Материнский капитал в Калмыкии

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 314.6 ББК 60.56

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ*

Б. Б. Нусхаева

Нынешняя демографическая ситуация в России определяется как кризисная и требует комплексного изучения современного состояния всех слагаемых естественного прироста населения. Особое внимание стоит уделить проблеме низкого уровня рождаемости в стране. По мнению специалистов, низкая рождаемость в России обусловлена несколькими причинами. «С одной стороны, они носят общий характер с экономически развитыми странами мира, а с другой стороны, имеют специфические российские черты» . Главной составляющей решения этой проблемы должна стать семейно-демографическая политика, направленная на укрепление института семьи и улучшения условия жизни семей с детьми.

Одним из ведущих направлений семейной политики в России является финансовая помощь семьям с детьми. В Семнадцатом ежегодном демографическом докладе говорится: «Действующая семейная политика опирается в целом на систему мер, доставшуюся в наследство от советской эпохи в результате ее кардинального пересмотра в 1980-е годы» . Основные виды государственных пособий, связанных с рождением детей, определяются Федеральным законом Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2009). Настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

• пособие по беременности и родам;

• единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

• единовременное пособие при рождении ребенка;

• ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

• ежемесячное пособие на ребенка;

• единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

• единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

• ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Депопуляционные процессы в России привлекли внимание политиков и ученых к демографическим проблемам страны. В Послании Президента В. В. Путина Федеральному собранию, представленном 10 мая 2006 г., подчеркивается необходимость активных мер по стимулированию рождаемости. В 2006 г. Правительством Российской Федерации были разработаны проекты Федеральных Законов, необходимых для правового обеспечения новых мер демографической политики, которые вступили в силу с 1 января 2007 г.

Одним из них является Федеральный закон 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Данный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) второго (третьего) и последующего ребенка (детей). Согласно статье 7 настоящего Федерального закона, средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены для следующих целей:

• улучшение жилищных условий;

• получение образования ребенком (детьми);

* Статья выполнена в рамках проекта Программы фундаментальных иследований Президиума РАН «Демография народов Калмыкия в конце XX — начале XXI вв.».

• формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин .

Кроме того, принят ряд нормативных документов, регулирующих получение и использование средств материнского (семейного) капитала: Постановление Правительства Российской Федерации от

24.12.2007 г. № 926 «Об утверждении правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком (детьми), расходов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2011 № 931), Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 г. № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» (в ред. Постановлений Правительства РФ от

13.01.2009 № 20, от 04.12.2009 № 994, от

27.11.2010 № 937, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 17.08.2010 № ГКПИ10-806) и др.

Демографы дали разную оценку данной мере стимулирования рождаемости. Например, Е. В. Елизаров, рассматривая данный закон, отмечает наличие спорных вопросов , прежде всего в скудности выбора направлений использования средств материнского (семейного) капитала при большом разнообразии типов и специфики семей. Вместе с тем Е. В. Елизаров выделяет «единственный и несомненный плюс идеи материнского капитала и закона, устанавливающего условия его назначения и использования — это предоставление женщине (семье) выбора — впервые в практике нашей демографической политики, хотя предлагалось это еще более 20 лет тому назад» . По его мнению, изложенные в законе меры могут быть значимы прежде всего для семей в регионах с низким жизненным уровнем, с дешевым жильем, а в случае использования на оплату образования — на очень недорогое образование (по сегодняшним расценкам) в далеко не самых престижных государственных или в негосударственных вузах. А третье направление — формирование накопительной части трудовой пенсии — Е. В. Елизаров считает маловероятным: «Трудно представить себе, что кто-то изначально захочет распорядиться своим капиталом таким образом: добровольно

доверить «свой капитал» любому государственному и тем более негосударственному пенсионному фонду на 25-35 или более лет (возраст выхода на пенсию наверняка вырастет)» .

Рассмотрим основное использование средств материнского (семейного) капитала семьями Республики Калмыкия. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2007 № 457 «Об утверждении Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» учет о выдаче сертификатов на получение материнского капитала ведется Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР). Согласно данным ПФР, размер материнского капитала в 2012 г. составил 387 тыс. 640 руб. 30 коп. .

По данным Отделения ПФР по Республике Калмыкия, на 28 сентября 2012 г. более 11,2 тыс. семей Республики Калмыкия получили сертификат на материнский (семейный) капитал. Большинство владельцев материнского (семейного) капитала направляют средства на улучшение жилищных условий. Эту возможность готовы использовать 3 978 семей республики (99,0 %) из 4 020 семей, подавших заявление в Территориальный орган ПФР за 20102012 гг. .

Одним из способов улучшения жилищных условий является погашение ипотечных кредитов и займов. По словам специа-листа-эксперта группы социальных выплат Отделения ПФР по Республике Калмыкия А. Ямановой, этот вариант активно используется в регионе, и при помощи материнского капитала 1 390 семей региона направили данные средства на погашение ипотечных и жилищных кредитов на сумму 431 млн 253 тыс. руб. .

Вторым направлением использования средств материнского (семейного) капитала является образование детей. По состоянию на 3 августа 2012 г., такой возможностью воспользовались 29 семей республики. По данным Отделения ПФР по РК, более 1,2 млн рублей направлены на обучение детей. Всего подано 42 заявления на общую сумму 1,9 млн рублей, и в большинстве случаев получателями денежных средств выступают московские учебные заведения .

Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 4 2012

Такое направление использования средств, как накопительная часть трудовой пенсии женщин, матерями Республики Калмыкия не используется. По состоянию на 28 сентября 2012 г., ни одного заявления относительно данного способа вложения средств материнского капитала в Территориальный отдел ПФР по РК не поступало.

Таким образом, главным направлением использования средств материнского капитала остается улучшение жилищных условий.

По поручению Президента Российской Федерации субъектами Российской Федерации были разработаны дополнительные меры социальной поддержки семьям с детьми. Рассмотрим законы о региональном материнском капитале, принятые в 2011 г. в отдельных субъектах Российской Федерации.

Закон № 324-ГУ-З «О региональном материнском капитале», принятый в Республике Калмыкия, устанавливает право семей на получение регионального материнского капитала в размере 50 тыс. руб. с рождением третьего и последующего ребенка. Средства регионального материнского капитала могут быть использованы по достижению ребенком трехлетнего возраста, но не ранее 1 января 2015 г., в следующих целях:

• улучшение жилищных условий (приобретение на территории Республики Калмыкия жилого помещения, строительство, реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства);

• приобретение земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного и дачного хозяйств;

• получение образования ребенком (детьми). Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 23 лет;

• лечение ребенка (детей). Возраст ребенка, на лечение которого могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала, на дату начала предоставления услуг по лечению не должен превышать 18 лет .

Для сравнения приведем законы соседних регионов. Региональный материнский капитал в Дагестане установлен Указом Президента Республики Дагестан от

31.05.2007 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей». Указ предусматривает единовременную выдачу денежных средств семьям. Сумма денежной выплаты зависит от очередности рождения ребенка:

• пятого и каждого последующего ребенка — в размере 10 тыс. руб.;

• десятого и каждого последующего ребенка — в размере 300 тыс. руб.;

• одновременно двух детей — в размере 20 тыс. руб.;

• одновременно трех и более детей—в размере 100 тыс. руб.

Законом Ростовской области от

18.11.2011 г. № 727-ЗС «О региональном материнском капитале» установлен размер регионального материнского капитала в размере 100 000 рублей, который подлежит ежегодной индексации. Основными направлениями использования средств материнского (семейного) капитала являются:

• улучшение жилищных условий (приобретение или строительство в области жилья; строительство, реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на территории области);

• получение образования детьми;

• лечение детей;

• приобретение автотранспортного средства .

Сроки использования установлены Правительством Ростовской области и предполагают использования денежных средств материнского капитала по достижению ребенком трехлетнего возраста.

В Волгоградской области Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области по вопросам социальной поддержки семей с детьми», принятый Волгоградской областной Думой 20.12.2011, претерпел ряд изменений, в том числе введение п. 4.1 «О порядке выдачи родительского капитала многодетной семье» и п. 4.2 «Размер родительского капитала». Материальное поощрение многодетных семей предполагает единовременную денежную выплату в раз-

мере 40 789 руб. Получение родительского капитала предусматривается при рождении третьего и последующего ребенка и выплачивается по достижении им 2 лет. Размер родительского капитала подлежит ежегодной индексации .

Принятые в Республике Калмыкия, Волгоградской и Ростовской областях законы о региональном материнском капитале рассчитаны на поощрение рождения третьего и последующего ребенка. Сумма денежных средств материнского капитала различна, в Дагестане дифференцируется в зависимости от очередности рождения ребенка. В Республике Калмыкия и Ростовской области определены основные направления использования средств регионального материнского (семейного) капитала, в Дагестане и Волгоградской области денежные выплаты могут быть израсходованы по усмотрению семьи.

Материнский капитал как на федеральном, так и региональном уровнях является новой мерой стимулирования рождаемости. Следует отметить, что в России доля расходов на семейные, детские пособия в 2009 г. составила 0,6 % к ВВП, а в 2005-2006 гг. всего 0,2 % к ВВП. В то время как по рекомендациям ЮНИСЕФ (Детского Фонда ООН) эти расходы должны составлять не ниже 2,5-3,5% от ВВП (в зависимости от доли детского населения и уровня детской бедности) . Отсюда следует вывод о необходимости увеличения государственных расходов на семейную и демографическую политику.

Таким образом, основным направлением использования средств материнского капитала семьями Республики Калмыкия является улучшение жилищных условий. Исходя из этого, помощь молодой семье в решении жилищных проблем может стать одной из наиболее эффективных мер демографической политики в нашем регионе.

Литература

Атлас демографического развития России // Научный совет по программе Президиума фундам. исслед. Российской академии наук «Экономика и социология знания». М.: Эконом. образование, 2009. 220 с.

Елизаров В. В. Стимулирование рождаемости и поддержка семей с детьми в современной России // Демоскоп Weеkly. 2012. 23 января — 5 февраля. № 495-496.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Елизаров В. В. Политика экономической поддержки семей с детьми: проблемы реализации и пути совершенствования // Демоскоп Weеkly. 2007 г. 12-25 ноября. № 309-310.

Жительницы Калмыкии уже использовали 1 млрд 232 млн рублей материнских денег // Пенсионный фонд Российской Федерации Отделение по Республике Калмыкия. Опубликовано 22.08.2012 // URL: http:pfrf.ru/ot_kalmik/pr_ releases/49780 (дата обращения: 11.11.2012).

Информация ПФР о материнском (семейном) капитале // URL: http: pfrf.ru (дата обращения: 11.11.2012).

Материнский капитал помог 2255 семьям Калмыкии улучшить жилищные условия / Пенсионный фонд Российской Федерации. Отделение по Республике Калмыкия. Опубликовано 28.09.2012 // URL: http:pfrf.ru/ot_kalmik/pr_ releases/51191 (дата обращения: 11.11.2012)

Проект закона 124-2011з от 07.09.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области по вопросам социальной поддержки семей с детьми» // URL: http:volgoduma.ru (дата обращения:

14.11.2012).

Региональный материнский капитал в Калмыкии // URL: http:matkap.ru/ region/ (дата обращения: 11.11.2012).

Региональный материнский капитал в Дагестане // URL: http: matkap. ru/region/ (дата обращения: 11.11.2012).

Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // URL: http:consultant. ru (дата обращения: 11.11.2012).

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // URL: http:pfrf.ru/family_capital (дата обращения:

О единовременной денежной выплате гражданам, имеющим детей в возрасте от восьми до восемнадцати лет и являющимся получателями государственного ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 16 декабря 2004 года № 168-III-З «О государственном ежемесячном пособии на ребенка»

В целях оказания дополнительной поддержки семей, имеющих детей, в период распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Калмыкия, постановляю:

1. Установить в 2020 году единовременную денежную выплату в размере 5 000 рублей гражданам, имеющим детей в возрасте от восьми до восемнадцати лет и являющимся получателями государственного ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 16 декабря 2004 года № 168-III-З «О государственном ежемесячном пособии на ребенка» на 1 мая 2020 года, размер среднедушевого дохода которых не превышает величины прожиточного минимума, установленного в Республике Калмыкия в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

2. Утвердить Порядок назначения и выплаты единовременной денежной выплаты гражданам, имеющим детей в возрасте от восьми до восемнадцати лет и являющимся получателями государственного ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 16 декабря 2004 года № 168-III-З «О государственном ежемесячном пособии на ребенка» согласно приложению к настоящему Указу.

3. Правительству Республики Калмыкия обеспечить финансирование единовременной денежной выплаты, установленной пунктом 1 настоящего Указа, за счет средств республиканского бюджета и предоставление ее гражданам.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Глава Республики Калмыкия Б. Хасиков

г. Элиста

29 мая 2020 г.

№ 143

Приложение
к Указу Главы
Республики Калмыкия
от 29 мая 2020 г. № 143

Порядок
назначения и выплаты единовременной денежной выплаты гражданам, имеющим детей в возрасте от восьми до восемнадцати лет и являющимся получателями государственного ежемесячного пособия на ребенка
в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 16 декабря
2004 года № 168-III-З «О государственном ежемесячном пособии на ребенка»

1. Настоящий Порядок назначения и выплаты единовременной денежной выплаты гражданам, имеющим детей в возрасте от восьми до восемнадцати лет и являющимся получателями государственного ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 16 декабря 2004 года № 168-III-З «О государственном ежемесячном пособии на ребенка», определяет механизм назначения и выплаты за счет средств республиканского бюджета единовременной денежной выплаты.

2. Право на получение единовременной денежной выплаты имеют граждане, имеющие детей в возрасте от восьми до восемнадцати лет и являющиеся получателями государственного ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 16 декабря 2004 года № 168-III-З «О государственном ежемесячном пособии на ребенка» на 1 мая 2020 года, размер среднедушевого дохода которых не превышает величины прожиточного минимума, установленного в Республике Калмыкия в соответствии с Федеральным законом
«О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — единовременная денежная выплата).

3. Единовременная денежная выплата предоставляется в отношении детей, на которых назначено государственное ежемесячное пособие на ребенка в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 16 декабря 2004 года № 168-III-З «О государственном ежемесячном пособии на ребенка» и которые достигли возраста от восьми до восемнадцати лет в период с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года.
Единовременная денежная выплата осуществляется на каждого ребенка, соответствующего условиям назначения.

4. Единовременная денежная выплата назначается и выплачивается казенными учреждениями Республики Калмыкия — центрами социальной защиты населения (далее — центр социальной защиты населения), предоставляющими государственное ежемесячное пособие на ребенка, на основании имеющихся сведений, содержащихся в Программном комплексе «Автоматизированная система социального обеспечения населения» (АССОН), без истребования от граждан дополнительных документов.

5. Единовременная денежная выплата производится центром социальной защиты населения способом, выбранным гражданином для получения государственного ежемесячного пособия на ребенка через организации федеральной почтовой связи или кредитные организации.

6. Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в срок не позднее 15 июня 2020 года представляет в Министерство финансов Республики Калмыкия заявку на финансирование о потребности в средствах республиканского бюджета на выплату единовременной денежной выплаты, сформированную на основании заявок центров социальной защиты населения.

7. Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в срок не позднее 2 рабочих дней после получения выписки из распорядительного лицевого счета представляет в Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия расходное расписание на перечисление средств на лицевые счета получателей — центров социальной защиты населения, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Калмыкия и его отделениях.

8. Центры социальной защиты населения в срок не более 2 рабочих дней после получения выписки из лицевого счета получателя, открытого в Управлений Федерального казначейства по Республике Калмыкия и его отделениях, представляют платежные документы для перечисления денежных средств на лицевые счета граждан, открытых в кредитных организациях, или организациях почтовой связи, осуществляющих доставку единовременной денежной выплаты гражданам, и списки (реестры) получателей единовременной денежной выплаты в кредитные учреждения или организации почтовой связи.

9. Расходы на предоставление единовременной выплаты носят строго целевой характер и не могут быть направлены на другие цели.

10. Контроль за целевым использованием средств осуществляется Министерством социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия и Республиканской службой финансово-бюджетного контроля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *