Надзорная полиция

Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции

1. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

2. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».

3. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

4. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Статья 51. Судебный контроль и надзор

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 52. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции

Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

О том, как в рабочем режиме происходит эта работа, говорим с начальником отдела по организации административного надзора Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по г. Москве майором полиции Алексеем БЛИЗНЮКОМ. Вместе с собеседником мы заранее просим прощения за «канцеляризмы», но материал в значительной степени носит справочный характер и в нём важно соблюсти документальную точность.

—Алексей Алексеевич, так на чьих плечах лежит контроль за пресечением рецидива со стороны указанной категории граждан и соблюдением установленных судом ограничений для них? И какими нормами руководствуются ваши коллеги?

— В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» осуществление административного надзора относится к компетенции органов внутренних дел.

В мероприятиях по административному надзору участвуют участковые уполномоченные полиции; сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность; дежурных частей территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов, отделений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Полномочия между данными органами и должностными лицами в части осуществления административного надзора распределены ведомственным актом — приказом МВД России от 8 июля 2011 года № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».

Тем не менее наиболее значимая роль в данном направлении деятельности отведена инспекторам по осуществлению административного надзора, которыми ежедневно проводятся мероприятия, направленные на реализацию упомянутого Федерального закона.

— В таком случае могли бы вы подробнее остановиться на компетенции этой категории работников?

— Предупреждаю, что это будет довольно длинный перечень, но при ответе на данный вопрос от языка формального документа нам не уйти. Итак, к компетенции инспекторов по осуществлению административного надзора относятся:

— организация работы по осуществлению наблюдения за поднадзорными лицами в течение срока административного надзора;

— реализация мероприятий за выполнением поднадзорными лицами установленных судом административных ограничений;

— подготовка и направление в суд административных исковых заявлений об установлении административного надзора, о продлении его срока либо о дополнении ранее установленных в отношении поднадзорного лица административных ограничений;

— взаимодействие в целях обеспечения эффективного профилактического воздействия на лиц, находящихся под административным надзором, с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также другими организациями, общественными объединениями и гражданами;

— анализ эффективности проводимой профилактической работы с поднадзорными лицами и внесение предложений начальнику территориального органа по её совершенствованию;

— проведение с поднадзорными лицами профилактических бесед, разъяснение им их прав и обязанностей, а также предупреждение об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и невыполнение предусмотренных Федеральным законом обязанностей.

Таким образом, инспекторы по осуществлению административного надзора осуществляют две главные функции — организационную и документального обеспечения.

— От обязанностей давайте перейдём к тому, какую роль в достижении цели административного надзора играет умение правильно организовать данную работу и выстроить контакт с лицами, отбывавшими уголовное наказание.

— Проявление личной инициативы в ознакомлении постовых полицейских, инспекторов ДПС ГИБДД с необходимой информацией о проживающих на обслуживаемой территории лицах, формально подпадающих под установление административного надзора либо состоящих под ним (приметами, фотографиями, судимостях, склонности к совершению отдельных видов противоправных деяний, перечнем ограничений и обязанностей), позволяет значительно расширить имеющиеся возможности полиции при осуществлении повсеместного контроля за поведением указанных лиц в общественных местах, а также за их образом жизни, передвижением, нарушением установленных судом административных ограничений.

Каждое лицо, состоящее под административным надзором, его поведение, образ жизни, связи, намерения совершать противоправные деяния и т. п. должны постоянно устанавливаться и анализироваться.

Для выполнения своей профилактической функции устанавливаемые при административном надзоре ограничения не должны носить формальный характер.

— Например? Что надо особенно учитывать?

— Например, в общении с лицами, находившимися длительное время в местах лишения свободы, стоит помнить, что некоторые слова и выражения, употребляемые в обиходе между простыми гражданами, для них имеют особой смысл и являются неприемлемыми.

Факторы социального неблагополучия, отсутствие официального источника дохода оказывают существенное влияние на причины совершения повторных преступлений, а также указывают на степень криминальной опасности лица, определяют порядок проведения с ним индивидуальной профилактической работы, в том числе путём активного применения мер административно-правового и уголовно-правового воздействия.

В этой связи также организована работа во взаимодействии с социальными службами, направленная на вовлечение поднадзорных лиц в трудовую деятельность.

— В заключение поделитесь региональной статистикой в отношении поднадзорных лиц.

— Сейчас на профилактическом учёте территориальных органов МВД России на районном уровне Москвы состоят 2319 поднадзорных лиц и 4315 формально подпадающих под действие указанного Федерального закона.

За истекший период 2020 года на профилактический учёт поставлены 252 поднадзорных лица, а также 218 лиц, подпадающих по формальным признакам под действие Федерального закона «Об административном надзоре».

Благодаря совместным усилиям инспекторов по административному надзору с сотрудниками других служб с начала года выявлено 1096 фактов несоблюдения административных ограничений и невыполнения обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре; 612 поднадзорных лиц привлечены к административной ответственности по статье 19.24 КоАП РФ.

В текущем году за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с Федеральным законом ограничения или ограничений возбуждено 18 уголовных дел по статье 314.1 УК РФ.

Артём КИРПИЧЁВ,

фото Руслана КРАХИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *