Лотерея закон о рекламе

рекламареклама, ФАС, закон о рекламе, товар, продукция, недобросовестная реклама Written by: Андрей Ларин

Реклама: основные нарушения закона

Очень часто перед организациями, предлагающими свои услуги или продукцию, встает вопрос – как верно применить в рекламе иностранные слова? Наказуемы ли массовые рассылки? Можно ли привлечь к штрафу за написание текста бледным или мелким шрифтом? Как отнесется ФАС к рекламе, содержащей непристойные фразы?

Юристы ЮБ «Аргументъ» предлагают разобраться во всех неясных вопросах в данной области и выявить те нарушения, за которые законодательство предусматривает привлечение к административной ответственности, среди которых:

  • написание иностранных слов и фраз без перевода на русский язык;
  • рассылка рекламы посредством смс-сообщений или электронной почты без предварительного согласия на то получателя;
  • проведение некорректного сравнения своего товара с продукцией иных производителей;
  • печать нечитаемого текста сносок;
  • непредставление необходимых для потребителя сведений.

Рассмотрим основные нарушения более подробно, чтобы впоследствии их не допустить.

Иностранные слова без перевода на русский язык в рекламе

Зачастую в период распродаж на витринах магазинов содержится информация о предоставляемых скидках на ассортимент товара, включая слова из английского языка — «sale» и «new». Однако стоит знать, что употребление этих слов без перевода на русский язык – административное правонарушение.

ФЗ «О рекламе» запрещает применение иностранных слов и фраз, которые могут повлечь искажение смысла.

В случае, если имеется перевод, но он плохо читаем, организацию также могут настичь санкции. К примеру, Одиннадцатый Арбитражный Апелляционный суд вынес постановление в 2014г. о наложении мер административного взыскания в связи с подобным нарушением. Рекламная конструкция находилась на крыше магазина, в тексте содержалось слово «sale», а перевод в масштабном соотношении был напечатан в 20 раз меньшим шрифтом. Кроме того, перевод был напечатан белым цветом, а иностранное слово – красным, что в зимнее время года делало невозможным прочтение перевода в связи с занесением его снегом.

Юристы ЮБ «Аргументъ» отмечают, что в исключительных случаях допускается применение английских слов без указания перевода. Например, Пятнадцатым Арбитражным Апелляционным судом было вынесено постановление, в котором суд отметил, что выражение «openair» — устойчиво, закрепившееся и не имеет аналогов в русском языке.

Рекламные рассылки без согласия получателей

Рассылка смс-сообщений и электронных писем без предварительного согласия абонентов – ненадлежащая реклама.

Перед направлением сообщений, содержащих рекламу, убедитесь в правильности телефонного номера адресата. В случае, если клиентом был указан неверный номер – отправление на его сообщения рекламного характера будут считаться нарушением закона.

Судебная практика показывает, что организация не будет освобождена от ответственности даже на том основании, что не было возможности удостовериться в принадлежности номера определенным лицам.

Напомним также, что игра слов, намеки на непристойные выражения, оскорбительные образы – под запретом в рекламной деятельности. Поэтому не стоит пытаться привлечь внимание потребителей путем печати острых выражений (также и на иностранном языке).

В соответствии с действующим законодательством, оскорбительными и непристойными словами и изображениями считаются те, которые нарушают общепринятые нормы поведения в обществе с точки зрения нравственности и морали.

Некорректное сравнение с продукцией конкурентов

В соответствии с федеральным законодательством, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Если будет установлено, что информация о приоритетах рекламируемого товара над продукцией конкурентов не соответствует реальности, то реклама будет признана недостоверной.

К примеру, Санкт-Петербургский УФАС России вынес постановление о наложении административной ответственности на службу такси, в рекламе которой содержалась фраза: «У нас самый короткий номер!».

Комиссией УФАС была признана недостоверной реклама. Возможность заказа услуг с применением трехзначного номера отмечается как одно из преимуществ службы. Сравнение с иными товарами, к примеру, при применении слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться по определенному критерию сравнения, который имеет объективное подтверждение.

Под запретом находится некорректное сравнение. Если реклама будет признана недобросовестной, организация будет оштрафована на сумму от 100 до 500 тысяч рублей.

Рассмотрим еще один пример из судебной практики. Организация, рекламируя автомобили Opel, разместила на рекламном баннере фразу «ASTRA и никаких FOКУСОВ». Кроме того, установлен данный баннер был на расстоянии 200–300 м от салона Ford, в то время как автосалон Opel располагался в другом районе города. Суд вынес постановление, в котором признал данные действия незаконными.

Но существуют и исключения. Так, ФАС Северо-Западного округа отменил постановление антимонопольного органа по делу в отношении салона текстильного дизайна, который разместил рекламный щит с фразой: «Лучшие шторы здесь!».

УФАС России пришло к выводу, что в данном случае реклама ненадлежащая и наложило штраф. Однако салон обратился в суд за защитой своих прав, предоставив документацию — госконтракты на поставку штор, заключение маркетингового исследования, книгу жалоб и предложений. Анализ документов подтвердил, что продукция отличается высоким качеством и может считаться лучшей по иным критериям.

Нечитаемый текст в сносках

Установлен запрет на размещение привлекательную для потребителей информацию крупным и ярким шрифтом, а иные сведения – мелким и бледным шрифтом. Такая деятельность будет признана недобросовестной.

Также, в случае указания существенных условий в рекламе нечитаемым шрифтом, она будет признана ФАС и судом ненадлежащей, а условия – неуказанными.

Кроме того, недопустима реклама, в которой отсутствуют существенные данные о товаре, условиях приобретения или использования, при искажении смысла сведений, а потребители вводятся в заблуждение.

Юристы отмечают, что большое внимание ФАС РФ уделяет продвижению финансовых услуг, в котором существенными будут признаны не только данные, которые заинтересуют потребителя, но и те, которые могут обмануть.

Таким образом, собираясь прорекламировать свои товары или услуги, обязательно ознакомьтесь с законодательством в данной области, чтобы избежать возможные судебные тяжбы и исключить вероятность наложения штрафов. Юристы ЮБ «Аргументъ» всегда готовы проконсультировать Вас по всем интересующим вопросам в сфере законодательства РФ.

Ссылки по теме:

  • Экономические споры
  • Корпоративные споры
  • Представительство в суде

«Новая бухгалтерия», 2006, N 3
Вопрос: Вправе ли организация проводить розыгрыш призов в рекламных целях («купи услугу — стань участником розыгрыша»), не соблюдая требований Закона «О лотереях», и относить затраты на приобретение приза, публикацию условий розыгрыша, итогов розыгрыша в СМИ к расходам по рекламе?
Чем отличается стимулирующая лотерея от проведения розыгрыша в рекламных целях?
Ответ: Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее — Закон) определяет лотерею как игру, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи (ст. 2 Закона).
Поскольку розыгрыш призов среди покупателей товаров (работ, услуг) отвечает этому определению, то проводить его необходимо с соблюдением требований названного Закона.
Отметим, что сделать это не слишком сложно, учитывая, что такая лотерея признается стимулирующей (право на участие не связано с внесением платы, а призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи (п. 3 ст. 3 Закона)). Организовать стимулирующую лотерею значительно проще, чем обычную, в которой призовой фонд формируется за счет средств участников (в частности, стимулирующая лотерея проводится в уведомительном порядке).
В пользу необходимости соблюдения требований Закона говорят и суровые штрафы, предусмотренные ст. 14.27 КоАП РФ для нарушителей законодательства о лотереях. Например, за проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления о ней в уполномоченный орган на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 40 до 200 МРОТ, а на юридических лиц — от 500 до 5000 МРОТ.
В соответствии с п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщик вправе учесть при налогообложении прибыли расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
Рекламой согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе» является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Как видно из приведенного определения, одним из основных признаков рекламы является ее безадресность. Поэтому если предложение «купи услугу» адресовано неопределенному кругу лиц, то организация может учесть расходы по проведению лотереи как расходы на рекламу. Отметим, что, по мнению Минфина, стимулирующая лотерея является рекламной акцией (см. Письмо от 06.08.2004 N 03-06-06-03/1).
При учете расходов необходимо помнить, что стоимость призов, вручаемых победителям при проведении лотерей, учитывается в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Затраты на публикацию условий и итогов розыгрыша в СМИ учитываются в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Отметим также, что положения гл. 25 НК РФ не связывают возможность учета расходов на рекламу с соблюдением требований Закона «О лотереях».
М.Мошкович
Подписано в печать
21.02.2006

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *