На какой машине ездил штирлиц?

«Семнадцать мгновений весны» — известная, любимая большинством зрителей старшего и даже молодого поколения кинокартина, снятая по одноименному роману Юлиана Семенова. Главный герой фильма — штандартенфюрер Штирлиц, он же Максим Исаев — советский разведчик, которому пришлось внедриться в высшие чины гитлеровской Германии.

Трагическая история его жизни цепляла за живое, не оставляя равнодушными ни одного зрителя. Всем известно имя советского актера, сыгравшего главную роль, Вячеслава Тихонова. Однако, далеко не все поклонники романа и кинокартины с ходу ответят на простой вопрос: на каком автомобиле он ездил?

Автомобиль Штирлица в романе

Автор книги решил посадить главного героя за руль шикарного Хорьха – элитной марки среди немецких авто. Создателям картины удалось найти подходящую машину в коллекции москвича Александра Ломакова.

«Хорьх-853» идеально подходил на эту роль. Но на данный момент был занят в других картинах. Поэтому было решено пересадить Штирлица на Mercedes МВ-230.

Машина штандартенфюрера по фильму

Специально для съемок был приобретен трофейный Mercedes МВ-230 1938 года выпуска. Но и здесь произошел конфуз. Оказалось, что у машины не исправна головка двигателя и сниматься автомобиль не может. Выяснилось это только в Берлине, куда ее перевезли для съемок.

У немецкого коллекционера был найден и арендован такой же автомобиль, который можно было использовать, не вывозя его за границу. Поэтому на съемках в Риге герой снимается уже на третьей такой же машине, немного отличающейся оптикой.

Первую машину в это время пытались починить, но поездить на ней Штирлицу так и не пришлось. Автомобиль использовался в Москве в нескольких комбинированных съемках. Сейчас находится в музее Мосфильма, как участвующая в съемках, хотя почти не снималась.

Mercedes-Benz 230 W143 – реальная героиня картины

Mercedes-Benz 230 W143 — авто среднего класса, обычная модель в Германии того времени как нельзя лучше подошел герою фильма. Годы производства — 1937 по 1941. За недолгое время было выпущено около 20 тысяч единиц.

Производители экспериментировали с корпусом машины, изменяя его 7 раз. Модель приобретала то вид лимузина, то становилась кабриолетом. При неизменной ширине в 1710 мм. длина авто постоянно менялась от 4400 мм до 4790 мм.

Mercedes-Benz 230 W143 обладал следующими характеристиками:

  • объем мотора – 2,3 литра с мощностью в 55 лошадиных сил;
  • шестицилиндровый двигатель, развивающий скорость 120 км. в час;
  • коробка передач – четырехскоростная;
  • 4-хдверная машина с открывающимися вперед передними дверцами;
  • на спидометре максимум – 160 км в час;
  • весила модель 1,5 тонны.

В годы своего выпуска автомобиль считался удовольствием не из дешевых. 5 000 марок – сумма, доступная не всем немецким гражданам того времени. В послевоенное время в СССР трофейных автомобилей было достаточно, а вот запчасти к ним перестали выпускать еще в годы войны. Поэтому в 50 годах Mercedes-Benz 230 в союзе стоил дешевле нового «Москвича».

Современные автолюбители могут приобрести аналог авто Штирлица у коллекционеров-реставраторов не менее, чем за 7 мил. рублей.

Надев черный мундир с дубовыми листиками штандартенфюрера на квадратных петлицах, Штирлиц, позавтракав, вышел из дома. Сев за руль, он хлопнул открывающейся назад передней дверкой и повернул ключ зажигания. 55-сильный шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель с рабочим объемом 2229 куб. см завелся лишь с третьей попытки – конструкторы машины в мирном 1935 году не могли даже предположить, в бак их детища будут заливать искусственный бензин, производимый из каменного угля.

Именно тогда, в тридцать пятом, главный конструктор «мерседесов» доктор Ганс Нибель решил усовершенствовать двигатель модели Mercedes-Benz 170v и полностью изменить ходовую часть машины. Вскоре была создана Х-образная рама с двумя поперечными полуэллиптическими рессорами независимой передней подвески и цилиндрическими пружинами задней. Что же касается двигателя, то Нибель, оставив прежний диаметр цилиндров 72,5 мм, уменьшил ход поршня со 100 до 90 мм, а количество цилиндров увеличил с четырех до шести, доведя рабочий объём до 2229 куб.см. Уменьшение хода поршня позволило с 3200 до 3500 увеличить число оборотов, а изменение формы поршня сократило объем камеры сгорания, в результате чего степень сжатия не только не снизилась, а наоборот повысилась с 6 до 7,25 единиц. Все это вместе привело к росту мощности до тех самых 55 л.с.

Шеф Штирлица бригаденфюрер Вальтер Шелленберг как-то раз рассказывал историю о том, как в мае того же тридцать пятого года главный дизайнер «Мерседеса» Герман Аренс, перекупленный в свое время у «Хорьха», и шеф мерседесовской гоночной команды Альфред Нойбауэр встретили в Монако на Гран-при отца и сына Бугатти. Все они обожали вкусно поесть и продолжили встречу в ресторане. Узнав о кризисе дизайна нового «Мерседеса», Этторе Бугатти предложил сыну помочь господам из Штутгарта, и Жан Бугатти тут же на ресторанной салфетке набросал эскиз будущего седана. «Действительно, – подумал тогда Штирлиц, – форма форточек бессквознячной вентиляции очень уж напоминают творческий почерк Бугатти-младшего».

Новый Mercedes-Benz 230 был представлен на Берлинском автосалоне в феврале 1939 года. Машина первоначально предполагалась только на экспорт, и Штирлицу, бывшему тогда еще штурмбанфюрером, приходилось ездить на «Адлере» модели «Стандарт». Но грянула новая мировая война, и всё, что предполагалось на экспорт, пришлось пустить на внутренний рынок. Именно тогда Штирлицу и удалось приобрести этот замечательный автомобиль, и вот уже пять лет он наслаждался ездой на одном из лучших образцов автомобильной промышленности ставшего для него за много лет родным Германского Рейха.

Штирлиц отпустил педаль, и сухое однодисковое сцепление Comet-Mecano соединило двигатель с четырехскоростной коробкой передач. Машина плавно тронулась с места, и Штирлиц, не спеша, поехал на Инвалиденштрассе, к музею природоведения. Ехал он медленно, кружа по улицам, перепроверяя на всякий случай, нет ли за ним хвоста. Расположенное очень низко сиденье водителя и толстые передние стойки кузова сильно ограничивали обзор.

Mercedes 230 с кузовом типа пулльман-лимузин, стоивший 6725 рейхсмарок, в отличие от своего собрата Mercedes-Benz 540 К, не пользовался успехом ни у кинозвезд, ни у спортсменов, ни у крупных функционеров НСДАП. 230-й стал автомобилем для среднего германского обывателя, хорошо сконструированный и добротно сработанный. Именно на таком автомобиле и должен был ездить инженер с химического народного предприятия имени Роберта Лея господин Бользен.

Характерное для всех «Мерседесов» той поры рулевое колесо с четырьмя спицами и фирменным знаком на кнопке звукового сигнала приятно ласкало ладони. Стрелка спидометра, проградуированного до 160 км/ч и расположенного на щитке, окантованном планками из полированной древесины, застыла на отметке «4» – цифры от «2» до «16» обозначали десятки километров.

И тут Штирлиц, машинально посмотрев в зеркальце, удивленно присвистнул: тот «вандерер», что пристроился за ним на Фридрихштрассе, продолжал неотступно идти следом. «Ничего страшного, – успокаивал себя штандартенфюрер, – это обыкновенная паранойя. У разведчиков такое бывает. Вот окончится война, напишу Шелленбергу рапорт об отставке и махну на Волгу. Давненько я там не рыбачил. А может, сдают нервы? Тоже, между прочим, резонное объяснение. Надо проверить». Как это проверить, он знал еще с детства: «Когда кажется, креститься надо», – любил говаривать его дед.

Удерживая руль левой рукой, правою Штирлиц сложил щепоть и размашисто начал себя крестить, коснувшись сперва «мертвой головы» на своей фуражке, затем пряжки ремня с надписью «Meine Ehre heisst Treue», заменяющей эсэсовцам общеармейский девиз «Gott mit Uns». И тут он замялся, соображая в какую сторону следует ему креститься: с левого плеча на правое, как католику Штирлицу, или с правого на левое, как православному Исаеву. В конце концов, он перекрестил себя по-армянски и тут же снова взглянул в зеркальце – черный «вандерер» не отставал.

«Значит, это не паранойя», – подумал Штирлиц и решительным движением руки включил овердрайв. Скрипнув синхронизатором, включилась четвертая повышающая передача, и черный 230-й Мерседес на 118-километровой максимальной скорости понесся к Александерплац, потом повернул к Бергштрассе, мимо кладбища, вывернул на Ветераненштрассе. Там Штирлиц оглянулся и понял, что хвост отстал. Штирлиц сделал еще один контрольный круг и затормозил около своего любимого ресторанчика «Грубый Готлиб». Истошно завизжали колодочные тормоза, и автомобиль, вильнув напоследок покатым задом багажника, остановился у входа в пивную. Вдоволь нахлебавшись баварского пива, по пути домой Штирлиц остановил машину у озера. Он не видел в темноте озера, но знал, что оно начинается там, за этими соснами. Он любил приезжать сюда летом, когда густой смоляной воздух был расчерчен желтыми стволами деревьев и белыми солнечными лучами, пробившимися сквозь игольчатые могучие кроны. Он тогда уходил в чащу, ложился в высокую траву и лежал недвижно часами. Но сегодня Штирлиц был не настолько пьян, чтобы часами недвижно лежать на траве. Да и уходить вглубь чащи, ввиду наступившей темноты, не было теперь никакой необходимости. Поэтому, постояв с минуту у дерева, глядя вверх, на крупные звезды, которые издевательски подмигивали ему сквозь верхушки сосен, Штирлиц застегнул штаны и, сделав пешком небольшой круг, чтобы убедиться, что за ним никто не следит, сел в машину. Выдвинув красный флажок с лампочкой из левой центральной стойки, он проинформировал едущих по дороге о намерении повернуть налево, и неожиданно для всех повернув направо, поехал домой в Бабельсберг.

Покадровый разбор фильма «17 мгновений весны»

Машина Штирлица по роману

Вообще, в романе он перемещается на шикарном Хорьхе. Если даже перечитаете весь роман — не найдете упоминания о том, на какой конкретно модели Хорьха ездил Штирлиц.

Отрывок из романа: » Штирлиц открыл ворота, сел за руль и включил зажигание. Усиленный мотор его «Хорьха» заурчал ровно и мощно. «Поехали, машинка», — подумал он по-русски и включил радио. Передавали легкую музыку. Во время налетов обычно передавали веселые песенки.»
Еще отрывок: «Штирлиц резко нажал на педаль акселератора — «хорьх» резко взял с места. Штирлиц понесся к Александерплац…»

В любом случае — Хорьх по-определению был элитарной маркой. И для штандартенфюрера (по нашему, примерно, полковника) был слишком крут. Видимо, у Юлиана Семенова были основания для такой неточности.
У известного московского коллекционера Александра Ломакова удалось найти «Хорьх-853». Но его машина была нарасхват (снималось много других фильмов), а Лиознова собиралась снимать целых 12 серий, да и с началом съемок, как всегда, задержались. Поэтому получить Хорьх не удалось.

Вот эта машина. Так бы выглядела машина Штирлица, если бы удалось договорится с Ломаковым.
(кадры из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя»)

Машина Штирлица в фильме

В фильме «17 мгновений весны» Штирлиц ездит на черном Мерседесе. Не договорившись по Хорьху — закупили трофейный Mercedes МВ-230 1938 года. C ним тоже была история. Машину отправили для съемок в Берлин — а там выяснилось, что у нее пробита головка блока и сниматься этот автомобиль никак не может.
Стали искать такой же в Берлине и… нашли, арендовали у немецкого коллекционера. Но арендованную машину не возьмешь с собой везде, а съемки планировались не только в Берлине.


Для съемок в Риге искали такой же в Риге и… нашли. Правда, он чуть-чуть отличался оптикой.
А основную машину все это время чинили, и поездить в кадре Тихонову на ней не удалось. Ее использовали в Москве для комбинированных съемок и теперь она стоит в музее Мосфильма — хотя она то как раз почти и не снималась.

В фильме Штирлиц ездил на Мерседес МВ-230 w153

Старшему офицеру Вермахта эта машина была, уже, слишком проста. Mercedes-230 был обычным автомобилем среднего класса в довоенной Германии. Четырех-дверный, передние двери открывались вперед. Спидометр проградуирован до 160 кмч.
В 1936 году на шасси типа «200» был установлен двигатель 2,3 литра. Коробка передач — 4-скоростная. Машина получила индекс 230.
Двигатель мощностью 55 л.с., вес около 1,5 т. Максимальная скорость 120 кмч.
Всего выпускалось 9 типов кузовов, включая версию для ралли.

Трофейных 230-ых Мерседесов было много в послевоенных Москве и Ленинграде. Но с запчастями становилось все хуже (выпускать их перестали еще 1943 году), и в пятидесятых годах в СССР приобрести такой экземпляр можно было сравнительно дешево. По крайней мере — дешевле, чем новый Москвич.
В 1971 году (когда начали снимать фильм) найти Мерседес подходящей эпохи было уже сложнее, но именно 230-ый был доступнее всего. Видимо, поэтому, на нем остановили свой выбор.

кадр из 9-ой серии

Кадр из 10-ой серии.

Штирлиц и Кэт (10 серия)

Задняя часть

Открытая дверь

Номер машины Штирлица IA-661125

Мерседес Штирлица около дома.

Дом Штирлица находился в фешенебельном районе Берлина — Панкове. Для съемок выбрали дом, принадлежавший популярному исполнителю коммунистических песен Эрнсту Бушу, который любезно предоставил его на время съемок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *