Межрегиональный уровень это какой

В процессе разработки Устава ООП не раз поднимался вопрос о региональных организациях и их роли в деле поддержания международной безопасности. Следует отметить, что у международного сообщества не было опыта в этой сфере, а на Конференции в Сан-Франциско в 1945 г. уже были представлены две региональные организации в лице Панамериканского союза и ЛАГ. В итоге представители Великобритании, СССР и США, обеспечив за собой право вето в СБ ООН, сделали региональные организации более автономными по отношению к полномочиям СБ ООН, что нашло отражение в гл. VI и VIII Устава ООН.

Статья 33 (гл. VI) Устава ООН требует от сторон, участвующих в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, обращаться к мирным средствам разрешения споров, включая региональные органы или соглашения. Глава VIII Устава ООН называется «Региональные организации». Пункт 1 ст. 52 этой главы подтверждает, что Устав ООП не препятствует существованию региональных соглашений или региональных органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для решающих действий при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами ООН. В следующем п. 2 ст. 52 Устава ООН подчеркивается, что государства, заключившие такие региональные соглашения или входящие в такие региональные органы, «должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности».

СБ ООН, в свою очередь, в соответствии с п. 3 ст. 52 Устава ООН «должен поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов либо по инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе».

На основе ст. 53 Устава ООН СБ ООН использует, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под его руководством. При этом «…никакие принудительные действия не предпринимаются, в силу этих региональных соглашений или региональными органами, без полномочий от Совета Безопасности».

В соответствии со ст. 54 Устава ООП СБ ООП «должен быть всегда полностью информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для поддержания международного мира и безопасности».

Положения Устава ООН касаются прежде всего тех региональных организаций, которые в соответствии с их учредительными актами призваны поддерживать мир и безопасность в регионе.

Накопленный опыт подтверждает, что региональные организации могут существенно укрепить потенциал ООН в деле поддержания международного мира и безопасности или же создать дополнительные препятствия усилиям ООН по урегулированию конфликтов в соответствующих регионах. Более того, имелись случаи, когда региональные и субрегиональные организации действовали без полномочия СБ ООП и даже вопреки его мнению, например ОАГ в Гватемале (1954 г.), в Доминиканской Республике (1960 и 1965 гг.); ЭКОВАС в Либерии (1990).

В последнее время в рамках ООН предпринимаются усилия по определению оптимальных моделей взаимодействия ООН с региональными организациями, а также для укрепления их потенциала. Проблемы и перспективы в этом направлении нашли отражение в докладе Генерального секретаря ООН «Повестка дня для мира» (июнь 1992 г.) и подготовленном дополнении к нему в связи с празднованием 50-летия создания ООН (январь 1995 г.), а также в известном докладе Брахима, посвященном миротворческим операциям ООН (2000). Наряду с разработкой концептуальных и нормативных основ в этой сфере укрепляется и организационная структура ООН: в 1992 г. в рамках ООН был сознан Департамент по миротворческим операциям.

В целях улучшения координации между ООН и региональными организациями рекомендуется подписывать меморандумы о взаимопонимании.

В эпоху деятельности ООН были созданы региональные, субрегиональные и межрегиональные организации, в учредительных актах которых предусмотрены задачи по поддержанию мира и безопасности в соответствующих пространствах. Речь идет о таких образованиях, как Организация Африканского Единства (ОАЕ – в 1963 г.) – ныне – АС; АСЕАН – 1967 г., Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ) – 1973 г., ЭКОВАС – 1975 г., СБСЕ – 1975 г. (ныне – ОБСЕ), СНГ – 1991 г., Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – в 2001 г. и др.

В последнее время региональные и субрегиональные организации стали активно участвовать в миротворческих операциях, проводимых в различных регионах мира. Указанная тенденция дала основание специалистам говорить о «регионализации миротворческих операций». В последнее время ООН часто практикует проведение совместных с региональными организациями миротворческих операций (например, в Дарфуре (Судан) АС/ООН).

Совет Европы (СЕ) – региональная международная организация. Согласно уставу СЕ, подписанному 5 мая 1949 г. в Лондоне, цель СЕ – достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, а также содействие их экономическому и социальному прогрессу (п. «а» ст. 1 Устава СЕ). В основе деятельности СЕ лежат три принципа: верховенство права, уважение прав человека и демократия. Согласно и. «б» ст. 1 Устава СЕ рассматривает вопросы, представляющих общий интерес для государств-членов; заключает соглашения и проводит совместные действия; поддерживает реализацию прав и основных свобод человека. Деятельность СЕ охватывает экономическую, социальную, культурную, научную, правовую и административную сферы. Вопросы, касающиеся национальной обороны, не входят в компетенцию СЕ.

Членами СЕ являются государства, присоединившиеся к Уставу СЕ. Бюджет СЕ формируется преимущественно за счет ежегодных взносов государств. В состав СЕ входят 47 государств. Россия – полноправный член СЕ с 28 февраля 1996 г.

Согласно ст. 10 Устава СЕ органами СЕ являются Комитет министров и Парламентская Ассамблея (ПАСЕ).

Комитет министров – высший межправительственный орган СЕ, наделенный правом действовать и принимать решения от имени всей организации (ст. 13 Устава СЕ). В состав Комитета министров по должности входят министры иностранных дел государств – членов СЕ. Каждое государство имеет в Комитете министров один голос. Заседания Комитета министров проходят один раз в год в закрытом режиме. Комитет министров определяет курс межправительственного сотрудничества, реализуемый СЕ, принимает решения по важнейшим вопросам, относящимся к компетенции СЕ, открывает для подписания многосторонние договоры СЕ, решает вопросы членства в СЕ, может предоставлять государствам статус наблюдателя при СЕ.

ПАСЕ – основной совещательный орган СЕ, состоящий из делегатов от каждого члена организации (п. 1 ст. 25 Устава), число которых варьируется от двух до 18. В ПАСЕ действуют пять политических партий. Заседания ПАСЕ проходят четыре раза в год в открытом режиме. ПАСЕ вправе обсуждать и давать рекомендации по любому вопросу в рамках компетенции СЕ; принимать резолюции; избирать отдельных должностных лиц и экспертов СЕ; предоставлять статус наблюдателя и статус специально приглашенного государства при ПАСЕ (без права голоса) и др.

Наравне с уставными в СЕ действуют специализированные органы.

Конгресс местных и региональных властей был учрежден в 1994 г. как консультативный орган СЕ, призванный обеспечивать реальное участие местных и региональных властей в реализации принципов организации. Конгресс состоит из палаты местных органов власти и палаты регионов, в каждой из которых государство представлено делегатами (от 2 до 18). Сессии Конгресса и его палат проводятся не реже чем один раз год. Конгресс принимает рекомендации и заключения, адресованные уставным органам СЕ, а также резолюции для органов местной власти и регионов государств; консультирует Комитет министров и ПАСЕ по вопросам местной и региональной политики; вносит предложения, направленные на развитие демократии на местах; предоставляет статус наблюдателя и статус специально приглашенного государства при Конгрессе и др.

Конференция международных неправительственных организаций (Конференция МНПО) появилась в результате активного взаимодействия СЕ с гражданским обществом в лице МИПО – партнеров СЕ, которые в 2005 г. и вошли в состав Конференции МНПО. Конференция МНПО содействует укреплению роли гражданского общества в деятельности СЕ.

Комиссар по правам человека. Должность Комиссара была учреждена резолюцией Комитета министров СЕ в 1999 г. Комиссар избирается ПАСЕ сроком на пять лет и способствует продвижению прав человека на пространстве Совета Европы. Комиссар по правам человека занимается мониторингом ситуации с правами человека в государствах-членах СЕ, продвижением стандартов СЕ в области прав человека и содействием государствам в сфере поощрения и защиты прав человека.

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) – единственный судебный орган Совета Европы. Суд контролирует выполнение государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Генеральный секретарь и Секретариат обеспечивают работу органов СЕ (ст. 10 Устава СЕ). Генеральный секретарь, избираемый ПАСЕ сроком на пять лет с правом переизбрания, осуществляет общее руководство СЕ и координирует работу его органов; выполняет функции депозитария; формирует Секретариат СЕ и др.

Наравне с уставными и специализированными в СЕ действует разветвленная сеть административных и экспертных органов. С 2009 г. СЕ находится в процессе активного реформирования в целях обновления, повышения гибкости и оптимизации приоритетов и структуры организации (Программа 2020). Официальные языки СЕ – английский и французский. Штаб-квартира организации находится в г. Страсбурге, Франция.

Лига арабских государств (ЛАГ) – региональная межправительственная организация общей компетенции, членами которой являются арабские государства Юго-Западной Азии и Северной Африки.

Пакт ЛАГ (далее – Пакт) был подписан в Каире 22 марта 1945 г. Странами-учредителями стали: Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Иордания и Йемен (подписал Пакт 5 мая 1945 г.). Штаб-квартира ЛАГ находится в Каире. Официальным языком ЛАГ является арабский. В 1950 г. ЛАГ был предоставлен статус наблюдателя при ООН.

Членство в ЛАГ согласно ст. 1 Пакта открыто «для любого независимого арабского государства». На сегодняшний день членами ЛАГ является 21 государство, включая Палестину (с 1976 г.).

Несмотря на то что в ст. 1 Пакта указано, что членом ЛАГ может стать «любое независимое арабское государство», ее членом является Сомали, которое не относится к арабским государствам.

Согласно ст. 1 Пакта для того, чтобы вступить в Лигу, необходимо «представить ходатайство о вступлении в Лигу, которое будет передано Генеральному секретариату и представлено на рассмотрение Совета на нервом заседании после представления ходатайства».

Каждое государство – член ЛАГ может выйти из нее через один год после предварительного извещения.

В соответствии со ст. 18 Пакта «Совет Лиги может исключить любого члена, не выполнившего своих обязательств, вытекающих из этого Пакта. Решение об исключении должно быть принято единогласно, не считая государство – члена Лиги, к которому оно относится».

Подобное решение было принято в отношении Египта, в результате чего его членство было приостановлено с 1979 по 1989 г. Причиной приостановки членства стало подписание мирного договора с Израилем, так называемых Кэмп- Дэвидских соглашений.

Цели ЛАГ установлены в ст. 2 Пакта. К ним относятся: обеспечение более тесных отношений между государствами – членами ЛАГ, координация их политических действий для установления более тесного сотрудничества между ними и обеспечения их независимости и суверенитета, а также рассмотрение всех вопросов, затрагивающих арабские страны и их интересы.

Сотрудничество устанавливается в следующих сферах:

  • – экономические и финансовые вопросы, в том числе торговый обмен и вопросы таможни, денежная система, сельское хозяйство и промышленность;
  • – пути сообщения и связь, в том числе железные и шоссейные дороги, авиация, судоходство, почта и телеграф;
  • – культура;
  • – вопросы, связанные с гражданством, паспортами, визами, выполнением судебных решений и выдачей преступников;
  • – социальные вопросы;
  • – вопросы здравоохранения.

Принципами деятельности ЛАГ являются: уважение суверенитета и независимости государств-членов; суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела; неприменение силы и угрозы силой, мирное разрешение споров.

Кроме того, в Пакте закрепляется региональная система коллективной безопасности. Согласно ст. 6 Пакта в случае агрессии или угрозы агрессии против одного из государств – членов ЛАГ государство, подвергшееся нападению или в отношении которого существует угроза агрессии, может требовать немедленного созыва Совета ЛАГ. Совет посредством единогласного решения определяет необходимые меры для устранения агрессии.

В Пакте содержатся лишь общие положения о региональной системе коллективной безопасности. Свое развитие она получила с принятием Договора о совместной обороне и экономическом сотрудничестве от 17 июня 1950 г., на основании которого были созданы специальные органы региональной безопасности.

Организационная структура и система ЛАГ. Высшим руководящим органом ЛАГ является Совет ЛАГ. В его состав входят представители государств-членов. Каждое государство имеет один голос независимо от числа его представителей (ст. 3 Пакта).

Совет Лиги собирается на ординарные сессии дважды в год – в марте и октябре. Чрезвычайные сессии могут созываться по требованию двух государств-членов в любое время, когда потребуют того обстоятельства (ст. 11 Пакта).

Согласно Внутренним правилам Совета ЛАГ Совет Лиги встречается на чрезвычайные сессии в течение одного месяца с момента получения Генеральным секретарем официального запроса о встрече (ст. 5 Внутренних правил), а в случае агрессии (согласно определению ст. 6 Пакта) – не позднее трех дней с даты получения Генеральным секретарем официального запроса о встрече (ст. 6 Внутренних правил). За время существования ЛАГ состоялось более 100 чрезвычайных сессий.

Председательство в Совете ЛАГ на каждой очередной сессии осуществляется представителями всех государств- членов попеременно в алфавитном порядке (ст. 14 Внутренних правил). Встречи Совета проходят при закрытых дверях, кроме тех случаев, когда Совет большинством голосов решает сделать их открытыми (ст. 12 Внутренних правил).

Решения Совета ЛАГ принимаются либо простым большинством, либо большинством в 2/3 голосов, либо единогласно в зависимости от вопросов. Согласно ст. 7 Пакта «решения Совета, принятые единогласно, обязательны для всех государств-членов ЛАГ; решения, принятые большинством голосов, обязательны только для тех государств, которые с ними соглашаются».

В рамках Совета ЛАГ действуют четыре постоянных комитета: по коммуникационным, статистическим, метеорологическим и таможенным вопросам.

В начале каждой очередной сессии формируется также пять сессионных комитетов: по политическим, экономическим, социально-культурным, административно-финансовым и правовым вопросам (ст. 18 Внутренних правил).

В связи с необходимостью принятия решений на высшем уровне по существовавшим межарабским проблемам и укреплению арабского единства в 1964 г. был создан еще один орган – Совещание глав государств, который является, по сути, высшим «неуставным» руководящим органом. В последнее время саммиты глав государств проходят ежегодно (в конце марта). На этих встречах обсуждаются и принимаются наиболее важные решения по актуальным проблемам, стоящим перед арабскими государствами. Причем главной проблемой на протяжении всего существования ЛАГ является арабо-израильский конфликт. В последнее время ЛАГ интенсивно занимается конфликтами в Ливии и Сирии.

В период между саммитами в ЛАГ председательствует страна, в которой прошел последний саммит.

Функции главного постоянно действующего организационно-исполнительного органа возложены на Генеральный секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Генеральный секретарь назначается Советом ЛАГ большинством в две трети голосов (ст. 12 Пакта). Генеральный секретарь помимо организационно-административных функций составляет проект бюджета Лиги и представляет его на утверждение Совета (ст. 13 Пакта).

Генеральный секретарь ЛАГ избирается сроком на пять лет.

Совет Лиги и Генеральный секретариат имеют постоянно действующие вспомогательные органы – специальные комитеты. Комитеты созданы по основным направлениям сотрудничества: финансово-экономическому, социальному, коммуникационному и правовому. В состав комитетов входят представители всех государств-членов. Однако следует обратить внимание, что в работе специальных комитетов могут принимать участие государства, не являющиеся членами ЛАГ, но стремящиеся к сотрудничеству.

Специальные комитеты подчиняются непосредственно Совету Лиги, а между сессиями – Генеральному секретарю. Их функции включают: выработку норм и определение рамок сотрудничества, подготовку проектов договоров, внесение на рассмотрение Совета и Генерального секретариата предложений и рекомендаций в рамках сферы своей деятельности.

В марте 2005 г. на саммите в Алжире в рамках проводимой реформы ЛАГ была создана Межарабская парламентская ассамблея (МПА). Штаб-квартира МПА находится в Дамаске, Сирия. Срок полномочий МПА составляет пять лет. В состав МПА входят 88 депутатов, по четыре от каждого государства-члена (с учетом Палестины). Первая учредительная сессия Ассамблеи состоялась в Каире 27–28 декабря 2005 г.

Органы коллективной безопасности. В соответствии с Договором о совместной обороне и экономическом сотрудничестве от 17 июня 1950 г. было создано четыре органа «коллективной арабской безопасности»: Совет совместной обороны, Постоянный военный комитет, Военный консультативный орган и Объединенное арабское командование. Кроме того, в рамках реализации всеобъемлющего подхода к вопросам безопасности было предусмотрено создание Совета по экономическим вопросам. Важно отметить, что вышеуказанные органы согласно Договору о совместной обороне не относятся к числу главных органов ЛАГ. В то же время решения Совета совместной обороны при принятии их большинством в 2/3 голосов имеют обязательную силу для всех государств, тогда как решения Совета Лиги обязательны для всех членов, только если они приняты единогласно.

Совет по экономическим вопросам (Экономический совет) состоит в соответствии со ст. 8 Договора о совместной обороне из числа министров экономики договаривающихся государств или их заместителей. Экономический совет вносит правительствам государств-участников договора предложения, направленные на реализацию целей, обозначенных в ст. 7 Договора, а именно:

  • – по обеспечению спокойствия и благосостояния в арабских странах;
  • – повышению уровня жизни их населения;
  • – сотрудничеству в области подъема их экономик;
  • – освоению природных ресурсов;
  • – содействию обмену их национальной промышленной и сельскохозяйственной продукцией, координации экономической деятельности и подписания соответствующих соглашений для достижения этих целей.

В своей деятельности Экономический комитет опирается на Комитет ЛАГ по экономическим и финансовым вопросам, создание которого предусмотрено ст. 4 Пакта Лиги.

В рамках системы ЛАГ действуют также специализированные учреждения и специализированные министерские советы.

Специализированные учреждения ЛАГ – это самостоятельные арабские организации, входящие в систему ЛАГ. К ним относятся, например: Арабский почтовый союз, Арабский телекоммуникационный союз, Союз радиовещания арабских государств, Арабская организация административных наук, Организация арабской лиги по образованию, культуре и науке, Межарабская корпорация гарантирования инвестиций и др.

Специализированные министерские советы – отраслевые советы, которые входят в систему ЛАГ, но не являются частью ее организационной структуры. К ним относятся, например: Совет арабских министров внутренних дел, Совет арабских министров информации, Совет арабских министров по вопросам молодежи и спорта и др.

  • См.: Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы». URL: base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW:n= 15675
  • Консультативная Ассамблея, упомянутая в ст. 10 Устава СЕ как орган СЕ, в феврале 1994 г. была переименована Комитетом министров в Парламентскую Ассамблею.
  • Статус наблюдателя при ПАСЕ предоставлен парламентам Канады, Израиля и Мексики.
  • В период с 1979 по 1989 г. штаб-квартира временно находилась в г. Тунисе (в связи с приостановлением членства Египта в ЛАГ).

Об Ассоциации

Ассоциация «Саморегулируемая организация «Региональное объединение профессиональных строителей» (Ассоциация «СРО «РОПС») является некоммерческой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.Ассоциация «СРО «РОПС» зарегистрирована в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации 10 июня 2009 года.Решение о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций было принято Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 01 марта 2010 года, регистрационный номер записи: СРО-С-201-19022010.Главными задачами Ассоциации «СРО «РОПС» являются: осуществление саморегулирования в области строительства, выработка и проведение в жизнь скоординированной политики в области строительного бизнеса, представительство и защита прав и законных интересов членов Ассоциации, а также иных лиц, ведущих деятельность в инвестиционно-строительной сфере, установление и продвижение на строительном рынке России цивилизованных методов ведения бизнеса, совместное осуществление членами Ассоциации мер, обеспечивающих социальную ответственность при ведении предпринимательской деятельности.

Информация о членских взносах

Напоминаем Вам о том, что уплата членских взносов является обязанностью члена саморегулируемой организации, продиктованной нормами законодательства Российской Федерации, уставом СРО и другими внутренними нормативными документами.Обращаем внимание, что в соответствии с Положением о взносах СРО членские взносы уплачиваются:

  • за первый квартал не позднее 10 января текущего года
  • за второй квартал — не позднее 10 апреля
  • за третий квартал — не позднее 10 июля
  • за четвертый квартал — не позднее 10 октября

Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта

С 1 января 2012 года, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», введено обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов.Национальным объединением строителей подготовлены Методические разъяснения от 20.11.2011 г. № 02-1876/11 о применении вышеназванного Федерального закона.Полагаем, что данные разъяснения могут быть Вам полезны при принятии решения о страховании соответствующих объектов.О возникающих у Вас проблемах по реализации положений Федерального закона № 225-ФЗ просьба проинформировать Ассоциацию.

Контролирующие органы

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

  • Адрес: 105066, г. Москва, ул. А. Лукьянова, д. 4, стр. 1
  • Тел: +7 (495) 645-94-79
  • E-mail: rostehnadzor@gosnadzor.ru
  • Сайт: www.gosnadzor.ru

Министерство юстиции Российской Федерации

Ассоциация «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ).

  • Адрес: 123242 Москва, улица Малая Грузинская, 3
  • Телефон/факс: +7(495) 987-31-50
  • E-mail: info@nostroy.ru
  • Сайт: www.nostroy.ru

2. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала // Вопросы экономики. 2009. № 9. C. 51.

5. Якунинин В.И. и др. Образование как фактор экономического развития. Монография. М.: Научный эксперт, 2008. С. 5.

7. Мониторинг экономики образования. URL: https://memo.hse.ru/.

8. Министерство образования и науки РФ. Мониторинг трудоустройства выпускников. URL: http://graduate.edu.ru

9. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. М.: Изд-во «Русский язык», 1989. С. 624.

10. Терминологический ювенологический словарь. URL: https://yuvenologichesky.academic.ru

19. Население, имеющее ученые степени, по возрастным группам и полу по субъектам Российской Федерации. Том 3 официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2002 года. URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=15

20. Население, имеющее ученые степени, по возрастным группам и полу по субъектам Российской Федерации. Том 3 официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

21. Губина О.В. и др. Миграционные процессы в арктических регионах Российской Федерации. В сборнике: Социально-экономические и пространственно-временные особенности развития демографических процессов в регионах России. 2015. С. 254– 259.

Субрегиональная межправительственная организация – интеграционное объединение государств по географическому представлению с целью решения общих задач экономического, социального, культурного, политического, гуманитарного и иного характера.

Создание субрегиональных организаций является примером приграничного сотрудничества, которое не только приносит экономические выгоды, но и создает климат доверия, способствуя поиску конструктивных решений по преодолению кризисов, а также по реализации совместных проектов, нацеленных на достижение благосостояния вовлеченных в процесс государств и их регионов.

Субрегиональные межправительственные организации в Африке

В Африке действуют десятки субрегиональных организаций в области политики, экономики, спорта, в социальной сфере и др. На данный момент можно назвать такие самые влиятельные из них, как:

  • – Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС /ECOWAS);
  • – Сообщество для развития стран Южной Африки (САДК/SADC);

Восточноафриканское сообщество (ВАС/ЕАС);

  • – Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭСЦА/ECCAS);
  • – Сообщество сахелиано-сахарских государств (СССГ/ CEN-SAD)•,
  • – Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки (ЭСВЮА/COMESA);
  • – Межправительственный авторитет для развития (МПАР/IGAD);
  • – Экономическое и валютное сообщество стран Центральной Африки (ЭВОЦА/СЕМАС)•,
  • – Экономическое и валютное объединение стран Западной Африки (ЭВОЗА/UEMOA) и др.

Следует отметить, что создание субрегиональных организаций в Африке в некоторых случаях имеет исторические предпосылки и обусловлено современными особенностями. В качестве примера исторической интеграции можно привести такие экономические и валютные сообщества, как ЭВОЦА и ЭВОЗА, которые являются объединениями стран бывших колоний Франции в Африке.

К современным причинам появления интеграционных объединений можно отнести новые вызовы, которые стоят перед этими организациями. Это экономические, социальные, культурные, гуманитарные, правозащитные, экологические проблемы, с которыми сталкиваются эти страны. Например, ΜΠΑΡ был создан для решения экологических проблем, которые наносят не только экономический ущерб странам Восточной Африки, но и приводят к человеческим жертвам в связи, засухой и деградацией окружающей среды.

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) было создано в 1975 г. на основе многостороннего договора и представляет собой международную межправительственную организацию, имеющую субрегиональный характер.

Основные положения деятельности ЭКОВАС закреплены в Соглашении от 1975 г., которое было пересмотрено в 1993 г. в Котону (Бенин).

Цель ЭКОВАС – способствовать сотрудничеству и развитию во всех экономических областях, особенно в промышленности, транспорте, телекоммуникации, энергетике, сельском хозяйстве, освоении и распределении природных ресурсов, торговле, финансовой политике и в социальных и культурных вопросах (ст. 2 Устава ЭКОВАС).

Важное достижение также заключается во внесении поправок в новый Устав ЭКОВАС, руководящих принципов, которые отсутствовали в Уставе 1975 г. К фундаментальным принципам ЭКОВАС относятся следующие принципы:

  • – равенства и взаимосвязанности всех государств-членов;
  • – солидарности и взаимопомощи;
  • – сотрудничества государств-членов, единой политики и совместной программы;
  • – ненападения между государствами-членами;
  • – поддержания регионального мира и безопасности путем поощрения и усиления добрососедства;
  • – мирного решения конфликтов, сотрудничества с соседними странами и создания хорошей атмосферы как условия всестороннего экономического развития;
  • – уважения, поощрения и защиты прав человека и народов в соответствии с положениями Африканской Хартии прав человека и народов;
  • – гласности, экономической и социальной справедливости и всеобщего участия народов в развитии;
  • – признания и соблюдения юридических обязательств и совместной деятельности;
  • – защиты и консолидации демократической формы правления во всех государствах-членах в соответствии с Декларацией о политических принципах 6 июля 1991 г. (Абуджа, Нигерия).

Большое внимание также уделяется вопросам окружающей среды, туризму и многим другим, которые раньше фактически не были включены в Устав ЭКОВАС и относящиеся к нему Протоколы.

В настоящее время в рамках деятельности ЭКОВАС выделяют следующие крупнейшие институты.

1. Институты (главные органы), которые включают Комиссию, Парламент и Суд.

Комиссия. Комиссию возглавляет Президент (бывший Генсек). Он является первым лицом ЭКОВАС, выполняет и координирует ее деятельность. Президент представляет законные интересы ЭКОВАС на местах и за его пределами. Он отвечает за планы, стратегии развития и интеграцию в субрегионе.

Как можно констатировать, полномочия Президента существенно расширяются и являются необходимым условием для выполнения возложенных на него обязанностей и для гарантии независимости ЭКОВАС от государств-членов.

Парламент. Парламент состоит из 115 депутатов. Каждое государство имеет по пять представителей. Оставшиеся 40 мест распределяются в соответствии с количеством населения страны. Например, Того, Бенин, Сьерра-Леоне, Либерия, Гвинея-Бисау и Кабо-Верде имеют по пять представителей, а Нигерия как самое крупное государство по населению – 35 мест.

Парламент Сообщества уполномочен рассматривать любой вопрос Организации, особенно те, которые относятся к фундаментальным свободам и правам человека. Парламент также дает рекомендации главным и специализированным органам ЭКОВАС.

Суд ЭКОВАС осуществляет правосудие в соответствии с положениями Устава и дает консультации органам Сообщества.

  • 2. Финансовые институты, в которые входят Банк инвестиции и развития, а также Экономический банк и Морской банк (они являются частными ассоциированными партнерами).
  • 3. Специализированные агентства ЭКОВАС.

К специализированным агентствам ЭКОВАС относятся следующие:

  • – Организация здравоохранения западной Африки (033A/WAHO);
  • – Западное африканское валютное агентство (ВАЗА/ WAMA)•,

Валютный институт Западной Африки (ВИЗА/ WAMI);

Центр развития молодежи и спорта Западной Африки (ЦРМСЗА/ЕТЖОС);

  • – Центр гендерного развития Западной Африки (ЦГРЗА/EGDC);
  • – Центр координации водных ресурсов Западной Африки (ЦКВРЗА/Ш?а/);
  • – Браун Кард Западной Африки (БКЗА/ЕВС);
  • – Электроэнергия Западной Африки (ЭЗА/WAPP);
  • – Межправительственная группа против отмывания денег и финансирования терроризма в Западной Африке (ТПОДФТ/GIABA);
  • – Программа здравоохранения Западной Африки (ПЗЗА/PRSAO);
  • – Региональный центр эффективной и возобновляемой энергии (РЦЭВЭ/ECREEE);
  • – Уполномоченный по урегулированию электроэнергии в Западной Африке (УЭЗA/ERERA).

Устав не ограничивает количество специализированных органов. Так, некоторые положения Устава предусматривают возможность создания других Комиссий и Подкомиссий при необходимости.

Деятельность ЭКОВАС. Успешность деятельности ЭКОВАС подтверждается деятельностью его специализированных учреждений.

Например, в сельском хозяйстве ЭКОВАС через специальные учреждения активно действует с целью обеспечения продовольственной безопасности, окружающей среды, развития скотоводства, рыболовства и оказывает финансовую и иные формы поддержки фермерам.

В 2012 г. в Уагадугу (Буркина-Фасо) состоялась встреча министров экономики государств – членов ЭВОЗА во взаимодействии с ЭКОВАС. В результате встречи была выделена финансовая поддержка трем странам: Буркина-Фасо, Нигеру и Сенегалу.

Несмотря на усилия ЭКОВАС поднять уровень жизни населения в своих странах-членах, ситуация остается критической. Согласно отчету 2012 г. уровень сельскохозяйственного производства значительно снизился в связи с человеческими и климатическими факторами.

Следует отметить, что несмотря на трудности, связанные с политическими, экономическими, гуманитарными и иными обстоятельствами, ЭКОВАС остается эффективной моделью субрегиональной интеграции в Африке.

Сообщество для развития стран Южной Африки (CAJXK/SADC) представляет собой субрегиональную экономическую интеграцию. Изначально была созвана Координационная конференция развития стран Южной Африки (САДКК) 1 апреля 1980 г., которая затем 17 августа 1992 г. превратилась в САДК как постоянную действующую организацию по инициативе глав государств и правительств.

Соглашение о создании САДК 1992 г. устанавливает цели и принципы Организации. Цели САДК – реализовать экономическое развитие государств-членов, искоренить бедность, поднять уровень жизни людей, оказывать социальную поддержку, поощрять и поддерживать мир и безопасность в регионе и др. (ст. 5).

Для достижения указанных целей САДК действует на основании определенных принципов, к которым относятся принципы:

  • – суверенного равенства государств-членов;
  • – солидарности, мира и безопасности;
  • – уважения прав человека, демократии и правового государства;
  • – взаимной выгоды;
  • – мирного урегулирования конфликтов.

Статья 9 Соглашения о создании САДК 1992 г. также предусматривает создание постоянных действующих органов САДК. Главными органами САДК являются.

Конференция глав государств и правительств. Она является главным действующим органом и отвечает за политику и выполнение функций САДК. Они могут делегировать свои функции Совету или иным органам Организации, если это требуется обстоятельствами. Главы государств и правительств избирают свой руководящий орган, учитывая принцип ротации. Они собираются не реже одного раза в год. Конференция глав государств и правительств принимает решение о создании Комиссии, Институтов, Комитетов и иных органов при необходимости. Они назначают Генсека и его заместителя по предложению Совета. Решения Конференции глав государств и правительств принимаются консенсусом и носят обязательный характер (ст. 10);

  • – Совет министров. Он состоит из министров экономики и финансов каждого государства-члена. Они отвечают за функционирование и развитие САДК, за имплементацию политики и программы, дает консультации Конференции глав государств и правительств с целью увеличения эффективности деятельности САДК, определяет стратегию и создает рабочую программу. Совет министров руководит деятельностью иных органов, подчиненных ему, возглавляет и координирует их работу, определяет сферу сотрудничества и ставит перед государствами-членами задачи для исполнения. Совет может создавать собственные Комитеты при необходимости, предлагает кандидатуру Генсека и его заместителя, определяет срок и условия работы сотрудников САДК, созывает конференции и другие встречи, также выполняет иные поручения Конференции глав государств и правительств. Совет собирается не реже чем один раз в год, и его решения принимаются консенсусом (ст. 11);
  • – комиссии. Они руководят вопросами сотрудничества и интеграции в определенном секторе и координируют работу САДК. Полномочия, состав, функции, процедура работы и связанные с ними другие вопросы определяются дополнительным Протоколом. Комиссии напрямую взаимодействуют с Секретариатом. Они отчитываются перед Советом;
  • – Комитет официальных представителей (ст. 13). Он состоит из одного представителя от каждого государства,

желательно из министерства экономики и финансов. Комитет официальных представителей – это технический консультативный орган Совета. Он отчитывается перед советом. Данный Комитет собирается раз в год и принимает решение консенсусом;

  • – Секретариат. Он представляет собой исполнительный орган САДК и отвечает за стратегию, планирование и осуществление программы; за имплементацию решения Конференции глав государств и правительств и Совета, организацию и проведение митингов, финансовую и административную политику. Он также координирует политику и стратегии государств-членов. Его возглавляет Генсек. Состав Секретариата определяется Советом (ст. 140);
  • – Конференция тройки. Она представляет новый орган, ответственный за мир и безопасность в регионе САДК. В нее входят уходящие нынешние и будущие председательствующие государства. Данная процедура была инициирована Протоколом о политической и коллективной безопасности от 14 августа 2001 г.;
  • – Трибунал. Трибунал уполномочен рассматривать споры между странами, давать толкование Соглашения и иных нормативов САДК. Состав, компетенция, структура и другие вопросы деятельности Трибунала предусмотрены специальным дополнительным протоколом. Члены Трибунала назначаются на определенный срок. Он дает заключительную консультацию органам САДК. Его решение является окончательным и не подлежит обжалованию (ст. 17);
  • – Парламентский форум. В него входят представители национальных собраний государств-членов. Данный орган был создан в 1997 году на Саммите САДК. Форум состоит из пяти депутатов от каждого государства. Цель форума – создать платформу для дискуссии между государствами.

Парламентский форум решает следующие вопросы:

  • – поощрение прав человека, гендерного равенства, благого управления, демократии и гласности;
  • – поощрение мира, безопасности и стабильности;
  • – создание условий для экономического сотрудничества и развития на основе равенства и взаимных выгод;
  • – осуществление координации с другими парламентскими организациями;
  • – поощрение участия НПО, частных предпринимателей и академических сообществ в деятельности САДК;
  • – привлечение граждан к деятельности САДК;
  • – доведение до сведения САДК представления о развитии и иных проблемах, затрагивающих регион.

В рамках САДК действуют также специализированные структуры, которые выполняют немаловажные задачи достижения целей Организации.

Таким образом, САДК является важным форумом для государств Южной Африки. Он решает также важные вопросы экономического, социального, культурного и иного характера в данном субрегионе.

Однако, несмотря на все эти достижения, САДК как любая международная организация встречает много проблем экономического, политического, институционального и иного свойства. В качестве примера институционального кризиса можно привести приостановление деятельности Трибунала САДК в связи с массовыми жалобами против Зимбабве, которое проводило аграрную реформу, лишая многих фермеров их собственности без выплаты компенсации. Данный факт был рассмотрен как нарушение права на частную собственность.

К этим проблемам также стоит отнести обострение гуманитарной ситуации в таких странах, как Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Мадагаскар.

Следует отметить, что субрегиональные организации в Африке являются новой тенденцией по сравнению с европейскими странами и стремительно развиваются. Это доказывает также создание многочисленных субрегиональных организаций в последние десятилетия.

Основанием для создания сурегиональных организаций в Африке является специфика проблем, имеющихся в каждом уголке.

Указанная тенденция «субрегионализации» имеет положительные и отрицательные стороны.

Отрицательная сторона, во-первых, заключается в ослаблении самых крупных организаций, таких как Африканский Союз, поскольку государства предпочитают сосредоточиться на проблемах своих собственных регионов. Во-вторых, это раскол континента на множество регионов.

Положительные моменты создания субрегиональных организаций – это прежде всего возможность предотвращения конфликтных ситуаций в связи с освобождением Африканского Союза от некоторых аспектов проблем и возможностью его сосредоточения на более общих и важных вопросах. Позитивным моментом «субрегионализации» в Африке является ускорение принятия решений, которые на региональном (континентальном) уровне не удается решить в связи с количеством государств-членов.

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Уровни социального партнерства

Регулирование отношений в сфере труда может быть государственным или коллективно-договорным. Регулирование осуществляется с помощью нормативных актов.

Отношения в сфере труда обязательно должны регулироваться законодательством Российской Федерации. Это необходимо в первую очередь для реализации прав и интересов участников социального партнерства, осуществляемого на различных уровнях.

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений

Регулирование отношений в сфере труда может быть государственным или коллективно-договорным. Регулирование со стороны государства осуществляется с помощью нормативных актов. При этом государство может выступать и одной из сторон трудовых отношений. А вот коллективно-договорное регулирование включает не только своевременное проведение переговоров, но и заключение соответствующих соглашений.

Этот метод позволяет регулировать отношения в сфере труда на всех существующих уровнях.

У коллективно-договорного регулирования есть масса преимуществ. Во-первых, использование этого метода способствует минимизации издержек, а во-вторых, формирует демократический механизм правового регулирования трудовых отношений. Кроме этого, стороны этих отношений могут публично выражать свои интересы, которые касаются трудовых отношений.

Принцип выделения уровней социального партнерства

К принципам социального партнерства относятся идеи, на основе которых возникает и осуществляется вся система отношений в сфере труда. А так как существует административно-территориальное деление Российской Федерации, происходит выделение на уровне социального партнерства. Поэтому система содержит уровни, которые определяются по территориально-отраслевым признакам.

Что касается территориального признака, то выделяются такие уровни:

  • федеральный;
  • региональный;
  • межрегиональный.

На этих уровнях регулируются те отношения, которые возникают на определенной территории РФ. Кроме этого, существует также отраслевой уровень, на котором координируются отношения в сфере тех или иных отраслей. Если же говорить о социальном партнерстве в организациях, то это так называемый локальный уровень.

Отраслевой и региональный уровень

Уровни социального партнерства в РФ в сфере трудовых отношений являются необходимыми для постоянного их регулирования. Отраслевой уровень требуется для того, чтобы регулировать трудовые отношения в различных отраслях. Именно на этом уровне должно заключаться так называемые тарифные соглашения. И такие соглашения содержат различные условия труда, в том числе оплату труда, социальные гарантии и т. д.

Договора на отраслевом уровне объединяют все интересы участников социального партнерства определенной отрасли, профессии и т.д. Что касается регионального уровня, то он необходим для того, чтобы регулировать отношения в определенном регионе страны. Поэтому все соглашения, которые заключаются на этом уровне, содержат исключительно общие нормы регулирования на уровне субъектов РФ.

Федеральный и межрегиональный уровень

Регулирование трудовых отношений в РФ на федеральном уровне всегда осуществляется с помощью Генерального соглашения, которое должно заключаться между партнерами. Кроме того, на этом уровне свои функции постоянно выполняет специальная комиссия, которая является уполномоченным для регулирования отношений органом. Его членами являются представители Правительства Российской Федерации, профсоюзов и добровольных объединений работодателей.

Межрегиональный уровень имеет в системе социального партнерства свои особые функции. В первую очередь, на этом уровне происходит регулирование в сфере отношений между несколькими субъектами Российской Федерации. В коллективном договоре учитываются все права и обязанности сторон указанных субъектов РФ.

Социальное партнерство на уровне предприятия

На каждом предприятии требуется система, которая гарантировала бы полноценное и взаимно выгодное сотрудничество между работодателем и работниками. Как раз для этого используется социальное партнерство, то есть мероприятия, направленные именно на регулирование трудовых взаимоотношений. Обычно оно имеет двухстороннюю основу.

Что касается ее формы, то это соглашение, которое заключают между собой стороны социального партнерства.

При этом у социального партнерства на уровне предприятия должны быть три составляющие. Поэтому помимо двух сторон, в этих отношениях берут участие государственные органы. Работники в результате социального партнерства имеют право участвовать в управлении предприятием с помощью избрания в представительный орган, участвовать в результатах деятельности предприятия (получать заработную плату и т. д.) и распоряжаться собственностью предприятия.

Уровень социального партнерства при коллективном договоре

Такие соглашения являются в первую очередь главным правовым актом, регулирующим трудовые отношения на локальном уровне. Другими словами, это нормативные соглашения, которые принимаются в обязательном порядке только после проведения соответствующих переговоров. Договора заключаются не только на самом предприятии, но и в его представительствах и филиалах. На заключение сторонами такого соглашения не влияет ни численность, ни организационно-правовые формы предприятия.

Сторонами коллективного договора считаются работник и работодатель, а также их уполномоченные представители. Последние необходимы, например, при заключении соглашения в филиалах, где представителем со стороны работодателя выступает начальник филиала. Кроме того, основные представители – это профсоюзы. При их отсутствии работники имеют право в итоге самостоятельно выбрать своего представителя.

Инициатором переговоров могут быть представители сторон. При этом инициатор должен отправить второй стороне письменное уведомление, содержащее предложение о проведении коллективных переговоров. После этого переговоры должны начаться в течение 7 дней.

Важно знать, что данное мероприятие имеет особый порядок, установленный трудовым законодательством. А также обязательно создается проект коллективного договора, который выносится на общее обсуждение. В течение определенного времени в него могут вноситься требуемые изменения. Окончательный вариант коллективного договора должен быть утвержден на общем собрании.

При разработке документа обязательно учитываются все принципы социального партнерства. В коллективном договоре содержатся все данные, необходимые для того, чтобы осуществлялось гарантирование прав и интересов всех участников. Если у сторон есть серьезные разногласия, то коллективный договор заключается на основаниях, которые были согласованы. При этом оформляется протокол разногласий. Срок действия этого важного нормативного документа не может превышать 3 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *