Медицинское обеспечение военных пенсионеров

Военные пенсионеры теперь снова могут воспользоваться бесплатным проездом к ведомственным здравницам. Офицерам запаса и в отставке, а также мичманам и прапорщикам, прослужившим более 20 лет, вернули льготу, монетизированную в 2005 году. Генералы и адмиралы могут рассчитывать на бизнес-класс в самолете или вагоны СВ, другим офицерам достанется купе или экономкласс. По мнению военных экспертов, возвращение бесплатного проезда поможет военным пенсионерам разнообразить свой отдых и поправить здоровье.

В военном ведомстве «Известиям» рассказали, что вступил в силу приказ министра обороны № 815 от 27 декабря 2017 года. Изменился регламент оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов (ВДП). Офицерам запаса и в отставке, отслужившим в армии 20 и более лет, вернули право на бесплатный проезд до санаториев Минобороны. Воспользоваться этим правом они и их семьи могут один раз в год, путешествуя на железнодорожном, воздушном, водном или автомобильном транспорте. Билеты военные пенсионеры могут получить в военкоматах по месту учета.

Также льготу вернули мичманам и прапорщикам, прослужившим 20 лет и более, если они были уволены «по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями».

Условия поездки зависят от звания военных пенсионеров. Высшие офицеры — к ним относятся все генералы, вице-адмиралы и адмиралы — и их семьи смогут получить билеты в вагоны СВ или другие вагоны первого класса, а если они передвигаются на аэроэкспрессе — то бизнес-класса.

Во время путешествия по морю им положены места в каютах I категории. При поездках внутренним водным транспортом — категории «люкс». При перелетах — в салонах бизнес-класса.

Старшие офицеры — от майора до полковника или от капитана III ранга до капитана I ранга в ВМФ — и члены их семей получат билеты в четырехместные купе или другие вагоны второго класса (в аэроэкспрессах — экономкласс).

Во время путешествия по морю им положены места в каютах II категории судов транспортных линий. При поездках внутренним водным транспортом — места категории 1А. А при перелетах — экономкласс.

Младшие офицеры — от младшего лейтенанта до капитана или до капитан-лейтенанта в ВМФ — также имеют право на купе или другие места второго класса в поездах. На морских судах им положены места в каютах III категории. При речных путешествиях — категории 2А. При перелетах — экономкласс. Точно такие же условия предусмотрены для прапорщиков и мичманов, которые отслужили в вооруженных силах 20 или более лет.

Льготы способствуют возвращению престижа воинской службы, считает доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Плеханова, член экспертного совета «Офицеров России» Александр Перенджиев.

— Возвращение бесплатного проезда поможет военным пенсионерам разнообразить свой отдых и поправить здоровье, — отметил он. — Кроме того, это поможет заполнить военные санатории.

В Советском Союзе военные пенсионеры имели аналогичные льготы. Однако в середине 2000-х годов их монетизировали. Льготникам приходилось сначала покупать билеты, а уже после поездки являться в военкомат. Там, после прохождения достаточно сложной и долгой бюрократической процедуры, им возвращали стоимость билета.

Как писали «Известия», на балансе Министерства обороны РФ — 48 санаториев. Они расположены в престижных местах — на черноморском побережье, в регионе Кавказских Минеральных Вод и других привлекательных и экологически чистых районах. Большинство военных здравниц в последние годы были отремонтированы.

Для многих термин «военный госпиталь» ассоциируется с походным палаточным лагерем, оказывающим экстренную медицинскую помощь вблизи поля боя. Для других же – офицеров и членов их семей, военных пенсионеров военный госпиталь – это оснащенное новейшим медицинским оборудованием лечебное учреждение, уровень оказания медицинских услуг в котором не сопоставим с уровнем гражданских лечебных учреждений.
Какими бы ни были позиции и мнения насчет военных госпиталей, попасть на лечение в них стремятся многие граждане, даже очень далекие от службы в армии.

Законодательство о лечении в военном госпитале военнослужащих

Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ) обладает развернутой и совершенной системой медицинского обслуживания военнослужащих, военных пенсионеров и членов семей военнослужащих которая четко регламентируется соответствующими законами и приказами Министра обороны.
Основным нормативным актом, регламентирующим порядок оказания медицинской помощи военнослужащим и тесно связанным с ними категории лиц является Федеральный Закон о статусе военнослужащего» (ст. 16). (В ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.11.2008 N 203-ФЗ). Он гарантирует всем лицам, проходящим срочную военную службу, заключившим контракт на определенный срок, и офицерскому составу полноценную и своевременное оказание медицинской помощи, восстановительное и реабилитационное лечение и санаторно-курортное обслуживание.
Все остальные нормативные акты регламентирующие деятельность лечебных учреждений определяющих порядок направления в них для излечения различных категорий лиц регулируются внутриведомственными приказами МО РФ.

Медицинское обеспечение военнослужащих срочной службы

Основным контингентом военных госпиталей являются военнослужащие призванные на срочную военную службу, а так же призывники, нуждающиеся в медицинском обследовании на предмет годности к прохождению воинской службы.
Наряду с офицерским составом, для этой категории военнослужащих нет ограничений по направлению на лечение в военный госпиталь при наличии медицинских показаний.
Документами, которыми должен быть обеспечен направляемый на лечение в военный госпиталь солдат срочной службы являются:
• Удостоверение личности военнослужащего;
• Медицинская книжка с заключением лечащего врача в/ч;
• Выписка из приказа по в/ч о направлении на стационарное лечение;
• Направление командира в/ч (форма № 22 к Правилам);
• Денежный и вещевой аттестаты.

Лечение в военном госпитале служащих по контракту, прапорщиков (мичманов) и офицеров

Данная категория военнослужащих так же обладает бесспорным правом на получение квалифицированной медицинской помощи в военных госпиталях. Это право гарантировано Законом о статусе военнослужащего и многочисленными внутриведомственными приказами, направленными на повышение социальной защищенности и охране здоровья кадрового состава вооруженных сил РФ.
В отношении кадровых военнослужащих действуют программы по обязательной диспансеризации, внеочередному обеспечению местами в стационарах военных лечебных учреждений, санаторно-курортному лечению по медицинским показаниям.
Для прохождения лечения в военном госпитале офицеру или прапорщику (мичману), а так же военнослужащему, проходящему службу по контракту, необходимо представить те же документы что и солдату срочной службы.

Медицинское обслуживание в госпиталях военных пенсионеров

Понятие «военный пенсионер» не имеет четко определенных рамок. Отнесение к этой категории лиц, пользующихся правом на лечение в военных госпиталях, неоднократно претерпевало изменения в зависимости от социально-политической обстановки.
Имело тенденции как к сужению категории военных пенсионеров так и к расширению.
В настоящее время право на медицинское обслуживание и лечение в военных госпиталях имеют лица, указанные в п. 2-4 Закона о статусе военнослужащих.
К ним относятся:
• Офицеры уволенные со службы по достижению предельного возраста нахождения на воинской службе;
• По состоянию здоровья или организационными мероприятиями;
• Прослужившие 20 и более лет с учетом льготного исчисления срока службы;
• Имеющие стаж воинской службы 25 и более лет – вне зависимости от причин увольнения
• Члены семей военнослужащих имеющих выслугу 25 и более лет;
• Прапорщики (мичманы) уволенные по любым из перечисленных выше основаниям при сроке службы 20 и более лет.
При этом, участники войн и вооруженных конфликтов, приравненные к ним, имеют преимущественное право на лечебное и санаторно-курортное обслуживание в военных госпиталях и санаториях МО РФ.

Право на лечение в госпитале членов семей военнослужащих

К категории граждан, которые имеют право на лечение в госпиталях МО РФ относятся члены семей некоторых категорий военнослужащих и военных пенсионеров.
К ним относятся:
• Супруги военнослужащих, указанных в предыдущем пункте»
• Дети, не достигшие возраста 18 лет.

Для помещения в военный госпиталь супруге (гу) военнослужащего необходимо предъявить документы:
• Документ, удостоверяющий личность (паспорт);
• Свидетельство о браке;
• Военные документы супруга;
• Заключение лечащего врача о направлении на лечение с указанием диагноза заболевания.
Если супруг умерший, вместо предоставления военных документов предъявляется свидетельство о смерти.
В некоторых случаях при наличии свободных мест на лечение в госпиталь могут быть приняты:
• Члены семей погибших военнослужащих;
• Ветераны войны, труда или государственной службы;
• Лица из числа жителей блокадного Ленинграда и узники концентрационных лагерей во время ВОВ.

Право на лечение в госпитале гражданских лиц

Несмотря на то, что военный госпиталь является специализированным лечебным учреждением, ориентированным на определенный контингент пациентов. В некоторых случаях при наличии свободных мест в него могут помещаться для лечения гражданские лица по имеющимся медицинским показаниям.
Документы для прохождения лечения в военном госпитале:
• Паспорт;
• Свидетельство обязательного медицинского страхования;
• Пенсионное страховое свидетельство;
• Медицинское заключение;
• Направление лечебного учреждения МО;
• Военный билет (при наличии).
Оказание медицинской помощи в стационарах МО РФ для этой категории граждан может быть платным. Размер оплаты зависит от медицинских показаний и объема оказанной медицинской помощи.

Оказание психиатрической помощи в военных госпиталях

В планы по социальной реабилитации военнослужащих, участвовавших в войнах, вооруженных конфликтах или проходящих службу в особых условия несения боевого дежурства включается их психологическая реабилитация.
Для этого в военные госпитали по медицинским показаниям, могут направляться для прохождения психиатрического лечения все категории военнослужащих вне зависимости от срока службы и занимаемой должности.
Для обследования на предмет годности к прохождению воинской службы в психиатрические отделения военных госпиталей могут направляться так же призывники на срочную военную службу, а так же лица, призванные на военные сборы. (Закон РФ от 2 июля 1992 года N 3185-1).

Оказание услуг по лечению и протезированию зубов в военных госпиталях

Широко распространенное мнение о том, что лечение и зубное протезирование в военных госпиталях осуществляется бесплатным, является ошибочным.
Оказание стоматологической медицинской помощи и протезирование не оплачивается только теми категориями военнослужащих, у которых эти заболевания или травмы явились следствие исполнения ими служебных обязанностей во время прохождения воинской службы.
Исключением является изготовление протезов из драгоценных металлов или с использованием драгоценных камней.
Для всех иных категорий военнослужащих и членов их семей изготовлении протезов зубов (челюстей), а так же их ремонт осуществляется на общих основаниях, как и гражданским лицам в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения на платной основе.

Подводя итог рассмотрению категорий граждан, пользующихся правом на лечение в госпиталях МО РФ, следует отметить, что госпиталь – специализированное лечебное учреждение, имеющее специфические цели и задачи. Основным контингентом лиц, находящихся на излечении всегда являются военнослужащие. Именно для поддержания их здоровья в целях обеспечения обороноспособности государства и функционирует медицинская служба МО РФ.

Все иные категории – члены семей, гражданские лица являются «непрофильными» и оказание медицинской помощи для них осуществляется только при наличии свободных мест.

Читайте так же:

Кто имеет льготы в военный санаторий

Организация оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – военнослужащие), гражданам, уволенным с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – граждане, уволенные с военной службы), и членам их семей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 мая
1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от
21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911
«О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей», приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 г. № 20 «Об организации медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в военно-медицинских подразделениях, частях и организациях (далее – военно-медицинские организации) Минобороны России.

Военнослужащие могут приниматься на лечение в военно-медицинские организации иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с осуществлением взаимных расчетов по оказанию им медицинской помощи между Минобороны России и другими федеральными органами исполнительной власти.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях медицинская помощь военнослужащим оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее – медицинские организации) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 расходы медицинских организаций по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются военными округами на основании договоров, заключенных с указанными медицинскими организациями, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи.

Для приема военнослужащих в медицинские организации на плановое лечение или обследование (освидетельствование) предоставляются направление командира (начальника) соединения, воинской части или организации Вооруженных Сил Российской Федерации, согласованное с медицинской службой военного округа, с указанием в нем паспортных данных больного, цели направления в медицинскую организацию, наименования военного округа, к которому относится по подчиненности воинская часть, соединение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, и его банковских реквизитов (номер расчетного счета), заверенное гербовой печатью воинской части, соединения или организации Вооруженных Сил Российской Федерации, и документ, удостоверяющий личность (удостоверение личности, военный билет или паспорт). При наличии показаний для оказания медицинской помощи в неотложной форме военнослужащие госпитализируются в медицинскую организацию немедленно с предоставлением в последующем указанных документов.

В целях повышения социальной защищенности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, 27 марта 2015 г. Правительством Российской Федерации издано постановление № 282, устанавливающее порядок бесплатного обеспечения военнослужащих лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских организаций.

Бесплатный отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий военнослужащим при амбулаторном лечении осуществляется фармацевтическими организациями по рецептам, выданным врачами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь указанным военнослужащим в соответствии с договорами об оказании медицинской помощи, заключенными между этими медицинскими организациями и военными округами. При этом, расходы фармацевтических организаций на обеспечение лекарственными препаратами военнослужащих возмещаются Минобороны России (его уполномоченными органами) в соответствии с договорами между фармацевтическими организациями и Минобороны России (его уполномоченными органами) об обеспечении лекарственными препаратами указанных военнослужащих.

При получении лекарственных препаратов и медицинских изделий военнослужащий представляет в фармацевтическую организацию рецепт (рецепты) и предъявляет паспорт или документ, подтверждающий его статус.

Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше
18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях Минобороны России. Лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются членам семей офицеров при амбулаторном лечении аптеками военно-медицинских организаций Минобороны России, расположенными в гарнизонах, при отсутствии в них аптечных организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.

Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях Минобороны России осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация оказания в военно-медицинских организациях Минобороны России медицинской помощи военнослужащим и членам их семей осуществляется по территориальному принципу в целях создания оптимальной нагрузки на военно-медицинские организации, позволяющей максимально эффективно осуществлять медицинское обеспечение прикрепленного контингента.

Территориальный принцип основан на прикреплении военнослужащих, проходящих военную службу в определенных воинских частях, соединениях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей для оказания медицинской помощи к соответствующим военно-медицинским организациям Минобороны России.

Прикрепление на медицинское обеспечение к структурным подразделениям военно-медицинских организаций Минобороны России, оказывающим первичную медико-санитарную медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее – поликлиники), на следующий год военнослужащих, членов семей офицеров и лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с офицерами, осуществляется на основании списков, представляемых по установленной форме ежегодно к
1 декабря текущего года командованием воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

При этом, на членов семей офицеров и лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с офицерами, в поликлинику представляются следующие документы:

справка, выданная кадровым органом воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации о составе семьи офицера (форма 11 к Правилам оформления и выдачи удостоверений, справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала и членам их семей (приложение к Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации от 19 августа 2009 г. № 205/2/588) (далее – Правила);

справка кадрового органа воинской части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации), в которой указываются данные графы 21 послужного списка офицера и номера судебного решения о признании иждивенцем или приказа командира воинской части о признании иждивенцем (для лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с ними);

выписка из домовой книги (для лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с ними);

паспорт;

полис обязательного медицинского страхования (при наличии).

справка сер. МСЭ 003, выдаваемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с указанием причины инвалидности в формулировке
«с детства» (для детей офицеров старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

справка образовательной организации о дневной (очной) форме обучения (для детей офицеров в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения).

При наличии в штате воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации медицинской службы, имеющей штатный врачебный персонал, военнослужащие прикрепляются к военно-медицинской организации Минобороны России для оказания консультативно-диагностической помощи. Консультативно-диагностическая помощь оказывается по направлениям начальников военно-медицинских организаций Минобороны России или начальников медицинской службы воинских частей.

Скорая медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинскими организациями военнослужащим и членам их семей безотлагательно и бесплатно.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в военно-медицинских организациях Минобороны России, распространяется и на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (далее — пенсионеры Минобороны России).

Пенсионерам Минобороны России все виды медицинской помощи, включая специализированную (высокотехнологичную) медицинскую помощь, оказываются в военно-медицинских организациях Минобороны России бесплатно за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете Минобороны России.

Члены семей офицеров, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения (далее – члены семей офицеров, уволенных с военной службы), имеют права на медицинскую помощь, аналогичные правам членов семей офицеров, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Организация оказания в военно-медицинских организациях Минобороны России медицинской помощи пенсионерам Минобороны России и членам семей офицеров, уволенных с военной службы, также осуществляется по территориальному принципу.

Прикрепление к поликлиникам пенсионеров Минобороны России и членов семей офицеров, уволенных с военной службы, осуществляется на основании заявления и прилагаемых к нему следующих документов и их копий:

пенсионного удостоверения (с отметкой о праве на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинской организации) или справки, выданной военным комиссариатом по месту получения пенсии о праве на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинской организации Минобороны России (формы № 3, № 4 к Правилам) (для офицеров и прапорщиков запаса (в отставке));

открепительного талона (для офицеров запаса (в отставке), состоявших на момент увольнения с военной службы на медицинском обеспечении в другой военно-медицинской организации Минобороны России);

справку сер. МСЭ 003, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с указанием причины инвалидности в формулировке
«с детства» (для детей офицеров запаса (в отставке) старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

справку образовательной организации о дневной (очной) форме обучения (для детей офицеров запаса (в отставке) в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения);

военного билета офицера запаса;

паспорта;

полиса обязательного медицинского страхования (при наличии).

Согласно статье 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» на обследование и лечение в военно-медицинские организации Минобороны России также могут приниматься без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

а) граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;

б) членов семей иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации;

в) граждан, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы.

Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В этой связи, при отсутствии по месту жительства граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования медицинская помощь им оказывается в медицинских организациях в рамках обязательного медицинского страхования.

Вместе с тем, в территориальные программы обязательного медицинского страхования не входят услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и обеспечению лекарствами, изделиями медицинского назначения.

В этой связи, пенсионерам Минобороны России, нуждающимся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования медицинская помощь в указанном объеме оказывается в медицинских организациях на основании договоров, заключенных между военными округами (по представлению соответствующих военных комиссариатов субъектов Российской Федерации) и указанными медицинскими организациями.

При обращении в медицинскую организацию пенсионером Минобороны России предъявляется справка, выданная военным комиссариатом субъекта Российской Федерации, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.

Скорая медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинскими организациями гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей безотлагательно и бесплатно.

Адресная медицинская помощь

7 Июнь 2020

О некоторых вопросах, связанных с возмещением расходов на проезд к месту отдыха, лечения и оздоровления военных пенсионеров и членов их семей (по материалам судебной практики)

#закон#деньги#право

В статье рассматриваются проблемы, связанные с возмещением расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, возникающие в правоприменительной практике.

Ключевые слова: выслуга лет, воинское звание, санаторно-курортное лечение, оздоровление, военный пенсионер, член семьи, военная служба, компенсация, проезд, возмещение, расходы, транспорт.

Efremov A.V., head of the legal branch of the military commissariat of the Republic of Chuvashia.

До 26 июня 2012 г. применительно к гарантиям и компенсациям членам семей погибших (умерших) военнослужащих, которые им предоставлялись в соответствии с абз. 13 п. 4 и п. 5 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, существовало ограничение, заключавшееся в том, что за членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, за исключением социальных гарантий и компенсаций, указанных в п. п. 2 — 4 ст. 24 названного Закона, в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца сохранялись другие социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни военнослужащих (граждан).
Депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был разработан проект, в пояснительной записке к которому указывалось, что практика применения указанных норм Федерального закона свидетельствует об их неоднозначном толковании и произвольном применении государственными органами и их должностными лицами.

Широкое распространение получила практика, согласно которой соответствующие социальные гарантии предоставлялись членам семьи погибшего военнослужащего только в том случае, если они фактически пользовались ими при жизни военнослужащего. Если же по каким-либо причинам при жизни военнослужащего они не воспользовались этими социальными гарантиями, хотя и имели на это право, то в предоставлении этих социальных гарантий после гибели (смерти) военнослужащего членам его семьи отказывали.
Неоднозначно определялся и объем предоставления отдельных социальных гарантий членам семьи погибшего военнослужащего. Так, норма о сохранении социальных гарантий по медицинскому и санаторно-курортному обеспечению нередко истолковывалась как указание об оказании именно той медицинской помощи, которая оказывалась члену семьи при жизни военнослужащего, а не той, необходимость в которой возникла после гибели военнослужащего.

Таким образом, действующие нормы вышеназванного Федерального закона не только создавали предпосылки к необоснованному нарушению прав членов семей погибших (умерших) военнослужащих, но и являлись коррупциогенными.
В связи с изложенным законопроектом предлагалось уточнить, что соответствующие социальные гарантии предоставляются членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего в случае, если право на их предоставление возникло при жизни военнослужащего.
Соответствующий Федеральный закон N 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был подписан Президентом Российской Федерации 14 июня 2012 г. Указанным Законом в абз. 13 п. 4 и в п. 5 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» были внесены изменения, в соответствии с которыми слова «которыми они пользовались при жизни указанных военнослужащих (граждан)» были исключены <1>.
——————————–
<1> Ефремов А.В. О предоставлении мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 9.

Однако при этом в Порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 333, до настоящего времени указано, что в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний во время отпуска, но не более одного раза в год на льготных основаниях направляются, в частности, и такие категории граждан, как члены семей, потерявших кормильца, родители определенной категории погибших военнослужащих, а именно:
— члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, родители, достигшие пенсионного возраста, и родители-инвалиды старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, которые при жизни военнослужащего пользовались правом на санаторно-курортное лечение;
— вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по контракту или после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, которые при жизни военнослужащего пользовались правом на санаторно-курортное лечение, — до повторного вступления в брак.
Таким образом, существует необходимость внести соответствующие изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 15 марта 2011 г. N 333 для приведения его в соответствие с вышеназванным Федеральным законом.
Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает, что военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы, члены их семей) направляются в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний. По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи офицеры, уволенные с военной службы, и члены их семей пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту отдыха, который обусловлен медицинскими показаниями и связан с получением ими лечения или оздоровления для профилактики заболеваний, а не к любому месту отдыха.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Так, согласно Административному регламенту Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации, утвержденному Приказом N 1571н от 19 декабря 2011 г., на такое лечение направляются граждане Российской Федерации в случае невозможности оказания необходимой медицинской помощи пациенту на территории Российской Федерации.
Следовательно, в случае инициативного (не в порядке направления на лечение в соответствии с указанным Регламентом) выезда на отдых и лечение соответствующей категории граждан, например в Абхазию, оснований для возмещения расходов соответствующей категории граждан на проезд к месту лечения и оздоровления и обратно не имеется.

Так, в апелляционном Определении Санкт-Петербургского городского областного суда от 23 апреля 2015 г. N 33-6112/2015 указано, что В.Г. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к военному комиссариату города Санкт-Петербурга об обязании возместить расходы на проезд его и супруги к месту санаторно-курортного лечения и обратно за <дата> в размере <…> рублей <…> копеек, а также сумму в размере <…> рублей за получение письменной платной справки РЖД.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик незаконно отказывает в выплате данных расходов, так как он следовал к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а нормативные акты не содержат указаний на то обстоятельство, что проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно должен следовать по территории Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2015 г. в удовлетворении исковых требований В.Г. отказано.
В апелляционной жалобе истец В.Г. просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2015 г. отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно справке Центра социального обеспечения при военном комиссариате Санкт-Петербурга от <дата> В.Г., <…>, проходил военную службу с <дата> по <дата>, имеет календарную выслугу <…> лет, в льготном исчислении <…> лет.
Из материалов дела усматривается, что В.Г. с <дата> назначена пенсия за выслугу лет — <…> лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих, о чем выдано удостоверение серии N…
В.Н. является женой В.Г.
В период с <дата> по <дата> В.Г. и В.Н. получали санаторно-курортное лечение на основании санаторно-курортных путевок N… от <дата> и N… от <дата> года, а в период с <дата> по <дата> — на основании санаторно-курортных путевок N… от <дата> и N… от <дата>.
Согласно проездным документам от <дата> и от <дата> В.Г. и В.Н. следовали к месту санаторно-курортного лечения по маршруту <адрес>, стоимость проезда составила в <дата> <…> рублей <…> копеек, в <дата> — <…> рублей, от санатория домой истец и его супруга следовали по маршруту <адрес>, стоимость проезда составила в <дата> <…> рублей <…> копеек, в <дата> — <…> рублей <…> копеек.
В ответ на заявление В.Г. о выплате компенсации за проезд <дата> начальник Центра социального обеспечения военного комиссариата города Санкт-Петербурга сообщил, что заявителю необходимо представить: путевки, оформленные на утвержденных в установленном порядке бланках строгой отчетности, лицензию либо иной документ, подтверждающий статус санаторно-курортного учреждения, в котором заявитель с супругой находились с <дата> по <дата>, и справки, подтверждающие нахождение на санаторно-курортном лечении, надлежаще заверенные и официально переведенные на русский язык, справку о стоимости проезда железнодорожным транспортом на <дата> в купейном вагоне не фирменного поезда по маршруту <адрес> до ближайшей к месту пересечения государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции на территории Российской Федерации и обратно до <адрес> на <дата> в купейном вагоне не фирменного поезда.
<дата> Северо-Западным железнодорожным агентством дана справка о стоимости проезда, в которой указано, что от станции <адрес> до станции <адрес> ж.-д. отправлением <дата> в поезде N… категории «скорый» в вагоне типа «купейный» по тарифу полному составляет <…> рублей <…> копеек. За предоставление письменной справки В.Г. заплатил <…> рублей.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих-граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что указанные права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей.
Согласно п. 5 ст. 20 вышеназванного Закона указанные лица имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» от 20 апреля 2000 г. N 354 установлено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом офицеров указанной категории на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 333 утвержден Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, согласно которому военнослужащие (уволенные с военной службы, члены их семей) направляются в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи офицеры, уволенные с военной службы, и члены их семей пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту отдыха, который обусловлен медицинскими показаниями и связан с получением ими лечения или оздоровления для профилактики заболеваний, а не к любому месту отдыха.

Исходя из изложенного, истец, будучи военным пенсионером, обладает правом на оплату проезда его, а также членов его семьи в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения с лечением и обратно.
При этом согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Административному регламенту Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации, утвержденному Приказом от 19 декабря 2011 г. N 1571н, на такое лечение направляются граждане Российской Федерации в случае невозможности оказания необходимой медицинской помощи пациенту на территории Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что истец и его супруга не были направлены на лечение за пределы Российской Федерации в установленном законом порядке, истец самостоятельно выбрал место лечения за пределами Российской Федерации, поскольку лечебным учреждением ему или членам его семьи не было рекомендовано в качестве необходимого санаторно-курортное лечение в <адрес>.
К тому же, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с Соглашением между государствами — участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, заключенным в Москве 13 марта 1992 г., на общих основаниях подлежит возмещению проезд военных пенсионеров в санаторно-курортные оздоровительные учреждения стран СНГ. Поскольку <адрес> участником данного Соглашения не является, межправительственное соглашение с <адрес> у Российской Федерации отсутствует, то вывод об отказе истцу в возмещении расходов на проезд на территорию <адрес> является правильным.

На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Хотелось бы особо обратить внимание читателей на положения п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которые предусматривают, что офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
При таких данных положения п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не ставят реализацию права на проезд на безвозмездной основе в зависимость от получения пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации. Условием получения вышеуказанной гарантии является увольнение гражданина с военной службы по определенным основаниям, в соответствующем звании и при определенной продолжительности военной службы.

Так, например, К. проходил военную службу, с определенного времени был прикомандирован к Государственной налоговой службе Российской Федерации, впоследствии был уволен по организационно-штатным мероприятиям с календарной выслугой 20 лет с должности, предусматривающей налоговые расследования, и исключен из числа прикомандированных, в настоящее время получает пенсию за выслугу лет по линии МВД России, реализовал свое право на санаторно-курортное лечение путем отдыха в санатории Министерства обороны Российской Федерации, обратился в военный комиссариат за получением компенсации за проезд к месту санатория и обратно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований К. к военному комиссариату Московской области, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 11 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и исходил из того, что истец является пенсионером МВД России, не состоит на пенсионном и социальном обеспечении Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем санаторно-курортное лечение и возмещение расходов по проезду на такое лечение и обратно осуществляется МВД России.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассматривая 24 октября 2014 г. гражданское дело N 33-22835 по апелляционной жалобе К. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 29 апреля 2014 г., не согласилась с выводами суда первой инстанции и, отменяя решение, указала следующее: учитывая, что в 2013 г. истец реализовал свое право на получение санаторно-курортного лечения именно в санатории Министерства обороны Российской Федерации на основании документов, выданных военным комиссариатом Московской области в порядке, установленном Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 15 марта 2011 г. N 333, оснований для отказа в возмещении ему расходов на проезд в такой санаторий у ответчика не имелось, в противном случае право истца на получение установленной законом гарантии не будет обеспечено, что не может быть признано законным <2>.
——————————–
<2> Более подробно см.: Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2014 г. по делу N 33-22835.

Также, на наш взгляд, необходимо обратить внимание читателей и на то, что за вдовами (вдовцами) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющими право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», указанное право на санаторно-курортное лечение, оплату проезда к месту лечения и обратно сохраняется до повторного вступления ими в брак как за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Так, согласно п. 1 Порядка санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 333, в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний во время отпуска, но не более одного раза в год на льготных основаниях направляются вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по контракту <3> или после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, которые при жизни военнослужащего пользовались правом на санаторно-курортное лечение <4>, — до повторного вступления в брак.
——————————–
<3> Независимо от воинского звания военнослужащего.
<4> Выделенные слова необходимо исключить.

Так, например, вдова военнослужащего обратилась в военный комиссариат Краснодарского края за получением компенсации за проезд к месту лечения в санаторий Министерства обороны Российской Федерации и обратно, но ей отказали в выплате денежной компенсации оплаты такого проезда на основании того, что на день увольнения супруг истицы относился к младшему офицерскому составу. При этом суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истица, являясь вдовой военнослужащего, независимо от воинского звания супруга на момент увольнения с военной службы имеет право как на льготное санаторно-курортное лечение в соответствующих учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, так и на возмещение расходов на оплату проезда в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год до повторного вступления в брак <5>.
——————————–
<5> Определение Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2014 г.

Положения ст. ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что компенсация морального вреда может быть возложена на причинителя вреда, если его действиями нарушены личные неимущественные права либо другие нематериальные блага гражданина; моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, законодательство, регулирующее правоотношения по возмещению расходов, связанных с проездом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту лечения, и положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» не предусматривают возможность компенсации морального вреда в случае неправомерного отказа в возмещении таких расходов <6>.
——————————–
<6> Более подробно см.: Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2014 г. по делу N 33-22835; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19 мая 2015 г. по делу N 33-6548/2015.

Также, анализируя спорные правоотношения, связанные с возмещением расходов на оплату проезда в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год рассматриваемой категории граждан, имеющих право на такой проезд, необходимо обратить внимание и на то, что отсутствие подтверждающих документов, и в частности документов, подтверждающих статус санаторно-курортного или оздоровительного учреждения, вполне может послужить причиной отказа в выплате данной денежной компенсации. Наглядным примером в данном случае может служить Апелляционное определение Омского областного суда от 1 июля 2015 г. <7>.
——————————–
<7> Более подробно см.: Апелляционное определение Омского областного суда от 1 июля 2015 г. по делу N 33-4167/2015.

При этом статус санаторно-курортного или оздоровительного учреждения на территории Российской Федерации может быть подтвержден уставом учреждения. Так, например, согласно п. 1.8 Устава ФГБОУ ВДЦ «Орленок» одной из основных задач учреждения является укрепление здоровья детей. При этом п. 1.9 данного Устава гласит, что предметом деятельности учреждения «Орленок» является реализация дополнительных образовательных программ, в том числе оздоровительной. А в соответствии с п. 5.5.1 указанного Устава в обязанности учреждения входит, помимо прочего, предоставление медицинских услуг, обеспечивающих охрану здоровья. При таких обстоятельствах судебная коллегия Приморского краевого суда определила, что решение Советского районного суда города Владивостока от 11 декабря 2014 г., которым признан незаконным отказ военного комиссариата Приморского края в выплате К. расходов на проезд члена семьи (несовершеннолетней дочери военного пенсионера) в ВДЦ «Орленок» на основании того, что истцом не были представлены документы, подтверждающие, что ВДУ оказывает санаторно-курортное лечение или оздоровительные услуги, является законным <8>.
——————————–
<8> Определение Приморского краевого суда от 30 марта 2015 г. по делу N 33-2515/2015.

Библиографический список

Ефремов А.В. О предоставлении мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2012. N 9.

А.В. Ефремов, начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Рецензент — к.ю.н., профессор С.С. Харитонов.

Другие новости и статьи

» Менталитет как фактор формирования личности

Имеют ли право военнослужащие на получение налогового вычета по военной ипотеке? «

Запись создана: Воскресенье, 7 Июнь 2020 в 0:26 и находится в рубриках Финансовое.

метки: закон, военный пенсионер, деньги, право, выплаты

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *