Национальные стандарты

Пользователи профессиональных систем «Техэксперт» неоднократно задают следующие вопросы:

  • Можно ли применять отмененные ГОСТы?
  • Можно ли применять ГОСТ, принятый, но не вступивший в действие?
  • Если документ по стандартизации включен в доказательную базу технического регламента и к настоящему времени уже отменен — какой документ применять: отмененный или документ, который утвержден взамен?
  • Можно ли пользоваться ГОСТ Р, который не издан в качестве официального печатного издания?
  • Как быть, если известно, что ГОСТ Р утвержден взамен предыдущего, но не опубликован?
  • Можно ли использовать при производстве продукции документы по стандартизации, не включенные в Перечень документов доказательной базы технических регламентов, например, зарубежные стандарты, стандарты российских организаций, собственные технические условия?

Следует разобраться.

1. В первую очередь давайте вспомним, что национальные стандарты и другие документы по стандартизации являются не нормативными правовыми актами, а документами добровольного применения. Поэтому, несмотря на то что процедуры подготовки, утверждения, опубликования, вступления в действие, отмены документов по стандартизации (например, см. ПР 50.1.074-2004 «Подготовка проектов национальных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение правок в стандарты и подготовка документов для их отмены») внешне похожи на аналогичные процедуры с нормативными правовыми актами, по своей юридической природе они носят совершенно иной характер.

Рассмотрим это на примере национальных стандартов.

В данном материале речь не идет об особенностях применения стандартов в области обороны и безопасности, указанных в статье 5 Федерального закона «О техническом регулировании» (N 184-ФЗ от 27.12.2002).

1) Разработчик национального стандарта разрабатывает проект его содержания, проводит публичные обсуждения и представляет проект стандарта на экспертизу в соответствующий технический комитет.

Технический комитет проводит экспертизу проекта и в случае положительного решения представляет проект стандарта на утверждение в Росстандарт. Что означает положительное решение по экспертизе технического комитета? Это означает, что с содержащимися в стандарте требованиями, правилами и характеристиками согласны авторитетные эксперты в данной области — члены технического комитета и, кроме того, данный стандарт обсужден предварительно с профессиональным сообществом.

2) Затем проект национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации РФ, т.е. Федеральное агентство по техническому регулированию, стандартизации и метрологии (Росстандарт), для утверждения.

В процессе утверждения подразделениями Росстандарта и подведомственными Росстандарту учреждениями проводится проверка:

  • выполнения установленных процедур подготовки и обсуждения проекта стандарта, комплектации сопроводительной документации;
  • соответствия требований стандарта положениям технических регламентов, действующему законодательству.

Наконец проводится издательское редактирование текста стандарта.

В случае положительного заключения проект стандарта утверждается приказом Росстандарта. В приказе Росстандарта, утверждающем данный национальный стандарт, также содержится указание, с какого момента он вводится в действие (в ПР 50.1.074-2004 рекомендовано не менее чем через 9 мес.) и взамен какого стандарта он принят. А предыдущий стандарт в свою очередь отменяется.

Итак, что означает утверждение национального стандарта приказом Росстандарта? Это значит, что стандарт прошел экспертизу авторитетных экспертов, обсуждение с профессиональным сообществом, проверку на соответствие техническим регламентам и действующему законодательству, отредактирован и рекомендован для применения предприятиями соответствующей отрасли.

Почему рекомендован? Потому что он добровольного применения. А что тогда означает дата его введения в действие? По существу, это ничего не значит. Это, с нашей точки зрения, анахронизм советских времен, когда ГОСТ вводился как обязательный документ. Тогда это имело значение, поскольку давало время предприятиям подготовиться к применению принятого стандарта.

Таким образом, вступление в действие национального стандарта, а также его отмена имеют совершенно другое значение по сравнению с вступлением в силу или отменой нормативных правовых актов.

Поясним это на примерах.

2. Можно ли применять национальный стандарт до «вступления его в действие»?

Новый стандарт, как правило, основывается на современном уровне развития технологий, требований к качеству продукции и требований безопасности. Применение его может дать предприятиям конкурентное преимущество на рынке. Поэтому предприятие само решает, когда его применять.

3. Можно ли применять национальный стандарт, который официально не опубликован?

Если вы знаете, что стандарт утвержден, если получили его текст, например, от разработчика, технического комитета, из другого источника, и при этом вы уверены в достоверности текста, то что мешает его применять? Но решение о применении или неприменении принимает само предприятие.

4. Обязательно ли наличие на предприятии только официальных изданий ГОСТов, или можно пользоваться текстами стандартов, содержащимися в электронных справочных системах?

  • актуализированные, проверенные редакции документов;
  • ссылки;
  • комментарии, консультации;
  • единое поисковое пространство;
  • аналитические сервисы: сравнение ГОСТов, история стандартов и т.д.

Итак, электронно-справочными системами можно смело пользоваться в полной мере, но следует выбрать ту, которой вы больше доверяете, и которая вам больше нравится.

5. Можно ли пользоваться отмененным ГОСТом?

В определенных случаях — да. Здесь несколько ситуаций.

а) Предприятие поставляет продукцию по контракту, а требования к продукции установлены в соответствии с ГОСТами, указанными в приложении к контракту. За время выполнения контракта некоторые стандарты отменены, взамен них появились новые. Какими ГОСТами руководствоваться предприятию?

В данном случае предприятие должно, выполняя контракт, изготавливать продукцию по «отмененным» ГОСТам, а заказчик не вправе требовать применения новых стандартов, разве что по соглашению сторон.

Ссылка контракта на документы по стандартизации — это тот случай, когда документы добровольного применения становятся обязательными для производителя, но, естественно, в рамках данного контракта.

б) Предприятие выпускает продукцию по отмененному ГОСТу, и у этой продукции есть потребитель, а требования даже отмененного ГОСТа не противоречат техническому регламенту в данной области или соответствующего технического регламента еще не существует. Такая ситуация возможна. Опять же решение принимает предприятие.

В продолжение вышесказанного следующий важный вопрос.

6. Если документ по стандартизации включен в доказательную базу технического регламента и к настоящему времени уже отменен — какой документ применять: отмененный или документ, который утвержден взамен?

Эта дилемма встречается сплошь и рядом и не только в России.

Ситуация 1

Документы по стандартизации включены в доказательную базу технического регламента для применения на обязательной основе. В течение какого-то времени взамен них приняты новые. Какими, новыми или предыдущими, пользоваться?

Ответ: пользоваться теми документами, которые непосредственно включены в перечень документов доказательной базы технического регламента применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований этого технического регламента. Примером может являться Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (ФЗ N 384-ФЗ от 30.12.2009).

Во исполнение Технического регламента принято Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, утверждающее «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, ссылки из нормативных правовых актов на документы добровольного применения делают применение данных документов обязательным в тех пределах, которые указаны в нормативном правовом акте.

Ситуация 2

Во исполнение Технического регламента РФ «О требованиях пожарной безопасности» (ФЗ N 123-ФЗ от 22.07.2008) в качестве доказательной базы приняты:

  • распоряжение Правительства РФ N 304-р от 10.03.2009, утверждающее «Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия»
  • приказ Росстандарта N 474 от 16.04.2014, утверждающий «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Приказом Росстандарта утвержден перечень документов по стандартизации в качестве доказательной базы, применяемой на добровольной основе. В течение какого-то времени, включенные в перечень документы могут быть отменены и заменены новыми. Вопрос: новыми или отмененными в таком случае пользоваться? Ответ содержится в самом приказе, в примечании к перечню: «Примечание — При пользовании настоящим Перечнем целесообразно проверить действие включенных в него стандартов и сводов правил. Если указанный в перечне документ заменен (изменен), то следует руководствоваться действующей редакцией документа. Если документ отменен без замены, то руководствоваться им не следует».

К этому примечанию следует сделать следующее дополнение:

Пользователь систем «Техэксперт» всегда легко может проверить, какие из документов перечней (или вообще любые упомянутые где-либо документы) действуют или отменены, поскольку в системе «Техэксперт» все ссылки на отмененные документы отображены другим цветом. Тут же по ссылке пользователь может перейти на новый документ, принятый взамен.

А как быть с Перечнем документов по методам испытаний, утвержденным распоряжением Правительства РФ N 304-р, ведь в нем к настоящему моменту несколько отмененных документов? Какие применять: отменные или принятые взамен документы?

Здесь однозначного ответа нет.

Наше мнение — как раз отмененными документами в данном случае пользоваться можно, поскольку они прямо указаны в распоряжении Правительства РФ, а относительно новых — требуется разъяснение Правительства РФ.

Кроме того, из названия перечня следует, что для применения и исполнения технического регламента необходимы не полные тексты стандартов, а только содержащиеся в них правила и методы исследований (испытаний) и измерений.

В отмененном стандарте может содержаться не утративший актуальности метод. Поэтому включение отмененных стандартов в перечень не является грубым нарушением. Необходимый метод может также содержаться и в стандарте, не включенном в перечень. При использовании такого стандарта придется или самостоятельно доказывать наличие в нем одного из необходимых методов, или обращаться в Правительство РФ за разъяснениями.

Ситуация 3

Как быть с применением документов по стандартизации, входящих в доказательную базу технических регламентов Таможенного союза? Напомним, что Перечень документов, входящих в доказательную базу технических регламентов Таможенного союза и применяемых на добровольной основе, утверждается решением Евразийской экономической комиссии.

В перечнях, утверждаемых Евразийской экономической комиссией, встречаются ГОСТы (напомним, что ГОСТ — это межгосударственный стандарт стран СНГ), применение которых прекращено на территории РФ, в связи с утверждением и введением в действие национального стандарта (ГОСТ Р). Вопрос: в данном случае приоритет у какого документа: «отмененного» ГОСТ или «действующего» ГОСТ Р?

По нашему мнению, юридическая сила решений, принимаемых Евразийской экономической комиссией, несомненно выше решений Росстандарта, поэтому приоритет использования в качестве доказательной базы — за ГОСТом, несмотря на то, что его действие в России прекращено.

Как быть, если в перечне, утвержденном Евразийской экономической комиссией, оказался «отмененный» ГОСТ, замененный на новый документ?

Наше мнение — как и в ситуации 2, использовать «отмененный» ГОСТ можно.

Ситуация 4

Еще ситуация, которая может поставить в тупик: ГОСТ включен в перечень документов к ТР ТС, а в России действует аналогичный ГОСТ Р, более передовой, чем ГОСТ. Уже после утверждения перечня к ТР ТС передовой ГОСТ Р был принят в качестве межгосударственного стандарта. Этот межгосударственный стандарт принимается взамен ГОСТ, включенного в перечень к ТР ТС, а также вводится в действие на территории РФ с отменой ГОСТ Р.

Чем пользоваться в этой ситуации — недействующим ГОСТ, включенным в перечень к ТР ТС, или новым ГОСТ, введенным в действие в России? Можно ли применять недействующий ГОСТ Р?

Наше мнение — нужно применять ГОСТ из перечня, если мы хотим выполнить требования технического регламента, но не хотим брать на себя бремя доказывания соответствия этим требованиям. Если мы хотим использовать передовые методы и технологии, мы можем применять новый ГОСТ в той части, требования которой не ниже, чем в старом ГОСТ.

Но при этом мы должны доказать, что требования нового ГОСТ действительно не ниже, чем в старом. Если мы не хотим заниматься подобными доказательствами, мы можем использовать новый ГОСТ, но проверять продукцию на соответствие требованиям старого.

Ситуация 5

И последняя ситуация, вызывающая больше всего вопросов: как быть, если ГОСТ, включенный в перечень к ТР ТС, не введен в действие на территории РФ?

Здесь ситуация схожа с ситуацией 3. Юридическая сила решений, принимаемых Евразийской экономической комиссией, несомненно выше решений Росстандарта. Поэтому наше мнение здесь однозначное — можно и нужно пользоваться межгосударственным стандартом, включенным в перечень к ТР ТС, независимо от того, введен он в действие на территории РФ или нет.

Примечание:

Во всех ситуациях, когда появляется дилемма — применить отмененный или новый документ, — требуется анализ сравнения содержания того и другого документа. Если новый документ не содержит принципиальных отличий от предыдущего, то, собственно говоря, проблемы и нет. Выполнение условий одного документа означает выполнение требований и другого документа. А вот если документы содержат существенные отличия, тогда принципиальное значение имеет, какой документ прямо указан в перечне документов доказательной базы технических регламентов. Применение нового документа, принятого взамен, но прямо не указанного в перечне, может означать, что выпуск продукции осуществляется на основе документов по стандартизации, не включенных в доказательную базу технических регламентов (см. п.7).

Пользователям системы «Техэксперт» для сравнения отмененных и новых документов может быть рекомендован сервис: «Сравнение норм и стандартов». По многим важным документам в системах «Техэксперт» содержится уже выполненный экспертами результат содержательного сравнения отмененных и новых документов, принятых взамен. Пользователю остается принять решение: насколько существенны различия применительно к его профессиональной деятельности и специфике его продукции.

7. Можно ли использовать при производстве продукции документы по стандартизации, не включенные в перечень документов доказательной базы технического регламента, например, зарубежные стандарты, стандарты российских организаций, собственные ТУ?

Поскольку документы по стандартизации являются документами добровольного применения, то производитель вправе сам решать, какие документы применять для выпуска своей продукции: включенные в доказательную базу технического регламента или не включенные. Требования технического регламента производитель выполнить обязан независимо от этого, поэтому, в случае использования документов, не включенных в доказательную базу, он должен самостоятельно доказать соответствие его продукции требованиям технических регламентов. Но доказать кому?

Во-первых, проверить самостоятельно соответствие продукции техническим регламентам, используя достоверные методы испытаний, и декларировать соответствие (выпустить декларацию соответствия).

Во-вторых, в случае обязательной или добровольной сертификации доказать органу по сертификации.

В-третьих, при наличии нареканий на продукцию — органу надзора (например, органу надзора за рынком — Роспотребнадзору).

В-четвертых, в случае если при использовании продукции нанесен вред людям, ущерб окружающей среде, придется доказывать соответствие продукции требованиям технических регламентов уже правоохранительным органам.

8. Ответственность производителя в случае несоответствия продукции публично заявленному стандарту.

Если при производстве продукции, производитель указывает, что его продукция соответствует определенному стандарту, использует обозначение стандарта в маркировке, документации, то есть публично заявляет о соответствии своей продукции определенному стандарту, то в таком случае применение заявленного стандарта является обязательным для изготовителя. Если по факту выяснится, что продукция не соответствует заявленному стандарту, статьей 34 Федерального закона N 162-ФЗ предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной в соответствии с законодательством РФ.

Материалы, представленные на этой странице, находятся в системе «Техэксперт: Стройэкспрет».
Купить специализированную программу для строителей «Техэксперт: Стройэксперт» Вы сможете, заказав бесплатную демонстрацию в Вашем офисе.
Позвоните по телефону: +7(495)730-07-66.
Контактное лицо: Зорина Екатерина

ГОСТ 31894-2012

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) СООТВЕТСТВИЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

Terms and definitions in the field of conformity assessment (attestation) in the Customs union

МКС 03.120.10

Дата введения 2013-09-01

Предисловие

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 3 декабря 2012 г. N 54-П)
За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

Минэкономики Республики Армения

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Россия

Росстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2012 г. N 1968-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31894-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2013 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

Введение

Настоящий стандарт предусматривает использование терминов и определений в рамках Таможенного союза, установленных в международном стандарте ИСО/МЭК 17000* , а также терминов и определений, дополняющих термины и (или) их определения ИСО/МЭК 17000 c учетом конкретизации для условий Таможенного союза, не искажающих смысл соответствующих определений терминов ИСО/МЭК 17000.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематическом порядке, отражающем систему понятий в области оценки (подтверждения) соответствия: объекты оценки (подтверждения) соответствия, требования к объектам, участники оценки (подтверждения) соответствия, процедуры оценки (подтверждения) соответствия и свидетельства их проведения.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в квадратные скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в случаях, когда отсутствие этой части термина не вызывает сомнение в значении такой краткой формы термина.
Некоторые термины и определения в стандарте, содержащие ссылки на источник, дословно воспроизводят термины и определения, установленные в базовых соглашениях Таможенного союза , .
Настоящий стандарт предназначен для заявителей, аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), участвующих в деятельности по обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза, а также для разработчиков документов Таможенного союза.
Настоящий стандарт будет полезен организациям других государств — участников СНГ, осуществляющим взаимную торговлю с государствами — членами Таможенного союза, а также для государств, имеющих намерение присоединиться к системе технического регулирования Таможенного союза.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения в области оценки (подтверждения) соответствия в Таможенном союзе, образованном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ).
Настоящий стандарт предусматривает использование терминов и определений в рамках Таможенного союза, установленных в международном стандарте ИСО/МЭК 17000 , а также терминов и определений, дополняющих термины и (или) их определения в ИСО/МЭК 17000 c учетом конкретизации для условий Таможенного союза, приведенных в разделе 2 настоящего стандарта.
Настоящий стандарт распространяется на различные аспекты обязательной оценки (подтверждения) соответствия: объекты, требования к объектам, процедуры проведения оценки (подтверждения) соответствия.
Настоящий стандарт предназначен для заявителей, аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), участвующих в деятельности по обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза, а также для разработчиков документов Таможенного союза.
Настоящий стандарт будет полезен организациям других государств — участников СНГ, осуществляющим взаимную торговлю с государствами — членами Таможенного союза.

2 Термины и определения, дополняющие термины и (или) их определения, содержащиеся в ИСО/МЭК 17000

2.1 Объекты оценки (подтверждения) соответствия

2.1.1 продукция: Результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях .

2.1.2 выпускаемая продукция: Совокупность продукции, выпускаемая изготовителем в течение срока действия документа о подтверждении соответствия такой продукции.

2.1.3 партия продукции: Совокупность установленного количества изготовленных единиц продукции одного наименования и обозначения, указанного в документе о подтверждении соответствия и предназначенная для реализации.

2.1.4 единица продукции: Отдельный экземпляр штучной продукции или определенное количество нештучной продукции.

2.1.5 процесс : Связанный с требованиями к продукции процесс жизненного цикла продукции, требования к которому устанавливаются в техническом регламенте.

2.1.6 жизненный цикл продукции: Совокупность взаимосвязанных процессов создания и последующего изменения или сохранения состояния продукции от формирования исходных требований к ней до окончания ее эксплуатации (потребления) и утилизации.

2.2 Требования к объектам оценки (подтверждения) соответствия

2.2.1 технический регламент : Документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, утвержденный в установленном порядке.

2.2.2 взаимосвязанный стандарт: Стандарт, требования которого признаны эквивалентными соответствующим обобщенным требованиям технического регламента.

2.2.3 требование: Положение, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены.

2.2.4 обобщенное требование: Требование технических регламентов, представленное в виде описания существа необходимой безопасности, без детализации конкретных способов (параметров) обеспечения безопасности.

2.2.5 заявленное требование: Требование, которое представлено заявителем.

2.2.6 презумпция соответствия: Положение, согласно которому выполнение конкретных (детальных) требований взаимосвязанных стандартов считается соблюдением соответствующих обобщенных требований технического регламента.

2.2.7 перечень взаимосвязанных стандартов: Утверждаемый Комиссией Таможенного союза перечень стандартов, требования которых могут на добровольной основе применяться для оценки (подтверждения) соответствия обобщенным требованиям конкретного технического регламента.
Примечание — Перечень взаимосвязанных стандартов оформляется в форме перечня международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и требований, необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия .

2.3 Участники оценки (подтверждения) соответствия

2.3.1 заявитель: Физическое или юридическое лицо (изготовитель, поставщик, продавец), которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

2.3.2 уполномоченное изготовителем лицо: Юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством — членом Таможенного союза, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при оценке (подтверждении) соответствия и размещении продукции на таможенных территориях государств — членов Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза .

2.3.3 орган по сертификации : Проводящая сертификацию организация, аккредитованная в национальной системе аккредитации в качестве органа по сертификации и включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

2.3.4 испытательная лаборатория (центр) : Проводящая испытания организация (ее часть), аккредитованная в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории (центра) и включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

2.4 Процедуры оценки (подтверждения) соответствия

2.4.1 декларирование соответствия: Форма подтверждения изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом, поставщиком, продавцом) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза .

2.4.2 сертификация: Форма обязательного подтверждения органом по сертификации соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза .

2.4.3 схема оценки (подтверждения) соответствия: Совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

2.4.4 типовая схема оценки (подтверждения) соответствия: Совокупность правил и процедур, устанавливающих типовые способы выполнения работ по оценке (подтверждению) соответствия техническим регламентам Таможенного союза .

2.4.5 исследование (испытание) типа: Элемент схемы оценки (подтверждения) соответствия, представляющий собой операцию, проводимую органом по сертификации для определения соответствия типового представителя выпускаемой продукции требованиям технического регламента.

2.4.6 исследование проекта продукции: Элемент схемы оценки (подтверждения) соответствия, представляющий собой операцию, проводимую органом по сертификации для определения соответствия проекта продукции требованиям технического регламента.

2.4.7 анализ состояния производства: Элемент схемы оценки (подтверждения) соответствия представляющий собой операцию, проводимую органом по сертификации с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации.

2.4.8 заявка на сертификацию: Исходный документ заявителя, содержащий предложения органу по сертификации провести сертификацию заявленного объекта на соответствие указанным заявителем требованиям.

2.4.9 сертификат соответствия : Документ, которым орган по сертификации удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза .

2.4.10 декларация о соответствии : Документ, которым изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо, поставщик, продавец) удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза .

2.4.11 единый знак обращения продукции на рынке : Обозначение, служащее для информирования приобретателей и потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза .

Алфавитный указатель терминов

А

анализ состояния производства

В

взаимосвязанный стандарт

выпускаемая продукция

Д

декларация о соответствии

декларирование соответствия

Е

единица продукции

единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза

Ж

жизненный цикл продукции

заявитель

заявка на сертификацию

заявленное требование

И

испытательная лаборатория (центр)

исследование (испытание) типа

исследование проекта продукции

О

обобщенное требование

орган по сертификации

П

партия продукции

перечень взаимосвязанных стандартов

продукция

презумпция соответствия

процесс

С

сертификат соответствия

сертификация

схема оценки (подтверждения) соответствия

Т

технический регламент

типовая схема оценки (подтверждения) соответствия

требование

У

уполномоченное изготовителем лицо

Библиография

ИСО/МЭК 17000: 2004

Оценка соответствия. Словарь и общие принципы

(ISO/IЕС 17000:2004)

(Conformity assessment — Vocabulary and general principles)

Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 г. (принято правительствами государств — членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 г., опубликовано не было)

Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года (принято Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 ноября 2010 г. и ратифицировано Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 152-ФЗ)

УДК 658.562.014:006.354

МКС 03.120.10

Ключевые слова: оценка соответствия, подтверждение соответствия, Таможенный союз, декларирование соответствия, сертификация, орган по сертификации, испытательная лаборатория (центр)

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ПРИКАЗ

от 19 июля 2018 года N 420-ст

Об отмене национальных стандартов Российской Федерации

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а также обращением технического комитета по стандартизации ТК 056/МТК 056 «Дорожный транспорт» о необходимости отмены национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р группы 41, утративших свою актуальность, в связи с прямым применением с 28 декабря 2000 г. Правил ООН, принятых в соответствии с международным Женевским Соглашением 1958 года,

приказываю:

1. Отменить с 1 сентября 2018 г. национальные стандарты Российской Федерации:

ГОСТ Р 41.1-99 (Правила ЕЭК ООН N 1) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных фар, дающих ассиметричный луч ближнего и (или) дальнего света и оснащенных лампами накаливания категории R2 и (или) HS1»,

ГОСТ Р 41.3-99 (Правила ЕЭК ООН N 3) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения светоотражающих приспособлений для механических транспортных средств и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.4-99 (Правила ЕЭК ООН N 4) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения приспособлений для освещения заднего номерного знака механических транспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.5-99 (Правила ЕЭК ООН N 5) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных ламп-фар («sealed beam» — SB) с европейскими асимметричными огнями ближнего света и (или) дальнего света»,

ГОСТ Р 41.6-99 (Правила ЕЭК ООН N 6) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения указателей поворота механических транспортных средств и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.7-99 (Правила ЕЭК ООН N 7) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения передних габаритных огней, задних габаритных (боковых) огней, сигналов торможения и контурных огней механических транспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.8-99 (Правила ЕЭК ООН N 8) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар с асимметричными огнями ближнего света и (или) огнями дальнего света механических транспортных средств, предназначенных для использования с галогенными лампами накаливания (лампы и (или) )»,

ГОСТ Р 41.9-99 (Правила ЕЭК ООН N 9) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий в связи с производимым ими шумом»,

ГОСТ Р 41.10-99 (Правила ЕЭК ООН N 10) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости»,

ГОСТ Р 41.11-2001 (Правила ЕЭК ООН N 11) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении замков и устройств крепления дверей»,

ГОСТ Р 41.12-2001 (Правила ЕЭК ООН N 12) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя от удара о систему рулевого управления»,

ГОСТ Р 41.13-2007 (Правила ЕЭК ООН N 13) «Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств категорий M, N и O в отношении торможения»,

ГОСТ Р 41.13-Н-99 (Правила ЕЭК ООН N 13-Н) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения»,

ГОСТ Р 41.14-2003 (Правила ЕЭК ООН N 14) «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности»,

ГОСТ Р 41.16-2005 (Правила ЕЭК ООН N 16) «Единообразные предписания, касающиеся: I. Ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств; II. Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности»,

ГОСТ Р 41.17-2001 (Правила ЕЭК ООН N 17) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении прочности сидений, их креплений и подголовников»,

ГОСТ Р 41.18-99 (Правила ЕЭК ООН N 18) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств в отношении их защиты от несанкционированного использования»,

ГОСТ Р 41.19-99 (Правила ЕЭК ООН N 19) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения противотуманных фар для автотранспортных средств»,

ГОСТ Р 41.20-99 (Правила ЕЭК ООН N 20) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных фар с асимметричными огнями ближнего света и (или) огнями дальнего света, предназначенных для использования с галогенными лампами накаливания (лампы Н4)»,

ГОСТ Р 41.21-99 (Правила ЕЭК ООН N 21) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования»,

ГОСТ Р 41.22-2001 (Правила ЕЭК ООН N 22) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения защитных шлемов и их смотровых козырьков для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов»,

ГОСТ Р 41.23-99 (Правила ЕЭК ООН N 23) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних фар механических транспортных средств и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) «Единообразные предписания, касающиеся: I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. Измерения мощности двигателей»,

ГОСТ Р 41.25-2001 (Правила ЕЭК ООН N 25) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения подголовников, вмонтированных или не вмонтированных в сиденья транспортных средств»,

ГОСТ Р 41.26-2001 (Правила ЕЭК ООН N 26) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их наружных выступов»,

ГОСТ Р 41.27-2001 (Правила ЕЭК ООН N 27) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения предупреждающих треугольников»,

ГОСТ Р 41.28-99 (Правила ЕЭК ООН N 28) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения звуковых сигнальных приборов и автомобилей в отношении их звуковой сигнализации»,

ГОСТ Р 41.29-99 (Правила ЕЭК ООН N 29) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты лиц, находящихся в кабине грузового транспортного средства»,

ГОСТ Р 41.30-99 (Правила ЕЭК ООН N 30) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для автомобилей и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.31-99 (Правила ЕЭК ООН N 31) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных фар, представляющих собой галогенные оптические элементы (лампа-фара) (HSB) с асимметричными огнями ближнего и/или дальнего света»,

ГОСТ Р 41.34-2001 (Правила ЕЭК ООН N 34) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении предотвращения опасности возникновения пожара»,

ГОСТ Р 41.35-99 (Правила ЕЭК ООН N 35) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении размещения педалей управления»,

ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36) «Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции»,

ГОСТ Р 41.37-99 (Правила ЕЭК ООН N 37) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения ламп накаливания, предназначенных для использования в официально утвержденных огнях механических транспортных средств и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.38-99 (Правила ЕЭК ООН N 38) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних противотуманных огней механических транспортных средств и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.39-99 (Правила ЕЭК ООН N 39) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизма для измерения скорости, включая его установку»,

ГОСТ Р 41.40-99 (Правила ЕЭК ООН N 40) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения мотоциклов с двигателями с принудительным зажиганием в отношении выделяемых двигателем вредных выбросов с отработавшими газами»,

ГОСТ Р 41.41-2001 (Правила ЕЭК ООН N 41) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения мотоциклов в связи с производимым ими шумом»,

ГОСТ Р 41.42-99 (Правила ЕЭК ООН N 42) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении устанавливаемых на них передних и задних защитных устройств (бамперы) и т.д.»,

ГОСТ Р 41.43-2005 (Правила ЕЭК ООН N 43) «Единообразные предписания, касающиеся безопасных материалов для остекления и их установки на транспортных средствах»,

ГОСТ Р 41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН N 44) «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах»,

ГОСТ Р 41.45-99 (Правила ЕЭК ООН N 45) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения устройств для очистки фар, а также официального утверждения механических транспортных средств в отношении устройств для очистки фар»,

ГОСТ Р 41.46-99 (Правила ЕЭК ООН N 46) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения зеркал заднего вида и механических транспортных средств в отношении установки на них зеркал заднего вида»,

ГОСТ Р 41.47-99 (Правила ЕЭК ООН N 47) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения мопедов, оборудованных двигателями с принудительным зажиганием, в отношении выделяемых двигателем загрязняющих выхлопных газов»,

ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48) «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации»,

ГОСТ Р 41.49-2003 (Правила ЕЭК ООН N 49) «Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выбросов вредных веществ»,

ГОСТ Р 41.50-99 (Правила ЕЭК ООН N 50) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения передних и задних габаритных огней, сигналов торможения, указателей поворота и устройств освещения заднего номерного знака для мопедов, мотоциклов и приравниваемых к ним транспортных средств»,

ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51) «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом»,

ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН N 52) «Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий Мг и Мз в отношении их общей конструкции»,

ГОСТ Р 41.53-99 (Правила ЕЭК ООН N 53) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории (мотоциклов) в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации»,

ГОСТ Р 41.54-99 (Правила ЕЭК ООН N 54) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.55-2005 (Правила ЕЭК ООН N 55) «Единообразные предписания, касающиеся механических сцепных устройств составов транспортных средств»,

ГОСТ Р 41.56-99 (Правила ЕЭК ООН N 56) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар для мопедов и приравниваемых к ним транспортных средств»,

ГОСТ Р 41.57-99 (Правила ЕЭК ООН N 57) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар для мотоциклов и приравниваемых к ним транспортных средств»,

ГОСТ Р 41.58-2001 (Правила ЕЭК ООН N 58) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Задних защитных устройств; II. Транспортных средств в отношении установки задних защитных устройств официально утвержденного типа; III. Транспортных средств в отношении их задней защиты»,

ГОСТ Р 41.59-2001 (Правила ЕЭК ООН N 59) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных систем глушителей»,

ГОСТ Р 41.60-2001 (Правила ЕЭК ООН N 60) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухколесных мотоциклов и мопедов в отношении органов управления, приводимых в действие водителем, включая обозначение органов управления, контрольных приборов и индикаторов»,

ГОСТ Р 41.61-2001 (Правила ЕЭК ООН N 61) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств в отношении их наружных выступов, расположенных перед задней панелью кабины водителя»,

ГОСТ Р 41.62-2001 (Правила ЕЭК ООН N 62) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств с рулем мотоциклетного типа в отношении их защиты от угона»,

ГОСТ Р 41.63-99 (Правила ЕЭК ООН N 63) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухколесных мопедов в связи с производимым ими шумом»,

ГОСТ Р 41.64-99 (Правила ЕЭК ООН N 64) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, оборудованных запасными колесами/шинами для временного пользования»,

ГОСТ Р 41.65-99 (Правила ЕЭК ООН N 65) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения специальных предупреждающих огней для автотранспортных средств»,

ГОСТ Р 41.66-99 (Правила ЕЭК ООН N 66) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения крупногабаритных пассажирских транспортных средств в отношении прочности верхней части конструкции»,

ГОСТ Р 41.68-99 (Правила ЕЭК ООН N 68) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств в отношении измерения максимальной скорости»,

ГОСТ Р 41.69-99 (Правила ЕЭК ООН N 69) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних опознавательных знаков для тихоходных (по своей конструкции) транспортных средств и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.70-99 (Правила ЕЭК ООН N 70) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних опознавательных знаков транспортных средств большой длины и грузоподъемности»,

ГОСТ Р 41.71-99 (Правила ЕЭК ООН N 71) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сельскохозяйственных тракторов в отношении поля обзора водителя»,

ГОСТ Р 41.72-99 (Правила ЕЭК ООН N 72) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар для мотоциклов, дающих асимметричный луч ближнего света и луч дальнего света, оборудованных галогенными лампами накаливания (лампы )»,

ГОСТ Р 41.73-99 (Правила ЕЭК ООН N 73) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств, прицепов и полуприцепов в отношении их боковой защиты»,

ГОСТ Р 41.74-99 (Правила ЕЭК ООН N 74) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения мопедов в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации»,

ГОСТ Р 41.75-99 (Правила ЕЭК ООН N 75) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин для мотоциклов и мопедов»,

ГОСТ Р 41.76-99 (Правила ЕЭК ООН N 76) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар дальнего и ближнего света для мопедов»,

ГОСТ Р 41.77-99 (Правила ЕЭК ООН N 77) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения стояночных фонарей механических транспортных средств»,

ГОСТ Р 41.78-2001 (Правила ЕЭК ООН N 78) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории L в отношении торможения»,

ГОСТ Р 41.79-99 (Правила ЕЭК ООН N 79) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизмов рулевого управления»,

ГОСТ Р 41.80-99 (Правила ЕЭК ООН N 80) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сидений крупногабаритных пассажирских транспортных средств и официального утверждения этих транспортных средств в отношении прочности сидений и их креплений»,

ГОСТ Р 41.81-99 (Правила ЕЭК ООН N 81) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения зеркал заднего вида и двухколесных механических транспортных средств с коляской или без нее в отношении установки зеркал заднего вида на руле»,

ГОСТ Р 41.82-99 (Правила ЕЭК ООН N 82) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар для мопедов, оборудованных галогенными лампами накаливания (типа HS2)»,

ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83) «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей»,

ГОСТ Р 41.84-99 (Правила ЕЭК ООН N 84) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дорожных транспортных средств, оборудованных двигателем внутреннего сгорания, в отношении измерения потребления топлива»,

ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН N 85) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей внутреннего сгорания или систем электротяги, предназначенных для приведения в движение механических транспортных средств категорий М и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги»,

ГОСТ Р 41.86-99 (Правила ЕЭК ООН N 86) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сельскохозяйственных и лесных тракторов в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации»,

ГОСТ Р 41.87-99 (Правила ЕЭК ООН N 87) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств»,

ГОСТ Р 41.88-99 (Правила ЕЭК ООН N 88) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения светоотражающих шин для двухколесных транспортных средств»,

ГОСТ Р 41.89-99 (Правила ЕЭК ООН N 89) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Транспортных средств в отношении ограничения их максимальной скорости; II. Транспортных средств в отношении установки устройств ограничения скорости (УОС) официально утвержденного типа; III. Устройств ограничения скорости (УОС)»,

ГОСТ Р 41.90-99 (Правила ЕЭК ООН N 90) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных тормозных накладок в сборе и накладок барабанных тормозов для механических транспортных средств и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.91-99 (Правила ЕЭК ООН N 91) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения боковых габаритных фонарей для механических транспортных средств и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.92-99 (Правила ЕЭК ООН N 92) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения непервоначальных сменных систем глушителей (ССГ) для мотоциклов, мопедов и трехколесных транспортных средств»,

ГОСТ Р 41.93-99 (Правила ЕЭК ООН N 93) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Передних противоподкатных защитных устройств (ППЗУ); II. Транспортных средств в отношении установки ППЗУ официально утвержденного типа; III. Транспортных средств в отношении их передней противоподкатной защиты (ППЗ)»,

ГОСТ Р 41.94-99 (Правила ЕЭК ООН N 94) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае лобового столкновения»,

ГОСТ Р 41.95-2005 (Правила ЕЭК ООН N 95) «Единообразные предписания, касающиеся защиты водителя и пассажиров в случае бокового столкновения»,

ГОСТ Р 41.96-2005 (Правила ЕЭК ООН N 96) «Единообразные предписания, касающиеся двигателей с воспламенением от сжатия, предназначенных для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной технике, в отношении выброса вредных веществ этими двигателями»,

ГОСТ Р 41.97-99 (Правила ЕЭК ООН N 97) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения систем тревожной сигнализации транспортных средств (СТСТС) и механических транспортных средств в отношении их систем тревожной сигнализации (СТС)»,

ГОСТ Р 41.98-99 (Правила ЕЭК ООН N 98) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар механических транспортных средств с газоразрядными источниками света»,

ГОСТ Р 41.99-99 (Правила ЕЭК ООН N 99) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств»,

ГОСТ Р 41.100-99 (Правила ЕЭК ООН N 100) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения аккумуляторных электромобилей в отношении конкретных требований к конструкции и функциональной безопасности»,

ГОСТ Р 41.101-99 (Правила ЕЭК ООН N 101) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей, оборудованных двигателем внутреннего сгорания, в отношении измерения объема выбросов диоксида углерода и расхода топлива, а также транспортных средств категории Mi и Ni, оборудованных электроприводом, в отношении измерения расхода электроэнергии и запаса хода»,

ГОСТ Р 41.102-99 (Правила ЕЭК ООН N 102) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Укороченного сцепного устройства (УСУ); II. Транспортных средств в отношении установки УСУ официально утвержденного типа»,

ГОСТ Р 41.103-99 (Правила ЕЭК ООН N 103) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных каталитических нейтрализаторов для механических транспортных средств»,

ГОСТ Р 41.104-2002 (Правила ЕЭК ООН N 104) «Единообразные предписания, касающиеся сертификации светоотражающей маркировки для транспортных средств большой длины и грузоподъемности»,

ГОСТ Р 41.105-2005 (Правила ЕЭК ООН N 105) «Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении конструктивных особенностей»,

ГОСТ Р 41.106-99 (Правила ЕЭК ООН N 106) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин для сельскохозяйственных транспортных средств и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.107-99 (Правила ЕЭК ООН N 107) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухэтажных пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции»,

ГОСТ Р 41.108-99 (Правила ЕЭК ООН N 108) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения в отношении производства пневматических шин с восстановленным протектором для автотранспортных средств и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.109-99 (Правила ЕЭК ООН N 109) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения в отношении производства шин с восстановленным протектором для транспортных средств неиндивидуального пользования и их прицепов»,

ГОСТ Р 41.112-2005 (Правила ЕЭК ООН N 112) «Единообразные предписания, касающиеся автомобильных фар, испускающих асимметричный луч ближнего или дальнего света либо оба луча и оснащенных лампами накаливания»,

ГОСТ Р 41.113-2005 (Правила ЕЭК ООН N 113) «Единообразные предписания, касающиеся автомобильных фар, испускающих симметричный луч ближнего или дальнего света либо оба луча и оснащенных лампами накаливания».

2. Управлению технического регулирования и стандартизации обеспечить размещение информации об отмененном настоящим приказом стандарте на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт) с учетом законодательства о стандартизации.

3. Федеральному государственному унитарному предприятию «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (В.А.Витушкин) разместить настоящий приказ на официальном сайте в установленном порядке.

Заместитель Руководителя

А.П.Шалаев

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

рассылка

Национальный стандарт Российской Федерации — Стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации (1.1).

Виды национальных стандартов

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов (рис. 15):

  • — стандарты основополагающие;
  • — стандарты на продукцию;
  • — стандарты на услуги;
  • — стандарты на процессы (работы);
  • — стандарты на методы контроля;
  • — стандарты на термины и определения.

Основополагающий стандарт — стандарт, имеющий широкую область распространения и (или) содержащий общие положения для определенной области (2.13).

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.

В приведенном определении основополагающего стандарта заложены широкий и узкий смысл. Основополагающий стандарт в широком смысле включает следующие объекты межотраслевого значения: систему «Стандартизация в Российской Федерации», систему «Единая система конструкторской документации», единицы измерения, термины межотраслевого значения (управление качеством, надежность продукции, упаковка) и пр.

Основополагающий стандарт в узком смысле — системообразующий стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов конкретной системы, например: ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федера-

Рис. 15. Виды национальных стандартов

ции. Основные положения»; ГОСТ Р 50779.0—95 «Статистические метолы. Основные положения».

Существует два подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила.

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192—96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000—2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.

Доля основополагающих стандартов в общем фонде национальных стандартов составляет 18%.

При необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений соответствующего по назначению основополагающего организационно-методического или общетехнического национального стандарта РФ разрабатываются Правила по стандартизации.

Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.

В ГОСТ Р 1.0—2004 указывается, что стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или конкретной продукции: а) технические требования; б) методы контроля безопасности; в) технические требования к основным потребительским свойствам; г) требования к условиям и правилам эксплуатации; д) требования к транспортированию, хранению, применению и утилизации.

На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1) стандарт общих технических условий; 2) стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил упаковки, транспортирования и хранения.

Для коммерческих работников и потребителей огромное значение имеют тс положения раздела стандарта на продукцию, которые устанавливают градацию товаров по качеству. Например, четкое разделение в стандартах (и как следствие в маркировке на упаковке) таких продуктов, как молоко и молочный напиток, масло животное и спред, предупреждают введение покупателя в заблуждение, позволяют привести в соответствие розничную цепу товара с его качеством.

Стандарт на процессы устанавливает требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров, например: 1)ГОСТ 26907—86 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595—79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

Стандарт на методы контроля должен в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Как уже было указано выше (подразд. 1.5), особую значимость стандарты данного вида приобрели в связи с введением в действие ТР: перечень национальных стандартов на методы определения показателей безопасности утверждается постановлением Правительства РФ.

Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках точности.

Отсутствие сведений о погрешности может привести к ошибочным заключениям о годности испытываемой продукции. Например, в ГОСТе на водку установлено предельно допустимое значение концентрации альдегидов, равное 8,0 мг/дм3. Допустим, при испытании партии было получено 7,0 мг/дм3. Если не принимать во внимание погрешность результата измерения (она не нормирована в стандарте), то можно сделать вывод о годности водки по данному показателю. Но, по мнению специалистов, погрешность измерения может достигать 25—30%. Следовательно, действительное значение концентрации альдегидов лежит в интервале от 5 до 9 мг/дм3. Таким образом, имеется значительная вероятность того, что решение о годности водки окажется ошибочным и потребителю поступит продукт, наносящий вред из-за повышенной концентрации альдегидов.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведения испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) правила оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России в частности очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию продукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию. В частности, в 2002 г. введены в действие ГОСТы по идентификации ряда групп пищевой продукции — молочных и молокосодержащих продуктов, натурального растворимого кофе, продуктов сахарной промышленности и пр. Особое внимание уделяется разработке стандартов на микробиологические методы, позволяющие выявлять радиационно обработанные пищевые продукты.

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Доля стандартов на методы контроля в общем фонде стандартов составляет 24%.

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарты на услуги подробно рассмотрены в разд. 8 данной главы.

Стандарт на термины и определения — стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

Огромную роль терминологические стандарты играют в обеспечении потребителей объективной информацией о качестве реализуемых товаров. Здесь уместно привести афоризм великого философа Р. Декарта: «…определяйте значение слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений».

При продвижении товара на рынок изготовитель часто оперирует терминами типа «пожизненная гарантия», «сигареты легкие» и пр., которые вводят в заблуждение потребителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *