Нарушение прав человека и их защита

СТАТЬЯ №21. ПРАВО НА ДЕМОКРАТИЮ

«1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе
в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

В Зимбабве сотни правозащитников и членов главной оппозиционной партии «Движение за демократические перемены» были арестованы за участие
в мирных собраниях.

В Пакистане были арестованы тысячи адвокатов, журналистов, правозащитников и политических активистов за требования демократии, власти закона и независимого судопроизводства.

На Кубе в конце 2007 года 62 политических заключённых были оставлены в тюрьмах за их ненасильственные политические взгляды или деятельность.

РЕЗЮМЕ

Права человека существуют, как это определено во Всеобщей декларации прав человека и целом ряде международных законов по правам человека. Они признаны — по крайней мере, формально — большинством государств и легли в основу конституций многих стран. Но реальность сегодняшнего мира далека
от идеалов, отражённых во Всеобщей декларации.

Для некоторых полная реализация прав человека является далёкой и недостижимой целью. Обеспечивать соблюдение даже международных законов по правам человека нелегко, а на рассмотрение жалобы могут уйти годы и огромная сумма денег.
Эти международные законы выполняют ограничивающую функцию, но только их недостаточно для обеспечения адекватной защиты прав человека, о чём свидетельствует жестокая реальность нарушений, совершаемых ежедневно.

По всему миру дискриминация достигла ужасающих масштабов. Тысячи человек оказались в тюрьмах за выражение своих убеждений. Пытки и лишение свободы по политическим мотивам, нередко без судебного разбирательства, распространены повсеместно, это происходит с молчаливого согласия даже в некоторых демократических странах.

Но вы можете изменить положение дел. Прочтите отчёты о положении дел в области прав человека по всему миру.

Приобретите брошюры «История прав человека» в нашем книжном интернет-магазине и распространите их в своём регионе — как среди тех, кого вы знаете, так и в правительстве вашей страны.

Понятие адвокатского запроса и требования к нему содержатся в ст. 6.1 Закона об адвокатуре, согласно которой адвокат вправе в установленном порядке направлять в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в общественные объединения и иные организации официальное обращение по вопросам предоставления справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано, если субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями, нарушены требования к форме, порядку оформления и направления запроса, запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Согласно ст. 6 Закона об адвокатуре адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном ст. 6.1 Закона. Названные органы и организации обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии, а также собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством РФ.

На практике госорганы зачастую отказывают в предоставлении сведений по адвокатским запросам, ссылаясь на тайну либо отсутствие доверенности.

Например, в моей практике были следующие случаи. Представляя интересы доверителя в деле об усыновлении, я направил в краевой департамент ЗАГС адвокатский запрос о выдаче справки о смерти отца доверителя. Указанные сведения были необходимы для разрешения спора по существу. Однако в их предоставлении было отказано, так как отсутствовала доверенность на получение сведений о смерти согласно требованиям Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Сложность состояла в том, что, во-первых, доверитель постоянно проживал в Италии, судебный процесс по усыновлению проходил там же, а отец доверителя умер в России.

Во-вторых, не было точной информации о месте смерти отца. По этой причине оформлять доверенность в Италии и впоследствии переводить ее и направлять в Россию не было оправданным. Итальянский суд также не истребовал данные документы. В итоге необходимая информация получена не была.

Другая ситуация была связана с защитой обвиняемого по уголовному делу. Я направил в медицинское учреждение адвокатский запрос о предоставлении сведений, касающихся диагноза потерпевшего по делу при госпитализации, а также о необходимости приобретения каких-либо медицинских препаратов (лекарств). Указанные сведения были необходимы для оказания потерпевшему материальной помощи. Их можно было получить только от медицинского учреждения, поскольку родственники потерпевшего скрывали информацию о состоянии его здоровья. Однако медучреждение отказалось дать сведения, так как они в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья) составляют медицинскую тайну.

По большому счету подобные ситуации складываются чуть ли не при любом обращении адвоката с запросом о предоставлении сведений, касающихся третьих лиц.

Однако стоит обратить внимание, что, например, согласно ст. 13 Закона об охране здоровья предоставление составляющих врачебную тайну сведений без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, а также суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; по запросу органов прокуратуры – в связи с осуществлением прокурорского надзора; по запросу органа уголовно-исполнительной системы – в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.

Таким образом, адвокат, оказывая юридическую помощь доверителю в соответствии с требованиями Закона об адвокатуре, фактически ограничен в получении сведений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. У доверителя, в свою очередь, доступ к правосудию также лимитирован, что является нарушением его конституционных прав.

Особенно актуальна данная проблема при участии адвоката в уголовном судопроизводстве, поскольку неполучение защитником каких-либо сведений (например, отказ в предоставлении карты вызова скорой помощи, сведений о диагнозе потерпевшего по делам о преступлениях против личности, даты и времени регистрации сообщения о преступлении в КУСП УМВД или КРСП СК, даты и времени поступления на экспертизу материалов по делам о наркотиках и т.д.) зачастую приводит к фатальным для доверителя последствиям.

Например, адвокат, получив отказ в предоставлении указанных сведений по адвокатскому запросу (а впоследствии и по ходатайству, направленному следователю и суду), лишен возможности заявить мотивированное ходатайство об исключении доказательств либо прекращении уголовного преследования его доверителя, так как правоохранительные органы и суд неохотно истребуют доказательства по ходатайству стороны защиты.

Кардинальному решению проблемы может способствовать, на мой взгляд, внесение поправки в ст. 6.1 Закона об адвокатуре, согласно которой адвокат может получить сведения, касающиеся третьих лиц, если это напрямую затрагивает интересы доверителя либо орган предварительного следствия или суд отказали в самостоятельном истребовании указанных сведений.

Принцип права— императивная норма, имеющая более высокое значение в правовой системе, нежели иные правила, поскольку имен­но он определяет смысл и содержание нормативных правовых актов; на него вправе опираться правоприменитель, когда сталкивается с пробелом в праве. В то же время принципы — это идеальные установ­ки, определяющие смысл и содержание нормативно-правового регу­лирования тех или иных общественных отношений, но в праве воз­можны и отклонения от них.

Принципы прав человека— это основополагающие начала, обес­печивающие единство самого понятия «права человека» и способст­вующие единому восприятию прав человека через призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, соли­дарности и справедливости.

Конституционные принципы прав человека— это закрепленные в Основном законе страны основополагающие начала, постулаты, на которых построена система прав человека, обеспеченные особыми го­сударственными мерами охраны и защиты.

Принципами прав человека являются следующие:

Принцип нравственного и глобального гуманизма. От него производны остальные принципы, опирающиеся на такие его ценности, как добро, справедливость, человечность.

Принцип уважения человеческого достоинстваутверждает зна­чимость всякой человеческой личности вне зависимости от ее соци­ального статуса. Он сформулирован как максима основных законов всех демократических государств: «Человеческое достоинство нена­рушимо»; предполагает уважительное отношение к каждому со сто­роны других людей, а также общества и государства.

Принцип свободы прав человекавыражает идею защиты челове­ка от произвола сильных или наделенных властью, освобождения от патерналистской опеки и диктата с чьей-либо стороны. Человек свободен, только если способен сооб­разовывать свое поведение с законами человеческой природы. Абсо­лютная несвобода порождает полную безответственность.

Принцип равноправия. Это важное условие межличностных от­ношений, в которых проявляется признание в каждом человеке лич­ности и полноправного члена человеческого союза.

Правовое равенство— универсальный способ выражения юри­дического равновесия, т.е. сочетания интересов отдельных людей, от­дельных социальных групп и слоев населения, разных народов и на­циональностей .

Равноправие— принцип и фундаментальное право (наряду со свободой) человека, порождающее многие другие права, например, право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие и т.п.

Принцип солидарности прав человека. Солидарность основыва­ется на взаимном признании прав, на обязанностях и ответственно­сти. Каждый в результате сотрудничества добивается того, чего он не мог бы достичь в одиночку.

Принцип демократии. Его главный смысл для прав человека свя­зан с характеристикой особой социальной среды (общественными от­ношениями, которые гарантировали бы права человека), способами осуществления субъективных прав, формированием практики поли­тического участия и гражданственностью личности.

Принцип толерантности (терпимости)— особый принцип прав человека, утверждающий уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуально­сти. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения.

Принцип справедливости.Справедливость — понятие о долж­ном, гуманистическом представлении о человеке, неотъемлемости его прав, гармоничности межличностных и общественных отношений. Справедливость — это некая середина между излишком и недостат­ком (Аристотель).

Справедливость присутствует как оценочный фактор в процессах осуществления прав; по форме и существу пользование и реализация прав должны отличаться той правильностью, пропорциональностью, честностью и беспристрастностью, что будет свидетельствовать о на­личии справедливости.

Назовем конституционные принципы прав и свобод человека и гражданина:

Всеобщность и неотчуждаемость(ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Основные права не октроированы (дарованы) государством, сам факт рождения человека наделяет его правами. Принцип неотчуж­даемости имеет два значения: государство не вправе изъять или ограничить без веских основа­ний конституционные права и свободы; человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права.

Единство прав, свобод и обязанностей, согласно которому лю­бые субъективные права человека и гражданина практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обя­занности предполагают чье-то право требовать их исполнения.

Равенство всех перед законом— наделение государством всех без исключения своих граждан в равной мере правами и обязанностями.

Непосредственное действие. Независимо от существования нор­мативных правовых актов, конкретизирующих основные права чело­века, государственные органы обязаны их соблюдать.

Гарантированность и защищенность государством— создание органами государственной власти и органами местного самоуправле­ния условий для реализации прав и свобод и действенных механиз­мов их защиты.

Эти принципы определяют основные направления политики Рос­сийского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются основой его правового статуса.

Последняя редакция Статьи 45 Конституции РФ гласит:

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Комментарий к Ст. 45 КРФ

1. Содержание комментируемой статьи тесно связано с положением ст. 2 Конституции РФ, провозгласившей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Реализация этой гуманной конституционной нормы требует государственной гарантии, с одной стороны, и предоставления каждому возможности самому защищать свои права — с другой, что и отражено в данной статье.

Круг прав и свобод человека и гражданина разнообразен. Он включает права и свободы, закрепленные в самой Конституции: право на жизнь, достоинство личности, на свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право на объединение, на жилище, образование, свободу совести, вероисповедания, мысли и слова и многие другие. Эти конституционные нормы соответствуют общепризнанным мировым стандартам прав и свобод. Под защитой государства находятся также права и свободы, закрепленные в законах, других нормативных актах, в актах индивидуального характера, которыми персонально предоставляются те или иные права.

Речь идет обо всех правах и свободах, которыми обладает человек, поскольку в ст. 55 Конституции установлено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались пустой декларацией, а были предоставлены и защищены на деле. Такое понимание прямо вытекает из установленного в ст. 18 Конституции положения о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшее значение в связи с этим принадлежит органам законодательной власти Федерации и ее субъектов. Именно они призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Речь идет и об отдельных законах, и о кодифицированных актах, таких, как ГК, СК и др. Многие законопроекты, касающиеся прав и свобод, находятся на рассмотрении Федерального Собрания.

Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств, гражданское законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности и др. находятся в исключительном ведении Федерации. В то же время ряд вопросов, относящихся к проблеме прав и свобод, находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов: в частности, защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство. Все это должно на всех уровнях обеспечивать защиту конституционных и иных прав и свобод.

Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, в частности специальные структурные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой важнейшей государственной задачи (подразделения, которые занимаются рассмотрением поступающих к Президенту жалоб, предложений и других обращений по вопросам гражданства, реабилитации жертв политических репрессий и др.).

Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, Министерство труда и социального развития обязано принимать меры к обеспечению пенсионных прав граждан, МВД — решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.

Конституция предусматривает существование высокой государственной должности Уполномоченного по правам человека в РФ. ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» принят Федеральным Собранием 26 февраля 1997 г. В этом Законе отмечается, что должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения, гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В Законе определена компетенция Уполномоченного, организационные формы и условия его деятельности. Указывается, в частности, что он рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действие (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Закон наделяет Уполномоченного по правам человека надежными гарантиями независимости и неприкосновенности.

В деле защиты прав и свобод человека и гражданина видное место отводится прокуратуре, которая действует на основании Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», в ред. от 17 ноября 1995 г. (Ведомости РФ. 1995. N 47. ст. 4472). Зашита прав и свобод человека и гражданина — одна из главных задач прокуратуры. В целях ее реализации она осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (в ред. ФЗ от 10 февраля 1999 г.).

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления, жалобы и иные обращения. Ответ прокурора на обращение должен быть мотивированным. Если жалоба не удовлетворена, заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.

Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокурор не только рассматривает и проверяет жалобы и иные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, но и разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Важнейшей государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является судебная защита (см. комм. к ст. 46).

Законодательство, касающееся прав и свобод граждан, должно соответствовать требованиям Конституции и никоим образом не создавать какие-либо преграды для защиты их прав и свобод, гарантируемых государством. В связи с этим необходимо отметить особое значение, которое имеет осуществление Конституционным Судом РФ его функции конституционного контроля. Применительно к рассматриваемой проблеме большой интерес представляет Постановление Суда от 2 февраля 1996 г. N 4-П по делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК в связи жалобами ряда граждан (СЗ РФ. 1996. N 7. ст. 701). Оно вынесено по делу, связанному с применением уголовно-процессуального законодательства, но имеет и общее значение.

В этом Постановлении говорится, в частности, что в соответствии со ст. 2 и ч. 1 ст. 45 Конституции государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами при осуществлении уголовного судопроизводства. Такая обязанность лежит прежде всего на законодателе, который в целях эффективного восстановления прав участников уголовного процесса определяет процедуры пересмотра неправосудных решений. Эти процедуры должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных, ведомственных или личных интересов.

Использование права на обращение за защитой своих прав и свобод в суд и другие органы в ряде случаев требует от них правовой подготовки, знания законов, процессуальных правил. Это обстоятельство также учтено в Конституции, статья 48 которой гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Такую помощь призваны оказывать работающие в юридических консультациях адвокаты. Юридическая помощь, оказываемая адвокатами гражданам и организациям, разнообразна. Сюда входят: консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера; представительство в судах, других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; участие в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, ответчиков и др. В ряде случаев юридическая помощь оказывается бесплатно (см. комм. к ст. 48).

2. Комментируемая часть 2 служит как бы дополнением предыдущей части. Наряду с обеспечением государственной защиты прав и свобод граждан она легализует и поощряет их инициативу, самостоятельное совершение каждым не запрещенных законом активных действий, направленных на защиту своих прав и свобод.

Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений, организаций. Порядок рассмотрения таких обращений и принятия по ним решений определен ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (см. комм. к ст. 33).

Конституция предоставляет каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Обращения граждан к общественным объединениям за помощью также является одним из способов, нередко весьма эффективным, защиты своих прав и свобод. Праву обращаться к общественным объединениям за правовой защитой соответствует обязанность осуществлять ее, что отражено в их уставах. Применительно к профсоюзам это право записано в ФЗ от 2 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (С3 РФ. 1996. N 3. ст. 148). В ст. 11 Закона предусмотрено, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов работников — независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество «Мемориал», комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский центр по правам человека, Фонд защиты гласности, комитет за гражданские права и др. Эти организации оказывают конкретную помощь в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, занимаются просветительской деятельностью, оказывают ощутимое влияние на формирование общественного мнения по проблеме прав человека внутри страны и в других странах, а также на государственную политику в этой сфере.

В последние годы для отстаивания социально-экономических прав широко использовались митинги, шествия и пикетирование, а иногда и забастовки (см. комм. к ст. 31). Апелляция к трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод граждан, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.

Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, в другие средства массовой информации.

В ч. 2 комментируемой статьи подчеркивается, что использование гражданином права защищать свои права и свободы должно осуществляться способами, не запрещенными законами. Это требование согласуется с общим конституционным положением о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Право защищать свои права и свободы включает в себя как приведенные выше интеллектуальные способы, так и разрешенные законом физические. К последним относятся право на самооборону, или, как оно сформулировано в ст. 37 УК, «необходимая оборона», а также «крайняя необходимость» (ст. 39 УК и ст. 2.7 КоАП).

В ст. 37 УК предусмотрено, что не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам либо органам власти. Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства.

Институт крайней необходимости в ст. 39 УК предусматривает, что не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемых законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Для защиты от нападения в отдельных случаях может применяться оружие. Правила, касающиеся приобретения оружия гражданами России и условий его применения, изложены в Законе РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (СЗ РФ. 1996. N 51. ст. 5681). Различные правила установлены для различных видов оружия. Например, газовое оружие самообороны граждане могут приобретать по выдаваемой органом внутренних дел открытой лицензии с последующей ее регистрацией в двухнедельный срок, а аэрозольные устройства — без получения лицензии.

В ст. 24 Закона указывается, что оружие может применяться для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда возраст их очевиден или известен, кроме случаев совершения ими вооруженного либо группового нападения.

Сходна с необходимой обороной впервые введенная ГК норма о самозащите гражданских прав, допускаемая без обращения к суду. В соответствии с его ст. 14 способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Это значит, что самозащита возможна при наличии трех условий: нарушение права, необходимость пресечь его и соразмерность принимаемых мер для пресечения характеру правонарушения. Примером самозащиты является удержание вещи с целью обеспечения исполнения обязательства до момента его исполнения должником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *