Место пребывания и место жительства

Содержание

Информация об изменениях:

Статья 5 изменена с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 5. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Закона

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Часть седьмая утратила силу.

См. текст части седьмой статьи 5

В иных случаях регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производятся органом регистрационного учета в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Администрации учреждений, указанных в части седьмой настоящей статьи, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи информацию о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, представляют указанную информацию в течение семи рабочих дней.

Администрация организации или учреждения, указанных в части седьмой настоящей статьи, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение.

Администрация организации или учреждения, указанных в части седьмой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Администрация организации или учреждения, указанных в части седьмой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

ЧастьОснования для освобождения от обязанности регистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания, предусмотренные частями двенадцатой — четырнадцатой настоящей статьи, применяются в случае, если непрерывный срок пребывания данного гражданина в соответствующем месте пребывания не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

Семейным кодексом Украины предусмотрено право родителей, как в браке, так и после его расторжения, определять с кем из них будет проживать ребенок. Важно отметить, что ребенку также предоставляется право самостоятельно выбирать с кем из родителей он желает проживать. Это право предоставляется по достижении четырнадцати лет. Однако, если до достижения ребенком десяти лет его мнение хоть и учитывают, но могут не полагаться на него, то при достижении им данного возраста, родители по обоюдному согласию определяют его место жительства с обязательным учетом мнения ребенка. Именно в данном возрасте, по мнению законодателя, ребенок уже осознает свою привязанность к одному из родителей, и может самостоятельно определиться со своими желаниями.

Таким образом, в случае проживания родителей ребенка раздельно, необходимо определить с кем будет проживать в дальнейшем ребенок, ведь это влияет на процессы взыскания алиментов, установление графика встреч второго родителя с ребенком, возможность выезда с ребенком за границу на лечение или отдых.

В большинстве случаев, родители договариваются в устном порядке относительно места проживания ребенка. Договоренности можно закрепить путем подписания нотариально заверенного договора «содержания и воспитания ребенка», в котором родители определяют место жительства ребенка, порядок его содержания (алиментные обязательства) и участие в воспитании ребенка того из родителей, кто проживает отдельно (график встреч с ребенком). К такому способу решения конфликтной ситуации обращаются очень редко, ведь между родителями должно существовать доверие, и воля обоих к выполнению условий данного договора. Иначе, это лишь пустая трата времени и денег, которая неизбежно приведет к судебному порядку разрешения конфликта.

Судебный порядок разрешения проблемы, рекомендации по написанию искового заявления и сбору доказательной базы

Как указано в Семейном кодексе Украины, если мать и отец, которые проживают отдельно, не пришли к согласию относительно того, с кем из них будет проживать ребенок, спор между ними может быть решен органом опеки и попечительства или судом. При этом, данное положение указывает на альтернативу, но не на последовательность действий. Это означает, что нет необходимости обращаться в органы опеки и попечительства прежде, чем обращаться в суд.

Обращение в суд происходит путем подачи искового заявления с необходимыми документами Истцом (лицо, обращающееся в суд с исковым заявлением, то есть тот из родителей, который желает, чтобы с ним остался проживать ребенок) к Ответчику (тот из родителей, кто будет проживать отдельно от ребенка).

Также, важно отметить, что к участию в рассмотрении данной категории дел, в качестве третьего лица приобщаются органы опеки и попечительства того района, где на время рассмотрения дела фактически проживает ребенок (доказательства в подтверждение фактического проживания по указанному адресу необходимо предоставить). Органы опеки защищают права ребенка в судебном процессе. Также, участие органов опеки и попечительства в данном деле обусловлено в первую очередь интересами ребенка, и необходимостью проведения обследования условий проживания, как отца, так и матери, и дачи своего заключения относительно рекомендаций и целесообразности определения места жительства ребенка с одним из родителей. Заключение органов опеки приобщается к материалам дела и не имеет для суда заранее установленного значения. Суд, при вынесении решения, в большинстве случаев руководствуется заключением органа опеки и попечительства, однако может отступить от него, а потому не стоит унывать, даже если вывод суда против Вас, ведь суд оценивает всю совокупность доказательств, и не забывает о привязанности ребенка.

Кроме того, участие органов опеки и попечительства в данной категории дел обусловлено тем, что на практике встречаются случаи, когда суд желает выслушать мнение ребенка чтобы определить его пожелания относительно проживания с одним из родителей. А потому, чтобы не травмировать психику ребенка, и избежать давления на него, суд поручает органам опеки и попечительства провести непринужденную беседу с ребенком в домашних или других комфортных для нее условиях, и сообщить суду о результатах данной беседы.

При определении места жительства ребенка учитываются все обстоятельства, имеющие существенное значение — от вредных привычек обоих родителей до условий проживания ребенка в будущем и материального положения родителей. Семейным законодательством определено, что при решении спора относительно места жительства малолетнего ребенка принимаются во внимание отношение родителей к выполнению своих родительских обязанностей, личная привязанность ребенка к каждому из них, возраст ребенка, состояние его здоровья и другие обстоятельства, имеющие существенное значение.

Поэтому, с целью положительного для Вас решения данного спора, в суде необходимо доказывать следующие обстоятельства:

  • ответственное отношение к своим родительским обязанностям. Доказательствами в подтверждение данных обстоятельств, в первую очередь, могут выступать показания свидетелей, но данный вид доказательств сам по себе может не иметь стопроцентного эффекта для подтверждения данного обстоятельства. Поэтому, рекомендуем, в подтверждение ответственного отношения к своим обязанностям подать в суд характеристики с места жительства, характеристики с места учебы ребенка, из больницы, где будет указано, что тот из родителей, кто желает, чтобы ребенок проживал с ним, заботится о ребенке, посещает его место учебы, родительские собрания, принимает участие в жизни школы или дошкольного учебного заведения, а также заботится о состоянии здоровья ребенка. Также важными доказательствами могут выступать документы, которые подтверждают отсутствие задолженности по выплате алиментов. Хотя само по себе наличие алиментных обязательств негативно влияет на судебный процесс, объяснение будет приведено далее;
  • состояние здоровья, как родителей, так и ребенка. Данные обстоятельства играют значительную роль в решении вопроса о месте жительства ребенка, поскольку, если тот из родителей, кто желает, чтобы ребенок проживал с ним, имеет тяжелую болезнь, которая может передаться ребенку воздушно-капельным или иным путем, и другая сторона предоставит доказательства этого, то, конечно, ребенка ему не передадут. Также, в случае, если ребенок имеет какую-то болезнь, а другой из родителей, по любым причинам, не имеет возможности обеспечить ему надлежащее медицинское обслуживание, то, соответственно, ребенка передадут другому из родителей. С целью подтверждения того или иного состояния здоровья как ребенка, так и родителей, суду необходимо подавать медицинские справки, заключения врачей, результаты анализов, истории болезни и рекомендации врачей относительно процедур лечения в Украине или за границей;
  • материальное положение родителей. Особенно важным для суда, в решении вопроса об установлении места жительства ребенка, есть возможность родителей обеспечить потребности ребенка именно в материальном плане, а также следующее обстоятельство – возможность обеспечения надлежащих жилищных условий. Поскольку в наше время именно материальное положение родителей влияет на возможность обеспечивать как физическое, так и культурное развитие ребенка, что приведет к ощущению себя полноценным членом общества, и позволит развивать спортивные или художественные способности ребенка, и будет способствовать возможности обеспечения ребенку качественного медицинского обслуживания. Потому, рекомендую всеми возможными способами подтвердить суду возможность должным образом материально обеспечивать ребенка. Доказательствами в подтверждение материального положения могут выступить справки о доходах, справки о предоставлении содержания от родственников и т.д. и т.п.;
  • возможность обеспечения надлежащих жилищных условий. Обязательным условием проведения судебной процедуры определения места жительства ребенка, как уже было отмечено ранее, является проведение органами опеки и попечительства обследования условий будущего проживания ребенка. Органы опеки и попечительства проводят данное обследование по месту жительства, как матери, так и отца, и по завершению обследования составляют акты. Данные акты приобщаются к материалам дела, а органы опеки и попечительства руководствуясь данными актами, а также личным общением с ребенком дают заключение о целесообразности проживания его с одним из родителей. Однако суд, кроме вышеупомянутого, учитывает еще и принадлежность на праве собственности жилья, особенно того, в котором будет проживать ребенок. Поэтому родитель, у которого на праве собственности есть квартира, будет иметь преимущество перед тем, кто ее, например, арендует. Также, тот, кто проживает и зарегистрирован только один в данной квартире, будет иметь преимущество перед тем, кто, например, проживает с родителями или родными;
  • семейное положение родителей. Данное обстоятельство играет важную, но не решающую роль, ведь если, например, отец, который является единственным ребенком в семье, имеет родителей преклонного возраста, которые нуждаются в его уходе, а также после развода с матерью ребенка завел новую семью и детей, то суд будет достаточно критически относиться к его требования об определении места жительства ребенка с ним. Это лишь один из многочисленных примеров, однако следует иметь в виду, что данные обстоятельства играют важную роль в решении спора;
  • другие обстоятельства. К ним можно отнести любые обстоятельства, в частности те же вредные привычки, графики работы, профессию и т.д.

Также, хочу еще раз подчеркнуть, что необходимо уделить особое внимание личной привязанности ребенка к родителям, ведь на практике случалось, что данная привязанность имела решающее значение для суда.

Как уже было отмечено, наличие алиментных обязательств, особенно определенных по решению суда, негативно воспринимается судьями (это касается только тех ситуаций, когда с иском об определении места жительства ребенка обращается плательщик алиментов), и как показывает практика, некоторые судьи могут даже не принять иск, в связи с этим. Это связано прежде всего с тем, что взыскание алиментов, с того из родителей, кто проживает отдельно от ребенка автоматически означает признание им факта необходимости проживания ребенка с взыскателем алиментов. Ведь, сумами выполненных алиментных обязательств распоряжается взыскатель алиментов, однако алиментные платежи являются целевыми, и должны тратиться только на ребенка, а их взыскание происходит только в интересах ребенка. Поэтому, если ребенок будет проживать с плательщиком алиментов, то какой смысл вообще в выплате этих алиментов.

Кроме того, важно знать, что при формировании исковых требований, можно определить два типа будущего возможного проживания ребенка с Истцом:

  • по месту жительства Истца;
  • по конкретному адресу.

Конкретного требования относительно того, какой из этих двух видов необходимо выбирать, законодательством не установлено, однако как показывает практика, ни Ответчик, ни судьи не соглашаются на первый, так как это не конкретный адрес, что дает возможность для манипуляций, например, мать может проживать с ребенком где угодно, и отец не сможет принимать никакого участия в воспитании ребенка. Однако, мы имеем практику, где суды выбирали первый вариант.

Важно обратить внимание на то, что Семейным кодексом Украины предусмотрено, что суд не может передать ребенка тому из родителей, кто злоупотребляет спиртными напитками, наркотическими средствами, или своим аморальным поведением может повредить развитию ребенка. Это довольно неконкретная норма, ведь под нее можно подписать даже распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков в компании друзей, а также нецензурные выражения, или анекдоты, которые мог услышать или увидеть ребенок. А потому следует быть достаточно осторожным.

Конечно, все вышесказанное не следует расценивать как требования к исковому заявлению или вообще судебному процессу, так как отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных оснований не означает отсутствие у Вас права обращаться в суд, или же Ваш автоматический проигрыш дела, как и наличие всех возможных, из вышеперечисленных доказательств в подтверждение Вашей позиции, не означает стопроцентный выигрыш. Суд оценивает все имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, а потому все вышесказанное – это лишь рекомендации, выполнение которых повысит вероятность решения дела в Вашу пользу, однако вовсе не гарантирует выигрыш.

Рекомендации для Ответчика по данному делу

Ответчик по данному делу может выбрать две тактики с условными названиями:

  • защита – эту тактику обычно выбирают лица, с которыми уже проживает ребенок (только для них она и эффективна), и они просто подают в суд возражения, и необходимые доказательства, которые опровергают позицию Истца;
  • нападение – данную тактику выбирают лица, которые могли быть потенциальными Истцами по данному делу, но их опередили, а поэтому необходимо обращаться в суд с встречным иском, и доказывать при этом необходимость установления места жительства ребенка с Вами. Подача встречного иска происходит в тот же суд, в который уже подано первоначальный иск, и к тому же судье, и будет означать объединение двух данных исковых требований в одно производство. Обращение в суд с встречным иском означает, что Вы будете выступать в качестве истца по встречному иску, а потому можете использовать все вышеописанные рекомендации.

Установка подсудности дела, т.е. определение в каком именно суде первой инстанции будет рассматриваться дело. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Украины в данном случае применяются общие правила подсудности, то есть иски, об определении места жительства ребенка предъявляются по зарегистрированному месту жительства или месту нахождения Ответчика. Однако, если вместе с требованиями об установлении места жительства ребенка, в одном иске заявить еще и исковые требования о взыскании алиментов, то в данном случае будут применены правила подсудности по выбору Истца, что будет означать возможность подачи иска как по зарегистрированному месту жительства или месту пребывания Ответчика, так и Истца.

Как уже было отмечено, встречные исковые заявления подаются в тот же суд, к тому же судье, что и первоначальные исковые заявления, и объединяются в одно производство вместе с первоначальными исковыми требованиями.

Судебный сбор

Порядок и основания для уплаты судебного сбора регулируются Законом Украины «О судебном сборе». Судебный сбор платится за подачу искового заявления.

Согласно указанному закону, а именно подпункту 2 п. 1 ч. 2 ст. 4, необходимо платить сумму судебного сбора за подачу в суд искового заявления неимущественного характера.

Подача искового заявления в суд

В судах указаны время и дни, когда можно подать исковое заявление или иные процессуальные документы в канцелярию суда. Сформированный пакет документов, то есть исковое заявление с приложениями (а также копия искового заявления с приложениями для Ответчика по делу и других лиц, участвующих в деле) подается в канцелярию суда. Исковое заявление можно направить по почте — ценным письмом, обязательно с описью документов, которые Вы отправляете, и почтовым уведомлением.

После получения искового заявления судом, оно регистрируется. При подаче необходимо иметь экземпляр искового заявления, который Вы сможете оставить у себя, и на который, соответственно, ставится отметка суда о принятии от Вас пакета документов. Данное действие не является необходимым, но это гарантия для Вас, что поданные документы не будут утеряны.

Таким образом, после подачи искового заявления, пакеты документов формируются в дело, автоматизированной системой распределения назначаются на судью, который открывает производство. Вам должна прийти по почте судебная повестка о назначении дела к рассмотрению. Поскольку бывают моменты, когда судебные повестки приходят поздно или вообще не приходят, нужно ехать в суд и проверять состояние дела самостоятельно.

Получение решения по делу

После объявления решения по делу о взыскании алиментов, Вы можете получить его копию, но исполнение решения может произойти только через 10 дней, а именно с момента вступления решения в законную силу.

Кроме того, хочу обратить Ваше внимание на одно особое обстоятельство. Выигрыш по данному делу не означает, что Вам будет передан ребенок. Данное решение не носит обязывающего характера (например, как решение о взыскании алиментов, или взыскании задолженности), и не подлежит исполнению в органах Государственной исполнительной службы Украины. А потому, в случае пребывания ребенка у Ответчика, который не желает в добровольном порядке возвращать ребенка, Вам необходимо будет обращаться в другом производстве с иском «об истребовании ребенка». Единственным возможным и неоспоримым доказательством по данному делу для Вас будет решение суда «об определении места жительства ребенка» с Вами. Чтобы избежать этого, есть возможность два данных исковых требования объединить и в одном исковом заявлении.

Можно ли оформить соглашение на место жительства ребенка

Соглашение, заключенное в письменной или устной форме, дает возможность определить обязанности каждой из сторон и их требования. Закрепленное письменно и заверенное у нотариуса соглашение — эффективный инструмент охраны прав каждого из родителей. При возникновении споров этот документ позволяет оказывать давление на недобросовестного родителя.

Такой документ может содержать положения об уплате алиментов, а также определение места проживания ребенка. Это позволит избежать трудностей при возможных разногласиях в будущем. Документ составляется по шаблону, и содержит информацию о том, с кем будет жить ребенок после развода родителей — прописывается адрес места жительства ребенка в таком случае. Кроме этого, соглашение определяет перечень прав и обязанностей сторон.

Как обжаловать решение суда об определении места жительства ребенка?

Решение суда об определении места жительства ребенка можно обжаловать с помощью иска. В апелляционной жалобе истцу необходимо просить у судебной инстанции пересмотреть решение и указать на обстоятельства, которые позволяют утверждать, что решение об определении места жительства ребенка было необоснованным. Вместе с этим истец может просить о вынесении нового решения, которое учитывало бы его просьбу.

Подать такую жалобу можно в тех случаях, когда нарушаются и ущемляются права детей, или второго родителя. Распространенная ситуация, которая может повлечь необходимость апелляционного иска — применение жестокости в отношении ребенка, отсутствие ухода за ним, создание препятствий для общения детей со вторым родителем, проживающим отдельно.

Жалоба на решение суда должна содержать в себе такие сведения:

  • Сведения об истце;
  • Сведения об органе, куда направляется жалоба;
  • Указание решения об определении места жительства ребенка, на которое подается жалоба;
  • Требования истца или прокурора (если подается представление);

К жалобе или представлению прилагаются документы, фиксирующие обстоятельства, которые могут быть основанием для отмены решения. Ими могут быть неправильное определение обстоятельств дела, недоказанность обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам, нарушение процессуальных норм и материального права.

Чтобы обжаловать решение суда об определении места жительства ребенка, в апелляционной жалобе нужно указать все допущенные ошибки, а также нарушения процессуального и материального права. Необходимо указать все моменты судебного решения, с которыми не согласен истец, и обосновать свое несогласие. Опытный адвокат по алиментам от компании Mitrax в Киеве поможет составить такой иск правильно — наши специалисты подготовят нужные документы и разъяснят все особенности процедуры.

Перечень необходимых документов для определения места жительства ребенка

Вместе с исковым заявлением по поводу определения места жительства ребенка необходимо подать такой перечень документов (копии искового заявления и приложений делаются по количеству участников процесса):

  • Документы на жилье (подтверждающие право истца занимать жилплощадь);
  • Характеристика истца с места его работы;
  • Трудовой договор (копия);
  • Свидетельство о рождении ребенка (копия);
  • Справка о заработной плате истца (копия);
  • Документация, которая служит основанием для требований истца.

При направлении такого иска стоит учитывать, что истцу не нужно уплачивать государственную пошлину, потому что спор инициируется в пользу ребенка.

Как Вы сами поняли из всего вышесказанного, процесс определения места жительства ребенка является одним из самых сложных семейных споров, сложнее может быть только усыновление или лишения родительских прав, а потому не стоит и говорить о необходимости привлечения к участию в данном процессе опытного адвоката по разводам, который предоставит Вам квалифицированную помощь.

Как известно, в России прописки нет, а есть регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания. Однако по сути эти институты регистрации не слишком далеко ушли от своих советских предшественников, а краткость и емкость слова «прописка» делают почти неизбежным сохранение этого слова в лексиконе советских российских граждан. Основным законом, регулирующим вопросы регистрации, является Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242−I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В настоящей статье рассматриваются основные понятия, связанные с местом жительства и местом пребывания граждан — естественно, в тех аспектах, которые представляют интерес с точки зрения законодательства о выборах.

Виды «прописки»

Место жительства (постоянная прописка в советской терминологии) — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Место пребывания (временная прописка в советской терминологии)— гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в которых он проживает временно.

Внимание! В избирательном законодательстве встречается понятие временного пребывания, не имеющее явного определения и прямого соответствия в законе о свободе передвижения.

Процедура прописки

Органы регистрационного учета — территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (в настоящее время таким органом является Федеральная миграционная служба), а в местностях (вне населенных пунктов?), где таких органов нет — местная администрация.

Регистрацию по месту жительства осуществляют органы регистрационного учета (ФМС).

Регистрация и снятие с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, осуществляется после его снятия с регистрационного учета по месту жительства в соответствии с абзацем четвертым статьи 7 настоящего Закона.

В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета (ФМС).

Суды о включении бомжей в списки избирателей

Определение Конституционного суда

Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 № 1794−О−О Отсутствие у совершеннолетнего гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации не означает утрату им активного избирательного права, не может служить безусловным основанием для невключения его в списки избирателей в том избирательном округе и на том избирательном участке, в границах которых он фактически проживает, и отказа в голосовании на выборах, в том числе в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Более ранняя позиция Верховного суда

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 г.)

Вопрос 10: Является ли отсутствие сведений о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Российской Федерации безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления гражданина о включении его в списки избирателей на территории муниципального образования?

Возможно ли включить такого гражданина в списки избирателей на территории соответствующего муниципального образования на основании иных доказательств, помимо сведений, которыми располагают органы регистрационного учета (например, на основании документов о праве на жилое помещение, о постановке на учет в медицинском учреждении, о наличии постоянного места работы, об обучении как самого гражданина, так и членов его семьи в образовательных учреждениях и т.д.)?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев — факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории.

Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Понятие места жительства в смысле, используемом для целей защиты избирательных прав, содержится в п. 1.6 Положения о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК РФ от 6 ноября 1997 года № 134/973-II, в котором под местом жительства понимается только жилое помещение, по адресу которого гражданин зарегистрирован по месту жительства органами регистрационного учета, о чем имеется отметка в паспорте гражданина Российской Федерации.

Из данных норм следует, что единственным основанием для включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на территории соответствующего муниципального образования являются сведения, предоставляемые органами, осуществляющими государственную регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных оснований действующее законодательство не предусматривает.

Следовательно, никакие иные документы, помимо сведений, предоставляемых вышеуказанными органами, не могут служить основанием для включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на территории соответствующего муниципального образования.

Следует иметь в виду, что приведенный текст относится к ситуации, когда региональный закон в качестве основания наличия активного избирательного права на муниципальных выборах предусматривает исключительно место жительства избирателя на территории муниципального образования, однако в некоторых регионах установлены дополнительные основания возникновения активного избирательного права (например, Ивановская область).

Судебная практика

  • Апелляционное определение Московского областного суда от 06.09.2013 № 33−19141/2013
  • Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01.09.2010 № 14−Г10−37

Скрыть/показать краткое оглавление

  1. Что такое место жительства?

  2. Место жительства детей и недееспособных граждан

  3. Регистрация по месту жительства

  4. Перечень документов, необходимых для регистрации по месту жительства

  5. Практическое значение места жительства

  6. Место пребывания

  7. Перечень документов, необходимых для регистрации по месту пребывания

  8. На какой срок можно зарегистрировать гражданина по месту пребывания?

  9. Снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

Что такое место жительства

Каждый дееспособный гражданин РФ выбирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства — одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями и статьей 27 Конституцией РФ. Статьей 150 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК) установлено, что право выбора места жительства как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается законом.

В российских правовых актах под местом жительства понимается:

  • место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ);

  • жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (статья 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (далее — Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1);

  • является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац 2 пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, далее – Правила регистрации).

Таким образом, при характеристике понятия «место жительства» законодатель выделяет три элемента, в соответствии с которыми место нахождения гражданина может быть признано местом жительства:

  • статус помещения (жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов), а также иное жилое помещение);

  • период проживания: постоянно или преимущественно (временно);

  • основания проживания (например, в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды и т.д.).

При этом постоянное проживание не означает длительное проживание в качестве одного из обязательных условий. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте.

Для некоторых категорий граждан предусматривается легальное, т. е. определенное самим законом, место жительства:

  1. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК).

    В случае проживания родителей или усыновителей в разных местах местом жительства их детей в возрасте до 14 лет будет место жительства того из родителей (усыновителей), с которым дети проживают.

  2. Местом жительства недееспособных граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их опекунов.

Регистрация по месту жительства

Сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства. В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет, является формальный признак — регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации. Документами, подтверждающими адрес места жительства гражданина РФ, являются документы, удостоверяющие личность физического лица (паспорт или иной документ).

Обычно правоприменители исходят из предложения, что гражданин имеет регистрацию по месту его фактического проживания. Регистрация является предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Таким образом, основным доказательством места жительства гражданина является его регистрация. Однако отсутствие регистрации не исключает возможности установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрации.

Правилами регистрации предусмотрена обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Регистрация граждан РФ по месту жительства производится путем проставления соответствующей отметки в их паспортах (пункт 18 Правил регистрации). Гражданам РФ, регистрация которых по месту жительства производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. К числу таких документов согласно п. 5 Правил регистрации относятся свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста) и паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ).

Перечень документов, необходимых для регистрации по месту жительства

Согласно пункту 18 Правил регистрации для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

  • документ, удостоверяющий личность;

  • заявление о регистрации по месту жительства по установленной форме;

  • документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.

Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства до прибытия к новому месту жительства, представляют адресный листок убытия, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

В случае отсутствия (утраты) адресного листка убытия гражданин в письменной форме сообщает о причинах, по которым не может его представить. Отсутствие адресного листка убытия у гражданина, снявшегося с регистрационного учета по последнему месту жительства, не является основанием для отказа в приеме и рассмотрении его заявления о регистрации по месту жительства.

Сроки регистрации

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны зарегистрироваться по такому месту пребывания по истечении указанного срока (пункт 9 Правил регистрации).

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не зарегистрироваться по новому месту жительства не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.

Практическое значение места жительства

Точное определение места жительства имеет существенное значение для охраны прав и интересов граждан и обеспечения государственных интересов.

Необходимость знать точное место жительства гражданина возникает при решении ряда вопросов правового характера, исполнении гражданами своих прав и обязанностей, включая гражданское, семейное, административное и процессуальное. Отсутствие регистрации по месту жительства препятствует реализации ряда основных прав и свобод граждан, признанных и гарантированных Конституцией Российской Федерации, в частности права:

  • на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

  • свободно и в полном объеме пользоваться и распоряжаться имуществом, свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства;

  • на социальное обеспечение, получение медицинской помощи, дошкольного и школьного образования;

  • определения места жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, и граждан, находящихся под опекой;

  • регистрации актов гражданского состояния;

  • принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов;

  • состоять на учете налогоплательщика — физического лица;

  • обращения в судебные органы и участия в гражданском процессе, а также в исполнительном производстве;

  • на получение официальных вызовов, извещений, уведомлений, в том числе судебных повесток;

  • на принятие наследства, т.к. местом открытия наследства признается последнее постоянное место жительства наследодателя.

Место пребывания

Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина

Место пребывания – это то место, где вы живете временно, регистрироваться по месту пребывания необходимо спустя 90 дней со дня прибытия (п. 9 Правил регистрации).

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

При этом гражданин, вправе зарегистрироваться по месту пребывания и до истечения 90-дневного срока.

Перечень документов, необходимых для регистрации по месту пребывания

Согласно пункту 9 Правил регистрации для регистрации граждан по месту пребывания гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

  • документ, удостоверяющий личность;

  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.

В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о таких документах и производит регистрацию гражданина по месту пребывания.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания.

На какой срок можно зарегистрировать гражданина по месту пребывания?

Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению:

  • с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного, муниципального и специализированного жилищных фондов;

  • с собственниками жилых помещений;

  • с правлениями жилищных или жилищно-строительных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Подпись в реквизите «подпись лица, предоставившего жилое помещение» заявления о регистрации по месту пребывания по форме N 1 либо заявления о регистрации по месту жительства по форме N 6 является подтверждением наличия соглашения нанимателя либо собственника жилого помещения с гражданином на его вселение и временное (постоянное) проживание.

Проживающие совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетние пользователи свое согласие на вселение и временное (постоянное) проживание гражданина выражают в письменной форме.

Снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания (пункт 30 Правил регистрации), а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии.

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

  • изменения места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства или о снятии его с регистрационного учета по месту жительства.

  • призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;

  • осуждения к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;

  • признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

  • смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

  • выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

  • обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда.

Какой порядок установлен законодательством для снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства?

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии (пункт 30 Правил регистрации).

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случаях:

а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства или о снятии его с регистрационного учета по месту жительства;

б) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

в) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

г) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

е) выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства — на основании решения территориального органа Федеральной миграционной службы;

ж) поступления заявления гражданина, находящегося за пределами Российской Федерации, заверенного в соответствующем российском загранучреждении в стране проживания, либо у нотариуса с последующей легализацией документа в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации (поступившего почтовым отправлением из страны проживания);

При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «в», «г» и «д» соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

О порядке подачи заявления о регистрации по месту пребывания по почте

При направлении в орган регистрационного учета почтовым отправлением заявления о регистрации по месту пребывания по форме № 1ПР, подписанного заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, гражданин одновременно направляет копию документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении, заверенную нотариально либо должностным лицом, ответственным за регистрацию.

Одновременно с указанными документами направляется адресный листок прибытия по форме № 2 и статистический листок прибытия по форме № 12П (заполняется при регистрации на срок от 9 месяцев и выше).

В случае волеизъявления гражданина оформленное свидетельство о регистрации по месту пребывания выдается ему на руки в приемные дни непосредственно в подразделении, либо направляется органом регистрационного учета почтовым отправлением по адресу жилого помещения, указанному гражданином в заявлении о регистрации по месту пребывания.

Собственнику (нанимателю) направляется письменное уведомление об оформленной регистрации по месту пребывания в его жилом помещении гражданина.

Куда и в какой срок необходимо обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания или по месту жительства?

Для регистрации по месту пребывания или по месту жительства в определенном жилом помещении необходимо обратиться с соответствующим заявлением и необходимыми документами к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальные органы Федеральной миграционной службы документов.

Лицами, ответственными за передачу в территориальные органы Федеральной миграционной службы документов, в зависимости от формы собственности жилого помещения являются:

  • собственники жилого помещения, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями (т.е. соглашение на ведение данной работы между ними с одной стороны и управляющей жилищным фондом организацией с другой стороны отсутствует),
  • уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации (если имеется соглашение на ведение ими данной работы);
  • уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами (если жилое помещение находится в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов);
  • уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг;
  • должностные лица органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, осуществляющие контроль за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного (т.е. жилое помещение находится в государственной собственности) и муниципального (т.е. жилое помещение находится в муниципальной собственности) жилищного фонда.

Для регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение необходимо обратиться к уполномоченным лицам товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации. При их отсутствии (т.е. при отсутствии соглашения на ведение данной работы между собственником жилого помещения с одной стороны и управляющей жилищным фондом организацией с другой стороны), по вопросу регистрации по месту жительства необходимо обращаться непосредственно в подразделение Федеральной миграционной службы, обслуживающее территорию, на которой расположено соответствующее жилое помещение.

Также граждане вправе направить заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства в территориальный орган ФМС России, обслуживающий территорию, на которой расположено соответствующее жилое помещение, в форме электронного документа через Единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг или по почте (только для регистрации по месту пребывания).

Заявление о регистрации по месту жительства должно быть подано гражданином не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.

Заявление о регистрации по месту пребывания подается гражданами, прибывшими для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, до истечения указанного срока.

Статья написана и размещена 7 ноября 2012 года. Дополнена — 29.08.2014, 24.05.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

Полезные ссылки по теме «Место жительства и место пребывания»

  1. Правила регистрации по месту жительства и пребывания

  2. Паспортные столы Москвы (адреса, телефоны, время работы)

  3. Паспортные столы Санкт-Петербурга (адреса, телефоны, время работы)

  4. Государственные услуги через интернет

  5. Юридическая консультация по недвижимости

  6. Наследование по закону

  7. Детские пособия

  8. Материнский капитал

  9. Полис ОМС

  10. Что такое СНИЛС и зачем он нужен

  11. Документы, удостоверяющие личность

  12. ИНН

  13. Права ребенка

  14. Социальное обеспечение

  15. Справочно-правовая информация по:

    • Российской Федерации

    • Москве и Московской области

    • Санкт-Петербургу и Ленинградской области

    • Нижегородской области

Tags: место жительства, регистрация, место пребывания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *