Можно ли проехать 1 остановку бесплатно?

Штраф для безбилетников в Туле имеется, и немаленький. Его увеличили в феврале 2014 года – теперь он равен одной тысяче рублей (до этого он был всего 300 рублей). Однако ужесточение наказания не напугало тульских «зайцев». Так что они активно продолжают нервировать водителей и кондукторов.

Елена Никитина, водитель трамвая:

Елена Никитина

— 5-10 «зайцев» за день мне точно попадается! Привлечь их к штрафам практически невозможно: это просто потеря времени и нервов. Возраст безбилетников различен: есть и школьники, и студенты, и даже пожилые, с виду приличные дамы. Вот пассажиры, которым от 60 лет, вообще интересные кадры – находят себе такую отговорку: «Путин разрешил одну остановочку бесплатно проехать». А те, кто моложе, и вовсе не оправдываются. Норовят быстрее выскочить из вагона.

Самая удивительная отговорка безбилетников: «Путин разрешил одну остановочку бесплатно проехать!»

Сергей Поваденко, водитель:

Сергей Поваденко

— Безбилетники – моя вечная проблема. Я с ними сталкиваюсь практически каждый день. И каждый раз слышу: «Мы только одну остановочку проедем, а денег у нас нет. Вам что, жалко хороших людей подвезти?!» После этих слов и моего отказа «зайцы», как правило, нажимают на аварийную кнопку открытия дверей и, смеясь, убегают. Были даже случаи, люди из окна вылезали. Вот такая у многих тяга к халяве.

«Вам что, жалко хороших людей подвезти?!»

Но не стоит сразу накидываться на всех безбилетных пассажиров. Некоторые становятся «зайцами» по воле случая. Как, к примеру, опрошенные нами туляки.

Ангелина Буравцова

— Я не могу назвать себя «зайцем». Нет. Я обычно добросовестно плачу за проезд, ведь из-за отданных 15 рублей я не обеднею. Но недавно со мной произошел один случай. Мы с подругой ехали в 18-м автобусе. Народу жуть. А мы, зажатые, стоим в самом конце салона. Заболтались и не заметили, как приблизились к остановке, на которой должны выйти. За такое короткое время мы бы не успели всех растолкать и добраться до водителя, чтобы вручить ему деньги. Решили рискнуть и выскочить быстренько через задние двери. Но водитель оказался ловкий: сразу же нас этими дверями и прищемил. Пришлось краснеть и передавать за проезд.

Владимир Зварич

— Сейчас я редко пользуюсь общественным транспортом. Но когда все же приходится куда-то на нем ехать, я стараюсь вести себя спокойно и незаметно. Если кондуктор ко мне не подойдет, сам я не встану и не поспешу к его «трону». Это работа кондукторов – собирать плату за проезд. А многие просто сидят и спят на своем сиденье, будто бы находятся на курорте. В таком случае я считаю, что проехал бесплатно совершенно по праву. Зачем же будить уставшего, спящего человека из-за каких-то пятнадцати рублей?

Вячеслав Гладков

— Езжу в институт по утрам, часто — в самый час пик. Стипендия не позволяет мне щедро раскидываться деньгами, поэтому по возможности я стараюсь экономить. Когда деньги совсем на исходе, для утренней поездки я выбираю муниципальный транспорт. Подчас он настолько забит людьми, что даже кондуктор не может протиснуться ко всем пассажирам. Пока он до меня дойдет… Может, к этому времени я уже доеду до нужной мне остановки. Конечно, так я делаю редко. Ведь труд кондукторов тоже должен оплачиваться.

Дмитрий Киреев

— Однажды я спокойно ехал в автобусе с уверенностью, что движусь в верном направлении. Однако, посмотрев в окно, понял: это не тот маршрут, который мне был нужен. К тому времени я проехал уже немало остановок, но все равно решил, что платить за свою невнимательность не стану. Кондуктор не собиралась ко мне подходить – слишком уж она была увлечена газетным кроссвордом. И я с чистой совестью вышел. Вообще мне удается «проехать зайцем» довольно редко. В таких случаях кондуктор меня либо не замечает, либо просто не доходит до меня.

Ольга Сенина

— Раньше я всегда платила за проезд. Даже когда кондуктор ко мне не подходил, я сама вставала и отдавала деньги. Но мое отношение к этому изменилось после одного случая. Однажды у моей сестры на остановке вытащили кошелек. Она вошла в автобус и объяснила это кондуктору, вежливо попросив доехать. А ее выгнали. Несмотря на то, что на улице был сильный ливень, а у сестры не было зонтика. И она пошла пешком из Пролетарского в Заречье. Разве это честно – выгонять тех, кто всегда добросовестно платит за проезд и искренне просит помощи при серьезной проблеме?

«Зайцы» или «кролики»?

Почему безбилетников в России называют именно зайцами? Есть несколько объяснений.

В славянском сознании заяц всегда был олицетворением трусости: «трусливый заяц», «дрожит как заяц». В обороте «ехать зайцем» есть намек на то, что безбилетник боится быть пойманным. Точно так же, как этого боится его лесной тезка.

По второй версии, у выражения «ехать зайцем» иные корни. Безбилетные пассажиры очень проворны, изворотливы и быстры, словно зайцы. Нередко им удается незаметно прошмыгнуть мимо водителя и кондуктора, равно как и зайцам – мимо волка и лисы. Якобы из-за этого сходства безбилетников и стали называть «зайцами».

Есть и третья версия происхождения выражения: от французского оборота «aller (voyager) en lapin» (lapin – кролик). Но зачем нам французские кролики, когда у нас есть свои, русские зайцы? Именно они теперь бесплатно катаются в отечественных автобусах, маршрутках, троллейбусах и трамваях, нанося ущерб бюджету транспортников.

В общем, объяснение можете выбрать любое, все имеют право на существование.

«Заячьи союзы»

Во многих крупных городах мира действуют так называемые заячьи объединения. В них за небольшую плату может вступить любой желающий. Членство в этой организации гарантирует финансовую помощь безбилетнику в случае его поимки контролером. Поэтому участники нелегального сообщества могут спокойно пользоваться всеми видами транспорта, не платя за проезд и не волнуясь о размерах последующих за этим штрафов.

В России такие «заячьи союзы» могут быть в крупных, густонаселенных городах, где доля уверенных в своем праве на бесплатный проезд пассажиров довольно высока. К примеру, в Москве или Санкт-Петербурге.

Наказание для «зайцев»

«Зайцы» все же нарушают установленные правила, а значит, должны нести за это ответственность. И если в Туле это только штраф в размере тысячи рублей, то в столице безбилетных пассажиров, по каким-либо причинам не оплативших штраф в течение шестидесяти дней после его выписки, ждет доска позора. Ее организовало Правительство Москвы на интернет-портале. На нем публикуются фотографии с паспортов нарушителей, а также их ФИО и дата рождения. Вот, например, полюбуйтесь на безбилетников, которых «повесили» 7 марта 2014 года:

В других странах безбилетники городского наземного транспорта также обязаны выплатить штраф. В США он составляет 75 долларов, в Германии – 60 евро, в Англии – 5 фунтов, во Франции – 35 евро.

Вероника Левина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *