На заочной форме

После выбора специальности и вуза абитуриент определяется с формой обучения. Современная система образования предполагает четыре способа получения знаний и профессии: очно, заочно, дистанционно и очно-заочно. С первыми тремя все ясно – это классика. На дневном отделении посещают занятия каждый день по установленному вузом расписанию, а объем самостоятельной учебной работы минимален. На заочном – все наоборот: большую часть информации студенты изучают сами, а в университете только сдают экзамены в сессию. Дистанционное образование тоже уже становится неоклассикой – редкую профессию нельзя освоить через интернет. А вот очно-заочная форма обучения – это как?

Что значит очно-заочная форма обучения

Понять, что такое очно-заочная форма обучения, поможет другое ее традиционное название – вечерняя учеба. Помните фильм «Большая перемена»? Его герои садились за школьные парты после трудовой смены, чтобы постигать премудрости химии, алгебры, истории и литературы. При очно-заочной форме обучения в институте все то же самое, с той только разницей, что образование в итоге высшее, причем ничуть не хуже, чем полученное студентами, ежедневно ходившими на занятия к 9:00.

На очно-заочном (вечернем) отделении вуза:

  • Пары начинаются после окончания рабочего дня, обычно в 18:00, заканчиваются не позже 22:00.
  • Всего в день не больше двух-трех пар.
  • Учебных дней в неделю, как правило, два или три.
  • В некоторых вузах занятия проводят по выходным.

При таком расписании студенту удается совмещать получение образования и работу. Так почему же форма обучения называется очно-заочной?

Очная часть

Определенный объем программы студенты осваивают с преподавателем на занятиях во время лекций, семинаров, лабораторных – совсем как их коллеги на дневном отделении. Очно сдаются все без исключения экзамены, практикумы, зачеты. Эта форма обучения гораздо глубже, чем заочная, погружает студента в процесс учебы.

Заочная часть

Несмотря на плотный график очных встреч с преподавателями (от пятнадцати до двадцати часов в неделю – для сравнения: на дневных отделениях предусмотрено около 40 часов аудиторных занятий), вечерникам все-таки приходится многое изучать своими силами и сдавать на проверку довольно приличное количество контрольных, рефератов, домашних заданий – это сближает их с заочниками.

В общем, выходит, как в рекламе: очно и заочно – это как два в одном флаконе.

Сроки и стоимость очно-заочной учебы

Среднестатистический студент очно-заочной формы обучения проводит в университете вдвое меньше времени, чем учащийся стационара, а значит, ему нужно больше лет, чтобы получить необходимые для работы по специальности знания. Диплом бакалавра на вечернем отделении (в документах, кстати, не указывается, в каком формате учился выпускник) в разных вузах выдают через 4,5–5 лет. Соответственно, на полгода-год увеличиваются и сроки учебы на программах специалитета и магистратуры.

Очно-заочная учеба так же, как и дневная, бывает платной и бюджетной. Стоимость контрактного обучения на вечернем отделении существенно ниже, чем договорного на той же специальности на дневном: обычно в 2–3 раза.

Минусы

Очно-заочная учеба не пользуется большой популярностью в силу ряда причин:

  1. Большие нагрузки. Трудно пережить рабочий день, который начался в восемь утра и закончился глубокой ночью. И так в течение 4–5 лет бакалавриата или 3 магистратуры.
  2. Сложный график. Не всегда удается идеально спланировать учебу и работу так, чтобы они нигде не пересекались.
  3. Нет отсрочки от армии.
  4. Даже отличникам не положена стипендия.
  5. Иногородние студенты не могут претендовать на общежитие.
  6. Учеба длится дольше.

Плюсы

Минусов хватает. Как тогда понять тех студентов, которые выбирают именно эту форму обучения? На то есть веские причины.

Во-первых, выпускник очно-заочного отделения гораздо опытнее своих коллег с дневного, ведь он полноценно трудился все пять-шесть лет учебы (ну или три года, если речь о магистратуре) – и это понимают работодатели. К тому же редкий начальник не оценит недюжинную выносливость и завидную целеустремленность, которыми надо обладать, чтобы благополучно окончить очно-заочное обучение.

Во-вторых, трудовой кодекс не оставляет очно-заочников тет-а-тет с их проблемами. Студентам вечерних отделений по месту работы положены льготы:

  1. Каждый учебный год до пятидесяти дней оплачиваемого отпуска для сдачи экзаменов, предусмотренных промежуточными аттестациями (сессиями или модульными контролями).
  2. Отпуск в общей сложности на четыре месяца для сдачи госэкзаменов итоговой аттестации и диплома (разбивается согласно учебному плану вуза).
  3. В последние десять месяцев учебы рабочая неделя по просьбе студента сокращается на семь часов (в этом случае неотработанное время оплачивается по 50-процентному тарифу).

Все эти льготы установлены только для студентов вузов, имеющих госаккредитацию. Кроме того, высшее образование, которое получает очно-заочник, должно быть первым.

Еще один неоспоримый плюс очно-заочного обучения – проходные баллы на вечернее отделение ниже, а вступительная кампания проводится позже, чем на стационар. Значит, этот вариант подойдет тем, кто не прошел по конкурсу на желаемую специальность, но сдаваться не намерен.

Заочное обучение подразумевает получение знаний дома, совсем без посещения вуза не обойтись, но это всего по паре недель зимой и летом. Прослушать лекции, сдать экзамены и зачеты, все это кажется легко и просто. На самом деле от студента требуется высокая самоорганизованность, которая дома дается очень нелегко. Как учатся заочники, легко им или тяжело, могут поведать только те, кто прошел весь институтский курс без отрыва от работы.

В вузы поступают далеко не все, не поступившим не стоит отчаиваться. У них есть возможность поступить на заочную форму обучения. Экзамены на заочку проходят позже, да и проходной балл зачастую ниже. А поступив, у студентов появляется возможность перевестись на очную форму. Некоторые абитуриенты целенаправленно подают документы на удаленную учебу, в основном это работающие люди. Для них такая учеба позволяет подняться по карьерной лестнице.

Некоторые студенты дневных отделений завидуют тому, как учатся заочники, не вникая в нюансы обучения, а их достаточно много. Заочная форма обучения имеет как плюсы, так и минусы. Основное преимущество — это свобода практически во всем. Однако не следует забывать, что экзамены сдавать все равно придется, причем преподавателям, которых совершенно не знаешь. К плюсам можно отнести следующее:

  1. Студенты проходят обучение по индивидуальным учебным планам. Это зависит от целей и возможностей учащихся;
  2. Возможность учится и работать одновременно. Работодатели всегда идут навстречу своему работнику, желающему получить высшее образование.
  3. Некоторые вузы предоставляют своим студентам обучаться дистанционно, применяя интерактивные методы.
  4. Заочное обучение дешевле очного, а это немаловажный аспект для многих.
  5. Возраст не имеет ограничений, поэтому никогда не поздно повысить свой жизненный статус.
  6. Общение с однокурсниками во время сессии дает много положительных эмоций, люди делятся друг с другом своим опытом, помогают советами.

Но не все так замечательно, у заочного обучения есть и минусы:

  1. Нет отсрочки от армии. Подойдет время призыва, и заочник отправится на службу.
  2. Студенческая бесшабашная жизнь остается за бортом. Во взрослой жизни даже вспомнить будет нечего.
  3. Весь курс обучения проходит практически наедине. Помощи ждать не приходится ни от преподавателей, ни от однокурсников.

И все же плюсов у заочки больше, чем минусов. Современному занятому человеку такой вариант учебы подходит больше. К преимуществам можно отнести и некоторые льготы, которыми пользуются студенты-заочники. Им предоставляются дополнительные отпуска, один раз в год оплачивается проезд в вуз для сдачи экзаменов, при условии успешной учебы.

Учиться заочно можно и в иностранном вузе. Этот вариант для тех, кто хочет получить диплом о втором высшем образовании, но не имеет возможности надолго выезжать за границу. Как учатся заочники в зарубежных вузах, в этой статье не рассматривается. Там много своих подводных камней. Вывод один — получить достойное образование можно в любом возрасте и в любом месте. Все зависит от желания и упорства будущих студентов.

Ответственность за результаты обучения на заочном отделении лежит на самом студенте: от его усилий, дисциплины, заинтересованности зависит то, насколько хорошо он будет знать основы своей специальности. Впрочем, если студент уже работает по профессии, параллельно получая образование, работодатели с большей долей вероятности выше оценят его опыт и навыки.

Как устроена заочная форма обучения?

Учебный план, объем знаний, которые требуются от студента на заочном отделении, не отличаются от плана и объемов на очной форме. Идентичны и дипломы. Тем не менее, заочнику не нужно посещать вуз 10 месяцев в году.

Обучение на заочной форме разделено на два семестра – осенний и весенний. В каждом семестре предусмотрены: установочная сессия, продолжительность 1–2 недели в октябре (осенний семестр) и в феврале (весенний семестр); экзаменационная сессия 2–3 недели в январе (осенний семестр) и в мае (весенний семестр).

Что такое установочная сессия?

Установочная сессия предваряет самостоятельную работу заочника. Во время «установки» студенты посещают лекции, а преподаватели дают вводную информацию, методические рекомендации, списки литературы для самостоятельного изучения. Студенты и преподаватели могут разбирать сложные вопросы, поднимают темы, которые будет трудно изучить самостоятельно. Учащимся раздают темы для курсовых и рефератов, списки вопросов для зачетов и экзаменов. В следующие полгода они готовятся к экзаменационной сессии.

Когда и как проходят сессии у заочников?

Установочная сессия проходит в начале семестра и занимает 1–2 недели. Как правило, ее проводят в октябре, затем — в феврале. Конкретные периоды обучения зависят от вуза и факультета.

Сколько лет учатся на заочном?

Продолжительность заочного обучения зависит от двух факторов: учебного плана и статуса студента. Как правило, на заочном отделении учатся дольше на полгода-год: дополнительные семестры снижают нагрузку на учащегося, позволяют распределить дисциплины равномернее.

Если студент получает второе высшее образование или поступает после колледжа, срок обучения можно сократить до 3,5 лет. Сокращают срок, засчитывая пройденные в прошлом дисциплины или составляя индивидуальную программу.

Отличие заочного образования от очного

Ключевое отличие заочного образования от очного — в формате обучения. Максимальный упор заочник должен делать на самостоятельную работу. Преподаватель дает лишь рекомендации, «дорожную карту», которой руководствуется студент.

Считается, что на заочном учиться проще, и подобный формат дает меньше знаний. Это не так: многие преподаватели предъявляют к таким студентам повышенные требования, тщательнее проверяют знания.

Преимущества и недостатки заочного образования

Поступив на заочное отделение вуза, студент сможет:

  • работать по специальности, получать опыт и навыки в интересующей его сфере. Это благотворно сказывается на резюме: заочник не теряет 5–6 лет на обучение;
  • заниматься в удобное время. Если у студента уже есть семья, дети, какие-либо финансовые обязанности, работа, ему будет сложно учиться не только на дневном, но и на вечернем отделении;
  • сэкономить. Дело не только в невысокой стоимости обучения, но и в необходимости арендовать квартиру на протяжении 10 месяцев и тратиться на еду. Заочная форма удобна, если вы хотите учиться в Москве, а проживаете в другом городе.

Главный недостаток заочной формы — акцент на самостоятельной работе. Здесь не всегда возможно получить помощь от преподавателя, задать дополнительные вопросы, досконально изучить сложную тему. Если студент по какой-то причине не смог сдать экзамен или зачет с первого раза, ему придется долго погашать «хвосты»: после сессии для заочников многие преподаватели уходят в отпуск.

Как поступить на заочное отделение в вуз?

Порядок поступления на заочное и очное отделения один. Если абитуриент получает первое высшее образование, он должен предоставить вузу результаты ЕГЭ по требуемым дисциплинам или сдает экзамены, которые проводят в стенах заведения. Если это второе высшее, в вузе могут принять решение и зачислить абитуриента на основе его предыдущего образования. Порядок поступления определяют индивидуально: в одних случаях студенту достаточно подать документы, в других — придется сдавать экзамены и набирать баллы.

Как проходит заочное обучение в вузе?

После зачисления студент сможет узнать даты установочной сессии. В сентябре или октябре он должен посетить вуз, получить необходимую информацию, а зимой — сдать экзамены. При успешной сдаче зимней и летней сессии его переводят на следующий курс. Через 3–5 лет заочник получает звание бакалавра и диплом об окончании вуза.

Если студент работает официально, работодатель обязан предоставить оплачиваемый учебный отпуск, который длится от 40 до 50 дней. Этот отпуск можно разделить на две сессии, а значит, не брать дополнительные отгулы, чтобы посетить лекции или сдать экзамены.

Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

Заочная форма удобна, избавляет от ненужной суеты, позволяет объединить обучение и работу по профессии. Ее выбирают не только из-за более выгодной цены: многие абитуриенты просто не хотят тратить несколько лет на посещение вуза и готовы к самообразованию. Это осознанный и рациональный выбор.

Категория: Образование, наука

В июле абитуриенты разделяются на две группы: те, кто поступил куда хотел, и те, кому это не удалось. Первые могут вздохнуть спокойно, вторым – предстоит снова принимать серьезные решения.

Вариантов много, поговорим об одном из них – поступление на заочное либо вечернее отделение ВУЗа.

До недавнего времени в обществе существовало стойкое мнение о «заочниках» и «вечерниках» как о студентах, которые учатся только «ради корочки». Дескать, знаний получить не стремятся, зачеты и экзамены «покупают» и так далее.

Однако в последние годы образ заочника стал меняться. Особенно – что важно – в глазах работодателей. Многие из них говорят, что обращают больше внимания не на форму обучения, а на уровень ВУЗа и главное – на уровень знаний и умений соискателя на должность.

Есть такое утверждение «научить нельзя – можно научиться». Другими словами, даже в самом лучшем ВУЗе на дневном отделении можно учиться так, что после окончания не останется ни знаний, ни навыков. А можно так эффективно учиться на заочном отделении, что стать высококлассным специалистом. Прежде всего, это зависит от целеустремленности студента.

Итак, представления о заочном обучении меняются. Сейчас заочник, особенно студент серьезного ВУЗа, это зачастую не тот, кто «не потянул» дневное отделение, а человек, осознанно решивший совмещать работу с учебой.

Ради чего? Во-первых, ради материальной независимости. В том числе, иногда человек поступает на платное вечернее отделение, чтобы иметь возможность самому зарабатывать на свое образование (кстати, стоимость такого обучения на том же факультете и в том же ВУЗе обычно значительно дешевле, чем на дневном отделении).

Кроме того, все больше студентов сейчас принимают решение как можно раньше начать работать по выбранной специальности. И действительно, практический опыт часто не заменить лекциями и семинарами. Студент получает возможность сразу применять свои знания на практике. Само обучение становится более целенаправленным и эффективным: ведь во время работы, студент понимает, каких знаний и умений ему не хватает для успешной деятельности.

Чаще всего студенты устраиваются стажерами в отдел, который их интересует. А по мере получения новых знаний в ВУЗе и нового опыта на практике имеют возможность двигаться по карьерной лестнице. В итоге, когда выпускники дневных отделений только первый раз устраиваются на работу, заочники и «вечерники» уже имеют устойчивые позиции в компании. Только нужно помнить о том, что это дается ценой очень насыщенного графика в течение пяти-шести лет, когда времени на отдых просто не остается.

Еще несколько нюансов:

  • Заочное/вечернее обучение требует высокого уровня самоорганизации. На дневном обучении вас ждут ежедневные лекции и семинары, постоянные контрольные, зачеты. По сути, программа вашего обучения расписана за вас, ваша задача – лишь встроиться в нее. На вечернем же и особенно на заочном отделении студенты в большей степени предоставлены сами себе. Вам придется научиться составлять себе программу занятий, самостоятельно контролировать себя и т.д. А преподавателей воспринимать, прежде всего, как консультантов. Все это не так-то просто для многих студентов, однако для некоторых такая свобода организации собственного обучения, наоборот, оказывается плюсом. Именно по этой причине заочную форму рекомендуют тем, кто получает второе высшее образование, так как предполагается, что человек уже освоил саму технологию обучения и ему не нужен пошаговый контроль преподавателя.
  • «Студенческая жизнь». Многие люди говорят о своем студенчестве, как о самом веселом времени в их жизни. Уже нет того контроля родителей и школы, еще нет семейных и профессиональных обязательств. И это беззаботное времяпрепровождение, конечно, прежде всего, относится к студентам-«дневникам». Как плюс же можно выделить то, что на вечернем и заочном отделениях часто обучаются люди, имеющие опыт работы по данной специальности, бывает, что они помогают своим более молодым сокурсникам устроиться на работу или стажировку в их компанию.
  • Молодым людям не стоит забывать, что только учеба на дневном отделении дает отсрочку от службы в армии. Этот момент тоже нельзя игнорировать при выборе вариантов обучения.
  • Заочникам и вечерникам обычно не предоставляется студенческое общежитие. Так что если вы намерены учиться в другом городе или просто жить отдельно от родителей, то нужно учитывать и то, что понадобятся дополнительные деньги на съем квартиры.

К выбору ВУЗа для обучения на заочном или вечернем отделении нужно подходить так же тщательно, как и в случае с дневным отделением. Ведь заочные, и тем более вечерние, отделения есть не во всех ВУЗах и не на всех факультетах. Бывает также, что на факультете качественное образование дается на дневном отделении, а на заочном – спустя рукава. Сейчас во многих ВУЗах заочникам разрешают посещать лекции вместе со студентами дневного отделения. А иногда вообще студенты, формально числясь на вечернем отделении, учатся на дневном.

Ну, и не забывайте и о том, что ваше поступление на заочное – не приговор, у вас есть шанс перевестись на дневное отделение. Для этого необходимо два условия. Во-первых, наличие свободных мест, а такие часто появляются уже после первой же сессии в результате отчисления нерадивых студентов-«дневников». Второе условие – отличная успеваемость.

Таким образом, если вы ни в какую не хотите расставаться с мечтой о выбранном ВУЗе или специальности, заочное либо вечернее образование – оптимальный вариант для вас. Качество вашего образования зависит, прежде всего, от вас: вашей целеустремленности, упорства, желания учиться и умения работать самостоятельно.

Многие совершенно напрасно думают, что учиться бесплатно, параллельно работая, не получится – за счет государства законодательством предусмотрена не только очная учеба. А вот есть ли бюджетные места на заочном отделении в конкретном вузе, это уже особый вопрос.

Далеко не все специальности предполагают возможность самостоятельно осваивать большую часть (примерно 70 %) программы, да и отношение в обществе (в первую очередь, у работодателей, во вторую – у самих вузов) к высшему заочному образованию, мягко говоря, скептическое. Поэтому Минобрнауки планомерно и целенаправленно уходит от этой формы обучения и сокращает бюджетные места на заочных отделениях, но тем не менее они есть.

Кто может учиться заочно бесплатно

По федеральному законодательству претендовать на бесплатное заочное обучение могут те, кто получает первое высшее образование, то есть большинство абитуриентов. Но по ФГОС чуть ли не половину всех специальностей можно освоить только очно, например, врачей учат исключительно в дневной форме.

Также на общероссийском уровне с 2018 года по инициативе Минобрнауки и Рособрнадзора в перечень специальностей, запрещенных для заочного обучения – бюджетного и платного – попала юриспруденция (в случае получения первого высшего образования). В ближайшем будущем такая же судьба постигнет менеджмент по профилю «государственное управление» и экономику. Некоторые университеты, например, Северо-Восточный федеральный, уже отказались от подготовки специалистов экономического профиля на заочных отделениях.

В остальном университеты и институты вправе самостоятельно решать, проводить заочное обучение или нет. Ярые противники такого формата – два крупнейших российских вуза МГУ и СПбГУ. С ними солидарен и лидер в области подготовки исследователей – прикладников и теоретиков – Новосибирский госуниверситет. В этих трех учебных заведениях нет ни одной специальности, которую можно получить заочно – хоть на бюджете, хоть платно. Невозможно без отрыва от работы учиться и еще в одном из самых престижных вузов России – МГИМО: университет тоже недавно полностью закрыл набор студентов на заочную форму обучения.

Вузы с заочным обучением на бюджете

И все же учеба без отрыва от производства очень востребована в масштабах страны, особенно в отдаленных от традиционных образовательных центров регионах. Согласно совместной статистике НИУ ВШЭ и Минобрнауки, доля заочников во всех российских вузах достигает 47 % от общего числа студентов. В абсолютном выражении цифра впечатляет – это 2,2 миллиона человек.

Конечно, далеко не все они учатся бесплатно, но все-таки есть достаточно большое количество университетов, институтов и академий с бюджетными местами на заочном отделении – среди этих вузов немало и престижных столичных. Например, в МосУ МВД для заочников ежегодно выделяется около 200 бесплатных мест (но в силу специфики вуза платно в нем вообще не учат ни в какой форме), в МГППУ (Московском психолого-педагогическом университете) и Финуниверситете при Правительстве РФ – по 25–30.

В основном заочный бюджет есть в вузах на специальностях нескольких направлений:

  • филология;
  • педагогика;
  • банковское дело;
  • бухгалтерский учет;
  • менеджмент;
  • социология;
  • строительство;
  • дизайн;
  • ветеринария;
  • машиностроение.

Вузы с бюджетными местами на заочном отделении

Несмотря на то что бесплатное заочное обучение становится редкостью, достаточно большому числу вузов государство продолжает выделять квоты на бюджетные места.

Санкт-Петербург

  1. Лесотехническая академия приглашает 406 человек, желающих на бюджетной основе заочно стать инженерами оборудования лесных комплексов, ландшафта и архитектуры, природопользования и технологами деревообработки.
  2. Университет Лесгафта: 205 мест для будущих тренеров, менеджеров в области спорта и спортивными педагогами.
  3. По 20–30 мест имеется в СПбГАУ (Аграрном университете) на специальностях, связанных с транспортной безопасностью, зоотехнией, агрономией и плодоовощеводством. 50 отведено на агроинженерию.
  4. 50 предлагает СПбГАВМ (Академия ветеринарной медицины) на программе, по которой готовят ветеринаров.
  5. В СПбГУГА (Университете гражданской авиации) есть 830 мест для будущих специалистов по эксплуатации воздушных судов, 200 – по сервису и организации перевозок и 442 – по технологии транспортных процессов.
  6. В СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича (Университете телекоммуникаций) выделено 170 бесплатных бюджетных мест на заочном отделении для интересующихся системами связи и цифровым телевидением.
  7. Будущие гидрологи и метеорологи могут учиться заочно на бюджете в СПбРГГМУ – 11 и 51 место.
  8. От 5 до 25 мест на разных факультетах можно найти в РГПУ им. Герцена, чтобы получить специальность учителя-предметника или психолога.
  9. Примерно столько же бесплатных мест для заочного обучения на разных специальностях в Институте им. Репина, Санкт-Петербургском филиале РАНХиГС, РГИСИ (Институте сценических искусств), ГУАП (Университете аэрокосмического приборостроения), СПбГИК (Институте культуры) и ЛГУ им. А. С. Пушкина.

Москва

В Москве с высшим заочным бюджетным образованием дело обстоит еще сложнее. Но на специальностях, в представителях которых страна остро нуждается, мест для бесплатной учебы не так уж и мало.

Например, в Открытой академии транспорта МИИТ на инженерные профили учиться за счет государства принимают сотни абитуриентов:

  • специалитет (11 железнодорожных профессий) – 835 мест;
  • бакалавриат (строительство, теплоэнергетика и техника, транспортные процессы и др.) – 154;
  • магистратура (те же специальности, что в бакалавриате) – 195.

РГАЗУ (Аграрный заочный университет) немного уступает МИИТ масштабами приема на заочные бюджетные места, но цифры тоже внушительные:

  • агроинженерия – 365 мест;
  • садоводство, агрохимия и почвоведение, агрономия – 150;
  • зоотехния – 96;
  • эксплуатация транспортных систем и комплексов – 94.

Бесплатно заочное обучение можно пройти в педагогических вузах Москвы: МПГУ, МГППУ, МГПУ. На бюджетную учебу без отрыва от производства пока еще набирают и столичные гуманитарные вузы – РГСУ, РГГУ, МГЛУ, ГЦОЛИФК, РАНХиГС, МГИК.

Самые благоприятные условия для будущих бюджетников-заочников предоставляют и технические и технологические вузы: Московский Политех, МГСУ, МАИ, МГУТУ им. Разумовского; РГУ им. Косыгина.

Немного легче попасть на бесплатное заочное обучение в вузы других городов России. Но за бюджетные места в любом случае придется побороться, хотя конкурс будет ощутимо меньше, чем на дневном. Если есть желание получить университетский диплом без отрыва от работы, откладывать учебу в долгий ящик не стоит – Минобрнауки намерено сокращать список специальностей и мест для бюджетного и платного заочного обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *