Налоги на авто в белоруссии

Президент РБ Александр Лукашенко подписал распоряжение «О дополнительных мерах по решению актуальных вопросов жизнедеятельности населения», в котором, помимо всего прочего, были затронуты волнующие водителей аспекты по транспортному налогу и техосмотру.

Сертификат отменили — про дорожный сбор забыли. Что происходит на станциях техосмотра после 1 апреля

В частности, глава государства поручил обеспечить «совершенствование порядка взимания государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении без привязки к прохождению техосмотра». Как передает , Лукашенко выбрал довольно странную формулировку, ведь совершенствовать пока что нечего. Закон, отвязывающий дорожный сбор от техосмотра, не принят.

«Деньги от госпошлины идут на ремонт дорог? Не верю!» Сегодня каждый третий водитель ездит без ТО

Как ранее отметил министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко, из-за привязки оплаты дорожного сбора многие белорусские водители отказались от прохождения техосмотра. В первую очередь это связано с неудобством процедуры и необходимостью за раз вносить немаленькую сумму денег.

— Прохождений техосмотра стало гораздо меньше. Нет определенной возможности уплаты в рассрочку. Подготовленным проектом указа эти вопросы решены. Предусмотрена возможность платить суммы за месяц, за три месяца. Это более комфортные условия, безусловно. Дорожный сбор ни к чему не будет привязан, а платить его можно будет через ЕРИП. Новый механизм позволит платить соответственно тому, ездит человек в этом месяце или нет: если использует автомобиль, то платит, если не ездит, то не платит, — пояснил министр.

Ездишь — плати. Камеры скорости научат проверять техосмотр

В беседе глава Минтранса подчеркнул, что контроль начнет осуществляться путем сравнения баз данных через систему видеофиксации. Если автовладелец не погасит дорожный сбор за период, в течение которого он эксплуатировал машину, то это зафиксируется. Штрафы будут начисляться в автоматическом режиме.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и калийных солей, устанавливаются в размерах согласно приложению 10 к настоящему Кодексу.

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти устанавливаются исходя из среднего за истекший налоговый период уровня цен на нефть сорта «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья согласно приложению 11 к настоящему Кодексу.

Для целей настоящей главы под средним за истекший налоговый период уровнем цен на нефть сорта «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья понимается сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении калийных солей устанавливаются в следующих размерах:

пять целых четыре сотых (5,04) белорусского рубля за добычу (изъятие) 1 тонны калийных солей (в пересчете на оксид калия) (далее в настоящей главе – специфическая ставка);

двенадцать (12) процентов (далее в настоящей главе – адвалорная ставка) от средневзвешенной цены калийных удобрений на внутреннем рынке и при экспорте (далее в настоящей главе – средневзвешенная цена).

Чтобы иметь право ездить по дорогам, собственники автотранспорта в большинстве цивилизованных стран должны платить транспортный налог. В Белoруссии он введен с 1 января 2014 года. Со временем сумма и условия оплаты госпошлины менялись не в лучшую сторону для ее жителей. Кто, когда и в каком объеме должен платить дорожный налог в РБ в 2019 году? Какие изменения в отношении размера и условий оплаты госпошлины ожидаются в 2020 году?

Что называют транспортным налогом

Транспортный налог представляет собой денежный взнос государству за выдачу разрешения на допуск машин к участию в дорожном движении, в народе именуется «дорожным сбором». Впервые жителей РБ о нем известил закон №96-З от 31 декабря 2013г. Причиной появления дорожного сбора стала большая нагрузка на республиканские и местные дороги из-за возрастающего с каждым годом количества автотранспорта.

Для компенсации наносимого дорогам ущерба каждый водитель должен платить в бюджет государственную пошлину, которая идет на ремонт поврежденных и строительство новых дорожных сетей. Исполнение обязательств по уплате налога регулируется 26 главой Налогового кодекса Белоруси.

Кто считается налогоплательщиком

Вносить транспортный налог должны все физические и юридические лица, на которых зарегистрирован хотя бы один автомобиль, автобус, мотоцикл или другое транспортное средство (статья 283 НК РБ). Исключение составляют только льготные категории плательщиков.

Платить госпошлину обязан именно собственник, даже если ездит на авто кто-то другой.

Когда и как часто осуществлять оплату

Какие сроки уплаты транспортного налога существуют в Беларуси? Госпошлину на ТС нужно оплачивать перед прохождением следующего техосмотра. Привязка к проверке технического состояния машины была сделана сразу в 2014г, когда дорожный сбор только ввели. Пройти техосмотр без его оплаты не получится – за этим строго следят исполнительные органы власти.

В зависимости от возраста машины и состава груза периодичность оплаты госпошлины может быть следующей:

  • 1 раз за 24 месяца в двойном размере– для молодых авто (до 10 лет). Так как техосмотр они проходят 1 раз в 24 месяца, оплата транспортного налога происходит с аналогичной периодичностью. Однако его сумма должна вноситься сразу за 2 года.
  • 1 раз за 12 месяцев – для ТС, возраст которых превышает 10 лет. Проходят техническую проверку 1 раз за год.
  • 1 раз за 6 месяцев в размере 0,5 суммы годовой пошлины – для транспорта, перевозящего людей или опасные грузы. Такие ТС проходят техосмотр 2 раза за год.

Многие жители РБ считают сумму дорожного сбора слишком большой для разовой оплаты. Поэтому часто задается вопрос, можно ли оплатить транспортный налог частями. Пока нельзя, но до 2020 года Министерство финансов обещало продумать этот вопрос и внести коррективы в систему транспортного налогообложения.

Сумма, предназначенная для внесения в бюджет

Сколько же нужно платить государству за использование дорог? Рассчитать сумму транспортного налога можно, умножив налоговую ставку на базовую величину (БВ). Два года назад базовая величина равнялась 23 бел. руб., с 1 января 2018 года – 24,5 бел. руб. С 1 января 2019 года БВ составляет 25,5 бел. руб., с 1 января 2020 года составила 27 руб.

Ставка пошлины зависит от следующих составляющих:

Александр Соловьев Высшее техническое образование. Пишу для портала качественные статьи на технические темы и не только Задать вопрос Для физических и юридических лиц ставки транспортного налога в 2019 году по одним и тем же видам ТС могут отличаться. К ИП применяются те же налоговые ставки, что и к физлицам.

Таблица ставок дорожного сбора

Ставки для юридических лиц: Ставки для физических лиц:
Максимально разрешенная масса Кол-во базовых величин Цена за год, BYN Максимально разрешенная масса Кол-во базовых величин Цена за год, BYN
Автобус с числом посадочных мест
до 20 включительно 12 306 12 306
от 21 до 40 включительно 17 433,5 17 433,5
свыше 40 22 561 22 561
Легковой автомобиль
не более 1 тонны 7 178,5 не более 1,5 тонны 3 76,5
более 1 тонны, но и не более 2 тонн 9 229,5 более 1,5 тонны и не более 2 тонн 6 153
более 2 тонн, но не более 3 тонн 11 280,5 8 204
более 3 тонн 14 336 11 280,5
Прицеп не более 0,75 тонны 5 120 2 51
Прицеп более 0,75 тонны 12 306 11 280,5
Прицеп-дача (караван) 7 178,5 5 127,5
Грузовой автомобиль
не более 2,5 тонны 12 306 8 204
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 17 433,5 17 433,5
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн 22 561 22 561
более 12 тонн 25 637,5 25 637,5
Прочее
Мотоцикл 3 76,5 2 51
Седельный тягач 20 510 независимо от разрешенной максимальной массы 20 510

Пользуясь данными из таблицы, можно самостоятельно вычислить размер госпошлины на любой транспорт.

Например, транспортный налог за 2020 год для владельца грузовой машины с максимально допустимым весом 3 тонны равен: 17*27= 459 бел. руб. В 2018 году он составил бы: 17*25,5 = 433,5 бел.руб.

А если возраст этого автомобиля до 10 лет, то собственнику пришлось бы уплатить двойную сумму сразу за 2 года: 867 бел. руб. и 833 бел. руб. соответственно для 2019 и 2018 гг.

Таким образом, сумма оплаты дорожного сбора может быть от 3 (для легковых авто) до 25 (для грузовых автомобилей) базовых величин, то есть от 76,5 до 637,5 бел. руб.

Помимо госпошлины на транспорт необходимо также заплатить за техосмотр. Стоимость обслуживания и проверки технического состояния автомобиля по разным регионам может отличаться.

Так, например, в Минске процедура техосмотра обойдется автолюбителю в 20-26 бел. руб., плюс дополнительно нужно будет оплатить сертификат о его прохождении (наклейка на лобовое стекло), стоимость которого составляет 7,35 бел. руб.

Расчет пошлины с помощью налогового калькулятора

Для расчета суммы налога, положенного уплате в бюджет, можно также воспользоваться калькулятором транспортного налога в Республике Беларуси за 2019 год по ссылке.

Калькулятор подсчитает пошлину за год. Если нужно рассчитать разовую сумму оплаты для молодых автомобилей возрастом до 10 лет, полученную сумму нужно умножить на 2 (сразу за 2 года), для машин-перевозчиков опасных грузов – поделить на 2 (они уплачивают каждые полгода).

Какие льготы предусмотрены по транспортному налогу

Многих интересует, как не платить транспортный налог в Беларуси и какие льготы в этом году по нему предусмотрены. В 285, 286 статьях НК РБ перечислены льготные категории юр. и физ.лиц, имеющие право в 2019 году оплачивать госпошлину на дороги по сниженным ставкам или не оплачивать вовсе.

Скидка 50% применяется для инвалидов 1-й и 2-й групп, а также ветеранов Великой Отечественной войны.

Не платят транспортный налог:

  • собственники ТС, предоставляющих транспортные услуги по перевозке инвалидов или полученных через госучреждения соцзащиты;
  • юрлица, использующие транспорт для предоставления бесплатных медицинских услуг (скорая помощь);
  • предприятия, осуществляющие с помощью автомобиля функции соцзащиты;
  • организации, подведомственные силовым, оборонным структурам государства, использующие государственные ТС по назначению;
  • владельцы транспорта общего пользования.

Негативным моментом считается отсутствие в 2019 году в Беларуси льгот по транспортному налогу для пенсионеров и многодетных семей. Только в 2014-2015 гг белорусские пенсионеры считались льготниками по дорожному сбору.

Александр Соловьев Высшее техническое образование. Пишу для портала качественные статьи на технические темы и не только Задать вопрос Хороший пример белорусским соседям подает Россия, где список льготных категорий граждан значительно шире. Среди них пенсионеры, инвалиды (1,2 гр.), герои СС, герои РФ, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, родители-усыновители, родители детей-инвалидов, многодетные семьи, владельцы ТС мощностью до 70 л.с. Также во многих российских регионах имеются скидки 20-50% на транспортный налог при установке ГБО (газовые авто), например, в Башкортостане, Ленобласти и других.

Способы оплаты госпошлины

Существует немало вариантов, как платить госпошлину. Организации и частные лица могут заплатить транспортный налог одним из следующих способов:

  • через инфокиоск или банкомат;
  • при помощи оператора банка по реквизитам;
  • в отделениях «Белпочты» (только для физических лиц и ИП);
  • через онлайн-банкинг ( с помощью системы ЕРИП).

Как оплатить дорожный сбор через ЕРИП

Легкий и быстрый метод оплаты транспортного налога без комиссии – через систему «Расчет» (ЕРИП). Для внесения безналичных денежных средств через ЕРИП нужно:

  1. Зайти через интернет на сайт Личного кабинета банка.
  2. Пройти идентификацию (ввести логин, пароль) и войти в ЛК.
  3. В меню услуг обозначить «дерево ЕРИП».
  4. На открывшейся вкладке выбрать «Прочие платежи».
  5. Нажать «Белтехосмотр».
  6. Кликнуть по разделу «Госпошлина» (для физлиц и ИП или юрлиц).
  7. В окно данных вписать номер Техпаспорта машины и ФИО (для физлиц)/ название юрлица. Нажать «Подтвердить».

Штрафные санцкии за неуплату

Штрафа для тех, кто ушел от уплаты госпошлины, в 2019 году нет. Но владелец автомобиля не сможет пройти техосмотр, пока не оплатит транспортный налог. А если его машину остановит сотрудник ГИБДД, то штраф за отсутствие сертификата техосмотра на первый раз составит 1-3 базовые величины. При повторных остановках автомобиля без необходимой документации штрафные санкции уже больше – от 2 до 5 БВ.

Эти показатели несравнимы с размером дорожного сбора на некоторые виды ТС (до 25 БВ). Поэтому часто водители не оплачивают госпошлину, предпочитая получить штраф.

Куда направляется налог на дороги в Беларуси

Жители Белоруси не всегда понимают, куда направляется уплаченный ими транспортный налог. Полученные деньги идут на строительство новых дорог и реконструкцию, ремонт уже сформированных дорожных покрытий. Госпошлина распределяется равномерно между республиканским и местным бюджетами. То есть 50% от взноса отправляется в бюджет РБ, остальные 50% – в местный бюджет. Такое распределение удовлетворяет не всех – плательщики недовольны, что в местные бюджеты приходит мало средств.

Власти намекнули, что, возможно, с 2020 года ситуация изменится – в бюджет РБ будет уходить лишь 25 % поступлений, остальное будет оставаться в распоряжении местных органов.

Случаи возврата пошлины

Часто собственники, недавно прошедшие техосмотр машины, но в скором времени решившие ее продать, задумываются, как вернуть транспортный налог за проданный автомобиль. Не стоит здесь ломать себе голову: вернуть его после пройденной процедуры техосмотра и получения разрешения на участие в дорожном движении не получится.

При продаже автомобиля уплаченный транспортный налог автоматически переходит на лицевой счет нового собственника. То есть покупатель ТС может не проходить проверку его технического состояния и не делать взносы в бюджет до истечения срока действия разрешения на участие в ДД, сделанного предыдущим владельцем.

Возврат или зачет транспортного налога в Беларуси, согласно 292 статье НК РБ, возможен в следующих случаях:

  1. Дорожный сбор уплачен ошибочно или в большей сумме, чем нужно;
  2. После уплаты пошлины, но до прохождения технического осмотра, владелец решает не пользоваться больше правом эксплуатации дорог РБ.
  3. Водитель получает отказ в допуске к участию в дорожном движении.

Возврат госпошлины не производится в случае, когда плательщик имеет задолженность по уплате налогов или начисленную неустойку.

Если дорожный сбор был излишне уплачен по вине сотрудника налогового органа, то плательщику возвращается не только уплаченная сумма, но и проценты на нее в размере 1/360 от ставки рефинансирования за каждый день с момента внесения денег плательщиком.

Зачет дорожного сбора может производиться не только в счет будущих платежей по транспортному налогу, но и в счет платежей или пеней по другим налогам (на доход, земельный, на имущество).

Возврат или зачет пошлины происходит по письменному заявлению собственника автомобиля, не позднее 5 лет с момента уплаты. За более позднюю подачу заявления налоговый орган вправе выплатить сумму излишка налога за вычетом процентов на нее в размере 1/360 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Рассмотрение заявления происходит в течение 3 рабочих дней при зачете или 15 рабочих дней при возврате.

Каких изменений стоит ждать в 2020 году

Ежегодно количество автомобилей, проходящих техосмотр, сокращается на 15-20 %, в то время как количество участников дорожно-транспортного движения растет. Объяснить это легко: владельцы автомобилей избегают прохождения техосмотра из-за привязки к нему уплаты транспортного налога.

Не каждый автолюбитель способен внести одновременно всю сумму госпошлины и плату за техосмотр. Поэтому, в ущерб безопасности на дороге, часть водителей не проводят технический осмотр своих автомобилей. Они считают более предпочтительным получить штраф, который обычно в разы меньше самого дорожного сбора.

Госпошлина на транспорт имеет место во многих странах мира. В России она рассчитывается по мощности движка, Казахстане – по объему двигателя, Латвии – по объему выброса газов в атмосферу, Германии – по объему выброса газов, расходу бензина или весу (для электрокаров). А вот, например, в США дорожный сбор вложен в цены на бензин.

Представители власти уже давно поняли, что необходимы капитальные изменения в системе налогообложения собственников автотранспорта за пользование дорожными сетями. Еще в октябре 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что уплату транспортного налога в 2019 году отвяжут от техосмотра и разрешат автовладельцам оплачивать взнос по месяцам, по заявительному принципу.

Александр Соловьев Высшее техническое образование. Пишу для портала качественные статьи на технические темы и не только Задать вопрос Также в 2018-2019гг выдвигались предложения о включении госпошлины в цену на бензин. Это стало бы оптимальным, справедливым вариантом, так как напрямую учитывало бы интенсивность использования транспорта, а соответственно, дорожного покрытия. Однако и у этого предложения нашлись противники.

Автолюбители Беларуси ждали нововведений сначала с 1 января, затем с 1 апреля и далее с 1 июля 2019 года. Однако за обещаниями Правительства ничего не последовало даже осенью. До сих пор собственники машин так и платят дорожный налог по старому принципу.

Интересные документы

  1. Ответы на обращения граждан, обратившихся с вопросами по общереспубликанским проблемам накануне и в ходе встречи Главы государства с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ «Большой разговор с Президентом» 1 марта 2019 г.
  2. Проект Указа «О платежах за участие в дорожном движении»

Последние новости

В Минфин поступило много писем от населения РБ с предложениями об отмене госпошлины или снижения ее размера до 1 базовой ставки. Людей интересует, когда отменят транспортный налог и есть ли шанс, что произойдут хотя бы обещанные в 2018 году изменения.

Осенью 2019 года в Министерстве финансов готовится Указ Президента «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети». По нему уплату пошлины должны отделить от процедуры прохождения техосмотра. Автолюбители смогут разделить оплату дорожного сбора по месяцам и уплачивать его по собственным заявлениям.

То есть, каждый собственник авто сможет вносить налоговый сбор за тот период, когда он непосредственно пользовался транспортным средством, в другие же периоды – не уплачивать его. А к тем, кто внесет сразу всю сумму за год, будет применен понижающий коэффициент транспортного налога 0,8 (годовая оплата будет снижена на 20%).

Изменится и система штрафных санкций за невыполнение налоговых обязательств – при неуплате будет назначен штраф в двойном размере.

Контроль за выполнением налоговых обязательств будет обеспечиваться за счет установленных на дорогах камер фото- и видеофиксации, а также информации о фактической оплате из базы системы ЕРИП.

Указ вступит в силу не раньше, чем с 1 января 2020 года. Насколько правдоподобны намерения Правительства и как скоро произойдут реальные изменения, понять сложно. Ведь, помимо простого желания ввести закон в силу, необходима подготовленность технической базы контроля за исполнением всех прописанных в нем пунктов.

Изменения в порядке допуска транспортного средства к участию в дорожном движении

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 30 декабря 2019 года подписал указ №492, которым комплексно корректируется перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан.

Согласно указу отменяется необходимость оформления:

  • талона к водительскому удостоверению;
  • сертификата о прохождении государственного техосмотра транспортных средств;
  • а также, со 2 января 2020 года для прохождения техосмотра больше не нужно предъявлять водительскую медсправку.

Транспортный налог считается денежным взносом в государственный бюджет владельцами машин за пользование дорогами в РБ. Размер налога зависит от базовой ставки, вида и веса автомобиля, а также от количества посадочных мест (в случае автобусов). Из-за того, что госпошлина в 2019 году привязана к техосмотру, часть водителей перестали проходить техосмотр, подвергая опасности себя и других участников дорожного движения. Еще с 2018 года намечаются перемены в системе транспортного налогообложения Беларуси. Время покажет, произойдут ли какие-то изменения в этом направлении в 2020 году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *