществления ряда видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды. Закон запрещает или не допускает осуществление экологически значимой деятельности без лицензии или договора, если для ее ведения это требуется. Проведение такой деятельности без надлежаще оформленных документов является основанием для применения к виновному лицу мер юридической ответственности. Значение лицензирования и договоров определяется также другими их функциями в механизме регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Функции лицензирования и договоров природопользования:

  1. информационная, в рамках которой собирается, накапливается и распространяется информация об экологически значимой деятельности;
  2. превентивная, посредством установления в лицензии и договоре пределов использования природных ресурсов и других экологически значимых условий осуществления экологически значимой деятельности достигается предупреждение экологического вреда;
  3. контрольная, уполномоченные государственные органы осуществляют превентивный контроль за соблюдением природопользователем-лицензиатом требований законодательства об окружающей среде;
  4. гаранта реализации прав граждан и юридических лиц в области природопользования и охраны окружающей среды.

Хотя лицензирование и заключение договора касаются иногда одних и тех же общественных отношений, они являются правовыми инструментами реализации разных методов в праве окружающей среды:

    • административно-правового (лицензия) и
    • гражданско-правового (договор).

Хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и оказывающая или могущая оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды, допускается, как правило, на основании специальных лицензий. Виды деятельности, требующие лицензии для ее осуществления, как и форма лицензии, определяются законами. Традиционными видами такой деятельности являются все виды специального природопользования, включая, к примеру, пользование недрами, забор воды для промышленных целей, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п.

В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами), применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов). Несмотря на многообразие форм документов, применяемых в данной сфере, в силу выполнения ими одинаковой функции все они охватываются понятием «лицензирование».

По поводу выдачи разрешений на выбросы см. также Письмо Росприроднадзора от 16.11.2016 №АС-08-02-36/23507 «О рассмотрении обращений».

В России существует множество законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы о лицензировании в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды претерпело изменения: сокращено число видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Совокупность норм, регулирующих лицензионные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, может рассматриваться как комплексный институт экологического права.

Лицензируемые виды экологически значимой деятельности

Изучение практики показывает, что виды экологически значимой деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, можно подразделить на две группы:

1) деятельность по природопользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий (лицензируется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды);

В первую группу включается деятельность по специальному природопользованию, к примеру, пользованию недрами, животным миром, а также иные виды, в том числе:

  • сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение опасных отходов;
  • выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  • выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
  • в области использования источников ионизирующего излучения.

деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая отношение к охране окружающей среды (лицензируется иными, не природоохранными органами).

Во второй группе речь идет о таких лицензионных видах деятельности, как:

  • выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
  • эксплуатации химически опасных производственных объектов;
  • перевозка железнодорожным транспортом грузов;
  • космическая деятельность;
  • проектирование зданий и сооружений;
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • и др.

Государственные органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды, определяются либо в законах, либо в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Так, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет лицензирование деятельности по: сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; эксплуатация химически опасных производственных объектов; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — по выполнению работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; по выполнению работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления.

Процесс экологического лицензирования

Экологическое лицензирование — деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Участники процесса лицензирования:

    • предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующую получения лицензии;
    • государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий.

Этапы процесса экологического лицензирования:

    1. направление или представление соискателем лицензии в соответствующий лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии (ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
    2. проверка лицензирующим органом полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий;
    3. принятие решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении;
    4. приостановление действия лицензии или ее аннулирование.

Подробнее

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются:

    • полные данные о соискателе лицензии как о ЮЛ или ИП;
    • идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
    • лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

    1. копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
    2. копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида;
    3. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
    4. опись прилагаемых документов.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с частью 8 ст.13, лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 1 и (или) 3 ст.13 о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

Следующей стадией процесса лицензирования является проверка лицензирующим органом полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Наиболее ответственная стадия касается принятия органом решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.
Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

На этой стадии важным с точки зрения учета правовых экологических требований является то, что в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, должно пройти государственную экологическую экспертизу.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Специфической стадией процесса экологического лицензирования является приостановление действия лицензии или ее аннулирование. Правом на такие действия наделены государственные органы, выдавшие лицензию. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Основания отказа в предоставлении лицензии:

    1. наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
    2. установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
    3. представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

При этом соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» установлена особенность лицензирования на уровне субъектов РФ. Деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.

Особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и их охраны

Лицензионные основы права пользования недрами

Вопрос о лицензионном (разрешительном) порядке пользования недрами решается в зависимости от:

    1. характера полезных ископаемых;
    2. вида работ, связанных с недрами;
    3. вида пользования недрами.

Так, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы могут использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые свободно, без специального разрешения.

В других случаях предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. В соответствии с предусмотренными законодательством о недрах видами пользования недрами лицензии выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и других видов пользования.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Закон РФ «О недрах» в ст.10.1 определяет основания возникновения права пользования участками недр. Такими основаниями, в частности, являются:

    1. решение Правительства РФ;
    2. решение федерального органа управления государственным фондом недр;
    3. решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр;
    4. решение органа исполнительной власти субъекта РФ, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими данному Закону.
Некоторые особенности юридического оформления права пользования недрами предусмотрены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Особенности оформления права пользования водами

Право пользования водами оформляется договором или решением о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются на основании договоров водопользования в пользование для:

    1. забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
    2. использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
    3. использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет (ст. 14 ВК РФ).

Водный кодекс РФ допускает передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 19).

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Одновременно Водный кодекс РФ предусматривает обширный перечень случаев водопользования без заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Подробнее

К последним, в частности, относится пользование водами для:

  1. судоходства (в том числе морское судоходства), плавания маломерных судов;
  2. забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
  3. забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
  4. забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
  5. воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
  7. рыболовства, рыбоводства, охоты;
  8. осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  9. полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
  10. купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 данного Кодекса.

Договорные основы права пользования лесами

В соответствии с Лесным кодексом РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование (ст. 71). При этом предоставление их в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.

Предоставление лесных участков гражданам и юридическим лицам в аренду, оформляется договором аренды лесного участка, заключаемым на срок до сорока девяти лет (ст. 72). Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора или без проведения аукциона (ст. 74).

Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются в случаях:

  • использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых;
  • для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов;
  • для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
  • реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Лесным кодексом РФ. Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются Правительством РФ.

Лицензионно-договорные основы права пользования объектами животного мира

Особенности лицензирования пользования животным миром и развития договорных отношений в данной сфере предусмотрены Федеральными законами «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «О континентальном шельфе Российской Федерации», некоторыми другими актами.

Правом пользования животным миром в Российской Федерации могут обладать граждане и юридические лица, в том числе иностранные, а также лица без гражданства.

Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями пользование животным миром осуществляется на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок (ст. 35 ФЗ «О животном мире»).

Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам РФ:
ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории;
собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.

Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ст. 36 ФЗ «О животном мире»).

Подробнее

Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ заявку (ст. 37).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром.

При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований. Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются гражданам соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по заявкам граждан в соответствии с установленным порядком, а также пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.
Для регулирования права пользования водными биоресурсами Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» использует такие инструменты как разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов и договор пользования рыбопромысловым участком (глава 4).

Особенности лицензирования деятельности по удалению отходов в окружающую среду

Лицензирование данного вида деятельности регулируется Федеральным законом «Об охране окружающей среды», природоресурсными актами законодательства, Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, другими нормативными правовыми актами.

Речь идет о лицензировании выбросов предприятиями загрязняющих веществ в атмосферу, сброса сточных вод и размещения (захоронения) твердых отходов производства и потребления, захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра. Удаление отходов в окружающую среду регулируется в экологическом праве как вид пользования соответствующим природным ресурсом — атмосферным воздухом, водами, землями, недрами.

Активную роль в лицензировании в данной сфере играет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Ростехнадзор выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух, осуществляет лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов осуществляется.

Гарантией, обеспечивающей выполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по удалению названных выше видов отходов, служит проведение государственной экологической экспертизы экологических обоснований соответствующих лицензий.

Для принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган проводит экспертизу представленных материалов, определяет условия действия лицензии и при необходимости проводит экологическое аудирование предприятия, обратившегося с заявлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *