Мусульманин и христианка брак

Женщины, заключенные под стражу. Александрия, Египет Фото: Ibrahim Ramadan/Anadolu Agency/Getty Images

18-летнюю Маэдэ Ходжабири из Ирана арестовали за публикацию в Instagram видеозаписей, на которых она танцует без платка в собственной спальне. Девушку обвинили в аморальном поведении. Сама Ходжабири пояснила, что лишь хотела увеличить число подписчиков (сейчас их почти 70 тысяч). По информации The Telegraph, за последний месяц по аналогичным обвинениям в Иране были задержаны еще трое человек, их отпустили под залог. Двумя годами ранее спецслужбы арестовали восемь представителей модельного бизнеса за распространение через Instagram «безнравственной, противоречащей нормам ислама культуры».

Каирский суд приговорил ливанскую туристку Мону аль-Мазбух к 8 годам тюремного заключения за видео, в котором она жаловалась на уличные домогательства и оскорбления в Египте. Она назвала Египет «сучьей страной», а египтян — попрошайками. Суд счел, что девушка оскорбила весь египетский народ. Удаление видео и последующие извинения не спасли Мону от тюремного срока. Мазбух была арестована в начале июня в аэропорту Каира по дороге домой.

В феврале 2018 года иранская полиция задержала за нарушение общественного порядка 29 женщин, которые выступили против закона об обязательном ношении хиджаба в публичных местах. Протестующие вышли на улицу с непокрытой головой, повесив хиджабы на палки на манер флага. Генпрокурор Мохаммад Джафар Монтазери заявил, что иранских женщин подстрекают к протестам из-за рубежа.

Годом ранее иранскую шахматистку, шестикратную чемпионку мира среди юниоров, Дорсу Дерахшани исключили из национальной сборной за отказ надеть хиджаб на один из матчей турнира в Гибралтаре. Теперь она выступает за США. А в мае 2016-го Мино Халеги, победившая на парламентских выборах, лишилась депутатского мандата после публикации в сети фотографий, на которых она запечатлена без хиджаба.

Но подвергнуться наказанию в Иране можно не только за отсутствие платка на голове. Иранская полиция периодически проводит рейды по частным вечеринкам. В августе 2017 года полицейские задержали 64 юношей и девушек на частной вечеринке на окраине Исфахана. Молодые люди пили алкоголь и танцевали в «полуголом виде» у бассейна. После Исламской революции 1979 года в Иране запрещено употребление алкоголя. Кроме того, полиция следит, чтобы молодые люди разного пола не собирались друг с другом. В июле 2016 года за совместную вечеринку были задержаны 150 человек.

Женская тюрьма в Кабуле, Афганистан Фото: Paula Bronstein/Getty Images

В Иране также болельщицам запрещено смотреть футбольные матчи на стадионах вместе с мужчинами. В апреле этого года пять женщин нарушили запрет: чтобы пробраться на матч, они надели парики и приклеили накладные усы и бороды. Примечательно, что во время чемпионата мира по футболу запрет был ненадолго снят: женщин пустили на главный стадион в Тегеране во время трансляции матча с Испанией.

В декабре 2017 года в Египте 21-летнюю певицу Шиму приговорили к двум годам тюрьмы и штрафу за клип, который «спровоцировал разврат»: в ролике певица в нижнем белье ест банан и яблоко. Еще до ареста Шима принесла извинения на своей странице в Facebook, сказав, что не ожидала такой бурной негативной реакции в соцсетях.

В июле 2017 года в Саудовской Аравии задержали модель по имени Хулуд за ношение «непристойной одежды». На видео, опубликованном в Snapchat, она гуляла без хиджаба в футболке и мини-юбке по древнему форту Ушайкир. Ролик разошелся по соцсетям, вызвав волну негодования: девушку обвинили в распущенности. Однако были и те, кто похвалил ее за храбрость. На допросе Хулуд заявила, что видео было опубликовано без ее ведома и что на прогулке ее сопровождал родственник-мужчина.

В декабре 2016 года в Афганистане на подконтрольной «Талибану» территории обезглавили женщину за то, что она отправилась на рынок без сопровождения мужа.

В 2014 году в Саудовской Аравии арестовали 25-летнюю Луджаин Аль-Хатул и 33-летнюю Майсу Аль-Амуди за вождение автомобиля. На тот момент Саудовская Аравия была единственной страной в мире, где женщинам запрещено садиться за руль. Запрет был отменен только в этом году, 24 июня 2018 года. Тем не менее восемь активисток, выступавших за право женщин сесть за руль, все еще находятся под арестом.

В 2012 году в Марокко 16-летняя Амина Филали покончила с собой через полгода после того, как вышла замуж за своего насильника — 25-летнего Мустафу Феллака. В соответствии с 475-й статьей Уголовного кодекса Марокко, насильник освобождается от ответственности, если берет свою жертву в жены. Родители девушки обратились в суд. Феллак, которому грозило до 20 лет тюрьмы, согласился вступить в брак, жертва и ее родители — тоже. Муж регулярно избивал и морил голодом Амину. Девушка не выдержала и выпила крысиный яд. Этот инцидент привлек большое внимание к Марокканскому законодательству, и в 2014 году 475-ю статью исключили из Уголовного кодекса.

В 2009 году в Афганистане 19-летнюю девушку по имени Гульназ изнасиловал муж ее двоюродной сестры. Девушка никому не рассказывала о случившемся, однако вскоре поняла, что беременна. Ее осудили за незаконную внебрачную связь с женатым мужчиной и приговорили к 12 годам заключения. В конце 2011 года президент Афганистана Хамид Карзай помиловал девушку.

В 2006 году в Саудовской Аравии семь человек похитили и изнасиловали девушку и ее спутника. Насильников поймали и осудили на сроки до 10 лет. Однако и жертву группового изнасилования суд приговорил к 200 ударам плетью за то, что в день похищения она была вместе со своим спутником, который не являлся ей мужем или родственником. Приговор осудили международные правозащитные организации, и в 2007 году король Саудовской Аравии помиловал девушку.

Подготовила Анна Алексеева

Ответ священника:

По замыслу Божьему, цель земной жизни каждого человека заключается в правильном самоопределении относительно Бога и Его Истины – Иисуса Христа (Ин.14,6), а также в достижении человеком спасительных отношений с Богом через Искупительную Жертву Христа. Эти отношения обозначаются, как: обожение, святость, или преподобие (2 Петр. 1,4). Семья же, — это малая церковь (Кол.4,15), которая и служит одним из средств к достижению вышеозначенной цели, ибо, у каждого человека есть два законных пути, ведущие в Жизнь Вечную: святой брак, или святое безбрачие, одной из разновидностей которого является монашество. В православной семье, как в малой церкви, должен происходить процесс подготовки её членов: мужа, жены и детей, через правую веру и церковную жизнь, к Вечности. Вот почему апостол Павел заповедует христианам вступать в брак в Господе (1 Кор. 7,39), то есть с лицом, разделяющим с нами самое главное: нашу православную веру. Вступление же христианина, или христианки, в брак с иноверцем, или иноверкой, в частности, с мусульманином, есть нарушение, как замысла Божьего о конечной цели жизни – обожении, так и заповеди апостола Павла: вступать в брак в Господе. Вплоть до 18 века, в Русской Православной Церкви подобные браки безоговорочно воспрещались. Но, начиная с Петра1, стали происходить послабления в этой области: православным разрешалось вступать в браки с иноверцами под условием, что последние не будут совращать их в свою веру, а родившиеся от такого брака дети, будут принимать Крещение и воспитываться в Православии.

Но вступая в межрелигиозные браки, супруги, как правило, утверждают: «Кто, во что верит – не важно, ведь Бог – Один! Главное, что мы – любим друг друга!». Мне, как священнику, неоднократно приходилось убеждаться, что эта любовь продолжается до тех пор, пока православный (православная), живущие в таких межрелигиозных браках, не столкнутся, неизбежно, с коренными различиями культур, а главное, религий: Ислама и Православия. Обнаружиться это может, к примеру, тогда, когда будущий муж, или его родственники, предложат невесте условием брака мусульманский обряд «венчания» и автоматическое принятие ею Ислама, приводящее к отречению от Иисуса Христа. Или когда в таком браке родятся дети, и жена — христианка захочет сообщить им Таинство Крещения, присоединив их к Церкви Христовой, а муж — мусульманин, напротив, обрезать, инициировав в Ислам (иногда супруги договариваются так: девочек – крестить, мальчиков – обрезать. Получается: девочки – в рай, а мальчики – в ад!). Или же, обнаруживаются эти противоречия тогда, когда христианка, после вступления в брак, будет пытаться исполнять свои религиозные обязанности: посещать храм, молиться дома, и пр. Можно конечно, прийти к иному варианту: стать светскими людьми (читай, отречься от своих религиозных убеждений), но ещё не факт, что эта проблема не всплывёт в будущем. Ведь, у светского мужа, этнического мусульманина, могут быть верующие родственники, практикующие Ислам, которые, неизбежно, поднимут вопрос религиозной принадлежности его жены и детей. Только в очень редких случаях супругам удаётся ужиться, не изменяя своим религиозным взглядам (опять же, при условии, если этих взглядов просто — нет!). В основном же, как правило, возникают тяжёлые коллизии выбора: или моё православие, или моя семья…В моём приходе был такой случай: православная женщина вышла замуж за мусульманина, и он не давал ей ходить в храм, православно молиться, покрестить родившихся у них детей до тех пор, пока, через много лет, не…умер. В другом случае, православная, вышедшая замуж за мусульманина, до момента своей смерти, не могла не только исполнять по отношению к Богу религиозные обязанности, но и просто носить нательный крест. Она прятала его…в волосах, где он и был обнаружен тогда, когда, после кончины, её тело стали омывать.

То есть, при наличии разных религиозных взглядов мужа и жены, единодушия между ними быть не может. Их брак созидается на фундаменте, изначально имеющем глубокую трещину, угрожающую в любое время превратиться в пропасть. Кстати, исследования в этой области американских социологов говорят о том, что смешанные браки имеют шансы распадаться в три раза чаще. Эта проблема остро обнаруживается и в процессе воспитания появившихся детей. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Образовать сердца детей в добродетели и благочестии – священный долг родителей, который, нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве…» Но как можно воспитать детей в вере и благочестии, если родители понимают эту веру по разному и не могут быть единодушными ни на словах, ни в образе своей религиозной жизни? Воспитание ребенка должно состоять не в приобщении его к какому-то абстрактному, якобы, общему, для всех религий, Богу, а в определении его членом ясного вероисповедания, давая ему конкретные формы богопочитания, молитвы, общественного богослужения и т. д. Трудности религиозного воспитания начинаются в межрелигиозном браке с момента рождения ребенка. Согласно Исламу, во-первых, неправоверующий супруг (супруга) должны принять мусульманство. Во-вторых, дети (во всяком случае – мальчики) должны быть обрезаны и воспитываться в традициях Ислама. Согласно Православию, дети, рождающиеся в межрелигиозных браках, должны воспитываться в православной вере. Значит, один из супругов вынужден будет устраниться от религиозного воспитания, или – же, между ними будут возникать конфликтные ситуации, и дети, растущие в атмосфере раздвоенности, как правило вырастают неверующими. Нередко проблема воспитания «решается» супругами и так: не будем детей, ни крестить, ни обрезать. Пусть сами вырастут и решат, к какой религии им принадлежать. На практике это приводит к тому, что не видя в родителях примера единодушной религиозной жизни и соответствующего мировоззренческого воспитания, дети вырастают религиозно индифферентными. Вот так, по слову Златоуста, православный родитель и «делается виновным в некоторого рода детоубийстве».

Мало кто задумывается над тем, что даже смерть одного из супругов не ставит точку в этих разногласиях. Православный муж не может похоронить свою жену – мусульманку по православному обряду, не может помолиться за неё: заказывать отпевание и панихиды, заупокойные обедни. Даже естественное желание супругов быть похороненными вместе на одном кладбище не может осуществиться, так — как мусульмане запрещают хоронить иноверцев вместе с правоверными, так – же и согласно православным канонам, на христианском кладбище иноверцы вместе с христианами не погребаются. Поэтому, прежде, чем православному жениться на иноверке, нужно всё хорошенько взвесить и обдумать последствия своего решения.

Что делать, если это уже произошло? – Теперь придётся жить в искажённой семейной атмосфере и смиряться. Нужно – ли склонять иноверного супруга (супругу) к принятию Православия? – Сделать это будет крайне сложно. Ни в коем случае нельзя здесь навязывать свои религиозные взгляды. Лучше – на практике, в повседневной жизни проповедовать собственным примером Христианство.

Можно ли матери — мусульманке присутствовать на крещении ее детей? – Можно-то, можно. Но здесь выходит наружу ещё один нарыв межрелигиозных браков: с точки зрения Ислама, христиане – кафиры, многобожники, поскольку исповедуют веру во Святую Троицу. И матери – мусульманке (даже – этнической) присутствовать при инициации её ребёнка в многобожную религию, означает – ломать в себе представления своей религии, двоиться.

  1. Ответ
  2. Воспитание детей
  3. Демографическая проблема
  4. Опасности женитьбы в не исламских странах
  5. Смысл брака на христианке
  6. Условия бракосочетания

Можно ли мусульманину жениться на христианке или представительнице другой религиозной конфессии, иудейке. Такие вопросы достаточно часто возникают в мусульманском сообществе, как и вопросы о том, можно ли совершить в такой ситуации никах (nikah) — религиозное бракосочетание, если не менять религии, и возможен ли никах между мусульманином и христианкой.

Ответ

Жениться на христиане мусульманин имеет право, также как и на иудейке, поскольку в Священной Книге Коран сказано: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура Аль-Маида (Трапеза), 5-й аят), где под теми, кому «Писание было даровано до вас», подразумеваются иудейки и христианки.

По исламскому каноническому законодательству разрешены брачные союзы между целомудренными женщинами иудейками и христианками и мусульманами, и это было разрешено и во времена пророческой миссии Пророка Мухаммада ﷺ, и в современном исламском мире. В наши дни многие мужчины мусульмане женятся на христианках и иудейках.

Воспитание детей

Межконфессиональные браки становятся причиной того, что происходит смешение культур, порождая проблемы в вопросах воспитания детей. В браке, где мужчина — мусульманин, а женщина – христианка, детей обязательно следует воспитывать в исламской вере, и межконфессиональная семья не всегда справляется с такой задачей, пытаясь воспитать детей в духе Ислама и привить им исламское мировоззрение.

Демографическая проблема

В мусульманском обществе увеличивающееся количество межконфессиональных браков парней мусульман с девушками христианками порождает также и проблемы демографического характера: чем больше мусульманских мужчин женится на женщинах христианках, тем меньше остается шансов у женщин мусульманок найти себе мужа. В таких случаях женщинам мусульманкам, отчаявшимся в попытках найти супруга единоверца, приходится искать себе супруга среди представителей других религиозных конфессий, но канонически в Исламе это запрещено.

Исламские ученые, в ряду которых немало авторитетных богословов, являющихся представителями всех четырех мазхабов, в большинстве своем считают, что браки между мусульманами и женщинами Писания скорее нежелательны по вышеуказанным причинам, также праведный халиф Умар, который был правителем правоверных, призывал, чтобы мусульмане развелись со своими женами иудейками и женами христианками, дабы это не приобрело популярность в мусульманской общине. Его призыву не последовал только Хузейфа, а остальные сразу же развелись, но и Хузейфа развелся через некоторое время со своей женой, что стало демонстрацией того, что нет прямого запрета на брак между мусульманином и иудейкой или христианкой, но и ослушаться веления халифа также нельзя.

Такой приказ Умар дал не без основания. Поскольку канонически мусульманину можно жениться на христианке, многие мусульмане так и поступают, но после свадьбы не проявляют стремления к тому, чтобы приобщить своих супруг к Исламу, к укреплению их мусульманской добродетели. Возможно также предположить, что запрет женитьбы на христианках и иудейках был связан с тем, что во времена расширения Халифата в постоянных войнах погибало много мужчин мусульман, тем самым увеличивалось количество незамужних женщин: вдов и девственниц мусульманок, которым становилось сложнее выйти замуж.

Опасности женитьбы в не исламских странах

Есть ученые, которые высказывают мнение о том, что межконфессиональные браки в неисламском государстве являются харамом – к такому мнению склоняются преимущественно ученые-теологи, представители ханафитского мазхаба. Такое мнение обусловлено тем, что мусульмане в таких странах представляют меньшинство, и в этих условиях личный религиозный статус верующего может остаться неурегулированным. Речь идет о том, что мусульманин должен иметь право на то, чтобы жить в соответствие с канонами исламской религии, свободно отправлять свои религиозные нужды, совершать обязательную пятикратную молитву, а также всю свою жизнь регулировать в соответствие с шариатом, особенно касательно вопросов брака и семьи, воспитания детей, вопросах наследования имущества. Есть ряд государств, в которых имеют место антиисламские националистические настроения, широко пропагандируемые в СМИ. Такие настроения способны породить нежелание у супруги мусульманина, которая является представительницей другой религиозной конфессии, воспитывать общих с мужем-мусульманином детей в исламской традиции, а воспитывать в традициях той религии, представительницей которой она является, чтобы ребенок рос христианином. Поскольку такое положение вещей категорически не соответствует нормам шариата и может повлечь за собой ослабление национально-культурных исламских основ семьи, духовно-религиозных устоев, которые предполагают, что женщина должна в браке быть воспитательницей детей и хранительницей домашнего очага.

Смысл брака на христианке

При рассмотрении вопроса о том, может ли мусульманин жениться на христианке, следует обратить внимание на то, что Всевышний в эту дозволенность заложил определенную мудрость и пользу: мусульманин, который встал на путь истины, получает возможность с помощью брака приложить усилия и помочь своим ближним услышать слово Всевышнего и выполнять заповеди Аллаха на практике, в своей повседневной жизни. Даже в мусульманской семье это не всегда может увенчаться успехом, поскольку воспитание детей в вере и уважении, любви и покорности к Аллаху – дело кропотливое и ответственное. А если семья межконфессиональная, то задача становится вдвойне сложной для осуществления.

Мусульманин, который хочет жениться на христианке или иудейке, плененный ее красотой, должен после свадьбы предпринять все усилия для того, чтобы ею были поняты и приняты исламские ценности, а если он не будет делать этого, то он подвергает угрозе свое благополучие и благополучие своих детей в земном и небесном мире.

Нельзя упускать из внимания и то, что такие браки, хоть канонически и разрешены, должны предполагать сохранение статуса мужа в этой семье согласно канонам исламской религии, а также то, что супруге в таком браке желательно принять исламское вероучение, а дети должны воспитываться в духе религиозности и мусульманской морали, которые предписывают заповеди Сунны и Священной Книги Коран. Такие семьи в своей повседневной жизни должны придерживаться предписаний шариата и веры в Единого Бога Аллаха.

Возможно вам будет интересно почитать, что значит христианке выйти замуж за мусульманина.

Условия бракосочетания

Мусульманин перед тем, как жениться, обязательно должен заручиться поддержкой своих родителей в том, чтобы решиться на брак с христианкой, поскольку очень часто родители будущего мужа могут выступать против такой женитьбы. Если в семье сложится такая ситуация, то мужчина мусульманин не пойдет против мнения своих родителей.

Если заключается брак между мусульманином и христианкой, то венчаться молодожёны не должны – в таких случаях достаточно, если они зарегистрируют свой брак в ЗАГСе и совершат ритуал в соответствие с мусульманскими традициями.

Многие женщины христианки не готовы к смене вероубеждения, когда собираются выйти замуж. В религии Ислам нет принуждения, но если сердце жены подскажет ей, что принять религию своего мужа через год или через несколько лет будет правильным, то ей необходимо последовать велению сердца. Если же этого не произойдет, то в знак уважения к своему мужу и его вере ей необходимо организовать быт семьи и ее духовную жизнь в соответствие с тем, какие требования выдвигает для этого Ислам.

Согласно фетве некоторых из ученых о дозволенности совершения никаха между мусульманином и женщиной Писания, для того, чтобы жениться мусульманину на христианке, существует несколько условий:

  • У женщины, которая является христианкой или иудейкой, предки должны быть исконными христианами или иудеями, то есть дозволено мусульманину жениться на христианке, если предки ее приняли свою веру после искажения, но до того, как эта религия была отменена ниспосланием следующего пророка.
  • Если же предки женщины приняли Христианство после того, как ниспосланием следующего пророка религия была отменена, или нет возможности установить, что предки женщины приняли религию до искажения или после, то жениться на такой женщине запрещается.

По словам ас-Субки, если женщина утверждает, что предки ее приняли религию до искажения, то ее слова могут стать единственным доказательством этого, и их следует принимать на веру.

По фетве, мусульманину порицается брать в жены женщину христианку или иудейку, если в этот период люди Писания с мусульманами находятся в состоянии войны, но он может взять в жены женщину из людей Писания, если мусульманин не может найти себе жену среди мусульманок. Никах с христианкой может быть даже желательным, если существует надежда на то, что эта женщина может принять Ислам. Такой случай был с одним из сподвижников Пророка ﷺ Усмана ибн Аффана: он женился на женщине Писания, а после этого его жена приняла Ислам и отличалась особенной набожностью. В этом и отмечал Имам аль-Каффаль мудрость дозволенности браков для мусульманина с христианской женщиной или иудейкой, ведь от женщины скорее следует ожидать, что она склонится к религии своего мужа, нежели к религии своих родителей.

Хвала Аллаху.

Хвала Аллаху.

Если христианка согласилась и вышла замуж за мусульманина, то ей необходимо знать несколько моментов.

1. Жена должна подчиняться своему мужу, если он не приказывает греховное. В этом вопросе требования одинаковы и к жене-мусульманке и к жене-христианке. Если муж не повелел ей нечто греховное, то она должна покориться. Аллах даровал это право мужу, так как именно муж несет ответственностьза свою семью. Семейная жизнь не будет успешной, если в семье нет человека, которому починяются, и который несет ответственность за остальных. Однако это не означает, что муж может использовать своё право для нанесения обид жене и детям, но он должен стараться быть праведным, дающим искренние советы и советующимся. При этом в жизни бывают ситуации, когда необходимо решительное слово, которому нужно подчиниться. Христианке необходимо понять этот принцип еще до вступления в брак с мусульманином.

2. Ислам дозволил мусульманину жениться на христианке или иудейке, то есть он дозволил таким женам придерживаться своих религий. Муж не имеет права принуждать жену принять ислам, как не имеет права запрещать ей совершать поклонение, которое требует ее религия. Однако он может запретить ей выход из дома, даже если она желает пойти в церковь. Жене велено быть покорной мужу.

Муж может запретить ей совершать порицаемые действия в своем доме: размещать в нём иконы, статуии бить в колокол. К этому относится и отмечание праздников-нововведений, например праздника Воскресенья Христово. Этот праздник порицаем в исламе по двум причинам. Первая – праздник относится к нововведениям, которым нет подтверждения, так же, например, как и праздник Маулид (дня рождения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует). Вторая – этот праздник основан на неверном убеждении, что ‘Иса был распят, убит, похоронен, а после воскрес.

Истина состоит в том, что ‘Иса, мир ему, не был убит и не был распят, но живым был поднят на небо. Для дополнительной информации обратитесь к ответам на вопросы № 10277 и № 43148.

Муж-мусульманин не имеет права принуждать жену-христианку оставить это убеждение, но может запретить ей распространять это убеждение и выставлять его напоказ. Необходимо различать между правом жены на исповедание своей религии и совершений порицаемых, по мнению мусульманина, обрядов в его доме. Примером этому может служить и ситуация, когда жена является мусульманкой и считает некую вещь дозволенной, но муж считает ту же вещь запретной. В этом ситуации он может запретить мусульманке эту вещь, так как он ответственен за семью, и он имеет право запретить то, что считает порицаемым.

3. Большинство ученых считают, что в дополнении к призыву уверовать, на немусульман распространяются и веления Шариата. Таким образом, им, как и мусульманам, запрещено распивать спиртные напитки, есть свинину, вводить религиозные нововведения или праздновать их. Муж должен запрещать своей жене совершать любое действие из вышеупомянутых, так как Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنْفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَاراً وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ

О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни (сура 66 Запрещение, аят 6). Исключением из этого аяты являются только её убеждения и поклонения, которые являются законными в её религии: христианская молитва, обязательный пост. Муж не мешает соблюдать ей это, но распитие спиртных напитков, употребление свинины, отмечание новоизобретенных праздников, которые выдумали священникии монахи, не являются частью её религии.

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается её выхода в церковь и синагогу, то муж может запретить ей это, как писал имам Ахмад о мужчине, женатом на христианке. Он сказал мужу не дозволять ей выходить на христианские праздники или в синагогу.

Также имаму Ахмаду задал вопрос мужчина, у которого была наложница-христианка. Он спросил, можно ли дозволить ей выходить на праздники, в церковь или места их сбора. (Имама Ахмад) сказал: «(Пусть) мужчина не дозволяет ей это»», Ибн аль-Кайим также сказал:

Причина (этого запрета) в том, что он (таким образом) не помогает ей совершать неверие и придерживаться обрядов неверия. Именно поэтому не дозволяет это,

Он не может запретить ей соблюдать пост, который она считает обязательным, даже если это помешает ему насладиться ею. Также он не имеет права запрещать ей молитву в своем доме в направлении востока. Пророк позволил группе христиан из Наджрана совершить их молитву в своей мечети. Они совершали её, повернувшись в ту сторону, в которую они совершают молитвы (Ахкям ахли-з-зимма. Т. 2. С. 891-823).

О молитве христиан из Наджрана в мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, упомянул также в своем труде Заду-ль-ма‘ад (Т. 3. С. 629). Исследователь этого труда сказал: Мужчины в цепочке передатчиков этого предания являются доверенными, но сама цепочка передатчиков прервана, то есть цепочка передатчиков этого предания слаба.

Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 3320.

А Аллах знает лучше.

  1. Традиции брака мусульманской семьи
  2. Праведная жена — залог семейного счастья
  3. Основные обязанности
    1. Исполнение супружеского долга
    2. Рождение и воспитание детей
    3. Любовь к мужу
    4. Запрет покидать дом без разрешения мужа
    5. Покорность
    6. Верность
    7. Соблюдение религиозных предписаний
    8. Быть хорошей хозяйкой
    9. Соблюдать достоинство мужа и благую атмосферу в семье
    10. Быть привлекательной
    11. Сунна-пост без разрешения мужа
    12. Ответственное отношение к имуществу мужа
  4. Выгоды от брака
  5. Как выбрать женщину будущую супругу?
  6. Об отношении мужа к жене

Традиции брака и семьи в Исламе (islam) оговаривают обязанности как мусульманина, так и его жены. Вопрос о том, каковы обязанности жены мусульманина, является предметом многих рассуждений и некоторых споров. Это же относится и к такому вопросу, как обязанности мужа мусульманина в Исламе. Истоки рассмотрения обязанностей жены в Исламе уходят своими корнями в мусульманскую культуру, в то, как складывались с течением времени семейные мусульманские традиции.

Мусульманская семья – верная и достойная, в основе нее – соблюдение прав и обязанностей обоих супругов. Главное, к чему по Исламу должны стремиться в браке мусульмане, — это помощь друг другу, милосердие и взаимопонимание. Спокойствие, счастье и мир должны быть в семье мусульманина.

Главной обязанностью мусульманской жены по отношению к супругу является послушание и уважительное отношение. В обязанности жены в Исламе входит заботиться и воспитывать детей, быть покорной супругу, слушать его запреты и не делать того, чего он делать не разрешает, и чего не разрешает делать Аллах и Шариат. Если же мусульманин совершает то, что запрещено Аллахом и Шариатом, жена обязана воспротивиться этому.

Чтобы муж был доволен ею, жена должна выполнять обязанности свои неукоснительно, во всем повиноваться ему, и это касается как отношений интимного характера, так и любой сферы жизни.

Праведная жена — залог семейного счастья

Жена мусульманина должна соблюдать все нормы Ислама. Шариат говорит о праведности супругов как об одном из факторов наслаждения друг другом и как милость, которую оказал Аллах женщине и мужчине, ведь в браке мусульманин и мусульманка находят друг в друге успокоение от страданий и бедствий жизненных. Ни одно мирское наслаждение не сравнится с тем наслаждением и утешением, которые дарят друг другу праведные супруги. Как сказал Посланник Аллаха ﷺ, «Мир этот дается во временное пользование, а лучшим из того, что можно получить в этом мире является праведная жена». Посланнику Аллаха ﷺ задали вопрос о том, какая жена будет лучшей для мусульманина, на что он сказал, что это та жена, «которая радует супруга, когда он смотрит на нее; повинуется ему, когда он повелевает ей что-нибудь; и не противоречит мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, что относится к его имуществу».

Праведная жена предписания Аллаха соблюдает неукоснительно, выполняет хорошо все обязанности, которые возложены Исламом на нее перед мужем. Эти обязанности включают в себя также и то, что права своего супруга жена мусульманка должна ставить выше, чем права своих родственников. О том, как велика обязанность жены перед своим супругом, говорил Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ, указывая, что если бы он велел кому-то поклониться другому человеку, то он бы велел супруге поклониться своему мужу.

Основные обязанности

В Исламе есть основные обязанности, без которых брак может быть расторгнут, если до заключения брака не ставились условия или же муж, проявляя снисходительность и нравственность оставляет соблюдение этих условий женщиной, к примеру, интимные отношения, которые жена может не исполнять или отдать свою ночь другой супруге мужа по причине болезни или старости. Также есть желательные условия, которые будут укреплять союз между мужчиной и женщиной, в зависимости от традиций конкретного мусульманского общества, такие условия могут из желательных переходить в обязательные или же наоборот.

Обязанности жены в Исламе таковы:

  • исполнение супружеских обязанностей перед мужем, согласно Шариату;
  • супруга обязана к мужу относиться с уважением, проявлять любовь к нему;
  • жена должна помогать ему вести хозяйство;
  • заботиться о семье;
  • воспитывать детей;
  • деньги, которые муж зарабатывает, ей не следует расходовать впустую, поскольку мусульманская супруга должна стараться быть хозяйкой экономной.

Мусульманка думает о том, что супруг в состоянии дать ей, а чего просить не следует, поскольку это выходит за пределы его возможностей. Всему, что посылает Всевышний их семье, женщине следует радоваться и быть благодарной за это, а не требовать от супруга невыполнимого.

Женщине следует быть привязанной к дому и семье и свою честь беречь: косметика и духи, которыми пользуется супруга мусульманина, предназначаются только для него.

Для Ислама брак священен, поэтому исламская религия требует верности от супругов как одной из ее обязанностей.

Исполнение супружеских обязанностей перед мужем

Обязанностью жены в Исламе является верность, предпочтение прав мужчины своим собственным правам. Супруга в любое время должна быть готова к тому, чтобы удовлетворить физиологические потребности мужчины, если на то нет таких серьезных причин, как менструальный цикл или болезнь, период очищения после родов. Отказать своему мужу мусульманину в исполнении супружеских обязанностей в постели жена права не имеет.

Для удовлетворения плотского влечения в Исламе существует только одно средство – это отношения в браке. Чтобы мусульманин не преступал установленные религией границы, женщине не следует лишать мужа права удовлетворять с ней в постели своих физиологических желаний. Точно такими же правами обладает и супруга.

Рождение и воспитание детей

Рождение детей – это также обязанность жены мусульманина в Исламе, поскольку дети являются плодом любви между женщиной и мужчиной. Вступающие в брак мусульмане должны обладать чистыми намерениями, только это выступает гарантом будущего крепкого союза.

Рождение детей, семья и воспитание детей является одним из важнейших аспектов полноценного брака, однако если женщина по каким-либо причинам не может рожать детей ее муж должен проявлять терпение, делая дуа о благочестивом и здоровом потомстве.

Любовь к мужу

Среди обязанностей жены главной Ислам называет любовь ее к своему мужу мусульманину. Супруге мусульманина необходимо не просто любить его, но и доказывать свою любовь всеми своими поступками и действиями. Любовь между мужчиной и женщиной, вступающими в брак, — это естественное условие Ислама, предписания которого не следует нарушать до того момента, пока отношения супругов не будут законно оформлены.

Шариат не запрещает любви между мужчиной и женщиной, поскольку, являясь влечением сердца, она неподвластна воле людей. Но если запреты, которые устанавливает религия Ислама, нарушаются мусульманином и мусульманкой, к ним могут быть применены санкции. Любовь не является греховным чувством, если чувства двух любящих сердец налицо.

Путь любви, ведущей к браку, является таким же естественным для Ислама, как прием пищи каждый день, и следование религиозным путем способно продлить жизненный путь для человека. Как не могут люди прожить без воды или без еды, так не могут они прожить и без продолжения рода. По Исламу способом достичь продолжения рода является брак, становясь первопричиной и началом всего бытия. По этой причине Ислам разрешает брак, но не потому, что с помощью брака человек может удовлетворить свои плотские страсти.

Запрет покидать дом без разрешения мужа

Мусульманская жена не может покидать дом, если ее муж не разрешает ей этого. Но если даже у него получено разрешение покинуть дом, чтобы навестить родственников, супруга обязана во время этого посещения соблюдать нормы Шариата.

От супруга же не может исходить запретов для жены выходить из дома, чтобы посетить своих родственников, родителей, если он уверен, что во время такого посещения жена не попадет во что-то запретное по Исламу и подобный случай исключен. Если жена собирается пойти куда-то, куда Шариат не запрещает ей ходить, и она знает, что муж ее не против, то она может позволить себе такое посещение.

Против воли супруга женщина не может встречаться с другими женщинами, как и не может работать за пределами дома, если нет на это разрешения его. Рассказывается случай со слабым иснадом, когда мусульманин уехал из дома и велел своей жене во время его отсутствия не выходить за пределы дома. Но в это время заболел ее отец, женщина направила письмо к Посланнику Аллаха Пророку Мухаммаду ﷺ с вопросом, может ли она посетить больного отца вопреки желанию своего супруга. Посланник Аллаха ﷺ велел поступать так, как приказал супруг, и женщина осталась дома. Вскоре ее отец умер, и она вновь направила письмо к Посланнику Аллаха ﷺ с вопросом, и вновь Пророк Мухаммад ответил ей тем же – не следует ей поступать вопреки повелению супруга. После этого от Посланника Аллаха ﷺ к женщине прибыл гонец, который сообщил ей, что Всевышний оказал милость ее отцу, простив ему грехи его, за то, что она осталась покорной супругу.

Покорность

В обязанностях жены по Исламу – проявление покорности мужу во всем. Она не может роптать на свое семейное положение, ей следует радоваться тому супругу, которого дал ей Всевышний Аллах, стать для него экономной и хорошей хозяйкой в его доме.

Верность

Такая обязанность супруги как верность по Исламу заключается и в том, чтобы не показывать части своего тела посторонним мужчинам, нося одежду, которая не соответствует нормам Ислама, предписанным Шариатом: части тела жены может видеть только ее муж.

Оставаться женщине наедине с мужчиной, который не является ее мужем, Шариат запрещает. Только своему мужу может принадлежать женщина и только его ей следует любить. Принимать в своем доме мужчину в отсутствие мужа жене запрещено.

Принимать знаки внимание от посторонних мужчин жена не должна. Недопустимо, чтобы жена мусульманина принимала от других мужчин знаки внимания. Любящая своего мужа супруга бережет свою честь в любой ситуации.

Соблюдение религиозных предписаний

В обязанностях мусульманской жены – беречь и блюсти собственную честь, придерживаться религиозных предписаний Ислама: соблюдать намазы, держать пост, быть кроткой и послушной в семейной жизни.

Быть хорошей хозяйкой

Правильный выбор жены – это удовлетворенность мусульманина тем, как рачительно ведет хозяйство жена, проявляет к нему уважение и воспитывает детей в уважении и соблюдении законов Шариата, предписаний Аллаха.

Обязанности жены в Исламе включают в себя и то, что она должна быть экономной и хозяйственной. Мусульманин стремится выбрать в жены женщину, которая будет беречь заработанные им средства и не станет тратить их попусту. Женщина, которая умеет вести хозяйство экономно, достойна самого большого уважения. Как и женщина, которая не кичится богатствами своего мужа и не хвалится перед другими женщинами своим достатком. Только бережливая женщина может стать по-настоящему хорошей хозяйкой и женой мусульманина.

Соблюдать достоинство мужа и благую атмосферу в семье

Если муж у мусульманки богат и красив, она не должна проявлять высокомерие из-за тех благ, которые имеет. Также мусульманской жене по Исламу запрещено насмехаться над мужем, если он обделен внешней красотой. Жена не должна спорить со своим мужем и его поучать, мусульманская жена должна проявлять уважение, почитать его, ведь он является главой семьи.

Недопустимо, чтобы жена отзывалась при посторонних плохо о своем муже или кричала на него. Мусульманская жена не должна кричать на своего мужа, унижая его таким образом. Крики и повышение голоса со стороны женщины в мусульманской семье по Исламу недопустимы – не следует выплескивать на самых дорогих людей, мужа и детей, свое плохое настроение и негативные эмоции. Кричащая женщина – это не та жена, о которой мечтал мусульманин, выбирая для себя невесту из тысяч других девушек. Крик и повышение голоса может привести к рукоприкладству, что также недопустимо в семейной жизни: все конфликты должны решаться спокойно и мудро. То, что женщина утихомирит свои эмоции и смолчит в неприятной ситуации, — это не замалчивание проблем, а проявление смирения и житейской мудрости.

Целью брака в Исламе является семейное счастье, поэтому всеми силами следует избегать ситуаций, в которых можно ненароком причинить другом обиду и боль. Хорошим средством, чтобы справиться со сложной ситуация, является зикр – его следует начать читать, и за время его произнесения градус конфликта снизится, и ситуация может быть разрешена мирно и спокойно. Мусульманка обращается к Аллаху с просьбой о помощи в таких ситуациях, и Аллах подсказывает нужное решение и правильное поведение в ссоре, Аллах научит справляться с собой и сдерживаться.

Быть привлекательной

Еще одной важной обязанностью жены в Исламе является стремление быть всегда привлекательной, выглядеть хорошо, чтобы оставаться желанной для мужа, и никогда не отказывать ему в удовлетворении его желаний, если нет тому препятствий в виде менструального цикла или очищения после родов.

Сунна-пост без разрешения мужа

Обязанности жены в Исламе предполагают, что мусульманская жена не может соблюдать пост-сунну, если нет на то разрешения мужа, поскольку во время поста он не сможет наслаждаться ею в постели. Посланник Аллаха Пророк Мухаммад ﷺ сказал об этом в хадисе, переданном аль-Бухари. В этом же хадисе Посланник Аллаха ﷺ сказал, что если жена будет без разрешения мужа соблюдать такой пост, то этот пост не будет ей засчитан и она будет соблюдать его напрасно.

Ответственное отношение к имуществу мужа

Жена не может отдавать из дома что-то значительное, если нет на это разрешения ее мужа, даже если дело касается родителей, но милостыню жена может отдавать, и даже получит за это вознаграждение, и не только она, но и ее муж, поскольку он добывал это. Если жена собирается отдать из дома что-то несущественное, и она знает, что муж ее против не будет, то она может отдать это и без его разрешения.

Выгоды от брака

Ислам называет пять выгод брака.

  • Первая выгода брака – это возможность произвести потомство.
  • Вторая выгода брака – это защита религии.
  • Третья выгода брака заключается в том, что с помощью брака есть возможность удержания страстей, которыми орудует дьявол.
  • Четвертая выгода брака по Исламу заключается в том, что для мусульманина становится хорошей привычкой видеть женщину, которая постоянно заботится о доме и ведет в нем хозяйство.
  • Пятая выгода брака по Исламу заключается в том, что с помощью особой внутренней борьбы мужчина мусульманин вырабатывает в себе терпеливое отношение к женским особенностям характера.

Как выбрать женщину будущую супругу?

Мусульманину не следует торопиться, когда он выбирает для себя спутницу жизни. Мусульманин выбирает не просто девушку: это должна быть девушка с особыми качествами, которая станет матерью для его будущих детей, поэтому критерий красоты – не главный, которому должен следовать мусульманин при выборе жены. Женщина имеет обязанность в своей жизни соблюдать законы исламской религии, обладать благочестивым нравом и здравым умом.

Об отношении мужа к жене

Со стороны мусульманина также важно придерживаться свих обязанностей и правил Шариата и не ущемлять права женщины необоснованными требованиями. Муж не может запретить жене делать то, что Шариат делать не запрещает. Мусульманин тоже должен проявить терпение в конфликтной ситуации, быть снисходительным к своей жене, если она за что-то рассердилась на мужа. Муж должен знать характер своей жены, ее слабости и особенности, чтобы вести себя в напряженных ситуациях правильно. Муж должен обращаться ласково с женой, и тогда ее сердце будет наполнять всегда радость. Но это не означает, что муж должен потакать всем прихотям своей жены – авторитет мужа в глазах женщины всегда должен быть на высоте.

Самой главной обязанностью жены перед мужем в браке будет любовь к нему и стремление доказать эту любовь каждым своим поступком. Обязанности мужа перед женой в Исламе также предполагают любовь и уважительные отношения. Всевышний Аллах повелел мужчинам: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (сура Ан-Ниса (Женщины), 19-й аят). Для исламской семьи любовь между супругами – это не просто допустимо, но вполне естественно, но до вступления в брак влюбленные не имеют права нарушать предписания Аллаха и религии Ислама. Аллах и Шариат не запрещает любовь, но запрещает нарушать запреты, установленные исламской религии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *