Музыка для кафе лицензия

Еще в 2017 году многие эксперты прогнозировали, что последующие годы станут эпохой видеомаркетинга, и данные показывают, что эти прогнозы оказались в высшей степени верными.

Бизнес сегодня использует видео чаще, чем когда-либо прежде, — и не собирается останавливаться.

И потребителям это нравится! В HubSpot обнаружили, что 43% людей хотят видеть от маркетологов больше видео, а 51,9% специалистов по маркетингу во всем мире отмечает, что данный тип контента имеет наилучший ROI-показатель.

Одним из непростых аспектов создания видеоконтента является поиск фоновой музыки. Существуют сотни сайтов с миллионами треков на выбор, и каждый из них имеет различные функции поиска, свои уникальные особенности подхода к авторским правам, отличается по представленным жанрам и направлениям.

Протестировав более 50 музыкальных онлайн-библиотек, авторы этой статьи подобрали для вас лучшие хранилища высококачественной фоновой музыки, которую вы сможете использовать как для независимых роликов, так и для продающих видео на лендингах.

Содержание

1. Epidemic Sound

Авторские права: отчисления автору не требуются.

Чем хорош ресурс: Epidemic Sound — одно из наиболее удобных мест для поиска высококачественной фоновой музыки. У них простая в использовании функция поиска и прекрасные музыкальные предложения, благодаря чему можно легко найти подходящее оформление для любого видео. В деле скачивания музыки сложность часто представляет вопрос авторских прав. Epidemic Sound привязывает все необходимые юридические разрешения к простой лицензии, которую вы можете использовать на всех платформах.

Стоимость: разрешение на использование музыки начинается от $0,99, подписка — от $12/месяц.

2. YouTube Audio Library

Авторские права: бесплатно (материалы, доступные для общего использования) и свободная лицензия Creative Commons.

Чем хорош ресурс: Огромная аудиобиблиотека YouTube дает вам море бесплатных песен. Функциональность их поиска позволяет сортировать произведения по жанру, применяемым инструментам, длительности, источнику и даже настроению. Но особенно интересен фильтр «популярность», позволяющий быстро просматривать, какие песни больше всего загружаются пользователями. Чтобы получить доступ к аудиобиблиотеке, из своей учетной записи в YouTube перейдите в раздел «Творческая студия» > «Создать» > «Фонотека».

Стоимость: доступно для свободного использования и Creative Commons.

3. AudioJungle

Авторские права: отчисления автору не требуются.

Чем хорош ресурс: Если вы когда-нибудь искали в Интернете темы WordPress, скорее всего, вы натыкались на ThemeForest на сайте Envato Market. Здесь представлено более 3 миллионов цифровых продуктов, созданных глобальным сообществом участников. Огромная библиотека! Поэтому неудивительно, что здесь вы также можете найти и фоновую музыку для видео. AudioJungle предлагает создателям видеороликов более 586 000 треков, от поп-музыки до хэви-метала, плюс специальные музыкальные наборы и звуковые эффекты. Независимо от того, какой стиль музыки вы ищете, вы найдете его на AudioJungle.

Стоимость: стоимость треков начинается от $1.

Читайте также: 50 бесплатных ресурсов с графикой для ваших лендингов

4. Wizzy-sounds

Авторские права: отчисления автору не требуются.

Чем хорош ресурс: Wizzy-sounds — это ресурс с жесткой отборкой самых качественных трэков для создания действительно крутого видеоконтента. Один из лучших порталов по соотношению цены и качества фоновой музыки с полной гарантией соблюдения закона об авторском праве. Крупная аудиоплатформа с уникальной фоновой музыкой в различных жанрах, которая ежедневно обновляется. Функциональный русскоязычный сайт с удобными фильтрами: по жанру, инструменту, настроению, автору и так же по темпу (bpm), также нет необходимости искать ключевые слова на английском языке, что значительно ускоряет поиск идеального трэка. Дополнительные плюшки: возможна оплата по безналичному расчету, все лицензии и все юридические и платежные документы на русском языке, доступная система лицензирования делает треки удобными в использовании даже в коммерческих проектах.

Стоимость: стоимость треков начинается от 700 руб.

5. Free Music Archive

Авторские права: материалы, доступные для общего использования, и свободная лицензия Creative Commons.

Чем хорош ресурс: Free Music Archive, или FMA, — это один из самых популярных сайтов для обнаружения разнообразной фоновой музыки и звуков. Все MP3-треки на FMA подготовлены для использования в любом контексте так, чтобы пользователь не нарушал закон об авторском праве. FMA предлагает более 1 500 общедоступных треков (лицензированных для коммерческого использования), а также тысячи других, чье применение регулируется лицензиями организации Creative Commons.

Стоимость: бесплатно.

6. Jamendo

Авторские права: отчисления автору не требуются.

Чем хорош ресурс: На Jamendo есть просто удивительный выбор музыки, они также славятся своей приверженностью вознаграждать авторов и исполнителей. Это один из немногих ресурсов, позволяющий маркетологам выбирать музыку на основе того, для чего они хотят ее использовать. Ищете песню для убийственно успешного видео в Facebook? Пожалуйста! Пытаетесь узнать, что хорошо проявит себя на YouTube? Нет проблем! У них даже есть специальная программа, с помощью которой можно подбирать радиостанции для проигрывания музыки в сетевых магазинах.

Стоимость: стоимость стандартной лицензии начинается от $49.

Читайте также: 8 советов от маркетологов, как прокачать свой канал на YouTube

7. SoundCloud

Авторские права: Creative Commons.

Чем хорош ресурс: Если вам нужен потрясающий выбор фоновой музыки для видео, звучащей как настоящая музыка, то SoundCloud — вариант для вас. Большинство, если не вся, музыка в SoundCloud лицензируется в Creative Commons, а это означает, что вы можете использовать треки при условии следования рекомендациям, установленным создателями (подробнее об авторских правах будет написано ниже). Ресурс требует некоторого времени на изучение, но, разобравшись, вы обнаружите множество отличных треков от авторов со всего мира.

Стоимость: бесплатно.

8. Freeplay Music

Авторские права: Creative Commons.

Чем хорош ресурс: Freeplay Music является одним из самых дорогих вариантов в плане предоставления услуг фоновой музыки, но зато их сайт занимает высшую ступень в индустрии, и вы сможете отыскать здесь жемчужины, которых нет в другом месте. Кроме того, при использовании его только в личных целях на YouTube вы получаете доступ ко всем трекам на бесплатной основе. Для компаний с широким спектром музыкальных потребностей (видеоролики, реклама, презентации, кино, видеоигры или даже «показ мод для котят на YouTube») это идеальное место для поиска великолепной музыки.

Стоимость: бесплатно для личного использования или от $0,99 и выше для бизнеса.

9. IncompeTech

Авторские права: отчисления автору не требуются.

Чем хорош ресурс: IncompeTech — это потрясающий сайт с бесплатной музыкой в любом жанре. Сайт курируется американским продюсером и композитором Кевином Маклаудом (Kevin MacLeod), все треки создаются и загружаются им самим. При условии ссылки на автора пользователи могут бесплатно загружать и использовать свою музыку в различных проектах. Если же вы хотите обойтись без ссылок, то здесь есть возможность и для этого!

Стоимость: бесплатно (при ссылке на источник) или от $20 (без указания источника).

Читайте также: 6 форматов контента, чтобы оставаться в тренде в 2020 году

10. Bensound

Авторские права: отчисления автору не требуются.

Чем хорош ресурс: Еще один сайт, основанный причастным к музыке человеком. Bensound служит домом для сотен фантастических треков, созданных и загруженных Бенджамином Тиссо (Benjamin Tissot). Работы Бена представлены во всем мире в различных проектах, от анимации, маркетинговых видео и рекламы до короткометражных и документальных фильмов. Функция поиска на Bensound суперпроста в использовании, и здесь можно найти музыку, отлично вписывающуюся в видео в бизнес-стиле.

Стоимость: бесплатно (при ссылке на источник) или год неограниченных загрузок за $129.

11. Amazon Music

Авторские права: отчисления автору не требуются.

Чем хорош ресурс: Amazon имеет более 56 тысяч бесплатных мелодий и саундтреков. Все они организованы по жанру, поэтому вам будет очень легко подобрать определенную мелодию. Единственный небольшой недостаток — ограниченная возможность поисковой функции при подборе строго определенного типа музыки для видео.

Стоимость: бесплатно или премиум-версия стоимостью от $0,99.

12. ccMixter

Авторские права: Creative Commons.

Чем хорош ресурс: Очень многие маркетологи рекомендуют ccMixter как источник чудесной фоновой музыки. В отличие от Bensound и IncompeTech, управляемых авторами-одиночками, ccMixter представляет собой сообщество авторов и исполнителей. Он предлагает несколько бесплатных треков (не забудьте установить фильтр «бесплатно для коммерческого использования»), доступных для применения согласно правилам Creative Commons.

Стоимость: бесплатно (при ссылке на источник).

13. BeatPick

Авторские права: Creative Commons.

Чем хорош ресурс: BeatPick — одна из самых мощных музыкальных поисковых систем в Интернете, позволяющая фильтровать мелодии по жанру, настроению, вокалу, инструменту, ключевым словам и многим другим критериям. Найдя симпатичную фоновую музыку, вы можете добавить ее в свой «Beatlist», чтобы воспользоваться треком позже, или щелкнуть «Получить права на песню» (License Song), чтобы узнать ее стоимость.

Стоимость: цена варьируется в зависимости от трека.

Читайте также: Как создавать объясняющие и промовидео: инструкция

Краткий обзор нюансов работы с авторскими правами в мире музыки

Одной из самых сложных частей загрузки и использования фоновой музыки является понимание (с юридической точки зрения), где, когда и как компании могут использовать определенные треки.

Знакомство с различными законами об авторском праве и деталями лицензирования организации Creative Commons придаст вам уверенность при использовании фоновой музыки в видео и поможет вашему бизнесу избежать юридических проблем.

Royalty Free

Понятие «Royalty Free» означает, что авторские отчисления не требуются. При наличии такого обозначения пользователи имеют право использовать музыку, защищенную авторским правом, без необходимости платить «роялти» за постоянное применение контента. Оплатив музыкальную лицензию однажды, покупатель может использовать музыку столько, сколько захочет.

Royalty Free часто путают с «бесплатной» музыкой, но это неверно. Автор или певец, создавший музыку, решает, как именно будет реализовано авторское право по отношению к конкретному произведению, а также определяет соответствующую стоимость.

Public Domain

«Public Domain» относится ко всем работам, не защищенным авторским правом, которые можно использовать без получения разрешения и без необходимости платить автору/артисту. Таким образом, пользователю доступно бесплатное использование музыки в том виде, что ему потребуется.

Как правило, это значит, что произведение можно копировать, распространять, интерпретировать и выкладывать на всеобщее обозрение бесплатно, так как, по сути, такой контент принадлежит всем.

Creative Commons

Creative Commons (CC) является одной из нескольких публичных лицензий на авторские права, позволяющих свободно распространять произведение, защищенное авторским правом. Каждая лицензия Creative Commons гарантирует, что лицензиары получают за свою работу заслуженное вознаграждение. Это стандартный способ передачи авторских прав на творческий труд.

Вы могли заметить, что на приведенных выше сайтах многие треки защищены различными лицензиями Creative Commons. Авторы обычно загружают свои работы, указывая, что именно пользователи должны будут сделать, чтобы адаптировать их под другие цели (сослаться на источник, например).

Видео как инструмент маркетинга

Использование видео распространяется все шире, так что мы уже не представляем себе современный бизнес без видеомаркетинга. И если вы регулярно читаете блог LPgenerator, то наверняка уже довольно много знаете о важности посадочных страниц для бизнеса. Существует несколько причин, по которым видео полезно именно на лендингах.

Если вы продвигаете на рынок сложный продукт, вроде CRM-системы или облачного решения, видео на лендинге с правильно подобранной музыкой и голосом позволит охватить и донести до целевой аудитории больше полезной информации не более чем за пару минут.

Ролики наглядно помогут продемонстрировать потенциальным клиентам действие продукта или услуги, а также прояснить наиболее важные нюансы гораздо быстрее и эффективнее даже самого крутого текста. Кроме того, данный маркетинговый прием позволяет увлекательно рассказать о довольно приземленных вещах и представить преимущества оффера в самом выгодном свете.

Видео — это самый вовлекающий тип контента на лендинге, а если вы прикрепите к нему кнопки социальных сетей, чтобы поделиться видео всего парой кликов, люди будут еще чаще взаимодействовать с вашим роликом. И чем больше пользователь заинтересуется видео, тем выше вероятность конверсии.

Вот как можно добавить и настроить видео на лендинге в нашем конструкторе:

Высоких вам конверсий!

SoundCloud

SoundCloud является очень популярным ресурсом для людей, желающих поделиться композициями, ремиксами и подкастами. Здесь вы можете найти много бесплатной музыки для своих проектов.

Запустите поиск со словами Creative Commons, и найдёте множество треков и сборников с бесплатной и свободной музыкой. Либо начните искать композиции по произвольным ключевым словам, а затем нажмите на значок копирайта сбоку, чтобы отфильтровать треки, которые можно использовать.

SoundCloud →

Сейчас читают 📱

  • Как выбрать смартфон

Free Music Archive

С помощью Free Music Archive вы можете искать музыку по названию, имени создателя, жанрам или длительности. Композиции фильтруются по типам лицензии и применениям: «общественное достояние», «бесплатно для коммерческого использования» и так далее.

Free Music Archive →

dig.cc Mixter

Сервис полон свободной музыки с лицензией Creative Commons, которую можно скачивать, миксовать и распространять. Хороший источник инструментальных треков для ваших фильмов, роликов и видеоигр. Но перед скачиванием стоит убедиться, что можно использовать конкретную композицию в коммерческих целях — благо это указано прямо в окне загрузки.

dig.cc Mixter →

Musopen

Этот ресурс содержит классические произведения, находящиеся в открытом доступе. Здесь вы сможете скачать не только аудиозаписи, но и нотные партитуры. Имеется рубрикация по композиторам и по исполнителям. Если хотите использовать в своей работе вечную классику от творцов вроде Бетховена, Моцарта и Баха, то на Musopen найдётся всё необходимое.

Musopen →

Jamendo

В медиатеке Jamendo представлено более 500 000 треков, но не все из них доступны на условиях лицензии Creative Commons — помните об этом, выбирая подходящую музыку. Чтобы отобразить информацию о возможных способах использования, нажмите на стрелку в левой части страницы трека.

Jamendo →

CC Trax

В библиотеке CC Trax содержится в основном музыка электронных жанров: дабстеп, техно, хаус, даунтемпо и эмбиент. Скачивать её можно целыми альбомами. Но имейте в виду, что большая часть композиций на CC Trax не подходит для коммерческого использования. Зато в личных проектах её задействовать можно безо всяких ограничений

CC Trax →

Audionautix

Audionautix содержит только музыку с лицензией Creative Commons Attribution 4.0. Это означает, что вы можете свободно копировать треки и делать ремиксы, а также использовать их в коммерческих целях.

Единственное но: вы должны упомянуть авторство создателя оригинальной музыки — Джейсона Шоу. Да, все композиции разных жанров в этой огромной библиотеке сочинены одним человеком. Приятная особенность ресурса — возможность искать треки не только по жанру, но и по настроению и темпу.

Audionautix →

Internet Archive

В основном Internet Archive известен тем, что там можно найти копии удалённых из интернета страниц. Но тут есть и бесплатные книги, и фильмы, и изображения, и приложения… На отдельной вкладке разместилась библиотека аудио, содержащая больше восьми миллионов треков — записи концертов, радиопостановок, эфирных передач и ещё много чего.

Internet Archive →

iBeat

Сервис предлагает бесплатные сэмплы с барабанами, фортепиано и гитарными аккордами. Их можно использовать, если вы хотите, например, создать собственный трек в стиле хип‑хоп или джингл для оформления радиоэфира, телевизионной передачи либо подкаста.

iBeat →

blocSonic

blocSonic обладает коллекцией из 3 000 композиций за авторством 400 исполнителей, доступной для бесплатной загрузки. Пусть это не так много, зато музыка довольно разнообразная. Не забудьте просмотреть вкладку с информацией об альбоме и исполнителе, прежде чем скачивать трек, потому что не все композиции тут доступны для коммерческого использования.

blocSonic →

Freesound

FreeSound позволяет искать музыку и звуковые эффекты по ключевым словам. Огромное облако тегов выручит, если вы не до конца уверены, какой тип песни вам нужен. Для скачивания необходима бесплатная регистрация.

Но учтите, что не вся музыка здесь может использоваться в коммерческих целях. Так что загляните в пометку о лицензировании на страничке трека, чтобы уточнить, подходит ли он вам.

Freesound →

FreePD

Вся музыка на FreePD бесплатна, и вас не обязывают указывать авторство даже при использовании треков в коммерческих целях. Можно заплатить и загрузить композиции в более высоком качестве, но и в бесплатном варианте битрейт приемлемый. Все треки тут помечены смайликами, чтобы легче было сортировать их по настроению.

FreePD →

Bump Foot

Японский некоммерческий лейбл, предлагающий музыку в стиле техно, хаус, эмбиент и IDM. Использовать представленные тут треки в коммерческих целях нельзя, а вот в личных — пожалуйста. Можно не только скачивать и копировать композиции, но и делать оригинальные ремиксы.

Bump Foot →

Incompetech

Музыкальная библиотека этого сайта организована по жанрам и настроениям, поиск по названию тоже доступен. Вы можете скачивать этот контент свободно при условии упоминания создателей музыки.

Ещё вариант — сделать небольшое пожертвование, и получить право использовать треки Incompetech там, где указать авторство невозможно. Например, в радиорекламе или на корпоративных презентациях.

Incompetech →

Audiofarm

Некоммерческий сервис, собирающий свободную музыку. На его странице можно найти произведения инди‑композиторов со всего мира. При выборе одного из них вас перебросит на его страницу в SoundCloud.

Audiofarm →

Looperman

Looperman обладает большой коллекцией сэмплов, лупов и вокальных записей, которые можно бесплатно использовать в своих аранжировках. При поиске можно выбирать темп композиций, чтобы найти самые подходящие. Кроме того, записи сортируются в зависимости от задействованных в них инструментов — колокольчиков, барабанов, гитар и других.

Подборка пригодится разработчикам, дизайнерам, видеорежиссерам и контент-мейкерам, которые ищут музыку для своих проектов — приложений, игр или видеороликов.
Представленные ниже площадки предлагают скачать полноценные композиции. О ресурсах, на которых можно найти отдельные звуки и семплы, мы расскажем в следующий раз.
Фото PxHere / PD

Bandcamp

В The New York Times эту площадку назвали «святым Граалем» среди музыкальных ресурсов. Её основали в 2007 году, и с тех пор количество её пользователей растет на 10% ежегодно. Большая часть композиций на Bandcamp продается за деньги, однако там есть и музыка с лицензией Creative Commons. Причем количество доступных жанров довольно обширно: от фолка до рэпа и хип-хопа.
Достоинства. Музыку можно скачать в большом количестве форматов: MP3, FLAC, ALAC, AAC, Ogg Vorbis, WAV и AIFF. Также сайт имеет собственное приложение, доступное для iOS и Android.
Недостатки. Большая часть музыки на сайте — платная. Стоимость треков зависит от конкретного исполнителя. Но есть авторы, которые применяют модель pay what you wish.

CCTrax

Площадка с бесплатными музыкальными произведениями от независимых авторов. Все композиции на сайте разбиты по категориям (они отмечены вверху страницы): техно, дабстеп, эмбиент, рок, джаз и другие. Альбомы композиторов загружаются целиком в формате FLAC. Можно скачать отдельные треки, но они доступны лишь в формате MP3 с битрейтом в 320 кбит/с.
Среди предлагаемых лицензий есть разные варианты Creative Commons. Например, BY-ND 4.0, которая дает использовать треки в любых проектах (даже коммерческих), но запрещает модификацию. Имеется и более свободный вариант — BY-SA 4.0, который позволяет менять звуковую дорожку.
Достоинства. Не нужна регистрация, а песни можно отфильтровывать по лицензиям, жанрам, тегам и исполнителям.
Недостатки. Относительно небольшое число жанров, плюс в некоторых категориях количество треков не превышает двадцати. Сайт сам по себе довольно старый, и его дизайн не обновлялся длительное время. Также встречаются баги с UI, например, иногда «отключается» форма с фильтрами и приходится обновлять страницу.

Этот проект курирует WFMU — американская радиостанция, популяризирующая свободное распространение музыки. В развитии площадки также принимают участие спутниковая радиостанция CBC Radio 3, лондонское перформанс-кафе Cafe OTO и бар Barbes в Бруклине, в котором играет живая музыка. Они загружают на сайт записи с концертов. Песни распространяются под разными лицензиями Creative Commons, поэтому некоторые из них нельзя использовать в коммерческих целях.
Достоинства. Библиотека из 120 тысяч треков разных жанров: от блюза до хип-хопа. Все композиции отбирает группа профессиональных музыкантов и радиоведущих.
На страницах исполнителей можно найти ссылки на их личные блоги и сайты, а также прочитать об их творчестве. Там же можно найти формы для связи с музыкантами или адреса их электронной почты — это возможность договориться насчет лицензирования напрямую. Также площадка имеет приложения для iOS и Android.
Недостатки. Композиции только в формате MP3. Чтобы скачать трек с сайта необходимо зарегистрироваться — иначе браузер отображает ошибку 500.

AudionautiX

Сайт создан в 2009 году разработчиком и композитором Джейсоном Шо (Jason Shaw). На нем он делится своими работами. Среди жанров есть как рок, так и классика с кантри. Любовь к музыке Джейсону привил отец, который во время совместных поездок включал сыну песни разных стилей. Для создания своих композиций автор использует множество музыкальных инструментов, а также семплы, драм-машины и синтезаторы.

За десять лет вокруг ресурса сформировалось целое сообщество исполнителей. Теперь на сайте можно найти не только работы Джейсона — на площадке достаточно высокая посещаемость.
Достоинства. Возможность поиска по одному из тридцати жанров. Также есть фильтры по настроению, темпу и ключевым словам. Треки разрешено использовать в любых проектах: в роликах на YouTube или приложениях. Но добровольное вознаграждение авторов приветствуется.
Недостатки. Вся музыка представлена только в формате MP3, а система скачивания слегка запутана. Это многоступенчатый процесс и пользователю недостаточно просто нажать кнопку download. Возможно, отчасти это связано с тем, что UI сайта не обновлялся с момента его создания в 2009 году.

UCSB Cylinder Audio Archive

Это — аудиоархив, который основала группа энтузиастов в 2002 году. Цель проекта — оцифровка композиций, записанных на восковых цилиндрах (для фонографа Эдисона), и создание специализированной аудиобиблиотеки. Такие цилиндры были популярным музыкальным носителем вплоть до 1929 года. После они уступили место винилу.
Композиции распространяются в формате MP3 под лицензией CC BY-NC 2.5, запрещающей коммерческое использование. При желании можно запросить оригинальную запись в формате WAV.
Достоинства. Коллекция содержит 80 тыс. композиций. В библиотеке можно найти редкие записи, записанные в конце XIX — начале XX века.
Среди жанров — кантри, водевиль, фольклор, опера, монологи из комедий, ирландские песни, а также — coon songs. В мире музыки coon songs подразумевают напористую и хрипловатую манеру пения с выкриками. Позже эту манеру унаследовали блюзовые и джазовые вокалисты. Один из ярких примеров таких композиций — песня All coons look alike to me.
Еще на сайте можно почитать об истории цилиндров в музыкальной индустрии и послушать тематические плейлисты.
Недостатки. Других композиций, кроме записей с цилиндров, тут нет. Сам сайт не обновлялся уже довольно продолжительное время — последняя новость и датирована октябрем 2017 года.

SoundCloud — известная платформа, которую запустили в далеком 2008 году. Через восемь лет после старта количество треков на ней перевалило за 150 млн. Чтобы найти песни, разрешенные для коммерческого использования, воспользуйтесь фильтром в поиске площадки (вот пример, настройки находятся с левой стороны).
Достоинства. Большая и разнообразная база жанров и категорий: рок, чиллаут, хип-хоп, рэп, электроника и многие другие. Есть тематические подборки. Можно скачивать композиции в несжатых форматах, но только с разрешения автора (он должен переключить соответствующий флажок в личном кабинете).
Недостатки. Список песен, разрешенных для коммерческого использования, довольно небольшой (по сравнению с общей базой). Однако всегда есть возможность связаться с автором напрямую и попросить у него разрешения — многие авторы публикуют в профилях свои контакты (профили в соц. сетях).
Фото Pexels / PD

The Mutopia Project

Ресурс для тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах. Здесь собрана приличная библиотека из партитур. Все представленные нотные записи распространяются под CC или являются частью общественного достояния. Их можно модифицировать, копировать и воспроизводить.
Достоинства. Коллекция из более чем двух тысяч файлов в PDF-, MIDI- и zip-форматах. Есть ноты как для популярных инструментов вроде фортепиано или гитары, так и редких, например для горна, клавесина и сямисэна.
Недостатки. Музыки как таковой тут нет, только партитуры. Сайт наполняется волонтерами, поэтому в нотных записях могут встречаться ошибки.

Коллекция музыки, которую написал американский композитор Кевин Маклеод (Kevin MacLeod). Работы с сайта распространяются по стандартной лицензии (Standard License) или по лицензии Creative Commons. В первом случае нет никаких ограничений по использованию, но за трек придется заплатить не менее 25 долларов. Во втором случае песни можно скачать бесплатно, но для них обязательно указание авторства.
Достоинства. Большая коллекция треков разных жанров, есть даже полька и диско. По словам Маклеода, среди двадцати самых популярных видео на YouTube, в одиннадцати использована музыка с его сайта. Также ресурс имеет необычные фильтры — можно искать по жанрам фильмов (хоррор и комедия), по странам (латиноамериканские или полинезийские мотивы) или по настроениям (для трогательных моментов или размышлений). Есть и уникальные подборки, например Mad Pianist или Wonders of Other Worlds.
Недостатки. Вся музыка на сайте платная. Однако некоторые (по словам автора, наименее успешные) работы можно найти на стороннем сайте FreePD в свободном доступе.

TeknoAXE

Полторы тысячи треков, которые распространяются под лицензией CC BY 4.0. Их разрешено использовать в коммерческих целях, но обязательно указание авторства. Считается, что это наиболее свободная лицензия, с точки зрения того, что могут делать с произведением пользователи.
Все композиции можно найти и прослушать на официальном YouTube-канале или на SoundCloud. Вот пример одного из доступных для скачивания треков:

Достоинства. Здесь вы найдете современную и классическую музыку, саундтреки, композиции для медитаций и оформления контента — коллекция пополняется ежедневно.
Недостатки. Скачать песню можно только в MP3-формате. Сам сайт имеет довольно громоздкий UI, с которым сложно работать.

Silverman Sound

Все работы на сайте — результат труда музыканты Шейна Айверса (Shane Ivers). Все композиции можно скачивать бесплатно, но есть обязательное требование — подписать автора. Однако есть возможность приобрести лицензию без указания авторства — это обойдётся примерно в 20 долларов за песню. Шейн также ведет свой блог, где пишет о вдохновении и музыкальной индустрии.
Достоинства. На странице с треками имеются описания и подсказки, для каких целей они лучше всего подойдут. Например, композиция Corrupted предлагает сумбурное сочетание электронных звуков, шорохов и скрипов. Это создает у слушателя внутреннее напряжение, что пригодится в хоррор-видео или «зловещей» игре. Есть функция подписки на новые релизы.
Недостатки. Нет поиска по конкретному инструменту или длительности композиции. Чтобы скачать трек в несжатом формате, придется заплатить пять долларов.

Scott Buckley

Еще одна частная коллекция композиций. Ее автор — австралийский композитор Скотт Бакли (Scott Buckley). Ему принадлежат треки к трейлерам фильмов «Терминатор: да придёт спаситель», «Золотой компас» и игры Assassin’s Creed 2. Скотт создал специализированную музыкальную библиотеку для режиссеров и гейм-дизайнеров, все треки в которой распространяются под Creative Commons Attribution 4.0.
Достоинства. Искать музыку можно по жанру, инструменту, ключевым словам и настроению. К каждой записи прилагается описание — краткий бэкграунд создания, для чего подойдет, какие инструменты задействованы. Новые треки появляются на сайте по 3–4 раза в месяц.
Недостатки. Все треки доступны только в MP3. Скачать песни в формате без потерь не получится.

Mobygratis

Библиотека из двухсот композиций, написанных или лично отобранных американским диджеем Moby. Вся музыка доступна в качественном формате AIFF. Её можно использовать для некоммерческих проектов — обязательно указание авторства по шаблону: by Moby courtesy of mobygratis.com.
Достоинства. Двадцать жанров музыки: от босановы до фанка. Искать треки можно по настроению, инструменту, альбому, темпу или типу вокала (женский или мужской вокал, без вокала).
Недостатки. Если вы планируете использовать музыку в ролике на YouTube, то для этих целей подойдут только треки с пометкой unreleased. Иначе могут возникнуть проблемы с авторскими правами и монетизацией.
Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:
«Восемь бит»: о звуках в старых играх
Олдскул: на чём выходили игры — обсуждаем необычные носители
В чем особенности и задачи звукового сопровождения игр
Непотопляемый SoundCloud — самая полная история аудиостартапа
Энтузиаст воссоздал звуковую карту Sound Blaster 1.0
Разработан метод шумоизоляции, гасящий до 94% шумов
Как музыка помогает бороться с шумом

Мы живем в современном мире, где каждый борется за свои права. За право слова, за право свободы. Кто-то отстаивает сам свои права, за кого-то это делают другие лица. Так, сегодня идет активная борьба за защиту авторских прав, о которой многие авторы и не подозревают, а другие (представители бизнеса) – вынуждены платить немалые деньги.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Поэтому вопросы, связанные с усилением ее защиты, в последние годы являются предметом повышенного внимания со стороны руководства страны.

Для того чтобы защитить имущественные права авторов и помочь пользователям правомерно использовать произведения, и была создана система коллективного управления правами. Суть ее заключается в том, что авторы, наследники и их иные правопреемники создают общественную организацию, заключают с ней договоры о передаче права управления правами на коллективной основе, в соответствии с которыми организация получает право выдавать разрешения пользователям, собирать за использование вознаграждение и выплачивать его правообладателям.

За авторами и исполнителями произведения законом закрепляются имущественные и неимущественные права. Стоит отметить, что отсутствие запрета на использование произведения не считается разрешением на использование результата интеллектуальной собственности (ст. 1229 ГК РФ). Публичное исполнение охраняемых объектов авторского и смежных прав в Российской Федерации допускается только с согласия правообладателей в письменном виде. Публичное же исполнение передач требует разрешения правообладателя только в местах с платным входом.

При этом под прослушиванием музыкальных произведений понимается исполнение в присутствии посторонних лиц, а само волеизъявление этих лиц, находящихся в месте исполнения произведения, направленное или ненаправленное на прослушивание во внимание не принимается.

Так же стоит отметить, что законодатель не различает коммерческое и публичное прослушивание музыки. Не определена и разница между воспроизведением и исполнением. Далее под «прослушиванием» мы будем иметь в виду публичное воспроизведение музыкальных произведений.

Право на публичное исполнение входит в состав исключительного права автора, исполнителя, производителя фонограмм и вещательных организаций. Публичным исполнением записи исполнения является любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением (п.п. 8, п. 2 ст. 1317 ГК РФ).

Для того, чтобы можно было воспроизводить музыкальные произведения бесплатно, необходимо: 1) получить разрешение на публичное исполнение либо 2) воспроизводить произведения, на которые не распространяется авторское право.

Стоит отметить, что использование радио в качестве фона в общественных местах (кафе, парикмахерские и др.) возможно только при заключении договоров с авторами музыкальных произведений или получении лицензионного соглашения. В противном случае за незаконное использование произведений или объекта смежных прав лицу грозит гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность, а обладатели исключительных прав могут требовать возмещение убытков или выплату компенсации до пяти миллионов рублей (ст. 1301 ГК РФ).

Интересно то, что есть судебные прецеденты, в соответствии с которыми судами было разрешено использовать радио бесплатно исключительно для персонала вне присутствия третьих лиц, что исключает, по мнению суда, публичность прослушивания.

Публичное исполнение без предварительно полученного разрешения защищенных авторским правом произведений запрещено во всем мире. Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться лично к правообладателю или обладателю имущественных авторских прав либо заключить лицензионный договор с Российским авторским обществом (РАО). Данный договор является платным, в чем, собственного говоря, и состоит основная проблема для бизнеса, так как население нашей страны не привыкло платить за музыку, да и редко достаточно уважительно относится к чужой интеллектуальной собственности, не брезгуя плагиатом.

На настоящее время нет еще ни одного судебного дела, которое бы проиграло РАО по поводу понуждению к заключению платного лицензионного договора, в том числе и по использованию радио в публичных местах. Стоит отметить, что российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности должно соответствовать требованиям ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) и ВТО (Всемирная торговая организация), а также иным международным актам, а судебная практика свидетельствует о том, что «интеллектуальное законодательство» в нашей стране работает.

<1> Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) произвела оценку состояния правовой базы России применительно к вопросам интеллектуальной собственности и пришла к выводу о том, что в целом она соответствует положениям ТРИПС. Российская правовая база в сфере защиты прав ИС вполне обширна и включает в себя свыше 100 правовых актов. Кроме того, Россия подписала целый ряд более ранних международных конвенций в области прав на интеллектуальную собственность (Евразийская Патентная Конвенция, Всемирный договор об авторском праве, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Договор о патентной кооперации, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, и Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева), которые предшествовали заключению Соглашения ТРИПС.

<2> Например, Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2007 №42-В07-4. Дело по иску о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как суд не принял во внимание то обстоятельство, что публичное использование ответчиком музыкальных произведений транслируемых радиостанций без заключения соответствующих договоров с авторами включенных в эти передачи музыкальных произведений либо лицензионного соглашения с истцом в силу Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является неправомерным.

Предъявляя отказ к заключению договора с РАО, лицо мотивирует это тем, что, во-первых, радиостанции или телевидение само заключает лицензионные договоры, вследствие чего, по их мнению, РАО незаконно дважды требует денежную выплату за один и тот же предмет, а, во-вторых, телевидение, как правило, является платным (спутниковое, кабельное).

Однако не все знают, что на сегодняшний день существует альтернатива платной интеллектуальной собственности, которая позволяет бесплатно использовать музыку в различных заведениях, – лицензии Creative Commons. Чтобы ими воспользоваться, необходимо скачивать музыку с тех интернет-сайтов, на которые закачивают свои произведения непосредственно сами авторы произведений, например, www.jamendo.com, www.creativecommons.org и др., но предварительно необходимо настроить фильтры для исключения коммерческих произведений. При скачивании произведений открывается доступ к информации, содержащей имя автора, а также сведения о лицензии. При первом же использовании скаченных файлов в публичном месте Вы автоматически присоединяетесь к безвозмездному, письменному двустороннему договору с правообладателем произведения. Тут на защиту приходит п. 2 ст. 1243 ГК РФ, устанавливающий что, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором. Стоит отметить, что данные интернет-сайты были созданы специально для того, чтобы поклонники различных исполнителей могли бесплатно слушать их произведения и распространять их среди неопределенного круга лиц, тем самым правообладатели «несут себя в массы», достаточно зарабатывая исключительно на своих концертах и шоу.

Есть и платная альтернатива, но сравнительно дешевая по сравнению с лицензиями РАО, – интернет-радиостанции Jamendo PRO, стоимость в год составляет от 58$ США, 50% из которых передается авторам. В плей-листы попадают лишь музыканты, прошедшие проверку на членство в организациях подобных РАО. При заключении договора с Jamendo PRO выдается сертификат о том, что исполнители не участвуют в системах коллективного правления авторскими правами, прав на получение вознаграждения таким организациям не передавали.

Еще одной альтернативой является использование произведений народного творчества (фольклора) не имеющих конкретных авторов, за которое РАО не имеет право требовать взносы.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить законодательно закрепленной презумпции платности использования объектов интеллектуальной собственности. Полученные денежные средства от использования авторских произведений должны отчисляться их правообладателям, что преследует материальную поддержку авторов, развитие культуры. Однако на сегодняшний день острой проблемой является платность без отчислением самим же РАО средств авторам, в связи с чем бизнес-сообщество пытается отстаивать право на бесплатное использование произведений, при этом нивелируя зачатки общественного уважения к интеллектуальной собственности, что для абсолютного большинства зарубежных стран является неприемлемым.

«

Информация о статье:

Юридические комментарии (new):

Теги по теме:

Вопрос о законности скачивания в Интернете музыки, фильмов и других объектов авторского права вновь остро встал после видео-роликов, распространенных МТВ (Нелегальное я видео скачала и Нелегальное видео), в которых предупреждается о том, что скачивание, как и распространение, может являться нарушением авторских прав и влечь уголовную ответственность.

Попробуем разобраться в законе и основаниях потенциальной ответственности за нарушение авторских прав путем скачивания контента из Интернета.

Это не очередная «копирастическая» статья, а помощь и предостережение, чтобы вы случайно не стали жертвой авторского права.

Под скачиванием мы понимаем сохранение на жестком диске электронной копии того или иного произведения, которая не является временной (как, например, в случае потокового аудио или видео).

Вопросы и ответы по законности скачивания

Могут ли привлечь к ответственности за скачивание фильмов и музыки?

Закон предусматривает такую вoзмoжнoсть. Вне зависимости от того, откуда вы скачиваете (файлообменная сеть, с других сайтов, посредством торрента) и вне зависимости от ваших целей и наличия/отсутствия выгоды. Это, однако, не означает, что привлечь можно любого за любое скачивание. Нарушение должно быть доказано. Также для привлечения к ответственности действия по скачиванию должны быть совершены виновно.

Является ли просмотр фильмов или прослушивание музыки ВКонтакте нарушением?

Прослушивание и просмотр прямо не отнесены законом к способам использования произведения, в то же время, перечень способов использования оставлен открытым. Поэтому, хотя теоретически действия по просмотру потокового видео или прослушиванию потоковой музыки через Интернет (как это реализовано, например, ВКонтакте) также можно отнести к нарушению авторских прав, мы бы оценили это как маловероятное событие, по крайней мере явно не ближайшего времени. Следует помнить, однако, что если сохранение фильма или музыки на вашем диске осуществляется пусть и временно (при прослушивании или просмотре прямо с сайта), но в неправомерных целях, то это будет считаться незаконным воспроизведением (копированием).

Я не должен выяснять, законно ли размещены видео и музыка, которые я скачиваю

Это не совсем так. Ответственность наступает при наличии вины. При угoлoвнoм преследовании действительно органы должны доказать вашу вину в форме умысла (поэтому если вы не знали, что контент незаконный, то и привлечь вас нельзя). Однако в случае гражданско-правового иска вы должны будете доказать отсутствие вины, вы должны доказать, что проявили осмотрительность и разумность при оценке того, является ли источник скачивания легальным или нет.

Никогда не докажут, что я знал, что скачиваю нелегальные фильмы и музыку!

При предъявлении вам иска (гражданско-правовое нарушение) – это вы должны будете доказать отсутствие вины.

В случае угoлoвнoй ответственности доказывать придется уже государственным органам. Но это тоже не невозможно. Например, органы могут располагать вашей перепиской ВКонтакте или по имейл, где вы так или иначе признаете, что скачали соответствующую нелегальную продукцию.

Так меня теперь посадят за простое скачивание фильмов и музыки?

Это крайне маловероятно. В данной статье лишь говорится, что при определенных обстоятельствах можно понести ответственность и за скачивание в личных целях.

Вероятность привлечения к гражданско-правовой ответственности со взысканием денежной компенсации выше, чем к уголовной — когда должен иметь место крупный ущерб от вашего скачивания (более 100.000 рублей) и ряд других обстоятельств (см. ниже). Кроме того, сложно представить, чтобы даже в случае привлечения вас к уголовной ответственности только за скачивание вам дали реальный срок (хотя уже есть приговоры, где скачивание отмечается в качестве нарушения, наряду с распространением). Пока не было прецедентов привлечения к ответственность исключительно за скачивание, за распространение — было, однак, если привлечение имело место впервые, давали условный срок. В любом случае, привлечение к ответственности — это неприятно.

Существует несколько видов ответственности за нарушение авторских прав. В рассматриваемом случае актуально два вида, которые и рассмотрим ниже.

Гражданско-правовая ответственность за скачивание фильмов, музыки и т.д.

Скачивание представляет собой предусмотренный законом способ использования, именуемый «воспроизведение»

Статья 1270. Исключительное право на произведение

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения…

Причем воспроизведенными будут считаться не только скачанные вами фильм или музыка, но и автоматически сохраненные временные копии произведений при потоковом просмотре видео или прослушивании аудио, если такое сохранение имело целью неправомерное использование. Цель будет устанавливать суд. Однако велики шансы, что при просмотре нелегальной копии контента, особенно если пользователь об этом знал, суд констатирует наличие неправомерной цели использования.

Статья 1273 Гражданского кодекса допускает свободное копирование фильмов и музыки в личных целях, но только при необходимости и только правомерно обнародованного произведения.

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;

3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;

4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;

5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Что такое копирование по необходимости, никто не знает, можно лишь догадываться.

Раньше также дискутировалось, допустимо ли скачивать нелегально размещенные в Интернете фильмы или музыку в личных целях, ибо ст. 1273 Гражданского кодекса не дает однозначного ответа. Однако высшие суды установили, что копировать в личных целях можно только легально размещенные в Интернете произведения.

Привлечь к ответственности за нарушение авторских прав можно только тогда, когда действия по скачиванию фильмов и музыки осуществлялись виновно. Однако именно пользователь должен доказать отсутствие вины при совершении гражданско-правового нарушения. Лицо, которое не проявило должной осмотрительности и разумности, будет признаваться виновным (вина в форме неосторожности).

Уголовная ответственность за скачивание

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена ст. 146 Уголовного кодекса и наступает она за любое незаконное использование объектов авторского права. Законные и незаконные способы использование были рассмотрены выше.

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:

а) утратил силу.

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в особо крупном размере;

г) лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион рублей.

Когда же могут привлечь к уголовной ответственности за скачивание?

Во-первых, ваши действия должны нарушать закон. Как мы рассмотрели в разделе про гражданско-правовую ответственность, скорее всего действия по скачиванию нелегально размещенных в Интернете фильмов и музыки буду рассматривать как противоречащие закону. Причем нарушение должно причинить ущерб правообладателю не менее 100.000 рублей (логика правообладателя при подсчете может быть такой: вы скачали 110 фильмов в blueray качестве, стоимость каждого такого экземмпляра 1000 рублей, значит — нанесен ущерб в 110.000 рублей).

Во-вторых, нарушающие действия должны быть совершены вами умышленно (просто неосторожности недостаточно). Иными словами вы должны знать, что скачиваете нелегальное видео или аудио.

В-третьих, хотя на практике часто происходит иначе, вашу вину должны доказать (а не вы должны доказывать ее отсутствие, как в случае гражданско-правовой ответственности).

Таким образом, привлечь к уголовной ответственности фактически не просто, однако возможно, особенно, если на вас есть «зуб» или поставлена соответствующая задача.

Будьте бдительны!

И не верьте информации о том, что за скачивание вообще невозможно привлечь к ответственности.

Печально видеть, как ряд авторов уважаемого Интернет-издания Вебпланета массово вводят в заблуждение своих читателей в отношении законности скачивания из Интернета, не утруждая себя хотя бы изучением комментариев к своим же статьям, где разъясняется их собственное заблуждение.

Вот эти авторы, яро вводящие вас в заблуждение (приводятся ошибочные высказывания авторов):

  • User Admin — MTV обманывает зрителей «антипиратскими» роликами:

    «Телеканал MTV включился в борьбу с бытовым пиратством и пугает зрителей перспективой оказаться за решеткой за скачивание нелегальных файлов…

    Но как неоднократно отмечали эксперты «Вебпланеты», скачивание видео и музыки из Интернета не является нарушением закона. Пользователь вообще не обязан выяснять происхождение скачанных файлов и степень их «легальности». А нарушением закона является распространение (доведение до всеобщего сведения)».

    Имейте в виду, что статья «Сажать за скачку» (автор – Павел Протасов), на которую ссылался User Admin, уже не актуальна, т.к. писалась во время действия старого закона.

  • Злата Николаева – Рунетчики засмеяли копирастов с MTV:

    «На деле, однако, скачивание музыки и видео из Интернета нарушением закона не является, и пользователь не обязан удостоверяться в легальности скачиваемого им контента».

  • Дмитрий Беспалов – «Газпром» включил «русский Netflix»:

    «Ранее «Вебпланета» уже неоднократно рассказывала о том, что скачивание видео из Интернета не является нарушением закона».

А ведь указанным авторам Вебпланеты достаточно было бы просто почитать комментарии к собственным же статьям или проконсультироваться у юриста, прежде чем так смело распространять информацию об ошибках МТВ и, тем более, вводить своих читателей в заблуждение.

Напомню, что журналист (а Вебпланета является средством массовой информации, №ЭЛ №77-8654) обязан в соответствии со ст. 49 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» проверять достоверность сообщаемой им информации, а также обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *