Миронова покупала в коммерческой палатке сумку

Кто отвечает за сумку в магазине? Во многих крупных магазинах сейчас есть ячейки для хранения сумок покупателей. Обязан ли покупатель сдавать туда свои вещи? Кто обеспечит их сохранность?

На вопрос читательницы газеты «Искры» отвечает начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Артём Казаков:

— Покупатели не обязаны сдавать свои сумки в камеру хранения при входе в магазин. Статья 421 Гражданского кодекса России (далее — ГК РФ) регламентирует свободу договора и прямо запрещает понуждение к его заключению. Исходя из этого очевидно, что требования положить вещи в ячейку являются незаконными и охрана с руководством магазина не вправе их выдвигать. Если посещение магазина поставлено в зависимость и обусловлено сдачей личных вещей в ячейки хранения, то это нарушает нормы Гражданского Кодекса РФ. На этот раз речь идет о публичности договора (ст. 426). Согласно статье, магазин не имеет права отказать в продаже товаров при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги. Наличие сумки у покупателя для осуществления публичного договора никаких помех не создает.

Если магазин предлагает воспользоваться сейфом и выдает к нему ключ, он тем самым заключает с покупателем договор безвозмездного хранения, по которому несет ответственность за вещи, оставленные в железной ячейке.

Согласно ст.ст. 886, 887, 891, 901, 401, 902 ГК РФ: «По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах. Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются: за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей».

Особо обращаем внимание, что на правоотношения поклажедателя и хранителя при безвозмездном хранении законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей не распространяется, в силу преамбулы Закона РФ от 7 февраля 1992 г . N 2300-I «О защите прав потребителей». Поклажедатель при безвозмездном хранении не является потребителем и правами потребителя не обладает.

Источник — Искра-Кунгур

Комментарий специалистов СПРФ

В настоящий момент магазинов которые ТРЕБУЮТ сдавать сумки в камеру хранения почти не осталось. Владельцы магазинов начали отказываться от это практики
после известного дела о взыскании с магазина б-А-А-А-льшой суммы денег !

Центральный районный суд Тюмени 14 июля 2008 года вынес решение в пользу потребителя, имущество которого было похищено из ячеек хранения магазина «Техносила» (ООО «ТехноАрсенал»), расположенного в ТРЦ «Гудвин». Суд удовлетворил требования заявителя и обязал администрацию магазина «Техносила» возместить ущерб на сумму более 90 тыс. рублей. Интересы потребителя защищал представитель общества защиты прав потребителей.

Поводом для обращения в суд стала история, которая случалась со многими тюменцами в торговых точках города. Как правило в крупных магазинах и центрах вход в торговый зал с пакетами и сумками запрещен. Покупателям предлагается оставить свое имущество на временное хранение в специальных шкафах-ячейках. Зачастую, после совершения покупки владелец обнаруживает пустой шкафчик. Сотрудники магазинов показывают на табличку «Администрация за сохранность вещей ответственности не несет» и разводят руками. В итоге — разговор на повышенных тонах и испорченное настроение. Но в этом случае пропал профессиональный фотоаппарат с оборудованием общей стоимостью около 90 тыс. рублей. Потребитель совершенно правильно не стал слушать работников магазина и вызвал сотрудников милиции, которые произвели следственные действия и возбудили уголовное дело. Естественно, вора до сих пор не нашли, но в упомянутом судебном процессе материалы уголовного дела сыграли важнейшую роль. Заметим также, что в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ сотрудники магазина не вправе принудить покупателей к заключению договора хранения в ячейках, находящихся в магазине, поэтому лучший способ избежать длительных судебных тяжб – не оставлять вещи в таких сомнительных местах.

В ходе судебного заседания с участием заместителя директора тюменского филиала ответчика и его адвоката, специально приехавшего из города Челябинска, выяснились интересные факты. Так представители ответчика заявили, что предоставляют посетителям право воспользоваться ячейками для хранения исключительно для их удобства, но при этом не возлагают на себя обязательства отвечать за сохранность имущества, о чем и предупреждают посетителей. Получается, ячейка предназначена для хранения, но администрация магазина отказывается охранять вещи покупателей.

Невероятно, но на момент указанных событий:

  1. Видеокамеры не были направлены на зону ячеек и не фиксировали движение покупателей в этой зоне.
  2. Охрана у ячеек хранения отсутствовала.
  3. По непонятной причине дверцы ячеек сделаны из прозрачного материала. Представители «Техносилы» пояснили, что это для удобства покупателей, но получается, скорее, для злоумышленников.

Все эти факты нашли подтверждение в судебном заседании и ответчиком не оспаривались. Это свидетельствует о ненадлежащем выполнении обязательств по договору хранения, которое и повлекло за собой возможность совершения кражи.

Представители «Техносилы» выразили намерение использовать право обжалования решения в кассационном порядке, поэтому точку в разбирательстве дела поставит Тюменский областной суд. Но уже сейчас можно дать потребителям два совета: не стесняйтесь проходить в магазины самообслуживания со своими вещами и обязательно вызывайте милицию, если случилась беда.

Рейтинг записи: 0

Поделиться:

Согласно Закону «О защите прав потребителей” сумка входит в перечень непродовольственных товаров, которые можно вернуть в первые две недели с момент покупки, если они не подошли покупателю по форме, размеру, цвету или комплектации. Как правильно это сделать? Какие условия должен выполнить продавец, чтобы вернуть сумку в магазин? Читайте в статье.

Закон «О защите прав потребителей”

Данный Закон регламентирует правила и условия возврата продовольственных и непродовольственных товаров обратно в магазин. Кроме того, в нем прописаны права покупателя при возврате/обмене товара в магазине.

Так, купив в магазине непродовольственный товар, потребитель может:

  • Вернуть его обратно в магазин в первые четырнадцать дней (не считая дня покупки), если у товара оказалась неподходящая форма, фасон, габариты, цвет, размер или комплектация;

Из этого следует, что покупатель вправе вернуть в магазин абсолютно любую вещь, которая ему просто не понравилась по одной из перечисленных характеристик. При этом, он имеет право либо вернуть вещь в обмен на потраченные деньги (сто процентов от стоимости, без удержек), либо обменять на аналогичную (по ценовой категории) вещь другого цвета, фасона, размера или комплектации.

Кроме этого, покупатель может обменять ранее купленную вещь на более дорогостоящую/бюджетную вещь, перерассчитав сумму оплаты. Выбрав более дорогую вещь, ему придется доплатить разницу стоимости. Если же он выберет более дешевый товар, то продавец вернет ему разницу.

  • Вернуть вещь обратно в магазин, если она оказалась некачественной;

В этом случае, покупатель может потребовать вернуть сто процентов от стоимости некачественного товара (в обмен на возврат товара); сдать товар на ремонт за счет торговой точки, в которой он был приобретен; требовать уменьшения стоимости товара ввиду выявленных некачественных элементов; обмен на аналогичный товар, но хорошего качества;

  • Вернуть товар в магазин на основании действующего гарантийного срока;

Так, у таких вещей, как обувь, сумки, пальто, куртки и другие предметы одежды имеют гарантийный срок, в течение которого вещь может быть возвращена обратно, если у неё вдруг обнаружатся бракованные детали. Помимо возврата покупатель может рассчитывать, что магазин возьмет на себя ответственность и отремонтирует, например, бракованные сапоги за свой счет.

Как вернуть сумку?

Вернуть непонравившуюся сумку (хорошего качества) обратно магазин в первые две недели со мня приобретения можно при соблюдении следующих условий:

  • У покупателя сохранится чек, который подтвердит покупку данной сумки в конкретной торговой точке;

Однако, если покупатель случайно потерял или просто выбросил чек, отчаиваться не стоит. Если сумка была куплена менее тридцати дней назад, то в магазине можно попросить снять кассовую ленту, которая сохраняет все совершенные покупателями покупки за последний месяц.

Кроме того, альтернативой потерянному чеку может служить отрывная квитанция, которая обычно кладется в пакет вместе с чеком и приобретенным товаром, или очевидец совершенной покупки (друг, с которым сумка покупалась или кто-то из персонала магазина).

  • Сама сумка сохранила прежний товарный вид. Иначе говоря, при возврате в течение 14 дней, сумка выглядит также, как и в момент, когда покупатель забирал её из магазина;

Помимо внешнего «облика” на сумке должны быть сохранены все отрывные ярлыки, вкладыши, наклейки, этикетки с запасными деталями.

  • При возврате сумка не должна иметь следов эксплуатации (вмятин, царапин, затертых частей, вырванных деталей, пятен и прочего);

Что нужно делать, чтобы вернуть сумку?

Убедившись, что сумка сохранила потребный вид, а у вас на руках сохранился чек (или есть свидетель), нужно определиться какую цель вы преследуете: вы хотите вернуть деньги или обменять сумку на другую. Определились? Далее следует предпринять следующие действия:

  • Собрать сумку, упаковать её в ту коробку /упаковку,в которую она была помещена/запакована в момент покупки. Взять чек/отрывную квитанцию или другой документ, в котором указана дата, цена и магазин, в котором сумка приобреталась;
  • Убедитесь, что со дня покупки прошло не более четырнадцати дней (день покупки не считайте);

Так, если сумка куплена 1 декабря, а сегодня 15 декабря, то вернуть сумку 16 числа по причине неподходящей расцветки, формы или размера будет уже невозможно. Обменять сумку позже этого срока можно только в двух случаях: если у сумки есть гарантийный срок или если сумка оказалась бракованной.

  • Так как в магазине придется заполнять заявление на возврат, с собой нужно взять документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • В магазине объяснить причину, по которой вы хотите вернуть сумку в магазин, после чего предоставьте сумку и все выданные на неё документы (чек, квитанцию, гарантийный талон и т.д.);
  • Продавец попросит заполнить специальное заявление;

В заявлении указывается следующая информация:

  • реквизиты потребителя и торговой точки, где сумка была куплена;
  • Нажмите, чтобы продолжить, описание сумки, его цена и причина, почему вы принесли её обратно в магазин (возврат денег, обмен на аналог с подходящими характеристиками);
  • прописывание даты покупки с приложением подтверждающего дату документа (чека, квитанции, показаний свидетеля);
  • законодательная ссылка (на Закон «О защите прав потребителей) с перечислением всех обязательных условий;
  • указание на возможные последствия, в случае неудовлетворения требований потребителя (вас);
  • проставление дня/месяца/года поданного заявления на возврат/обмен сумки;
  • личная подпись потребителя;

Если вы возвращаете в магазин сумку, которая оказалась дефектной/некачественной, то в заявлении необходимо подробно указать в чем заключается дефектность и при каких условиях она была выявлена.

Что дальше?

После заполнения бланка заявление магазин может предложить вам:

  • Обменять сумку на аналогичную, но отличающуюся от возвращаемой по цвету, форме или фасону;
  • Вернуть 100 процентов от стоимости купленной сумки в обмен на её возврат;
  • Если сумка возвращена по причине её некачественности, то продавец может предложить обменять на другую сумку (аналогичную по цене), либо на такую же сумку, но без брака;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *